рабочая программа 1 класс Азбука ПНШ
рабочая программа по русскому языку (1 класс) на тему
Рабочая программа по русскому языку для 1 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009г., №373(зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009г. № 17785); Примерной программы по учебным предметам. Начальная школа.Часть1.-5-е изд., перераб.-Москва «Просвещение» 2011.(Стандарты второго поколения); на основе авторской программы УМК «Перспективная начальная школа» по обучению грамоте Н.Г. Агарковой, Н.М. Лавровой и программы по русскому языку М.Л. Каленчук, Н. А. Чураковой, О.В. Малаховской, Т.А. Байковой, Н.М. Лавровой. Программы по учебным предметам, М.: Академкнига/учебник , 2011 г.;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
УМК «Перспективная начальная школа» рабочая программа | 114.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Рассмотрено Согласовано Утверждаю
Руководитель методического объединения Зам. директора по УР Директор школы
учителей начальных классов
Тухбатуллина Э.М. ________ Исмагилова Г.Т. _____ Сабирзянова Г.Т Протокол №1 от Приказ № 110 от
« 27» августа 2016г « 29» августа 2016г. « 31» августа 2016г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ФИЛИАЛ МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
«САРМАНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
«КАТАШ-КАРАНСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» САРМАНОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РТ
Сулейманова Миляуша Маратовна, первая квалификационная категория ФИО учителя, категория
РУССКИЙ ЯЗЫК, 1 класс
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № 1 от
«29 » августа 2016 г
2016– 2017учебный год
Аннотация к рабочей программе по русскому языку 1 класс.
Рабочая программа по русскому языку для 1 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009г., №373(зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009г. № 17785); Примерной программы по учебным предметам. Начальная школа.Часть1.-5-е изд., перераб.-Москва «Просвещение» 2011.(Стандарты второго поколения); на основе авторской программы УМК «Перспективная начальная школа» по обучению грамоте Н.Г. Агарковой, Н.М. Лавровой и программы по русскому языку М.Л. Каленчук, Н. А. Чураковой, О.В. Малаховской, Т.А. Байковой, Н.М. Лавровой. Программы по учебным предметам, М.: Академкнига/учебник , 2011 г.; учебного плана филиала МБОУ «Сармановская СОШ» Каташ-Каранская ООШ на 2016-2017 учебный год.
На реализацию программы по русскому языку в базисном учебном плане начального общего образования предусмотрено 473 часа:
В 1 классе – 99 часов. Курс «Обучение грамоте» является начальным этапом изучения русского языка. Его продолжительность 22 учебные недели, 3 часа в неделю (66 часов). Предмет «Русский язык» ведётся 11 учебных недель по 3 часа в неделю (33 часа). Во 2-3 классах – по 136 часов, 4 классе – 102 часа.
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для 1 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009г., №373(зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009г. № 17785); Примерной программы по учебным предметам. Начальная школа.Часть1.-5-е изд., перераб.-Москва «Просвещение» 2011.(Стандарты второго поколения); на основе авторской программы УМК «Перспективная начальная школа» по обучению грамоте Н.Г. Агарковой, Н.М. Лавровой и программы по русскому языку М.Л. Каленчук, Н. А. Чураковой, О.В. Малаховской, Т.А. Байковой, Н.М. Лавровой. Программы по учебным предметам, М.: Академкнига/учебник , 2011 г.; учебного плана филиала МБОУ «Сармановская СОШ» Каташ-Каранская ООШ на 2016-2017 учебный год.
Программа рассчитана на 99 часов.
Количество часов в год по учебному плану -99 часов.
Количество часов в неделю по учебному плану - 3 часа
УМК «Перспективная начальная школа»:
- Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А. Азбука. 1 класс: Учебник по обучению грамоте и чтению. Под ред. М.Л. Каленчук. – М.: Академкнига/Учебник.
- Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А. Азбука. 1 класс: Тетради по письму № 1, № 2, № 3. – М.: Академкнига/Учебник
- Чуракова Н.А. Русский язык. 1 класс: Учебник. — М.: Академкнига/Учебник.
- Гольфман Е.Р. Русский язык: Тетрадь для самостоятельной работы. 1 класс. — М.: Академкнига/Учебник.
Цели и задачи курса
В системе предметов общеобразовательной школы курс русского языка реализует познавательные и социокультурные цели:
- познавательная цель предполагает формирование у учащихся представлений о языке как составляющей целостной научной картины мира, ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического и логического мышления учащихся; формирование языковой эрудиции школьника, его интереса к языку и речевому творчеству;
- социокультурная цель изучения русского языка включает формирование коммуникативной компетенции учащихся; развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека;
обеспечение условий для становления ребёнка как субъекта учебной деятельности.
Программа «Перспективная начальная школа» сделала упор на формирование универсальных учебных действий, на использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и в повседневной жизни.
Исходя из этого, назначение предмета «Русский язык» в начальной школе состоит в том, чтобы заложить основу формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребёнка.
Для достижения поставленных целей изучения русского языка в начальной школе необходимо решение следующих практических задач:
- развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
- освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
- овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и повествования небольшого объема;
- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь;
- овладение способами орфографического действия;
- развитие умений вычленять и характеризовать языковую единицу изучаемого уровня (звук, часть слова (морфема), слово, предложение), а также их классифицировать и сравнивать;
- формирование учебной деятельности учащихся;
- усиленное формирование фонематического слуха на протяжении первых двух лет обучения.
Место предмета в базисном учебном плане
На реализацию программы по русскому языку в базисном учебном плане начального общего образования предусмотрено 473 часа:
В 1 классе – 99 часов. Курс «Обучение грамоте» является начальным этапом изучения русского языка. Его продолжительность 22 учебные недели, 3 часа в неделю (66 часов). Предмет «Русский язык» ведётся 11 учебных недель по 3 часа в неделю (33 часа). Во 2-3 классах – по 136 часов, 4 классе – 102 часа.
На изучение учебного материала по учебному предмету «Русский язык» в тематическом планировании отводится 99 часов (3 часа в неделю), что полностью соответствует количеству часов по БУП ОУ, но не соответствует количеству часов по программе Н.Г.Агарковой, М.Л.Каленчук, Н.А.Чураковой (5 часов в неделю). Было произведено сокращение часов. Хотя программа сокращена, содержание полностью сохранено за счёт уплотнения тем в Рабочей программе.
Примечание: На основании положения МБОУ «Сармановская СОШ» «О рабочей программе учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) в МБОУ "Сармановская СОШ» Сармановского муниципального района РТ», рассмотренного на педагогическом совете от 25.08.14г., протокол № 1, утверждённого Приказом директора № 84 от 02.09.14, в случае совпадения уроков с праздничными и каникулярными днями, программу выполнить согласно П 5.3. данного положения.
Планируемые результаты изучения курса «Обучение грамоте (письмо)
Иллюстративный и словарный материал позволяют решать задачи формирования всего комплекса УУД, которые являются приоритетным направлением в содержании образования. Организация этого процесса в учебно-методическом комплекте по «Обучению грамоте» строится следующим образом.
