Рабочая программа по чувашскому языку
рабочая программа (1 класс)
Рабочая программа по чувашскому языку для 1 класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по чувашскому языку | 45.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Старосуркинская средняя общеобразовательная школа» Альметьевского муниципального района
РАССМОТРЕНО на заседании ШМО Протокол № 1 от «27» августа 2021 г. | «СОГЛАСОВАНО» Зам.директора по УВР Сергиванова Л.В. /_________/ «28» августа 2021 г. | «УТВЕРЖДАЮ» Директор школы Ильдукова В.В. /___________/ Приказ № 105 от «28» августа 2021 г. | ||||
Рабочая программа
по родному (чувашскому) языку
в 1 классе
учителя I квалификационной категории
Сатыбаловой Елены Александровны
Количество часов в неделю - 3, в год - 66
РАССМОТРЕНО
на заседании педагогического
совета школы
Протокол № 1
от «24» августа 2021 г.
2021 год
Планируемые результаты изучения учебного предмета
В области личностных универсальных учебных действий ученик научится:
– осознавать себя гражданином многонационального Российского государства;
– проявлять интерес к культуре чувашского народа и других народов;
– положительно относиться к урокам чувашского языка;
– осознавать свою этническую принадлежность;
– уважительно относиться к нормам чувашского этикета и традициям чувашского народа;
– соблюдать моральные нормы поведения в обществе;
– анализировать собственные и поступки одноклассников;
– проявлять интерес к учебному материалу;
Ученик получит возможность научиться:
– понимать значение чувашского языка в жизни Чувашской Республики, чувашского народа и в своей жизни;
– проявлять устойчивый интерес к культуре чувашского народа и других народов;
– устойчиво следовать в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
– осознанно понимать чувства других людей и сопереживать им;
– проявлять учебно-воспитательный интерес к нахождению разных способов решения учебной задачи;
– адекватно понимать причины успешности и неуспешности учебной деятельности.
Метапредметные результаты
В области познавательных универсальных учебных действий ученик научится:
– осуществлять поиск нужной информации в учебнике (находить нужный текст, нужные упражнения и задания);
– понимать знаки, символы, схемы, приведенные в учебнике и учебных пособиях;
– работать с таблицами, правилами, схемами, иллюстрациями для решения учебных задач;
– понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
– находить в материалах учебника ответ на заданный вопрос;
– строить небольшие сообщения в устной форме;
– ориентироваться в двуязычном словаре (находить слово в словаре по алфавиту, определить значение слова);
– находить вместе с одноклассниками разные способы решения учебной задачи;
– выделять существенные и несущественные признаки изучаемого объекта.
Ученик получит возможность научиться:
– осознанно строить сообщения в устной форме;
– осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
– сравнивать и классифицировать самостоятельно изученные объекты по выделенным критериям;
– произвольно и осознанно владеть общими приемами решения задач.
В области коммуникативных универсальных учебных действий ученик научится:
– принимать участие в парной и групповой форме работы;
– использовать в общении правила вежливости;
– допускать существование различных точек зрения;
– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
– учитывать другое мнение и позицию;
– контролировать действия партнера;
Ученик получит возможность научиться:
– принимать другое мнение и позицию;
– формулировать собственное мнение и позицию;
– строить понятные для партнера высказывания;
– задавать вопросы, адекватные данной ситуации;
– владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами чувашского языка;
– адекватно использовать речевые средства для эффективного решения различных коммуникативных задач.
В области регулятивных универсальных учебных действий ученик научится:
– принимать и сохранять учебную задачу;
– понимать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
– учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
– выполнять учебные действия в устной и письменной речи.
Ученик получит возможность научиться:
– следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения;
– адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, одноклассниками;
– находить несколько вариантов решения учебной задачи;
– осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя.
Предметные результаты
Письменная речь
Ученик научится:
– владеть техникой письма;
– выписывать из текста слова, словосочетания, предложения;
Ученик получит возможность научиться:
– в письменной форме отвечать на вопросы к тексту.
