Программа внеурочной деятельности "Азбука добра"
рабочая программа на тему

Боева Ольга Валентиновна

В прграммае внеурочной деятельности "Азбука добра" содержится тематическое планирование 1-4 года обучения, УУД.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл r.p.vneur_.docx57.64 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение

к  основной образовательной программе

начального общего образования

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №15»

 

ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Азбука добра»

 Срок реализации - 4 года

возраст учащихся: 7-10 лет

                                                                                                            Составитель:

                 Боева О.В.

учитель  начальных классов

                                               

                                                   Старый Оскол

                                      Пояснительная записка

Программа внеурочной деятельности «Азбука добра» разработана на основе программы «Азбука добра», составители: Монакова Надежда Владимировна, заместитель директора по воспитательной работе,

Николаева Ирина Викторовна, учитель православной культуры учебного курса МБОУ «СОШ №34 с углубленным изучением отдельных предметов».                                                                              

Направление программы  - духовно-нравственное.

Возраст детей и продолжительность реализации программы

        Настоящая программа является программой дополнительного образования детей, рассчитана на работу с учащимися  7-10 лет. 

         Цель:

 освоение обучающимися системы ведущих ценностных ориентаций, свойственных отечественному образу жизни, присоединение к устойчивому «ядру» и смыслам родной культуры; развитие внутреннего, духовного мира обучающихся ради осознания себя деятельным субъектом.

Содержание программы обучения состоит в том, чтобы   ввести младшего школьника в круг основных социокультурных ценностей, присущих российской цивилизации. В его рамках происходит интегрирование получаемых в школе и семье  знаний о среде, в которой живет и развивается ребенок, а так же приобретается первый опыт целостного социокультурного ее восприятия. Целостное восприятие мира, нерасчлененное на отдельные автономные отрасли знания, основывающиеся на единении восприятия, мышления, чувствование и духовного переживания, в наибольшей степени соответствует особенностям младшего возраста, опирается на него.

 Задачи:

  1. Осмыслить и конкретизировать духовно-нравственные категории, предусмотренные программой;
  2. Развить внутренний духовный мир ради осознания своей нужности и полезности;
  3. Воспитать чувство уважения, верности, ответственности к своей семье, родным, соотечественникам, Родине;
  4. Формировать у обучающихся ощущение этнического и социокультурного родства с окружающим социумом, уверенности в том, что это родство создаёт возможность самореализации;
  5. Создать условия для развития целостной духовно-нравственной личности.

        Формы и режим занятий

Занятия проводятся во внеурочное время 1 раз в неделю. Количество детей в учебных группах составляет 10-13 человек.

Срок реализации – 4 года.

Год обучения

Количество часов

 в неделю

Количество часов

в год

1-й

1 час

33 часа

2-й

1 час

34 часа

3-й

1 час

34 часа

4-й

1 час

34 часа

Приемы и методы организации учебного и воспитательного процесса:

- разнообразные виды самостоятельной работы: составление плана, тезисов, конспекта;

- творческие работы;

- методы: социокультурного присоединения, экспертных вопросов педагогов и родителей, беседа, поощрение, наблюдение, тренинги, консультации.

Формы организации учебно-воспитательного процесса:

- индивидуальные;

- групповые;

- индивидуально-групповые;

- социокультурные тренинги (развивающие и оценивающие) (см. таблицу);

- мнемотехника (развитие образной памяти / эдетики/, которая способна сохранить яркие образы на долгое время);

- работа в парах, в тройках, в четвёрках;

- обсуждение результатов;

- подведение итогов.

Ожидаемые результаты:

  • создание в коллективе условий, необходимых для личностного духовно-нравственного развития каждого обучающегося в объединении;
  • приобщение родителей к активному участию в жизни школы и объединения;
  • выявление и развитие разносторонних способностей участников объединения и их родителей;
  • качественное развитие детско-родительских отношений, овладение обучающимися диалогичного метода, мирного общения и обучения родителей приёмам коррекции взаимоотношений с детьми;
  • устранение разрывов между дошкольным образованием и начальной школой, между начальным, средним и старшим звеньями школы.