Личностные УУД
Самоопределение – система заданий, ориентирующая младшего школьника определить, какие модели языковых единиц ему уже известны, а какие нет.
Смыслообразование и нравственно-этическая ориентация - тексты, в которых обсуждаются проблемы любви, уважения и взаимоотношений родителей и детей.
Познавательные УУД
Информационные: поиск и выделение необходимой информации; сбор, анализ и оценка информации.
Логические:
анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков:
- сравнение моделей с целью выделения звуков, обозначаемых новой буквой;
- анализ парных звонких-глухих звуков и моделей слов с этими звуками c целью обнаружения существенных признаков: преобладания шума и чередования звонких-глухих;
- обнаружение особенностей букв я, ё, ю, е: использование букв для обозначения звука [й'] в начале слова и после разделительных знаков ь и ъ;
- обнаружение особой роли буквы ь после букв согласных звуков ;
- выяснение общих черт непарных согласных.
подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков:
- формирование понятия «звук» через анализ моделей;
- поэтапное формирование понятия «парный звонкий-глухой согласный» через систему сопоставлений;
- формирование понятия «смыслоразличительная роль звука» через анализ пар слов на цветном фоне;
- формирование понятия «буква – знак для звука» посредством сопоставления разных знаково-символических обозначений звуков в двухъярусных и трехъярусных схемах-моделях слов;
установление причинно-следственных связей:
- между разным звучанием мягкого-твердого согласного и использованием разных букв для гласного звука;
- между использованием в именах собственных прописных букв и выводом о том, что это особое средство обозначения имен, названий стран, городов, рек, кличек животных; между обнаружением связи между словами в предложении и выводом о том, что предложение нужно особым образом отмечать в письменной речи, чтобы можно было понять текст.
Планируемые результаты изучения учебного предмета «Русский язык»
Личностными результатами изучения русского языка в начальной школе являются:
- осознание языка как основного средства человеческого общения;
- восприятие русского языка как явление национальной культуры;
- понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека;
- способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
- способность к итоговому и пооперационному самоконтролю;
- овладение словами речевого этикета.
Метапредметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются:
- умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач;
- способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;
- умения выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания,письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи, ситуации общения понимание необходимости ориен-тироваться на позицию партнера, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге;
- стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции;
- умение задавать вопросы;
- самостоятельно формулировать тему и цели урока, составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем, работать по плану,
сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
- умение анализировать, сравнивать, классифицировать, установление причинных связей и зависимостей между объектами;
- умение работать с таблицами, схемами, моделями;
- умение представлять учебный материал в виде схем, моделей;
- пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным.
Предметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются:
- овладение начальными представлениями о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета;
- умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного) при записи собственных и предложенных текстов;
- умение проверять написанное;
- умение ( в объеме изученного) находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение;
- способность контролировать свои действия, проверять написанное.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Важную роль в обучении русскому языку играет целенаправленная работа по развитию у младших школьников общеучебных умений, навыков и способов деятельности:
- интеллектуальных (обобщать, классифицировать, сравнивать и др.);
- познавательных (учебно-познавательных мотивов, учебной самостоятельности и потребности в творческом самовыражении, а также умений принимать, сохранять и ставить новые цели в учебной деятельности и работать над их достижением)
- организационных (организовывать сотрудничество и планировать собственную деятельность).
Курс каждого года, являясь частью целого, имеет специфические задачи, которые сформулированы в программных требованиях к каждому году обучения.
Ожидаемые результаты освоения учебной программы по предмету «Русский язык»
Обучение грамоте
Ожидаемые результаты освоения курса к концу подготовительного периода
Обучающиеся научатся:
• на слух различать структурные единицы языка: слово, предложение, текст;
• называть и различать по форме структурные единицы графической системы – элементы печатных и письменных букв русского алфавита;
• составлять предложения из 2–4 слов и рассказы из 3–4 предложений на основе иллюстрации, графической модели или созданной на уроке речевой ситуации с использованием соответствующих фишек;
• правильно сидеть за партой (столом) и пользоваться письменными принадлежностями, правильно писать все элементы письменных букв по алгоритму и под счет, правильно называть их.
Ожидаемые результаты освоения курса к концу основного периода
Обучающиеся научатся:
• различать звуки и буквы русского языка;
• различать гласные – ртораскрыватели, произносящиеся без преграды в ротовой полости, и согласные – ртосмыкатели, образующиеся при наличии преграды;
• определять на слух ударные и безударные гласные;
• делить звучащее слово на слоги, один из которых (ударный) произносится с большей силой и длительностью;
• определять согласные твердые и мягкие, звонкие и глухие;
• акцентированно произносить звуки в заданной последовательности в слове, выделять один из них (в соответствии с заданием учителя) и давать ему полную характеристику;
• обозначать звуки речи с помощью условных графических символов (кружков, квадратов) – создавать звуковую схему – модель слова;
• читать в схемах звуковую запись слов по слогам и орфоэпически;
• обозначать звуки буквами и условными значками;
• читать в схемах и текстах «Азбуки» буквенную запись слов по слогам и орфоэпически;
• перекодировать звуковую форму слов из условно-графической в буквенную и наоборот;
• правильно сидеть за столом и пользоваться письменными принадлежностями в течение всего периода выполнения отдельного графического задания;
• писать буквы на основе двигательных элементов по определенному алгоритму;
• выполнять три вида соединения букв в слогах и словах;
• при письме под счет чередовать напряжение мышц руки с расслаблением;
• конструировать печатные и письменные буквы из элементов-шаблонов;
• определять слова, которые называют предметы, их признаки, действия, а также слова-помощники (предлоги, союзы), которые служат для связи основных слов в предложении; использовать графические символы для их обозначения в модели предложения;
• членить устное высказывание на предложение и текст, изображать эти единицы языка графически;
• правильно записывать предложение и собственные имена при списывании и диктанте.
Ожидаемые результаты освоения курса к концу заключительного периода:
Обучающиеся научатся:
• пользоваться при чтении и письме графическими системами печатных и письменных букв русского алфавита;
• правильно сидеть при письме и пользоваться письменными принадлежностями;
• читать печатный и письменный текст в соответствии с орфоэпическими нормами и в индивидуальном для каждого ученика темпе;
• применять приемы: а) слогового, б) орфоэпического, в) связного чтения с фиксацией синтаксических пауз на знаках препинания;
• отвечать на вопросы по содержанию прочитанного;
• пересказывать отдельные части текста (2–3 предложения);
• озаглавливать прослушанный текст;
• осуществлять приемы связного и ускоренного воспроизведения букв и их соединений на письме;
• применять усвоенные правила записи слов на основе позиционного принципа русской графики для обозначения твердости-мягкости согласных и передачи на письме звука [й’];
• связно, в соответствии с усвоенными алгоритмами, писать как отдельные слова, так и слова в предложении при различных методических условиях, а именно: 1) при списывании с печатного или письменного текста; 2) при письме по памяти; 3) под диктовку учителя;
• выполнять правила записи предложений, слов с сочетаниями: чк, чн, чт, а также с сочетаниями букв жи, ши, ча, ща, чу, щу, же, ше, це, находящимися в сильной позиции, т. е. под ударением;
• анализировать звучащую (устную) и письменную речь на основе образных представлений о структурных единицах русского языка (звук, слово, предложение, текст) и моделировать их с помощью соответствующих символов.
