Выступление на тему «Как сформировать умение контролировать свои действия на уроке и на перемене»
методическая разработка

Гаршина Софья Александровна

В данном выступлении рассматривается вопрос формирования умения контролировать свои действия как на уроке, так и на перемене. Выступление акцентирует внимание на том, как и с помощью каких упражнений и игр можно развить навыки контроля и самоконтроля.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Как сформировать умение контролировать свои действия на уроке и на перемене

Гаршина Софья Александровна

МБОУ СОШ №38

Учитель начальных классов

Начало обучения ребенка в школе – значимый переломный момент всей его жизни. Внешние признаки данного момента отмечаются в его организации, в новых обязанностях ребенка-ученика. Попав в школу, ребенок приступает к усвоению азов наиболее развитых форм общественного сознания – научных, моральных, правовых и др., связанных с теоретическим сознанием и мышлением общества. Усвоение азов этих форм общественного сознания и соответствующих им духовных образований предполагает выполнение детьми такой деятельности, которая адекватна исторически воплощённой в них человеческой деятельности. Для детей такой деятельностью выступает учебная.

Младший школьный возраст – период формирования основных личностных качеств и психических процессов в учебной деятельности. В связи с этим, учителя начальной школы должны стремиться развивать у детей способность самостоятельно организовывать и регулировать свою деятельность. Самоорганизацию и саморегуляцию учения обеспечивает контрольная часть учебной деятельности, и именно формированием самоконтроля начинают процесс постепенной передачи ученикам элементов деятельности для самостоятельного осуществления.

Самоконтроль является составной частью любого вида деятельности человека и направлен на предупреждение возможных или обнаружение уже совершенных ошибок. Иначе говоря, с помощью самоконтроля человек всякий раз осознает правильность своих действий, в том числе в игре, в учебе и труде.

Одним из существенных отличий в познавательной деятельности «успешных» и «неуспешных» учеников является различие в умении осуществлять самоконтроль и саморегуляцию своих действий. «Неуспешные» школьники даже при знании и понимании правила, по которому нужно действовать, затрудняются в самостоятельном выполнении задания, где требуется в определенной последовательности выполнять ряд умственных операций, и им необходима помощь взрослого.

Также умение сравнить работу с образцом и сделать выводы (обнаружить ошибку или убедиться в правильности выполнения задания) – важный элемент самоконтроля, которому нужно учить

Начинать развитие навыков самоконтроля целесообразно уже с первых дней обучения детей в школе и проводить эту работу в различных видах учебной деятельности и на различных этапах урока. Систематическая и целенаправленная работа по формированию самоконтроля оказывает положительное влияние на усвоение знаний, умений навыков, предусмотренных программой, стимулирует творческую активность, и самостоятельность мышления во многом определяет как осознанность усвоения программного материала, так и развитие способности к саморегуляции.

Упражнения для развития навыков самоконтроля

  1. Игра «Да и нет не говорите!»

В игре ребёнок учится контролировать свою речь. Кроме того, игра способствует обогащению словарного запаса за счёт синонимов, развивает быстроту реакции.

Ход игры

Перед игрой нужно договориться, какие слова будут запрещёнными (как правило, это «да» и «нет», «чёрный» и «белый», но можно и другие). Затем водящий задаёт каждому игроку по очереди любой вопрос так, чтобы спровоцировать его на ответ запрещённым словом. Игроки в свою очередь, отвечая на вопрос, стараются избежать запрещённого слова, заменяя его на другие, подходящие по смыслу. Тот игрок, который всё же ответил запрещённым словом, считается проигравшим и либо становится сам водящим, либо выходит из игры.

  1. Игра «Третий лишний»: вычеркни лишние слова: смешить, смешать, смешной; лес, лестница, лесной.
  2. Игра «Назови ошибку»: подчеркни слова, обозначающие предметы: кукла, дом, море, вышла, ученик; парта, железный, моряк, побежать.
  3. Игра «Кто быстрее»: дети находят слова в тексте на изученную орфограмму. Например: «Кто быстрее найдёт слова с безударными гласными в корне слова?».
  4. Игра «Лесенка»

Каждой паре детей дается одна карточка с примерами. Примеры составлены таким образом, что ответ одного является началом другого. Ответ каждого примера учащиеся записывают на соответствующей ступеньке. Каждый ученик может сам себя проконтролировать. Можно составить так, что ответ каждого будет соответствовать номеру ступеньки, на которой он записан. Записывая ответ примера на каждой ступеньке, дети контролируют себя: по порядку ли они идут.