Требования к уровню подготовки.

В результате изучения программы «Азбука добра», обучающиеся должны знать /понимать:

  • главные духовно-нравственные ценности;
  • важнейшие достижения культуры в системе социокультурных и духовно-нравственных ценностей;
  • ведущие категории и социокультурный ряд нравственных добродетелей;

    Уметь:

  • реализовывать способность к социальному взаимодействию, сотрудничеству;
  • сформировать в себе: чувство собственной ценности, чувство защищенности, уверенность в поддержке, доверие к оценке, отношениям, чувствам (обучающийся может высказать свое мнение по разным вопросам);
  • выработать в себе: позитивный опыт бесконфликтных взаимодействий, способность к сопереживанию, к совершенствованию;
  • приобрести опыт в различных эмоциональных состояниях и моральную установку на отзывчивость;
  • объяснять свое отношение к наиболее значимым событиям и духовно-нравственным личностям.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • для освоения социокультурных и духовно-нравственных ценностей;
  • для накопления социокультурного опыта (в первую очередь, навыков общения, управления собственной деятельностью и деятельностью группы, приемов эффективного взаимодействия, обеспечивающих достижение значимых для индивидуума и группы результатов);
  • для формирования ситуации успеха у каждого обучающегося, испытывающего эмоциональный подъем, ощущение сопричастности к общему делу, что повышает интеллектуальную активность, снижает чувство напряженности, тревоги и беспокойства;
  • для формирования мотивации активной учебно-познавательной деятельности.

          Таблица  по диагностике контроля знаний, умений  и навыков

 

   Вид контроля

Форма        контроля

   Знания*

Форма контроля

Умения,     навыки

в

с

н

в

с

н

Предварительный

Анализ устного опроса

Наблюдение

Текущий

Анализ устного опроса

Наблюдение

Итоговый

Анализ устного опроса

Творческий отчёт (представление своей первой Книги)

  • В – высокий уровень,  С – средний уровень,  Н – низкий уровень.

Формы и средства контроля

  • индивидуальные карточки, с заданиями по всему курсу;
  • мониторинг;
  • термологический диктант;
  • промежуточный контроль после каждого раздела;
  • базовый социокультурный ряд, в таблицах по темам разделов;
  • анализ социокультурного тренинга.

 Учебный план

первого года обучения

№ п/п

Раздела программы

Количество часов

1.

Раздел 1. «Мир»

8

2.

Раздел 2. «Слово»

9

3.

Раздел 3. «Образ»

7

4.

Раздел 4. «Книга»

9

Всего часов:

33

 Учебно-тематический план

первого года обучения

№ п/п

Разделы программы и темы занятий

Всего    часов

В том числе

Теория

Практика

1.

Раздел 1. Мир

8

1.1.

Солнышко, мама и папа

1

1

1.2

Мир и лад

1

1

 1.3.

Истоки и школа. Здравствуй школа! (социокультурное развитие)

1

1

1.4.

Истоки и радуга. Радуга дружбы (социокультурное развитие)

1

1

1

1.5.

Сказки Пушкина

1

1

1.6.

Родной край

1

1

1.7.

Щит и герб

1

1

1.8.

Илья Муромец.

1

1

2.

Раздел 2. Слово

9

2.1

Слово

1

1

2.2.

Весна и слово

1

1

2.3

Золотое сердечко. Мои близкие и родные люди (социокультурное развитие)

1

1

1

2.4

Серебряное копытце

1

1

2.5

Добрыня Никитич

1

1

2.6, 2.7

Слово о родителях. Семейный праздник (социокультурное развитие)

2

1

1

2.8

Алеша Попович

1

1

2.9.

Чаша жизни.  Слово «Жить» (социокультурное развитие)

1

0.5

0.5

3.

Раздел 3. Образ

7

3.1.

3.2.

Родник. Слово

2

2

  3.3.

  3.4.

Образ Родины. Моя Родина (социокультурное развитие)

2

1

1

3.5.

3.6.

Защитник Отечества. Образ защитника Отечества (социокультурное развитие)

2

1

1

3.7.

Образ праздника. Истоки Великой победы (социокультурное развитие)

1

1

4.