Ожидаемые результаты формирования УУД по курсу «Обучение грамоте»
В области общих учебных действий обучающиеся научатся:
• ориентироваться в учебной книге: читать язык условных обозначений; работать с моделями русского языка; находить выделенные строчки и слова на странице учебника; находить нужную дидактическую иллюстрацию;
• первоначальным навыкам инструментального освоения алфавита: представлять, какие знаки и группы знаков (буквы) находятся в его начале, конце, середине;
• работать с тремя источниками информации (учебной книгой, тетрадями по письму № 1, № 2, № 3 и тетрадями «Пишу и проверяю себя» № 1 и № 2): сопоставлять условные обозначения учебника и тетради.
В области коммуникативных учебных действий обучающиеся научатся:
а) в рамках коммуникации как сотрудничества:
• работать с соседом по парте: договариваться о распределении работы между собой и соседом, выполнять свою часть работы, пробовать проверять часть работы, выполненную соседом;
• выполнять работу по цепочке;
б) в рамках коммуникации как взаимодействия:
• видеть разницу между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и понимать необходимость присоединиться только к одной из них.
В области контроля и самоконтроля учебных действий обучающиеся научатся:
• понимать, что необходимо выполнение работы над ошибками
Систематический курс русского языка
Планируемые результаты освоения учебной программы
по предмету «Русский язык» к концу 1-го года обучения
Содержательная линия «Система языка»
Раздел «Фонетика и графика»)
Обучающиеся научатся:
• различать звуки и буквы;
• различать буквы и их основные звуковые значения;
• различать гласные и согласные звуки; звонкие и глухие согласные; мягкие и твердые согласные; парные звонкие-глухие согласные; только твердые и только мягкие согласные;
• делить слова на слоги, определять ударный слог;
• пользоваться способом обозначения твердых согласных с помощью гласных первого ряда (а, о, у, э, ы) и способами обозначения мягких согласных с помощью гласных второго ряда (я, е, ю, ё, и) и мягкого знака;
• пользоваться способом обозначения звука [йۥ ] в начале слова (с помощью букв е, ё, ю, я);
• пользоваться алфавитом, быстро находить нужную букву в алфавитном столбике; использовать последовательность букв в русском алфавите для расположения заданных слов и фамилий в алфавитном порядке.
Раздел «Орфоэпия»
Обучающиеся получат возможность научиться:
• соблюдать известные орфоэпические нормы речи;
• устному повседневному общению со сверстниками и взрослыми с соблюдением норм речевого этикета.
Раздел «Морфология»
Обучающиеся научатся:
- различать слова названия предметов, признаков, действий;
- различать главные и неглавные слова - названия предметов;
- определять в тексте слова — помощники.
Раздел «Синтаксис»
Обучающиеся научатся:
• различать предложение и слово;
• определять характер предложения по цели высказывания как в устной, так и в письменной речи (без применения терминологии).
Содержательная линия «Орфография и пунктуация»
Обучающиеся научатся:
• определять границы предложения как в устной, так и в письменной речи; правильно обозначать на письме границы предложения (прописная буква в начале и знаки в конце предложения);
• писать прописную букву в именах собственных;
• делить слова на слоги, определять ударный слог, правильно переносить слова по слогам с одной строчки на другую;
• писать слова с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу, ци-це под ударением;
- выбирать написание буквы парного согласного на конце слова; написание Ь и Ъ.
• писать словарные слова, определенные программой;
• писать под диктовку текст объемом 18 – 20 слов в соответствии с изученными правилами правописания;
• списывать небольшой текст по правилам списывания;
• читать и составлять простейшую графическую схему слова и предложения.
Ожидаемые результаты освоения учебной программы по курсу «Русский язык» к концу 1-го года обучения
В области познавательных УУД (общеучебных)
Обучающиеся научатся:
- ориентироваться в учебной книге: читать язык условных обозначений; находить выделенный фрагмент текста, выделенные строчки и слова на странице и развороте; находить нужную дидактическую иллюстрацию;
- получить первоначальные навыки инструментального освоения алфавита: представлять на уровне прикидки, какие знаки и группы знаков находятся в его начале, конце, середине;
- работать с двумя источниками информации (учебной книгой и "рабочей тетрадью"): сопоставлять условные обозначения учебника и рабочей тетради;
В области коммуникативных УУД
Обучающиеся получат возможность научиться:
В рамках инициативного сотрудничества:
- работать с соседом по парте (договариваться о распределении работы между собой и соседом, выполнять свою часть работы, пробовать проверять часть работы, выполненную соседом);
- выполнять работу по цепочке;
В рамках коммуникации как взаимодействия:
- видеть разницу двух заявленных точек зрения, двух позиций и понимать необходимость присоединиться к одной из них;
В области регулятивных УУД (контроль и самоконтроль учебных действий) обучающиеся получат возможность научиться:
- понимать, что нужно и можно выполнять работу над ошибками;
- выполнять работу над ошибками с помощью взрослого.
Учебно-тематический план:
№ | Тема | Кол-во часов |
Период обучения грамоте | ||
1 | Подготовительный | 8 |
2 | Основной | 51 |
3 | Заключительный | 7 |
Русский язык | ||
1 | Алфавит | 3 |
2 | Слова-названия | 4 |
3 | Звуки речи. Построение звуковой схемы слова. | 22 |
4 | Речь письменная и устная. | 4 |
Итого: | 99 |
Содержание программы
Курс « Обучение грамоте» (66 часов)
В обучении грамоте различаются три периода: добукварный – подготовительный; букварный – основной, послебукварный – завершающий.
Подготовительный период (8 ч)
Правила посадки и пользования письменными принадлежностями во время письма.
Пространственная ориентировка на странице тетради, ее разлиновка. Понятие о вертикальных, горизонтальных и наклонных (вправо) линейках.
Линии-элементы как структурные единицы графической системы письменных букв русского алфавита. Письмо девяти элементов-линий по алгоритму. Знакомство с формами шаблонов элементов письменных букв. Воспроизведение элементов письменных букв в процессе рисования узоров-бордюров.
Выполнение логических заданий на сравнение, группировку и обобщение элементов письменных букв как структурных единиц графической системы.
Основной, звукобуквенный период (51 ч)
Правила посадки и пользования письменными принадлежностями. Выработка навыка правильной посадки и пользования письменными принадлежностями.
Упражнение в практическом конструировании печатных букв (на уроке чтения) с помощью элементов-шаблонов. Формирование в памяти детей дифференцированных зрительных образов всех печатных букв.
Анализ и конструирование письменных букв (на уроке письма) из элементов-шаблонов. Выполнение логических заданий на сравнение букв и объединение их в группы на основе общего по форме элемента.
