Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука добра"
рабочая программа (3 класс) на тему
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 6
имени Героя Советского Союза В.А. Стёпина»
СОГЛАСОВАНО Рассмотрено УТВЕРЖДАЮ
Зам.директора по ВР на педагогическом совете Директор школы
_______ Т. В. Антоненкова Протокол №1 от 30.08.2017 _____ М.М.Егоренкова
«01» сентября 2017 г. «01» сентября 2017г.
Рабочая программа внеурочной деятельности
«Азбука добра»
для 3класса А на 2017-2018 учебный год
духовно-нравственное направление
Учитель: Артамонова Н. П.
1.Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Азбука добра» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе:
- программы «Этика: азбука добра» И.С.Хомяковой, В.И.Петровой (Сборник программ внеурочной деятельности: 1- 4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М.: Вентана-Граф, 2011),
- сборника «Доброслов», автор О. В. Гайвас, Л. Н. Урбанович. Смоленск. «Свиток», 2016г.
- Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
- планируемых результатов начального общего образования.
Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности человека отражается на его поведении, которое контролируется его внутренними побуждениями, собственными взглядами и убеждениями. Выработка таких взглядов, убеждений и привычек составляет сущность социального воспитания.
Цель программы: воспитание нравственных чувств и этического сознания у младших школьников.
Задачи:
· Сформировать первоначальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями различных убеждений, представителями социальных групп.
· Способствовать усвоению правил поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в городе, в общественных местах, на природе.
· Раскрывать сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми разного возраста на основе взаимопомощи и поддержки.
· Научить приемам и правилам ведения дискуссии, аргументировано высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение собеседника.
Занятия проводятся в форме уроков, тренингов, внеурочных мероприятий и игровых программ, позволяющих школьникам приобретать опыт нравственного поведения.
Реализация программы предполагает формирование первоначального представления о базовых ценностях отечественной культуры в процессе проведения бесед, экскурсий, заочных путешествий, участия в творческой деятельности, такой, как театральные постановки, литературно-музыкальные композиции, художественные выставки, просмотр видеофильмов.
2.Общая характеристика курса.
Духовно-нравственное развитие личности школьника как приоритетная цель начальной школы предполагает организацию социального образования младших школьников как в процессе изучения учебных предметов («Литературное чтение», «Окружающий мир»), так и во внеурочной деятельности школьников.
Принцип гуманизма лежит в основе отбора содержания социального образования, методов его реализации в учебно-воспитательном процессе. Оно направлено прежде всего на развитие нравственного сознания как основы морального поведения, его мотивации, эмоциональной отзывчивости; на формирование умения осуществлять нравственный выбор.
Для этого используются разнообразные методы работы с детьми:
личностно направленные, когда содержание становится актуальным для каждого ребёнка; стимулирующие, когда через диалог поддерживается свобода высказываний, что способствует раскованности, пробуждению у детей интереса к нравственным проблемам и созданию общественного мнения; развивающие нравственное сознание; активизирующие, пробуждающие творческие способности личности, его эмоциональную сферу.
Содержание курса ориентировано на игровые, творческие формы, проектную деятельность, работу с фольклорной и художественной литературой. Это позволяет в яркой форме довести до сознания ребёнка представления о внутреннем мире человека: его переживаниях, мотивах, сопровождающих выбор действия и являющихся двигателями поступков. Всё это в реальной жизни скрыто от внимания ребёнка, а использование художественного произведения позволит учителю использовать эмоционально-образную форму народных произведений и художественной детской литературы в целях развития личностно значимого поведения.
3.Место курса в учебном плане.
Программа « Азбука добра» является компонентом учебного плана внеурочной деятельности, рассчитана на 34 часа в год, 1 час занятий в неделю.
4. Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения курса.
· Личностные универсальные учебные действия:
-ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
- развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
- эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
Учащийся получит возможность для формирования:
- морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
- эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
· Регулятивные универсальные учебные действия:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках;
· Познавательные универсальные учебные действия:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
- строить сообщения в устной и письменной форме;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
· Коммуникативные универсальные учебные действия:
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.
5. Содержание курса
Раздел 1: Культура общения (9ч) Этикет разговора. Общение к разным людям. Вежливый отказ, несогласие. Этикетные ситуации. Афоризмы. Разговор по телефону. Играем роль воспитанного человека.
