Рабочая программа "Смысловое чтение"
рабочая программа (3 класс)

Куликова Ольга Александровна

-

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл smyslovoe_chtenie.docx33.42 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

начальная общеобразовательная школа № 2 г. Охи

имени Героя Советского Союза Григория Григорьевича Светецкого

Рассмотрено:                                                         Утверждаю:

на педагогическом совете                                   Директор МБОУ НОШ №2 г. Охи

Протокол № __________                                     им. Г.Г. Светецкого

от «____»_______2021 г                                       _______________ Е.В. Финенко

.                                                                                от «______»____________2021 г.                                      

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«СМЫСЛОВОЕ ЧТЕНИЕ»

духовно-нравственное  направление

3 класс

срок реализации 1 год

составлена на основе авторской программы Антошина Максима Константиновича

 учителем начальных классов Куликовой Ольгой Александровной

Оха

2021 год

Ожидаемые результаты освоения курса внеурочной деятельности

Личностные результаты освоения курса «Смысловое чтение»:

  • Осознание важности чтения и литературы как средства познания окружающего мира и самого себя.
  • Осмысление значимости литературы как явления национальной и мировой культуры, важного средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций.
  • Усвоение основных нравственных норм и ориентация на их соблюдение.
  • Осознавать значение литературного чтения в формировании собственной культуры и мировосприятия;

Метапредметные результаты освоения курса «Смысловое чтение»:

Регулятивные умения:

  • уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
  • уметь самостоятельно работать с новым произведением;
  • уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;
  • уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.

Познавательные учебные умения:

  • прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;
  • отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
  • ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);
  • составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;
  • пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.

Коммуникативные учебные умения:

  • участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
  • оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;
  • высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;
  • участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;

соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т. д.

Предметные результаты освоения курса «Смысловое чтение»:

  • Определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
  • Владеть техникой (навыком) чтения вслух и про себя, читать со скоростью, позволяющей понимать прочитанное, правильно (без искажений), сознательно и выразительно (передавая своё отношение к читаемому, делая смысловые акценты, соблюдая паузы); в соответствии с учебной задачей обращаться к разным видам чтения (изучающее, выборочное, ознакомительное).
  • Воспринимать содержание художественного, научно-познавательного, учебного текстов, осмысливать, излагать и интерпретировать фактический материал; отвечать на вопросы в устной и письменной формах, подтверждать свой ответ примерами из текста; задавать вопросы к прочитанным произведениям, в том числе проблемного характера; участвовать в беседе по прочитанному; самостоятельно определять тему и под руководством взрослого главную мысль прочитанного или прослушанного произведения.
  • Определять в произведении хронологическую последовательность событий, находить портретные характеристики героев, описание пейзажа, интерьера. Составлять план текста (вопросный, номинативный, цитатный). Пересказывать текст (подробно, выборочно, сжато).
  • Характеризовать героев произведения, давать оценку их поступкам; устанавливать взаимосвязь между поступками, мыслями, чувствами героев. Сравнивать героев произведения по заданным критериям, а также самостоятельно определять критерии для сравнения.
  • Находить в тексте средства художественной выразительности (олицетворение, эпитет, сравнение), понимать их роль в произведении, использовать выразительные средства языка в собственном высказывании.
  • Объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст, с использованием словарей и других источников информации.

Воспитательные результаты внеурочной деятельности

Первый уровень

приобретение школьником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни

Второй уровень

получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. 

Третий уровень

Предполагает получение школьниками новых знаний и  реализация их проявляется через классные научно-практические конференции.

Тематическое планирование

раздела, темы

Наименование разделов и тем

Всего часов

В т. ч. на практические работы

1.

