Мастер- класс для учителей начальных классов "Развитие мелкой моторики рук у детей с ОВЗ"
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс)

Светлана Николаевна Потапова

Развитию кисти и пальчиков принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становление речи. Особенно важно развивать двигательную активность пальцев рук у детей с ограниченными возможностями здоровья. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-_klass.docx18.88 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер – класс для учителей начальных классов

«Развитие мелкой моторики рук у детей с ОВЗ»

  Здравствуйте, уважаемые коллеги!  Учёными доказано, что рука имеет самое большое «представительство» в коре головного мозга, поэтому именно развитию кисти и пальчиков принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становление речи. Словесная речь ребёнка начинается, когда движения его пальчиков достигают достаточной точности. Особенно важно развивать двигательную активность пальцев рук с детьми с ограниченными возможностями здоровья, с таким заболеванием как ДЦП.

      Сегодня я проведу  практическое занятие.     Я предлагаю вам испытать лишь некоторые трудности, с которыми всю свою жизнь живут эти дети. Мне нужны 4 участника. Двое участников надевают боксерскую перчатку, берут мел  и пишут на доске своё  имя. Третий участник должен вырезать из бумаги прямоугольник, пользуясь только одной рукой. Четвёртый участник надевает маску для сна и наощупь читает слово, выложенное на магнитной доске магнитными буквами .

- Какие чувства вы испытали?

-Итак, мы убедились, что у детей с ОВЗ много трудностей. Помочь преодолеть их должны мы с вами.

 Существует большое количество методов развития мелкой моторики.

Я предлагаю начать наше занятие с криотерапии.

Возьмём кубику изо льда, перебираем их пальчиками. Считаем до 10.Берём бутылочку с тёплой водой, перекатываем в ладошках и так повторяем 3 раза.

 Криотерапия - метод коррекции различного рода нарушений в развитии детей, заключающийся в использовании игр со льдом.     

В нашем случае эффект даёт чередование  тепла и холода. Благодаря этому приходит в норму мышечный тонус, мелкие мышцы сокращаются. Это способствует совершению более тонких движений рук.      Возьмите полотенце, вытрите руки.

Дети с ОВЗ должны владеть методами самомассажа. Возьмите пособие «Мякиш». Выполним поглаживания- медленные и плавные движения в различных направлениях.

Растирание – применяется большая сила давления, рука как бы сдвигает кожу, но растирание не должно приносить ребёнку дискомфорт.

 Сжимание и разжимание в ладони мячей

Крепко мячики сжимаем,
Наши мышцы напрягаем,
Чтобы пальцы никогда,
Не боялись бы труда!

         Ребром ладони дети имитируют пиление по всем направлениям тыльной стороны кисти рук.     Кисть и предплечье располагаются на столе, дети сидят.

Пили, пила, пили, пила!
Зима холодная пришла.
Напили нам дров скорее,
Печь истопим, всех согреем!

Игра «Прячем ручки». Возьмите контейнер с крупой. Потрите ладошку о ладошку. А теперь ищем секрет. Переложите секретик в другую чашку.( Благотворное влияние крупы на нервные окончания.)

Для развития пальчиков используем кинезеологические упражнения.

1. «Зайчик-колечко- цепочка»

2. «Лезгинка»
Показываю три положения ладони на столе, последовательно сменяющих друг друга: раскрытая ладонь на столе, ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром на столе. Сначала упражнение выполняется вместе с ведущим:
а) ладонью правой руки;
б) ладонью левой руки;
в) обеими ладонями одновременно.

 Для совершенствования двигательной активности пальчиков используем пособия.

«Откручивание и закручивание пробок» - работа  с пособием правой  рукой, левой и одновременно.

 «Решётка».Можно использовать и на уроках обучения грамоте, русского языка, математике.  

Покажите маленький квадрат, большой квадрат. А теперь пальчики превращаются в спортсменов, побежали наступая в каждую клеточку, через клетку, через 2 , бежим ещё быстрее. Делаем шаги с закрытыми глазами, формируем тактильные ощущения. А теперь наши пальчики превратились в пожарных. Ставим решётку вертикально, забираемся наверх, поворачиваем налево, спускаемся. Возьмите мячик- пуговку и посадите её в правый нижний угол, мяч поднимается на 3 клетки наверх, 4 клетки вправо  и вниз. Возьмите синюю ленту – завяжите бант узел...Возьмите широкую красную ленту сплетите квадрат.  А как интересно было детям «писать» лентами буквы!

Игры-шнуровки, игры с прищепками.

Много игр и упражнений на развитие моторики с различными материалами.

Участник №1 –гибкую проволоку No2– цепляющиеся шарики,
No3 – тесто для лепки,       No4   – кинетический песок,

  Соприкасаются пальчиками с соседом по парте и говорят:

 - Желаю (большой)

 - Успеха (указательный)

 - Большого (средний)

 - Во всём (безымянный)

 - И везде (мизинец)

 - Здравствуй! (вся ладошка)

Развитие мелкой моторики, коррекция двигательных нарушений позволяет детям  лучше адаптироваться в практической жизни.

Пальчиковые игры  «Заводные машинки»

Дети сцепляют пальцы рук в замок (не сцеплены только большие пальцы) и превращаются в заводные машины. Ведущий «заводит» машины

тремя поворотами ключа. Вдох — и машины трогаются с места со звуком «ж-ж-ж!» Большие пальцы начинают крутиться вокруг друг друга, все быстрее и быстрее, пока не закончится завод (пока хватает дыхания). Проигрывает тот, чей завод закончится раньше всех, выигрывает тот, чей позже. Явная польза этой игры в том, что она тренирует длительный плавный выдох.

Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка. Развивается память ребёнка. Развивается воображение и фантазия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

мастер- класс для учителей начальной школы "Системно- деятельностный подход в обучении"

на данном мастер- классе учителя начальной школы путем практических заданий вспоминают принципы системно- деятельностоно подхода...

мастер-класс для учителей начальной школы "Магические квадраты"

материал содержит презентацию и текст мастер-класса...

Мастер-класс для учителей начальной школы Невского района Санкт-Петербурга по теме "Применение инновационных технологий на уроках в начальной школе"

Применение инновационных технологий на уроках в начальной школе. Реализация здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе....

Мастер - класс для учителей начальных классов «Обучение элементам динамического чтения в начальной школе».

Интерес к чтению возникает в том случае, когда ученик свободно владеет осознанным чтением, и у него развиты учебно - познавательные мотивы чтения.         ...

Мастер-класс для учителей начальных классов по теме:"Изучение достопримечательностей Пермского края в начальной школе (ВПР по окружающему миру, задание 10.3)"

Ежегодно, являясь экспертами при проверке работ ВПР по окружающему миру, мы пришли к выводу, что при выполнении задания 10.3      дети делают много ошибок СЛАЙД 2 (не могут пе...

Мастер-класс для учителей начальных классов «Артикуляционная гимнастика на уроках чтения и развития речи в коррекционных класса».

Цель: познакомить учителей начальных классов с некоторыми упражнениями применяемыми учителем- логопедом, для устранения недостатков звукопроизношения, помочь овладеть практическими навыками артикуляци...