Раздел 2: Самовоспитание (7ч)
Что значит быть вежливым? Мои достоинства и недостатки. Большое значение маленьких радостей. О хороших и дурных привычках. Афоризмы о самовоспитании.
Раздел 3: Общечеловеческие нормы нравственности (10ч)
Заповеди: как мы их исполняем. О сострадании и жестокосердии. Лгать нельзя, но если…? Всегда ли богатство счастье? Спешите делать добро. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
Раздел 4: Как сердцу высказать себя. Другому, как понять тебя? (8ч)
Как сердцу высказать себя? В трудной ситуации, попытаемся разобраться. И нам сочувствие даётся, как нам даётся благодать. Думай хорошо – и мысли созревают в добрые поступки. Диалоги о хороших манерах, добре и зле. Афоризмы. Чему научились на уроках этики.
6.Календарно-тематическое планирование для 3-А класса на 2017-2018 учебный год.
№ п/п | Тема занятия | Дата по плану | Дата факт. | Аргументация изменений |
1. | Культура общения (9ч) Этикет разговора. |
|
|
|
2. | Обращение к разным людям. |
|
|
|
3. | Обращение к разным людям. |
|
|
|
4. | Вежливый отказ, несогласие. |
|
|
|
5. | Этикетные ситуации. |
|
|
|
6. | Этикетные ситуации. |
|
|
|
7. | Афоризмы. |
|
|
|
8. | Разговор по телефону. |
|
|
|
9. | Играем роль воспитанного человека. |
|
|
|
10. | Самовоспитание (7ч) Что значит быть вежливым? |
|
|
|
11. | Мои достоинства и недостатки. |
|
|
|
12. | Мои достоинства и недостатки. |
|
|
|
13. | Большое значение маленьких радостей. |
|
|
|
14. | О хороших и дурных привычках. |
|
|
|
15. | О хороших и дурных привычках. |
|
|
|
16. | Афоризмы о самовоспитании. |
|
|
|
17. | Общечеловеческие нормы нравственности (10 часов) Заповеди: как мы их исполняем. |
|
|
|
18. | О сострадании и жестокосердии. |
|
|
|
19. | О сострадании и жестокосердии. |
|
|
|
20. | Лгать нельзя, но если...? |
|
|
|
21. | Лгать нельзя, но если...? |
|
|
|
22. | Всегда ли богатство счастье? |
|
|
|
23. | Всегда ли богатство счастье? |
|
|
|
24. | Спешите делать добро. |
|
|
|
25. | Спешите делать добро. |
|
|
|
26. | Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. |
|
|
|
27. | Как сердцу высказать себя. Другому как понять тебя? (8 часов) «Как сердцу высказать себя?» |
|
|
|
28. | В трудной ситуации, попытаемся разобраться. |
|
|
|
29. | В трудной ситуации, попытаемся разобраться. |
|
|
|
30. | «И нам сочувствие даётся, как нам даётся благодать». |
|
|
|
31. | «Думай хорошо - и мысли созревают в добрые поступки». |
|
|
|
32. | Диалоги о хороших манерах, добре и зле. |
|
|
|
33. | Афоризмы. |
|
|
|
34. | Концерт «Дорогою добра» |
|
|
|
7. Учебно-методическое обеспечение
- программа «Этика: азбука добра» И.С.Хомяковой, В.И.Петровой (Сборник программ внеурочной деятельности: 1- 4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М.: Вентана-Граф, 2011),
- сборник «Доброслов», автор О. В. Гайвас, Л. Н. Урбанович. Смоленск. «Свиток», 2016г.
- Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников. /А. Данилюк, А. Кондаков, В.Тишков.- М.: Просвещение, 2010 г.
8.Планируемые результаты освоения курса
- сформировано ценностное отношение к России, своему народу, краю, государственной символике, законам РФ, старшему поколению, к природе;
- учащиеся имеют знания о значимых страницах истории страны, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга, о традициях и культурном достоянии своего края, о моральных нормах и правилах поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, знают традиции своей семьи и образовательного учреждения, бережно относятся к ним;
- учащиеся обладают опытом ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции, опытом взаимодействия с людьми разного возраста, неравнодушны к жизненным проблемам других людей, умеют сочувствовать человеку, находящемуся в трудной ситуации, видеть красоту в окружающем мире, в поведении, поступках людей;
- школьники обладают начальными представлениями о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе;
- у детей младшего школьного возраста накоплен личный опыт участия в экологических инициативах, проектах, в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 30.35 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 6
имени Героя Советского Союза В.А. Стёпина»
СОГЛАСОВАНО Рассмотрено УТВЕРЖДАЮ
Зам.директора по ВР на педагогическом совете Директор школы
_______ Т. В. Антоненкова Протокол №1 от 30.08.2017 _____ М.М.Егоренкова
«01» сентября 2017 г. «01» сентября 2017г.
