Рабочая программа внеурочной деятельности "Декоративно-прикладное творчество"
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 2 класс) на тему
Программа разработана на основе Примерных программ по внеурочной деятельности Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dekorativno-prikladnoe_iskusstvo.doc | 321.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области основная общеобразовательная школа № 23 города Сызрани
городского округа Сызрань Самарской области
Рассмотрено Согласовано Утверждаю
На заседании МО Зам. директора по УВР Директор ГБОУ ООШ № 23
Протокол № ___ _________ Н. В. Башканова _____________ А. М. Мерс
«___»_______2014г. «___»__________2014г. Приказ № ______________
«____»___________ 2014г.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности в начальной школе
«Декоративно-прикладное творчество»
(Программа разработана на основе Примерных программ по внеурочной деятельности Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования)
Программу разработала
Кривова Ольга Валериевна,
учитель начальных классов
ГБОУ ООШ №23
Сызрань
2014
Декоративно – прикладное творчество
Искусство сопровождало человечество на протяжении всей его истории, и именно в нем человек всегда выражал свою любовь к красоте.
Предметы (мебель, посуда, одежда, ковры и др.), которые необходимы человеку в его повседневной жизни, для того чтобы есть, спать, одеваться, и которые вместе с тем украшают его быт, его жилье, его самого - это произведения декоративно-прикладного искусства.
Именно потому, что в предметах этого искусства удобство, утилитарность сочетаются с красотой, оно и называется декоративно-прикладным, так как слово декоративное — означает «украшающее», а прикладное – «применимое в быту».
Такие произведения, возможно, есть у многих из вас дома, например вышитые салфетки, занавеси или полотенца. Может быть, ваша мама или бабушка вышивает скатерти или вяжет пестрые варежки, нарядные по узору и по цвету.
Можно привести еще много других примеров:
- глиняный кувшин, гладкий или расписной, в который ставят цветы,
- прозрачные, переливающиеся разнообразными цветами стеклянные и хрустальные вазы, которые сверкают в лучах солнца или в электрическом свете.
- А чашка, из которой у вас дома пьют чай? На ней может быть удачный по сочетанию красок рисунок, удобно и красиво изогнутая ручка.
- Среди ваших детских игрушек тоже, наверно, были такие, которые можно назвать произведениями искусства. Это игрушки интересные, красивые, хорошо сделанные.
Декоративно-прикладное искусство сложилось и существовало с самых древнейших времен в гуще народной жизни.
Мастера из народа создавали предметы быта, не только удобные, но, и красивые, служившие украшением: изделия из дерева, глиняную посуду, ткани и т. д.
Для создания необходимых для людей удобств и вместе с тем украшения их быта, их жизни надо стремиться к тому, чтобы все вещи, которыми человек окружен, Которыми пользуется во время работы, дома, в театре, на улице и т. д., не только соответствовали своему назначению, но и были красивы.
Так, например, токарь проводит целый рабочий день у своего станка, школьник — за партой. Поэтому токарный станок должен не только быстро и точно обтачивать детали, но и радовать глаз рабочего своим цветом, гладкой поверхностью. За школьной партой должно быть удобно сидеть и писать, вместе с тем она должна быть чистой, красивой по цвету и форме, и тогда школьнику будет приятно заниматься.
Для того чтобы достигнуть такого полного сочетания удобств и красоты, не только разрабатываются новые формы, сочетания цветов для предметов быта, но и создаются новые материалы:
- металлические сплавы,
- пластические массы,
- синтетические ткани и т. д.
Главной чертой современного декоративно-прикладного искусства становится большая простота предметов, их отделки.
Значительно изменилась теперь одежда человека, она приспосабливается к укладу современной жизни. Например, сейчас, когда женщины работают в учреждениях, на производстве, им неудобно было бы ходить в длинных юбках до полу, как в старину. А изменение длины потребовало и изменения фасонов: ширины, формы рукавов и т. д., изменения тканей, их цвета, рисунка, отделки. Более простому и удобному покрою одежды соответствует и более простой рисунок тканей, строящийся на красоте радостных сочетаний цвета.
Дома сейчас делают светлыми, с большими окнами, внимательно учитывая потребности жильцов, их удобства.
В комнатах должно быть все необходимое для жизни, но ничего лишнего, чтобы не было тесноты и духоты. Поэтому современная мебель небольших размеров. Чтобы она не казалась громоздкой, ее не украшают сложной резьбой, как в старину формы и отделка новой мебели просты. Ее красота достигается обработкой поверхности дерева, обивкой.
