Дифференцированный вариант домашних заданий как возможность сформировать ответственное отношение к собственному учебному труду (Практика)
статья

Денисова Кристина Александровна

Данное сообщение включает в себя информацию  о пользе использования дифференцированных домашних заданий, как возможность сформировать ответственное отношение к собственному учебному труду ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Выступление21.59 КБ

Предварительный просмотр:

Задание №3

Разработать план выступления на методическом форуме ОУ

Выполнила Денисова Кристина Александровна

Оценка_____________

Дифференцированный вариант домашних заданий как возможность сформировать ответственное отношение к собственному учебному труду.

Цель: выявление повышения качества знаний и формирования положительного отношения к учебной деятельности школьников, через дифференциацию домашних заданий.

Задачи:

1.Изучить о дифференциации домашних заданий

2. Выделить три уровня сложности дифференциации

3.Составить примеры дифференцированных заданий для начальной школы на примере конкретного урока.

План выступления:

  1. Вступление: (Домашняя работа – это….)
  2. Основная часть: (Дифференциация)
  • Что это такое?
  • Чему способствует дифференциация домашних заданий?
  • Что необходимо учитывать при дифференциации домашних заданий?
  • Три группы (уровня) сложности домашних заданий
  • Примеры дифференцированных заданий
  1. Вывод

 Домашняя работа - это особый вид самостоятельной работы учащихся, который происходит без непосредственного руководства учителя, поэтому дети нуждаются в создании таких условий, при которых выполнение домашнего задания не будет для них стрессом.

Дифференциация (от латинского differentia – различие) означает расчленение, разделение, расслоение целого на части, формы, ступени.

 В педагогической энциклопедии понятие дифференциации трактуется следующим образом: дифференциация обучения – способ организации учебного процесса, при котором учитываются индивидуально-типологические особенности личности (способности, интересы, склонности, особенности интеллектуальной деятельности).

Дифференцированная домашняя работа – такая работа, которая может быть рассчитана как на «сильного», так и на «слабого» ученика. Основой дифференцированного подхода является организация самостоятельной работы школьников, которая реализуется посредством различных приемов и видов дифференцированных заданий.

Дифференциация домашних заданий способствует, с одной стороны, устранению перегрузки учащихся домашней работой, с другой, помогает проявить те или иные способности каждому ребенку. При этом происходит закрепление знаний, умений и навыков, развитие логического мышления, формирование самостоятельности, самоконтроля ответственного отношения к учебе.

Предлагая дифференцированные домашние задания необходимо учитывать:

  • способность ребенка к учебной деятельности;
  • умение выражать свои мысли;
  • познавательную активность;
  • организованность в работе.

Выделяют три группы (уровня) сложности (учащиеся сами выбирают вариант, или каждый вариант учитель заранее предназначает определенной группе учеников):

  • выполнение домашних заданий, требующих усвоения правил в пределах образовательного стандарта изучаемых тем и получение оценки - 3-4;
  • выполнение домашних заданий, требующих выхода за пределы объема, требующих усвоения правил, выходящих за пределы образовательного стандарта и стимулирующих более высокую оценку - 4-5;
  • выполнение домашних заданий, требующих самостоятельных решений, находок, идей, творческого подхода и стимулирующих высокую оценку – 5.

Для 3 уровня можно использовать такие задания, как:

  • задания на выявление закономерностей;
  • задания на развитие логики;
  • рассмотрение задач с лишними или недостающими данными;
  • составление обратных задач, подобных заданий;
  • разгадывание ребусов, головоломок, кроссвордов;
  • составление предложений и текстов;
  • составление схем предложений;
  • составление загадок;
  • составление вопросов к тексту;
  • составление плана текста;
  • выполнение заданий, требующих энциклопедических знаний;

Интересные и посильные домашние задания дети делают с удовольствием.

Примеры дифференцированных заданий:

Литературное чтение:

1 группа  учащихся – Прочитать выразительно стихотворение К.Чуковского «Радость». (Это домашнее задание связано с повторением и закреплением правила, оценивается на «3» или «4», в зависимости от выполнения и индивидуальности ребёнка)

2 группа  учащихся - Прочитать выразительно стихотворение К.Чуковского «Радость», подобрать рифму к словам:

- лягушка

- кошка

- мальчик

 (Это задание направлено на больший объем и умение правильно и самостоятельно подобрать проверочное слово, оценивается на «4» или «5», в зависимости от выполнения)

3 группа учащихся - должны не только выполнить предыдущее задания, но и подойти к нему творчески: придумать к словам рифму и сочинить с одной из рифм короткое стихотворение (двустишие). (Оценивается на  «5»)

Таким образом, можно сделать вывод о том, что дифференцированный подход создает благоприятные условия для развития личности ребенка. Основная цель дифференцированного обучения – организация учебного процесса с учетом индивидуальных особенностей и способностей ребенка, выявление индивидуальности ученика и ее сохранение, помощь ребенку поверить в свои силы. Именно данный подход позволяет сделать учебный процесс более эффективным.

Список используемых источников:

  • Алексеева О.В., Литвинова Е.А. Домашняя работа как одна из форм занятий учащимися по предмету // Начальная школа.- 2014.-№12
  • Дидактические условия дифференциации процесса обучения по особенностям восприятия учеников // Теоретические исследования 2006 года: Материалы научной конференции/ под редакцией В.А.Мясникова. – М: ИТИП РАО, 2009.
  • Якиманская И.С. Дифференцированное обучение: внешние и внутренние формы. Журнал «Директор школы», 1995, №3, с. 39-45.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическое родительское собрание «Домашние задания обучающихся в начальной школе. Отношения семьи и школы».

Домашняя учебная работа– это самостоятельное выполнение школьниками заданий учителя после уроков. Для домашней работы характерно отсутствие непосредственной помощи и руководства учителя. Пригото...

Родительское собрание "Организация учебного труда младшего школьника в процессе подготовки домашнего задания"

Организация учебного труда младшего школьника в процессе подготовки домашнего задания....

Вариант домашнего задания по математике. 4 класс

Домашнее задание по математике 4 класс. Карточки...

Родительское собрание «Как воспитывать у детей с ОВЗ ответственное отношение к учебному труду»

Данное родительское собрание посвящено роли семьи в воспитании у детей сознательного отношения к учебе.Цель: обеспечить интеграцию усилий семьи и педагогов в деятельности по развитию личности учащихся...

Организация дифференцированного подхода домашних заданий

Организация дифференцированного подхода домашних заданий...

Родительское собрание на тему "Как воспитывать у детей с ОВЗ ответственное отношение к учебному труду"

Рекомендации родителям в организации щедящего режима обучения и воспитания ребенка...