Рабочая программа "Чтение и развитие речи",3 класс 8 вид
рабочая программа по чтению (3 класс) на тему
Данная программа составлена на основе программы для специальных ( коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chtenie_i_razvitie_rechi_3_kl.doc | 181 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Яснинская средняя общеобразовательная школа №1
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»
на заседании МО учителей Заместитель директора по УВР Директор МБОУ Яснинская СОШ №1
начальных классов Филиппова И. Г.
_______________________ ___________________________ ______________________ Золотухина Т.В.
Протокол № _____ «___» __________________ 2017г. Приказ № ______________
от «___» _____________ 2017г. от «___» _____________ 2017г.
Руководитель МО:
Подгорбунская Н.В.
Рабочая программа
по учебному предмету «Чтение и развитие речи»
(адаптированная, VIII вида)
для 3 класса
2 час в неделю (всего 68 час)
Учитель Золотухина Т.В.
2017 - 2018 учебный год
Пояснительная записка
Данная программа составлена на основе программы для специальных ( коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой.
Процесс обучения умственно отсталых детей должен максимально содействовать его встроенному развитию. Адекватность поведения и приспособленность в жизни определяются уровнем его развития: моторики, речи, знаниями и умениями.
Главная цель- приспособление умственно отсталых детей к жизни и труду.
Основные задачи начального обучения умственно отсталых детей:
- Установление контакта, воспитание умения подчиняться режиму старшим, правилам поведения;
- Развитие общей моторики, коррекция недостатков двигательной сферы. Развитие мелкой ручной моторики;
- Организация предметной деятельности. Сенсорное восприятие – формирования основных представлений и понятий о величине, цвете, форме, пространстве и воспитание умения ими пользоваться;
- Развитие речи. Исправление речевых дефектов;
- Развитие познавательных возможностей детей, обучение их грамоте, счёту, элементарному труду
Методы работы с детьми- коррекция в начальных классах должна приближаться к методам, применяемым в дошкольной и преддошкольной педагогике.
Основные требования к методике обучения коррекции умственно отсталых детей младшего возраста:
- Игровая форма является доминирующей. Игра рассматривается не как развлечение и отдых, а как средство обучения и коррекции.
- Использование эмоций, как относительно более сохранной стороны у глубоко отсталых детей, для привлечения их внимания , интереса повышения мотивации обучения, пробуждения познавательных потребностей.
- Использование подражательности, свойственной глубоко отсталым детям.
- Предметно-действенное обучение, организация постоянной активности практической деятельности детей с конкретными предметами по определённым задачам, поставленным учителем. Речь сопровождает деятельность, но не подменяет её.
- Детальное расчленение материала на простейшие элементы при соблюдении его систематичности и последовательности. Обучение ведётся по каждому элементу, и лишь затем они объединяются в целое, а дети подводят к обобщению.
- Постепенное условие самостоятельных действий детей : от действий по подражанию к действиям по образцу, по речевой инструкции. Постепенное включение речи во все виды работ.
- Большая повторяемость материала: применение его в новых ситуациях. Индивидуальная работа. Каждое задание, должен выполнять каждый ребёнок. Обязательная фиксация и эмоциональная положительная оценка учителем малейших достижений ребёнка.
Основными задачами обучения чтению в 2-4 классах являются: научить детей читать доступный их пониманию текст вслух и про себя, осмысленно воспринимать прочитанное.
У учащихся формируется навык сознательного, беглого и выразительного чтения.
Для чтения подбираются произведения народного творчества, классиков русской и зарубежной литературы, доступные пониманию статьи из газет и журналов. В процессе обучения чтению у учащихся последовательно формируется умение с помощью учителя разбираться в содержании прочитанного.
В программе на каждый год обучения даётся примерная тематика произведений, определяется уровень требований к технике чтения, анализу текстов, совершенствованию навыков устной речи и объёму внеклассного чтения.
