Рабочая программа внеурочной деятельности "Этика: азбука добра", 4 класс
рабочая программа (4 класс)

Зиганшина Регина Фаритовна

Данная рабочая программа предназначена для работы в 4 классе по внеурочной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon etika_azbuka_dobra_4_klass.doc127.5 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №4»

г. Альметьевска Республики Татарстан

«Рассмотрено»

На заседании МО

________Г.М. Быстренина

протокол № 1 от

«26» августа   2020 г.

«Согласовано»

Заместитель директора по ВР

______________Е.К. Хазиева

«27» августа 2020 г.

«Утверждено»

Директор МБОУ «СОШ №4»

________________И.И. Яруллин

приказ № 110 от

«28» августа 2020 г.

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

внеурочной деятельности духовно - нравственного направления

«Этикет: азбука добра»

(возраст 10-11 лет)

1 час в неделю, 34 часа в год

Составитель:  Зиганшина Р.Ф. (учитель начальных классов, первая квалификационная категория)

                                                                                                                    Рассмотрено на заседании                

                                                                                                                           педагогического совета

                                                                                                протокол № 1  

                                                                                                               от «28» августа 2020 г.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               

г. Альметьевск 2020 г.

        Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно – нравственному направлению «Этикет: азбука добра» разработана в соответствии с «Положением об организации внеурочной деятельности учащихся муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №4» г. Альметьевска Республики Татарстан».

Актуальность программы: определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности человека отражается на его поведении, которое контролируется его внутренними побуждениями, собственными взглядами и убеждениями. Выработка таких взглядов, убеждений и привычек составляет сущность нравственного воспитания.

  Цель: познакомить учащихся с нормами поведения в обществе, сформировать умения выглядеть достойно и чувствовать себя уверенно в различных жизненных ситуациях в соответствии с нормами поведения.

Задачи:

  • развитие личности, обладающей качествами  воспитанного человека– добротой, честностью,  бережливостью, аккуратностью, трудолюбием, ответственностью;
  • расширение знаний о нормах и правилах отношений со сверстниками, родными и близкими и просто окружающими людьми;
  • воспитание уважения к людям, традициям;
  • усвоение норм и правил поведения в школе, на улице, в общественных местах.

Формы и режим занятий – занятия проводятся 1 раз в неделю – пятница, начало занятий (13.40 – 14.25), продолжительность занятия составляет – 45 минут.

Ожидаемые результаты освоения программы.

Обучающийся научится:

  • воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации;
  • оценивать своё поведение и поведение окружающих (на уроке, на перемене);
  • использовать в речи слова вежливости;
  • участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по теме, анализировать высказывания собеседников, дополнять их высказывания;
  • высказывать предположения о последствиях недобрых поступков (как в реальной жизни, так и в художественных произведениях);
  • создавать по иллюстрации словесный портрет героя (положительный, отрицательный);
  • описывать сюжетную картинку (серию);
  • оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты;
  • самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы;
  • проводить хронометраж дня, анализировать свой распорядок, корректировать его;
  • оценивать свои действия во время уроков, дежурств;
  • воспроизводить основные требования к внешнему виду человека в практических и жизненных ситуациях;
  • оценивать внешний вид человека;
  • использовать в общении доброжелательный тон;
  • оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику), поведения в общественных местах.

Обучающийся получит возможность научиться:

  •   применять правила вежливого общения, использовать в речи слова вежливости;
  •   применять правила поведения и общения в школе, на уроке, на перемене, на улице, в общественных местах;
  •  высказывать свои суждения по обсуждаемой теме,  анализировать высказывания собеседников;  
  •  проявлять прилежание и старательность в учении и труде, бережно относиться к  вещам, созданным трудом других людей;
  •  работать в паре и в группе;
  •  проявлять доброе, терпимое   отношение к людям; уважение   к  родителям,   близким;
  •   культурно выражать  свои эмоции в совместной работе;
  •   ориентироваться   в   школьной   библиотеке,  находить   нужную   информацию   по   нравственной   тематике.

 Планируемые результаты освоения программы.

Личностные.

У учащегося будут сформированы:        

  • ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
  • знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
  • развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
  • эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.