Раздел 4. Книга

9

4.1.

4.2.

Книга

2

1

4.3.

4.4.

Книга книг

2

1

1

4.5.

Живое слово книги

1

1

4.6.

4.7.

Первая книга, мир книги. Итоговое занятие по курсу. Праздник в мире книги (социокультурное развитие)

2

2

4.8.

4.9.

Экскурсия в храм

2

2

Всего часов:

33

23,5

9,5

Учебный план

второго года обучения

№ п/п

Раздела программы

Количество часов

1.

Раздел 1. «Родной очаг»

9

2.

Раздел 2. «Родные просторы»

8

3.

Раздел 3. «Труд земной»

7

4.

Раздел 4. «Труд души»

10

Всего часов:

34

Учебно-тематический план

второго года обучения

№ п/п

Разделы программы и темы занятий

Всего    часов

В том числе

Теория

Практика

1.

Раздел 1. Родной очаг

9

1.1

Имя

1

1

1.2, 1.3

Семья

2

1

1

1.4, 1.5

Род

2

1

1

1.6, 1.7

Дом

2

1

1

1.8

Деревня

1

1

1.9

Город

1

1

2.

Раздел 2. Родные просторы

8

2.1

Нива и поле

1

1

2.2, 2.3

Лес

2

1

1

2.4,

Река

1

1

2.5, 2.6

Море-океан

2

1

1

2.7, 2.8

Путь-дорога

2

1

1

3.

Раздел 3. Труд земной

7

3.1

Сев и жатва

1

1

3.2, 3.3

Братья меньшие

2

1

1

3.4

Ткачихи-рукодельницы

1

1

3.5

Мастера-плотники

1

1

3.6

Кузнецы-умельцы

1

1

3.7,

Ярмарка

1

1

4.

Раздел 4. Труд души

11

4.1,

Слово

1

1

4.2, 4.3

Сказка

2

1

1

4.4

Песня

1

1

4.5, 4.6

Праздник

2

1

1

4.7

Книга

1

1

4.8, 4.9

Икона

2

1

1

4.10, 4.11

Храм

1

1

Всего часов:

34

22

12

Учебный план

третьего года обучения

№ п/п

Раздела программы

Количество часов

1.

Раздел 1. «Вера»

9

2.

Раздел 2. «Надежда»

8

3.

Раздел 3. «Любовь»

8

4.

Раздел 4. «София»

9

Всего часов:

34

        

Учебно-тематический план

третьего года обучения

№ п/п

Разделы программы и темы занятий

Всего    часов

В том числе

Теория

Практика

1.

Раздел 1. Вера

9

1.1, 1.2, 1.3

Вера

3

1

2

1.4, 1.5

Верность

2

2

1.6, 1.7

Правда

2

2

1.8, 1.9

Честь

2

1

1

2.

Раздел 2. Надежда

8

2.1, 2.2

Надежда

2

2

2.3, 2.4

Согласие

2

2

2.5, 2.6

Терпение

2

1

1

2.7, 2.8

Послушание

2

1

1

3.

Раздел 3. Любовь

8

3.1, 3.2

Любовь

2

2

3.3, 3.4

Милосердие

2

2

3.5, 3.6, 3.7

Доброта

2

1

1

3.8, 3.9

Раскаяние

2

2

4.

Раздел 4. София

9

4.1, 4.2

Ум да разум

2

2

4.3, 4.4

Размышлять и вразумлять

2

2

4.5, 4.6

Истина

2

2

4.7, 4.8, 4.9

Знания и мудрость

3

2

1

Всего часов:

34

27

7

Учебный план

четвёртого года обучения

№ п/п

Раздела программы

Количество часов

1.

Раздел 1. «Традиции образа»

8

2.

Раздел 2. «Традиции слова»

8

3.

Раздел 3. «Традиции дела»

9

4.

Раздел 4. «Традиции праздника»

8

5.

Заключительный урок

1

Всего часов:

34

  1.                                
  2.                КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п

Разделы программы и темы занятий

Всего    часов

В том числе

Теория

Практика

1.

