Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука добра"
рабочая программа (3 класс) на тему

Артамонова Наталья Петровна

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 6

имени Героя Советского Союза В.А. Стёпина»

 

                                                                                                                                                    

СОГЛАСОВАНО                                                         Рассмотрено                                                       УТВЕРЖДАЮ

Зам.директора по ВР                                         на педагогическом совете                                           Директор школы

_______  Т. В. Антоненкова                              Протокол №1 от 30.08.2017                                     _____ М.М.Егоренкова

«01»  сентября  2017 г.                                                                                                                             «01» сентября 2017г.

 

 

 

 

Рабочая программа внеурочной деятельности

«Азбука добра»

для 3класса А на 2017-2018 учебный год

духовно-нравственное направление

 

 

 

 

Учитель: Артамонова Н. П.

1.Пояснительная записка

     Рабочая программа внеурочной деятельности  «Азбука добра» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе:

- программы «Этика: азбука добра» И.С.Хомяковой, В.И.Петровой (Сборник программ внеурочной деятельности: 1- 4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М.: Вентана-Граф, 2011),

- сборника «Доброслов», автор О. В. Гайвас, Л. Н. Урбанович. Смоленск. «Свиток», 2016г.

- Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

- планируемых результатов начального общего образования.

Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности человека отражается на его поведении, которое контролируется его внутренними побуждениями, собственными взглядами и убеждениями. Выработка таких взглядов, убеждений и привычек составляет сущность социального воспитания.

Цель программы: воспитание нравственных чувств и этического сознания у младших школьников.

Задачи:

·         Сформировать первоначальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями различных убеждений, представителями социальных групп.

·         Способствовать усвоению правил поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в городе, в общественных местах, на природе.

·         Раскрывать сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми разного возраста на основе взаимопомощи и поддержки.

·         Научить приемам и правилам ведения дискуссии, аргументировано высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение собеседника.

Занятия проводятся в форме уроков, тренингов, внеурочных мероприятий и игровых программ, позволяющих школьникам приобретать опыт нравственного поведения.

     Реализация программы предполагает формирование первоначального представления о базовых ценностях отечественной культуры в процессе проведения бесед, экскурсий, заочных путешествий, участия в творческой деятельности, такой, как театральные постановки, литературно-музыкальные композиции, художественные выставки, просмотр видеофильмов.

 

2.Общая характеристика курса.

     Духовно-нравственное развитие личности школьника как приоритетная цель начальной школы предполагает организацию социального образования младших школьников как в процессе изучения учебных предметов («Литературное чтение», «Окружающий мир»), так и во внеурочной деятельности школьников.

     Принцип гуманизма лежит в основе отбора содержания социального образования, методов его реализации в учебно-воспитательном процессе. Оно направлено прежде всего на развитие нравственного сознания как основы морального поведения, его мотивации, эмоциональной отзывчивости; на формирование умения осуществлять нравственный выбор.

     Для этого используются разнообразные методы работы с детьми:

личностно направленные, когда содержание становится актуальным для каждого ребёнка; стимулирующие, когда через диалог поддерживается свобода высказываний, что способствует раскованности, пробуждению у детей интереса к нравственным проблемам и созданию общественного мнения; развивающие нравственное сознание; активизирующие, пробуждающие творческие способности личности, его эмоциональную сферу.

     Содержание курса ориентировано на игровые, творческие формы, проектную деятельность, работу с фольклорной и художественной литературой. Это позволяет в яркой форме довести до сознания ребёнка представления о внутреннем мире человека: его переживаниях, мотивах, сопровождающих выбор действия и являющихся двигателями поступков. Всё это в реальной жизни скрыто от внимания ребёнка, а использование художественного произведения позволит учителю использовать эмоционально-образную форму народных произведений и художественной детской литературы в целях развития личностно значимого поведения.

3.Место курса в учебном плане.

Программа « Азбука добра» является компонентом учебного плана внеурочной деятельности, рассчитана на 34 часа в год, 1 час занятий в неделю.

4. Личностные, метапредметные, предметные  результаты освоения курса.

·         Личностные универсальные учебные действия:

-ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

- развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;

- эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;

Учащийся получит возможность для формирования:

морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

·         Регулятивные универсальные учебные действия:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках;

·         Познавательные универсальные учебные действия:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;

- строить сообщения в устной и письменной форме;

- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

·         Коммуникативные универсальные учебные действия:

- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.