Если ребенок научился сознательно планировать и регулировать свою деятельность у ребенка развит самоконтроль. Успешное обучение в школе предполагает развитие двух основных направлений самоконтроля: самоконтроля поведения и самоконтроля учебной деятельности.

Отсутствие или недостаточное развитие самоконтроля поведения превращают школьную жизнь ребенка в настоящий ад ему сложно соответствовать требованиям режима и переносить нагрузку учебной программы. Самоконтроль поведения должен быть сформирован у ребенка еще до школы. В первом классе он совершенствуется, стабилизируется и обычно ребенок справляется со стрессом адаптации к школьной жизни, приобретает новые навыки общения с одноклассниками, втягивается в новый режим.

Развитие самоконтроля в учебной деятельности проявляется в умении выполнять работу, действовать по определенному образцу, соблюдать последовательность действий, находить в работе допущенные ошибки и самостоятельно исправлять их. Для этого ребенку необходимо идти путем проб и ошибок, а родителям обсуждать с ним результаты ошибочных действий, не ругая, а делая выводы.

Развитие самоконтроля зависит во многом от реакции родителей на ошибки, допущенные в домашнем задании. Нередки ситуации, когда ребенок, торопливо выполняя домашнее задание, делает много ошибок, злится, все зачеркивает, и, не зная, что делать дальше, ищет помощи у родных. В таких ситуациях надо поддержать ребенка.

Родители и учителя, иногда не желая того, порождают в детях боязнь ошибочных действий, страх наказания за ошибки. Поэтому у ребенка и затормаживается внутреннее желание действовать самостоятельно, контролировать себя, брать ответственность за выполняемую работу. Когда слишком силен контроль взрослых, личность ребенка «задавлена» и долго будет неспособна к развитию самоконтроля.

Формирование у ребенка самоконтроля во многом зависит от умения родителей своевременно предоставить ему возможность действовать самостоятельно, достигать результата, брать на себя ответственность за достижение цели.

Самое сложное для родителей во взаимоотношениях с ребенком признание и развитие его инициативы, передача ответственности в его руки, предоставление ему определенной свободы действий, способствующей развитию самостоятельности и самоконтроля.

Уделите внимание выработке у ребенка адекватной эмоциональной реакции на допущенные ошибки. Вместо огорчения, злости и агрессии надо вырабатывать умение спокойно принимать ситуацию, ее осмысливать и делать выводы в будущем.

Список использованных источников

  1. Лында, А.С. Методика формирования самоконтроля у учащихся в процессе учебных занятий/ А. С. Лында. М. : Просвещение, 2007. 180 с.
  1. Формирование самоконтроля младших школьников в процессе обучения // Образовательный портал «Справочник». — Текст : электронный. — URL (дата обращения: ).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Умение контролировать свое поведение и эмоциональное состояние для учащихся 1-х классов

Классный час для учащихся 1-х классов с целью научить детей управлять своим настроением и приемам саморегуляции....

Статья по теме: Развитие коммуникативных умений у младших школьников на уроках русского языка

Статья по теме: Развитие коммуникативных умений у младших школьников на уроках русского языка...

Оцениваемое УУД: регулятивные УУД, умение контролировать свою деятельность

Оцениваемое УУД: регулятивные УУД, умение контролировать свою деятельность...

Как сформировать умение контролировать свои действия на уроке и на перемене

Как сформировать умение контролировать свои действия на уроке и на перемене. Упражнения для контроля ...

Как сформировать умение контролировать свои действия на уроке и на перемене.

Как сформировать умение контролировать свои действия на уроке и на перемене.Упражнения и игры....

"Как сформировать умение контролировать свои действия на уроке и на перемене?"

Самоконтроль является неотъемлемой частью процесса учебной деятельности. Развитие навыков самоконтроля оказывает большое влияние на дальнейшее формирование умений и навыков, предусмотренных программой...

Выступление по теме самообразования "Формирование коммуникативных базовых учебных действий в условиях реализации ФГОС ОУО"

Выступление по теме самообразования "Формирование коммуникативных базовых учебных действий в условиях реализации ФГОС ОУО"...