Учащийся получит возможность сформировать:

  • морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
  • эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

   Метапредметные результаты:

  Учащийся получит возможность научиться:

  • осознавать свои телесные ощущения, связанные с напряжением и расслаблением;
  • извлекать необходимую информацию  из текста;
  • определять и формулировать цель в совместной работе;
  • учиться делать осознанный выбор в сложных ситуациях;
  • осознавать свою долю ответственности за всё, что с ним происходит;
  • реалистично строить свои взаимоотношения друг с другом и взрослыми;
  • планировать цели и пути самоизменения с помощью взрослого;
  • соотносить результат с целью и оценивать его;
  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
  • наблюдать, сравнивать по признакам, сопоставлять;
  • обогатить представление о собственных возможностях и способностях;
  • учиться наблюдать и осознавать происходящие в самом себе изменения;
  • оценивать правильность выполнения действий и корректировать при необходимости;
  • учиться моделировать новый образ на основе личного жизненного опыта;
  • находить ответы на вопросы в тексте, перерабатывать информацию;
  • адекватно воспринимать оценку учителя;
  • ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
  • учиться контролировать свою речь и поступки;
  • учиться толерантному отношению к другому мнению;
  • учиться самостоятельно решать проблемы в общении;
  • осознавать необходимость признания и уважения прав других людей;
  • формулировать своё собственное мнение и позицию;
  • учиться грамотно задавать вопросы и участвовать в диалоге.

Формы подведения итогов реализации программы внеурочной деятельности:

  Для проверки уровня усвоения знаний могут быть использованы коллективные обсуждения, вопросы «открытого» типа, высказывания, предполагаются задания на выбор ответа, альтернативного решения с использованием дополнительной информации в библиотеке, сети Интернет, участие в конкурсах, чемпионатах, КВН, олимпиадах, дистанционных развивающих мероприятиях.

Содержание курса

  Школьный этикет (понятие об основных правилах поведения в школе). - Правила поведения в школе, на уроке, на перемене, в столовой. Приход в школу без опозданий, правильная организация работы на уроке, учебное сотрудничество.

- Школьные перемены как время активного отдыха, игры.

- Поведение в столовой, правила поведения за столом.

   Правила общения (взаимоотношения с другими людьми).

- Правила вежливости, элементарные представления о добрых и недобрых поступках. Знакомство с образом этих поступков при помощи художественных произведений, сказок, фильмов; посредством анализа близких детям ситуаций жизни (школьного коллектива, семьи). Активное освоение в речевой и поведенческой практике «вежливых» слов, их значения в установлении добрых отношений с окружающими.

- Доброе, терпимое отношение к сверстнику, другу, младшим; добрые и вежливые отношения в семье, проявление элементарного уважения к родителям, близким (конкретные жизненные ситуации). Практическое знакомство с правилами коллективных игр, позволяющих играть дружно, без конфликтов. Пути выхода из конфликтной ситуации (преодоление ссор, драк, признание своей вины).

- Нравственное содержание ситуации (литературной, жизненной), их оценивание.

   О трудолюбии.

- Значение труда в жизни людей. Учение как основной труд и обязанность школьника, виды труда детей в школе и дома (начальные представления).

Прилежание и старательность в учении и труде. Трудолюбие как главная ценность человека. Элементы культуры труда. Стимулирование оценки учащихся собственного отношения к труду. Способы бережного отношения к вещам, созданным трудом других людей.

- Пути и способы преодоления лени, неумения трудиться (избавление от неорганизованности, недисциплинированности).

- Анализ и оценка своих действий во время приготовления уроков, труда, дежурства.

   Культура внешнего вида.

- Культура внешнего вида как чистота, опрятность, аккуратность в человеке.

- Правила опрятности и их значение для здоровья, уважения окружающих, собственного хорошего самочувствия.

- Оценка внешнего вида человека, критерии такой оценки: аккуратность, опрятность, удобство, соответствие ситуации.

   Внешкольный этикет.

- Вежливое отношение к людям как потребность воспитанного человека. Особенности вежливого поведения в разных жизненных ситуациях (на улице, в транспорте, во время прогулок): уступит место маленьким и пожилым, за причинённые неудобства, неприятности надо извиниться.

- Правила вежливости в общении с ближайшим окружением: здороваться первым, доброжелательно отвечать на вопросы; взрослых называть на «Вы», говорить «спасибо» и «пожалуйста» и. д.