 

5. Содержание курса

Раздел 1: Культура общения (9ч) Этикет разговора. Общение к разным людям. Вежливый отказ, несогласие. Этикетные ситуации. Афоризмы. Разговор по телефону. Играем роль воспитанного человека.

Раздел 2: Самовоспитание (7ч)

Что значит быть вежливым? Мои достоинства и недостатки. Большое значение маленьких радостей. О хороших и дурных привычках. Афоризмы о самовоспитании.

Раздел 3: Общечеловеческие нормы нравственности (10ч)

Заповеди: как мы их исполняем. О сострадании и жестокосердии. Лгать нельзя, но если…? Всегда ли богатство счастье? Спешите делать добро. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

Раздел 4: Как сердцу высказать себя. Другому, как понять тебя? (8ч)

Как сердцу высказать себя? В трудной ситуации, попытаемся разобраться. И нам сочувствие даётся, как нам даётся благодать. Думай хорошо – и мысли созревают в добрые поступки. Диалоги о хороших манерах, добре и зле. Афоризмы. Чему научились на уроках этики.

 

6.Календарно-тематическое планирование для 3-А класса на 2017-2018 учебный год.

№ п/п

Тема занятия

Дата по плану

Дата факт.

Аргументация изменений

1.     

Культура общения (9ч) Этикет разговора.

 

 

 

2.     

Обращение к разным лю­дям.

 

 

 

3.     

Обращение к разным лю­дям.

 

 

 

4.     

Вежливый отказ, несогла­сие.

 

 

 

5.     

Этикетные ситуации.

 

 

 

6.     

Этикетные ситуации.

 

 

 

7.     

Афоризмы.

 

 

 

8.     

Разговор по телефону.

 

 

 

9.     

Играем роль воспитанного человека.

 

 

 

10. 

Самовоспитание (7ч) Что значит быть вежли­вым?

 

 

 

11. 

Мои достоинства и недос­татки.

 

 

 

12. 

Мои достоинства и недос­татки.

 

 

 

13. 

Большое значение малень­ких радостей.

 

 

 

14. 

О хороших и дурных при­вычках.

 

 

 

15. 

О хороших и дурных при­вычках.

 

 

 

16. 

Афоризмы о самовоспита­нии.

 

 

 

17. 

Общечеловеческие нор­мы нравственности (10 часов) Заповеди: как мы их ис­полняем.

 

 

 

18. 

О сострадании и жестоко­сердии.

 

 

 

19. 

О сострадании и жестоко­сердии.

 

 

 

20. 

Лгать нельзя, но если...?

 

 

 

21. 

Лгать нельзя, но если...?

 

 

 

22. 

Всегда ли богатство сча­стье?

 

 

 

23. 

Всегда ли богатство сча­стье?

 

 

 

24. 

Спешите делать добро.

 

 

 

25. 

Спешите делать добро.

 

 

 

26. 

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

 

 

 

27. 

Как сердцу высказать себя. Другому как по­нять тебя? (8 часов) «Как сердцу высказать себя?»

 

 

 

28. 

В трудной ситуации, по­пытаемся разобраться.

 

 

 

29. 

В трудной ситуации, по­пытаемся разобраться.

 

 

 

30. 

«И нам сочувствие даётся, как нам даётся благодать».

 

 

 

31. 

«Думай хорошо - и мысли созревают в добрые поступки».

 

 

 

32. 

Диалоги о хороших мане­рах, добре и зле.

 

 

 

33. 

Афоризмы.

 

 

 

34. 

Концерт «Дорогою добра»

 

 

 

 

 

7. Учебно-методическое обеспечение

- программа «Этика: азбука добра» И.С.Хомяковой, В.И.Петровой (Сборник программ внеурочной деятельности: 1- 4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М.: Вентана-Граф, 2011),

 

- сборник «Доброслов», автор О. В. Гайвас, Л. Н. Урбанович. Смоленск. «Свиток», 2016г.

 

- Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников. /А. Данилюк, А. Кондаков, В.Тишков.- М.: Просвещение, 2010 г.

