РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ЧТЕНИЕ» 3 КЛАСС (по адаптивной основной общеобразовательной программе для детей с ограниченными возможностями здоровья)
рабочая программа по чтению (3 класс) на тему
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ЧТЕНИЕ» 3 КЛАСС (по адаптивной основной общеобразовательной программе для детей с ограниченными возможностями здоровья)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chtenie_3_klass_8_vid.doc | 217.5 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Сугровская основная общеобразовательная школа»
Льговского района Курской области
Принято Утверждено
педагогическим советом приказ №___ от «___»_______2016 г
протокол №__ «___»______2016г директор школы: _____/Зелепукина В. Ф./
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«ЧТЕНИЕ»
3 КЛАСС
(по адаптивной основной общеобразовательной программе для детей с ограниченными возможностями здоровья)
2016-2017 учебный год
Разработана
учителем начальных классов
Ребровой Е. В.
с. Сугрово - 2016
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по курсу «Чтение» для 3 коррекционного класса общеобразовательной школы составлена на основе
- «Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида» под редакцией Воронковой В.В. (Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации, 4-е издание, 2009 год).
- Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст.2, пп. 9, 10);
- Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений РФ, утв. приказом Минобразования России от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования»;
- Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в ОУ, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию;
- Письма Минобрнауки России от 07.07.2005 № 03-1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального учебного плана;
Основной целью обучения чтению является научить детей читать доступный их пониманию текст вслух и про себя, осмысленно воспринимать прочитанное.
Как результат этого, данная программа в своей предметной ориентации нацеливает педагогический процесс на решение следующих задач:
- формировать навык сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения;
- формировать умение с помощью учителя разбираться в содержании прочитанного;
- воспитание нравственных качеств, развитие познавательных интересов, расширение их кругозора.
Программа ориентирована на использование учебника для учащихся:
Чтение: 3 класс: Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида /Авт.-сост. С.Ю. Ильина, Л.В. Матвеева-Лунева.-5-е изд.-СПб.: филиал изд-ва «Просвещение», 2009.
Программа составлена в соответствии с учебным планом и рассчитана на 170 часов из расчета 5 часов в неделю.
С целью выявления степени усвоения программного материала провести:
- тестирование по темам- 4;
-проверка техники чтения – раз в месяц.
Основной формой организации учебного процесса является урок.
Общая характеристика курса
Для чтения подбираются произведения народного творчества, классиков русской и зарубежной литературы, доступные пониманию статьи из газет и журналов. В процессе обучения чтению у обучающихся последовательно формируется умение с помощью учителя разбираться в содержании прочитанного.
Тематика произведений для чтения подобрана с учетом максимального развития познавательных интересов обучающихся, расширения их кругозора, воспитания нравственных качеств.
Читаются произведения о нашей Родине, ее прошлом и настоящем, о мудрости и героизме русского народа.
Постоянное внимание следует уделять формированию навыка правильного чтения, которым умственно отсталые обучающиеся в силу особенностей психического развития овладевают с большим трудом, что затрудняет понимание содержания прочитанного.
Систематическая работа по обучению чтению про себя начинается с 3 класса. Систематическое формирование выразительного чтения начинается примерно в 3 классе с перехода на чтение целыми словами.
Усвоение содержания читаемого осуществляется в процессе анализа произведений. При этом очень важна система работы по установлению причинно-следственных связей и закономерностей, так как этот вид деятельности имеет огромное коррекционное значение.
Учитель в процессе обучения чтению должен уделить особое внимание работе с иллюстративным материалом как одним из эффективных средств формирования познавательной деятельности учащихся и коррекции недостатков их развития.
Развитие устной речи. Большое внимание на уроках чтения уделяется развитию связной устной речи. Обучающиеся овладевают правильным, полным и последовательным пересказом в процессе систематической работы, направленной на понимание содержания произведений, обогащение и уточнение словарного запаса, обучение правильному построению предложений, и в процессе упражнений в воспроизведении прочитанного. С этой целью в младших классах в зависимости от сложности текста используются вопросы, готовый или коллективно составленный план, картинный план.
