Рабочая программа "Музейная азбука". 1 класс
рабочая программа (1 класс)
Рабочая программа "Музейная азбука". 1 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muzeynaya_azbuka_2019-2020.docx | 43.22 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЕРНОВСКАЯ ОСНОВНАЯ ШКОЛА»
МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ, ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ЗАРАЙСК,
д.ЕРНОВО, ул. ДАЧНАЯ, д. 87
Утверждаю:
ИО директора МБОУ «Ерновская основная школа»
____________/Мартынов С.В./
«___»_______________2019 г.
Рабочая программа
внеурочной деятельности
по духовно – нравственному направлению
«Музейная азбука»
1класс
2019 – 2020 учебный год
Составитель: Маслова Елена Борисовна
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
2019 год
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно – нравственному направлению «Музейная азбука» для 1 класса составлена на основе программы «Музейное образование», автор Т.М.Сухова, «Просвещение», 2012 год (Сборник «Программ внеурочной деятельности в начальной школе»).
Цель программы — приобщить детей к миру прекрасного, познакомить их с историческими ценностями, с особенностями музейной работы, содействовать приобщению детей к историческому наследию города, Отечества.
Задачи программы:
- содействовать развитию художественного восприятия мира, воображения, образного и ассоциативного мышления, научного мировоззрения, креативного мышления учащихся;
- воспитывать любовь и уважение к прошлому своего города, к истории своей семьи, своего народа, Отечества;
- расширить кругозор, развить познавательные интересы и способности учащихся;
- приобщить ребёнка к миру искусства;
- формировать «образ музея» как храма культуры, в котором хранятся художественные коллекции культурно-исторического значения разнообразной направленности (исторические, художественные, профильные и т.д.);
- содействовать осознанию детьми значимости деятельности по сохранению историко-культурного наследия города, страны;
- формировать первичные умения поисковой, исследовательской, проектной деятельности;
- формировать навыки культурного поведения в общественных местах;
- развивать познавательные, коммуникативные, социальные способности детей.
Планируемые результаты
Предметные результаты
Обучающиеся научатся:
- ориентироваться в музейной терминологии;
- определять особенности становления музеев в России и в мире в различные исторические периоды;
- составлять план поисково-исследовательского проекта;
- заполнять бланки музейной документации по работе с фондами;
- проектировать простую экспозицию;
- комплектовать материал для выставки;
- составлять текст экскурсии к выставке;
- ориентироваться в экспозиционно-выставочном пространстве;
- оформлять и хранить краеведческий материал, вести элементарные краеведческие
- записи.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- формировать и оформлять экспозицию семейного (классного) музея;
- готовить и проводить экскурсии по своему семейному (классному) музею.
Метапредметные результаты
Регулятивные
Обучающиеся научатся:
- Определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя.
- Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, экспонатом.
- Учиться работать по предложенному учителем плану.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку своей работы и деятельности класса
Познавательные
Обучающиеся научатся:
- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
- Делать предварительный отбор источников информации.
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя музейные экспонаты, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы класса.
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему.
Коммуникативные
Обучающиеся научатся:
- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в общественных местах и следовать им.
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Личностные результаты
Обучающиеся научатся:
- Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
- Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
Содержание программы
1 класс – 33 часа
Поисково-исследовательская работа в музее (8 ч.)
Планирование, подготовка и проведение поисково-собирательской работы. Основные формы поисково-исследовательской работы (работа в библиотеке, архиве; встречи с участниками исторических событий и запись воспоминаний; анкетирование респондентов; документирование артефактов; поиск и сбор экспонатов). Поиск, изучение по первоисточникам и запись в «Творческий дневник» названия первого в мире музея, первого музея в России. Общие правила оформления и заполнения полевых документов. Тетрадь для записей воспоминаний и рассказов. Встречи с ветеранами, мастерами народных промыслов. Анкетирование и интервьюирование. Выполнение индивидуальных и коллективных поисково-исследовательских краеведческих заданий в ходе экскурсии в музей (поиск информации по теме занятия, формирование вопросов по проблеме для обсуждения в ходе игры«Что? Где? Когда?»). Выбор темы проекта, определение этапов работы и сроков выполнения, составление программы индивидуального краеведческого задания в экспедиции
Музейные фонды и работа с ними (4 ч.)
