диагностич.инструментарий для отслеживания результативности обучения учащихся УУД
материал (4 класс)
Модифицированный вариант анкеты школьной мотивации Н.Г. Лускановой
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
anketa_shkolnoy_motivatsii.docx | 18.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Модифицированный вариант анкеты школьной мотивации Н.Г. Лускановой
(Личностные УУД)
Цель: изучение мотивационной сферы как одной из составляющих личностных УУД.
Регистрация данных: групповая форма проведения.
Необходимые материалы: регистрационный бланк, ручка.
Инструкция для учащегося: «Сейчас я буду зачитывать вопросы, которые описывают ваше отношение к школе. Послушайте их внимательно. К каждому вопросу предлагается 3 варианта ответа: а, б и в. Выберите тот вариант ответа, который вам подходит, и обведите в кружок одну букву рядом с номером соответствующего вопроса»
1. | Как ты чувствуешь себя в школе? | а) мне в школе нравится; б) мне в школе не очень нравится; в) мне в школе не нравится |
2. | С каким настроением ты идешь утром в школу? | а) с хорошим настроением; б) бывает по-разному; в) чаще хочется остаться дома |
3. | Если бы тебе сказали, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, как бы ты поступил? | а) пошел бы в школу; б) не знаю; в) остался бы дома |
4. | Как ты относишься к тому, что у вас отменяют уроки? | а) мне не нравится, когда отменяют уроки; б) Бывает по-разному; в) мне нравится, когда отменяют уроки |
5. | Как ты относишься к домашним заданиям? | а) я хотел бы, чтобы домашние задания были; б) не знаю, затрудняюсь ответить; в) я хотел бы, чтобы домашних заданий не было |
6. | Хотел бы ты, чтобы в школе были одни перемены? | а) нет, не хотел бы; б) не знаю; в) да, я хотел бы, чтобы в школе были одни перемены |
7. | Рассказываешь ли ты о школе своим родителям или друзьям? | а) рассказываю часто; б) рассказываю редко; в) вообще не рассказываю |
8. | Как ты относишься к своему классному руководителю? | а) мне нравится наш классный руководитель; б) не знаю, затрудняюсь ответить; в) я хотел бы, чтобы у нас был другой классный руководитель. |
9. | Есть ли у тебя друзья в классе? | а) у меня много друзей; б) у меня мало друзей; в) у меня нет друзей в классе |
10 | Как ты относишься к своим одноклассникам? | а) мне нравятся мои одноклассники; б) мне не очень нравятся мои одноклассники; в) мне не нравятся мои одноклассники |
Бланк ответов анкеты мотивации
1. а. б. в. | 2. а. б. в. | 3. а. б. в. | 4. а. б. в. | 5. а. б. в. |
6. а. б. в. | 7. а. б. в. | 8. а. б. в. | 9. а. б. в. | 10. а. б. в. |
Обработка результатов
I. Количественный анализ
Для дифференцирования детей по уровню школьной мотивации была разработана система балльных оценок:
- ответ ребенка, свидетельствующий о его положительном отношении к школе и предпочтении им учебных ситуаций, оценивается в 3 балла;
- нейтральный (средний) ответ оценивается в 1 балл;
- ответ, свидетельствующий об отрицательном отношении ребенка к той или иной школьной ситуации, оценивается в 0 баллов.
Максимально возможная оценка равна 30 баллам.
Установлено 5 основных уровней школьной мотивации:
- 5-й уровень. 25-30 баллов (максимально высокий уровень школьной мотивации, учебной активности). Такие дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Они очень четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания педагога.
- 4-й уровень. 20-24 балла (хорошая школьная мотивация). Подобный показатель имеют учащиеся, успешно справляющиеся с учебной деятельностью. При ответах на вопросы проявляют меньшую зависимость от жестких требований и норм. Подобный уровень мотивации является средней нормой.
- 3-й уровень (внешняя мотивация) – положительное отношение к школе, но школа привлекает внеучебной деятельностью. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, чтобы общаться с друзьями, с учителями. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, пенал, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает.
- 2-й уровень (низкая школьная мотивация). Эти дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в серьезной адаптации к школе.
- 1-й уровень (негативное отношение к школе, школьная дезадаптация). Такие дети испытывают серьезные трудности в обучении: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в ней для них невыносимо. В других случаях ученики могут проявлять агрессию, отказываться выполнять задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нервно-психические нарушения.
II. Качественный анализ
Анализируется выбор ребенка по каждому из 10 вопросов анкеты.
Первые четыре вопроса показывают эмоциональное отношение ребенка к школе. Выбор третьего варианта ответа на них может свидетельствовать о высокой тревожности, выбор второго варианта – о психологической защите.
О перегрузке учащихся свидетельствует выбор третьего варианта ответа на вопрос 5.
Конфликтные отношения учащихся с классным руководителем выявляет вопрос 8. О возможных проблемах свидетельствует выбор второго и третьего вариантов ответа.
Для выделения детей группы риска по эмоциональному самоощущению в учебном коллективе анализируются ответы на вопросы 9 и 10. О полной изоляции или отвержении ребенка может свидетельствовать выбор третьего варианта ответов на оба эти вопроса.
При различных комбинациях второго и третьего вариантов ответов можно предполагать либо частичную изоляцию ребенка в классе, либо его включенность в малую замкнутую группу из 2 или 3 человек. При комбинации «третий вариант ответа на 9-й вопрос – первый вариант ответа на 10-й» можно предположить, что сам ребенок стремится к общению, однако по какой-то причине ему не удается установить контакт с одноклассниками, т.е. фактически он является отвергаемым. Обратная комбинация ответов на эти вопросы может свидетельствовать о том, что ребенок, хотя и имеет обширные контакты в классе, не удовлетворен самим коллективом.
Негативные ответы (третьи варианты) на вопросы 2 и 3 в совокупности с промежуточным или негативным ответом на вопрос 7 при прочих положительных ответах (первые варианты) и при достаточно высоком общем уровне развития ребенка могут свидетельствовать о скрытом неблагополучии в отношении к школе.
Если ребенок дает третий вариант ответа на вопрос 7 и при этом у него выявлены высокие показатели по факторам социального стресса, фрустрации потребности в достижении успеха и страха несоответствия ожиданиям окружающих анкеты Филлипса, следует предложить его родителям принять участие в работе тренинга родительской эффективности, а также оказать психологическую поддержку самому ребенку.
При изучении степени адаптации ребенка после окончания 4 класса особенно важно проанализировать ответы детей на 5, 8, 9, 10 вопросы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности изучения результативности обучения в системе развивающего обучения Л.В. Занкова
Развитие школьников возможно только в условиях их поисковой деятельности, в ходе которой и воспитывается человек, способный к самостоятельным, смелым решениям, к эффективным действиям в соврем...
Презентация по теме: Результативность деятельности учителя физической культуры по повышению успешного обучения учащихся при сохранении здоровья".
Повышение уровня физической подготовленности учащихся, на основе собственного опыта....
Осуществление диагностики и отслеживание результативности использования современных образовательных технологий
Осуществление диагностики и отслеживание результативности использования современных образовательных технологий....
листы отслеживания достижений у учащихся
Мониторинг качества обучения помогает отслеживать все продвижения и достижения учащихся, видеть их слабые и сильные стороны, анализировать и оценить результативность обучения, оценить эффективность уч...
Отслеживание результатов обучения детей с ОВЗ. 1 класс
Таблицы для отслеживания результатов обучения детей с ОВЗ...
Диагностический инструментарий для отслеживания результативности обучения учащихся начальной школы по формированию личностных, коммуникативных, регулятивных и познавательных УУД
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Введение нового стандарта общего образования существенно изменяет всю образовательную ситуацию в школе, определя...
Отслеживание качества обучения по русскому языку и математике 1 класс
Отслеживание обучения...