Раздел 1. Традиции Образа

8

1.1, 1.2, 1.3

Первые образы:              - родители, род, крёстный;                                 - Отечество, Святая Русь;                                - мир – белый свет, мир – согласие, мир - сообщество.

3

2

1

1.4, 1.5, 1.6

Священные образы:       - образы Спасителя;       - образы Богородицы;     - образы Ангела-хранителя

3

2

1

1.7, 1.8,

Светлые образы:             - образ света как знак истины;                           - образы-символы.

2

1

1

2.

Раздел 2. Традиции Слова

8

2.1, 2.2

Священные слова: заповеди и заветы

2

1,5

0,5

2.3, 2.4, 2.5

Сердечные слова:          - родительское благословение;                        - крестное знамение;        - слова приветствия

3

2

1

2.6, 2.7, 2.8

Честные слова:                - правила честного слова;                                      - договор и уговор;         - присяга и обет

3

2

1

3.

Раздел 3. Традиции дела

9

3.1, 3.2, 3.3

Труд:                                  - земледельцы, традиции земледелия;              - ремесленники, традиции ремесла;                   - купцы и предприниматели, традиции делового мира

3

1,5

1,5

3.4, 3.5, 3.6

Служение:                       - воинское служение;         - служение священства;     - государственное служение

3

2

1

3.7, 3.8, 3.9

Творчество:                    - творчество иконописца;                                    - творчество живописца;                                     - народное творчество

3

2

1

4.

Раздел 4. Традиции праздника

8

4.1, 4.2

Гулять всем миром:         - праздники земледельческие и общинные;       - престольные праздники

2

1,5

0,5

4.3

Радоваться всей семьёй

1

0,5

0,5

4.4, 4.5

Помнить всем Отечеством:                                   - государственные и гражданские праздники;                                      - День Победы, день города

2

1,5

0,5

4.6, 4.7

Молиться всей Церковью:                                  -   праздник Рождества Христова;                        - праздник Пасхи                                                              

2

1

1

4.8

Потрудиться душой

1

1

5.

Итоговое занятие

1

1

Всего часов:

34

21,5

12,5

Содержание программы

Введение

Теория: «Истоки» - это начало, исходная точка, корень, от которого происходит все остальное.

Экспериментальное учебное пособие «Истоки - 1» состоит из четырех разделов: «Мир», «Слово», «Образ», «Книга», способствующих развитию целостного восприятия, способности чувствовать и понимать окружающий мир, слышать слово, видеть образ, любить книгу. Размышляем о счастье. 

   Практика: Знакомство с учебником «Азбука Истоков» и рабочими тетрадями

   Формы занятий: тематическое занятие

   Методы и приёмы: словесный (беседа, дискуссия), иллюстративный

   Дидактическое оснащение занятий: иллюстративные миниатюры «Азбуки Истоков», учебное пособие для 1 класса Камкин А.В., Давыдова Е.Ю. Тетрадь по чтению, Давыдова Е.Ю. Пропись, диск «Радость моя».

   Техническое оснащение занятий: компьютер, проектор, экран

   Формы подведения итогов:  коллективная работа по заданию в рабочей тетради.

Раздел 1.  Мир

Теория: Знакомство с «Азбукой истоков». Алфавит – семья букв. Все буквы разные, у каждой свое название и все они одинаково важны и нужны. Различные начертания букв, различие строчных и прописных букв. Рукописные и декоративные шрифты, буквицы.  Самое главное в слове – смысл, значение (сравнить значения слов поле, лес, поляна, опушка, дол). Чтобы доброе слово принесло пользу душе, надо его прочесть и понять. Кто поможет правильно понять? Конечно, мама и семья, учитель и школа. Из чего состоит слово? Размышляем о любви. Что обозначает слово? Предмет, понятие (имена существительные – без терминологии). Общее и конкретное значение слов. Слово-образ, слово-символ. Слово – Имя, имена родителей и друзей. О молитве Праздничное слово. Слово-поздравление. Слово-приветствие. Слово-прославление. Какие слова мы часто используем, поздравляя друг друга, почему? Откуда берутся слова? Слова тоже имеют свои истоки. У одних общее происхождение, например: род, родина, родник. Другие, хотя и похожи по звучанию, между собой по смыслу не связаны: рука, река. А бывает, что слова кажутся мало похожими, но глубоко связаны и имеют общие древние корни: Радость, радуга. Социокультурное наполнение  категорий «Мир», «Школа», «Семья», «Лад», «Согласие».  О мире и ссорах. Сказочные слова и присказки. Услышав эти слова, мы сразу понимаем, что это сказка. Почему?  У каждого края свое имя. В какой стране мы живем? Названия городов, сел, рек, гор родного края .Героические слова, слова верности. Вспомни такие слова с предыдущих уроков. (Крепость, сила, копье, смелость, совесть, родина, родной край). Слово-действие (глаголы – защищать, обороняться, наступать, побеждать и др.). Славные имена. Связь имени с родным краем. Почему богатыря Илью назвали Муромцем? Хорошо когда есть дом.

