Система работы по применению групповых технологий
статья по теме

Шипулина Оксана Юрьевна

Ведущая идея моей педагогической деятельности: расширение возможностей обучающихся  для усвоения программного материала и улучшение межличностных отношений  через применение групповых технологий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая система

учителя начальных классов МКОУ «Саргатский лицей»

Шипулиной Оксаны Юрьевны

В течение многих лет школьное обучение основывалось на принципах индивидуализма и соперничества. Такое обучение носило односторонний характер. Для ученика главным становился личный успех, который противопоставлялся неудачам другого ученика. Безусловно, умение работать самостоятельно и достигать поставленных целей очень важно, но мы призваны готовить детей к жизни в мире взрослых, где в настоящее время нормой профессиональной деятельности становится взаимодействие нескольких команд, решающих комплексные задачи, которые не под силу выполнить в одиночку.  Большую роль приобретает умение сотрудничать. А сотрудничество в группах совместно работающих детей, по мнению психологов, является «инкубатором» самостоятельного мышления, познавательной активности ребенка.

Считаю, что использование групповой технологии

- обеспечивает эффективность академических успехов обучающихся,

- создает возможность понять индивидуальные потребности обучающихся,

- позволяет формировать коммуникативные умения,  повысить  качество ответов обучающихся,

- создает позитивный климат для изучения предмета, мотивируя обучающихся к активной учебной деятельности на уроке,

- позволяет развивать познавательную самостоятельность обучающихся и умения ориентироваться в потоке информации.

Ведущая идея моей педагогической деятельности: расширение возможностей обучающихся  для усвоения программного материала и улучшение межличностных отношений  через применение групповых технологий.

Цель – создать на уроках и во внеурочной деятельности условия для самоопределения и самореализации потенциальных возможностей учащихся, их взаимодействия и сотрудничества  в процессе обучения и воспитания.

Реализации поставленной цели способствует решение следующих задач:

  • Изучить и проанализировать психолого-педагогическую, научно-методическую литературу по теме.
  •  Познакомиться с педагогическим опытом по внедрению технологии группового обучения в образовательный процесс.
  •  Выявить и создать условия для внедрения технологии группового обучения в практику работы (разработка заданий с различными способами подачи нового материала, уроков с элементами группового обучения).
  •  Определить формы контроля, позволяющие проверить результативность группового обучения, мотивацию обучающихся.

Содержание образования

Методическая система сложилась за годы моей работы, благодаря приобретаемому опыту, под влиянием разных образовательных программ, по которым я работала, а также отвечает моим личностным особенностям. Безусловно, система со временем корректируется с учётом современных требований, новых технологий и индивидуальных особенностей детей.

Почему я стала использовать групповую форму работы? Во-первых, практика показывает, что услышать всех учеников на уроке невозможно. Причин этому много: низкий уровень самостоятельности, особенность мыслительных процессов, банальная «неготовность» к уроку, индивидуальные черты личности ребенка. На уроке чаще всего отвечают самые «активные» ученики. Но при групповой работе активность учеников с низкими учебными возможностями  возрастает: высказываются чаще, чем обычно, не боятся говорить и спрашивать. Исчезает боязнь вызова к доске, неудачного ответа.

Во-вторых, не все ученики готовы задавать вопросы учителю, если они не поняли новый или ранее изученный материал. Но при работе в малых группах, при совместной деятельности ученики выясняют друг у друга всё, что им не ясно. В случае необходимости не боятся обратиться все вместе за помощью к учителю. Групповая работа помогает снять внутреннее напряжение школьников, скованность, дискомфорт.

В-третьих, столкнулась с проблемой отсутствия мотивации сотрудничества и навыков культуры общения обучающихся. Решение этой проблемы опять нашла при применении групповой работы: работая в коллективе, ребята на собственном опыте убеждаются в пользе взаимного общения, в ценности взаимопомощи, приучаются действовать согласованно и слаженно, испытывая чувство ответственности за результаты совместной деятельности.

