Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука добра"
рабочая программа (3 класс)
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Азбука добра" предназначена учащимся 3 класса (1час в неделю, 34ч за год)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_kursa_azbuka_dobra_3_klass_taratonovoy_g.v.docx | 34.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Данная рабочая программа разработана на основе:
- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 21.12.2012 (с изм.)
- Приказа Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 №373 « Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» ( с изменениями и дополнениями).
-Приказа Министерства Просвещения России от 28.12.2018г. №345 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (с изменениями от 8 мая 2019г. №233).
- Учебного плана МБОУ СОШ №26 имени В.И.Кугаева г. Брянска.
- Годового календарного графика образовательного учреждения на 2019-2020 уч. год.
- Примерных программ внеурочной деятельности начального и основного общего образования/[В. А. Горский, А. А. Тимофеев, Д. В. Смирнов и др.]; под ред. В. А. Горского. – М.: Просвещение, 2010г. (111с.) – (Стандарты второго поколения).
Необходимость нравственного образования в школе начиная с начальных классов основывается на потребности общества в нравственно зрелой личности, способной следовать принятым в социуме нормам и правила общения, нести моральную ответственность за свои действия и поступки. Нравственное взросление младших школьников связано прежде всего с тем, что идеи добра и справедливости, проблемы общения наиболее интересны для детей данного возраста.
Цель курса— формирование у детей нравственных ориентиров при построении деятельности, общения и взаимоотношений, а также основ мировоззрения и самовоспитания.
Задачи:
- Расширять кругозор учащихся в разных областях духовно-нравственной культуры.
- Способствовать организации нравственно образованного младшего школьника.
- Прививать основы духовно-нравственной культуры.
- Уметь осуществлять нравственный выбор.
Место курса . Курс«Азбука добра» представляет систему развивающих занятий для детей в возрасте от 6 до 11 лет. Курс рассчитан на 135ч.: в 1 классе — 33ч (33 учебные недели), во 2—4 классах — по 34 ч (34 учебные недели в каждом классе).
Программа реализована в рамках «Внеурочной деятельности» в соответствии с образовательным планом во второй половине дня. Продолжительность занятий составляет: 45 минут
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
программы курса.
В процессе освоения материалов курса ученик получает знания о характере взаимоотношений с другими людьми, что становится предпосылкой воспитания доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия, толерантности, формирования нравственного сознания младшего школьника.
Знакомясь с нравственным содержанием пословиц о добре, труде, учении, младшие школьники начинают осознавать базовые гуманистические ценности, характер отношений между людьми, необходимость бережного отношения к людям и предметам их труда.
Обсуждение сказок, их инсценировка, обсуждение произведений художественной литературы — всё это нацелено на воспитание первона чальных этических представлений обучаемых (понятия добра и зла, значение слов вежливости, правил вежливого поведения и их мотивации), развитие их эмоционального восприятия.
Система вопросов и заданий, носящая диагностический и тренинговый характер, позволяет решать задачи самооценки и самопроверки, повторять, уточнять и формировать начальные нравственные представления, знакомить с нравственными понятиями (например, «Что такое добрый поступок?», «Какой нравственный выбор сделал герой?», «Что можно посоветовать в этой ситуации? Как её изменить?», «Бывает ли так в реальной жизни?»).
Для овладения метапредметными результатами (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей) в материалах курса содержатся упражнения, способствующие активизации интеллектуальной деятельности учащихся. В них предлагается установить соответствие поступков нравственным правилам; сопоставить, сравнить героев, их поведение; классифицировать материал по разным основаниям (определить группы пословиц по теме — о добре, трудолюбии, об отношении к учёбе); сравнить иллюстрации с текстом для определения эмоционального состояния героев.
В целях формирования коммуникативных универсальных учебных действий (ведение диалога, признание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; выражение своего мнения и аргументация своей точки зрения; уважительное восприятие других точек зрения) в материалах для занятий представлены задания, их формирующие. Так, с учащимися организуются коллективные обсуждения, предлагаются вопросы «открытого» типа, например «Почему?», «Как?», которые помогают детям высказывать свою точку зрения, выслушивать мнение одноклассников, т. е. работать коллективно или в группах, парах, а также предлагаются задания на выбор ответа, альтернативного решения и др.