Теоретические занятия

1.1

Стихотворение А. Усачёв «1 сентября». Готовимся к выразительному чтению стихотворения «1 сентября»

-

1.2

1.3

Стихотворение П. Синявского «Родная песенка». Готовимся к выразительному чтению стихотворения «Родная песенка»

2 ч

1.4

1.5

1.6

1.7

Рассказ А. Пантелеева «Главный инженер». Готовимся к чтению по ролям отрывка из рассказа «Главный инженер»

1.8

1.9

Готовимся к чтению по ролям отрывка из рассказа А. Пантелеева «Главный инженер»

1.10

1.11

Тайская сказка «Птица-болтунья». Готовимся к выразительному чтению сказки «Птица-болтунья»

1.12

Китайская сказка «Олени и пёс»

1.13

1.14

1.15

Научно-познавательный текст «Скорость бега животных». Готовимся к выразительному чтению сказки «Олени и пёс

1.16

Занятие в компьютерном классе

1.17

1.18

1.19

Рассказ Н. Сладкова «Домики на ножках». Готовимся к выразительному чтению рассказа «Домики на ножках»

1.20

Экскурсия в библиотеку

1.21

1.22

1.23

Рассказ Скребицкого Г. «Любитель песни»

1.24

1.25

Научно-познавательный текст «Тюлень». Готовимся к чтению по ролям отрывка из рассказа «Любитель песни»

1.26

Рассказ Л. Каминского «Падежи Юры Серёжкина»

1.27

1.28

1.29

Учебный текст «Как определить падеж имени существительного?». Готовимся к постановке рассказа Л. Каминского «Падежи Юры Серёжкина»

1.30

Рассказ Н. Носова «Заплатка»

1.31

1.32

Готовимся к выразительному чтению рассказа Н. Носова «Заплатка»

1.33

1.34

Стихотворение Е. Евсеевой «Каникулы». Готовимся к выразительному чтению стихотворения «Каникулы»

Итого: 34ч

Содержание курса внеурочной деятельности

Содержание предмета

Основные виды учебной деятельности учащихся

Формы организации учебных занятий

Стихотворение А. Усачёв «1 сентября». Готовимся к выразительному чтению стихотворения «1 сентября»

Прогнозирование содержания произведения. Формирование эмоциональной оценки стихотворения. Анализ содержания стихотворения. Словарная работа. Полисемия слов. Развитие технической стороны чтения. Сопровождающее чтение. Игра «Читаем цепочкой». Выразительное чтение стихотворения. Взаимная оценка

Учебный диалог.

Стихотворение П. Синявского «Родная песенка». Готовимся к выразительному чтению стихотворения «Родная песенка»

Формирование эмоциональной оценки стихотворения. Анализ содержания стихотворения. Анализ средств художественной выразительности: свёрнутые сравнения (метафоры). Словарная работа. Развитие технической стороны чтения. Сопровождающее чтение. Игры: «Читаем цепочкой», «Кто

дальше?», «Читаем перевёрнутый текст». Выразительное чтение стихотворения.

Учебный диалог. Практическая работа.

Рассказ А. Пантелеева «Главный инженер». Готовимся к чтению по ролям отрывка из рассказа «Главный инженер»

Анализ содержания рассказа. Определение главной мысли. Прогнозирование развития сюжета. Развитие технической стороны чтения. Сопровождающее чтение. Игры: «Читаем цепочкой» и «Читаем одновременно». Выразительное чтение по ролям отрывка из рассказа

Учебный диалог.

Работа в парах и группах

Готовимся к чтению по ролям отрывка из рассказа А. Пантелеева «Главный инженер»

Развитие технической стороны чтения. Сопровождающее чтение. Игра «Читаем цепочкой». Выразительное чтение по ролям отрывка из рассказа. Словарная работа. Озаглавливание частей рассказа. Подготовка к пересказу. Определение главной мысли

Учебный диалог. Практическая работа.

Тайская сказка «Птица-болтунья». Готовимся к выразительному чтению сказки «Птица-болтунья»

Анализ содержания сказки. Составление вопросов к сказке. Развитие технической стороны чтения. Сопровождающее чтение. Игра «Марш — пауза». Выразительное чтение сказки. Взаимная оценка

Учебный диалог.

Практическая работа.