Некоторые учителя считают, что организовать групповую работу на уроке не сложно: разделил учеников на группы – выдал задания – поработали вместе – получили результат. Некоторые вещи кажутся очевидными. Но на самом деле построить продуктивную и эффективную работу в группах на уроке не так просто. Чтобы все удалось и можно было гарантированно получить удовлетворение от хорошо выполненной работы, достичь воодушевляющих результатов, и чтобы ученикам вновь и вновь захотелось работать совместно, учителю нужно приложить максимум усилий, учесть все нюансы, грамотно спланировать и спрогнозировать свою деятельность и деятельность учеников. В организации групповой работы нет неважных мелочей. Простая, на первый взгляд, работа оборачивается кропотливой, планомерной, системной деятельностью всех субъектов образовательного процесса, где на плечи учителя ложится дополнительная нагрузка. И если все получается, то ученики в малых группах проявляют себя как самостоятельные творческие личности, как товарищи по команде и во взаимодействии через других понимают и себя и материал урока.

Начиная работать по данной технологии, я изучила методическую литературу и отметила для себя несколько важных моментов, которые необходимо учесть при построении учебного сотрудничества:

  • навык учебного сотрудничества нужно формировать, так как такой формы общения в опыте детей еще не было;
  • нужно научить детей как сесть, как положить учебник, как соглашаться, как возражать, как попросить о помощи при такой форме работы;
  • обязательно разбирать ошибки совместной работы;
  • формировать группы, учитывая личностные качества детей, межличностные отношения, склонности, желания, сложность материала, предполагаемый результат и др.
  • необходимо учесть, что в классе может быть ученик, который откажется от работы в группе; к этому нужно быть готовой (подготовить индивидуальные задания. Как правило, и такие дети в свое время тоже начинают сотрудничать, но для этого необходимо время);
  • оценивать необходимо общую работу группы; необходимо всегда подчеркивать человеческие достоинства: вежливость, дружелюбие, приветливость, взаимовыручку и др.
  • нужно учесть, что абсолютной тишины на уроке не будет, поэтому нужно придумать определенный сигнал, по которому наступает тишина.

Ориентируясь на выше перечисленные моменты, формирование навыка учебного сотрудничества через применение групповой технологии  я провожу поэтапно.

1 этап. Формирование мотивации сотрудничества.

Уже в первом классе дети проявляют готовность к обсуждению проблемной ситуации и умение находить конструктивные решения. На этом этапе я включаю в группы детей, объединённых чувством симпатии. Они быстрее могут наладить сотрудничество. Как показывает практика, их состав целесообразно периодически менять, чтобы у детей накапливался разнообразный опыт общения. Преобладает игровой вид деятельности. Принципиально важно обратить внимание на два вида игр – ролевые и игры с правилами (дидактические, подвижные, настольные). В этот период детям предлагаю творческие учебные задания: придумать новое по аналогии, догадаться, подобрать другие примеры.

На этом этапе работы я ввожу элементы учебных дискуссий – споров. УМК «Начальная школа ХХI века»,  по которому я работаю, помогает мне это  обеспечивать. Основой для работы в этом направлении служат задания учебника «Давай подумаем», «Выскажи предположение», в которых авторы предусмотрели специальные методические приёмы. Дети выдвигают гипотезы, спорят, рассуждают, сравнивают своё мнение с мнением других  и с текстом учебника. Чтобы дискуссия была результативной, я слежу за логикой рассуждений учеников, а также пресекаю посторонние споры. Стараюсь втянуть в обсуждение всех учеников, добиваясь их непосредственной реакции на каждое высказывание детей или самого учителя. При этом внимание акцентирую на формах взаимодействий – речевых клише: Ты согласен? Не возражаешь? Как ты считаешь? Есть дополнения?

После такой работы я вместе с детьми анализирую: как прошло обсуждение, что помогло в достижении результата, что мешало. Постепенно формулируются правила общего обсуждения. Например:

  • не говорить всем сразу;
  • всем смотреть на говорящего (учителя или ученика);
  •  возражая или соглашаясь с другим, обращаться к говорящему лично: «Настя, ты не сказала, что …»

Оцениваю общую работу группы и не даю ученикам, работающим вместе, разные оценки.

Итогом этого этапа является то, что сам факт присутствия в коллективе, возможность наблюдения за деятельностью других создают психологическую атмосферу, которая оказывает на школьников определенное воздействие.

