Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука добра"
рабочая программа (3 класс) на тему
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 6
имени Героя Советского Союза В.А. Стёпина»
СОГЛАСОВАНО Рассмотрено УТВЕРЖДАЮ
Зам.директора по ВР на педагогическом совете Директор школы
_______ Т. В. Антоненкова Протокол №1 от 30.08.2017 _____ М.М.Егоренкова
«01» сентября 2017 г. «01» сентября 2017г.
Рабочая программа внеурочной деятельности
«Азбука добра»
для 3класса А на 2017-2018 учебный год
духовно-нравственное направление
Учитель: Артамонова Н. П.
1.Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Азбука добра» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе:
- программы «Этика: азбука добра» И.С.Хомяковой, В.И.Петровой (Сборник программ внеурочной деятельности: 1- 4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М.: Вентана-Граф, 2011),
- сборника «Доброслов», автор О. В. Гайвас, Л. Н. Урбанович. Смоленск. «Свиток», 2016г.
- Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
- планируемых результатов начального общего образования.
Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности человека отражается на его поведении, которое контролируется его внутренними побуждениями, собственными взглядами и убеждениями. Выработка таких взглядов, убеждений и привычек составляет сущность социального воспитания.
Цель программы: воспитание нравственных чувств и этического сознания у младших школьников.
Задачи:
· Сформировать первоначальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями различных убеждений, представителями социальных групп.
· Способствовать усвоению правил поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в городе, в общественных местах, на природе.
· Раскрывать сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми разного возраста на основе взаимопомощи и поддержки.
· Научить приемам и правилам ведения дискуссии, аргументировано высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение собеседника.
Занятия проводятся в форме уроков, тренингов, внеурочных мероприятий и игровых программ, позволяющих школьникам приобретать опыт нравственного поведения.
Реализация программы предполагает формирование первоначального представления о базовых ценностях отечественной культуры в процессе проведения бесед, экскурсий, заочных путешествий, участия в творческой деятельности, такой, как театральные постановки, литературно-музыкальные композиции, художественные выставки, просмотр видеофильмов.
2.Общая характеристика курса.
Духовно-нравственное развитие личности школьника как приоритетная цель начальной школы предполагает организацию социального образования младших школьников как в процессе изучения учебных предметов («Литературное чтение», «Окружающий мир»), так и во внеурочной деятельности школьников.
Принцип гуманизма лежит в основе отбора содержания социального образования, методов его реализации в учебно-воспитательном процессе. Оно направлено прежде всего на развитие нравственного сознания как основы морального поведения, его мотивации, эмоциональной отзывчивости; на формирование умения осуществлять нравственный выбор.
Для этого используются разнообразные методы работы с детьми:
личностно направленные, когда содержание становится актуальным для каждого ребёнка; стимулирующие, когда через диалог поддерживается свобода высказываний, что способствует раскованности, пробуждению у детей интереса к нравственным проблемам и созданию общественного мнения; развивающие нравственное сознание; активизирующие, пробуждающие творческие способности личности, его эмоциональную сферу.
Содержание курса ориентировано на игровые, творческие формы, проектную деятельность, работу с фольклорной и художественной литературой. Это позволяет в яркой форме довести до сознания ребёнка представления о внутреннем мире человека: его переживаниях, мотивах, сопровождающих выбор действия и являющихся двигателями поступков. Всё это в реальной жизни скрыто от внимания ребёнка, а использование художественного произведения позволит учителю использовать эмоционально-образную форму народных произведений и художественной детской литературы в целях развития личностно значимого поведения.
3.Место курса в учебном плане.
Программа « Азбука добра» является компонентом учебного плана внеурочной деятельности, рассчитана на 34 часа в год, 1 час занятий в неделю.
4. Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения курса.
· Личностные универсальные учебные действия:
-ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
- развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
- эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
Учащийся получит возможность для формирования:
- морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
- эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
· Регулятивные универсальные учебные действия:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках;
· Познавательные универсальные учебные действия:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
- строить сообщения в устной и письменной форме;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
· Коммуникативные универсальные учебные действия:
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.
5. Содержание курса
Раздел 1: Культура общения (9ч) Этикет разговора. Общение к разным людям. Вежливый отказ, несогласие. Этикетные ситуации. Афоризмы. Разговор по телефону. Играем роль воспитанного человека.
Раздел 2: Самовоспитание (7ч)
Что значит быть вежливым? Мои достоинства и недостатки. Большое значение маленьких радостей. О хороших и дурных привычках. Афоризмы о самовоспитании.