Китайская сказка «Олени и пёс»

Прогнозирование содержания произведения. Анализ содержания сказки и мотивов её героев. Характеристика героев. Определение главной мысли сказки

Учебный диалог.

Практическая работа.

Научно-познавательный текст «Скорость бега животных». Готовимся к выразительному чтению сказки «Олени и пёс

Чтение научно-познавательного текста «Скорость бега животных». Развитие технической стороны чтения. Сопровождающее чтение. Игра «Марш — пауза». Выразительное чтение сказки. Взаимная оценка

Учебный диалог.

Практическая работа.

Занятие в компьютерном классе

Поиск нужной информации в сети Интернет. Сайты: www.slovari.ru, www.gramota.ru, www.academic.ru (словари и энциклопедии);

www.ya-uznayu.ru, www.poznaiko.ru, www.potomy.ru (энциклопедии для школьников)

Учебный диалог.

Работа в парах и группах

Рассказ Н. Сладкова «Домики на ножках». Готовимся к выразительному чтению рассказа «Домики на ножках»

Актуализация знаний об авторе и его произведениях. Анализ содержания рассказа. Анализ использованных автором средств эмоционального воздействия. Выявление средств художественной выразительности: сравнения. Работа со справочниками или Интернетом для поиска нужной информации. Развитие технической стороны чтения. Сопровождающее чтение. Игра «Читаем одновременно». Выразительное чтение рассказа. Взаимная оценка

Учебный диалог.

Практическая работа.

Экскурсия в библиотеку

Работа со словарями. Поиск словарей в каталоге. Поиск нужной информации в словаре

Учебный диалог.

Практическая работа.

Рассказ Скребицкого Г. «Любитель песни»

Актуализация знаний об авторе и его произведениях. Анализ содержания рассказа. Анализ использованных автором средств эмоционального воздействия и художественной выразительности: описания. Словарная работа. Озаглавливание частей рассказа. Составление плана рассказа. Восстановление последовательности событий

Учебный диалог.

Практическая работа.

Научно-познавательный текст «Тюлень». Готовимся к чтению по ролям отрывка из рассказа «Любитель песни»

Анализ содержания научно-познавательного текста. Формулирование оценки. Выявление, чего не хватает в научно-познавательном тексте. Развитие технической стороны чтения. Сопровождающее чтение. Игры «Читаем цепочкой» и «Читаем одновременно». Чтение по ролям отрывка из рассказа. Взаимная оценка

Учебный диалог.

Практическая работа.

Рассказ Л. Каминского «Падежи Юры Серёжкина»

Актуализация знаний об авторе и его произведениях. Прогнозирование содержания

произведения. Формирование эмоциональной оценки рассказа. Анализ содержания рассказа. Прогнозирование дальнейшего развития событий.

Учебный диалог.

Практическая работа.

Учебный текст «Как определить падеж имени существительного?». Готовимся к постановке рассказа Л. Каминского «Падежи Юры Серёжкина»

Чтение учебного текста. Применение на практике знаний, полученных из учебного текста. Развитие технической стороны чтения. Сопровождающее чтение. Игра «Кто дальше?». Инсценировка рассказа «Падежи Юры Серёжкина»

Учебный диалог.

Практическая работа.

Рассказ Н. Носова «Заплатка»

Актуализация знаний об авторе и его произведениях. Анализ содержания рассказа и подготовка к пересказу. Составление плана текста. Характеристика героев

Учебный диалог.

Практическая работа.

Готовимся к выразительному чтению рассказа Н. Носова «Заплатка»

Развитие технической стороны чтения. Соревнование по произнесению скороговорок. Взаимная оценка. Сопровождающее чтение. Игра «Читаем цепочкой». Выразительное чтение рассказа. Взаимная оценка

Учебный диалог.

Практическая работа.

Стихотворение Е. Евсеевой «Каникулы». Готовимся к выразительному чтению стихотворения «Каникулы»

Формирование эмоциональной оценки стихотворения. Словарная работа. Создание новых слов по образцу. Развитие технической стороны чтения. Соревнование по произнесению скороговорок. Взаимная оценка. Сопровождающее чтение. Игра «Читаем цепочкой». Выразительное чтение стихотворения. Взаимная оценка

Учебный диалог.