Знакомство со школьным музеем или экспозицией. Виртуальная экскурсия по музеям России, мира. Определение понятий фонды, изучение музейных фондов, музейный предмет, экспонат. Музейные предметы как основа работы школьного музея. Знакомство с фондами школьного музея; составление учётной карточки экспоната школьного музея. Научная организация фондов музеев. Пополнение фондов музея. Использование фондов для организации выставочной работы и проведения экскурсий. Исторические источники в музее. Часы программы даны условно, так как многие разделы программы даются интегрировано. Шифрование предметов. Основной и вспомогательный фонды музея. Включение материалов в фонд музея. Сохранность предметов в экспозиции школьного музея. Хранение предметов в фондах.
Экспозиционно-выставочная работа (2 ч.)
Тезаурус: вернисаж, музей, выставка, выставочная деятельность музея, экскурсия, экскурсовод, экспозиция, экспонат, документ, реликвия, музейная экспозиция, экспозиционный материал. Экспозиционные материалы (музейные предметы, копии, тексты, указатели и др.). Экспозиции (постоянные, временные, тематические) в музеях. Тематические экспозиции музея по учебным дисциплинам и памятным датам. Проектирование и подготовка экспозиции для класса, для школы. Какие бывают экспонаты? Экспонат в экспозиции музея. Задачи и функции выставки школьного музея и классных экспозиций. Классификация выставок. Организация выставок в школьном музее и классе (стационарные, переносные).
Культурно-образовательная деятельность музея (14 ч.)
История возникновения слова музей: «Муза — Мусейон —музей». Знакомство с музейными профессиями: экскурсовод, реставратор, хранитель, смотритель и другие. Правила поведения в музее. Представление о памятниках, памятных местах — как документальных свидетельствах той или иной эпохи. Возрастные особенности посетителей школьного музея. Обзор экскурсий музея. Подготовка к проведению экскурсий с использованием виртуального музея школы.
Творческая работа (5 ч.)
Формы творческих работ (отзыв, рисунок, сочинение, доклад, реферат, презентация и др.) . Планирование, подготовка и реализация творческой работы. Представление творческих работ, проектов, оформление экспозиций и выставок; подготовка презентационных материалов и видео фильмов; проведение школьной конференции по итогам музейной деятельности.
Формы и методы работы
Формы проведения занятий:
- викторины на знание понятий и терминов музееведения;
- экскурсии в музеи, архив;
- виртуальные экскурсии по известным мировым музеям;
- просмотр видеофильмов о музеях нашей страны и за рубежом;
- проектная деятельность (защита индивидуального краеведческого проекта);
- разработка и проведение мини-экскурсии по одному из разделов музейной
- экспозиции или рассказ об одном экспонате;
- работа в библиотеке;
- встречи с интересными людьми города, района, школы;
- подготовка сообщений, презентационных материалов.
Методы обучения:
Словесный: объяснение нового материала, обзорный рассказ для раскрытия новой темы, беседы с учащимися в процессе изучения темы.
Наглядный: применение наглядных пособий, предметов и документов музейного значения, технических средств.
Практический: работа с бланками (постановка на учет, хранение, движение музейных предметов), с письменными и вещественными источниками из музейного фонда; создание музейных экспонатов своими руками.
Игровой: создание специальных ситуаций, моделирующих реальную ситуацию, из которой ребятам предлагается найти выход.
Исследовательский: выполнение детьми определенных исследовательских заданий во время занятия.
Проектный: работа учащихся над индивидуальным краеведческим проектом.