    Практика: Рисование буквицы. Игры с буквами и словами. Разучивание народных пословиц. Рисование страницы книги «Сегодня я стал первоклассником». Придумываем поздравления и пожелания близким, знакомым и незнакомым людям. Тренировочные упражнения «Найти слова «из одной семьи». Творческая работа «Сочини свою сказку». Рисование иллюстраций к сказкам. Исследовательская работа «Откуда берутся названия городов?» Творческая работа «Что значит «Ищи мира»? Как это делать?» Исследовательская работа «Имена каких героев тоже связаны с географическими названиями?» Игры со словами. Работа с пословицами.

    Формы занятий: тематические занятия, занятие-игра, беседа, творческая мастерская, сказка, практическая работа, занятие-тренинг.

Методы и приёмы: практический (практическая работа, игры, тренировочные упражнения, творческая работа), словесный (рассказ, беседа, сказка, объяснение, работа с книгой), наглядный (рассматривание иллюстраций, просмотр видеофильмов, презентаций), социокультурные тренинги (практические упражнения по определённым технологиям с целью социокультурного развития)

Дидактическое оснащение занятий: иллюстративные миниатюры «Азбуки Истоков», тетрадь по чтению, Давыдова Е.Ю. Пропись, диск «Радость моя», презентация о святых князьях Александре Невском и Димитрии Донском, сборник сказок А.С.Пушкина. Плакаты с изображением государственной символики.

Техническое оснащение занятий: компьютер, проектор, экран

Формы подведения итогов: индивидуальные карточки с заданиями по разделу,  демонстрация страниц своей первой Книги («Сегодня я стал первоклассником», «Радуга дружбы»), игры-тренинги, упражнения-тренинги, выставки рисунков, устные термологические диктанты. Праздник, посвященный Международному Дню матери.

Раздел 2. Слово

Теория: Высокое предназначение слова. Уважительное отношение к слову. Интонация. Чтение с различной интонацией. Размышляем о сознательности.   Слово – сравнение, описание (прилагательные – без терминологии). Обратить внимание на метафоры в четверостишиях. С чем еще можно сравнить весну? Ищем сравнения. Пять талантов Золотого сердечка: Доброе Слово, Честное Слово, Слово о родителях, Труд и подвиг, Святое слово. Почему «верная тропа узка»? Чтение – труд души. Социокультурное наполнение  категорий «Родительская любовь», «Благодарение». Как чистить душу. Доброе слово. Какие добрые слова мы знаем, часто ли мы их говорим? Учимся говорить добрые слова родителям, учителям, друзьям. О доброй девочке. Слово – наука. Чему мы научились? Слушать и слышать. Размышляем о прощении. Поэтическое слово. Поэтический образ, рифма, ритм. Примеры из прочитанных стихотворений. Осмысление духовно-нравственного контекста праздника Рождество Христово. О крестике. У каждого человека есть свое дело в жизни, своя профессия. У каждого слова тоже есть своя «работа»: одни, как мы уже знаем, обозначают предметы, другие – действия, третьи – свойства. А еще есть слова-помощники, они обычно очень короткие, но без них не обойтись (предлоги, союзы, междометия – без терминологии) Правила в нашей жизни. Как правильно поступать, как себя вести, как правильно говорить и писать? Для этого в русском языке существуют правила. Некоторые мы уже знаем (например, правописание слов с большой буквы), с другими еще познакомимся.  Осмысление духовно-нравственного контекста праздника именины. Социокультурное наполнение категорий  «Доброе дело», «Слово «Жить». Награда. Практика: Заучивание стихотворений о весне. Рисование по тексту стихотворений. Составление рассказа о своей семье. Работа над страницами Книги «Семейный праздник» и «Мои близкие и родные люди». Тренировочные упражнения «Учимся говорить добрые слова родителям, учителям, друзьям». Рисование по тексту «Серебряное копытце» П.Бажова. Работа с пословицами. Самостоятельное чтение текста «Серебряное копытце».  Разучивание песен и стихотворений к празднику Рождества Христова. Игры со словами. Упражнения на подбор рифмы. Игра «Ищем слова-помощники в тексте».

