Рабочая программа внеурочной деятельности "Этика: азбука добра", 4 класс
рабочая программа (4 класс)
Данная рабочая программа предназначена для работы в 4 классе по внеурочной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
etika_azbuka_dobra_4_klass.doc | 127.5 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №4»
г. Альметьевска Республики Татарстан
«Рассмотрено» На заседании МО ________Г.М. Быстренина протокол № 1 от «26» августа 2020 г. | «Согласовано» Заместитель директора по ВР ______________Е.К. Хазиева «27» августа 2020 г. | «Утверждено» Директор МБОУ «СОШ №4» ________________И.И. Яруллин приказ № 110 от «28» августа 2020 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности духовно - нравственного направления
«Этикет: азбука добра»
(возраст 10-11 лет)
1 час в неделю, 34 часа в год
Составитель: Зиганшина Р.Ф. (учитель начальных классов, первая квалификационная категория)
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № 1
от «28» августа 2020 г.
г. Альметьевск 2020 г.
Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно – нравственному направлению «Этикет: азбука добра» разработана в соответствии с «Положением об организации внеурочной деятельности учащихся муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №4» г. Альметьевска Республики Татарстан».
Актуальность программы: определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности человека отражается на его поведении, которое контролируется его внутренними побуждениями, собственными взглядами и убеждениями. Выработка таких взглядов, убеждений и привычек составляет сущность нравственного воспитания.
Цель: познакомить учащихся с нормами поведения в обществе, сформировать умения выглядеть достойно и чувствовать себя уверенно в различных жизненных ситуациях в соответствии с нормами поведения.
Задачи:
- развитие личности, обладающей качествами воспитанного человека– добротой, честностью, бережливостью, аккуратностью, трудолюбием, ответственностью;
- расширение знаний о нормах и правилах отношений со сверстниками, родными и близкими и просто окружающими людьми;
- воспитание уважения к людям, традициям;
- усвоение норм и правил поведения в школе, на улице, в общественных местах.
Формы и режим занятий – занятия проводятся 1 раз в неделю – пятница, начало занятий (13.40 – 14.25), продолжительность занятия составляет – 45 минут.
Ожидаемые результаты освоения программы.
Обучающийся научится:
- воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации;
- оценивать своё поведение и поведение окружающих (на уроке, на перемене);
- использовать в речи слова вежливости;
- участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по теме, анализировать высказывания собеседников, дополнять их высказывания;
- высказывать предположения о последствиях недобрых поступков (как в реальной жизни, так и в художественных произведениях);
- создавать по иллюстрации словесный портрет героя (положительный, отрицательный);
- описывать сюжетную картинку (серию);
- оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты;
- самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы;
- проводить хронометраж дня, анализировать свой распорядок, корректировать его;
- оценивать свои действия во время уроков, дежурств;
- воспроизводить основные требования к внешнему виду человека в практических и жизненных ситуациях;
- оценивать внешний вид человека;
- использовать в общении доброжелательный тон;
- оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику), поведения в общественных местах.
Обучающийся получит возможность научиться:
- применять правила вежливого общения, использовать в речи слова вежливости;
- применять правила поведения и общения в школе, на уроке, на перемене, на улице, в общественных местах;
- высказывать свои суждения по обсуждаемой теме, анализировать высказывания собеседников;
- проявлять прилежание и старательность в учении и труде, бережно относиться к вещам, созданным трудом других людей;
- работать в паре и в группе;
- проявлять доброе, терпимое отношение к людям; уважение к родителям, близким;
- культурно выражать свои эмоции в совместной работе;
- ориентироваться в школьной библиотеке, находить нужную информацию по нравственной тематике.
Планируемые результаты освоения программы.
Личностные.
У учащегося будут сформированы:
- ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
- развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
- эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.
