Как сформировать умение контролировать свои действия на уроке и на перемене
материал (4 класс)

Как сформировать умение контролировать свои действия на уроке и на перемене. Упражнения для контроля

Скачать:


Предварительный просмотр:

Как сформировать умение контролировать свои действия на уроке и на перемене

Зяблова Светлана Романовна

ГБПОУ ВО «Губернский педагогический колледж»

Должность учитель начальных классов

Перед нами стоит задача выяснить, как сформировать умение контролировать свои действия на уроке и на перемене.

Для начала узнаем что такое контроль?

Контроль - это властное целенаправленное воздействие одних людей на поведение других для того, чтобы убедиться в правильности чего-либо.

Каждый человек мечтает быть счастливым, добиться успеха, создать благополучную семью. Для этого он создает планы, определяет свои цели и задачи, воображая заранее план их решения и собственных действий. Но человеку свойственно отвлекаться, забывать обо всем, что он задумал, поддаваясь сиюминутному желанию или действию, которое совсем не соответствует выбранному плану поступков. Отвлекаясь на мимолетное желание, индивиду свойственно не только забыть о построенных планах, но и сложно вернуться к их осуществлению. Причиной всего этого есть отсутствие у личности способности к контролированию своих поступков, желаний и эмоций. Умение контролировать собственное «Я» – это сила характера индивида, помогающая придержать ненужные эмоции, взять под собственный контроль чувства, способность в любой момент действовать целенаправленно, сдерживать импульсивные побуждения, при этом следовать установленным нормам и правилам поведения.

Лишённый самоконтроля собственных эмоциональных состояний и чувств, человек способен легко им поддаться и совершать неконтролируемые, необдуманные поступки. Умение сдерживать и самообладать собой это те качества характера, которых в современном мире не хватает большинству. Ввиду наличия различных видов темперамента и различного воспитания индивидов, очень часто происходят ситуации, называемые конфликтами. Эмоциональность человека, отсутствие навыков самообладания, контроля собственных эмоций, приводит к губительным последствиям, изменениям психического состояния индивида, развитию агрессии. Поэтому, как научиться себя контролировать и не злиться – это вопрос не из простых, однако один из часто задаваемых психологам.

Ицхак Пинтосевич, человек являющийся тренером успеха человеческой жизнедеятельности выразил мнение, что для эффективности и успешности достижения самоконтроля, контроль должен состоять из трех составляющих, которые должны развиваться одновременно:

– первое – субъекту необходимо научиться относиться к себе честно, не обманываться и не создавать иллюзий вокруг;

– второе – контроль должен существовать в двух плоскостях: внутренней и внешней. Контролируя сам выполнение поставленной задачи, человек может поведать о ней своим коллегам или друзьям, при этом пообещав им, если не выполнит в назначенное время, оплатить штраф. Внешний стимул, позволяет не отвлекаться на сторонние занятия, а идти в поставленном направлении;

– третье – контроль своего поведения должен совершаться систематически и только. Если индивид будет заниматься самоконтролем от случая к случаю это будет всего лишь пустой тратой времени, а сам человек уверенный в своих усилиях нацеленных на контроль, будет сетовать на жизнь, судьбу, в последствие разочарование в собственной жизнедеятельности, так как ничего у него не получилось.

Как контролировать себя на уроке? Рекомендации:

...вдруг обнаружилось, что  вы можете сказать очень немного.

Рекомендации: не впадайте в панику, а сразу начинайте говорить все, что когда-либо слышали по этому поводу: из телепередачи ли, из кинокомедии ли, из разговора с родителями или друзьями либо из энциклопедии. В процессе в голову могут прийти какие-либо мысли, и вы, возможно, вспомните что-нибудь из пройденного в классе или прочитанного.

 ...на полуслове вы забыли, о чем надо говорить.

Рекомендации: прежде всего, не «теряйте голову». Сохраните спокойствие, хотя бы внешнее — такое может случиться с каждым! Повторите последнюю фразу, сначала так же, как раньше, а потом, если сможете, другими словами. За это время вспомните план ответа: что вы уже рассказали? К чему эта фраза может относиться? В большинстве случаев это помогает. Если это так — смело продолжайте ответ. Если нет — посмотрите на одноклассников, иногда помогает….

 ...вы уже почти закончили отвечать, и тут-то, наконец, вспомнили, о чем хотели сказать, когда «потеряли мысль», или о чем забыли сказать.

Рекомендации: ничего страшного. Закончите говорить то, о чем говорили, а затем скажите то, что пропустили. Ни в коем случае не прерывайте ответа ради того, о чем вспомнили. Лучше пусть о чем-то вы скажете в конце, чем весь ответ окажется нелогичным. Не говорите: «Да, я еще забыл сказать о ...» Говорите, например, так: «Вернемся к (название пункта плана). Я хотел бы добавить...» или так: «Кроме того, надо сказать, что ...», «Следует подчеркнуть».

...учитель в резкой и неприятной форме перебивает вас, требует что-то уточнить, повторить. Или еще хуже,  одноклассники «кидают» неприятные реплики. Кажется, что все сговорились вас завалить.

Рекомендации: отвлекитесь от этого. От вас требуется мужество и собранность, умение не показывать обиду. Сконцентрируйте внимание на точном ответе. Отвечайте четко и коротко. Только так вы сможете доказать, что к вам относятся несправедливо. Ни в коем случае не показывайте, что разозлились, и не старайтесь вызвать жалость к себе. Самое эффективное — сохранить чувство собственного достоинства и с достоинством держаться.

...вы оговорились, и все стали смеяться.