Языковая компетенция
Графика, каллиграфия
Ученик научится:
– воспроизводить графически и каллиграфически корректно все буквы чувашского алфавита;
– знать последовательность букв в алфавите, пользоваться чувашским алфавитом для упорядочивания слов и поиска нужной информации;
– различать понятия буква и звук;
– отличать буквы от знаков транскрипции;
– списывать текст;
– применять основные правила чтения, читать и писать изученные слова чувашского языка;
Ученик получит возможность научиться:
– уточнять написание слова по словарю;
– осуществлять звукобуквенный разбор простых по слоговому составу слов;
– оценивать правильность проведения звукобуквенного разбора слов;
– устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я, в словах разделительными ь и ъ;
– использовать алфавит при работе со словарями.
Орфография
Ученик научится:
– применять правила правописания (в объеме содержания курса);
– определять написание слов по словарю учебника;
– безошибочно списывать небольшие тексты;
Ученик получит возможность научиться:
– осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки.
Пунктуация
Ученик научится:
– применять изученные правила пунктуации;
Ученик получит возможность научиться:
– осознавать место возможного возникновения пунктуационной ошибки.
Морфемика (состав слова) и словообразование
Ученик научится:
– различать грамматические формы одного и того же слова.
Ученик получит возможность научиться:
– разбирать по составу слова;
– оценивать правильность проведения разбора слова по составу.
Грамматическая сторона речи
Морфология
Ученик научится:
– распознавать в тексте и употреблять в речи изученные части речи: существительные в единственном и во множественном числе; глаголы в настоящем времени, прилагательные; количественные и порядковые (до 10) числительные.
– различать имена существительные, отвечающие на вопросы кам? камсем? мĕн? мĕнсем?;
– употреблять прилагательные при описании людей, животных, предметов.
Ученик получит возможность научиться:
– определять вопросы существительных;
– определять число, время, лицо, вопросы глаголов;
– определять вопрос прилагательных;
– изменять существительные и глаголы по вопросам;
– оперировать в речи лично-возвратными местоимениями;
– распознавать в тексте и дифференцировать слова по определенным признакам (существительные, прилагательные, глаголы, послелоги, союзы).
Синтаксис
Ученик научится:
– различать слово, словосочетание, предложение;
– распознавать и употреблять в речи предложения по цели высказывания и интонации: повествовательные, вопросительные, побудительные, восклицательные;
Ученик получит возможность научиться:
– составлять из слов предложения;
– самостоятельно составлять предложения с однородными членами.
Содержание учебного предмета, курса
Содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции
Письмо.
Письмо прописных и строчных букв.
Письмо слов, словосочетаний, предложений.
Списывание, выписки.
Письменные фонетические, лексические и грамматические упражнения.
Перевод небольших текстов с русского на чувашский язык.
Создание собственных текстов.
Содержание, обеспечивающее формирование языковой компетенции
Графика, каллиграфия
Современный чувашский алфавит. Название и порядок букв чувашского алфавита. Сравнение чувашского и русского алфавитов.
Различение звука и буквы: буква как знак звука.
Буквы, обозначающие согласные звуки.
Буквы, обозначающие гласные звуки.
Буквы, не обозначающие звуков (ъ, ь).
Сопоставление звукового и буквенного состава слова.
Способы обозначения на письме твердости и мягкости согласных.
Способы обозначения на письме звонких согласных.
Прописные и строчные буквы.
Знаки транскрипции.
Орфография
Заглавная буква в начале предложения, в именах собственных.
Правописание звонких согласных звуков [б], [г], [д], [ж], [з], [Х], [Ч'] [Ç'], расположенных между гласными, между сонорными согласными [в], [й'], [л], [м], [н], [р] и гласным.
Обозначение сочетания звуков [й'э], [й'о], [й'у], [й'а] в начале слова.
Правописание мягкого знака ь после мягких согласных, расположенных перед не смягчающими гласными [а], [ӑ], [у], [ы] (кукӑль).
Правописание букв ю, я после согласных (выля, уплюнкка).
Написание парных слов.