Формы занятий: тематические занятия, занятие-игра, беседа, творческая мастерская, сказка, практическая работа, занятие-праздник.

Методы и приёмы: практический (практическая работа, игры, тренировочные упражнения, творческая работа), словесный (рассказ, беседа, сказка, объяснение, работа с книгой), наглядный (рассматривание иллюстраций, просмотр видеофильмов, презентаций), социокультурные тренинги (практические упражнения по определённым технологиям с целью социокультурного развития).

Дидактическое оснащение занятий: иллюстративные миниатюры «Азбуки Истоков», учебное пособие для 1 класса А.Камкина, Давыдова Е.Ю. Тетрадь по чтению, Давыдова Е.Ю. Пропись, иконографические изображения и портреты святых князей Александра Невского и Димитрия Донского, сборник рассказов П.Бажова, диск с записью мультфильма по сказке П.Бажова «Серебряное копытце», репродукция картины В.Васнецова «Три богатыря», диск «Радость моя».

Техническое оснащение занятий: компьютер, проектор, экран

Формы подведения итогов: Конкурс стихотворений о весне. Конкурс рисунков о своей семье. Игры на угадывание по косвенным признакам слова. Игра «Подбери рифму». Индивидуальные карточки с заданиями по разделу.  Рисование страниц первой Книги «Добрые слова о родителях», «Семейный праздник». Игры-тренинги, упражнения-тренинги, выставки рисунков, термологические диктанты. Творческая работа «Составь поздравление». Праздник Рождества Христова.

Раздел 3. Образ

Теория: Как и наша Родина, наш язык очень богат. Одно и то же можно сказать по-разному. В русском языке много слов близких по смыслу (например, родник, источник, ключ), поэтому наша речь имеет множество оттенков (синонимы, антонимы – без терминологии). Важно научиться подбирать точные слова, чтобы выразить свою мысль. Слова очень разные, но «устроены» они похоже. Самая главная часть каждого слова называется корень, как вы думаете, почему? Другие части слова тоже важны, они могут стоять впереди или позади корня и менять смысл всего слова. Примеры из предыдущих текстов. Различие категорий «Образ», «безобразное». Социокультурное наполнение категории «Образ Родины» Слова в языке живут дружно, когда одно изменяется, то и другие, если нужно, изменяют свою форму, например: Смелый защитник – смелые защитники. (Изменение по числам, родам, лицам и падежам на примерах – без терминологии). Осмысление духовно-нравственного контекста образа защитника Отечества. Социокультурное наполнение категории  «Образа защитника Отечества» Мудрое и доброе слово передавалось из поколения в поколение не только с помощью книг, но и устно – в преданиях, сказках и, конечно, песнях. Недаром говорят, что «слово из песни не выкинешь». Чем песня отличается от рассказа или стихотворения? (Ритм, мелодия, рифма, повтор припева). Какие песни мы знаем? Георгиевская скала. Можем ли мы «услышать» письменную речь? Что помогает нам понять интонацию автора? Знаки препинания, почему они так называются? Осмысление духовно-нравственного контекста праздника великой Победы. Социокультурное наполнение категории  «Образ Праздника» Практика: Упражнения на нахождение слов по заданным признакам. Упражнения: подбор слова в правильной форме. Игры со словами: «Угадай слово, задав три вопроса», «Назови своё слово». Работа со словарём. Творческая работа «Точно вырази свою мысль». Конкурс  рисунков о Родине. Викторина «Я – гражданин России». Создание своей первой Книги («Моя Родина», «Образ защитника Отечества», «Истоки Великой Победы»). Музыкальный конкурс на лучшее исполнение  русской народной песни». Разучивание песен и стихотворений к празднику Пасха. Конкурс пасхальных поделок. Викторина к Дню Победы. Составление памяток о знаках препинания.