2 этап. Развитие привычки согласовывать свои интересы с интересами других.

Приоритетом моего  внимания на этом этапе становятся отношения, которые складываются между детьми в ходе работы. Активно применяю работу в парах или малых группах (по 3 человека). Состав можно периодически менять. Такая работа предполагает распределение обязанностей на равных основаниях или оказания и принятия помощи, если пара неоднородная. Ребята получают позитивный опыт взаимодействия. Творческие задания этого этапа: изменить, предположить, нарисовать, разыграть по ролям.

Итогом этого этапа должно стать умение одной стороны оказывать помощь, а другой принимать её.  Методику составления пар я нашла в дополнительной литературе у Г.А. Цукерман. Её и придерживалась в своей практике.

3 этап. Обучение правилам эффективной организации совместной работы и становление эмоциональной сферы. 

Наиболее эффективной формой организации учебного процесса на этом этапе является групповая работа. 

В своей работе я придерживаюсь правила - групповое обучение основывается на четырех основных принципах:

- социальное взаимодействие;

- позитивная взаимозависимость;

- личная отчетность;

- доля участия каждого.

Принцип позитивной взаимозависимости заключается в том, что успешное выполнение работы всей группой зависит от результатов работы каждого из участников этой группы. В большей или меньшей степени такой ситуации можно достигнуть в случае, если:

        задание построено таким образом, что каждый из участников группы получает для работы лишь часть материала (структура типа “пила”);

        за каждым из участников группы заранее закреплена определенная роль;

        вся группа должна представить единый продукт своей деятельности;

        успех группы зависит от достижения определенной цели всеми участниками группы;

        участники группы ощущают себя частью единого целого - группы, для чего каждая группа перед началом работы может разработать эмблему или любой другой объединяющий опознавательный знак (девиз, флаг и т.д.);

        участники группы располагаются за одним столом.

Принципы  личной отчетности и доли участия каждого. Я считаю, очень важно обратить внимание всех участников группы на то, что успех зависит не только от слаженной работы всей группы в целом, но и от личного вклада каждого ученика. Но очень часто инструкции учителя не приносят в этом смысле желаемого результата: некоторые участники группы предпочитают оставаться в тени своих более активных товарищей, которые фактически выполняют всю работу.

Я задалась вопросом, каким образом построить работу в группах так, чтобы ученик нес долю ответственности за успех? При планировании групповой работы я продумываю:

- каким образом каждая группа будет представлять продукт совместной работы,

- дифференцированные задания для групп и отдельных учеников,

- личную отчетность каждого в той или иной форме.

Одно из важных условий эффективной организации групповой работы – это комплектование групп.

Ученики должны знать, с какой целью они будут работать в группах, каковы преимущества работы совместно с другими учениками в рамках именно этого предмета, сколько времени будет затрачено на работу в группах; также я объясняю ученикам, что они могут оказаться в группе не со своими друзьями, но это не означает, что между членами группы не должно быть взаимоуважения и взаимопомощи.

Практика показывает, что предпочтительно формировать группы по четыре человека. Двое – это не группа. Совместная работа вдвоем может перерасти в непродуктивный спор и даже ссору, а может вообще стать монологом. С появлением третьего появляется возможность критики предложений, оценки подходов, рассмотрения разных вариантов решения задачи. Вчетвером, впятером обсуждение обычно получается и содержательнее, и интереснее, и полезнее. На мой взгляд, оптимальный состав группы 4 человека, когда каждому находится своя роль, часть общей работы, и когда его помощи и поддержке рада вся команда.

Существует множество разных типов групп. Я выбираю тот, который соответствует целям урока:

  1. Разнородные группы.

Формируются по принципу: один “сильный”, два “средних” и один “слабый” ученик, при этом желательно в группу поместить как девочек, так и мальчиков, а в случае если в классе есть ученики разных национальностей, разнообразить состав группы и по этому признаку.

