Эссе. «Моя педагогическая философия».
статья по теме
Предварительный просмотр:
Эссе
Будь терпелив в ожидании чуда.
И будь готов для встречи с ним в ребенке.
Ш.М. Амонашвили.
Не один раз в своей жизни я задавала себе вопрос: «Кто я?» и, не раздумывая, отвечала: «Я - учительница». Наверное это не правильно. Наверно, правильнее бы сказать: «Я - мать», или «Я - женщина», или «Я - человек». Но «Я - учительница!». Это осознание огромной ответственности перед государством, обществом, а прежде всего - перед учеником.
Каждый день на меня смотрят глаза моих учеников. За партами на моих уроках сидит будущее России. И в этом будущем мне тоже предстоит жить.
Я не просто учитель. Я - первая учительница. Я - первый учитель, который входит в жизнь ребенка и его семья. Родители доверяют мне самое дорогое, что у них есть, - своих детей. Наверное, нет на свете ни одного родителя, которого не волновало, как его ребенок будет учиться в школе, как будут складываться взаимоотношения с учителем, со сверстниками, насколько учение будет для него радостным и полезным. И от меня, первого учителя, зависит, как сложится школьная жизнь ребенка, как родители будут относиться к школе, станут ли они моими единомышленниками. Много лет я незримо буду присутствовать в семье каждого ученика. Как же не растерять то доверие, которое так щедро дарят мои ученик и их родители.
Моя первая заповедь - любить детей и научить их любить себя, своих близких и весь мир. Стараюсь найти индивидуальный подход к каждому. Ведь всякий ребенок от природы талантлив, и основная задача учителя - помочь таланту раскрыться. Для этого использую разные пути: игры, экскурсии, прогулки, внеклассные занятии. Дети младшего школьного возраста мыслят образами. Они эмоциональны и чувствительны, и чтобы они все время, каждый день получали и создавали что - то новое, и при этом необходимо дарить им всю силу и любовь своей души, учиться вместе с ними, жить их интересами и мечтами. Только тогда ребенок раскроет учителю свою душу и оправдает все его надежды.
Учитель должен быть и наставником, и помощником, и другом, который призван помочь ребенку приобрести не только знания об окружающем мире, овладеть умениями и навыками, но и помочь адаптироваться в этом мире, раскрыть и проявить свои способности, почувствовать себя самостоятельной, творческой личностью. Надо, наверное, еще уметь управлять своими чувствами каждую минуту, каждый час, день общения с детьми.
Мне нравится открывать детям мир вокруг, учить читать, дружить. Я радуюсь, что помогаю расти ребятишкам нравственно.
С самого начала учебного года учу детей слушать учителя и товарищей, контролировать свои действия, проявлять активность в работе, самостоятельно выполнять задания, пересказывать прочитанное или услышанное и только при необходимости обращаться учителю.
На уроках применяю идеи и принципы развивающего обучения. В настоящее время известны два вида концепций развивающего обучения.
Главное, что я поняла, - все концепции так или иначе ориентированы на развитие способностей младших школьников, которое происходит в ходе выполнения ими практических действий в содружестве с одноклассниками и учителем. Полностью я не приняла ни одну из концепций, но использовала в работе то, что подходит моим ученикам.
Основной целью своей работы считаю создание условий для умственного развития детей, в ходе которого охраняется психическое и физическое здоровье каждого ученика.
К сожалению, на страницах педагогической литературы противопоставляются традиционное и развивающее обучение. Принято считать, что традиционной системе все устарело; что развитие идет через усвоение образов, а не путем возникновения новообразований; что целью дидактических принципов является обеспечение условия знаний, а не максимальная эффективность обучения для общего развития учащихся; что главная роль в классе принадлежит учителю, а не ученику; что содержание образования не обогащается. Что мало методов и т.д. наверное, это так, но лишь том случае, если учитель не способен перестроится, принять главную роль организатора познавательной деятельности учащихся.
Совершенно искренне считаю, что обучение может быть развивающим вне зависимости от того, по какой программе работает учитель, приверженцем какой концепции он является, а от того, как он работает, от его личности, от целей, которые перед собой, от методов и приемов, которые он использует, от умения реализовать принципы обучения на практике.
Я работаю в классе по традиционной системе. Любую работу с детьми организую так, чтобы она вызывала положительные чувства. Если у ребенка что-то не получается, то я всегда вселяю надежду на будущее, никогда не перебиваю учеников, даю возможность всем высказаться.
Учитель должен при любых обстоятельствах, уважать чувство достоинство каждого ученика. Только глубокое уважение и доверие, искренняя любовь к детям, бережное отношение к их чувствам могут создавать обстановку взаимопонимания. Нужно учить детей настаивать свои убеждения, основанные на четком представлении о добре и зле. А еще нужно просто любить свою работу.
«Работа - лучший способ наслаждаться жизнью», - утверждал И Кант. Так буду же ею наслаждаться, обладая великой силой учителя и воспитателя - умением владеть сердцами своих учеников.
А сегодня у меня педстаж 24 года. Вновь 1 сентября 2011год. Спустя 24 года, опять стою в роли первой учительницы. Опять цветы, улыбающиеся люди. Поздравляю своих первых учеников началом новой жизни. Я счастлива, но мне тревожит вопрос; смогу ли научить этих детишек писать и читать, считать, а главное – думать и рассуждать? Смогу ли оправдать доверие мам и пап, коллег? Но я довольна своей работой. Работы мои печатаются на республиканских газетах и журналах. Звонок. Перемена. Шум, игры, благодарность учеников, родителей.
Вот оно «чертово колесо» учительской работы: вверх – вниз, вниз – вверх. Мое счастливое «колесо».
Завтра будет новый школьный день. Завтра в классе на меня будут смотреть глаза. Глаза моих учеников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эссе "Моя педагогическая философия"
Эссе "Моя педагогическая философия"...
Эссе. Моя педагогическая философия
«Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в, ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам дум...
Эссе "Моя педагогическая философия"
Мои размышления о профессии учителя. Статья была написана для участия в конкурсе "Учитель года Подмосковья"...
Эссе моя педагогическая философия
Эссе моя педагогическая философия...
Сочинение – эссе "Моя педагогическая философия"
Пять выпусков позади, а впереди еще долгий профессиональный путь, сложный и тернистый, с большими испытаниями, как для меня, так и для моих подопечных. ...
Педагогическое эссе«Моя педагогическая философия как классного руководителя»
Февраль 2010 год. Год, объявленный годом Учителя. Год, в котором моя дочь пойдет в 1 класс. Она...