Внеклассное чтение ставит задачу начала формирования читательской самостоятельности у обучающихся: развития у них интереса к чтению, знакомства с лучшими, доступными их пониманию произведениями детской литературы, формирования навыков самостоятельного чтения книг, читательской культуры; посещения библиотеки; умения выбирать книгу по интересу.
Уроки чтения в коррекционной школе VIII вида проводятся с учетом особенностей развития третьеклассников с нарушением интеллекта. Этим объясняется небольшой объем требований, предъявляемых к учащимся специальной школы и учитывающих определенную динамику их развития по сравнению с предыдущими годами обучения.
Основные требования к знаниям и умениям обучающихся
Учащиеся должны уметь:
осознанно и правильно читать текст вслух целыми словами после работы над ним под руководством учителя;
трудные по смыслу и по слоговой структуре слова читать по слогам;
отвечать на вопросы по прочитанному;
высказывать свое отношение к поступку героя, событию;
пересказывать содержание прочитанного;
устно рассказывать на темы, близкие интересам учащихся.
Учащиеся должны знать:
наизусть 5—8 стихотворений.
Планируемые результаты изучения курса.
Реализация программы обеспечивает достижение следующих личностных и предметных результатов.
Личностные результаты:
- осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития;
- формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя;
- знакомство с общечеловеческими ценностями;
- восприятие литературного произведения как особого вида искусства;
- эмоциональная отзывчивость на прочитанное;
- высказывание своей точки зрения и уважение мнения собеседника.
Предметные результаты:
- формирование необходимого уровня читательской компетентности;
- овладение техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения;
- умение самостоятельно выбирать интересующую ученика литературу;
- умение пользоваться словарями и справочной литературой;
- осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности;
- умение составлять несложные монологические высказывания о произведении (героях, событиях), устно передавать содержание текста по плану
(с учетом индивидуальных возможностей)
- умение декламировать (читать стихи наизусть) стихотворные произведения.
Содержание программы
ТЕХНИКА ЧТЕНИЯ
Осознанное, правильное чтение текста вслух целыми словами после работы над ним под руководством учителя. Слоговое чтение трудных по смыслу и слоговой структуре слов.
Соблюдение при чтении знаков препинания и нужной интонации.
Чтение про себя простых по содержанию текстов.
ПОНИМАНИЕ ЧИТАЕМОГО
Ответы на вопросы, о ком или о чем говорится в прочитанном тексте. Понимание и объяснение слов и выражений, употребляемых в тексте. Установление связи отдельных мест текста, слов и выражений с иллюстрацией.
Подведение учащихся к выводам из прочитанного, сравнение прочитанного с опытом детей и с содержанием другого знакомого текста.
Деление текста на части с помощью учителя и коллективное придумывание заголовков к выделенным частям; составление картинного плана; рисование словарных картин.
РАЗВИТИЕ УСТНОЙ РЕЧИ
Подробный пересказ содержания прочитанного рассказа или сказки.
Чтение диалогов. Драматизация простейших оценок из рассказов и сказок.
Самостоятельная работа по заданиям и вопросам, помещенным в книге для чтения.
Разучивание в течение года небольших по объему стихотворений, чтение их перед классом.
ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ
Подготовка учеников к формированию читательской самостоятельности: стимуляция интереса к детским книгам, навыка работы с классной библиотечкой и постепенный переход к пользованию школьной библиотекой.
Чтение доступных детских книжек. Ответы на вопросы по содержанию прочитанного и объяснение иллюстраций.
Примерная тематика
Произведения о Родине, о Москве; о рабочих профессиях; об отношении людей к труду, природе, друг к другу; об общественно полезных делах. Произведения о сезонных изменениях в природе, жизни животных, занятиях людей.
Рассказы, сказки, статьи, стихотворения, пословицы на морально-этические темы, на темы мира и дружбы.
Учебно-тематический план.