Яркими красками, простым рисунком отличаются сейчас декоративные ткани и другие предметы обихода: посуда, лампы и т. д. Светлые тона, простота формы предметов делают жилище удобным и радостным.
Пояснительная записка
Рабочая программа кружка декоративно – прикладного творчества разработана для организации внеурочной деятельности младших школьников (2 класса) в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования.
Данная программа предусматривает:
- углубленное ознакомление с теоретическими и практическими знаниями по декоративной работе и народным орнаментам,
- графические и живописные упражнения,
- выполнение художественных работ по народным мотивам,
- украшение интерьера, класса и школы рисунками, стендами, декоративными панно.
Искусство декоративного оформления является одним из самых массовых видов художественного творчества.
Эстетическое и эмоционально – выразительное начало является важной особенностью декоративно – прикладной работы.
Эта работа формирует в детях художественный вкус, творческую инициативу, развивает чувство прекрасного.
Методика проведения кружковой работы строится на тематическом разнообразии, заинтересованном воплощении каждой темы.
Данная программа предусматривает углубленное ознакомление с теоретическими знаниями по декоративной работе и народным орнаментам, практические упражнения и выполнение художественных работ по народным мотивам, украшение интерьера класса и школы рисунками, стендами, декоративными панно.
На занятиях кружка дети совершенствуют навыки и умения, полученные на уроках изобразительного искусства по декоративному рисованию.
Работы выполняются под руководством учителя и по собственному замыслу детей. Предусматриваются коллективные, групповые и индивидуальные творческие работы. Работа, выполненная своими руками - огромная радость для ребят.
Это помогает поддерживать эмоциональный настрой в коллективе, интерес к занятиям.
В работе используются все виды деятельности, развивающие личность ребенка.
Приёмы и методы организации занятий кружка.
- игра
- труд
- учение
- общение
- творчество
При этом соблюдаются следующие правила:
- виды деятельности должны быть разнообразными, социально значимыми, направлены на реализацию личных интересов членов группы;
- деятельность должна соответствовать возможностям отдельных личностей, рассчитана на выдвижение детей на роли лидеров, чьё влияние благотворно;
- необходимо учитывать основные черты коллективной деятельности: разделение труда, кооперацию детей, сотрудничество детей и педагога.
При определении содержания деятельности учитываются следующие принципы:
- воспитывающего характера труда;
- научности (соблюдение строгой технической терминологии, символики и др.)
- связи теории с практикой
- систематичности и последовательности;
- учёт возрастных и индивидуальных особенностей личности;
- доступности и посильности;
- сознательности и активности;
- наглядности;
- прочности овладения знаниями и умениями (достигается реализацией всех вышеперечисленных принципов).
В процессе обучения в кружке у детей формируются три основные группы практических умений и навыков:
- политехнические: измерительные, вычислительные, графические, технологические;
- общетрудовые: организаторские, конструкторские;
- специальные: обработка бумаги, картона и других материалов; овладение различными техниками работы с акварелью, гуашью.
Формы организации учебной деятельности: групповая, конкурс, выставка, экскурсия, творческая мастерская.
Основной вид занятий – практический.
Используются следующие методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный, частично поисковый или эвристический, исследовательский.
Педагогические приёмы:
- формирования взглядов (убеждение, пример, разъяснение, дискуссия);
- организации деятельности (приучение, упражнение, показ, подражание, требование);
- стимулирования и коррекции (поощрение, похвала, соревнование, оценка, взаимооценка и т.д.);
- сотрудничества, позволяющие педагогу и воспитаннику быть партнёрами в увлекательном процессе образования;
- свободного выбора.
В результате реализации рабочей программы кружка декоративно – прикладного творчества разработанной для организации внеурочной деятельности младших школьников (2 класса) в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, учащиеся получат возможность более глубокого и расширенного знакомства:
- с художественными материалами и техникой работы художественными материалами (гуашь, масляная пастель, акварель, цветная бумага, фломастеры, бумагопластика, гелевые ручки);
- с цветоведением: основные и составные цвета;
- с декоративно – символической ролью цвета в декоративно-прикладном искусстве;
- с пропорциями: соотношение целого и частей;
- с произведениями декоративно – прикладного искусства.
Формы подведения итогов реализации данной программы: выставки, конкурсы, творческие отчёты и проекты.
