Система работы по применению проектных технологий. (УМК "Начальная школа 21 века)
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Описание системы  работы по примению проектных технологий в рамках УМК "Начальная школа 21 века"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistema_raboty_po_primeneniyu_proektnyh_tehnologiy.docx20.6 КБ

Предварительный просмотр:

Обучение школьников проектной деятельности, ее организация и руководство со стороны взрослых влияет на формирование психологических новообразований личности, на формирование средств и способов мыслительной деятельности, на созревание механизмов произвольной регуляции поведения личности.

Проектная деятельность способствует формированию у младших школьников умения планировать свою деятельность, определять ее цели и задачи, структурировать действия и операции, необходимые для реализации общего замысла.

Выполнение творческих проектов, защита помогают школьникам рефлексировать свою позицию, адекватно оценивать возможности. Воплощение замысла проекта требует определенных волевых усилий, сочетание интереса и необходимости формирует произвольность психических процессов.

Таким образом, проектная деятельность является средством обучения и развития личности.  

В УМК «Начальная школа 21 века» подробно, доступно как для учителя, так и для ученика даются первые проекты и рекомендации к их выполнению.

Метод проектов можно использовать как в образовательном, так и воспитательном процессе.

Принципы организации проектной деятельности:

1) Учёт возрастных особенностей.

Проектную деятельность школьников организуется с учетом психолого-возрастных особенностей детей, а также с помощью методов, соответствующих данному возрасту.

2) Учёт интересов детей.

Ситуация, когда учеников "строят" и заставляют делать "проект", который им не интересен, не имеет ничего общего с проектированием. В проекте ребёнок решает личностно-значимую для себя задачу. Если личностной включённости нет, нет и проекта.

3) Учение через деятельность.

Деятельность должна заинтересовывать учащихся необычными задачами и материалами, цель которых – усилить природную любознательность детей и их стремление исследовать неизвестное. В младшем школьном возрасте следует использовать естественный интерес ребенка к предметам и явлениям окружающей среды, особенно к природному окружению.

4) Познание и знание являются следствием преодоления трудностей.

Особенность содержания проектной деятельности младших школьников состоит в том, что проекты носят наглядный, практический характер, ставят цели, важные для ребенка. В младшем школьном возрасте усвоение нового материала во многом определяется значимостью учебной деятельности. Нужно постараться формировать деятельность, чтобы она была значима для ребенка, нова и интересна. Часто заинтересовать детей проектом помогает его название. («Что в имени твоём…», «Самые знаменитые часы», «В воде родится и воды боится», «Волшебный пластилин», и.т.д.)

5) Сотрудничество участников педагогического процесса.

Здесь можно говорить не только о сотрудничестве между учителем и учениками, но между родителями и учениками, библиотекарем, учителями-предметниками и самими учениками.

6) Свободное творчество в выборе темы проекта, решения проблемы, оформления и защиты проекта.

 На основе этих принципов складывается методическая система работы над проектами, приходит понимание целей образования, места проектной деятельности в образовательном процессе. И отсюда выбор основных образовательных технологий:

1) Технология проектирования предполагает самостоятельную деятельность ученика, в начальной школе под чутким руководством учителя и вовлечения ученика в решение значимой для него проблемы, которая требует разрешения, так одна технология предполагает использование другой.

2) Технологии проблемного обучения. В ходе решения проблемной ситуации ребёнок получает самостоятельно добытые знания, источником которых является его личный опыт, который важен не только для него, но и для его одноклассников.

3) Технология развивающего обучения вытекает из технологии проблемного обучения. Развивающее обучение немыслимо без постоянного учебного общения, при котором учащийся, поняв, что он не знает, не умеет делать, сам начинает активно действовать, восполняя недостаток знаний и включая в этот процесс учителя.

4) Информационно-коммуникативные технологии, которые не только используются мной для поиска нужной информации, но и для создания презентаций.

В комплекте «Начальная школа 21 века» проектная деятельность организована в виде двух взаимосвязанных блоков работы:

1) сбор сведений по теме проектной деятельности;

2) работа над самими проектами, включёнными в содержание темы.