Написание двойных согласных в различных частях речи (анне, виççӗ).
Пунктуация
Знаки препинания (.?!) в конце предложения.
Знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами.
Морфемика (состав слова) и словообразование
Различение различных форм одного и того же слова.
Фонетика
Адекватное произношение и различение на слух всех звуков чувашского языка.
Гласные и согласные, мягкие и твердые, звонкие и глухие согласные и их произношение.
Сравнительная характеристика звуков чувашского и русского языков.
Произношение согласных звуков, стоящих перед гласными [э], [ӗ], [и], [ӱ] и после них.
Установление числа и последовательности звуков в слове.
Расхождение произношения и обозначения звуков ([уба] – упа; [таза] – таса).
Озвончение шумных глухих согласных [п], [к], [т], [ш], [с], [х], [ч], [ç] между гласными, между сонорными согласными [в], [й'], [л], [м], [н], [р] и гласным. Произношение слов с буквой ь (кукӑль, Тольӑпа).
Произношение согласных звуков перед буквой я (выля).
Произношение слов с сочетаниями букв ье (çемье).
Произношение слов со звуком [в].
Произношение слов с удвоенными согласными.
Ударение в слове. Нахождение в слове ударных и безударных звуков. Определение места ударения.
Ударение во фразе.
Слог. Деление слова на слоги. Ударные и безударные слоги.
Членение предложения на синтагмы (смысловые группы).
Ритмико-интонационные особенности повествовательного, побудительного, вопросительного предложений.
Интонация в предложениях с частицами, с однородными членами.
Частичный звукобуквенный анализ слова.
Лексика
Речевые клише как элементы речевого этикета, отражающие культуру чувашского народа.
Лексическое значение слова.
Тематические группы слов.
Слова, общие в русском и родном языке учащихся.
Синонимы и антонимы (илемлӗ – хитре, пӗчӗк – пысӑк).
Морфология
Самостоятельные части речи
Имя существительное
Значение и употребление в речи.
Собственные и нарицательные существительные.
Начальная форма существительных.
Вопросы имени существительные в единственном и во множественном числе.
Число имен существительных.
Изменение существительных единственного и множественного числа по вопросам (склонение).
Согласование глаголов настоящего времени с существительными.
Форма принадлежности.
Отсутствие категории рода у существительных в чувашском языке.
Имя прилагательное
Значение и употребление в речи.
Вопросы прилагательного мӗнле? и мӗн тӗслӗ?
Отличие имен прилагательных от других частей речи.
Сочетание имени прилагательного с именем существительным.
Отсутствие категории рода и числа у прилагательных в чувашском языке.
Имя числительное
Значение и употребление в речи.
Вопрос количественного числительного миçе?
Краткая и полная форма количественных числительных.
Образование порядковых числительных.
Сочетание количественных, порядковых числительных с существительными.
Отсутствие категории рода у числительных в чувашском языке.
Местоимение
Значение и употребление в речи.
Личные, указательные, вопросительные местоимения.
Личные местоимения единственного и множественного числа в основном и притяжательном падежах.
Согласование личных местоимений с глаголами настоящего времени.
Указательные местоимения ку, кусем.
Вопросительные местоимения кам? мĕн? в разных падежах.
Отсутствие категории рода у местоимений в чувашском языке.
Глагол
Значение и употребление в речи.
Начальная форма глагола.
Изменение глаголов по временам. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем времени. Утвердительная и отрицательная формы.
Вопросы глаголов настоящего времени.
Согласование глаголов с существительными.
Отсутствие в чувашском языке категории рода и вида у глаголов.
Наречия (без использования терминологии)
Употребление в речи наречий места (кунта, унта).
Служебные слова
Послелоги (без использования терминологии)
Роль послелогов в предложении.
Союзы (без использования терминологии)
Роль союзов в предложении.
Сочинительные союзы (без использования терминологии) та, те, тата.
Словосочетание
Различение слова, словосочетания, предложения.
Предложение
Понятие о предложении. Основные признаки предложения.
Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Побудительные предложения в утвердительной и отрицательной форме (Тӗрӗс çыр. Тӗрӗс çырӑр.)
Простое предложение. Главные члены предложения (без использования терминологии).
Различение подлежащего и сказуемого во вопросам.
Второстепенные члены предложения (без использования терминологии).
Простое распространенное и нераспространенное предложения.
Предложения с однородными членами с союзом тата (без перечислений).
Предложения с однородными членами без союзов.
Предложения с обращениями.
Тематическое планирование
№ п/п | Наименование раздела | Кол-во часов |
1. | Подготовительный период | 8ч |
2. | Букварный период | 35ч |
3. | Слово. Предложение. Текст | 23ч |
Итого | 66ч |
Календарное тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата | Основные виды учебной деятельности обучающихся | |
по плану | фактически | ||||
1 четверть | |||||
Подготовительный период (8 часов) | |||||
1 2 | Знакомство. Паллашу | 2с | 03.09 07.09 | Группируют слова по первому (последнему) звуку, по наличию близких в артикуляционном отношении звуков. Различают звуки родной речи. Контролируют этапы своей работы, оценивают процесс и результат выполнения задания. Классифицируют слова по количеству слогов и месту ударения. Анализируют, делят слова на слоги, определяют количество слогов в слове. Подбирают слова с заданным количеством слогов. Подбирают слова с заданным ударным звуком. Находят и исправляют ошибки, допущенные при делении слов на слоги, в определении ударного звука. | |
3 4 | Цвета. Тĕссем | 2с | 10.09 14.09 | ||
5 6 | Животные. Чӗр чунсем. | 2с | 17.09 21.09 | ||
7 8 | Числа. Числосем | 2с | 24.09 28.09 | ||
Букварный период (35 часов) | |||||
9 | Буквы Аа, Ăă | 1с | 01.10 | Воспроизводят заданный учителем образец интонационного выделения звука в слове. Группируют слова по первому (последнему) звуку, по наличию близких в артикуляционном отношении звуков. Подбирают слова с заданным звуком. Различают звуки родной речи. Контролируют этапы своей работы, оценивают процесс и результат выполнения задания. Классифицируют слова по количеству слогов и месту ударения. Делят слова на слоги, определяют количество слогов в слове. Подбирают слова с заданным количеством слогов. Находят и исправляют ошибки, допущенные при делении слов на слоги, в определении ударного звука. Соотносят звук и соответствующую ему букву. Соотносят графический образ чувашского слова с его звуковым образом. | |
10 | Буквы Уу | 1с | 05.10 | ||
11 | Буквы Ии, Оо | 1с | 08.10 | ||
12 | Буквы Ыы | 1с | 12.10 | ||
13 | Буквы Ӳӳ, Ээ | 1с | 15.10 | ||
14 | Буквы Ĕĕ | 1с | 19.10 | ||
15 | Повторение. Аса илӱ | 3с | 22.10 | ||
16 17 | 26.10 29.10 | ||||
2 четверть | Пользуются чувашским алфавитом, в частности в работе со словарями. Правильно называют буквы в алфавите. Сравнивают чувашский и русский алфавиты. Воспроизводят графически и каллиграфически корректно все буквы чувашского алфавита. Различают понятия буква и звук. Определяют, какие звуки обозначают указанные буквы. Обозначают гласные и согласные звуки буквами. Выделяют буквы, обозначающие мягкие и твердые, звонкие и глухие согласные. Определяют роль гласных[э], [ӗ], [и], [ӱ] в словах. | ||||
18 | Гласные буквы. | 1с | 09.11 | ||
19 | Диалог | 1с | 12.11 | ||
20 | Буквы Мм | 1с | 16.11 | ||
21 | Буквы Нн | 1с | 19.11 | ||
22 | Буквы Рр | 1с | 23.11 | ||
23 | Буквы Лл | 1с | 26.11 | ||
24 | Буквы Йй, Вв | 1с | 30.11 | ||