Достоинства данного типа группы:

        учитель сам формирует группы, обеспечивая баланс в каждой группе;

        обеспечивается максимальное воздействие между учениками с разными способностями;

        “слабые” ученики попадают под опеку “сильных” и при правильном построении задания приобретают максимум знаний и опыта;         

        в каждой группе есть сильный ученик, который может стать помощником учителю во многих случаях при работе в группах.

  1. Тематические группы я формирую  с целью спровоцировать дискуссию. В их состав

 входят ученики с разными точками зрения.

  1. Я использую еще один тип групп - базовые группы.

Базовая группа - это группа, формируемая учителем на длительный срок (например, на полугодие), участие в ней чередуется с участием в других типах групп. Формирование таких групп я провожу в соответствии с некоторыми принципами:

        группы формируются мной в начале учебного года/четверти;

        группы преимущественно разнородные;

        я принимаю во внимание психологическую совместимость учеников, поскольку им предстоит работать в одной группе в течение длительного времени; в то же время необходимо по возможности избегать наличия в одной группе учеников, которые своим чрезмерным общением друг с другом могут помешать эффективной работе.

         4. Произвольные  группы подразумевают деление на группы по произвольному признаку (месяц рождения, любимый цвет волос, размер обуви и т.п.). У такого способа есть свои преимущества и недостатки, и именно по причине наличия серьезных недостатков нет необходимости использовать этот способ для формирования групп на длительный срок. Но детям такое деление очень нравится. Отметить можно следующие преимущества:  

        гарантируется максимальная объективность деления на группы, поскольку оно носит случайный характер;

        уместно использовать такой способ формирования групп в начале первого года обучения, когда ученики еще плохо знают друг друга;

        сам процесс формирования групп таким способом вносит разнообразие и элемент игры в монотонное течение урока;

        при временном переходе из базовой группы в произвольную ученики получают разные социальные роли.

        Тем не менее, используя произвольный способ формирования групп, вы можете получить следующие нежелательные для группового обучения ситуации:

        возможны конфликты в результате наличия в группе двух или более учеников, у которых есть проблемы в общении друг с другом;

        вы можете получить группы, целиком состоящие из “слабых” или “сильных” учеников (однородные группы), это может отрицательно повлиять на работу в группах (поскольку работа в группах проходит с учетом ограничения по времени, группа “сильных” учеников может, например, закончить работу намного раньше); по этой же причине в группах, сформированных произвольно, может стать невозможной ситуация, в которой “сильный” ученик будет выступать в роли учителя и помогать более слабым ученикам.

5. Во многих странах известна и с успехом практикуется структура, получившая название “пила”, или “американская мозаика”. Такая структура используется в основном на этапе введения нового дополнительного материала. Учитель готовит необходимые материалы в печатном виде, при этом поделив их на четыре более или менее равные части (по количеству учеников в группе). Каждый из участников группы получает часть заготовленного материала и в течение определенного времени его прорабатывает. По истечении времени учащиеся из разных групп, работавшие с одинаковым материалом, формируют пары или новые группы и обсуждают прочитанное, выделяют наиболее важные моменты и готовятся представить материал остальным ученикам своей группы. По возвращении в свою группу они представляют свою часть материала, выступая, таким образом, в роли учителя. К концу работы в группе каждый ученик получит информацию по всему материалу. Данная структура является классическим примером использования “структурного подхода” к групповому обучению, поскольку отвечает всем его требованиям: обеспечивает взаимодействие учеников в пределах группы и класса, их взаимозависимость, личную отчетность каждого и равное участие.

4 этап. Обсуждение групповой работы с учащимися - обучение рефлексии.

Обсуждение организую следующим образом.

1. Каждый из участников должен поделиться своими впечатлениями от хода и результатов работы: что понравилось, что не понравилось и почему.

2. Высказываясь, надо строго придерживаться следующих правил:

 - все дети говорят по очереди;

 - запрещается перебивать выступающего;

 - нельзя обсуждать или оценивать мнение другого;

 - необходимо ограничиться выражением собственного мнения о выполненной работе.

Предлагается примерный перечень вопросов для каждого участника. Ответы могут быть более или менее подробными (по обстоятельствам).