 По выбранной теме собираются все сведения, которые интересны детям. После сбора информации идёт работа над проектами. При этом не обязательно, чтобы все собранные сведения пригодились при работе над проектами. Другими словами, сбор сведений происходит не только для выполнения проектов, но и для реализации интересов детей.

В 1 классе надо научить выбирать тему проекта, определять, как ребёнок будет работать индивидуально или в группе. Вначале первоклассник способен работать только индивидуально, но постепенно формируются навыки работы в группе. Часто работая в группе, дети не могут договориться, прийти к единому мнению, и такая группа распадается. И вот тут задача учителя - научить детей искусству общения, понимания, взаимодействия. Надо научить детей работать с книгами в школьной библиотеке. Учимся искать нужную информацию. На помощь приходят совместные занятия с библиотекарем. Важно помочь детям оформить проекты и их защитить, здесь используется индивидуальная работа  с учащимися.

Обучение с использованием проектных приёмов в начальной школе имеет целый ряд достоинств. Можно выделить несколько групп умений, на которые проектная деятельность оказывает наибольшее влияние:

- исследовательские (генерировать идеи, выбирать лучшее решение);

- социального взаимодействия (сотрудничать в процессе учебной деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы и направлять её в нужное русло);

- оценочные (оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других);

- информационные (самостоятельно осуществлять поиск нужной информации; выявлять, какой информации или каких умений не достаёт);

-презентационные (выступать перед аудиторией; отвечать на незапланированные вопросы; использовать различные средства наглядности; демонстрировать артистические возможности);

- рефлексивные (отвечать на вопросы: «Чему я научился? Чему мне необходимо научиться?»; адекватно выбирать свою роль в коллективном деле);

-менеджерские (проектировать процесс; планировать деятельность, время, ресурсы; принимать решение; распределять обязанности при выполнении коллективного дела).

Для продуктивного использования проектно-учебной деятельности, для становления субъектности младших школьников в процессе обучения, необходимы ещё и определённые эффективные педагогические условия.

Показателем готовности младших школьников к проектной деятельности выступает:

- коммуникативный (умение спрашивать, умение управлять голосом, умение выражать свою точку зрения, умение договариваться);

- интеллектуальный (развитие аналитико-синтетических действий; умения вычленять существенный признак, соотношение данных, составляющих условие задачи; возможность выделять общий способ действий; перенос общего способа действий на другие учебные задачи);

-оценочно-самооценочный.

Система действий учителя и учащихся на разных стадиях работы над проектом

Этапы

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Подготовка - выбор темы проекта, определение цели и содержания проекта,  формирование творческих групп,  определение форм выражения итогов проектной деятельности

Уточняют информацию,  обсуждают задание, принимают общее решение по теме,

формируют творческие групп.

Отбирает возможные темы и предлагает их учащимся. Объясняет цель, мотивирует к деятельности.

организует работу по формированию творческих групп,

 Планирование – анализ проблемы, определение задач, средств реализации проекта, выбор критериев оценки результатов, распределение ролей в группе,  формулировка вопросов, на которые нужно ответить, разработка заданий для творческих групп, отбор литературы

Вырабатывают план действий, осуществляют постановку конкретных задач, определяют средства реализации проекта, уточняют источники информации, распределяют роли в группе.

 Разрабатывает задания, вопросы для поисковой деятельности, подбирает литературу, принимает участие в обсуждении

 вариантов по реализации проекта.

 Принятие решения –

сбор и уточнение информации, обсуждение различных гипотез, выбор оптимального варианта, уточнение плана деятельности.

Работают с информацией, выдвигают и осуществляют отбор гипотез, выполняют исследование, корректируют план деятельности.

Консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность.

Выполнение –

выполнение проекта

Работают над проектом и его оформлением.  Учащиеся вначале по группам, а потом во взаимодействии с другими группами оформляют результаты в соответствии с принятыми правилами.

Консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность

 Оценка результатов – оценка выполнения проекта: поставленных целей, достигнутых результатов, анализ причин недостатков.