Формирование в памяти первоклассников четко дифференцированных зрительно-двигательных образов письменных букв (больших — заглавных и малых — строчных). Отработка технологии начертания этих букв по алгоритму и под счет.
Знакомство с тремя видами соединений букв при письме (верхнее, среднеплавное, нижнее). Усвоение алгоритмов, трех видов соединений букв, изучаемых на уроке, с ранее изученными.
Упражнение в ритмичном чередовании напряжений и расслаблений мышц руки на основе приема тактирования, то есть письма букв под счет.
Перекодирование звуковой схемы слова в графическую с последующей записью письменными буквами.
Чтение образцов письма: слогов, слов, предложений, зафиксированных письменными буквами, запись по образцу, проверка учеником результатов своего письма.
Заключительный период (7 ч.)
Закрепление технологии написания всех письменных букв и их соединений в графических слогах и цельных словах по алгоритмам.
Умение чередовать напряжение мышц руки с расслаблением в процессе воспроизведения букв под счет (прием тактирования).
Работа по исправлению графических ошибок и совершенствованию каллиграфического качества письма: четкости, устойчивости и удобочитаемости. Формирование графической грамотности, связности и каллиграфического качества письма при условии ускорения его темпа.
Списывание слов и предложений с печатного и письменного текстов, письмо под диктовку.
Содержание курса «Русский язык» (33 ч)
Алфавит(3ч.). Правильное название букв. Практическое использование последовательности букв алфавита: алфавитный принцип расстановки книг на библиотечных полках и в словарях.
Звуки речи (22ч.). Гласные и согласные; ударные и безударные гласные; звонкие и глухие согласные, парные и непарные; твердые и мягкие согласные, парные и непарные. Слог. Ударение. Буквы гласных как показатель твердости-мягкости согласных звуков. Обозначение буквами звука [и1]. Буквы гласных после шипящих в сильной позиции (под ударением: жи-ши, ча-ща, чу-щу). Буквы и, е после ц в сильной позиции. Парные по звонкости-глухости согласные на конце слова.Построение звуковой схемы слова.
Слова-названия(4ч.) предметов, признаков, действий. Слова-помощники слов-названий предметов (предлоги). Прописная буква | именах собственных. Предложение. Прописная буква в начале предложения. Знаки в конце предложения. Построение схемы предложения.
Речь письменная и устная(4ч.). Первое знакомство с особенностями устной речи, которые не подтверждаются письменно (выделение Слова голосом, ударение). Знакомство с особенностями письменной речи, которые не подтверждаются устно (письменная форма Слова, которая не подтверждается на слух; прописная буква в нача ле предложения и в именах собственных). Особенности устной речи, которые дублируются письменно (разница предложений по цели высказывания и по интонации, выражение этой разницы знаками препинания).
«Азбука вежливости»: несколько формул речевого этикета (ситуации встречи, расставания, просьбы, поведения за столом, совершенного проступка), их использование в устной речи при общении со сверстниками и взрослыми.
Содержательные линии
Фонетика и орфоэпия
Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твердых согласных звуков, определение парных и непарных по твердости—мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих согласных звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный - согласный; гласный ударный - безударный; согласный твердый - мягкий, парный -непарный; согласный звонкий - глухой, парный - непарный. Деление слов на слоги. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический разбор слова.
Графика
Различение звуков и букв: буква как знак звука. Обозначение на письме твердости и мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных ь и ь.
Установление соотношения звукового и буквенного состава слова в словах типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными.
Использование небуквенных графических средств: пробел между словами, знак переноса, абзац. Знание алфавита: правильное название букв, знание их последовательности. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.
Лексика
Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова.
Состав слова (морфемика)
Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями.
Морфология
Слова-названия предметов, признаков, действий. Слова-помощники слов-названий предметов (предлоги). Прописная буква в именах собственных. Предложение. Прописная буква в начале предложения. Знаки в конце предложения. Построение схемы предложения.
Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами
Синтаксис
Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различия). Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные.
Нахождение главных членов предложения: подлежащего и сказуемого. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении.
Орфография и пунктуация
Формирование орфографической зоркости, использование разных способов выбора написания в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.
Применение правил правописания:
•сочетания жи — ши, ча — ща, чу — щу в положении под ударением;
•сочетания чк — чн, чт, щн,
- перенос слов;
- прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
- проверяемые безударные гласные в корне слова;
- парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
- непроизносимые согласные;
- непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов);
- разделительные ь и ь;
• знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки;
Развитие речи
Первое знакомство с особенностями устной речи, которые не подтверждаются письменно (выделение слова голосом, ударение). Знакомство с особенностями письменной речи, которые не подтверждаются устно (письменная форма слова, которая не подтверждается на слух; прописная буква в начале предложения ц в именах собственных). Особенности устной речи, которые дублируются письменно (разница предложений по цели высказывания и по интонации, выражение этой разницы знаками препинания).
Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой).
Материально-техническое обеспечение учебного предмета «Русский язык»
Для характеристики количественных показателей используются следующие обозначения:
Д – демонстрационный экземпляр (не менее одного на класс)
К – полный комплект (на каждого ученика класса)
Ф – комплект для фронтальной работы (не менее одного на двух учеников)
Наименование объектов и средств материально- технического обеспечения | Количество | Примечание |
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) | ||
Учебно-методические комплекты УМК «Перспективная начальная школа» для 1-4 классов (программа, учебники, рабочие тетради для самостоятельной работы) Примерная программа начального общего образования по русскому языку | К | Библиотечный фонд сформирован на основе федерального перечня учебников, рекомендуемых (допущенных) Минобрнауки РФ. |
Печатные пособия | ||