Тематика произведений для чтения подобрана с учётом максимального развития познавательных интересов детей, расширения их кругозора, воспитания нравственных качеств.
На всех годах обучения читаются произведения о нашей Родине, её прошлом и настоящем, о мудрости и героизме русского народа.
Совершенствование техники чтения осуществляется последовательно на каждом году обучения. Постоянное внимание следует уделять формированию навыка правильного чтения, которым умственно отсталые учащиеся в силу особенностей психического развития овладевают с большим трудом, что затрудняет понимание содержания прочитанного.
Беглое чтение, т.е. плавное, в темпе разговорной речи чтение вслух, формируется постепенно. Во 2 классе учащиеся читают по слогам, постепенно переходя к чтению целыми словами. В дальнейшем навык беглого чтения совершенствуется.
Одновременно с овладением чтением вслух школьники учатся читать про себя. Систематическая работа по обучению чтению про себя начинается с 3 класса.
С выразительностью речи умственно отсталые учащиеся знакомятся в 1 и 2 классах. Однако систематическое формирование выразительного чтения начинается примерно в 3 классе. С перехода на чтение целыми словами.
Усвоение содержания читаемого осуществляется в процессе анализа произведений. При этом очень важна система работы по установлению причинно-следственных связей и закономерностей, так как этот вид деятельности имеет огромное коррекционное значение.
Учитель в процессе обучения чтению должен уделить особое внимание работе с иллюстративным материалом как одним из эффективных средств формирования познавательной деятельности учащихся и коррекции недостатков их развития.
Развитие устной речи. Большое внимание на уроках чтения уделяется развитию связной устной речи. Учащиеся овладевают правильным, полным и последовательным пересказом в процессе систематической работы, направленной на понимание содержания произведений, обогащение и уточнение словарного запаса, обучение правильному построению предложений, и в процессе упражнений в воспроизведении прочитанного. С этой целью в младших классах в зависимости от сложности текста используются вопросы, готовый или коллективно составленный план, картинный план.
Внеклассное чтение ставит задачу начала формирования читательской самостоятельности у учащихся: развития у них интереса к чтению, знакомство с лучшими , доступными их пониманию произведениями детской литературы, формирования навыков самостоятельного чтения книг, читательской культуры; посещения библиотеки; умения выбирать книгу по интересу.
Тематический план разделов учебного курса
Чтение и развитие речи 3 класс (68 ч.)
№ п/п | Учебный раздел | Кол-во часов |
1 | О школе и школьниках. | 7 ч |
2 | Листьям – время опадать. | 7 ч |
3 | Верные помощники. | 7 ч |
4 | Крылатые друзья. | 7 ч |
5 | Здравствуй, Зимушка-зима! | 7 ч |
6 | Сказочные истории. | 5 ч |
7 | Трудолюбие – это клад. | 7 ч |
8 | Настали дни весенние. | 7 ч |
9 | Вот такие истории. | 7 ч |
10 | Летняя пора. | 7 ч |
Итого: 68 ч. |
Тематическое содержание учебного курса «Чтение и развитие речи» в 3 классе
Техника чтения
Осознанное, правильное чтение текста вслух целыми словами после работы над ним под руководством учителя. Слоговое чтение трудных по смыслу и слоговой структуре слов.
Соблюдение при чтении знаков препинания и нужной интонации.
Чтение про себя простых по содержанию текстов.
Понимание читаемого
Ответы на вопросы, о ком или о чём говорится в прочитанном тексте. Понимание и объяснение слов и выражений, употребляемых в тексте. Установление связи отдельных мест текста, слов и выражений с иллюстрацией.
Подведение учащихся к выводам из прочитанного, сравнение прочитанного с опытом детей и содержанием другого знакомого текста.
Деление текста на части с помощью учителя и коллективное придумывание заголовков к выделенным частям; составление картинного плана; рисование словарных картин.
Развитие устной речи
Подробный пересказ содержания прочитанного рассказа или сказки.