Обсуждают полученные результаты, исправляют возможные недочеты, формулируют выводы.

Наблюдает за деятельностью учащихся, принимает участие в обсуждении.

Презентация –

защита проекта.

Докладывают о результатах своей работы

Организует экспертизу (например, приглашает в качестве экспертов старших школьников или параллельный класс, родителей и др).

В первом классе все проекты носят творческий характер и дают каждому ребёнку возможность самовыражения, что само по себе очень ценно для повышения самооценки младшего школьника.

По завершению изучения всех букв ребятам создали «Весёлую азбуку»

Среди проектов, вызвавших у учащихся второго класса познавательный интерес, можно назвать и «Режим дня».

Это широкое поле деятельности для привития детям элементарных правил гигиены и здорового образа жизни.

 Изучая свой распорядок дня, дети сравнивали его с днём своих одноклассников, родителей и делали выводы о необходимости соблюдения режима дня, санитарно - гигиенических правил, так как они являются основой профилактики болезней и сохранения здоровья. Затем каждый разрабатывал свой режим дня, оригинально его оформлял и презентовал. Результаты деятельности - познавательная и практическая полезность проекта.

При знакомстве с темой «Здоровое питание» ребятами провели своё расследование «Газированная вода – вред или польза».

Предметное содержание и структура УМК «Начальная школа 21 века» на мой взгляд, и по утверждению авторов комплекта соответствует требованиям государственного стандарта начального общего образования. Внедрение проектной деятельности в рамках данного УМК позволила педагогам нашей школы строить обучение детей с учётом их индивидуального темпа развития и построить его личную траекторию движения в образовательном пространстве. У обучающихся возрастает интерес к учению, за счёт интеграции учебной и внеурочной деятельности (создание проектов) в единый учебно-воспитательный процесс. При внедрении метода учебного проекта в классе положительный психологический климат, что особенно важно для нашей школы, где происходит обучение детей с разными образовательными потребностями.

В УМК «Начальная школа XXI века»  с  методом проектов дети  подробно знакомятся во 2 классе на уроках технологии. (Программа «Технология», автор Е.А. Лутцева). Разрабатывая обоснование проекта, ученики не только привлекают все свои знания и опыт, но и учатся кратко и правильно выражать свои мысли (творческая работа по развитию речи). Проводя расчёт себестоимости, учащиеся осваивают основы экономических знаний, отрабатывают умение составлять и решать задачи с величинами – цена, количество, стоимость. Обдумывая использование,  необходимых для выполнения творческого проекта материалов, дети углубляют имеющиеся знания о богатствах родного края, задумываются об экологических проблемах.

Творческий проект в начальной школе – это самостоятельная (под руководством учителя) творческая работа, от идеи до ее воплощения.

Считаю целесообразным использование метода проектов в образовательном процессе. В процессе проектной деятельности личность ребёнка развивается всесторонне, так как деятельность межпредметна, многофункциональна.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по применению групповых технологий

Ведущая идея моей педагогической деятельности: расширение возможностей обучающихся  для усвоения программного материала и улучшение межличностных отношений  через применение групповых технол...

Применение проектной технологии на уроках в начальной школе

Презентация предоставлена для выступления на педсовете...

«Применение проектной технологии на уроках в начальной школе»

       Метод проектов как педагогическая технология, включает в себя сово­купность исследовательских, поисковых, проблемных методов. Он всегда ори­ентирован на самостоятельн...

Применение проектных технологий в начальной школе

Система работы над проектными технологиями в начальной школе...

Презентация применения проектной технологии в системе моей работы.

В данной презентации обобщен опыт применения проектной технологии в моей работе....

Применение проектной технологии во внеурочной деятельности в начальной школе - выступление на городском семинаре.

      После вступительного слова подключаются дети. Они рассказывают о проделанной исследовательской работе по теме "Птицы зимой" и предлагают завучам принять участие в...

СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ И ПРОЕКТНЫХ МЕТОДИК И ТЕХНОЛОГИЙ

СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ И ПРОЕКТНЫХ МЕТОДИК И ТЕХНОЛОГИЙ...