Мастер – класс для учителей начальных классов на тему: «Использование дидактических игр в работе учителя для улучшения слоговой структуры слова младших школьников».
методическая разработка
Повысить профессиональное масстерство педагогов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_digr.docx | 18.17 КБ |
Предварительный просмотр:
СОГБОУ «Гагаринская школа- интернат»
Мастер – класс для учителей начальных классов на тему:
«Использование дидактических игр в работе учителя для улучшения слоговой структуры слова младших школьников».
Подготовила: учитель- логопед Юрченко И. Ф.
2022-2023 учебный год
Цель мастер – класса: повысить профессиональное мастерство педагогов – участников мастер – класса в процессе активного педагогического общения по проблеме устранения нарушения слоговой структуры слов путём теоретических аспектов и игровой практикой.
Задачи:
1.Использовать в работе учителя начальных классов по коррекции нарушений слоговой структуры слова новые современные ИКТ.
2.Соблюдать принципы коррекционной работы, направленные на преодоление нарушений слоговой структуры слова, для достижения наиболее эффективных результатов.
3.Вовлечь педагогов в совместную игровую деятельность, вызывая интерес к данной проблеме.
4.Побуждать педагогов использовать в своей работе новые формы и методы работы, воспитывать положительный эмоциональный настрой и интерес ребенка к занятию.
Прослушайте стихотворение.
Не только дети
Любят прятки,
Играть умеют и слова:
Заря —
Упрятана в ЗАРЯдке,
А в риСОВАльщике —
Сова.
К словам прислушайся немножко:
В дОСАде
Спряталась оса.
На дне луКОШКА
Дремлет кошка,
А в паЛИСАднике —
Лиса.
Из гРЕЧКИ
Вытекают речки,
В ЛЕЩИне
Плещутся лещи.
Овечки прячутся
В слОВЕЧКИ.
А дальше…
Дальше сам ищи!
- Я предлагаю вам из слова заморозки составить как можно больше слов (у каждого участника карточка со словом заморозки).
зазимок озимка морока маркиз кариоз закром разок разик мороз мирок мирка мирза микоз мазок корма комар кирза измор зарок замор замок зазор Азор ром Роза роза омар окра мрак миро Мира мира Марк маки корм кора кома коза Кира Кима Ирак икра зрак зима Аким рок рак раз орк Ома око Ока мор мир мак ком Ким Ира зам
- Сейчас вашему вниманию предлагаю слова в правильной форме, и как произносят дети с речевым нарушением:
ТЕРМОМЕТР-«темометр»
САМОВАР-«масовар»
ПРАВИЛЬНО-«правирно»
ШОКОЛАД-«кошолад»
ТАРЕЛКА - «талерка»
СКОВОРОДА-«свокорода»
- Может быть, вы догадались, что случилось со словами? (нарушался контур слова, были переставлены звуки, слоги, выпущены слоги из слова.)
Да, нарушалась в целом слоговая структура слова.
3.Теоретическая часть.
Наши обучающиеся допускают разнообразные ошибки.
Типы ошибок, характеризующих нарушение слоговой структуры слова:
- Нарушение количества слогов:
- сокращение слога (моциклист) –мотоциклист;
- опускание слогообразующей гласной (пинино) – пианино;
- увеличение числа слогов за счёт вставки гласных в стечение согласных: (мололоко) – молоко.
- Нарушение последовательности слогов в слове:
- перестановка слогов (аклавангист) – аквалангист;
- перестановка звуков соседних слогов (моцотыкл) – мотоцикл.
- Искажение структуры отдельного слога:
- сокращение стечений согласных: (тол) – стол;
- вставки согласных в слог: лампа – (лампта).
- Уподобление слогов: абрикосы – (кококосы).
- Персеверации-(застревание в речи били… били… билитекарь)
- Антиципации ( замена предшествующих звуков последующими) : (нананасы)-ананасы.
- Контаминации (смешение элементов слов ): (в холодильнице) –в холодильнике и хлебнице.
- А сейчас попробуйте сформулировать своими словами, что такое слово, раз его структура нарушается. (Высказывания учителей)
В словаре Даля представлено несколько определений:
1. Исключительная способность человека выражать свои мысли и чувства.