  • Какую часть работы сделал ты (покажи)?
  • Понравилась ли тебе эта работа (трудились ли вы дружно?)
  • Нравится ли тебе то, что у вас получилось?
  • Нравится ли тебе то, что сделал ты сам?
  • Что можно сделать лучше (что тебе не понравилось?)
  • Что ты хотел бы изменить или чем дополнить работу?

Если ребенку трудно рассказать о своем опыте, учитель может сам, а также уточнить необходимые нюансы.

После того как все выступили, я кратко резюмирую высказывания: кратко сообщаю, на что обратила внимание по ходу работы и вижу сейчас; что получилось; что понравилось; какие встретились трудности и как они преодолевались; как лучше поступать в таких случаях.

Такие беседы не только учат ребят, как надо поступать в тех или иных ситуациях, но и позволяет обиженным и неудовлетворенным "выпустить пар" и не копить обиду. Дети на опыте убеждаются в том, насколько полезно и эффективно обсуждать свои действия, учатся этому. Опыт показывает, что в дальнейшем дети сами начинают использовать обсуждение не только после завершения работы, но и на других ее этапах: по ходу выполнения, а позже – и при планировании.

Оценивая работу учащихся в рамках группового обучения, я провожу четкую границу между оценкой уровня знаний учащегося, с одной стороны, и оценкой его работы в составе группы, с другой стороны. При групповой работе на первый план выходит самооценка, взаимооценка. К работе по проверке результатов могут быть привлечены эксперты из числа учеников класса. В работе с группами мне очень помогают «Листы самоконтроля, самооценки и рефлексии», которые я разрабатываю. От урока к уроку они несколько видоизменяются, но смысл остается один: дети видят весь объем работы, отслеживают на протяжении всей работы и оценивают выполненные задания, а также оценивают работу каждого члена группы по активности и вкладу в общее дело.

Методы обучения

В зависимости от содержания учебного материала, уровня подготовки класса использую различные методы обучения. Но, как правило, при изучении нового материала чаще всего использую для формирования теоретических знаний – проблемно-поисковые методы, для формирования фактических знаний – репродуктивные методы, так как для организации работы необходимы базовые знания по теме. На этапе формирования знаний, умений и навыков репродуктивные методы заменяю на частично-поисковые и исследовательские, так как необходимо формирование умений учащихся использовать полученные знания в нестандартной, измененной ситуации. Кроме того, на этом этапе, а также на этапе обобщения и систематизации знаний и умений использую проблемные и исследовательские методы, в частности, метод проектов.

Средства обучения

Необходимым условием осуществления группового обучения является создание комфортной удобной обстановки в учебном кабинете, который может рассматриваться как элемент программно-методического обеспечения.

Работа в группах требует нетрадиционного размещения рабочих мест учащихся в классе. Если для парной работы удобны обычные ряды, то для групповой работы столы надо ставить так, чтобы каждый ребенок видел всех своих собеседников; не  сидел бы спиной к доске; был в пределах досягаемости от членов группы. Привожу примеры расположения ученических столов, которые использую на своих уроках:

   (межгрупповое общение)

Кроме этого в  кабинете имеются:

  • разработки учебных тем и уроков, диагностических работ для аттестации учащихся по предметам, методические рекомендации по подготовке к занятиям, собранный и распределенный по темам наглядный и дидактический материал;
  • современные технические и компьютерные средства: компьютер, мультимедиа-проектор, DVD проигрыватель;
  • подобран набор электронных изданий учебного назначения на CD-ROM (12 дисков);
  • при необходимости индивидуальной (групповой) формы работы школьников за компьютером используются кабинеты информатики.

Формы учебного процесса

По Выготскому, сам смысл работы учителя по организации учебного сотрудничества заключается в том, чтобы направлять и регулировать работу учеников через коллективную деятельность, через организацию сотрудничества ученика друг с другом и ученика с учителем.

Используемые мной формы организации деятельности:  урок – деловая или ролевая игра;  урок - конференция;  урок - соревнование, состязание, «хоккей»;  урок творчества;  урок - конкурс; урок - путешествие; урок – исследование  «Что? Где? Когда?»; урок - обобщение «Вхождение на вершину»;  урок – групповая дискуссия «Следствие ведут знатоки»; урок-экскурсия; урок – групповой опрос  «Спрашивай - отвечаем» и др.