Формы занятий: тематические занятия, занятие-игра, беседа, творческая мастерская, сказка, практическая работа, занятие-праздник музыкальная гостиная.

Методы и приёмы: практический (практическая работа, игры, тренировочные упражнения, творческая работа), словесный (рассказ, беседа, объяснение, работа с книгой), наглядный (рассматривание иллюстраций, просмотр видеофильмов, презентаций), социокультурные тренинги (практические упражнения по определённым технологиям с целью социокультурного развития).

Дидактическое оснащение занятий: иллюстративные миниатюры «Азбуки Истоков», учебное пособие А.Камкина, Давыдова Е.Ю. Тетрадь по чтению, Давыдова Е.Ю. Пропись, иконографические изображения к празднику Пасхи, диск «Радость моя», толковый словарь русского языка С.И.Ожегова, диск с записью русских народных песен, презентация «Защитники Отечества».

Техническое оснащение занятий: компьютер, проектор, экран

Формы подведения итогов: Конкурс стихотворений о Пасхе. Индивидуальные карточки с заданиями по разделу. Демонстрация страниц первой Книги «Моя Родина», «Образ защитника Отечества», «Истоки Великой Победы». Игры со словами, упражнения-тренинги, термологические диктанты. Творческая работа «Составь поздравление папе». Праздник «Пасхальный благовест». Выставка рисунков ко Дню защитника Отечества. Конкурс на лучшую памятку о знаках препинания. Конкурс пасхальных поделок.

Раздел 4.  Книга

Теория: Книги бывают самые разные, одни описывают исторические события, другие рассказывают сказки, истории, стихи, третьи учат строить или шить. И у каждой из них своя задача и свои особенности языка. Размышляем о бережном отношении к вещам Жизнь книги. Вечные книги человечества. Исторические пути книги (возникновение письменности в древнем мире, братья Кирилл и Мефодий – создатели славянской азбуки и письменности, первые книги на Руси и т.д.). Библиотека. Традиции собирания библиотеки в семье, школе, обществе. Дедушкина копилка Книга – культурное наследие народа. Уважение и сохранение чистоты и уникальности родного языка. Книги, пришедшие из других стран. Размышляем о настроении. Первая книга: увиденное, услышанное, прочувствованное ребенком. Создание Первой книги. Открытие мира книг. Рассказ детей о книгах, прочитанных за год. Слова благодарности книге. Практика: Упражнение: догадайтесь, из какой книги отрывок. (Из сказки, былины, рассказа, учебника, инструкции и т.п.). Творческие работы «Я благодарен книгам …», «Составь рекламу своей книге». Игра «Узнай героев любимых книг». Составление каталогов книг о природе, о дружбе, о Родине. Ролевая игра «Я пришел в библиотеку». Практическая работа «Составляем презентацию о святых Кирилле и Мефодие». Конкурс рисунков «Герой моей любимой книги». Викторина по литературным произведениям для детей.

Формы занятий: тематические занятия, занятие-игра, беседа, творческая мастерская, практическая работа, занятие-экскурсия.

Методы и приёмы: практический (практическая работа, игры, тренировочные упражнения, творческая работа), словесный (рассказ, беседа, объяснение, работа с книгой), наглядный (рассматривание иллюстраций, просмотр видеофильмов, презентаций).

Дидактическое оснащение занятий: иллюстративные миниатюры «Азбуки Истоков», учебное пособие А.Камкина, Давыдова Е.Ю. Тетрадь по чтению, Давыдова Е.Ю. Пропись, диск «Радость моя», тексты литературных произведений для детей, житие святых Кирилла и Мефодия, слайды для презентации о создателях славянской азбуки.