2. Дар говорить, разумно сообщать сочетаемые звуки, словесная речь.
3. Сочетания звуков, составляющих одно целое, обозначающих предмет, понятие.
4. Разговор. Беседа.
А структура - это состав, ряд компонент.
- А если нарушается слоговая структура слова, то мы можем иметь сразу ряд затруднений в речи, способность говорить, чётко и понятно поддерживать беседу, ясно выражать свои мысли.
Одна из проблем современности это увеличение числа детей страдающих нарушениями речи. Речевое нарушение у детей с ОВЗ представляет собой специфическое формирование основных компонентов речевой системы: лексики, грамматики, фонетики. У большинства из этих детей в той или иной степени присутствует искажение слоговой структуры слова, которые признаны ведущими и стойкими в структуре речевого дефекта детей . Практика логопедической работы показывает, что коррекция слоговой структуры слова – одна из приоритетных и наиболее трудных задач в работе с детьми с ОВЗ.
Актуальность темы.
Одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе является правильная, хорошо развитая речь.
- Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения.
Часто на первый план в младшем школьном возрасте выдвигается несформированность слоговой структуры слов, и это является одной из причин возникновения дисграфии и дислексии у детей.
Эффективность коррекционной работы по преодолению нарушения слоговой структуры слова определяется соблюдением некоторых принципов:
• Работа проводится поэтапно «от простого к сложному»;
• Одновременное развитие речедвигательного и речеслухового навыка;
• Учет индивидуального дефекта нарушения слоговой структуры слова;
• Взаимосвязь в работе по преодолению нарушения слоговой структуры слова логопеда, учителя и родителей.
Данная работа должна вестись с учетом ведущего вида деятельности детей - учебной, но т.к. дети приходят из д/с со слабой мотивацией к учебе, то как инструмент здесь выступают игры и наглядность. Коррекция нарушения слоговой структуры слова - долгий процесс и ребенку каждое занятие должно быть интересно.
Поэтому проблема коррекции слоговой структуры слова посредством использования дидактических игр одна из актуальных в системе работы по преодолению общего недоразвития речи у детей.
4.Практическая часть.
Предлагаю вашему вниманию многофункциональные дидактические игры, предназначенные для коррекции нарушения слоговой структуры слова:
Игра «Лишнее слово»
Цель: учить различать длинные и короткие по звучанию слова.
Ход: каждый из вас внимательно должен прослушать ряд слов и назвать лишнее (самое короткое или самое длинное слово).
Сом, щука, карась, сазан.
Воробей, снегирь, ласточка, свиристель
Капуста, репа, картофель, помидор.
Волк, медведь, тигр, ёж.
Игра «Гусеница»
Цель: упражнять детей в умении делить слова на слоги, запоминая их последовательность, формировать навык слогового и фонематического анализа слова, развивать мелкую моторику и сенсорику.
Ход игры: детям предлагается определить количество слогов в слове (с использованием наглядности или на слух) и выложить соответствующее количество цветных фишек на изображение гусеницы (пуговицы, крышечки, ракушки, камешки или другой материал)
Игра «Назови одинаковый слог»
Цель: закреплять умение сравнивать слоговую структуру слов.
Материал: картинки.
Ход игры: ребёнок должен найти одинаковый слог в предложенных словах, найти место слога в слове.
Самолет, кошка, дерево, самовар, касатка, снежок и т.д.
Игра «Паровоз»
Цель: закреплять умение делить слова на слоги, упражнять в соотношении количества слогов с цифрой.
Ход: ребенок определяет количество слогов в слове и от каждого слова проводит линию к вагончику (цифра на вагончике соответствует количеству слогов в слове).
Игра «Путешествие на кораблике»
Цель: закреплять умение делить слова на слоги, закреплять правильное произношение звуков в словах с разной слоговой структурой, упражнять в соотношении количества слогов в слове с цифрой.
Ход игры: детям предлагается определить количество слогов в слове (картинка) и вставить картинку в корзину кораблика так, чтобы количество слогов в слове соотносилось с той цифрой, которая указана флажке, четко произнося слово по слогам.