Раздел 3: Общечеловеческие нормы нравственности (10ч)
Заповеди: как мы их исполняем. О сострадании и жестокосердии. Лгать нельзя, но если…? Всегда ли богатство счастье? Спешите делать добро. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
Раздел 4: Как сердцу высказать себя. Другому, как понять тебя? (8ч)
Как сердцу высказать себя? В трудной ситуации, попытаемся разобраться. И нам сочувствие даётся, как нам даётся благодать. Думай хорошо – и мысли созревают в добрые поступки. Диалоги о хороших манерах, добре и зле. Афоризмы. Чему научились на уроках этики.
6.Календарно-тематическое планирование для 3-А класса на 2017-2018 учебный год.
№ п/п | Тема занятия | Дата по плану | Дата факт. | Аргументация изменений |
1. | Культура общения (9ч) Этикет разговора. |
|
|
|
2. | Обращение к разным людям. |
|
|
|
3. | Обращение к разным людям. |
|
|
|
4. | Вежливый отказ, несогласие. |
|
|
|
5. | Этикетные ситуации. |
|
|
|
6. | Этикетные ситуации. |
|
|
|
7. | Афоризмы. |
|
|
|
8. | Разговор по телефону. |
|
|
|
9. | Играем роль воспитанного человека. |
|
|
|
10. | Самовоспитание (7ч) Что значит быть вежливым? |
|
|
|
11. | Мои достоинства и недостатки. |
|
|
|
12. | Мои достоинства и недостатки. |
|
|
|
13. | Большое значение маленьких радостей. |
|
|
|
14. | О хороших и дурных привычках. |
|
|
|
15. | О хороших и дурных привычках. |
|
|
|
16. | Афоризмы о самовоспитании. |
|
|
|
17. | Общечеловеческие нормы нравственности (10 часов) Заповеди: как мы их исполняем. |
|
|
|
18. | О сострадании и жестокосердии. |
|
|
|
19. | О сострадании и жестокосердии. |
|
|
|
20. | Лгать нельзя, но если...? |
|
|
|
21. | Лгать нельзя, но если...? |
|
|
|
22. | Всегда ли богатство счастье? |
|
|
|
23. | Всегда ли богатство счастье? |
|
|
|
24. | Спешите делать добро. |
|
|
|
25. | Спешите делать добро. |
|
|
|
26. | Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. |
|
|
|
27. | Как сердцу высказать себя. Другому как понять тебя? (8 часов) «Как сердцу высказать себя?» |
|
|
|
28. | В трудной ситуации, попытаемся разобраться. |
|
|
|
29. | В трудной ситуации, попытаемся разобраться. |
|
|
|
30. | «И нам сочувствие даётся, как нам даётся благодать». |
|
|
|
31. | «Думай хорошо - и мысли созревают в добрые поступки». |
|
|
|
32. | Диалоги о хороших манерах, добре и зле. |
|
|
|
33. | Афоризмы. |
|
|
|
34. | Концерт «Дорогою добра» |
|
|
|
7. Учебно-методическое обеспечение
- программа «Этика: азбука добра» И.С.Хомяковой, В.И.Петровой (Сборник программ внеурочной деятельности: 1- 4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М.: Вентана-Граф, 2011),
- сборник «Доброслов», автор О. В. Гайвас, Л. Н. Урбанович. Смоленск. «Свиток», 2016г.
- Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников. /А. Данилюк, А. Кондаков, В.Тишков.- М.: Просвещение, 2010 г.
8.Планируемые результаты освоения курса
- сформировано ценностное отношение к России, своему народу, краю, государственной символике, законам РФ, старшему поколению, к природе;
- учащиеся имеют знания о значимых страницах истории страны, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга, о традициях и культурном достоянии своего края, о моральных нормах и правилах поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, знают традиции своей семьи и образовательного учреждения, бережно относятся к ним;
- учащиеся обладают опытом ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции, опытом взаимодействия с людьми разного возраста, неравнодушны к жизненным проблемам других людей, умеют сочувствовать человеку, находящемуся в трудной ситуации, видеть красоту в окружающем мире, в поведении, поступках людей;
- школьники обладают начальными представлениями о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе;
- у детей младшего школьного возраста накоплен личный опыт участия в экологических инициативах, проектах, в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vd_azbuka_dobra_3_klass.docx | 30.35 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 6
имени Героя Советского Союза В.А. Стёпина»
СОГЛАСОВАНО Рассмотрено УТВЕРЖДАЮ
Зам.директора по ВР на педагогическом совете Директор школы
_______ Т. В. Антоненкова Протокол №1 от 30.08.2017 _____ М.М.Егоренкова
«01» сентября 2017 г. «01» сентября 2017г.