Программа актуальна, поскольку предполагает формирование у младших школьников:
- ценностных эстетических ориентиров,
- художественно-эстетической оценки и овладение основами творческой деятельности,
- даёт возможность каждому воспитаннику реально открыть для себя волшебный мир декоративно - прикладного искусства,
- проявить и реализовать свои творческие способности,
- использовать полученные знания в творческих работах на уроках изобразительного искусства.
Программа рассчитана на 1 год .
Занятия кружка проводятся 2 раза в неделю по 30 минут под руководством педагога.
Учебно – тематический план
1. Вводное занятие – 1ч.
2. Народный орнамент – 11 ч.
3. Композиция – 4 ч.
4. Лепка – 2 ч.
5. Рисование без кисточки – 5 ч.
6. Художественные работы из природного материала – 5 ч.
7. Художественные работы из нетрадиционных материалов – 9 ч.
8. Художественные работы из разных материалов – 3 ч.
9. Аппликация – 10 ч.
10. Работа с бумагой и картоном – 7 ч.
11. Декоративно-прикладное искусство – 3 ч.
12. Оформительская работа – 6 ч.
13. Коллективный проект – 2 ч.
№ | ТЕМА ЗАНЯТИЯ | Кол-во часов | ТЕОРИЯ | ПРАКТИКА |
1 | Вводное занятие. | 1 | Материалы, инструменты. Техника безопасности на занятиях кружка | Рисование Страны Мастеров. |
2-3 | Работа с природным материалом. «В чудесном лесу». | 2 | Правила заготовки природного материала, засушивания. Фон. Клеящие составы. Флористика. | Художественные работы из природного материала. |
4-5 | Работа с бумагой и картоном. «Бумажный город». | 2 | Техника безопасности труда. Беседа «Как появилась бумага?». Виды бумаги. Виды бумажного клея, его назначение. Технология плетения из бумаги. Оригами. | Оригами; вырезание и плетение из бумаги; объёмные поделки из картона. |
6-8 | Декоративно-прикладное искусство. Изобразительные виды декора. Виды орнаментов. Создание орнамента. | 3 | Значение и происхождение декоративно-прикладного искусства. Сюжетное изображение. Орнамент. Декоративный элемент. Замкнутый, ленточный, сетчатый орнаменты. | Выполнение акварелью и гуашью простейших узоров в полосе, круге, квадрате, прямоугольнике из декоративных цветов, ягод, листьев. |
9-13 | Народный орнамент. Хохломская роспись. Городецкая роспись. Дымковская роспись. Жостовская роспись. Гжельская роспись. | 5 | Характерные декоративные элементы хохломской, городецкой, дымковской, жостовской, гжельской росписей | Упражнения в выполнении отдельных элементов народных орнаментов. Роспись посуды, разделочных досок, игрушек узорами народных орнаментов. |
14-15 | Лепка | 2 | Простейшие приёмы лепки (скатывание, раскатывание, сплющивание, оттягивание, вдавливание, заглаживание, прищипывание). | Лепка дымковских игрушек. |
16-17 | Рисование без кисточки Рисование палочкой, пальчиком. | 2 | Технология выполнения работ. | Рисование композиций на тему «Золотая осень», «Морской пейзаж». |
18-19 | Коллективный проект. Изготовление декоративного панно «Золотая осень». | 2 | Тёплые краски. Контраст. Композиция. Декоративные элементы для орнамента на осеннюю тему. | Вырезание осенних листьев простой и сложной формы. Декоративное панно «Золотая осень». |
20-22 | Художественные работы из природного материала Аппликации из засушенных растений. | 3 | Заготовка природного материала. Технология засушивания растений. Фон, оборудование и клеящие составы. | Составление миниатюр из частей растений. Аппликации на свободную тему. |
23-24 | Композиция Тематическая композиция «Любимая сказка» | 2 | Понятие «композиция». Пространство. Перспектива. Пропорции. | Иллюстрирование русских народных сказок. |
25-26 | Композиция. Коллективные композиции. | 2 | Линейная и воздушная перспектива. | Композиции на тему: «Красавица Зима», «В деревне». |
27-31 | Художественные работы из нетрадиционных материалов. «Остров ненужных вещей». | 5 | Правила техники безопасности. Рецепт солёного теста. Технология выполнения работ. | Поделки из солёного теста, фантиков, проволоки, фольги, пуговиц, опилок, яичной скорлупы. |
32-33 | Оформительская работа. «Новогодняя сказка». | 2 | Украшения для Новогоднего зала. | |
34-36 | Рисование без кисточки. Аэрография | 3 | Понятие «аэрография». Технология выполнения работ. | Упражнения. Поздравительная открытка. |