Чтение диалогов. Драматизация простейших оценок из рассказов и сказок.
Самостоятельная работа по заданиям и вопросам, помещённым в книге для чтения.
Разучивание в течение года небольших по объёму стихотворений, чтение их перед классом.
Внеклассное чтение
Подготовка учеников к формированию читательской самостоятельности: стимуляция интереса к детским книгам, навыка работы с классной библиотечкой и постепенный переход к пользованию школьной библиотекой
Чтение доступных детских книжек. Ответы на вопросы по содержанию прочитанного и объяснение иллюстраций.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся 3 класса по чтению и развитию речи
Учащиеся должны уметь:
- Осознанно и правильно читать текст вслух целыми словами после работы над ним под руководством учителя;
- Трудные по смыслу и по слоговой структуре слова читать по слогам;
- Отвечать на вопросы по прочитанному;
- Высказывать своё отношение к поступку героя, событию;
- Пересказывать содержание прочитанного;
- Устно рассказывать на темы, близкие интересам учащихся.
Учащиеся должны знать:
Наизусть 5-8 стихотворений.
Календарно-тематическое планирование по чтению и развитию речи в 3 классе
(68 ч)
Номер урока | Название раздела и темы урока | Содержание урока | Дата | |
По плану | По факту | |||
О школе и школьниках (7 ч) | ||||
1 | В. Суслов «Веселый звонок» | Беседа по иллюстрации учебника. Ответы на вопросы текста. Выборочное чтение. | ||
2 | Б. Заходер «Перемена» | Беседа по иллюстрации учебника. Ответы на вопросы текста. Выборочное чтение. | ||
3 | В. Голявкин «Не везет» | Ответы на вопросы текста. Выборочное чтение. | ||
4 | И. Молчанов-Сибирский «Есть ли время для задачек?» | Ответы на вопросы текста. Выборочное чтение. | ||
5 | По С. Багрову «Чужая отметка» | Ответы на вопросы текста. Выборочное чтение. Выразительное чтение. Пересказ текста по плану. | ||
6 | Я. Аким «Митины каникулы» | Ответы на вопросы текста. Выборочное чтение. Работа по картинке. | ||
7 | С. Михалков «Могут даже у ребят…» | Ответы на вопросы текста. Выборочное чтение. Заучивание наизусть. | ||
Листьям – время опадать (7 ч) | ||||
8 | К. Бальмонт «Осень» | Беседа по иллюстрации. Ответы на вопросы. Выразительное чтение. | ||
9 | По С. Багрову «Поспела брусника!» | Беседа по иллюстрации. Ответы на вопросы. | ||
10 | По А. Баркову «Золотая осень у тихих дорог» | Ответы на вопросы. Рисование картинки к тексту. | ||
11 | М. Исаковский «Родное» | Ответы на вопросы. | ||
12 | И. Мазнин «Посмотри, как день прекрасен!» | Беседа по иллюстрации. Ответы на вопросы. Выразительное чтение. | ||
13 | По Ю. Ковалю «Листобой» | Беседа по иллюстрации. Ответы на вопросы. Выразительное чтение. | ||
14 | По К. Паустовскому «Первый снег» | Ответы на вопросы. Выборочное чтение. | ||
Верные помощники (7 ч) | ||||
15 | Украинская сказка «Овечка и волк» | Ответы на вопросы. Выборочное чтение. Работа по картинке. | ||
16 | Русская песенка «Козел» | Ответы на вопросы. Выборочное чтение. Работа по картинке. Выразительное чтение. Отгадывание загадок. | ||
17 | Русская народная песенка «Как у нашего кота…» | Ответы на вопросы. Выразительное чтение. | ||
18 | В. Бианки «Кошкин питомец» | Ответы на вопросы. Выборочное чтение. | ||
19 | Русская народная «Колыбельная песенка» | Ответы на вопросы. Выразительное чтение. | ||