В зависимости от формы организации урока выбираю способы организации группового взаимодействия:

  1. Малые группы получают одно и то же задание, выполняют его, представляют в устной или письменной форме (или заносят результаты в общую таблицу), соотносят с результатами деятельности других групп, дополняя друг друга, исправляя ошибки, оценивая эффективность групповой работы.
  2. Группы получают разные задания. Выполнив задание, группы представляют результаты работы на общее обсуждение.
  3. Группы получают разные, но работающие на общий результат задания. По окончании работы результаты сводятся вместе, происходит групповое взаимообучение.
  4. Группы сменного состава позволяют одновременно реализовать 1-й и 3-й способы организации работы, при этом обеспечивают разделение заданий не только между группами, но и между каждым учащимся.
  5. Работа групп по принципу «вертушки» дает возможность каждой группе последовательно проработать все задания, перемещаясь по аудитории от одного стола к другому. На каждом столе представлено новое задание или часть общего задания. Работой за каждым столом может руководить «консультант».
  6. Работа групп по принципу «эстафеты»: в пространстве аудитории перемещаются не группы, а задания. Каждой группе выдается задание, над которым она начинает работу. Через определенное время задание передается другой группе по кругу, а данная группа получает задание от другой. Таким образом, каждая группа вносит свой вклад в решение каждой учебной задачи. В конце работы каждая группа обобщает результаты своей работы и представляет конечный результат на всеобщее обсуждение.

Для групповой работы подходит не каждый урок, но включать  в структуру урока на непродолжительное время элементы учебного сотрудничества  вполне возможно. Оптимальная  продолжительность работы учащихся в группах составляет: в младших классах 5 – 7 минут, в средних - 10 – 15 минут, в старших - 15 – 20 минут. На практических занятиях она может занимать больше время.

Результаты и эффекты

Показателями успешности данной методической системы являются: отсутствие конфликтности между детьми класса; повышение степени удовлетворенности учащихся и родителей результатами работы, устойчивость в поведении детей. Повысилась мотивация к учению, к самопознанию и самосовершенствованию, возросла социальная активность и творческое самовыражение. Наблюдается положительная динамика учебных достижений учащихся. В классе снизилось количество учащихся, работающих на репродуктивном уровне, а количество учащихся, способных выполнять задания творческо-исследовательского характера значительно возросло, а потому при 100% успеваемости наблюдается возрастание качества знаний и степень обученности класса. Групповое обучение обеспечило в моём классе возможность выполнять задания и быть активными на уроке даже слабым учащимся. Они стали увереннее в своих знаниях, перестали стесняться отвечать на уроках. Присутствует ощущение радости, успеха, когда ребенок видит результаты своей работы.

Конечно, организацию групповой работы на уроках нельзя считать единственно правильной и идеальной. Однако, мой опыт доказывает, что в сочетании с другими технологиями групповая форма деятельности приводит к  положительным результатам, к эффективности учебного процесса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Групповая форма работы через применение интерактивных технологий обучения."

Доклад учителя начального малокомплектного класса  на тему "Групповая форма работы через применение интерактивных технологий обучения."...

Интегрированный урок по литературному чтению и изобразительному искусству во 2 классе (с применением групповой технологии) Тема: «Осень многолика»

Материал содержит в себе интегрированный урок. На  этом уроке я использовала групповую технологию. Мне она очень нравится, ведь дети учатся работать в группах, в командах с лидером, учатся подчин...

Из опыта работы по применению здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе

Приводится  опыт  работы по  применению  технологий  здоровьесбережения...

СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ И ПРОЕКТНЫХ МЕТОДИК И ТЕХНОЛОГИЙ

СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ И ПРОЕКТНЫХ МЕТОДИК И ТЕХНОЛОГИЙ...

Система работы по применению проектных технологий. (УМК "Начальная школа 21 века)

Описание системы  работы по примению проектных технологий в рамках УМК "Начальная школа 21 века"...

Консультация "Применение групповых технологий"

    Главное условие групповой работы заключается в том, что непосредственное взаимодействие осуществляется на партнерской основе. Это создает комфортные условия в общении для всех, об...