РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ЧТЕНИЕ» 3 КЛАСС (по адаптивной основной общеобразовательной программе для детей с ограниченными возможностями здоровья)
рабочая программа по чтению (3 класс) на тему

Реброва Елена Вячеславовна

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ЧТЕНИЕ» 3 КЛАСС  (по адаптивной основной общеобразовательной программе для детей с ограниченными возможностями здоровья)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chtenie_3_klass_8_vid.doc217.5 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Сугровская основная общеобразовательная школа»

Льговского района Курской области

   Принято                                                                             Утверждено  

   педагогическим советом                                              приказ №___ от  «___»_______2016 г                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

   протокол №__ «___»______2016г                              директор школы: _____/Зелепукина В. Ф./

                                                                 

                                                                                                         

                                                                                                                                                                                                                 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

«ЧТЕНИЕ»

3 КЛАСС

(по адаптивной основной общеобразовательной программе для детей с ограниченными возможностями здоровья)

2016-2017 учебный год

                                                                                                                      Разработана

учителем начальных  классов

                                                                                          Ребровой Е. В.

с. Сугрово - 2016

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по курсу «Чтение» для 3 коррекционного класса общеобразовательной  школы  составлена на основе

  • «Программы специальной (коррекционной) образовательной школы  VIII вида» под редакцией Воронковой В.В. (Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации, 4-е издание, 2009 год).
  • Федерального  закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст.2, пп. 9, 10);
  • Базисного учебного  плана общеобразовательных учреждений РФ, утв. приказом Минобразования России от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования»;
  • Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в ОУ, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию;
  • Письма  Минобрнауки России от 07.07.2005 № 03-1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального учебного плана;

     Основной целью обучения чтению является  научить детей читать доступный их пониманию текст вслух и про себя, осмысленно воспринимать прочитанное.

        Как результат этого, данная программа в своей предметной ориентации нацеливает педагогический процесс на решение следующих задач:

- формировать навык сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения;

- формировать умение с помощью учителя разбираться в содержании прочитанного;

- воспитание нравственных качеств, развитие познавательных интересов, расширение их кругозора.

Программа ориентирована на использование учебника для учащихся:

Чтение: 3 класс: Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида /Авт.-сост. С.Ю. Ильина, Л.В. Матвеева-Лунева.-5-е изд.-СПб.: филиал изд-ва «Просвещение», 2009.

Программа составлена в соответствии с учебным планом и рассчитана на 170 часов из расчета 5 часов в неделю.

С целью выявления степени усвоения программного материала провести:

- тестирование по темам- 4;

 -проверка техники чтения – раз в месяц.

Основной формой организации учебного процесса является урок.

Общая характеристика курса

Для чтения подбираются произведения народного творчества, классиков русской и зарубежной литературы, доступные пониманию статьи из газет и журналов. В процессе обучения чтению у обучающихся  последовательно формируется умение с помощью учителя разбираться в содержании прочитанного.

Тематика произведений для чтения подобрана с учетом максимального развития познавательных интересов обучающихся, расширения их кругозора, воспитания нравственных качеств.

Читаются произведения о нашей Родине, ее прошлом и настоящем, о мудрости и героизме русского народа.

 Постоянное внимание следует уделять формированию навыка правильного чтения, которым умственно отсталые обучающиеся в силу особенностей психического развития овладевают с большим трудом, что затрудняет понимание содержания прочитанного.

 Систематическая работа по обучению чтению про себя начинается с 3 класса. Систематическое формирование выразительного чтения начинается примерно в 3 классе с перехода на чтение целыми словами.

Усвоение содержания читаемого осуществляется в процессе анализа произведений. При этом очень важна система работы по установлению причинно-следственных связей и закономерностей, так как этот вид деятельности имеет огромное коррекционное значение.

Учитель в процессе обучения чтению должен уделить особое внимание работе с иллюстративным материалом как одним из эффективных средств формирования познавательной деятельности учащихся и коррекции недостатков их развития.

Развитие устной речи. Большое внимание на уроках чтения уделяется развитию связной устной речи. Обучающиеся овладевают правильным, полным и последовательным пересказом в процессе систематической работы, направленной на понимание содержания произведений, обогащение и уточнение словарного запаса, обучение правильному построению предложений, и в процессе упражнений в воспроизведении прочитанного. С этой целью в младших классах в зависимости от сложности текста используются вопросы, готовый или коллективно составленный план, картинный план.

Внеклассное чтение ставит задачу начала формирования читательской самостоятельности у обучающихся: развития у них интереса к чтению, знакомства с лучшими, доступными их пониманию произведениями детской литературы, формирования навыков самостоятельного чтения книг, читательской культуры; посещения библиотеки; умения выбирать книгу по интересу.