- Правила поведения в общественных местах (в магазине, библиотеке, театре и т.д.): не мешать другим людям, соблюдать очередь, чётко и громко высказывать обращение, просьбу.

Тематическое планирование.

№ п/п

Наименование разделов

Всего часов

Количество часов

теоретические

практические

1.

Школьный этикет.

8

4

4

2.

Правила общения

8

4

4

3.

О трудолюбии.

7

3

4

4.

Культура внешнего вида.

4

2

2

5.

Внешкольный этикет.

7

3

4

Всего

34

16

18

Календарно - тематическое планирование

п/п

Название

разделов

Тема занятий

Кол-во часов

Основные формы организации занятий

Основные виды деятельности обучающихся

Дата проведения

План

Факт

1.

Школьный этикет (8часов)

Отношение к учителю, одноклассникам, окружающим.

1

Беседа

Познавательная. 

2.

Забота о младших.

1

Практика

Практическая.

3.

«Познай самого себя».

1

Практика

Практическая. 

4.

Определение цели и составление плана самовоспитания на неделю.

1

Беседа

Познавательная.

5.

Как я работаю над собой.

1

Беседа

Познавательная.

6.

О терпении.

1

Практика

Практическая

7.

Конец каждого дела обдумай перед началом

1

Беседа

Познавательная.

8.

«Ты памятью свой разум озари. И день минувший весь пересмотри»

1

Практика

Практическая

9.

Правила общения (8 часов)

Традиции общения в русской семье. «Домострой»

1

Беседа

Познавательная

10.

Культура общения в современной семье.

1

Беседа

Познавательная.

11.

Правила приличия в житейских ситуациях.

1

Беседа

Познавательная. 

12.

Культура спора.

1

Беседа

Познавательная.

13.

Правила этикета: знакомство.

1

Практика

Практическая.

14.

Язык, мимика и жесты.

1

Практика

Практическая.

15.

«Приветливость — золотой ключик, открывающий сердца людей».

1

Игра

Практическая

16.

 «Город вежливости».

1

Игра

Игровая

17.

О трудолюбии (7 часов)

Культура физического и умственного труда.

1

Беседа

Познавательная.

18.

Положительные герои в былинах и сказках.

1

Практика

Художественное слово. 

19.

Книга — источник знаний.

1

Экскурсия в школьную библиотеку

Практическая. 

20.

Золотые руки.

1

Беседа

Дидактическая.

21.

Кем быть?

1

Беседа

Познавательная.

22.

Твоя малая родина.

1

Проект  

Проектная

23.

Герои труда.

1

Проект

Проектная

24.

Культура внешнего вида (4 часа)

Что такое культура внешнего вида?

1

Беседа

Познавательная.

25.

Одежда и осанка

1

Беседа

Познавательная. 

26.

Вежливость и внешний вид

1

Практика

Практическая

27.

«Вот человек. Что скажешь ты о нём?»

1

Игра

Игровая

28.

Внешкольный этикет (7 часов)

Осваиваем правило «так нельзя».

1

Беседа

Практическая

29.

Услышать собеседника.

1

Практика

Практическая.

30.

Совесть — основа нравственности.

1

Беседа

Познавательная.

31.

Что такое хорошо и что такое плохо.

1

Игра  

Игровая

32.

В мире мудрых мыслей.

1

Практика

Художественное слово.

33.

Россияне о любви к Родине.

1

Практика

Творческая работа

34.

Итоговое занятие.

1

Беседа

Познавательная. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа внеурочной деятельности "Азбука добра" 1 класс

программа внеурочной деятельности "Азбука добра" .начальная школа. ФГОС . духовно -нравственное напрвление...

Программа внеурочной деятельности "Азбука добра"

В прграммае внеурочной деятельности "Азбука добра" содержится тематическое планирование 1-4 года обучения, УУД....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука добра"

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение«Средняя школа № 6имени Героя Советского Союза В.А. Стёпина»...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Азбука добра»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАвнеурочной деятельности«Азбука добра»направление: духовно-нравственное...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука добра"

Рабочая программа курса  внеурочной деятельности  "Азбука добра" предназначена учащимся 3 класса (1час в неделю, 34ч за год)...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука добра"

         Главное назначение данного курса - формирование навыков общения и культуры поведения  обучающихся в начальных классах, развитие и совершенствование  ...