Учащийся получит возможность сформировать:
- морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
- эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Метапредметные результаты:
Учащийся получит возможность научиться:
- осознавать свои телесные ощущения, связанные с напряжением и расслаблением;
- извлекать необходимую информацию из текста;
- определять и формулировать цель в совместной работе;
- учиться делать осознанный выбор в сложных ситуациях;
- осознавать свою долю ответственности за всё, что с ним происходит;
- реалистично строить свои взаимоотношения друг с другом и взрослыми;
- планировать цели и пути самоизменения с помощью взрослого;
- соотносить результат с целью и оценивать его;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
- наблюдать, сравнивать по признакам, сопоставлять;
- обогатить представление о собственных возможностях и способностях;
- учиться наблюдать и осознавать происходящие в самом себе изменения;
- оценивать правильность выполнения действий и корректировать при необходимости;
- учиться моделировать новый образ на основе личного жизненного опыта;
- находить ответы на вопросы в тексте, перерабатывать информацию;
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
- учиться контролировать свою речь и поступки;
- учиться толерантному отношению к другому мнению;
- учиться самостоятельно решать проблемы в общении;
- осознавать необходимость признания и уважения прав других людей;
- формулировать своё собственное мнение и позицию;
- учиться грамотно задавать вопросы и участвовать в диалоге.
Формы подведения итогов реализации программы внеурочной деятельности:
Для проверки уровня усвоения знаний могут быть использованы коллективные обсуждения, вопросы «открытого» типа, высказывания, предполагаются задания на выбор ответа, альтернативного решения с использованием дополнительной информации в библиотеке, сети Интернет, участие в конкурсах, чемпионатах, КВН, олимпиадах, дистанционных развивающих мероприятиях.
Содержание курса
Школьный этикет (понятие об основных правилах поведения в школе). - Правила поведения в школе, на уроке, на перемене, в столовой. Приход в школу без опозданий, правильная организация работы на уроке, учебное сотрудничество.
- Школьные перемены как время активного отдыха, игры.
- Поведение в столовой, правила поведения за столом.
Правила общения (взаимоотношения с другими людьми).
- Правила вежливости, элементарные представления о добрых и недобрых поступках. Знакомство с образом этих поступков при помощи художественных произведений, сказок, фильмов; посредством анализа близких детям ситуаций жизни (школьного коллектива, семьи). Активное освоение в речевой и поведенческой практике «вежливых» слов, их значения в установлении добрых отношений с окружающими.
- Доброе, терпимое отношение к сверстнику, другу, младшим; добрые и вежливые отношения в семье, проявление элементарного уважения к родителям, близким (конкретные жизненные ситуации). Практическое знакомство с правилами коллективных игр, позволяющих играть дружно, без конфликтов. Пути выхода из конфликтной ситуации (преодоление ссор, драк, признание своей вины).
- Нравственное содержание ситуации (литературной, жизненной), их оценивание.
О трудолюбии.
- Значение труда в жизни людей. Учение как основной труд и обязанность школьника, виды труда детей в школе и дома (начальные представления).
Прилежание и старательность в учении и труде. Трудолюбие как главная ценность человека. Элементы культуры труда. Стимулирование оценки учащихся собственного отношения к труду. Способы бережного отношения к вещам, созданным трудом других людей.
- Пути и способы преодоления лени, неумения трудиться (избавление от неорганизованности, недисциплинированности).
- Анализ и оценка своих действий во время приготовления уроков, труда, дежурства.
Культура внешнего вида.
- Культура внешнего вида как чистота, опрятность, аккуратность в человеке.
- Правила опрятности и их значение для здоровья, уважения окружающих, собственного хорошего самочувствия.
- Оценка внешнего вида человека, критерии такой оценки: аккуратность, опрятность, удобство, соответствие ситуации.
Внешкольный этикет.
- Вежливое отношение к людям как потребность воспитанного человека. Особенности вежливого поведения в разных жизненных ситуациях (на улице, в транспорте, во время прогулок): уступит место маленьким и пожилым, за причинённые неудобства, неприятности надо извиниться.
- Правила вежливости в общении с ближайшим окружением: здороваться первым, доброжелательно отвечать на вопросы; взрослых называть на «Вы», говорить «спасибо» и «пожалуйста» и. д.
- Правила поведения в общественных местах (в магазине, библиотеке, театре и т.д.): не мешать другим людям, соблюдать очередь, чётко и громко высказывать обращение, просьбу.
Тематическое планирование.