20 | Русская сказка «Собака и волк» | Ответы на вопросы. Выборочное чтение. | ||
21 | По Г. Снегиреву «Верблюжья варежка» | Ответы на вопросы. Выборочное чтение. | ||
Крылатые друзья (7 ч) | ||||
22 | Закличка. Русская народная потешка. | Ответы на вопросы. Выборочное чтение. Выразительное чтение. | ||
23 | Белорусская песенка «Воробей». Н. Рубцов «Воробей» | Ответы на вопросы. Выборочное чтение. Выразительное чтение. | ||
24 | По Н. Коростелеву «Наша Галя» | Ответы на вопросы. Выборочное чтение. | ||
25 | По А. Баркову «Внезапное открытие» | Ответы на вопросы. Выборочное чтение. Отгадывание загадки. | ||
26 | С. Черный «Что ты тискаешь утенка?..» | Ответы на вопросы. Выборочное чтение. Заучивание наизусть. | ||
27 | По Н. Сладкову «Говорящие яички» | Ответы на вопросы. Выборочное чтение. | ||
28 | По Т. Чинаревой «Угощенье для синиц» | Ответы на вопросы. Выборочное чтение. Отгадывание загадок. | ||
Здравствуй, Зимушка-зима! (7 ч) | ||||
29 | И. Бунин «Первый снег» | Ответы на вопросы. Выборочное чтение. Выразительное чтение. Заучивание наизучть. | ||
30 | По Р. Погодину «Неприятностей не оберешься» | Ответы на вопросы. Выборочное чтение. Работа по картинке. | ||
31 | Г. Скребицкий «Зима» | Ответы на вопросы. Выборочное чтение. Работа по картинке. | ||
32 | И. Соколов-Микитов «Зимняя ночь» | Ответы на вопросы. Выборочное чтение. | ||
33 | По Ю. Ковалю «Снегири и коты» | Ответы на вопросы. Выборочное чтение. Отгадывание загадок. | ||
34 | По В. Голявкину «Как я встречал Новый год» | Ответы на вопросы. Выборочное чтение. | ||
35 | В. Орлов «Снежная баба» | Ответы на вопросы. Выборочное чтение. Отгадывание загадок. Выразительное чтение. | ||
Сказочные истории (5 ч) | ||||
36 | Таджикская сказка «Три арбузных семечка» | Ответы на вопросы. Выборочное чтение. Работа по картинке. | ||
37 | Английская сказка «Дочка пекаря» | Ответы на вопросы. Выборочное чтение. Выразительное чтение. | ||
38 | Литовская сказка «Алмазный топор» | Ответы на вопросы. Выборочное чтение. | ||
39 | Дагестанская сказка «Львиная доля» | Ответы на вопросы. Выборочное чтение. | ||
40 | Латышская сказка «В шутку едим, в шутку работаем» | Ответы на вопросы. Выборочное чтение. Работа по картинке. Отгадывание загадок. | ||
Трудолюбие – это клад (7 ч) | ||||
41 | Русские народные потешки «Стучит, бренчит на улице…», «Тит, а Тит!..» | Ответы на вопросы. Выборочное чтение. Выразительное чтение. Заучивание наизусть. | ||
42 | Венгерская песенка «Пирог». | Ответы на вопросы. Выборочное чтение. Выразительное чтение. | ||
43 | Украинская сказка «Колосок» | Ответы на вопросы. Выборочное чтение. Работа по картинке. Пересказ по плану. | ||
44 | Русская народная сказка «По работе и награда» | Ответы на вопросы. Выборочное чтение. Работа по картинке. Пересказ по плану. | ||
45 | С. Маршак «Сказка про двух лодырей» | Ответы на вопросы. Выборочное чтение. Выразительное чтение. | ||
46 | Р. Абдрахманов «Новая перина» | Ответы на вопросы. Выборочное чтение. | ||
47 | По Е. Пермяку «Хитрый коврик» | Ответы на вопросы. Выборочное чтение. Деление текста на части по плану. | ||
Настали дни весенние! (7 ч) | ||||
48 | Заклички о весне | Ответы на вопросы. Выборочное чтение. Выразительное чтение. Заучивание наизусть. | ||
