Программа работы с одаренными детьми
учебно-методический материал (2 класс)

Сабанцева Алевтина Аркадьевна

В начальной школе важно вовремя разглядеть в ребёнке признаки одаренности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_raboty_s_odarennymi_detmi_6.docx18.26 КБ

Предварительный просмотр:

Программа работы с одарёнными детьми

В современном обществе одной из приоритетных задач становится создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одарённых детей, возможность реализации их потенциальных способностей.

Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. При этом особое значение имеет собственная активность ребёнка. Дети младшего школьного возраста обладают высоким уровнем любознательности и чрезвычайной яркостью фантазии. Поэтому признаки одарённости можно проследить в реальной деятельности путём наблюдения за характером его действий.

В начальной школе важно вовремя разглядеть в ребёнке признаки одаренности. Есть дети с ярко выраженной способностью учиться, усваивать предлагаемый им учебный материал. Причем проявляют такую способность независимо от трудности предмета и собственных интересов. Это так называемая академическая одаренность. У детей с этим видом одаренности школьная жизнь значительно легче, их успехи радуют родителей. А впоследствии им проще получить хорошую специальность и добиться успехов в работе. Принято считать, что каких-то особенных высот такие дети обычно не достигают.

Других школьников отличает особая интеллектуальная одаренность: умение мыслить, сравнивать, выделять главное, делать самостоятельные выводы, прогнозировать и т.д. Но, к сожалению, успехи таких детей чаще всего зависят от их отношения, интереса к предмету и его преподавателю. Они могут учиться неровно (то «пять», то «два»): блестяще по одному предмету и «так себе» по другому.

Особый вид одаренности — творческая одаренность. Имеются в виду не только способности к изобразительной, музыкальной или литературной деятельности. Творческая одаренность — это, прежде всего, нестандартное восприятие мира, оригинальность мышления, насыщенная эмоциональная жизнь.

Вся работа направлена на выявление, изучение и поддержку одарённых детей. Но это не самоцель, а  необходимое условие их интеллектуального и личностного роста в условиях образовательного учреждения, с тем, чтобы обеспечить  благоприятные условия для совершенствования присущих им видов одарённости. 

       Принципы работы педагога с одаренными детьми: 

- принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;

- принцип возрастания роли внеурочной деятельности;

- принцип индивидуализации и дифференциации обучения;

- принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;

- принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.

Цель работы с одаренными детьми:

- выявление одаренных учащихся, создание условий для их развития; повышение качества их обучения, расширение возможностей развития индивидуальных способностей, улучшение условий социальной адаптации учеников, гармонизация отношений в системах «учитель –  одаренный ученик», «одаренный ученик – ученик», «одаренный ученик – родитель».

Задачи развития одаренности ребенка:

- развитие личности одаренных учащихся;

- развитие учебной деятельности, развитие их субъектности в ней;

- развитие позитивной Я-концепции;

- развитие творческой самостоятельности;

- развитие коммуникативных умений;

- развитие рефлексивных умений.

Формы работы с одаренными учащимися:

- объединения дополнительного образования;

- внеурочная деятельность;

- конкурсы и конференции;

- интеллектуальный марафон;

- участие в олимпиадах разных уровней.

Работа с родителями одаренных детей:

- психологическое сопровождение родителей одаренного ребенка;

- совместная практическая деятельность одаренного ребенка и родителей;

- поддержка и поощрение родителей одаренных детей на уровне школы.

Мероприятия

Формы работы

Сроки

Различные варианты метода наблюдения за детьми.

Родительские собрания, индивидуальная работа с детьми и родителями.

в течение года

Анкетирование родителей

Изучение результатов, учёт сведений в деятельности.

сентябрь

Создание положительной мотивации к учению.

Словесная оценка, поддержка усилий детей, создание ситуации успеха.

ежедневно

Воздействовать на развитие эмоционально-волевых, нравственных качеств личности

Ролевые игры, тематические классные часы, беседы, упражнения.

Еженедельно

Вовлечение детей во внеурочную деятельность, дополнительное образование.

Беседы, демонстрирование успешных результатов занятий.

сентябрь

Проведение входной, промежуточной и итоговой диагностики.

Диагностика, коррекционная работа по её результатам.

сентябрь, декабрь, май

Участие в интеллектуальном марафоне среди учащихся первых классов.

«Калейдоскоп», «Олимпусик» и т.д.

ноябрь – апрель.

Организация и проведение различных интеллектуальных игр, спортивных соревнований, творческих конкурсов.

Классные часы,

«Весёлые старты», праздники:

«День именинников», Осенний бал, «День Защитников Отечества», «Мамин день» и т.д.

Изготовление поделок, рисование,

сочинения и т.д.

в течение года

Сформированность навыков социализации и продуктивного сотрудничества со сверстниками.

Парная и групповая работа, совместные выступления (художественная самодеятельность). Внеурочная деятельность.

в течение года

Использование вариативной части учебника и рабочей тетради.

Индивидуальная работа на уроках, во внеклассной работе.

в течение года

Воспитание любви к чтению, развитие познавательного интереса к детской книге, расширение кругозора.

Проведение викторин по сказкам и рассказам детских писателей; выполнение иллюстраций к фрагментам произведений и организация выставки работ детей.

ежжедневно

Выработка навыка осознанного, правильного и выразительного чтения.

Разнообразные задания по звуковому анализу и моделированию речи. Драматизация произведений.

в течение года

Развитие логического и творческого мышления.

Решение головоломок, математических кроссвордов, занимательных упражнений. Обучение разгадыванию и составлению ребусов

в течение года

Развитие вычислительных навыков.

Решение «математических цепочек», раскрашивание рисунков в заданные цвета, в зависимости от полученного результата вычислений.

в течение года

Развитие пространственного мышления, мелкой моторики

Распознавание, копирование геометрических фигур; выполнение графических диктантов по клеточкам, конструирование письменных букв из пластилина, соленого теста, бархатной бумаги.

в течение года

Развитие воображения.

Выполнение рисунков и аппликаций по теме: «На что похоже?»

в течение года

Развитие связной речи, обогащение и активизация словарного запаса детей.

Составление сюжетных и описательных рассказов (по картинкам). Упражнения в восстановлении деформированного текста.

в течение года

Формирование азов культуры речевого общения как неотъемлемой части общей культуры человека.

Урочная и внеурочная деятельность.

в течение года

Развитие языковой эрудиции, интереса к языку и речевому творчеству.

Обучение самостоятельной работе с источниками информации: справочниками, энциклопедиями, словарями.

в течение года


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ «НАШИ НАДЕЖДЫ» (начальная школа)

 Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. К школе предъявляются сегодня высокие требования. А что значит для родителей и общества “хорошая шк...

Программа работы с одаренными детьми по русскому языку(3-4 класс)

Календарно-тематическое планирование занятий по русскому языку для одаренных детей....

Программа работы с одаренными детьми.

Программа работы с одаренными детьми,способствующая  реализации творческогои интеллектуального  потенциала....

Программа работы с одаренными детьми

Программа работы с одаренными детьми. Цель программы «Одаренные дети»: создать условия для выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации, профессионального самоопределения в...

программа работы с одаренными детьми

план работы, цели, задачи...

Программа работы с одаренными детьми 2 класс

Программа работы с одаренными детьми 2 класс...

Программа "Работа с одаренными детьми"

Программу  "Работа с одаренными детьми" можно использовать  в 1-4 классах....