Рекомендации: не переживайте. Это может случиться с каждым. Оговариваются даже профессионалы — дикторы радио и телевидения. Посмейтесь вместе со всеми — и все. Если же оговорку кроме вас вообще никто не заметил, продолжайте говорить дальше, как будто ничего не произошло.

...вам задают дополнительный вопрос.

Рекомендации: не пугайтесь. Не торопитесь с ответом. Можете сказать, что вам надо немного подумать. Четко определите, к чему относится этот вопрос, какого ответа он требует. Прежде чем говорить, сформулируйте ответ в уме. Времени на это требуется совсем немного;

 ...вы ошиблись.

Рекомендации: ну и что? Ошибки бывают у всех. Если вы заметили ошибку и знаете, как ее исправить, сделайте это. Если же не уверены, правилен ваш ответ или нет, продолжайте отвечать, как будто ничего не произошло. Если вам укажут на ошибку, и вы не уверены твердо в своей правоте, лучше согласиться. Не бойтесь ошибок! Учитесь, используя ошибки, лучше разбираться в усваиваемом материале.

...вам поставили отметку ниже той, на которую вы рассчитывали.

Рекомендации: не вступайте в спор, не доказывайте. Если вы уверены в своих знаниях, попробуйте спокойно и  аргументировано доказать свою точку зрения.

Упражнения для коррекции своего поведения

Упражнение «Спокойные и агрессивные ответы»

Цель: формирование адекватных реакций в различных ситуациях.

Каждому участнику предлагается продемонстрировать в заданной ситуации спокойные, уверенные и агрессивные ответы. Для каждого участника используется только одна ситуация.

Ситуации:

- друг разговаривает с вами, а вы хотите идти;

- ваш коллега отвлекает вас от важного дела, задает вопросы, которые мешают работать;

- вас кто-то очень обидел.

Упражнение «Стакан»

Цель: эмоциональное осознание своего поведения. Детям предлагается взять одноразовый стакан и сделать с ней то, что вы сделали бы в состоянии агрессии. Затем ведущий предлагает вернуть предмет к первоначальному виду.

Обсуждение:

- Можем ли мы после агрессивных действий все восстановить?

- Бывало, что после агрессии вы жалели о своих действиях?

Заключение. Все это-вещи, в которых есть определенная ценность, а самое ценное сокровище-душа человека. Как мы можем восстановить ее, не оставив следов?

Упражнение «Дыхание»

Цель: снятие напряжения, оптимизация эмоционального состояния. Садимся удобно, расслабляемся и закрываем глаза. Сосредотачиваемся на своем дыхании: на вдохе и на выдохе. Выдыхаем беспокойство, усталость, тревогу, а вдыхаем силу, энергию, хорошие чувства. Время выполнения упражнения-5 мин.

Упражнение «Сердитые шарики»

Цель: развитие самоконтроля. Психолог предлагает детям надуть шарики и завязать их. Шарик символизирует тело, а воздух в ней-гнев. Как вытащить этот гнев изнутри? Если не надувать шарик, что с ним произойдет? А с человеком? Как сделать так, чтобы воздух вышел, а шарик остался целым? Может ли человек контролировать свой гнев? Может! В формировании самоконтроля перед агрессией большую роль играет развитие психических процессов: эмпатии, идентификации.

Упражнение «Согласие, несогласие, оценка»

Цель: обучение участников выражать свои чувства без оценок, недовольство и образ. Ведущий объединяет подростков в три подгруппы по цветам светофора. Каждая группа получает лист бумаги форматом А3 и карточку с заданием.

Варианты заданий:

- составьте перечень слов и выражений, с помощью которых выражаете согласие;

- составьте перечень слов и выражений, с помощью которых выражаете несогласие;

- составьте перечень слов и выражений, с помощью которых оцениваете действия или поступки другого. Каждая группа по очереди представляет результаты своей работы. Психолог отмечает, что для эффективного и толерантного общения важно уметь выражать свою точку зрения, не обижая других.

Обсуждение:

- Вам было интересно это упражнение?

- Что вы поняли?

 

https://cde.osu.ru/courses2/course124/2_5.html

https://psihomed.com/kak-nauchitsya-sebya-kontrolirovat/

https://infourok.ru/pamyatki-dlya-uchaschihsya-shkoli-kontroliruy-sebya-sam-1547345.html

https://nsportal.ru/vuz/psikhologicheskie-nauki/library/2016/12/07/treningovoe-zanyatie-uchimsya-sebya-kontrolirovat


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Умение контролировать свое поведение и эмоциональное состояние для учащихся 1-х классов

Классный час для учащихся 1-х классов с целью научить детей управлять своим настроением и приемам саморегуляции....

Выбор средств, форм, приемов и методов по формированию умений учащихся самостоятельно контролировать свою деятельность

Материал может быть использован для подготовки педагогического совета по вопросам обучения по ФГОС...

Оцениваемое УУД: регулятивные УУД, умение контролировать свою деятельность

Оцениваемое УУД: регулятивные УУД, умение контролировать свою деятельность...

Как сформировать умение контролировать свои действия на уроке и на перемене.

Как сформировать умение контролировать свои действия на уроке и на перемене.Упражнения и игры....

Методическая разработка на тему «Формирование умения контролировать на этапе анализа условия задачи»

Разработка практического материала для формирования этапа анализа задачи на уроках математики 2-4 классов....

"Как сформировать умение контролировать свои действия на уроке и на перемене?"

Самоконтроль является неотъемлемой частью процесса учебной деятельности. Развитие навыков самоконтроля оказывает большое влияние на дальнейшее формирование умений и навыков, предусмотренных программой...