 

8.Планируемые результаты освоения курса

- сформировано ценностное отношение к России, своему народу, краю, государственной символике, законам РФ, старшему поколению, к природе;

 - учащиеся имеют знания о значимых страницах истории страны, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга, о традициях и культурном достоянии своего края, о моральных нормах и правилах поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, знают традиции своей семьи и образовательного учреждения, бережно относятся к ним;

- учащиеся обладают опытом ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции, опытом взаимодействия с людьми разного возраста, неравнодушны к жизненным проблемам других людей, умеют сочувствовать человеку, находящемуся в трудной ситуации, видеть красоту в окружающем мире, в поведении, поступках людей;

- школьники обладают начальными представлениями о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе;

- у детей младшего школьного возраста накоплен личный опыт участия в экологических инициативах, проектах, в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке;

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vd_azbuka_dobra_3_klass.docx30.35 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 6

имени Героя Советского Союза В.А. Стёпина»

        

СОГЛАСОВАНО                                                         Рассмотрено                                                       УТВЕРЖДАЮ

Зам.директора по ВР                                         на педагогическом совете                                           Директор школы

_______  Т. В. Антоненкова                              Протокол №1 от 30.08.2017                                     _____ М.М.Егоренкова

«01»  сентября  2017 г.                                                                                                                             «01» сентября 2017г.

Рабочая программа внеурочной деятельности

«Азбука добра»

для 3класса А на 2017-2018 учебный год

духовно-нравственное направление

Учитель: Артамонова Н. П.

1.Пояснительная записка

     Рабочая программа внеурочной деятельности  «Азбука добра» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе:

- программы «Этика: азбука добра» И.С.Хомяковой, В.И.Петровой (Сборник программ внеурочной деятельности: 1- 4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М.: Вентана-Граф, 2011),

- сборника «Доброслов», автор О. В. Гайвас, Л. Н. Урбанович. Смоленск. «Свиток», 2016г.

- Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

- планируемых результатов начального общего образования.

Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности человека отражается на его поведении, которое контролируется его внутренними побуждениями, собственными взглядами и убеждениями. Выработка таких взглядов, убеждений и привычек составляет сущность социального воспитания.

Цель программы: воспитание нравственных чувств и этического сознания у младших школьников.

Задачи:

  • Сформировать первоначальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями различных убеждений, представителями социальных групп.
  • Способствовать усвоению правил поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в городе, в общественных местах, на природе.
  • Раскрывать сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми разного возраста на основе взаимопомощи и поддержки.
  • Научить приемам и правилам ведения дискуссии, аргументировано высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение собеседника.

Занятия проводятся в форме уроков, тренингов, внеурочных мероприятий и игровых программ, позволяющих школьникам приобретать опыт нравственного поведения.

     Реализация программы предполагает формирование первоначального представления о базовых ценностях отечественной культуры в процессе проведения бесед, экскурсий, заочных путешествий, участия в творческой деятельности, такой, как театральные постановки, литературно-музыкальные композиции, художественные выставки, просмотр видеофильмов.

2.Общая характеристика курса.

     Духовно-нравственное развитие личности школьника как приоритетная цель начальной школы предполагает организацию социального образования младших школьников как в процессе изучения учебных предметов («Литературное чтение», «Окружающий мир»), так и во внеурочной деятельности школьников.

     Принцип гуманизма лежит в основе отбора содержания социального образования, методов его реализации в учебно-воспитательном процессе. Оно направлено прежде всего на развитие нравственного сознания как основы морального поведения, его мотивации, эмоциональной отзывчивости; на формирование умения осуществлять нравственный выбор.

     Для этого используются разнообразные методы работы с детьми:

личностно направленные, когда содержание становится актуальным для каждого ребёнка; стимулирующие, когда через диалог поддерживается свобода высказываний, что способствует раскованности, пробуждению у детей интереса к нравственным проблемам и созданию общественного мнения; развивающие нравственное сознание; активизирующие, пробуждающие творческие способности личности, его эмоциональную сферу.

     Содержание курса ориентировано на игровые, творческие формы, проектную деятельность, работу с фольклорной и художественной литературой. Это позволяет в яркой форме довести до сознания ребёнка представления о внутреннем мире человека: его переживаниях, мотивах, сопровождающих выбор действия и являющихся двигателями поступков. Всё это в реальной жизни скрыто от внимания ребёнка, а использование художественного произведения позволит учителю использовать эмоционально-образную форму народных произведений и художественной детской литературы в целях развития личностно значимого поведения.

3.Место курса в учебном плане.

Программа « Азбука добра» является компонентом учебного плана внеурочной деятельности, рассчитана на 34 часа в год, 1 час занятий в неделю.

4. Личностные, метапредметные, предметные  результаты освоения курса.

  • Личностные универсальные учебные действия:

-ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

- развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;

- эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;

Учащийся получит возможность для формирования:

морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

  • Регулятивные универсальные учебные действия:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках;

  • Познавательные универсальные учебные действия:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;

- строить сообщения в устной и письменной форме;

- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

  • Коммуникативные универсальные учебные действия:

- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.