Уроки чтения в коррекционной школе VIII вида проводятся с учетом особенностей развития третьеклассников с нарушением интеллекта. Этим объясняется небольшой объем требований, предъявляемых к учащимся специальной школы и учитывающих определенную динамику их развития по сравнению с предыдущими годами обучения.

 Основные требования к знаниям и умениям обучающихся

Учащиеся должны уметь:
      осознанно и правильно читать текст вслух целыми словами после работы над ним под руководством учителя;
      трудные по смыслу и по слоговой структуре слова читать по слогам;
      отвечать на вопросы по прочитанному;
      высказывать свое отношение к поступку героя, событию;
      пересказывать содержание прочитанного;
      устно рассказывать на темы, близкие интересам учащихся.
      Учащиеся должны
знать:
      наизусть 5—8 стихотворений.

Планируемые результаты изучения курса.

Реализация программы обеспечивает достижение  следующих  личностных и предметных результатов.

 Личностные результаты:

- осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития;

- формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя;

- знакомство с  общечеловеческими ценностями;

- восприятие литературного произведения как особого вида искусства;

- эмоциональная отзывчивость на прочитанное;

- высказывание своей точки зрения и уважение мнения собеседника.

              Предметные результаты:

- формирование необходимого уровня читательской компетентности;

- овладение техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения;

- умение самостоятельно выбирать интересующую ученика литературу;

- умение пользоваться словарями и справочной литературой;

- осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности;

- умение составлять несложные монологические высказывания о произведении (героях, событиях), устно передавать содержание текста по плану

(с учетом индивидуальных возможностей)

- умение декламировать (читать стихи наизусть) стихотворные произведения.

Содержание программы

ТЕХНИКА ЧТЕНИЯ

      Осознанное, правильное чтение текста вслух целыми словами после работы над ним под руководством учителя. Слоговое чтение трудных по смыслу и слоговой структуре слов.
      Соблюдение при чтении знаков препинания и нужной интонации.
      Чтение про себя простых по содержанию текстов.

                                                        ПОНИМАНИЕ ЧИТАЕМОГО

      Ответы на вопросы, о ком или о чем говорится в прочитанном тексте. Понимание и объяснение слов и выражений, употребляемых в тексте. Установление связи отдельных мест текста, слов и выражений с иллюстрацией.
      Подведение учащихся к выводам из прочитанного, сравнение прочитанного с опытом детей и с содержанием другого знакомого текста.
      Деление текста на части с помощью учителя и коллективное придумывание заголовков к выделенным частям; составление картинного плана; рисование словарных картин.

РАЗВИТИЕ УСТНОЙ РЕЧИ

      Подробный пересказ содержания прочитанного рассказа или сказки.
      Чтение диалогов. Драматизация простейших оценок из рассказов и сказок.
      Самостоятельная работа по заданиям и вопросам, помещенным в книге для чтения.
      Разучивание в течение года небольших по объему стихотворений, чтение их перед классом.

ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ

      Подготовка учеников к формированию читательской самостоятельности: стимуляция интереса к детским книгам, навыка работы с классной библиотечкой и постепенный переход к пользованию школьной библиотекой.
      Чтение доступных детских книжек. Ответы на вопросы по содержанию прочитанного и объяснение иллюстраций.

Примерная тематика

      Произведения о Родине, о Москве; о рабочих профессиях; об отношении людей к труду, природе, друг к другу; об общественно полезных делах. Произведения о сезонных изменениях в природе, жизни животных, занятиях людей.
      Рассказы, сказки, статьи, стихотворения, пословицы на морально-этические темы, на темы мира и дружбы.

Учебно-тематический план.

№ раздела

Тема раздела учебника

Количество часов

Контрольных работ

Произведения для заучивания наизусть

1.

О школе и школьниках

10

-

С. Михалков. Могут даже у ребят.

2.

Листьям время опадать

12

1

Г. Ладонщиков. Поздняя осень

3.

Верные помощники

18

-

-

4.

Крылатые друзья

18

-

Потешку по выбору

5.

Здравствуй, Зимушка-зима!

22

1

И. Бунин. Первый снег

6.

Сказочные истории

13

-

-

7.

Трудолюбие – это клад

18

-

-

8.

Настали дни весенние

25

1

А. Барто. Весенняя гроза

9.

Вот такие истории

16

-

-

10.

Летняя пора

15

1

Г. Ладонщиков. Не клюет

Всего за год

170

4

6

Количество часов в год - 170

Количество часов в неделю – 5

1 четверть-40

2 четверть-40 (из них резерв – 2 ч.)