№ раздела | Тема раздела учебника | Количество часов | Контрольных работ | Произведения для заучивания наизусть |
1. | О школе и школьниках | 10 | - | С. Михалков. Могут даже у ребят. |
2. | Листьям время опадать | 12 | 1 | Г. Ладонщиков. Поздняя осень |
3. | Верные помощники | 18 | - | - |
4. | Крылатые друзья | 18 | - | Потешку по выбору |
5. | Здравствуй, Зимушка-зима! | 22 | 1 | И. Бунин. Первый снег |
6. | Сказочные истории | 13 | - | - |
7. | Трудолюбие – это клад | 18 | - | - |
8. | Настали дни весенние | 25 | 1 | А. Барто. Весенняя гроза |
9. | Вот такие истории | 16 | - | - |
10. | Летняя пора | 15 | 1 | Г. Ладонщиков. Не клюет |
Всего за год | 170 | 4 | 6 |
Количество часов в год - 170
Количество часов в неделю – 5
1 четверть-40
2 четверть-40 (из них резерв – 2 ч.)
3 четверть-50(из них резерв – 2 ч.)
4 четверть-40
Календарно-тематическое планирование уроков чтения в 3 классе
№ урока | Раздел учебника | Тема урока | Количество часов | Дата по плану | Дата по факту |
1 четверть – 40 часов | |||||
1 | 1. О школе и школьниках | В. Суслов. Веселый звонок | 10 | ||
2 | С. Погореловский. Отчего краснеют буквы | ||||
3 | И. Дик. Тяп-ляп | ||||
4 | Б. Заходер. Перемена | ||||
5 | В. Голявкин. Не везет | ||||
6 | И. Молчанов-Сибирский. Есть ли время для задачек? | ||||
7-8 | По. С. Багрову. Чужая отметка | ||||
9 | Я. Аким. Митины каникулы | ||||
10 | С. Михалков. Могут даже у ребят. Обобщающий урок по разделу «О школе и школьниках» | ||||
11 | 2. Листьям время опадать | Входная контрольная работа (проверка техники чтения) . | 12 | ||
12 | Латышская народная песенка.Загадки | ||||
13 | К. Бальмонт. Осень. | ||||
14 | По С. Багрову. Поспела брусника | ||||
15 | В. Орлов. Осеннее наступление | ||||
16 | По А. Баркову. Золотая осень у тихих дорог | ||||
17 | М. Исаковский. Родное | ||||
18 | И. Мазнин. Посмотри, как день прекрасен! | ||||
19 | По Ю. Ковалю. Листобой | ||||
20 | Г. Ладонщиков. Поздняя осень | ||||
21 | По К. Паустовскому. Первый снег | ||||
22 | Обобщающий урок по разделу «Листьям время опадать» | ||||
23 | 3. Верные помощники | Потешка «Пастушок» Русская народная | 18 | ||
24 | Таджикская песенка. Беглец | ||||
25 | Украинская сказка. Овечка и волк | ||||
26 | Потешка «Уж как я ль мою коровушку люблю» Русская народная | ||||
27 | Считалочка | ||||
28 | Шведская песенка. Едем, едем на лошадке | ||||
29-30 | Козел. Русская песенка | ||||
31 | Загадки. Русская народная песенка «Как у нашего кота…» | ||||
32 | Русская народная потешка «Пошел котик по дорожке…». Загадка | ||||
33 | В. Бианки. Кошкин питомец | ||||
34 | Русская народная колыбельная песенка «Баю, баю, баю-бай…» | ||||
35-37 | Русская сказка «Собака и волк» | ||||
38-39 | По Г. Снегиреву. Верблюжья варежка | ||||
40 | Обобщающий урок по разделу «Верные помощники» | ||||
2 четверть – 40 часов. | |||||
41 | 4. Крылатые друзья | Закличка «Кукушечка, кукушечка…» Русская народная потешка «Вот сказали…» | 18 | ||
42 | Белорусская песенка «Воробей» | ||||
43 | Н. Рубцов «Воробей» | ||||
44 | Русские народные потешки «Сорока-ворона…», «Андрей-воробей» | ||||
45 | По Н. Коростелеву. Наша Галя | ||||
46 | Русская потешка «Совушка». Загадка | ||||
47 | По А. Баркову. Внезапное открытие | ||||
48 | К. Чуковский. Загадка . | ||||
49 | С. Черный. Что ты тискаешь утенка? | ||||
50-51 | По Н. Сладкову. Говорящие яички | ||||