37-39 | Аппликация Предметная аппликация. Декоративная аппликация. Сюжетная аппликация. | 3 | Эскиз к аппликации. Декоративная аппликация с подклеиванием канта. Мозаика. Национальные орнаменты в декоративной аппликации | Оформление аппликацией календарных праздничных дней. |
40-43 | Оформительские работы Оформление к праздникам (День защитника Отечества, 8 Марта) | 4 | Художественные работы по заданиям учителя, по выбору учащихся. | |
44-46 | Народный орнамент. « Народные мастера». | 3 | Элементы декоративной росписи Хохломы, Гжели. | Роспись бутылок. |
47-51 | Работа с бумагой и картоном. «Бумажный город». | 5 | Техника безопасности. Силуэт. Изображения симметричного строения. | Оригами; силуэты; вырезание симметричных фигур; игрушки из конусов. |
52-54 | Художественные работы из разных материалов. «Волшебная страна». | 3 | Техника безопасности труда. Мозаика. | Коллективные работы на фантастическую тему. |
55-57 | Аппликация. «Лебединое озеро». | 3 | Композиция. Технология выполнения поделок. | Аппликации из ваты. |
58-60 | Народный орнамент. «Русская красавица». | 3 | Характерные элементы росписи семёновских, загорских, полхов-майданских матрёшек. | Роспись матрёшек. |
61-64 | Художественные работы из нетрадиционных материалов. Худ. работы из солёного теста, с использованием ракушек, соли, яичной скорлупы, нитей, мятой бумаги. | 4 | Рецепт солёного теста. Подготовка материалов для работ. Технология выполнения худ. работ из нетрадиционных материалов. | Декоративные панно из нетрадиционных материалов. |
65-68 | Аппликация Предметная аппликация. Декоративная аппликация. Сюжетная аппликация. | 4 | Декоративная аппликация с подклеиванием канта. Мозаика. Национальные орнаменты в декоративной аппликации. | Оформление аппликацией календарных праздничных дней. |
Краткое описание содержания программы
Основные задачи: расширить представление о возможностях предлагаемых видов изобразительной деятельности, продолжить развитие навыков владения инструментами и материалами; освоить простые изобразительные техники и приёмы, стимулировать самостоятельное творческое мышление.
Основные составляющие занятий:
1) воспитательный момент (правила хорошего тона, этикет),
2) организация рабочего места,
3) повторение пройденного материала,
4) организация и проведение занятия (включает следующие структурные элементы:
- инструктажи: вводный – проводится перед началом практической работы, текущий – во время выполнения практической работы, заключительный
- практическая работа,
- физкультминутки,
- подведение итогов, анализ, оценка работ.
- приведение в порядок рабочего места.
Перечисленные элементы не обязательно использовать на каждом занятии. Дополнительное образование позволяет преподавателю быть более свободным в выборе средств обучения, импровизируя по своему усмотрению. Главное, чтобы труд становился для детей источником радости, доставлял им удовольствие и моральное удовлетворение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности "Народное творчество"
Рабочая программа внеурочной деятельности "Народное творчество"...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Художественное творчество" направление – художественно-эстетическое
Рабочая программа внеурочной деятельности "Художественное творчество" направление – художественно-эстетическое...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Художественное творчество" 1-4 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности "Художественное творчество" 1-4 класс содержит пояснительную записку, тематическое планирование....
Календарно-тематическое планирование (2 класс) по теме: Рабочая программа внеурочной деятельности "Художественное творчество" направление – художественно-эстетическое
Рабочая программа внеурочной деятельности "Художественное творчество" направление – художественно-эстетическое...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Речевое творчество» для 4 класса
Рабочая программа внеурочной деятельности "Речевое творчество" включает цели, задачи, планируемые результаты, содержание курса и тематическое планирование....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Театр. Творчество. Дети"
Рабочая программа внеурочной деятельности для 1-4 классов художественно-эстетического направления "Театр. Творчество. Дети"....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Художественное творчество: станем волшебниками"
Рабочая программа внеурочной деятельности "Художественное творчество: станем волшебниками"...