Рабочая программа внеурочной деятельности
«Азбука добра»
для 3класса А на 2017-2018 учебный год
духовно-нравственное направление
Учитель: Артамонова Н. П.
1.Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Азбука добра» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе:
- программы «Этика: азбука добра» И.С.Хомяковой, В.И.Петровой (Сборник программ внеурочной деятельности: 1- 4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М.: Вентана-Граф, 2011),
- сборника «Доброслов», автор О. В. Гайвас, Л. Н. Урбанович. Смоленск. «Свиток», 2016г.
- Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
- планируемых результатов начального общего образования.
Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности человека отражается на его поведении, которое контролируется его внутренними побуждениями, собственными взглядами и убеждениями. Выработка таких взглядов, убеждений и привычек составляет сущность социального воспитания.
Цель программы: воспитание нравственных чувств и этического сознания у младших школьников.
Задачи:
- Сформировать первоначальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями различных убеждений, представителями социальных групп.
- Способствовать усвоению правил поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в городе, в общественных местах, на природе.
- Раскрывать сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми разного возраста на основе взаимопомощи и поддержки.
- Научить приемам и правилам ведения дискуссии, аргументировано высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение собеседника.
Занятия проводятся в форме уроков, тренингов, внеурочных мероприятий и игровых программ, позволяющих школьникам приобретать опыт нравственного поведения.
Реализация программы предполагает формирование первоначального представления о базовых ценностях отечественной культуры в процессе проведения бесед, экскурсий, заочных путешествий, участия в творческой деятельности, такой, как театральные постановки, литературно-музыкальные композиции, художественные выставки, просмотр видеофильмов.
2.Общая характеристика курса.
Духовно-нравственное развитие личности школьника как приоритетная цель начальной школы предполагает организацию социального образования младших школьников как в процессе изучения учебных предметов («Литературное чтение», «Окружающий мир»), так и во внеурочной деятельности школьников.
Принцип гуманизма лежит в основе отбора содержания социального образования, методов его реализации в учебно-воспитательном процессе. Оно направлено прежде всего на развитие нравственного сознания как основы морального поведения, его мотивации, эмоциональной отзывчивости; на формирование умения осуществлять нравственный выбор.
Для этого используются разнообразные методы работы с детьми:
личностно направленные, когда содержание становится актуальным для каждого ребёнка; стимулирующие, когда через диалог поддерживается свобода высказываний, что способствует раскованности, пробуждению у детей интереса к нравственным проблемам и созданию общественного мнения; развивающие нравственное сознание; активизирующие, пробуждающие творческие способности личности, его эмоциональную сферу.
Содержание курса ориентировано на игровые, творческие формы, проектную деятельность, работу с фольклорной и художественной литературой. Это позволяет в яркой форме довести до сознания ребёнка представления о внутреннем мире человека: его переживаниях, мотивах, сопровождающих выбор действия и являющихся двигателями поступков. Всё это в реальной жизни скрыто от внимания ребёнка, а использование художественного произведения позволит учителю использовать эмоционально-образную форму народных произведений и художественной детской литературы в целях развития личностно значимого поведения.
3.Место курса в учебном плане.
Программа « Азбука добра» является компонентом учебного плана внеурочной деятельности, рассчитана на 34 часа в год, 1 час занятий в неделю.
4. Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения курса.
- Личностные универсальные учебные действия:
-ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
- развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
- эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
Учащийся получит возможность для формирования:
- морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
- эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
- Регулятивные универсальные учебные действия:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках;
- Познавательные универсальные учебные действия:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
- строить сообщения в устной и письменной форме;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
- Коммуникативные универсальные учебные действия:
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.
5. Содержание курса
Раздел 1: Культура общения (9ч) Этикет разговора. Общение к разным людям. Вежливый отказ, несогласие. Этикетные ситуации. Афоризмы. Разговор по телефону. Играем роль воспитанного человека.
Раздел 2: Самовоспитание (7ч)
Что значит быть вежливым? Мои достоинства и недостатки. Большое значение маленьких радостей. О хороших и дурных привычках. Афоризмы о самовоспитании.