Тематический план
№п/п | Наименование разделов | Количество часов |
1 | Поисково-исследовательская работа в музее | 8 |
2 | Музейные фонды и работа с ними | 4 |
3 | Экспозиционно-выставочная работа | 2 |
4 | Культурно-образовательная деятельность музея | 14 |
5 | Творческая работа | 5 |
Итого | 33 |
Календарно – тематическое планирование
(1 час в неделю, всего – 33 часа)
№ п/п | Наименование разделов и тем | Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) по теме | Плановые сроки прохождения темы | Фактические сроки (и/или коррекция) |
1 | «Вводное занятие. Знакомство со школьным музеем» | Осознают целостность окружающего мира, расширяют знания о разных его сторонах и объектах; обнаруживают и устанавливают элементарные связи и зависимости в природе и обществе; | 13.09.2019 | |
2 | «Где мы были? Что мы видели? Основные понятия: выставка, музей; экскурсия, экскурсовод, экспозиция» | Учатся работать с источниками разных типов: как с вещественными, так и с письменными, устными и информационными источниками. Осознают целостность окружающего мира, расширяют знания о разных его сторонах и объектах; обнаруживают и устанавливают элементарные связи и зависимости в природе и обществе; развивают способности в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием повествованием. | 20.09.2019 | |
3 | Экскурсия в музей | Расширяют кругозор и свой культурный опыт, формируют умения воспринимать мир не только рационально, но и образно | 27.09.2019 | |
4 | «Что такое музей? История возникновения музея. За что вещи попадают в музей?» | Осознают целостность окружающего мира, расширяют знания о разных его сторонах и объектах; обнаруживают и устанавливают элементарные связи и зависимости в природе и обществе | 04.10.2019 | |
5 | «Музей-машина времени. Роль музея в жизни человека. Мы пришли в музей. Правила поведения в музее» | Учатся работать с источниками разных типов: как с вещественными, так и с письменными, устными и информационными источниками; учатся овладевать рассуждением, описанием, повествованием. | 11.10.2020 | |
6 | «Музейные профессии» | Учатся работать с источниками разных типов: как с вещественными, так и с письменными, устными и информационными источниками; | 18.10.2019 | |
7 | Экскурсия в музей | Расширяют кругозор и свой культурный опыт, формируют умения воспринимать мир не только рационально, но и образно | 25.10.2019 | |
8 | «Какие бывают музеи? Фонды музея. Работа с фондами» | Учатся работать с источниками разных типов: как с вещественными, так и с письменными, устными и информационными источниками; | 15.11.2019 | |
9 | «Бабушкин сундук». Семейные реликвии | Учатся работать с источниками разных типов: как с вещественными, так и с письменными, устными и информационными источниками; | 22.11.2019 | |
10 | Экскурсия в музей | Расширяют кругозор и свой культурный опыт, формируют умения воспринимать мир не только рационально, но и образно | 29.11.2019 | |
11 | «Роль музея в жизни человека. Я — экскурсовод» | Осознают целостность окружающего мира, расширяют знания о разных его сторонах и объектах; обнаруживают и устанавливают элементарные связи и зависимости в природе и обществе | 06.12.2019 | |
12 | «Известные музеи, хранящие память об исторических событиях» | Осознают целостность окружающего мира, расширяют знания о разных его сторонах и объектах; обнаруживают и устанавливают элементарные связи и зависимости в природе и обществе | 13.12.2019 | |
13 | Экскурсия в музей | Расширяют кругозор и свой культурный опыт, формируют умения воспринимать мир не только рационально, но и образно | 20.12.2019 | |
14 | «Музейная экспозиция и её виды. Подготовка материалов для музея» | Учатся работать с источниками разных типов: как с вещественными, так и с письменными, устными и информационными источниками; | 27.12.2019 | |
15 | «Что отличает экспонат музея от обычного предмета?» | Овладевают способам организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), пониманием специфики каждой; | 17.01.2019 | |
16 | «Практическое задание: составить легенду экспоната» | Осознают целостность окружающего мира, расширяют знания о разных его сторонах и объектах; обнаруживают и устанавливают элементарные связи и зависимости в природе и обществе; | 24.01.2020 | |
17 | Экскурсия в музей | Расширяют кругозор и свой культурный опыт, формируют умения воспринимать мир не только рационально, но и образно | 31.01.2020 | |
18 | «Выставочная деятельность. Классификация выставок» | Овладевают способам организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), пониманием специфики каждой; учатся работать с источниками разных типов: как с вещественными, так и с письменными, устными и информационными источниками; | 07.02.2020 | |