Рабочая программа внеурочной деятельности
«Азбука добра»
для 3класса А на 2017-2018 учебный год
духовно-нравственное направление
Учитель: Артамонова Н. П.
1.Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Азбука добра» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе:
- программы «Этика: азбука добра» И.С.Хомяковой, В.И.Петровой (Сборник программ внеурочной деятельности: 1- 4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М.: Вентана-Граф, 2011),
- сборника «Доброслов», автор О. В. Гайвас, Л. Н. Урбанович. Смоленск. «Свиток», 2016г.
- Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
- планируемых результатов начального общего образования.
Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности человека отражается на его поведении, которое контролируется его внутренними побуждениями, собственными взглядами и убеждениями. Выработка таких взглядов, убеждений и привычек составляет сущность социального воспитания.
Цель программы: воспитание нравственных чувств и этического сознания у младших школьников.
Задачи:
- Сформировать первоначальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями различных убеждений, представителями социальных групп.
- Способствовать усвоению правил поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в городе, в общественных местах, на природе.
- Раскрывать сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми разного возраста на основе взаимопомощи и поддержки.
- Научить приемам и правилам ведения дискуссии, аргументировано высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение собеседника.
Занятия проводятся в форме уроков, тренингов, внеурочных мероприятий и игровых программ, позволяющих школьникам приобретать опыт нравственного поведения.
Реализация программы предполагает формирование первоначального представления о базовых ценностях отечественной культуры в процессе проведения бесед, экскурсий, заочных путешествий, участия в творческой деятельности, такой, как театральные постановки, литературно-музыкальные композиции, художественные выставки, просмотр видеофильмов.
2.Общая характеристика курса.
Духовно-нравственное развитие личности школьника как приоритетная цель начальной школы предполагает организацию социального образования младших школьников как в процессе изучения учебных предметов («Литературное чтение», «Окружающий мир»), так и во внеурочной деятельности школьников.
Принцип гуманизма лежит в основе отбора содержания социального образования, методов его реализации в учебно-воспитательном процессе. Оно направлено прежде всего на развитие нравственного сознания как основы морального поведения, его мотивации, эмоциональной отзывчивости; на формирование умения осуществлять нравственный выбор.
Для этого используются разнообразные методы работы с детьми:
личностно направленные, когда содержание становится актуальным для каждого ребёнка; стимулирующие, когда через диалог поддерживается свобода высказываний, что способствует раскованности, пробуждению у детей интереса к нравственным проблемам и созданию общественного мнения; развивающие нравственное сознание; активизирующие, пробуждающие творческие способности личности, его эмоциональную сферу.
Содержание курса ориентировано на игровые, творческие формы, проектную деятельность, работу с фольклорной и художественной литературой. Это позволяет в яркой форме довести до сознания ребёнка представления о внутреннем мире человека: его переживаниях, мотивах, сопровождающих выбор действия и являющихся двигателями поступков. Всё это в реальной жизни скрыто от внимания ребёнка, а использование художественного произведения позволит учителю использовать эмоционально-образную форму народных произведений и художественной детской литературы в целях развития личностно значимого поведения.
3.Место курса в учебном плане.
Программа « Азбука добра» является компонентом учебного плана внеурочной деятельности, рассчитана на 34 часа в год, 1 час занятий в неделю.
4. Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения курса.
- Личностные универсальные учебные действия:
-ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
- развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
- эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
Учащийся получит возможность для формирования:
- морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
- эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
- Регулятивные универсальные учебные действия:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках;
- Познавательные универсальные учебные действия:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
- строить сообщения в устной и письменной форме;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
- Коммуникативные универсальные учебные действия:
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.
5. Содержание курса
Раздел 1: Культура общения (9ч) Этикет разговора. Общение к разным людям. Вежливый отказ, несогласие. Этикетные ситуации. Афоризмы. Разговор по телефону. Играем роль воспитанного человека.
Раздел 2: Самовоспитание (7ч)
Что значит быть вежливым? Мои достоинства и недостатки. Большое значение маленьких радостей. О хороших и дурных привычках. Афоризмы о самовоспитании.