49 | По Л. Толстому «Солнце – тепло» | Ответы на вопросы. Выборочное чтение. | ||
50 | Г. Витез «Весна подарила» | Ответы на вопросы. Работа по картинке. | ||
51 | По А. Баркову «Березовый сок» | Ответы на вопросы. Выборочное чтение. Работа по картинке. Пересказ по плану. | ||
52 | К. Ушинский «Пчелки на разведках» | Ответы на вопросы. Выборочное чтение. Работа по картинке. Пересказ по плану. | ||
53 | А. Седугин «Тихо-тихо» | Ответы на вопросы. Выборочное чтение. Работа по картинке. Пересказ по плану. | ||
54 | Н. Голь, Г. Григорьев «Песенка о бабушкиных ладонях» | Ответы на вопросы. Выборочное чтение. Выразительное чтение. | ||
Вот такие истории (7 ч) | ||||
55 | В. Азбукин «Пример аккуратности» | Ответы на вопросы. Выборочное чтение. | ||
56 | Е. Пермяк «Случай с кошельком» | Ответы на вопросы. Выборочное чтение. | ||
57 | По С. Лежневой «Как Вовка праздновал день рождения» | Ответы на вопросы. Выборочное чтение. | ||
58 | Е. Серова «Ябеда» | Ответы на вопросы. Выборочное чтение. | ||
59 | В. Осеева «Хорошее» | Ответы на вопросы. Выборочное чтение. | ||
60 | Г. Ладонщиков «Чай с вареньем» | Ответы на вопросы. Выразительное чтение. Работа по картинке. | ||
61 | По В. Сутееву «Мешок яблок» | Ответы на вопросы. Выборочное чтение. Выразительное чтение. | ||
Летняя пора (7 ч) | ||||
62 | Т. Шорыгина «В лесу» | Ответы на вопросы. Выразительное чтение. Работа по картинке. Заучивание наизусть. | ||
63 | Л. Толстой «Какая бывает роса на траве» | Ответы на вопросы. Выборочное чтение. | ||
64 | З. Александрова «Одуванчик» | Ответы на вопросы. Выразительное чтение. Работа по картинке. Заучивание наизусть. | ||
65 | Арсений М-ий «Светлячок» | Ответы на вопросы. Выразительное чтение. | ||
66 | Заклички | Ответы на вопросы. Выразительное чтение. | ||
67 | Э. Шим «Крот и заяц» | Ответы на вопросы. Выборочное чтение. | ||
68 | В. Голявкин «Ника на даче» | Ответы на вопросы. Выборочное чтение. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по развитию речи - 1 класс
Рабочая программа содержит пояснительную записку, учебно-методический комплект литературы, тематическое и календарно-тематическое планирование....
рабочая программа по развитию речи 3 класс
В материале представлены рабочие программы: развитие речи 3класс и нестандартные задания по математике 3 класс....
Рабочая программа по развитию речи 3 класс
Рабочая программа составлена в соответствии с программой Н.Г. Андреева «Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников».Целью занятий является направленное исправление дефектов общ...
Рабочая рограмма по развитию речи, 4 класс
Скорректированная рабочая программа по развитию речи. Составлена на основе авторской программы Г.С. Щёголевой "Система обучения связной письменной речи в начальной школе" 4 класс...
Рабочая программа по развитию речи 4 класс VIII вид
Рабочая программа по развитию речи 4 класс VIII вид...
Рабочая программа по развитию речи 2 класс
Рабочая программа составлена на основе ФГОС начального общего образования авторской программы по русскому языку Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Прониной и других авторов Образовательной систем...
Рабочая программа по развитию речи (4 класс) на тему: "Рабочая программа по развитию речи 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...