Тематическое родительское собрание «Домашние задания обучающихся в начальной школе. Отношения семьи и школы».
материал по теме

 

Домашняя учебная работа– это самостоятельное выполнение школьниками заданий учителя после уроков. Для домашней работы характерно отсутствие непосредственной помощи и руководства учителя. Приготовление домашних заданий является одним из видов самостоятельной деятельности, которая не только закрепляет и поддерживает то, что изучалось в классе, но и развивает ответственность и позитивные учебные привычки, стимулирует рост каждого ученика, развитие его индивидуальности, даёт возможность рассуждать, критически мыслить, решать проблемы.Домашняя учебная работа– это самостоятельное выполнение школьниками заданий учителя после уроков. Для домашней работы характерно отсутствие непосредственной помощи и руководства учителя. Приготовление домашних заданий является одним из видов самостоятельной деятельности, которая не только закрепляет и поддерживает то, что изучалось в классе, но и развивает ответственность и позитивные учебные привычки, стимулирует рост каждого ученика, развитие его индивидуальности, даёт возможность рассуждать, критически мыслить, решать проблемы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rs._domashnie_zadaniya.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

Тематическое родительское собрание

«Домашние задания обучающихся в начальной школе.

Отношения семьи и школы».

Иванова Светлана Анатольевна

учитель начальных классов

МОУ Лицея № 19

г. Королёва Московской области

2011 год

Домашняя учебная работа – это самостоятельное выполнение школьниками заданий учителя после уроков. Для домашней работы характерно отсутствие непосредственной помощи и руководства учителя. Приготовление домашних заданий является одним из видов самостоятельной деятельности, которая не только закрепляет и поддерживает то, что изучалось в классе, но и развивает ответственность и позитивные учебные привычки, стимулирует рост каждого ученика, развитие его индивидуальности, даёт возможность рассуждать, критически мыслить, решать проблемы.

Тренировка ответственности и учебных привычек.

          Не меньшую важность имеет и тот факт, что домашние работы тренируют чувство ответственности и хорошие учебные привычки. Эти навыки чрезвычайно существенны для учеников — они обеспечивают их успешность в школе и пригодятся в жизни позже. Принятие на себя ответственности, связанной с выполнением домашних заданий, способствует развитию самостоятельности — ученик сам управляет временем, действует независимо, без прямых указаний, выполняет эту работу в меру своих сил и способностей.

          Домашняя работа предоставляет выбор, когда и как за нее приняться, начать выполнять, бросить, а потом вернуться к ней.

          Иногда домашние работы больше отражают уровень вовлеченности родителей в дела детей, чем самих детей. Есть самые разные точки зрения на роль домашних заданий и их влияние на семейные отношения. Некоторые родители считают, что домашних работ могло бы быть и побольше, потому что они способны помочь детям их выполнить и стать более успешными в школе. Другие родители чувствуют, что задается слишком много домашних работ, и эти работы часто конфликтуют с другими семейными занятиями, имеющими ярко выраженные приоритеты, поскольку их дети серьезно заняты всякими «послешкольными» делами, такими как спорт, частные уроки, посещение кружков.

          Каждая семья должна определиться по отношению к этой проблеме, найти место домашних работ в ее жизни и их ценность. Родители, поддерживающие домашние работы, представляют собой очень важный фактор в деле создания у ребенка позитивной позиции по отношению к учению и хороших привычек учения. Заинтересованные в хорошей успеваемости детей папы и мамы уверены, что выполнение домашних работ

способствует повышению успешности ребенка, школа у таких родителей находится на первом месте среди семейных приоритетов.

          Трудно установить какое-то одно для всех время для их выполнения, слишком широки пределы индивидуальных различий. В общем, можно сказать, что время на их выполнение должно возрастать от одной параллели к другой по мере взросления учеников.

          Продолжительность приготовления уроков должна соответствовать дозировке, рекомендованной СанПиН 2.4.2.1178 – 02 (от 45 декабря 2002 года):

                       1 класс – 45-60 мин со второго полугодия;

                       2 класс -   1   - 1,5 часа;

                       3 класс -  1,5 - 2 часа;

                       4 класс -  1,5 - 2 часа. 

            Не в меру продолжительные занятия  неблаготворно отражаются как на общем развитии, так и на здоровье детей: у них ослабевает память, внимание, снижается успеваемость.