Комплекты для обучения грамоте (наборное полотно, набор букв, образцы букв Касса букв и сочетаний Таблицы к основным разделам грамматического материала, содержащегося в программе Наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой, определённой в программе Репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы, указанных в программе и методических пособиях по русскому языку. | Д Д Ф Ф Д | |
Компьютерные и информационно-коммуникативные средства | ||
Электронные справочники, электронные пособия | П | |
Технические средства обучения | ||
Классная доска. Магнитная доска. Персональный компьютер | Д Д Д | |
Экранно-звуковые пособия | ||
Слайды, соответствующие тематике программы по русскому языку | Д | |
Оборудование класса | ||
Ученические столы двухместные с комплектом стульев Стол учительский Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий. Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала | К Д Д Д | |
Игры и игрушки | ||
Наборы ролевых игр, игрушек и конструкторов по темам: дом, зоопарк, транспорт и др. Настольные развивающие игры | П Ф |
Календарно – тематическое планирование
№ | Тема урока | Кол-во часов | Формы и виды деятельности обучающихся | Дата | ||
по плану | по факту | |||||
1 четверть ( 25 ч) Обучение грамоте (66 ч) Подготовительный период (8 ч) | ||||||
1 | Гигиенические правила письма. Ориентировка в пространстве Письмо прямой линии. | 1 | Ориентация в пространстве листа тетради, в понятиях «слева»,«справа»,«верх», «вниз».Воспроизведение элементов письменных букв в процессе рисования узоров-бордюров. Выполнение логических заданий на сравнение, группировку и обобщение элементов письменных букв как структурных единиц графической системы. Выполнение гигиенических требований к правильной посадке, правилам письма. | 2.09 | 2.09 | |
2 | Рабочая строка. Письмо короткой | 1 | 5.09 | 5.09 | ||
3 | Прямая линия с закруглением с одной стороны: влево и вправо. Наклонная прямая с закруглением с двух сторон (г). Гигиенические правила. (с.5- 6) | 1 | Ориентация в пространстве листа тетради, в понятиях «слева»,«справа»,«верх», «вниз».Воспроизведение элементов письменных букв в процессе рисования узоров-бордюров. Выполнение логических заданий на сравнение, группировку и обобщение элементов письменных букв как структурных единиц графической системы.Выполнение гигиенических требований к правильной посадке, правилам письма. | 7.09 | 7.09 | |
4 | Наклонные прямые с петлёй вверху и внизу. Письмо полуовала с петлёй в рабочей строке (е). Гигиенические правила(с.7- 8) | 1 | 9.09 | 9.09 | ||
5 | Письмо плавной наклонной линии с закруглением слева снизу и справа сверху (с. 9) | 1 | Ориентация в пространстве листа тетради, в понятиях «слева», «справа»,«верх», «вниз».Воспроизведение элементов письменных букв в процессе рисования узоров-бордюров. Выполнение логических заданий на сравнение, группировку и обобщение элементов письменных букв как структурных единиц графической системы. Выполнение гигиенических требований к правильной посадке, правилам письма. | 12.09 | 12.09 | |
6 | Письмо овалов: малого и большого (О, о). Письмо полу овалов: письмо справа и письмо слева. (с. 10-11) | 1 | 14.09 | 14.09 | ||
7 | Письмо короткой прямой линии с половинным овалом (ь) (с. 12) | 1 | 16.09 | 16.09 | ||
8 | Письмо строчной буквы а. Введение работы со звукобуквенной схемой. | 1 | Воспроизведение элементов письменных букв в процессе рисования узоров-бордюров. Выполнение логических заданий на сравнение, группировку и обобщение элементов письменных букв как структурных единиц графической системы. Отработка артикуляции гласных звуков [а], [о], [у], [э], [ы], [и] как в различных позициях в слове, так и в изолированном употреблении. | 19.09 | 19.09 | |
9 | Письмо заглавной буквы А. (с. 13–14) | 1 | 21.09 | 21.09 | ||
10 | Письмо строчной и заглавной букв О, о (с. 15–16) | 1 | 23.09 | 23.09 | ||
11 | Закрепление письма букв гласных в сочетаниях: оа, ао. | 1 | 26.09 | |||
12 | Письмо строчной и заглавной букв У, у (с. 17–18) | 1 | Отработка артикуляции гласных звуков [а], [о], [у], [э], [ы], [и] как в различных позициях в слове, так и в изолированном употреблении. Упражнение в различении гласных звуков на слух. Умение произносить слово по слогам и орфоэпически (с учетом ударения) на основе графических схем слов. Узнавание и выделение на слух из ряда звучащих и произносимых слов только тех, в которых есть определенный гласный звук. Подбор слов с заданным гласным звуком. Конструирование (больших и малых) печатных букв гласных звуков с помощью элементов-шаблонов и усвоение их форм. Формирование образного представления о том, что буква — это лишь знак («одежда») для звука, речи. Различать звуки и буквы. | 28.09 | ||
13 | Письмо строчной и заглавной букв Э, э. | 1 | 30.09. | |||
14 | Введение алгоритма письма под диктовку. | 1 | 03.10. | |||
15 | Письмо строчной буквы ы. (с. 21) | 1 | 05.10. | |||
16 | Письмо строчной и заглавной букв И, и. (с. 22–23) | 1 | Отработка артикуляции гласных звуков [а], [о], [у], [э], [ы], [и] как в различных позициях в слове, так и в изолированном употреблении. Упражнение в различении гласных звуков на слух. Умение произносить слово по слогам и орфоэпически (с учетом ударения) на основе графических схем слов. Узнавание и выделение на слух из ряда звучащих и произносимых слов только тех, в которых есть определенный гласный звук. Подбор слов с заданным гласным звуком. Конструирование (больших и малых) печатных букв гласных звуков с помощью элементов-шаблонов и усвоение их форм. Формирование образного представления о том, что буква — это лишь знак («одежда») для звука, речи. Различать звуки и буквы. | 07.10. | ||
17 | Письмо изученных гласных. Слуховой и зрительный диктанты. (с. 24) | 1 | 10.10. | |||
18 | Выборочный диктант: запись буквами гласных звуков под ударением. | 1 | 12.10. | |||
19 | Письмо строчной и заглавной букв М, м. (Тетрадь по письму № 2 (с. 3–4)) | 1 | Конструирование (больших и малых) печатных букв гласных звуков с помощью элементов-шаблонов и усвоение их форм. Формирование образного представления о том, что буква — это лишь знак («одежда») для звука, речи. Различать звуки и буквы. Упражнение в различении гласных звуков на слух. Умение произносить слово по слогам и орфоэпически (с учетом ударения) на основе графических схем слов. Узнавание и выделение на слух из ряда звучащих и произносимых слов только тех, в которых есть определенный гласный звук. Подбор слов с заданным гласным звуком. | 14.10 | ||
20 | Работа над алгоритмом списывания слов и самопроверки. | 1 | 17.10. | |||
21 | Письмо строчной и заглавной букв Н, н. (с. 5–6) | 1 | 19.10 | |||
22 | Письмо строчной и заглавной букв Л, л. (с. 7–8) | 1 | 21.10. | |||
23 | Работа над алгоритмом записи слов под диктовку и самопроверки. | 1 | 24.10. | |||
24 | Письмо строчной и заглавной букв Р, р. (с. 9–10) | 1 | 26.10. | |||
25 | Письмо строчной и заглавной букв Й, й. (с. 11–12) | 1 | 28.10. | |||
