Диагностический инструментарий для отслеживания результативности обучения учащихся начальной школы по формированию личностных, коммуникативных, регулятивных и познавательных УУД
тест

Куртеева Екатерина Владимировна

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

            Введение нового стандарта общего образования существенно изменяет всю образовательную ситуацию в школе, определяя точное место формам и видам приложения психологических знаний в содержании и организации образовательной среды. В связи с этим важное место в образовательном процессе занимают психологическое здоровье учащихся, индивидуализация образовательных маршрутов, создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды.

            Для эффективного управления образованием необходимо понимать и объективно оценивать те проблемы и тенденции, которые складываются в детской среде. Это, безусловно, задача психологической службы, которую можно решать посредством мониторинговых исследований, специального психологического анализа образовательных условий и социально-психологических рисков, в которые попадает ребёнок.

            С введением ФГОС работа психолога становится необходимым элементом образовательной системы школы, поскольку оценка качества обучения в школе по ряду обязательных критериев предполагает оценку результатов деятельности не только педагога, но и психолога: оценку уровня развития личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных качеств. Основной целью психологического сопровождения является создание социально-психологических условий для развития личности школьников и их успешного обучения. Психологическое сопровождение участников образовательного процесса повышает его эффективность.

            В связи с тем, что в федеральных документах, регламентирующих введение ФГОС, не предлагается конкретная система оценки универсальных учебных результатов, и разработка этой системы отдана образовательному учреждению, в практике возникают трудности, особенно в отношении инструментария и процедуры оценки личностных показателей и коммуникативной компетентности.

            Таким образом, районное методическое объединение педагогов-психологов Советского района пришло к выводу, что необходимо создавать единый диагностический пакет для отслеживания результативности обучения учащихся начальной школы по формированию личностных, коммуникативных, регулятивных и познавательных УУД, в который вошли следующие методики:

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diagnosticheskiy_instrumentariy.docx21.59 КБ

Предварительный просмотр:

Диагностический инструментарий для отслеживания результативности обучения учащихся начальной школы по формированию личностных, коммуникативных, регулятивных и познавательных УУД

1 класс

УУД

Исследуемая функция

Диагностический инструментарий

Стартовая

 (сентябрь-октябрь)

Итоговая

(март-апрель)

1

Личностные

- изучение сформированности мотивов учения, выявление ведущего мотива.

- определение школьной мотивации

- изучение внутренней позиции школьника.

- самооценка, как обобщенное и дифференцированное отношение к самому себе

- эмоциональное отношение ребенка к школе

Определение мотивов учебной деятельности (М. Р. Гинзбург).

Анкета школьной мотивации Н. Г. Лускановой.

Тест на отношение к школе и учению (Т. А. Нежнова),

Методика «Беседа о школе»

Методика измерения самооценки Дембо-Рубинштейна,

Методика «Лесенка» (В. Г. Щур)

Определение мотивов учебной деятельности (М. Р. Гинзбург).

Анкета школьной мотивации Н. Г. Лускановой.

Тест на отношение к школе и учению (Т. А. Нежнова).

Методика измерения самооценки Дембо-Рубинштейна,

Методика «Лесенка» (В. Г. Щур)

Проективный тест личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентаций «Домики» (О. А. Орехова).

2

Познавательные

- готовность ребенка к школьному обучению

- перцептивная и моторная организация пространства (уровень развития пространственных представлений)

- словесно-логическое мышление

- измерение уровня интеллектуального развития (невербального интеллекта)

Методика определения готовности к школе (Л. А. Ясюкова).

Бендер-гештальт тест

Методика диагностики словесно-логического мышления (Л. И. Переслени, Л. Ф. Чупрова).

Прогрессивные матрицы Равена (цветной вариант)

3

Коммуникативные

- выявление коммуникативных действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществлении сотрудничества

- исследование межличностных отношений в группе и уровня сплоченности классного коллектива

- исследование межличностных отношений

Методика «Рукавички» (Г. А. Цукерман)

Социометрическая методика «Подари подарок другу»

Модифицированный вариант социометрической методики Р. Жиля

Методика «Рукавички» (Г. А. Цукерман)

Социометрическая методика «Подари подарок другу»

Модифицированный вариант социометрической методики Р. Жиля

4

Регулятивные

- умение контролировать свою деятельность

- уровень сформированности саморегуляции в интеллектуальной деятельности.

- волевая саморегуляция, как способность к мобилизации сил и энергии

Методика «Рисование по точкам»

Методика «Палочки и черточки» (У. В. Ульенкова)

Цветовой тест М. Люшера

Методика «Рисование по точкам»

Методика «Палочки и черточки» (У. В. Ульенкова)

Цветовой тест М. Люшера

2 класс

Проводится коррекционно-развивающая работа с детьми с признаками школьной дезадаптации (по результатам диагностики в 1-ом классе).

3 класс

УУД

Исследуемая функция

Диагностический инструментарий

Промежуточная

(ноябрь-декабрь)

1

Личностные

- определение школьной мотивации

- самооценка, как обобщенное и дифференцированное отношение к самому себе

Анкета школьной мотивации Н. Г. Лускановой.

Методика измерения самооценки Дембо-Рубинштейна в модификации А. М. Прихожан

2

Познавательные

- уровень развития логического мышления

- уровень развития словесно-логического мышления

- измерение уровня интеллектуального развития (невербального интеллекта)

«Логические закономерности».

Методика исследования словесно-логического мышления (Э.Ф. Замбацявичене)

Прогрессивные матрицы Равена (цветной вариант)

3

Коммуникативные

- выявление коммуникативных действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществлении сотрудничества

- исследование межличностных отношений в группе и уровня сплоченности классного коллектива

Методика «Рукавички» (Г. А. Цукерман)

Социометрия

4

Регулятивные

- умение контролировать свою деятельность

- волевая саморегуляция, как способность к мобилизации сил и энергии

Методика «Корректурная проба»

Цветовой тест М. Люшера

4 класс

УУД

Исследуемая функция

Диагностический инструментарий

Итоговая

(апрель-май)

1

Личностные

- определение школьной мотивации

- самооценка, как обобщенное и дифференцированное отношение к самому себе

Анкета школьной мотивации Н. Г. Лускановой.

Методика измерения самооценки Дембо-Рубинштейна в модификации А. М. Прихожан

2

Познавательные

- уровень умственного развития

- измерение уровня интеллектуального развития (невербального интеллекта)

Групповой интеллектуальный тест (ГИТ)

Прогрессивные матрицы Равена (цветной вариант)

3

Коммуникативные

- исследование межличностных отношений в группе и уровня сплоченности классного коллектива

- планирующая и регулирующая функция речи

Социометрия

Задание «Дорога к дому»

4

Регулятивные

- умение контролировать свою деятельность

- волевая саморегуляция, как способность к мобилизации сил и энергии

Методика «Корректурная проба»

Цветовой тест М. Люшера


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности обучения учащихся начальной школы устной коммуникативной компетенции (английский язык, 2 класс).

в работе дается описание работы педагогов по развитию коммуникативной компетенции кчащихся вторых классов на уроках английского языка...

«Формирование навыков беглого и правильного чтения как условие успешности обучения учащихся начальной школы».

Причины низкого темпа чтения и упражнения, которые помогут их ликвидировать....

Формирование навыков беглого осознанного чтения как условие успешности обучения учащихся начальной школы.

Чтение играет основополагающую роль в формировании личности ребенка. Возникает ряд противоречий между возрастающей в условиях информационной усложненности необходимостью много читать и отсутствием инт...

Методическая разработка внеклассного мероприятия для учащихся начальной школы по теме: "Развитие коммуникативных и творческих способностей учащихся"

Внеклассное мероприятие разработано на основе стихотворения С.Я.Маршака "Потеряли котятки по дороге перчатки". Мною создан переработанный сценарий, с добавлением новых персонажей. Являюсь автором поэт...

Положение о системе, критериях контроля и нормах оценки результативности обучения в начальной школе

Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным Законом "Об образовании в РФ", Методическим письмом Министерства образования РФ  №156/14-15 от 19.11.98г. «Контроль и оценка в начальн...

Положение о критериях контроля и нормах оценки(отметки) результативности обучения в начальной школе

Положение, устанавливающее требования к оценке результатов учебных (предметных) достижений...

диагностич.инструментарий для отслеживания результативности обучения учащихся УУД

Модифицированный вариант анкеты школьной мотивации Н.Г. Лускановой...