3 четверть-50(из них резерв – 2 ч.)

4 четверть-40

Календарно-тематическое планирование уроков чтения в 3 классе

№ урока

Раздел учебника

Тема урока

Количество часов

Дата по плану

Дата по факту

1 четверть – 40  часов

1

1. О школе и школьниках

В. Суслов. Веселый звонок

10

2

С. Погореловский. Отчего краснеют буквы

3

И. Дик. Тяп-ляп

4

Б. Заходер.  Перемена

5

В. Голявкин. Не везет

6

И. Молчанов-Сибирский. Есть ли время для задачек?

7-8

По. С. Багрову. Чужая отметка

9

Я. Аким. Митины каникулы

10

С. Михалков. Могут даже у ребят. Обобщающий урок по разделу «О школе и школьниках»

11

2. Листьям время опадать

Входная контрольная работа (проверка техники чтения)

.

12

12

Латышская народная песенка.Загадки

13

К. Бальмонт. Осень.

14

По С. Багрову. Поспела брусника

15

В. Орлов. Осеннее наступление      

16

По А. Баркову. Золотая осень у тихих дорог

17

М. Исаковский. Родное

18

И. Мазнин. Посмотри, как день прекрасен!

19

По Ю. Ковалю. Листобой

20

Г. Ладонщиков. Поздняя осень

21

По К. Паустовскому. Первый снег

22

Обобщающий урок по разделу «Листьям время опадать»

23

3. Верные помощники

Потешка «Пастушок» Русская народная

18

24

Таджикская песенка. Беглец

25

Украинская сказка. Овечка и волк

26

Потешка «Уж как я ль мою коровушку люблю» Русская народная

27

Считалочка

28

Шведская песенка. Едем, едем на лошадке

29-30

Козел. Русская песенка

31

Загадки. Русская народная песенка «Как у нашего кота…»

32

Русская народная потешка «Пошел котик по дорожке…». Загадка

33

В. Бианки. Кошкин питомец

34

Русская народная колыбельная песенка «Баю, баю, баю-бай…»

35-37

Русская сказка «Собака и волк»

38-39

По Г. Снегиреву. Верблюжья варежка

40

Обобщающий урок по разделу «Верные помощники»

2 четверть – 40 часов.

41

4. Крылатые друзья

Закличка «Кукушечка, кукушечка…» Русская народная потешка «Вот сказали…»

18

42

Белорусская песенка «Воробей»

43

Н. Рубцов «Воробей»

44

Русские народные потешки «Сорока-ворона…», «Андрей-воробей»

45

По Н. Коростелеву. Наша Галя

46

Русская потешка «Совушка». Загадка

47

По А. Баркову. Внезапное открытие

48

К. Чуковский. Загадка .

49

С. Черный. Что ты тискаешь утенка?

50-51

По Н. Сладкову. Говорящие яички

52-53

С. Михалков. Зяблик

54

С. Махотин. Плохая привычка

55-56

По Т. Чинаревой. Угощенье для синиц

57

Загадки

58

Обобщающий урок по разделу «Крылатые друзья»

59

5. Здравствуй, Зимушка-зима!

Русская народная песенка «Ты мороз, мороз, мороз…»

22

60

И. Бунин. Первый снег

61-62-63

По Р. Погодину. Неприятностей не оберешься

64

Г. Ладонщиков. Здравствуй, Зимушка-зима!

65

Г. Скребицкий. Зима

66

И. Соколов-Микитов. Зимняя ночь

67

По Ю. Ковалю. Снегири и коты

68

Загадки

69

В. Осеева. На катке

70

О. Высотская. Пришла зима с морозами

71-72

По В. Голявкину. Как я встречал Новый год

73

В. Орлов. Снежная баба

74

Загадки

75

Контрольная работа (проверка техники чтения) за 1 полугодие

76

Посещение районной библиотеки. Знакомство с произведениями писателей и поэтов о зиме.

77

Конкурс чтецов стихов о зиме «Здравствуй, Зимушка-зима!»

78

Обобщающий урок по разделу «Здравствуй, Зимушка-зима!»