Раздел 3: Общечеловеческие нормы нравственности (10ч)
Заповеди: как мы их исполняем. О сострадании и жестокосердии. Лгать нельзя, но если…? Всегда ли богатство счастье? Спешите делать добро. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
Раздел 4: Как сердцу высказать себя. Другому, как понять тебя? (8ч)
Как сердцу высказать себя? В трудной ситуации, попытаемся разобраться. И нам сочувствие даётся, как нам даётся благодать. Думай хорошо – и мысли созревают в добрые поступки. Диалоги о хороших манерах, добре и зле. Афоризмы. Чему научились на уроках этики.
6.Календарно-тематическое планирование для 3-А класса на 2017-2018 учебный год.
№ п/п | Тема занятия | Дата по плану | Дата факт. | Аргументация изменений |
Культура общения (9ч) Этикет разговора. | ||||
Обращение к разным людям. | ||||
Обращение к разным людям. | ||||
Вежливый отказ, несогласие. | ||||
Этикетные ситуации. | ||||
Этикетные ситуации. | ||||
Афоризмы. | ||||
Разговор по телефону. | ||||
Играем роль воспитанного человека. | ||||
Самовоспитание (7ч) Что значит быть вежливым? | ||||
Мои достоинства и недостатки. | ||||
Мои достоинства и недостатки. | ||||
Большое значение маленьких радостей. | ||||
О хороших и дурных привычках. | ||||
О хороших и дурных привычках. | ||||
Афоризмы о самовоспитании. | ||||
Общечеловеческие нормы нравственности (10 часов) Заповеди: как мы их исполняем. | ||||
О сострадании и жестокосердии. | ||||
О сострадании и жестокосердии. | ||||
Лгать нельзя, но если...? | ||||
Лгать нельзя, но если...? | ||||
Всегда ли богатство счастье? | ||||
Всегда ли богатство счастье? | ||||
Спешите делать добро. | ||||
Спешите делать добро. | ||||
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. | ||||
Как сердцу высказать себя. Другому как понять тебя? (8 часов) «Как сердцу высказать себя?» | ||||
В трудной ситуации, попытаемся разобраться. | ||||
В трудной ситуации, попытаемся разобраться. | ||||
«И нам сочувствие даётся, как нам даётся благодать». | ||||
«Думай хорошо - и мысли созревают в добрые поступки». | ||||
Диалоги о хороших манерах, добре и зле. | ||||
Афоризмы. | ||||
Концерт «Дорогою добра» |
7. Учебно-методическое обеспечение
- программа «Этика: азбука добра» И.С.Хомяковой, В.И.Петровой (Сборник программ внеурочной деятельности: 1- 4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М.: Вентана-Граф, 2011),
- сборник «Доброслов», автор О. В. Гайвас, Л. Н. Урбанович. Смоленск. «Свиток», 2016г.
- Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников. /А. Данилюк, А. Кондаков, В.Тишков.- М.: Просвещение, 2010 г.
8.Планируемые результаты освоения курса
- сформировано ценностное отношение к России, своему народу, краю, государственной символике, законам РФ, старшему поколению, к природе;
- учащиеся имеют знания о значимых страницах истории страны, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга, о традициях и культурном достоянии своего края, о моральных нормах и правилах поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, знают традиции своей семьи и образовательного учреждения, бережно относятся к ним;
- учащиеся обладают опытом ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции, опытом взаимодействия с людьми разного возраста, неравнодушны к жизненным проблемам других людей, умеют сочувствовать человеку, находящемуся в трудной ситуации, видеть красоту в окружающем мире, в поведении, поступках людей;
- школьники обладают начальными представлениями о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе;
- у детей младшего школьного возраста накоплен личный опыт участия в экологических инициативах, проектах, в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности: "Этика: азбука добра"
Программа расчитана на учеников 1 классов....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Школа добрых дел" 1 класс
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по социальному направлению. Курс "Школа добрых дел". 1 класс....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Доброе слово". Духовно-нравственное направление 1 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению "Доброе слово"...

Рабочая программа внеурочной деятельности духовно – нравственное направление «Дорогою добра» 4 года (срок реализации программы) 7-10 лет (возраст обучающихся)
Возрождение России связано, прежде всего, с воспитанием и просвещением человека, формированием у него духовно-нравственных качеств, соответствующих исконной русской ментальности. Духовно-нравственное ...