26 | Чтение и записывание предложения | 1 | Слоговое и орфоэпическое прочтение звуковой и буквенной схем слов. Наблюдение за процессом перекодирования звуковой формы слова в графическую (на основе условных знаков и печатных букв). Усвоение правил использования букв Я, Ё, Ю, Е. Упражнение в чтении слогов и слов с этими буквами и мягким знаком. Дифференциация мягких и твердых согласных сонорных звуков на слух при выделении их из контекста произносимого слова. Конструирование форм печатных букв (строчных и прописных): я Я, ё Ё, ю Ю, е Е, ь. Упражнение в чтении слогов, слов и предложений. | 07.11 | ||
27 | Письмо строчной и заглавной буквы Я,я. (с.13-14) | 1 | 09.11. | |||
28 | Письмо строчной буквы ё. (с. 15) | 1 | 11.11 | |||
29 | Письмо заглавной буквы Ё. (с.16) | 1 | 14.11 | |||
30 | Письмо строчной и заглавной буквы Ю,ю. (с.17-18) | 1 | 16.11 | |||
31 | Письмо строчной и заглавной букв Е, е. (с. 19–20) | 1 | 18.11. | |||
32 | Чтение и записывание с доски предложения | 1 | 21.11. | |||
33 | Письмо буквы ь. (с. 21) | 1 | Слоговое и орфоэпическое прочтение звуковой и буквенной схем слов. Наблюдение за процессом перекодирования звуковой формы слова в графическую (на основе условных знаков и печатных букв). Усвоение правил использования букв Я, Ё, Ю, Е. Упражнение в чтении слогов и слов с этими буквами и мягким знаком. Дифференциация мягких и твердых согласных сонорных звуков на слух при выделении их из контекста произносимого слова. Конструирование форм печатных букв (строчных и прописных): я Я, ё Ё, ю Ю, е Е, ь. Упражнение в чтении слогов, слов и предложений. | 23.11. | ||
34 | Письмо строчной и заглавной букв Д, д (с. 22–23) | 1 | 25.11. | |||
35 | Составление и списывание предложений. Взаимопроверка. | 1 | 28.11. | |||
36 | Письмо строчной и заглавной букв Т, т. (с. 24–25) | 1 | 30.11. | |||
37 | Письмо строчной и заглавной букв З, з. (с. 26–27) | 1 | 02.12. | |||
38 | Работа над алгоритмом списывания предложения и самопроверки. Игры со словами. | 1 | 05.12. | |||
39 | Письмо строчной и заглавной букв С, с (с. 28–29) | 1 | 07.12. | |||
40 | Письмо строчной и заглавной букв Г, г. (Тетрадь по письму № 3 (с. 3–4)) | 1 | 09.12. | |||
41 | Работа над алгоритмом записи слов под диктовку и самопроверки. | 1 | Наблюдение за смыслоразличительной функцией звуков. Усвоение и конструирование форм 24 печатных (строчных и прописных) букв: д Д, т Т, з З, с С, г Г, к К, в В, ф Ф, б Б, п П, ж Ж, ш Ш. Упражнение в произношении минимальных пар слов, например: жар—шар, Луша—лужа, отличающихся звуками [ж]-[ш]. Знакомство с первыми правилами традиционных написаний: жи-ши. Дифференцировка звуков на основе работы по звукобуквенным схемам, чтения слогов, слов и текстов. Чтение исходных и преобразованных слов путем замены или дополнения в них одного звука, а также обратного прочтения (слева направо) слов-перевертышей. Чтение и отгадывание загадок. Чтение, запоминание и воспроизведение по памяти скороговорок, приговорок, дразнилок, считалок, изречений народной мудрости, в которых варьируются изучаемые звуки. Формирование наглядно-образных представлений о звуке, слоге, слове, предложении и тексте. | 12.12. | ||
42 | Письмо строчной и заглавной букв К, к. (с. 5–6) | 1 | 14.12. | |||
43 | Письмо строчной и заглавной букв В, в. (с. 7–8) | 1 | 16.12. | |||
44 | Наблюдение за смыслоразличительной ролью звуков. Письмо под диктовку. | 1 | 19.12. | |||
45 | Письмо строчной и заглавной букв Ф, ф (с. 9–10) | 1 | 21.12. | |||
46 | Письмо строчной и заглавной букв Б, б. (с. 11–12) | 1 | 23.12. | |||
47 | Наблюдение за смыслоразличительной ролью звуков. | 1 | 09.01. | 25.12. | ||
48 | Письмо строчной и заглавной букв П, п. (с. 13–14) | 1 | Наблюдение за смыслоразличительной функцией звуков. Усвоение и конструи-рование форм 24 печатных (строчных и прописных) букв: д Д, т Т, з З, с С, г Г, к К, в В, ф Ф, б Б, п П, ж Ж,ш Ш. Упражнение произношении минимальных пар слов, например: жар—шар, Луша—лужа, отличаю- щихся звуками [ж]-[ш]. Знакомство с первыми правилами традиционных написаний: жи-ши. Дифференцировка звуков на основе работы по звукобуквенным схемам, чтения слогов, слов и текстов. Чтение исходных и преобразованных слов путем замены или дополнения в них одного звука, а также обратного прочтения (слева направо) слов-перевертышей. | 11.01 | ||
49 | Письмо строчной буквы ж. Жи – пиши с буквой и. | 1 | 13.01. | |||
50 | Письмо заглавной буквы Ж . Жи – пиши с буквой и | 1 | 16.01. | |||
51 | Письмо строчной и заглавной букв Ш, ш. Жи, ши – пиши с буквой и | 1 | 18.01. | |||
52 | Разделительный мягкий знак. Наблюдение за смыслоразличительной ролью звуков. (с. 20) | 1 | Чтение звуковой схемы слов со звуком [й’], перекодирование ее в буквенную форму с последующим прочтением вначале по слогам, а затем — орфоэпические. Конструирование печатных знаков Ь ь, Ъ ъ, усвоение их форм. | 20.01. | ||
53 | Разделительный твердый знак. Наблюдение за смыслоразличительной ролью звуков. (с. 21) | 1 | 23.01. | |||
54 | Твердый и мягкий разделительные знаки | 1 | 25.01. | |||
55 | Письмо строчной буквы х. (с. 22–23) | 1 | Чтение звуковой схемы слов со звуком [й’], перекодирование ее в буквенную форму с последующим прочтением вначале по слогам, а затем — орфоэпически. Конструирование печатных знаков Ь ь, Ъ ъ, усвоение их форм. | 27.01. | ||
56 | Письмо заглавной букв Хґ. | 1 | 30.01 | |||
57 | Письмо строчной и заглавной букв Ч, ч. Правописание ча, чу. (с. 24–25) | 1 | 01.02 | |||
58 | Письмо строчной и заглавной букв Щ, щ. (с. 26–27) | 1 | 03.02. | |||
59 | Правописание ща, щу. (с. 26–27) Работа над алгоритмом списывания предложения. Запись слов под диктовку. | 1 | Чтение звуковой схемы слов со звуком [й’], перекодирование ее в буквенную форму с последующим прочтением вначале по слогам, а затем орфоэпически. Конструирование печатных знаков Ь ь, Ъ ъ, усвоение их форм. | 06.02 | ||
60 | Письмо строчной и заглавной букв Ц, ц. (с. 28–29) | 1 | 08.02 | |||
61 | Закрепление технологии написания письменных букв. Составление и запись предложений из 2–3 слов. | 1 | 10.02 | |||
62 | Правописание жи – ши. | 1 | Работать с иформацией | 20.02 | ||
63 | Правописание ча – ща | 1 | Описывть свойства объектов (сочетания ча-ща) | 22.02 | ||
64 | Правописание чу – щу | 1 | Описывать свойства объектов (сочетания чу-щу) | 24.02 | ||
65 | Правописание чк, чн, чт. | 1 | Исследовать объекты письма с целью запис слов по правилам | 27.02 | ||
66 | Заглавная буква в именах собственных. Диагностирование орфографической зоркости. | 1 | Моделировать разнообразные ситуации с целью письма и осуществления взаимопроверки | 01.03 |
Календарно-тематическое планирование по русскому языку
№ урока | Тема урока | Кол-во час | Формы и виды деятельности обучающихся | Дата | ||
план | факт | |||||
1. 67 | Алфавит (3 ч) Фонетика и графика (3 ч) Знакомство с новым учебником «Русский язык» (с. 5–7) | 1 | Осознавание алфавита как определённой последовательности букв и воспроизведение его. Восстановление алфавитного порядка слов. Различение звуков (разных их качеств) и буквы. Различение гласных и согласных звуков. | 03.03 | ||