19 | «Инвентарная книга - главная книга музея. Учет экспонатов - это важно» | Овладевают способам организации, планирования различных видов деятельности, пониманием специфики каждой; учатся работать с источниками разных типов: как с вещественными, так и с письменными, устными и информационными источниками; | 14.02.2020 | |
20 | «Этикетка экспоната. Оформление музейного этикетажа» | Учатся способности в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием повествованием. Осознают целостность окружающего мира, расширяют знания о разных его сторонах и объектах; обнаруживают и устанавливают элементарные связи и зависимости в природе и обществе | 21.02.2020 | |
21 | Игра: «Найди ошибку в этикетке». | Учатся способности в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира | 06.03.2020 | |
22 | Экскурсия в музей | Расширяют кругозор и свой культурный опыт, формируют умения воспринимать мир не только рационально, но и образно | 13.03.2020 | |
23 | Викторина: «Экспозиция музея, место экспоната в экспозиции» | Учатся работать с источниками разных типов: как с вещественными, так и с письменными, устными и информационными источниками; | 20.03.2020 | |
24 | «Музейный язык» | Учатся способности в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием повествованием. Осознают целостность окружающего мира, расширяют знания о разных его сторонах и объектах; обнаруживают и устанавливают элементарные связи и зависимости в природе и обществе; | 03.04.2020 | 10.04.2020 |
25 | Экскурсия в музей | Расширяют кругозор и свой культурный опыт, формируют умения воспринимать мир не только рационально, но и образно | 10.04.2019 | |
26 | Игра: «Понятие: подиум, муляж, макет» | Овладевают способам организации, планирования различных видов деятельности, пониманием специфики каждой; учатся работать с источниками разных типов: как с вещественными, так и с письменными, устными и информационными источниками; | 17.04.2020 | |
27 | «Новая экспозиция из старых экспонатов» | Осознают целостность окружающего мира, расширяют знания о разных его сторонах и объектах; обнаруживают и устанавливают элементарные связи и зависимости в природе и обществе | 17.04.2020 | |
28 | Экскурсия в музей | Расширяют кругозор и свой культурный опыт, формируют умения воспринимать мир не только рационально, но и образно | 24.04.2020 | |
29 | «Исторические корни нашего края. Легенды и предания» | Учатся работать с источниками разных типов: как с вещественными, так и с письменными, устными и информационными источниками | 24.04.2020 | |
30 | Творческий конкурс: «Старая фотография рассказала…» | Учатся работать с источниками разных типов: как с вещественными, так и с письменными, устными и информационными источниками; | 08.05.2020 | |
31 | «Сравнение музеев России с музеями других стран» | Учатся работать с источниками разных типов: как с вещественными, так и с письменными, устными и информационными источниками; | 08.05.2020 | |
32 | Экскурсия в музей | Расширяют кругозор и свой культурный опыт, формируют умения воспринимать мир не только рационально, но и образно. | 15.05.2020 | |
33 | «Что мы узнали за год? Я — музейный работник» | Учатся способности в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием повествованием. Осознают целостность окружающего мира, расширяют знания о разных его сторонах и объектах; обнаруживают и устанавливают элементарные связи и зависимости в природе и обществе | 22.05.2020 |
ЛИСТ КОРРЕКТИРОВКИ
№ урока | Дата | Тема |
СОГЛАСОВАНО:
Зам. директора по УВР
_____________ /Лебедева Л.Н. /
СОГЛАСОВАНО:
руководитель ШМО учителей начальных классов
_____________ /Дегтярева Л.А./
Протокол
от 30.08.2019 г. №1
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа "Азбука вежливости" 1-4 класс
программа для работы во внеурочное время с 1 по 4 класс...
Рабочая программа. Азбука здоровья. 4 класс.
Рабочая программа факультатива "Азбука здоровья" для 4-го класса....
рабочая программа 1 класс Азбука ПНШ
Рабочая программа по русскому языку для 1 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом Минобрнауки России ...
Рабочая программа "Азбука безопасности" по внеурочной деятельности для 1-4 классов
Занятия по внеурочной деятельности «Уроки безопасности» для 1-4х классов посвящены одной из главных проблем - формированию у обучающихся сознательного и ответственного отношения к ли...
Рабочая программа азбука пешехода 3 класс
Рабочая программа азбука пешехода 3 класс...
тематическое планирование рабочей программы " Азбука здоровья" 1 класс
Здесь представлено тематическое планирование рабочей программы " Азбука здоровья" за 1 класс...
тематическое планирование рабочей программы " Азбука здоровья" 2 класс
Здесь представлено тематическое планирование рабочей программы " Азбука здоровья" за 2 класс...