Домашние задания могут преследовать различные цели:

  • развивают ответственность;
  • создают условия для развития самодисциплины;
  • готовят учеников к полноценному участию в деятельности класса;
  • развивают независимость в учебных привычках;
  • поддерживают и расширяют опыт школьного учения, дают практику в применении основных учебных навыков;
  • структурируют навыки и знания, полученные в классе;
  • закладывают фундамент для принятия учениками на себя ответственности за свое собственное учение;
  • развивают организационные навыки и навыки управления временем;
  • стимулируют творчество, способствуют развитию воображения и инициативы;
  • стимулируют критическое мышление и подталкивают к решению проблем;

дают возможность практики, обзора и применения основных навыков

Обязанности учеников:

  • аккуратно записать все задания и данные, прежде чем покинуть класс;
  • убедиться в полном понимании заданий и того, как их необходимо выполнить. Если вы не уверены в чем-то, спросите учителя;
  • удостовериться, что взяли домой все задания и все необходимые материалы;
  • продемонстрировать хорошие учебные привычки, в частности, разумным распределением времени на выполнение всех заданий;
  • продемонстрировать самостоятельную работу над заданиями — просить помощи только после того, как сделали все, что могли;

•продемонстрировать ответственность, аккуратно записав результаты задания;

положить работу в такое место, где вы непременно увидите ее и не забудете взять с собой в школу;

  • убедиться, что вы вернули работу вовремя.

Обязанности родителей:

  • показывать, что выполнение домашних заданий входит в число приоритетных занятий для вашей семьи. Установить определенное время для их выполнения. Если в какой-то день нет домашней работы, это время можно использовать для тихого и сосредоточенного чтения: читать ли вслух, или про себя определяется привычкой или необходимостью;
  • родители должны поддерживать ребенка в выполнении работы и следить, чтобы работа была выполнена и сдана вовремя;
  • избегать семейных споров и тем более ожесточенных сражений вокруг домашних работ. Если конфликт произошел, вы можете послать объяснительную записку учителю вместе с незаконченной работой. Если проблемы продолжают возникать (работа слишком длинная, слишком трудная), пожалуйста, войдите в контакт с учителем вашего ребенка;
  • создать условия для выполнения домашних работ, то есть выделить отдельное место, которое не занимали бы другие: стол, стул, свет и отсутствие помех, таких как радио, телевизор, телефон, посторонние разговоры;
  • родители должны быть способны помочь своим детям, но их роль необходимо ограничить консультациями и советами, родители не должны выполнять работу вместо своих детей. Родители, которые участвуют в выполнении домашней работы, ослабляют ее воздействие, но еще более важно то, что дети попадают в зависимость от них, в то время как домашние работы должны развивать самостоятельность;
  • учить ребенка выполнять задания почти без посторонней помощи. Помощь должна быть краткой! Родители могут дать пример, прояснить направление, в котором следует двигаться, обеспечить руководство и поддержку, но они не должны непосредственно делать саму работу за своего ребенка;
  • подбадривать ребенка, способствовать его прогрессу в долговременной перспективе, помогать ему разделить работу над проектом на выполнимые части и описывать свою деятельность по мере выполнения;
  • ожидать и требовать от ребенка, чтобы он старался делать работу как можно лучше и аккуратней;
  • поощрять ребенка докладывать, описывать свою работу;
  • поощрять чтение для удовольствия. Читайте ребенку каждый день, и он приобретет эту привычку;
  • так как все дети имеют различные потребности, способности и интересы, домашние задания должны даваться, соответственно, исходя из этого.

Необходима родительская поддержка.

           Домашняя работа служит интересам взаимодействия семьи и школы. Когда школа и дом вместе несут ответственность за учебные результаты ребенка, сотрудничество между ними крайне сильно влияет на образовательную программу ученика. Родители поддерживают ученика в выполнении домашних заданий и присматривают за ним, и это является чрезвычайно важным фактором в деле воспитания позитивных учебных привычек. Можно привести следующие рекомендации по организации домашней работы.

Советы родителям: 

1) лучше начинать приготовление уроков с письменных заданий; это наиболее трудный вид работы для учащихся начальной школы, поэтому не требовать (особенно от первоклассников) переписывать «каракули»;

2) письменные задания необходимо чередовать с устными;

3) обязательно после 25 – 30 минутных занятий для 7-8 летних школьников, а для детей постарше через 40-45 минут делать 10-15 минутный перерыв для отдыха. Во время перерыва сделать физические или танцевальные движения  ( лучше под музыку) - это позволяет быстрее восстановить работоспособность. Но пауза не должна чрезмерно возбуждать, иначе потом трудно  «входить» в работу;

4) нужно подобрать мебель соответственно росту ребёнка.

          Домашние работы дают ребенку возможность практиковаться в применении учебных навыков. Вместе с тем домашняя работа также является упражнением в принятии ответственности, внимании, самостоятельности. Родители могут, а иногда даже должны помогать ребенку. Это необходимо делать преимущественно в двух случаях. