Эссе. "Моя педагогическая философия".
методическая разработка
Эссе
«Моя педагогическая философия».
Учителя начальных классов
МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №15» с.Ивановское
Ивахновой Ирины Сергеевны.
Конкурс «Учитель года – 2022».
«Если учитель имеет только любовь к делу,
он будет хороший учитель.
Если учитель имеет только любовь к ученику,
как отец, мать, - он будет лучше того учителя,
который прочел все книги,
но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам.
Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам,
он - совершенный учитель».
Л.Н.Толстой
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 22.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Эссе
«Моя педагогическая философия».
Учителя начальных классов
МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №15» с.Ивановское
Ивахновой Ирины Сергеевны.
Конкурс «Учитель года – 2022».
«Если учитель имеет только любовь к делу,
он будет хороший учитель.
Если учитель имеет только любовь к ученику,
как отец, мать, - он будет лучше того учителя,
который прочел все книги,
но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам.
Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам,
он - совершенный учитель».
Л.Н.Толстой
Учитель…. Как много в этом слове ноток гордости, уважения и понимания. Нет на свете прекраснее и милее профессии, чем учитель. У меня удивительная специальность– учитель начальных классов. Большая ответственность и большая любовь. Думаю, что именно любовь – определяющее качество в моей работе: прежде всего к детям – вряд ли без нее можно стать Учителем. Любовь к человеку дает силу выдержать многие неурядицы повседневности. Любовь к жизни.. Без оптимизма в школе сегодня не выжить. Любовь к труду – профессия учителя предполагает ежедневную упорную работу. С самого первого вступления на порог школы учитель заменяет самого дорого человека - маму. Он становится всем для ребенка: родителем, наставником, примером для подражания.
Ещё маленькой девочкой я была просто очарована своей первой учительницей – Мартыновой Екатериной Александровной. Она была для меня идеалом доброты, справедливости, грациозности, отзывчивости. Мне так хотелось быть на нее похожей. Неслучайно и любимыми играми в детстве были игры в школу. Другой профессии в своем будущем я даже и не представляла. Буду только учителем! И я осуществила свою мечту, закончив в 2005 году Ставропольский государственный педагогический институт. И вот уже 18 лет я работаю учителем начальных классов.
Сейчас в системе образования произошли перемены. Школа изменилась. В этой обновленной школе учитель - Я. Как же приятно каждый день с учениками делать открытия, сочинять рассказы, решать задачи, изучать окружающий мир. Но еще интереснее делать все это, используя новые методы обучения, которые сейчас активно внедряются в учебный процесс. Теперь легко и просто с помощью презентаций, интерактивных досок, электронных учебников разбирать новый материал. Появилась возможность, используя Интернет, работать с личным сайтом, обмениваться опытом с учителями всей страны, публиковать свои разработки, тесты, дистанционно общаться и учиться.
А как же компетентность учителя? Конечно, учитель должен владеть современными педагогическими технологиями, видеть цели образования, понимать государственную образовательную политику. Ведь слово «образование» происходит от глаголов «образовать» и «образовывать», которые восходят к глаголу «образить», имеющего много значений: давать вид, образ; обтесывать, слагать нечто целое, отдельное; устраивать, учреждать, основывать; улучшать духовно, просвещать (В.И.Даль). Мне ближе значение «улучшать духовно». Пусть мой ученик не выучит наизусть сложное правило и, может быть, решит задачу с ошибкой, но, надеюсь, он будет Человеком. Человеком с открытой душой и добрым сердцем, сомневающимся, думающим, любящим. Ведь «напичкать» знаниями – это не главное. Главное – научить видеть прекрасное и безобразное, отличать истинные ценности от ложных, думать, работать и нести ответственность за свои действия. И в этом процессе роль учителя невероятно велика.
В первые годы работы с детьми для меня было странным, почему дети плохо воспринимают информацию, когда все так просто и понятно. Это нам, взрослым, понятно, а им нет. Понадобилось время для понимания и осознания этого. Итак, первый урок, преподнесённый учащимися: настоящий учитель тот, кто способен спуститься с высот своих знаний до незнания ученика и вместе с ним совершить восхождение. Это стало первым принципом, которым я сегодня руководствуюсь в своей педагогической деятельности.
Второй урок, который получила, делая первые педагогические шаги: преподавание должно быть искренним. Ведь только через призму своих мироощущений, своей системы ценностей, отношения ко всему, что происходит вокруг, сухой программный материал становится волшебным кристаллом, сверкающим всеми цветами радуги и зовущим к открытиям. Поэтому второй мой принцип - быть искренним и честным перед детьми.
Вот так, с этих великих для меня открытий во мне рождался учитель.
Каждый ребенок талантлив, талантлив по-своему - такова моя позиция. Не скуплюсь на похвалу. Нет такого “двоечника”, которого не за что было бы похвалить. Выделить из потока неудач крошечный островок успеха, дать соломинку помощи, показать тропинку к пониманию - и у ребенка возникнет вера в свои возможности и желание учиться - это мой третий принцип.