2. 68 | Упражнение в расположении слов | 1 | 06.03 | |||
3. 69 | Закрепление знаний об алфавите (с. 10–13) | 1 | Осознавание алфавита как определённой последовательности букв и воспроизведение его. Восстановление алфавитного порядка слов. Различение звуков (разных их качеств) и буквы. | 08.03 | ||
4. 70 | Слова-предметы. Слова-действия (с. 14–15) | 1 | Нахождение основания для классификации слов-названий предметов, действий, признаков. Различение слов-предметов главных и неглавных. | 10.03 | ||
5. 71 | Слова-признаки (с. 15–16) | 1 | Нахождение основания для классификации слов-названий предметов, действий, признаков. Различение слов-предметов главных и неглавных. | 13.03 | ||
6. 72 | Слова-предметы, слова-действия, слова-признаки (с. 16–17) | 1 | 15.03 | |||
7. 73 | Слова-помощники (с. 18–20) | 1 | Нахождение основания для классификации слов-названий предметов, действий, признаков. Различение слов-предметов главных и неглавных. Определениев тексте слов-помощников. | 17.03 | ||
8. 74 | Устная и письменная речь (с. 21–22) | 1 | Различение особенностей письменной и устной речи. Чтение предложений с разными логическими ударениями. Чтение и составление графической схемы предложения. Анализ текста: определение границы предложения, выбор знака в конце предложения. Определение (и чтение)в тексте предложения по цели высказывания, по интонации. | 29.03 | ||
9. 75 | Обобщение знаний учащихся об устной и письменной речи (с. 25–26) | 1 | 31.03 | |||
10. 76 | Большая буква в именах, отчествах, кличках животных, названиях городов, рек (с. 26–29) | 1 | Формировать умение понимать и писать слова с большой буквы | 03.04 | ||
11. 77 | Большая буква в именах, отчествах, кличках животных, названиях городов, рек (с. 26–29) | 1 | 05.04 | |||
12. 78 | Маша и Миша знакомятся со звуковым столбиком (с. 29–31) | 1 | Классификация ударных и безударных гласных, звонких и глухих согласных звуков (парных и непарных), твёрдых и мягких согласных звуков (парных и непарных). Объяснение (характеристика) особенностей гласных, согласных звуков. Группировка звуков по заданному основанию. Соотношение звучащего слова с его звуковой схемой. Решение звукобуквенной проблемы («Давайте найдём, как обозначаются эти звуки в звуковом столбике!») | 07.04 | ||
13. 79 | Звонкие и глухие парные согласные (с. 32–34) | 1 | Устанавливать общие и различные свойства изучаемых звуков Уточнение особенностей разных звуков в ярком зрительном образе путём многократного обращения к звуковому столбику. Определение звука по его характеристике. Соотношение звука и его характеристики. Устная характеристика звука. | 10.04 | ||
14. 80 | Звук [й'] и буква й (с. 35–42) | 1 | Исследовать способы обозначения звука [й'] на письме. Осмысливать полученную информацию | 12.04 | ||
15. 81 | Звук [й'] и буква й (с. 35–42) | 1 | 14.04 | |||
16. 82 | Упражнение в различении мягких | 1 | Формировать умения различать изучаемые звуки по различным признакам. Моделировать различные ситуации употребления звуков в речи. | 17.04 | ||
17. 83 | Написание слов с мягкими и твёрдыми согласными. Повторение правил переноса (с. 44–46) | 1 | Планировать работу в парах с целью комбинирования слов для переноса Оценивание правильности предложенной характеристики звука, умение находить допущенные в ней ошибки. | 19.04 | ||
18. 84 | Различие твёрдых и мягких согласных. Обозначение на письме гласных звуков (с. 47–48) | 1 | Описывать, сравнивать и различать гласные и согласные звуки. Корректировать себя и других участников процесса обсуждения. | 21.04 | ||
19. 85 | Двойная роль (работа) букв е, ё, ю, я (с. 49–52) | 1 | Наблюдать, исследовать роль йотированных гласных в русском языке. Осуществлять самоконтроль | 24.04 | ||
20. 86 | Звуки речи. Проверочная работа. | 1 | Устанавливать общие и различные свойства изучаемых объектов (звуков) Осуществлять самоконтроль | 26.04 | ||
21. 87 | Распознавание мягких и твёрдых согласных на слух, обозначение их с помощью букв гласных (с. 53–54) | 1 | .Формировать умения распознавать мягкие и твёрдые согласные в устной и письменной речи. Исследовать способы их обозначения. | 28.04 | ||
22. 88 | Слова с сочетаниями жи – ши, же – ше (с. 56–59) | 1 | Работать с информацией, моделировать ситуацию с целью взаимрпроверки | 01.05 | ||
23. 89 | Слова с сочетаниями ци, це, цы (с. 60–63) | 1 | Формировать умения понимать и обобщать изучаемые объекты письма. Осуществлять самопроверку по образцу | 03.05 | ||
24. 90 | Слова с сочетаниями чу – щу, ча – ща (с. 64–67) | 1 | Объяснение написания слов. Соотносить звучание и написание слова, объяснять случаи расхождения звучания и написания. Обосновывать написание слов. Контрольправильности написания слова и записи текста. Соблюдение орфоэпической нормы речи. | 05.05 | ||
25. 91 | Мягкий знак на конце слов (с. 68–69) | 1 | 08.05 | |||
26. 92 | Разделительные твёрдый и мягкий знаки (с. 70–75) | 1 | Контрольправильности написания слова и записи текста. Соблюдение орфоэпической нормы речи. | 10.05 | ||
27. 93 | Разделительные твёрдый и мягкий знаки (с. 70–75) | 1 | 12.05 | |||
28. 94 | Звонкие и глухие согласные на конце слов. Различные способы проверки слов. (с. 76–79) | 1 | Объяснение написания слов. Соотносить звучание и написание слова, объяснять случаи расхождения звучания и написания. Обосновывать написание слов. Контрольправильности написания слова и записи текста. | 15.05 | ||
29. 95 | Способы проверки слов с парными согласными на конце слов (с. 80–82) | 1 | 17.05 | |||
30. 96 | Написание слов (с. 83–84) | 1 | Объяснение написания слов. Соотносить звучание и написание слова, объяснять случаи расхождения звучания и написания. Обосновывать написание слов. Контрольправильности написания слова и записи текста | 19.05 | ||
31. 97. | Обобщение знаний о предложении (с. 85–87) | 1 | Оценка собственной работы (диктанта), анализ допущенных ошибок. Различение деление слова на слоги и деление для переноса. Определение (и чтение)в тексте предложения по цели высказывания, по интонации | 22.05 | ||
32. 98 | Схемы предложений. Словарный диктант (с. 88–89) | 1 | Объяснение написания слов. Соотносить звучание и написание слова, объяснять случаи расхождения звучания и написания. Обосновывать написание слов. Контрольправильности написания слова и записи текста. | 24.05 | ||
33. 99 | Оформление писем и заполнение анкет (с. 90–94) | 1 | Контрольправильности написания слова и записи текста. Оценка собственной работы | 26.05 |
Перечень учебно-методического обеспечения
Методические пособия для учащихся
- Агаркова, Н. Г. Азбука. 1 класс: тетрадь по письму № 1–3 / Н. Г. Агаркова, Ю. А. Агарков. – М. : Академкнига/Учебник, 2013;
- Чуракова, Н. А. Русский язык. 1 класс: учебник / Н. А. Чуракова. – М.: Академкнига/Учебник, 2011;
- Гольфман, Е. Р. Русский язык. 1 класс: тетрадь для самостоятельных работ / Е. Р. Гольфман. – М.: Академкнига/Учебник, 2013;
Учебно-методические пособия для учителя
- Закон РФ «Об образовании»: статьи 7, 9, 32
- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования.