79-80

Резервные уроки

3 четверть – 50 часов

81-82-83

6. Сказочные истории

Таджикская сказка. Три арбузных семечка

13

84-85

Английская сказка. Дочка пекаря

86-87-88

Литовская сказка. Алмазный топор

89-90

Дагестанская сказка. Львиная доля

91

Латышская сказка. В шутку едим. В шутку работаем

92

Загадки

93

Обобщающий урок по разделу «Сказочные истории»

94

7. Трудолюбие – это клад

Русская народная потешка «Стучит, бренчит на улице…»

18

95

Русская народная потешка «Тит, а Тит…»

96

Русская народная колыбельная песня « Котик серый, хвостик белый…»

97

Венгерская песенка «Пирог»

98

Шведская песенка «Трудолюбивый Ниссе»

99-100-101

Украинская сказка. Колосок

102-103-104

Русская народная сказка. По работе и награда

105-106

С. Маршак. Сказка про двух лодырей

107-108

Р. Абдрахманов. Новая перина

109-110

По Е. Пермяку. Хитрый коврик

111

Обобщающий урок по разделу «Трудолюбие – это клад»

112-113

Резервные уроки

114

8. Настали дни весенние

Заклички о весне

25

115

Г. Скребицкий. Любимое время года

116

По Л. Толстому. Солнце - тепло

117

Г. Витез. Весна подарила

118-119

По А. Баркову. Березовый сок

120

Украинская песенка. Веснянка

121

М. Пришвин. Разговор деревьев

122

Н. Хазри. Весна-это я!

123

Контрольная работа (проверка техники чтения) за 3 четверть

124-125

К. Ушинский. Пчелки на разведках

126-127

О. Высотская. Гришины подарки

128-129

А. Седугин.Тихо-тихо

130

Н. Голь.Г. Григорьев. Песенка о бабушкиных ладонях

4 четверть – 40 часов

131

А. Барто. Весенняя гроза

132-133

По. С. Алексееву. Огородники  

134

К. Ушинский. Наше отечество

135

А. Матутис. Твоя Родина

136-137

Обобщающие уроки по разделу «Настали дни весенние»

138

Посещение районной библиотеки. Знакомство с произведениями писателей и поэтов о весне

139

Конкурс чтецов стихов о весне ««Настали дни весенние»

140

9. Вот такие истории

В. Азбукин. Пример аккуратности

16

141

Е. Пермяк. Случай с кошельком

142

В. Торопыгин. Удивительные люди

143-144

По С. Лежневой. Как Вовка праздновал день рождения

145

Е. Серова. Ябеда

146

В. Осеева. Хорошее

147

Г. Ладонщиков. Чай с вареньем

148-149-150

По Н. Носову. Карасик

151

Р. Сеф. Мена

152

Э. Шим. Жук на ниточке

153-154

По В. Сутееву. Мешок яблок (сказка)

155

Обобщающий урок по разделу «Вот такие истории»

156

10. Летняя пора

Закличка. Солнышко, покажись…

15

157

Т. Шорыгина. В лесу

158

Л. Толстой. Какая бывает роса на траве

159

З. Александрова. Одуванчик

160

А. М-ий. Светлячок

161

Заклички. «Дождик, дождик пуще…». «Радуга-дуга…»

162

Э. Шим. Крот и заяц

163

В. Голявкин. Ника на даче

164

Русская народная потешка «Сеть тяну…»

165

Контрольная работа (проверка техники чтения) за 2 полугодие

166

Е. Пермяк. Удачливый рыбак

167

Г. Ладонщиков. Не клюет

168

И. Гамазкова. Прошлым летом

169

Ю. Кушак. Отгадай загадку.

Г. Виеру. Какое время года

170

Обобщающий урок по разделу «Летняя пора»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Технология» 3 КЛАСС (по адаптивной основной общеобразовательной программе для детей с ограниченными возможностями здоровья)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Технология» 3 КЛАСС  (по адаптивной основной общеобразовательной программе для детей с ограниченными возможностями здоровья)...

Рабочая программа для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья на дому по литературному чтению 2 класс УМК "Начальная школа XXI века"

Программа разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учётом логики учебного процесса и особенностей младших школьников надомного обучения. Содержание обучения по сравне...

Рабочая программа для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья на дому по литературному чтению 4 класс УМК "Начальная школа XXI века"

Программа разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учётом логики учебного процесса и особенностей младших школьников надомного обучения. Содержание обучения по сравнен...

Рабочая программа по речевой практике составлена для учащегося 1 дополнительного класса общеобразовательного учреждения “Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа для детей с ограниченными возможностями здоровья “Злагода”

Рабочая учебная программа разработана на основе Федерального Государственного Образовательного Стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), авторской про...

Основная адаптированная образовательная программа для детей с ограниченными возможностями здоровья

Группа школьников с ОВЗ чрезвычайно неоднородна.Большинство детей общеобразовательной школы, имеющих комплекс трудностей, составляют учащиеся с различными формами отклонений в психическом развитии, в ...

Адаптированная рабочая программа по литературному чтению для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) 3 класс

Рабочая программа предмета «Литературное чтение» направлена на оказание комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в освоении основной образовательной программы ...