Рабочая программа внеурочной деятельности "Культура народов Поволжья"
рабочая программа
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Нижнеякушкинская основная общеобразовательная школа
Рассмотрена на заседании Педагогического совета Протокол № 1 от «30» августа 2021 г. | Согласована Заместитель директора по УВР: _________/Васина Т.Н./ «30» августа 2021 г. | Утверждено. Директор школы: ____________ /Долгова А.В. Приказ № 100 «30» августа 2021 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Курс внеурочной деятельности | Культура народов Поволжья |
Напрвление развития личности школьника, в рамках которого будет реализоваться программа внеурочной деятельности | Краеведческая |
Возраст обучающихся | 7-11 лет |
Количество часов - годовых и недельных | 1час в неделю |
Срок реализации | 2021 - 2022 учебный |
Фамилия, имя и отчество разработчика рабочей программы | Янкова Ольга Анатольевна |
Год разработки программы | 2021 |
Планируемые результаты освоения программы внеурочной деятельности
В результате изучения факультативного курса «Культура народов Поволжья» учащимися должны быть достигнуты определенные результаты.
Личностные результаты освоения программы:
– воспитание чувства гордости и уважения по отношению к традиционной культуре народов, проживающих на территории Ульяновской области;
формирование уважения к другим народам, заложение основ толерантности и нравственности;
– воспитание чувства гражданственности и патриотизма к своей малой родине, стране;
– способствовать формированию художественного вкуса, эстетического отношения к красоте окружающего мира;
– формирование положительного отношения к труду и здоровому образу жизни.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения:
– понимание учащимися национальной культуры как одной из основных ценностей народа, её значения в дальнейшем обучении и всей жизни;
– осознание эстетической ценности народной культуры, уважительное отношение к своей культуре, гордость за нее;
– потребность сохранить самобытность культуры своего народа;
– почтительное отношение к своей семье, своей малой родине, стране;
– доброжелательное отношение к представителям разных национальностей, их культурным особенностям;
– осознание ценности физического и нравственного здоровья и стремление к здоровому образу жизни.
Метапредметные результаты освоения программы:
Главным результатом реализации программы внеурочной деятельности является формирование универсальных учебных действий, направленных на способность воспитанников самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности.
В связи с этим, дети должны овладеть:
– умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
– навыками использования средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного материала, выполнения творческих проектов;
– умением планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных творческих задач;
– навыками смыслового чтения текста, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
– видами речевой деятельности, пониманием информации устного и письменного сообщения;
– умением оценивать свои результаты, адекватно формулируя ответы (оценивать качество изделий, рисунков, исполнения песен, стихов);
– навыками применения приобретенных знаний, умений при выполнении творческих заданий;
– приемами отбора и систематизации материала на определенную тему;
– первичными навыками в художественной деятельности (рисование орнамента, чтение стихов на родном языке, исполнение песен);
– способами извлечения необходимой информации из прослушанных текстов;
– навыками активного включения в процесс восприятия и в практическую деятельность, связанную с созданием разнообразных «продуктов» с учетом особенностей народного творчества.
Предметные результаты освоения программы:
В процессе овладения социокультурным и учебным аспектами результатами будут:
– общие представления об Ульяновском Поволжье как организме географического, духовного, и культурного единства;
– первичные знания о национальностях, населяющих край, истории становления и развития народов, особенностях их расселения;
– формирование представления о важнейших элементах материальной и духовной культуры разных народов;
– расширение знаний о культуре, религии, национальных традициях и интересах народов Поволжья;
– знакомство с национальной музыкальной культурой народов Поволжья;
– проявление интереса к национальному устному народному творчеству;
– знакомство с композицией национальной одежды, умение выделять особенности цветовой гаммы орнамента, вышивки;
– знакомство с традиционными календарными и семейно-обрядовыми праздниками, особенностями их празднования;
– умение различать признаки национального музыкального и художественного творчества;
– умение видеть черты национального своеобразия в произведениях народного искусства: в декоре традиционного жилища, предметах быта, орнаментах вышивки, одежды.
Содержание программы
Программа разработана для обучающихся с 7 до 11лет.
1-год характеризуется следующими особенностями: у детей ярко выражены чувства первенства и любознательность (все хочется попробовать самому - здесь и сейчас), более доверительны и легки на контакт, менее стеснительны в выражениях своих чувств и мысли выражают на прямую, без «подтекстов». Материал обучения преподносится в познавательной форме
как «Игра - занятие».
2 - 3год : дети с 7 до 11лет. Так же выражена любознательность по
изучению истории, культуры и языка, традиций родного народа. Поиск собственного «Я» в причастности родной культуры через призму сложившегося собственного мнения в окружении доминантной русской культуры. Обладая качествами более глубокого осмысленного самоанализа по вопросам темы урока предъявляют педагогу (пусть оно и негласно) уважительное отношение к своей точки зрения и достоверных доказательств
«с популярных» источников.
Изучение культуры проводится в форме внеурочных занятий с синхронным переводом на русском языке, с более широким использованием дидактического материала.
1)просмотр видеоклипов и прослушивание аудиозаписей с выступлений заслуженных артистов эстрады
2)участие в заочных экскурсиях на выставках и творческих вечерах известных художников, поэтов и писателей
3)участие в заочных экскурсиях с посещением памятных мест и музеев
4)участие в проведениях национальных праздников, а также календарных праздников.
Учебно – тематический план
по первому году обучения
№ пп | Темы занятий | Всего часов | Дата по плану | Дата факт. |
Правила техники безопасности | ||||
1. | Вводное занятие. Введение в курс по изучению культуры, быта и традиций народов Поволжья | 2 | ||
Этническая культура | 3 | |||
2. | Древняя история чувашей, мордвы, татар. | 1 | ||
3. | Современная Чувашия Ульяновской области | 1 | ||
4. | Современные Татарстан и Мордовия | 1 | ||
Календарь | 3 | |||
5. | Название дней недели | 1 | ||
6. | Название месяцев | 1 | ||
Этикет | 3 | |||
7. | Что такое этикет, отличие от других национальностей | 1 | ||
8. | Разговорная речь | 1 | ||
Известные люди народов Поволжья | 6 | |||
9 | Выдающиеся люди Татарстана | 2 | ||
10 | Выдающиеся люди Чувашии | 2 | ||
11 | Выдающиеся люди Мордовии | 2 | ||
Материальная культура | 5 | |||
12 | Национальный костюм (женские и мужские костюмы, женские украшения,обувь) | 2 | ||
13 | Игра занятие «Истоки народной красоты» | 2 | ||
14 | Поселения и жилища | 1 | ||
15 | Игра-занятие «Свет нового очага» | 1 | ||
16 | Посуда и инвентарь | 1 | ||
Мифология | 3 | |||
17 | Мифы о мироздании | 3 | ||
Единицы измерения | 3 | |||
18 | Счет до 100. Игра «Меня сосчитали» | 3 | ||
Праздники и календарные обряды | 3 | |||
19 | Обычаи, обряды и традиции чувашского народа | 1 | ||
20 | Обычаи, обряды и традиции татарского народа народа Обычаи, обряды и традиции мордовского народа | 1 1 | ||
Повторение. | 2 | |||
ИТОГО: | 33 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности «Культура добрососедства»
Программа разработана на основе методических рекомендаций и регионального интегративного курса «Культура добрососедства» Кравцовой Л.Ф., Араджиони М.И., Козыревой А.С., Оленко Н.Ю.Проблемы воспитания ...
рабочая программа внеурочной деятельности "культура общения" 1 класс
готовая рабочая программа по кружку "культура общения"внеурочная деятельность для 1 класса...
Рабочая программа внеурочной деятельности «ИГРЫ НАРОДОВ МИРА» 1 КЛАСС
Рабочая программа кружка «Игры народов мира» разработана на основе регионального компонента, в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования, компле...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Культура здоровья» для обучающихся 4 класса
Аннотация к рабочей программе внеурочной деятельностиВнеурочная деятельностьКультура здоровьяКласс4Нормативные документы1.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образов...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Культура в твоей жизни" для 1 класса.
Рабочая программа содержит планируемые результаты освоения программы внеурочной деятельности "Культура в твоей жизни", содержание программы, тематическое планирование....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Игры народов мира"
Рабочая программа внеурочной деятельности "Игры из бабушкиного сундучка" направлена на формирование у детей младшего школьного возраста необходимые знания, умения и навыки здорового об...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Игры народов ханты и манси"
Программа по изучению и сохранению традиций коренных малочисленных народов Севера....