52-53 | С. Михалков. Зяблик | ||||
54 | С. Махотин. Плохая привычка | ||||
55-56 | По Т. Чинаревой. Угощенье для синиц | ||||
57 | Загадки | ||||
58 | Обобщающий урок по разделу «Крылатые друзья» | ||||
59 | 5. Здравствуй, Зимушка-зима! | Русская народная песенка «Ты мороз, мороз, мороз…» | 22 | ||
60 | И. Бунин. Первый снег | ||||
61-62-63 | По Р. Погодину. Неприятностей не оберешься | ||||
64 | Г. Ладонщиков. Здравствуй, Зимушка-зима! | ||||
65 | Г. Скребицкий. Зима | ||||
66 | И. Соколов-Микитов. Зимняя ночь | ||||
67 | По Ю. Ковалю. Снегири и коты | ||||
68 | Загадки | ||||
69 | В. Осеева. На катке | ||||
70 | О. Высотская. Пришла зима с морозами | ||||
71-72 | По В. Голявкину. Как я встречал Новый год | ||||
73 | В. Орлов. Снежная баба | ||||
74 | Загадки | ||||
75 | Контрольная работа (проверка техники чтения) за 1 полугодие | ||||
76 | Посещение районной библиотеки. Знакомство с произведениями писателей и поэтов о зиме. | ||||
77 | Конкурс чтецов стихов о зиме «Здравствуй, Зимушка-зима!» | ||||
78 | Обобщающий урок по разделу «Здравствуй, Зимушка-зима!» | ||||
79-80 | Резервные уроки | ||||
3 четверть – 50 часов | |||||
81-82-83 | 6. Сказочные истории | Таджикская сказка. Три арбузных семечка | 13 | ||
84-85 | Английская сказка. Дочка пекаря | ||||
86-87-88 | Литовская сказка. Алмазный топор | ||||
89-90 | Дагестанская сказка. Львиная доля | ||||
91 | Латышская сказка. В шутку едим. В шутку работаем | ||||
92 | Загадки | ||||
93 | Обобщающий урок по разделу «Сказочные истории» | ||||
94 | 7. Трудолюбие – это клад | Русская народная потешка «Стучит, бренчит на улице…» | 18 | ||
95 | Русская народная потешка «Тит, а Тит…» | ||||
96 | Русская народная колыбельная песня « Котик серый, хвостик белый…» | ||||
97 | Венгерская песенка «Пирог» | ||||
98 | Шведская песенка «Трудолюбивый Ниссе» | ||||
99-100-101 | Украинская сказка. Колосок | ||||
102-103-104 | Русская народная сказка. По работе и награда | ||||
105-106 | С. Маршак. Сказка про двух лодырей | ||||
107-108 | Р. Абдрахманов. Новая перина | ||||
109-110 | По Е. Пермяку. Хитрый коврик | ||||
111 | Обобщающий урок по разделу «Трудолюбие – это клад» | ||||
112-113 | Резервные уроки | ||||
114 | 8. Настали дни весенние | Заклички о весне | 25 | ||
115 | Г. Скребицкий. Любимое время года | ||||
116 | По Л. Толстому. Солнце - тепло | ||||
117 | Г. Витез. Весна подарила | ||||
118-119 | По А. Баркову. Березовый сок | ||||
120 | Украинская песенка. Веснянка | ||||
121 | М. Пришвин. Разговор деревьев | ||||
122 | Н. Хазри. Весна-это я! | ||||
123 | Контрольная работа (проверка техники чтения) за 3 четверть | ||||
124-125 | К. Ушинский. Пчелки на разведках | ||||
126-127 | О. Высотская. Гришины подарки | ||||
128-129 | А. Седугин.Тихо-тихо | ||||
130 | Н. Голь.Г. Григорьев. Песенка о бабушкиных ладонях | ||||
4 четверть – 40 часов | |||||
131 | А. Барто. Весенняя гроза | ||||
132-133 | По. С. Алексееву. Огородники | ||||
134 | К. Ушинский. Наше отечество | ||||
135 | А. Матутис. Твоя Родина | ||||
136-137 | Обобщающие уроки по разделу «Настали дни весенние» | ||||
138 | Посещение районной библиотеки. Знакомство с произведениями писателей и поэтов о весне | ||||
139 | Конкурс чтецов стихов о весне ««Настали дни весенние» | ||||
140 | 9. Вот такие истории | В. Азбукин. Пример аккуратности | 16 | ||
141 | Е. Пермяк. Случай с кошельком | ||||