Использование художественной литературы и работа в библиотеке помогает школьникам учиться использовать различные способы поиска информации в библиотеке, Интернете. Тематика заданий этой рубрики позволяет детям научиться работать в библиотечном пространстве с целью решения информационных и коммуникативных задач. К 4 классу учащиеся полностью умеют ориентироваться в школьной библиотеке, находить нужную информацию по нравственной тематике с помощью различных каталогов.
Содержание программы
Школьный этикет (понятие об основных правилах поведения в школе)
Правила поведения в школе, на уроке, на перемене, в столовой. Приход в школу без опозданий, правильная организация работы на уроке, учебное сотрудничество.
Школьные перемены как время активного отдыха, игры.
Поведение в столовой, правила поведения за столом.
Универсальные учебные действия:
—воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации;
—оценивать своё поведение и поведение окружающих (на уроке, на перемене).
Правила общения (взаимоотношения с другими людьми)
Правила вежливости, элементарные представления о добрых и недобрых поступках. Знакомство с образом этих поступков с помощью художественных произведений, сказок, фильмов; посредством анализа близких детям жизненных ситуаций (школьного коллектива, семьи). Активное освоение в речевой и поведенческой практике вежливых слов, их значения в установлении добрых отношений с окружающими.
Доброе, терпимое отношение к сверстнику, другу, младшим; добрые и вежливые отношения в семье, проявление элементарного уважения к родителям, близким (конкретные жизненные ситуации). Практическое знакомство с правилами коллективных игр, позволяющих играть дружно, без конфликтов. Пути выхода из конфликтной ситуации (преодоление ссор, драк, признание своей вины).
Нравственное содержание ситуации (литературной, жизненной), оценка ситуации.
Универсальные учебные действия:
—использовать в речи слова вежливости;
—участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по теме, анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания;
—высказывать предположение о последствиях недобрых поступков
(в реальной жизни, героев произведений);
—создавать по иллюстрации словесный портрет героя (положительный, отрицательный);
—описывать сюжетную картинку (серию);
—оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты;
—самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы.
О трудолюбии
Значение труда в жизни людей. Учение как основной труд и обязанность школьника; виды труда детей в школе и дома (начальные представления). Прилежание и старательность в учении и труде. Трудолюбие как главная ценность человека.
Элементы культуры труда. Стимулирование оценки учащимися собственного отношения к труду. Способы бережного отношения к вещам, созданным трудом других людей.
Пути и способы преодоления лени, неумения трудиться (избавление от неорганизованности, недисциплинированности).
Анализ и оценка своих действий во время уроков, труда, дежурства.
Универсальные учебные действия:
—проводить хронометраж дня, анализировать свой распорядок дня, корректировать его;
—оценивать свои действия во время уроков, дежурств.
Культура внешнего вида
Культура внешнего вида как чистота, опрятность, аккуратность
в человеке.
Правила опрятности и их значение для здоровья, уважения окружающих, собственного хорошего самочувствия.
Оценка внешнего вида человека, критерии такой оценки: аккуратность, опрятность, удобство, соответствие ситуации.
Универсальные учебные действия:
—воспроизводить основные требования к внешнему виду человека в практических и жизненных ситуациях;
—оценивать внешний вид человека.
Внешкольный этикет
Вежливое отношение к людям как потребность воспитанного человека. Особенности вежливого поведения в разных жизненных ситуациях (на улице, в транспорте, во время прогулок): уступить место маленьким и пожилым; за причинённые неудобства, неприятности надо извиниться.
Правила вежливости в общении с ближайшим окружением: здороваться первым; доброжелательно отвечать на вопросы; взрослых называть на «вы»; говорить «спасибо» и «пожалуйста» и т. д.
Правила поведения в общественных местах (в магазине, библиотеке, театре и т. д.): не мешать другим людям; соблюдать очередь; чётко
и громко высказывать обращение, просьбу.
Универсальные учебные действия:
—использовать доброжелательный тон в общении;
—оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику), поведения в общественных местах.
Планируемые результаты реализации программы на конец 3 класса
В результате изучения программы «Азбука добра» в 3 классе учащиеся научатся понимать:
- главные духовно-нравственные ценности;
- важнейшие достижения культуры в системе социокультурных и духовно-нравственных ценностей;
- ведущие категории и социокультурный ряд нравственных добродетелей.