№ п/п | Наименование разделов | Всего часов | Количество часов | |
теоретические | практические | |||
1. | Школьный этикет. | 8 | 4 | 4 |
2. | Правила общения | 8 | 4 | 4 |
3. | О трудолюбии. | 7 | 3 | 4 |
4. | Культура внешнего вида. | 4 | 2 | 2 |
5. | Внешкольный этикет. | 7 | 3 | 4 |
Всего | 34 | 16 | 18 |
Календарно - тематическое планирование
№ п/п | Название разделов | Тема занятий | Кол-во часов | Основные формы организации занятий | Основные виды деятельности обучающихся | Дата проведения | |
План | Факт | ||||||
1. | Школьный этикет (8часов) | Отношение к учителю, одноклассникам, окружающим. | 1 | Беседа | Познавательная. | ||
2. | Забота о младших. | 1 | Практика | Практическая. | |||
3. | «Познай самого себя». | 1 | Практика | Практическая. | |||
4. | Определение цели и составление плана самовоспитания на неделю. | 1 | Беседа | Познавательная. | |||
5. | Как я работаю над собой. | 1 | Беседа | Познавательная. | |||
6. | О терпении. | 1 | Практика | Практическая | |||
7. | Конец каждого дела обдумай перед началом | 1 | Беседа | Познавательная. | |||
8. | «Ты памятью свой разум озари. И день минувший весь пересмотри» | 1 | Практика | Практическая | |||
9. | Правила общения (8 часов) | Традиции общения в русской семье. «Домострой» | 1 | Беседа | Познавательная | ||
10. | Культура общения в современной семье. | 1 | Беседа | Познавательная. | |||
11. | Правила приличия в житейских ситуациях. | 1 | Беседа | Познавательная. | |||
12. | Культура спора. | 1 | Беседа | Познавательная. | |||
13. | Правила этикета: знакомство. | 1 | Практика | Практическая. | |||
14. | Язык, мимика и жесты. | 1 | Практика | Практическая. | |||
15. | «Приветливость — золотой ключик, открывающий сердца людей». | 1 | Игра | Практическая | |||
16. | «Город вежливости». | 1 | Игра | Игровая | |||
17. | О трудолюбии (7 часов) | Культура физического и умственного труда. | 1 | Беседа | Познавательная. | ||
18. | Положительные герои в былинах и сказках. | 1 | Практика | Художественное слово. | |||
19. | Книга — источник знаний. | 1 | Экскурсия в школьную библиотеку | Практическая. | |||
20. | Золотые руки. | 1 | Беседа | Дидактическая. | |||
21. | Кем быть? | 1 | Беседа | Познавательная. | |||
22. | Твоя малая родина. | 1 | Проект | Проектная | |||
23. | Герои труда. | 1 | Проект | Проектная | |||
24. | Культура внешнего вида (4 часа) | Что такое культура внешнего вида? | 1 | Беседа | Познавательная. | ||
25. | Одежда и осанка | 1 | Беседа | Познавательная. | |||
26. | Вежливость и внешний вид | 1 | Практика | Практическая | |||
27. | «Вот человек. Что скажешь ты о нём?» | 1 | Игра | Игровая | |||
28. | Внешкольный этикет (7 часов) | Осваиваем правило «так нельзя». | 1 | Беседа | Практическая | ||
29. | Услышать собеседника. | 1 | Практика | Практическая. | |||
30. | Совесть — основа нравственности. | 1 | Беседа | Познавательная. | |||
31. | Что такое хорошо и что такое плохо. | 1 | Игра | Игровая | |||
32. | В мире мудрых мыслей. | 1 | Практика | Художественное слово. | |||
33. | Россияне о любви к Родине. | 1 | Практика | Творческая работа | |||
34. | Итоговое занятие. | 1 | Беседа | Познавательная. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа внеурочной деятельности "Азбука добра" 1 класс
программа внеурочной деятельности "Азбука добра" .начальная школа. ФГОС . духовно -нравственное напрвление...
Программа внеурочной деятельности "Азбука добра"
В прграммае внеурочной деятельности "Азбука добра" содержится тематическое планирование 1-4 года обучения, УУД....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука добра"
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение«Средняя школа № 6имени Героя Советского Союза В.А. Стёпина»...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Азбука добра»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАвнеурочной деятельности«Азбука добра»направление: духовно-нравственное...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука добра"
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Азбука добра" предназначена учащимся 3 класса (1час в неделю, 34ч за год)...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука добра"
Главное назначение данного курса - формирование навыков общения и культуры поведения обучающихся в начальных классах, развитие и совершенствование ...