Практическая работа.

Календарно-тематическое планирование

Название программы:   «Смысловое чтение»

Класс – третий

Количество часов в неделю: 1 час

п/п

раздела, темы

Наименование разделов и тем

Дата

Корректировка

1.

Теоретические занятия

1

1.1

Стихотворение А. Усачёв «1 сентября». Готовимся к выразительному чтению стихотворения «1 сентября»

2

3

1.2

1.3

Стихотворение П. Синявского «Родная песенка». Готовимся к выразительному чтению стихотворения «Родная песенка»

4

5

6

7

1.4

1.5

1.6

1.7

Рассказ А. Пантелеева «Главный инженер». Готовимся к чтению по ролям отрывка из рассказа «Главный инженер»

8

9

1.8

1.9

Готовимся к чтению по ролям отрывка из рассказа А. Пантелеева «Главный инженер»

10

11

1.10

1.11

Тайская сказка «Птица-болтунья». Готовимся к выразительному чтению сказки «Птица-болтунья»

12

1.12

Китайская сказка «Олени и пёс»

13

14

15

1.13

1.14

1.15

Научно-познавательный текст «Скорость бега животных». Готовимся к выразительному чтению сказки «Олени и пёс

16

1.16

Занятие в компьютерном классе

17

18

19

1.17

1.18

1.19

Рассказ Н. Сладкова «Домики на ножках». Готовимся к выразительному чтению рассказа «Домики на ножках»

20

1.20

Экскурсия в библиотеку

21

22

23

1.21

1.22

1.23

Рассказ Скребицкого Г. «Любитель песни»

24

25

1.24

1.25

Научно-познавательный текст «Тюлень». Готовимся к чтению по ролям отрывка из рассказа «Любитель песни»

26

1.26

Рассказ Л. Каминского «Падежи Юры Серёжкина»

27

28

29

1.27

1.28

1.29

Учебный текст «Как определить падеж имени существительного?». Готовимся к постановке рассказа Л. Каминского «Падежи Юры Серёжкина»

30

1.30

Рассказ Н. Носова «Заплатка»

31

32

1.31

1.32

Готовимся к выразительному чтению рассказа Н. Носова «Заплатка»

33

34

1.33

1.34

Стихотворение Е. Евсеевой «Каникулы». Готовимся к выразительному чтению стихотворения «Каникулы»

ЛИСТ  КОРРЕКТИРОВКИЛИСТ  КОРРЕКТИРОВКИ

Куда внести изменения

Описание изменений

Причины изменения

Контроль выполнения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа чтение 3 класс

Рабочая программа чтение 3 класс индвивидуальное обучение.УМК Школа России....

Рабочая программа чтение 1 класс ФГОС Школа России

Структура рабочей программы:– пояснительная записка;– содержание программы учебного курса;– учебно-тематический план;– календарно-тематическое планирование;– требования к уровню подготовки обучающихся...

Рабочая программа чтение 2 класс 8 вид

Программа составлена на основе программы под ред. И. М. Бгажноковой. Надомное обучение. 1 час в неделю...

рабочая программа чтение 4 кл перспектива

Рабочая программа составлена подробно по плану минобра...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ЧТЕНИЕ» 3 КЛАСС (по адаптивной основной общеобразовательной программе для детей с ограниченными возможностями здоровья)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ЧТЕНИЕ» 3 КЛАСС  (по адаптивной основной общеобразовательной программе для детей с ограниченными возможностями здоровья)...

Рабочая программа. Чтение и развитие речи. СКОУ 8 вида. 4 класс

  Программа составлена с учетом уровня обученности воспитанников, максимального развития познавательных интересов, индивидуально-дифференцированного к ним подхода. Поэтому в целях максимал...

Рабочая программа "Чтение и развитие речи",3 класс 8 вид

Данная программа составлена на основе программы  для специальных  ( коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой....