Диагностический инструментарий для отслеживания результативности обучения учащихся начальной школы по формированию личностных, коммуникативных, регулятивных и познавательных УУД
тест
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Введение нового стандарта общего образования существенно изменяет всю образовательную ситуацию в школе, определяя точное место формам и видам приложения психологических знаний в содержании и организации образовательной среды. В связи с этим важное место в образовательном процессе занимают психологическое здоровье учащихся, индивидуализация образовательных маршрутов, создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды.
Для эффективного управления образованием необходимо понимать и объективно оценивать те проблемы и тенденции, которые складываются в детской среде. Это, безусловно, задача психологической службы, которую можно решать посредством мониторинговых исследований, специального психологического анализа образовательных условий и социально-психологических рисков, в которые попадает ребёнок.
С введением ФГОС работа психолога становится необходимым элементом образовательной системы школы, поскольку оценка качества обучения в школе по ряду обязательных критериев предполагает оценку результатов деятельности не только педагога, но и психолога: оценку уровня развития личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных качеств. Основной целью психологического сопровождения является создание социально-психологических условий для развития личности школьников и их успешного обучения. Психологическое сопровождение участников образовательного процесса повышает его эффективность.
В связи с тем, что в федеральных документах, регламентирующих введение ФГОС, не предлагается конкретная система оценки универсальных учебных результатов, и разработка этой системы отдана образовательному учреждению, в практике возникают трудности, особенно в отношении инструментария и процедуры оценки личностных показателей и коммуникативной компетентности.
Таким образом, районное методическое объединение педагогов-психологов Советского района пришло к выводу, что необходимо создавать единый диагностический пакет для отслеживания результативности обучения учащихся начальной школы по формированию личностных, коммуникативных, регулятивных и познавательных УУД, в который вошли следующие методики:
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
diagnosticheskiy_instrumentariy.docx | 21.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Диагностический инструментарий для отслеживания результативности обучения учащихся начальной школы по формированию личностных, коммуникативных, регулятивных и познавательных УУД
1 класс
№ | УУД | Исследуемая функция | Диагностический инструментарий | |
Стартовая (сентябрь-октябрь) | Итоговая (март-апрель) | |||
1 | Личностные | - изучение сформированности мотивов учения, выявление ведущего мотива. - определение школьной мотивации - изучение внутренней позиции школьника. - самооценка, как обобщенное и дифференцированное отношение к самому себе - эмоциональное отношение ребенка к школе | Определение мотивов учебной деятельности (М. Р. Гинзбург). Анкета школьной мотивации Н. Г. Лускановой. Тест на отношение к школе и учению (Т. А. Нежнова), Методика «Беседа о школе» Методика измерения самооценки Дембо-Рубинштейна, Методика «Лесенка» (В. Г. Щур) | Определение мотивов учебной деятельности (М. Р. Гинзбург). Анкета школьной мотивации Н. Г. Лускановой. Тест на отношение к школе и учению (Т. А. Нежнова). Методика измерения самооценки Дембо-Рубинштейна, Методика «Лесенка» (В. Г. Щур) Проективный тест личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентаций «Домики» (О. А. Орехова). |
2 | Познавательные | - готовность ребенка к школьному обучению - перцептивная и моторная организация пространства (уровень развития пространственных представлений) - словесно-логическое мышление - измерение уровня интеллектуального развития (невербального интеллекта) | Методика определения готовности к школе (Л. А. Ясюкова). Бендер-гештальт тест | Методика диагностики словесно-логического мышления (Л. И. Переслени, Л. Ф. Чупрова). Прогрессивные матрицы Равена (цветной вариант) |
3 | Коммуникативные | - выявление коммуникативных действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществлении сотрудничества - исследование межличностных отношений в группе и уровня сплоченности классного коллектива - исследование межличностных отношений | Методика «Рукавички» (Г. А. Цукерман) Социометрическая методика «Подари подарок другу» Модифицированный вариант социометрической методики Р. Жиля | Методика «Рукавички» (Г. А. Цукерман) Социометрическая методика «Подари подарок другу» Модифицированный вариант социометрической методики Р. Жиля |
4 | Регулятивные | - умение контролировать свою деятельность - уровень сформированности саморегуляции в интеллектуальной деятельности. - волевая саморегуляция, как способность к мобилизации сил и энергии | Методика «Рисование по точкам» Методика «Палочки и черточки» (У. В. Ульенкова) Цветовой тест М. Люшера | Методика «Рисование по точкам» Методика «Палочки и черточки» (У. В. Ульенкова) Цветовой тест М. Люшера |
2 класс
Проводится коррекционно-развивающая работа с детьми с признаками школьной дезадаптации (по результатам диагностики в 1-ом классе).
3 класс
№ | УУД | Исследуемая функция | Диагностический инструментарий |
Промежуточная (ноябрь-декабрь) | |||
1 | Личностные | - определение школьной мотивации - самооценка, как обобщенное и дифференцированное отношение к самому себе | Анкета школьной мотивации Н. Г. Лускановой. Методика измерения самооценки Дембо-Рубинштейна в модификации А. М. Прихожан |
2 | Познавательные | - уровень развития логического мышления - уровень развития словесно-логического мышления - измерение уровня интеллектуального развития (невербального интеллекта) | «Логические закономерности». Методика исследования словесно-логического мышления (Э.Ф. Замбацявичене) Прогрессивные матрицы Равена (цветной вариант) |
3 | Коммуникативные | - выявление коммуникативных действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществлении сотрудничества - исследование межличностных отношений в группе и уровня сплоченности классного коллектива | Методика «Рукавички» (Г. А. Цукерман) Социометрия |
4 | Регулятивные | - умение контролировать свою деятельность - волевая саморегуляция, как способность к мобилизации сил и энергии | Методика «Корректурная проба» Цветовой тест М. Люшера |
4 класс
№ | УУД | Исследуемая функция | Диагностический инструментарий |
Итоговая (апрель-май) | |||
1 | Личностные | - определение школьной мотивации - самооценка, как обобщенное и дифференцированное отношение к самому себе | Анкета школьной мотивации Н. Г. Лускановой. Методика измерения самооценки Дембо-Рубинштейна в модификации А. М. Прихожан |
2 | Познавательные | - уровень умственного развития - измерение уровня интеллектуального развития (невербального интеллекта) | Групповой интеллектуальный тест (ГИТ) Прогрессивные матрицы Равена (цветной вариант) |
3 | Коммуникативные | - исследование межличностных отношений в группе и уровня сплоченности классного коллектива - планирующая и регулирующая функция речи | Социометрия Задание «Дорога к дому» |
4 | Регулятивные | - умение контролировать свою деятельность - волевая саморегуляция, как способность к мобилизации сил и энергии | Методика «Корректурная проба» Цветовой тест М. Люшера |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности обучения учащихся начальной школы устной коммуникативной компетенции (английский язык, 2 класс).
в работе дается описание работы педагогов по развитию коммуникативной компетенции кчащихся вторых классов на уроках английского языка...
«Формирование навыков беглого и правильного чтения как условие успешности обучения учащихся начальной школы».
Причины низкого темпа чтения и упражнения, которые помогут их ликвидировать....
Формирование навыков беглого осознанного чтения как условие успешности обучения учащихся начальной школы.
Чтение играет основополагающую роль в формировании личности ребенка. Возникает ряд противоречий между возрастающей в условиях информационной усложненности необходимостью много читать и отсутствием инт...
Методическая разработка внеклассного мероприятия для учащихся начальной школы по теме: "Развитие коммуникативных и творческих способностей учащихся"
Внеклассное мероприятие разработано на основе стихотворения С.Я.Маршака "Потеряли котятки по дороге перчатки". Мною создан переработанный сценарий, с добавлением новых персонажей. Являюсь автором поэт...
Положение о системе, критериях контроля и нормах оценки результативности обучения в начальной школе
Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным Законом "Об образовании в РФ", Методическим письмом Министерства образования РФ №156/14-15 от 19.11.98г. «Контроль и оценка в начальн...
Положение о критериях контроля и нормах оценки(отметки) результативности обучения в начальной школе
Положение, устанавливающее требования к оценке результатов учебных (предметных) достижений...
диагностич.инструментарий для отслеживания результативности обучения учащихся УУД
Модифицированный вариант анкеты школьной мотивации Н.Г. Лускановой...