142 | В. Торопыгин. Удивительные люди | ||||
143-144 | По С. Лежневой. Как Вовка праздновал день рождения | ||||
145 | Е. Серова. Ябеда | ||||
146 | В. Осеева. Хорошее | ||||
147 | Г. Ладонщиков. Чай с вареньем | ||||
148-149-150 | По Н. Носову. Карасик | ||||
151 | Р. Сеф. Мена | ||||
152 | Э. Шим. Жук на ниточке | ||||
153-154 | По В. Сутееву. Мешок яблок (сказка) | ||||
155 | Обобщающий урок по разделу «Вот такие истории» | ||||
156 | 10. Летняя пора | Закличка. Солнышко, покажись… | 15 | ||
157 | Т. Шорыгина. В лесу | ||||
158 | Л. Толстой. Какая бывает роса на траве | ||||
159 | З. Александрова. Одуванчик | ||||
160 | А. М-ий. Светлячок | ||||
161 | Заклички. «Дождик, дождик пуще…». «Радуга-дуга…» | ||||
162 | Э. Шим. Крот и заяц | ||||
163 | В. Голявкин. Ника на даче | ||||
164 | Русская народная потешка «Сеть тяну…» | ||||
165 | Контрольная работа (проверка техники чтения) за 2 полугодие | ||||
166 | Е. Пермяк. Удачливый рыбак | ||||
167 | Г. Ладонщиков. Не клюет | ||||
168 | И. Гамазкова. Прошлым летом | ||||
169 | Ю. Кушак. Отгадай загадку. Г. Виеру. Какое время года | ||||
170 | Обобщающий урок по разделу «Летняя пора» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Технология» 3 КЛАСС (по адаптивной основной общеобразовательной программе для детей с ограниченными возможностями здоровья)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Технология» 3 КЛАСС (по адаптивной основной общеобразовательной программе для детей с ограниченными возможностями здоровья)...
Рабочая программа для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья на дому по литературному чтению 2 класс УМК "Начальная школа XXI века"
Программа разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учётом логики учебного процесса и особенностей младших школьников надомного обучения. Содержание обучения по сравне...
Рабочая программа для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья на дому по литературному чтению 4 класс УМК "Начальная школа XXI века"
Программа разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учётом логики учебного процесса и особенностей младших школьников надомного обучения. Содержание обучения по сравнен...
Рабочая программа по речевой практике составлена для учащегося 1 дополнительного класса общеобразовательного учреждения “Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа для детей с ограниченными возможностями здоровья “Злагода”
Рабочая учебная программа разработана на основе Федерального Государственного Образовательного Стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), авторской про...
Основная адаптированная образовательная программа для детей с ограниченными возможностями здоровья
Группа школьников с ОВЗ чрезвычайно неоднородна.Большинство детей общеобразовательной школы, имеющих комплекс трудностей, составляют учащиеся с различными формами отклонений в психическом развитии, в ...
Адаптированная рабочая программа по литературному чтению для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) 3 класс
Рабочая программа предмета «Литературное чтение» направлена на оказание комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в освоении основной образовательной программы ...
Публикация в сборнике "Создание адаптивной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья"
Тема: "Музыкально-ритмическая деятельность в СКОУ VIII вида"...