- Примерные программы на основе Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва, 2010
- Программы четырехлетней начальной школы: Проект «Перспективная начальная школа»/ Р.Г. Чуракова, М.Л. Каленчук, Н.А. Чуракова, А.Л. Чекин, Г.В. Трофимова, И.И. Колесниченко, Т.М. Рагозина, И.Б. Мылова, Е.П. Бененсон, А.Г. Паутова, Н.Г. Агаркова, Ю.А. Агарков; Сост. Р.Г. Чуракова. – М.: Академкнига/Учебник, 2011
- Агаркова, Н. Г. Азбука. 1 класс: методическое пособие / Н. Г. Агаркова, Ю. А. Агарков. – М. : Академкнига/Учебник, 2011.
- Чуракова, Н. А. Русский язык. 1 класс: методическое пособие для учителя / Н. А. Чуракова, Е. Р. Гольфман.– М:Академкнига/Учебник, 2011.
- Лаврова Н.М. Русский язык. Сборник проверочных и контрольных работ. 1 – 2 классы [Текст] : Методическое пособие : Н.М. Лаврова – М.: Академкнига/Учебник, 2011.
Интернет ресурсы:
- Интернет ресурсы: Я иду на урок начальной школы : уроки русского языка. – Режим доступа: http://nsc.1september.ru/urok/
- Электронная версия газеты «Начальная школа» (Издательский дом «Первое сентября»). – Режим доступа : http://nsc.1september.ru/index.php
- http://www.int-edu.ru/nachschool/
- Википедия : свободная энциклопедия. – Режим доступа : http://ru.wikipedia.org/wiki
- Педсовет. Всероссийский Интернет-педсовет. – Режим доступа : http://pedsovet.org
- Клуб учителей начальной школы. – Режим доступа : http://www.4stupeni.ru
- Фестиваль педагогических идей. – Режим доступа : http://festival.1september.ru
- Педагогическое сообщество. – Режим доступа : http://www.pedsovet.su
- Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. – Режим доступа : http://school-collection.edu.ru/
- Российский общеобразовательный портал. – Режим доступа : http://www.school.edu.ru
Система оценивания
В первом классе ведется безотметочное обучение,основная цель которого - сформировать и развить оценочную деятельность детей, сделать педагогический процесс гуманным и направленным на развитие личности ребенка.
При использовании безотметочной системы оцениванию подлежат интеллектуальные, творческие и инициативные проявления ребёнка: умные вопросы, самостоятельный поиск, изучение дополнительного учебного материала и др. На начальной ступени обучения рекомендуется использовать преимущественно внутреннюю оценку, которая включает разнообразные методы оценивания: - наблюдения за определенными аспектами деятельности учащихся или их продвижением в обучении (например, наблюдения за совершенствованием навыков письма, или за развитием коммуникативных и исследовательских умений); - оценку процесса выполнения учащимися различного рода творческих заданий, выполняемых ими как индивидуально, так и в парах, группах (участие в обсуждениях, выполнение проектов и мини-исследований и т.д.); - тестирование (как правило, для оценки продвижения в освоении системы предметных знаний); - оценку открытых ответов (т.е. даваемых учеником в свободном формате) – как устных, так и письменных; - оценку закрытых или частично закрытых ответов, ограничиваемых форматом заданий (задания с выбором ответа, задания с коротким свободным ответом); - оценку результатов рефлексии учащихся (разнообразных листов самоанализа, листов достижений учащихся и т.п.).
Оценка усвоения знаний и умений в предлагаемом учебно-методическом курсе русского языка осуществляется в процессе повторения и обобщения, выполнения текущих самостоятельных работ на этапе актуализации знаний и на этапе повторения, закрепления и обобщения изученного практически на каждом уроке, проведения этапа контроля на основе специальных тетрадей, содержащих текущие и итоговые проверочные работы.
Особенно следует отметить такой эффективный элемент контроля, связанный с использованием проблемно-диалогической технологии, как самостоятельная оценка и актуализация знаний перед началом изучения нового материала. В этом случае детям предлагается самим сформулировать необходимые для решения возникшей проблемы знания и умения и, как следствие, самим выбрать или даже придумать задания для повторения, закрепления и обобщения изученного ранее. Такая работа является одним из наиболее эффективных приёмов диагностики реальной сформированности предметных и познавательных умений у учащихся и позволяет педагогу выстроить свою деятельность с точки зрения дифференциации работы с ними.
Важную роль в проведении контроля с точки зрения выстраивания дифференцированного подхода к учащимся имеют тетради для самостоятельных работ. Они включают, в соответствии с принципом минимакса, не только обязательный минимум (необходимые требования), который должны усвоить все ученики, но и максимум, который они могут усвоить.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Этика : азбука добра" 1-4 класс
Программа разработана на основе авторской программы факультатива...
Рабочая программа кружка "Азбука этикета", 2 класс
Данная программа может быть использована во внеурочной деятельности (духовно - нравственное направление)...
Рабочая программа курса «Азбука первоклассника» ( внеурочная деятельность ) для 1 класса
Курс «Азбука первоклассника» реализует духовно - нравственное направление во внеурочной деятельности в 1 классе для реализации федерального государственного образовательного станда...
Рабочая программа «Психологическая азбука» для учащихся 1-х классов
Актуальность: Обучение ребёнка в начальной школе – первая и очень значительная ступень в его школьной жизни. От степени освоения им новой – учебной – деятельности, приобретения умения учиться во много...
Рабочая программа кружка " Азбука безопасности" для учащихся 1 класса
Данный материал поможет в разработке рабочей программы кружка "Азбука безопасности"...
Рабочая программа по азбуке 1 класс
рабочая программа по азбуке...
Рабочая программа кружка "Азбука дорожного движения" 4 класс
Рабочая программа кружка "Азбука дорожного движения" составлена на основе ФГОС НОО и примерной программы внеурочных занятий по изучению правил дорожного движения . На её реализация отводится 34 ...