Приобретут умения:
- реализовывать способность к социальному взаимодействию, сотрудничеству; сформировать в себе: чувство собственной ценности, чувство защищенности, уверенность в поддержке, доверие к оценке, отношениям, чувствам (учащийся может высказать свое мнение по разным вопросам);
- выработать в себе: позитивный опыт бесконфликтных взаимодействий, способность к сопереживанию, к совершенствованию;
- приобрести опыт в различных эмоциональных состояниях и моральную установку на отзывчивость;
- объяснять свое отношение к наиболее значимым событиям и духовно-нравственным личностям.
Получат возможность использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- для освоения социокультурных и духовно-нравственных ценностей;
- для накопления социокультурного опыта (в первую очередь, навыков общения, управления собственной деятельностью и деятельностью группы, приемов эффективного взаимодействия, обеспечивающих достижение значимых для индивидуума и группы результатов);
- для формирования ситуации успеха у каждого ученика, испытывающего эмоциональный подъем, ощущение сопричастности к общему делу, что повышает интеллектуальную активность, снижает чувство напряженности, тревоги и беспокойства;
- для формирования мотивации активной учебно-познавательной деятельности.
Тематическое планирование
№п/п | Название раздела | Количество часов |
1 | Щкольный зтикет | 7ч |
2 | Правила общения | 6ч |
3 | О трудолюбии | 8ч |
4 | Культура внешнего вида | 6ч |
5 | Внешкольный этикет | 7ч |
Итого | 34ч | |
№п/п | Тема занятия | Дата проведения | |||
По плану | Фактическая | ||||
1 | Здравствуй школа! | ||||
2 | Дисциплина в школе и классе | ||||
3 | Поход в школьную библиотеку | ||||
4 | Твоя школа – творческая работа | ||||
5 | Твой класс – творческая работа | ||||
6 | Соблюдение чистоты и порядка в школе и классе | ||||
7 | Игра «Школьный этикет» | ||||
8 | Сопереживание, помощь друзьям | ||||
9 | Дал слово - держи его. | ||||
10 | Викторина «Правила общения» | ||||
11 | Учусь всё делать сам. | ||||
12 | Диалоги со сверстниками | ||||
13 | Взаимопомощь в школе | ||||
14 | Взаимопомощь дома | ||||
15 | Береги результаты труда | ||||
16 | Поговорим о трудолюбии – игра ситуаций | ||||
17 | Зачем чистить зубы | ||||
18 | Не хочу мыться | ||||
19 | Моя причёска | ||||
20 | Правила личной гигиены | ||||
21 | Бережное отношение к своей одежде | ||||
22 | Викторина «Культура внешнего вида» | ||||
23 | Правила поведения в общественных местах | ||||
24 | Игра «Мы в магазине игрушек» | ||||
25 | Бережной отношение к природе | ||||
26 | Игра « Я в лесу?» | ||||
27 | «Мы дети твои, дорогая Земля» Творческая работа | ||||
28 | Время надо беречь | ||||
29 | Практическое занятие «Время надо беречь» | ||||
30 | Слово лечит, слово ранит. | ||||
31 | Я и мои друзья: справедливость, коллективизм | ||||
32 | Труд кормит, а лень портит | ||||
33 | Организация своего рабочего места | ||||
34 | Итоговое занятие |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности: "Этика: азбука добра"
Программа расчитана на учеников 1 классов....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Школа добрых дел" 1 класс
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по социальному направлению. Курс "Школа добрых дел". 1 класс....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Доброе слово". Духовно-нравственное направление 1 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению "Доброе слово"...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Добрый мир"1 класс
Рабочая программа....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Добрая дорога детства"
Социальное направление...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Добрые дела моего класса"
РП внеурочной деятельности...
Рабочая программа внеурочной деятельности духовно – нравственное направление «Дорогою добра» 4 года (срок реализации программы) 7-10 лет (возраст обучающихся)
Возрождение России связано, прежде всего, с воспитанием и просвещением человека, формированием у него духовно-нравственных качеств, соответствующих исконной русской ментальности. Духовно-нравственное ...