Раздел 3: Общечеловеческие нормы нравственности (10ч)
Заповеди: как мы их исполняем. О сострадании и жестокосердии. Лгать нельзя, но если…? Всегда ли богатство счастье? Спешите делать добро. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
Раздел 4: Как сердцу высказать себя. Другому, как понять тебя? (8ч)
Как сердцу высказать себя? В трудной ситуации, попытаемся разобраться. И нам сочувствие даётся, как нам даётся благодать. Думай хорошо – и мысли созревают в добрые поступки. Диалоги о хороших манерах, добре и зле. Афоризмы. Чему научились на уроках этики.
6.Календарно-тематическое планирование для 3-А класса на 2017-2018 учебный год.
№ п/п | Тема занятия | Дата по плану | Дата факт. | Аргументация изменений |
Культура общения (9ч) Этикет разговора. | ||||
Обращение к разным людям. | ||||
Обращение к разным людям. | ||||
Вежливый отказ, несогласие. | ||||
Этикетные ситуации. | ||||
Этикетные ситуации. | ||||
Афоризмы. | ||||
Разговор по телефону. | ||||
Играем роль воспитанного человека. | ||||
Самовоспитание (7ч) Что значит быть вежливым? | ||||
Мои достоинства и недостатки. | ||||
Мои достоинства и недостатки. | ||||
Большое значение маленьких радостей. | ||||
О хороших и дурных привычках. | ||||
О хороших и дурных привычках. | ||||
Афоризмы о самовоспитании. | ||||
Общечеловеческие нормы нравственности (10 часов) Заповеди: как мы их исполняем. | ||||
О сострадании и жестокосердии. | ||||
О сострадании и жестокосердии. | ||||
Лгать нельзя, но если...? | ||||
Лгать нельзя, но если...? | ||||
Всегда ли богатство счастье? | ||||
Всегда ли богатство счастье? | ||||
Спешите делать добро. | ||||
Спешите делать добро. | ||||
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. | ||||
Как сердцу высказать себя. Другому как понять тебя? (8 часов) «Как сердцу высказать себя?» | ||||
В трудной ситуации, попытаемся разобраться. | ||||
В трудной ситуации, попытаемся разобраться. | ||||
«И нам сочувствие даётся, как нам даётся благодать». | ||||
«Думай хорошо - и мысли созревают в добрые поступки». | ||||
Диалоги о хороших манерах, добре и зле. | ||||
Афоризмы. | ||||
Концерт «Дорогою добра» |
7. Учебно-методическое обеспечение
- программа «Этика: азбука добра» И.С.Хомяковой, В.И.Петровой (Сборник программ внеурочной деятельности: 1- 4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М.: Вентана-Граф, 2011),
- сборник «Доброслов», автор О. В. Гайвас, Л. Н. Урбанович. Смоленск. «Свиток», 2016г.
- Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников. /А. Данилюк, А. Кондаков, В.Тишков.- М.: Просвещение, 2010 г.
8.Планируемые результаты освоения курса
- сформировано ценностное отношение к России, своему народу, краю, государственной символике, законам РФ, старшему поколению, к природе;
- учащиеся имеют знания о значимых страницах истории страны, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга, о традициях и культурном достоянии своего края, о моральных нормах и правилах поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, знают традиции своей семьи и образовательного учреждения, бережно относятся к ним;
- учащиеся обладают опытом ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции, опытом взаимодействия с людьми разного возраста, неравнодушны к жизненным проблемам других людей, умеют сочувствовать человеку, находящемуся в трудной ситуации, видеть красоту в окружающем мире, в поведении, поступках людей;
- школьники обладают начальными представлениями о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе;
- у детей младшего школьного возраста накоплен личный опыт участия в экологических инициативах, проектах, в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности: "Этика: азбука добра"
Программа расчитана на учеников 1 классов....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Школа добрых дел" 1 класс
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по социальному направлению. Курс "Школа добрых дел". 1 класс....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Доброе слово". Духовно-нравственное направление 1 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению "Доброе слово"...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Добрый мир"1 класс
Рабочая программа....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Добрая дорога детства"
Социальное направление...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Добрые дела моего класса"
РП внеурочной деятельности...
Рабочая программа внеурочной деятельности духовно – нравственное направление «Дорогою добра» 4 года (срок реализации программы) 7-10 лет (возраст обучающихся)
Возрождение России связано, прежде всего, с воспитанием и просвещением человека, формированием у него духовно-нравственных качеств, соответствующих исконной русской ментальности. Духовно-нравственное ...