5. Содержание курса

Раздел 1: Культура общения (9ч) Этикет разговора. Общение к разным людям. Вежливый отказ, несогласие. Этикетные ситуации. Афоризмы. Разговор по телефону. Играем роль воспитанного человека.

Раздел 2: Самовоспитание (7ч)

Что значит быть вежливым? Мои достоинства и недостатки. Большое значение маленьких радостей. О хороших и дурных привычках. Афоризмы о самовоспитании.

Раздел 3: Общечеловеческие нормы нравственности (10ч)

Заповеди: как мы их исполняем. О сострадании и жестокосердии. Лгать нельзя, но если…? Всегда ли богатство счастье? Спешите делать добро. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

Раздел 4: Как сердцу высказать себя. Другому, как понять тебя? (8ч)

Как сердцу высказать себя? В трудной ситуации, попытаемся разобраться. И нам сочувствие даётся, как нам даётся благодать. Думай хорошо – и мысли созревают в добрые поступки. Диалоги о хороших манерах, добре и зле. Афоризмы. Чему научились на уроках этики.

6.Календарно-тематическое планирование для 3-А класса на 2017-2018 учебный год.

№ п/п

Тема занятия

Дата по плану

Дата факт.

Аргументация изменений

Культура общения (9ч) Этикет разговора.

Обращение к разным людям.

Обращение к разным людям.

Вежливый отказ, несогласие.

Этикетные ситуации.

Этикетные ситуации.

Афоризмы.

Разговор по телефону.

Играем роль воспитанного человека.

Самовоспитание (7ч) Что значит быть вежливым?

Мои достоинства и недостатки.

Мои достоинства и недостатки.

Большое значение маленьких радостей.

О хороших и дурных привычках.

О хороших и дурных привычках.

Афоризмы о самовоспитании.

Общечеловеческие нормы нравственности (10 часов) Заповеди: как мы их исполняем.

О сострадании и жестокосердии.

О сострадании и жестокосердии.

Лгать нельзя, но если...?

Лгать нельзя, но если...?

Всегда ли богатство счастье?

Всегда ли богатство счастье?

Спешите делать добро.

Спешите делать добро.

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

Как сердцу высказать себя. Другому как понять тебя? (8 часов) «Как сердцу высказать себя?»

В трудной ситуации, попытаемся разобраться.

В трудной ситуации, попытаемся разобраться.

«И нам сочувствие даётся, как нам даётся благодать».

«Думай хорошо - и мысли созревают в добрые поступки».

Диалоги о хороших манерах, добре и зле.

Афоризмы.

Концерт «Дорогою добра»

7. Учебно-методическое обеспечение 

- программа «Этика: азбука добра» И.С.Хомяковой, В.И.Петровой (Сборник программ внеурочной деятельности: 1- 4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М.: Вентана-Граф, 2011),

- сборник «Доброслов», автор О. В. Гайвас, Л. Н. Урбанович. Смоленск. «Свиток», 2016г.

- Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников. /А. Данилюк, А. Кондаков, В.Тишков.- М.: Просвещение, 2010 г.

8.Планируемые результаты освоения курса

- сформировано ценностное отношение к России, своему народу, краю, государственной символике, законам РФ, старшему поколению, к природе;

 - учащиеся имеют знания о значимых страницах истории страны, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга, о традициях и культурном достоянии своего края, о моральных нормах и правилах поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, знают традиции своей семьи и образовательного учреждения, бережно относятся к ним;

- учащиеся обладают опытом ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции, опытом взаимодействия с людьми разного возраста, неравнодушны к жизненным проблемам других людей, умеют сочувствовать человеку, находящемуся в трудной ситуации, видеть красоту в окружающем мире, в поведении, поступках людей;

- школьники обладают начальными представлениями о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе;

- у детей младшего школьного возраста накоплен личный опыт участия в экологических инициативах, проектах, в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности: "Этика: азбука добра"

Программа расчитана на учеников 1 классов....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Школа добрых дел" 1 класс

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по социальному направлению. Курс  "Школа добрых дел". 1 класс....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Доброе слово". Духовно-нравственное направление 1 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению "Доброе слово"...

Рабочая программа внеурочной деятельности духовно – нравственное направление «Дорогою добра» 4 года (срок реализации программы) 7-10 лет (возраст обучающихся)

Возрождение России связано, прежде всего, с воспитанием и просвещением человека, формированием у него духовно-нравственных качеств, соответствующих исконной русской ментальности. Духовно-нравственное ...