Техническое оснащение занятий: компьютер, проектор, экран

Формы подведения итогов: Конкурс на лучшую рекламу своей любимой книги. Подведение итогов ролевой игры «Я пришел в библиотеку». Индивидуальные карточки с заданиями по разделу. Выставка рисунков «Герой моей любимой книги». Викторина по литературным произведениям для детей в библиотеке.

        

        Доминирующая логика курса второго года обучения может быть представлена схемой: от настоящего - к истокам, а от них - вновь к настоящему, к осознанию тех его качеств, которые имеют непреходящую ценность.

     Доминирующая логика курса третьего года обучения может быть представлена в форме размышлений о внутреннем мире и первом духовном опыте ребёнка.

     В центре курса четвертого года обучения – традиции как важный механизм передачи их новым поколениям, как способ сохранения преемственности культуры в её самом широком понимании.

Учебно-методические средства обучения:

  1. Кузьмин, И.А. Развитие системы духовно-нравственных ценностей в контексте Истоковедения / И.А.Кузьмин. - М.: Истоки, 2008. – 253 с.
  2. Матюшева, И.В. Развитие социокультурного пространства, как средства формирования личности ребенка, педагога, родителей / И.В. Матюшева. - М.: Истоки», 2008. – 217 с.
  3. Паина, Т.Д. Воспитание на социокультурном опыте, 1 класс: метод. пособие. Истоковедение. / Т.Д. Паина. – 3-е изд., доп. –  М.: Истоки, 2010. – С. 285-322.
  4. Перькова, С.В.  Работа с семьей, как часть воспитания целостного процесса / С.В.Перькова. - М.: Истоки, 2008. – 214 с.
  5. Семенцов, В.В. Истоки: корнесловное приложение для учителя к учебному пособию «Истоки - 1» / В.В.Семцов. - М.: Истоки, 2008. – 177 с.
  6. Кузьмин, И.А. Программа духовно-нравственного воспитания «Социокультурные истоки» / И.А.Кузьмин. - М.: Истоки, 2007. – 344 с.
  7.  Твардовская, Н.Ю. Истоки: метод. пособ. Истоковедение. Т. 2. / Н.Ю.Твардовская. - 3-е изд., доп. – М.: Истоки, 2010. – С. 59-73.
  8.  Твардовская, Н.Ю. Формирование системы духовно-нравственных ценностей, как методологическая основа современного образования / Н.Ю.Твардовская. - М.: Истоки, 2008. – 232 с.
  9.  Твардовская, Н.Ю. Социокультурный тренинг – уникальная педагогическая технология.  Истоковедение. Т. 2. / Н.Ю.Твардовская, Ю.М.Пучкова. – 3-е изд., доп. –  М.: Истоки, 2010. – 344 с. – С. 35-40.

 Воспитание школьников. № 6 – М., 2004 г .(42)

 Воспитание школьников. № 2 – М., 2006 г. (46)

       Воспитание школьников. № 6 – М., 2007 г. (30)

Матвеева Л. И «Развитие младшего школьника как

субъекта учебной деятельности и нравственного поведения», Л, 1989 г. (89)

 http://www.portal-slovo.ru/

 http://www.bestreferat.ru/referat-98091.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности "Доброе слово". Духовно-нравственное направление 1 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению "Доброе слово"...

Программа внеурочной деятельности «Добрая дорога»

Программа курса построена таким образом, что ежегодно дети возвращаются к пройденным ранее темам, но уже на другом, более сложном воспитательном  уровне. В программу включены практические занятия...

Рабочая программа внеурочной деятельности духовно – нравственное направление «Дорогою добра» 4 года (срок реализации программы) 7-10 лет (возраст обучающихся)

Возрождение России связано, прежде всего, с воспитанием и просвещением человека, формированием у него духовно-нравственных качеств, соответствующих исконной русской ментальности. Духовно-нравственное ...

Программа внеурочной деятельности "Добрые дела детскими руками"

Программа внеурочной деятельности "Добрые дела детскими руками"...