Игра «Башенки»
Цель: закреплять умение анализировать слоговую структуру слов.
Ход игры: рассмотри картинки и подбери к каждой картинке необходимое количество деталей конструктора, чтобы получилась башенка (один слог- одна деталь, два –две детали и т.д.)
Можно фишки использовать.
Игра «Бусы»
Цель: упражнять детей в умении составлять короткие и длинные слова из различных слогов, формировать навык слогового анализа слов, упражнять навыки чтения слов и слогов, развивать мелкую моторику и сенсорику.
Ход игры: предлагается собрать слова из слогов, которые написаны на кружочках, затем нанизать их на веревочку, чтобы получились слова.
Игра «Найди одинаковую картинку со слогом»
Цель: закреплять умение сравнивать слоговую структуру слов.
Материал: картинки.
Ход игры: ребёнок должен найти одинаковый слог в предложенных словах, найти место слога в слове, определить ударный слог.
Картинки: паровоз, дом, машина, малина, ручка, ракета, ….
Игра «Домино»
Цель: развивать умение находить нужный слог, для образования слова, закрепить понятие начало слова
Ход игры: посмотри на картинку и подбери слог в начало слова
Картинки и начальные слоги к ним.
Игра «Рассади животных по домам»
Цель: учить подбирать слова с заданной слоговой схемой.
Материал: дома, набор предметных картинок, схемы слоговой структуры слов.
Ход игры: детям предлагается помочь «рассадить животных» в дома в соответствии с количеством слогов.
Игра «Послушай и ответь»
Цель: отработать умение создавать слова от заданного слога, одновременно выполняя механическое действие
Ход игры: Я вам бросаю мяч и говорю начало слова (или конец) вы его заканчивайте, добавляя слог (да, ка, по)
Кроссворд
Цель : развитие навыка синтезировать слова из слогов
развитие логики, словарного запаса.
Игра «Найди все слова в цепочке»
Цель: развивать умение находить слова, начинающиеся с последнего слога заданного слова, закрепления понятия начало и конец слова, развитие произвольного внимания.
Например: рыба – бабушка – карта – тарелка – карета – тапочки – кино и т.д.
Рефлексия настроения и эмоционального состояния.
- Мне было неинтересно. Мероприятие показалось мне скучным.
- Мне было интересно, но меня оставили равнодушной вопросы мероприятия.
- Мне было интересно. Буду использовать в своей работе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление "Использование Интернет-технологий в работе учителя начальных классов"
Сегодня всё более можно говорить об Интернете как не о способе развлечений, а о серьёзной базе, где можно почерпнуть много идей, в том числе и на ниве преподавания....
Презентация "Использование инттернет ресурсов в работе учителя начальных классов
В 2010 году я выступила с презентацией "Использование интернет ресурсов в работе учителя начальных классов" на районном методическом объединении учителей начальных классов. Показала сайты, где н...
Использование ресурсов Интернет в работе учителя начальных классов
Статья содержит адреса сайтов, которые помогут учителю ориентироваться в сети Интернет...
Доклад на тему: «Использование ИКТ в практике работы учителя начальных классов в специальной (коррекционной) школе VIII вида»
Информационно-коммуникационные технологии – мощный педагогический инструмент в руках учителя, им надо владеть и широко использовать на своих предметных уроках. Использование компьютерных техноло...
«Дидактические игры в работе учителя начальных классов в коррекционной школе по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования для глухих обучающихся с умеренной, тяжёлой, глубокой умственной отсталостью»
Игра — одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка. В то же время игра — основной вид деятельности детей.С детьми с тяжёлой умственной отсталостью одним из эффективных м...
Доклад по теме "Использование инновационных технологий в работе учителя начальных классов в рамках реализации ФГОС НОО"
Доклад на ШМО учителей начальных классов...
Выступление на МО учителей начальных классов по теме: Использование ИКТ в профессиональной деятельности учителя начальных классов в условиях ФГОС
Выступление на МО учителей начальных классов по теме: Использование ИКТ в профессиональной деятельности учителя начальных классов в условиях ФГОС....