25 | Буквы Яя | 1с | 03.12 | ||
26 | Буквы Юю | 1с | 07.12 | ||
27 | Буквы Ее, Ёё | 1с | 10.12 | ||
28 | Буквы Кк | 1с | 14.12 | ||
29 | Буквы Пп | 1с | 17.12 | ||
30 | Буква п между гласными | 1с | 21.12 | ||
31 32 | Повторение. Аса илӱ | 2с | 24.12 28.12 | ||
3 четверть | |||||
33 | Буквы Тт | 1с | 14.01 | ||
34 | Буквы Сс | 1с | 18.01 | ||
35 | Буквы Шш | 1с | 21.01 | ||
36 | Буква ш между гласными | 1с | 25.01 | ||
37 | Буквы Чч, Хх | 1с | 28.01 | ||
38 | Буквы Çҫ | 1с | 01.02 | ||
39 | Буквы Бб, Дд, Зз в чувашском языке | 1с | 04.02 | ||
40 | Буквы Жж, Гг в чувашском языке | 1с | 15.02 | ||
41 | Буквы Фф, Цц, Щщ в чувашском языке | 1с | 18.02 | ||
42 | Буква ъ | 1с | 22.02 | ||
43 | Согласные буквы | 1с | 25.02 | ||
Слово. Предложение. Текст (23 часа) | |||||
44 | Слова, отвечающие на вопрос камăн? | 1с | 01.03 | Пишут с заглавной буквы первое слово предложения. Различают на слух и адекватно произносят все звуки чувашского языка, соблюдая нормы произношения звуков. Различают в слове гласные и согласные, мягкие и твердые, звонкие и глухие согласные звуки и правильно произносить их. Объясняют особенности гласных и согласных звуков. Кратко характеризуют звуки в устной форме. Определяют звук по его характеристике. Находят в тексте слова с заданным звуком. Группируют звуки по заданным критериям. Наблюдают за расхождением произношения и обозначения звуков. | |
45 46 | Предложения | 2с | 04.03 11.03 | ||
47 | Диалог | 1с | 15.03 | ||
48 | Местоимения манăн, санăн | 1с | 18.03 | ||
49 | Ответы на вопросы | 1с | 22.03 | ||
50 | Повторение. Аса илӱ | 1с | 25.03 | ||
4 четверть | |||||
51 52 | Повторение. Аса илӱ | 2с | 08.04 12.04 | ||
53 | Слова-действия, которые отвечают на вопросы мĕн тăвать? Мĕн тăваççĕ? | 1с | 15.04 | ||
54 55 | Слова-действия, которые отвечают на вопрос мĕн тăватпăр? | 2с | 19.04 19.04 | ||
56 | Составление текста по образцу | 1с | 22.04 | ||
57 58 | Слова с аффиксом -ре | 2с | 26.04 29.04 | ||
59 60 | Текст | 2с | 03.05 06.05 | ||
61 62 63 64 65 66 | Повторение. Аса илӱ | 6с | 10.05 13.05 17.05 20.05 24.05 24.05 |
Лист изменений в тематическом планировании
№ записи | Дата | Изменения, внесенные в КТП | Причина | Согласование с зам. директора по УВР |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по чувашскому языку
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Настоящая образовательная программа разработана на основе государственного стандарта общего образования, примерной программы основного общего образования по чувашскому языку и п...
Рабочая программа по чувашскому языку. Игнатьева. 3 класс
Рабочая программа по чувашскому языку для 3 класса составлена на основе государственного стандарта по чувашскому языку для русской школы и авторской программы по чувашскому языку для 1-4 классов русск...
«Рабочая программа по чувашскому языку»
Рабочая программа по чувашскому языку для начальной ступени общего образования разработана в соответствии с ФГОС на основе Примерной программы начального общего образования, Примерно...
рабочая программа по чувашскому языку. 3 класс с ууд
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение«Чепкас-Никольская основная общеобразовательная школа» Рассмотрена и согласованана заседании МО уч...
рабочая программа по чувашскому языку ФГОС 3 класс
Программа по чувашскому языку предназначена для учителей начальных классов по чувашскому языку. Полное описание по восьми разделам, тематическое планирование...