Программа работы с одаренными детьми
учебно-методический материал (2 класс)
В начальной школе важно вовремя разглядеть в ребёнке признаки одаренности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_raboty_s_odarennymi_detmi_6.docx | 18.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа работы с одарёнными детьми
В современном обществе одной из приоритетных задач становится создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одарённых детей, возможность реализации их потенциальных способностей.
Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. При этом особое значение имеет собственная активность ребёнка. Дети младшего школьного возраста обладают высоким уровнем любознательности и чрезвычайной яркостью фантазии. Поэтому признаки одарённости можно проследить в реальной деятельности путём наблюдения за характером его действий.
В начальной школе важно вовремя разглядеть в ребёнке признаки одаренности. Есть дети с ярко выраженной способностью учиться, усваивать предлагаемый им учебный материал. Причем проявляют такую способность независимо от трудности предмета и собственных интересов. Это так называемая академическая одаренность. У детей с этим видом одаренности школьная жизнь значительно легче, их успехи радуют родителей. А впоследствии им проще получить хорошую специальность и добиться успехов в работе. Принято считать, что каких-то особенных высот такие дети обычно не достигают.
Других школьников отличает особая интеллектуальная одаренность: умение мыслить, сравнивать, выделять главное, делать самостоятельные выводы, прогнозировать и т.д. Но, к сожалению, успехи таких детей чаще всего зависят от их отношения, интереса к предмету и его преподавателю. Они могут учиться неровно (то «пять», то «два»): блестяще по одному предмету и «так себе» по другому.
Особый вид одаренности — творческая одаренность. Имеются в виду не только способности к изобразительной, музыкальной или литературной деятельности. Творческая одаренность — это, прежде всего, нестандартное восприятие мира, оригинальность мышления, насыщенная эмоциональная жизнь.
Вся работа направлена на выявление, изучение и поддержку одарённых детей. Но это не самоцель, а необходимое условие их интеллектуального и личностного роста в условиях образовательного учреждения, с тем, чтобы обеспечить благоприятные условия для совершенствования присущих им видов одарённости.
Принципы работы педагога с одаренными детьми:
- принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
- принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
- принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
- принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
- принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.
Цель работы с одаренными детьми:
- выявление одаренных учащихся, создание условий для их развития; повышение качества их обучения, расширение возможностей развития индивидуальных способностей, улучшение условий социальной адаптации учеников, гармонизация отношений в системах «учитель – одаренный ученик», «одаренный ученик – ученик», «одаренный ученик – родитель».
Задачи развития одаренности ребенка:
- развитие личности одаренных учащихся;
- развитие учебной деятельности, развитие их субъектности в ней;
- развитие позитивной Я-концепции;
- развитие творческой самостоятельности;
- развитие коммуникативных умений;
- развитие рефлексивных умений.
Формы работы с одаренными учащимися:
- объединения дополнительного образования;
- внеурочная деятельность;
- конкурсы и конференции;
- интеллектуальный марафон;
- участие в олимпиадах разных уровней.
Работа с родителями одаренных детей:
- психологическое сопровождение родителей одаренного ребенка;
- совместная практическая деятельность одаренного ребенка и родителей;
- поддержка и поощрение родителей одаренных детей на уровне школы.
Мероприятия | Формы работы | Сроки |
Различные варианты метода наблюдения за детьми. | Родительские собрания, индивидуальная работа с детьми и родителями. | в течение года |
Анкетирование родителей | Изучение результатов, учёт сведений в деятельности. | сентябрь |
Создание положительной мотивации к учению. | Словесная оценка, поддержка усилий детей, создание ситуации успеха. | ежедневно |
Воздействовать на развитие эмоционально-волевых, нравственных качеств личности | Ролевые игры, тематические классные часы, беседы, упражнения. | Еженедельно |
Вовлечение детей во внеурочную деятельность, дополнительное образование. | Беседы, демонстрирование успешных результатов занятий. | сентябрь |
Проведение входной, промежуточной и итоговой диагностики. | Диагностика, коррекционная работа по её результатам. | сентябрь, декабрь, май |
Участие в интеллектуальном марафоне среди учащихся первых классов. | «Калейдоскоп», «Олимпусик» и т.д. | ноябрь – апрель. |
Организация и проведение различных интеллектуальных игр, спортивных соревнований, творческих конкурсов. | Классные часы, «Весёлые старты», праздники: «День именинников», Осенний бал, «День Защитников Отечества», «Мамин день» и т.д. Изготовление поделок, рисование, сочинения и т.д. | в течение года |
Сформированность навыков социализации и продуктивного сотрудничества со сверстниками. | Парная и групповая работа, совместные выступления (художественная самодеятельность). Внеурочная деятельность. | в течение года |
Использование вариативной части учебника и рабочей тетради. | Индивидуальная работа на уроках, во внеклассной работе. | в течение года |
Воспитание любви к чтению, развитие познавательного интереса к детской книге, расширение кругозора. | Проведение викторин по сказкам и рассказам детских писателей; выполнение иллюстраций к фрагментам произведений и организация выставки работ детей. | ежжедневно |
Выработка навыка осознанного, правильного и выразительного чтения. | Разнообразные задания по звуковому анализу и моделированию речи. Драматизация произведений. | в течение года |
Развитие логического и творческого мышления. | Решение головоломок, математических кроссвордов, занимательных упражнений. Обучение разгадыванию и составлению ребусов | в течение года |
Развитие вычислительных навыков. | Решение «математических цепочек», раскрашивание рисунков в заданные цвета, в зависимости от полученного результата вычислений. | в течение года |
Развитие пространственного мышления, мелкой моторики | Распознавание, копирование геометрических фигур; выполнение графических диктантов по клеточкам, конструирование письменных букв из пластилина, соленого теста, бархатной бумаги. | в течение года |
Развитие воображения. | Выполнение рисунков и аппликаций по теме: «На что похоже?» | в течение года |
Развитие связной речи, обогащение и активизация словарного запаса детей. | Составление сюжетных и описательных рассказов (по картинкам). Упражнения в восстановлении деформированного текста. | в течение года |
Формирование азов культуры речевого общения как неотъемлемой части общей культуры человека. | Урочная и внеурочная деятельность. | в течение года |
Развитие языковой эрудиции, интереса к языку и речевому творчеству. | Обучение самостоятельной работе с источниками информации: справочниками, энциклопедиями, словарями. | в течение года |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ «НАШИ НАДЕЖДЫ» (начальная школа)
Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. К школе предъявляются сегодня высокие требования. А что значит для родителей и общества “хорошая шк...
Программа работы с одаренными детьми по русскому языку(3-4 класс)
Календарно-тематическое планирование занятий по русскому языку для одаренных детей....
Программа работы с одаренными детьми.
Программа работы с одаренными детьми,способствующая реализации творческогои интеллектуального потенциала....
Программа работы с одаренными детьми
Программа работы с одаренными детьми. Цель программы «Одаренные дети»: создать условия для выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации, профессионального самоопределения в...
программа работы с одаренными детьми
план работы, цели, задачи...
Программа работы с одаренными детьми 2 класс
Программа работы с одаренными детьми 2 класс...
Программа "Работа с одаренными детьми"
Программу "Работа с одаренными детьми" можно использовать в 1-4 классах....