Ещё К.Д. Ушинский писал: “...ученье, лишённое всякого интереса, убивает в ученике охоту к ученью...”. Я не могу допустить, чтобы в глазах моих учеников появилось разочарование. Считаю, что интерес – это ключ к знаниям, и его необходимо поддерживать в детях. Умение увлечь учеников своими предметами и есть педагогическое мастерство, к которому мы все стремимся. И это четвертый принцип моей педагогической философии.
На уроках необходимо не только формировать компетентности, но и воспитывать Человека, и научить ребёнка быть стойким и мужественным, умеющим преодолевать трудности взрослой жизни - это моя задача. Нужна только правильная оболочка. Воспитывай, обучая новому, это мой пятый принцип.
Каждый день я вхожу в класс и смотрю в распахнутые, доверчивые глаза, которые ждут новое, интересное, увлекательное. Главное верить, понимать, что происходит в их душах, смотреть на мир их глазами, наполнять любовью и добротой каждое мгновение.
Моя задача как педагога сделать так, чтобы душевный мир детей был наполнен любовью, верой, надеждой. Продуктивность учебы напрямую зависит от взаимоотношений между учителем и учеником. Если контакт не налажен, то положительного результата в обучении не жди. Сначала взаимопонимание, и только потом обучение. Совершенно уверена, что любовь и уважение учеников нельзя заслужить, вооружившись только современными методиками, новыми технологиями, концепциями. Нужен ещё и нелёгкий труд души. Главное - научиться видеть и ценить в ребёнке ту неповторимую индивидуальность, которая отличает нас всех друг от друга, суметь обеспечить свободу самовыражения его личности и понять, что ребёнок - человек, имеющий собственное представление о мире, свой опыт и свои чувства.
На основании всего вышеизложенного, моя педагогическая
философия основывается на следующих заповедях:
- ученику нужно отдавать не только некую сумму знаний, но и частичку своей души.
- в ученике нужно уважать человека, личность, (что является конкретизацией золотого правила древности - относись к другим так, как ты хотел бы, чтобы относились к тебе);
- "плохой" ученик не есть плохой человек
- каждый ребенок вправе рассчитывать на внимание, заботу и любовь.
- учитель лишь тогда сможет научить чему-то детей, когда он любит их
и свой предмет.
- постоянно ищи возможность саморазвития и самосовершенствования. («Кто не в силах учиться, тот не в силах учить», - гласит старинное изречение).
И еще важно в моей педагогической философии:
- учитель должен создать условия для реализации способностей
каждого ребенка:
- дать учащимся прочные и глубокие знания по предмету;
- способствовать творческому развитию каждого ученика, как на уроке, так и вне урока;
- вызвать у ребенка интерес к знаниям, научить его иметь собственное мнение;
- помочь ребенку осознать себя личностью, воспитать в нем чувство человеческого достоинства, самостоятельность, личную инициативу, веру в себя.
За 16 лет своей педагогической деятельности у меня сформировалась своя система
работы. Использую на уроках и во внеурочной деятельности различные технологии, такие как технология игрового обучения, проблемное обучение, проектная методика, программированные задания, а также ИКТ, личностно ориентированное обучение. Современные педагогические технологии помогают реализовать личностно - ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учётом способностей детей, их уровня обученности, склонностей и т.д.
От школы сегодня ждут не "нашпигованных" знаниями выпускников, а людей, способных на протяжении всей жизни добывать и применять новые знания, следовательно, быть профессионально и социально мобильными. Моя цель - увидеть, разглядеть, не пропустить в ребёнке всё лучшее, что в нём есть, и дать импульс к самосовершенствованию через развитие творчества, идущего из самой глубины души его.
Завершить своё эссе мне бы хотелось словами древнегреческого философа Сократа: «В каждом человеке есть частичка солнца, только дайте ему светить». Увидеть солнце, то есть, увидеть личность в каждом ребёнке – вот суть моей педагогической философии.
Я люблю свою профессию, горжусь ею. Поразмышляв обо всем, прихожу к выводу, что я – счастливый человек: у меня замечательная семья, любимая профессия…. И завтра я опять иду в школу…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эссе. Моя педагогическая философия
«Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в, ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам дум...
Эссе. «Моя педагогическая философия».
Эссе Паненко И.Н....
![](/sites/default/files/pictures/2012/01/05/picture-45178.jpg)
Эссе "Моя педагогическая философия"
Мои размышления о профессии учителя. Статья была написана для участия в конкурсе "Учитель года Подмосковья"...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/05/picture-62693-1415180877.jpg)
Сочинение – эссе "Моя педагогическая философия"
Пять выпусков позади, а впереди еще долгий профессиональный путь, сложный и тернистый, с большими испытаниями, как для меня, так и для моих подопечных. ...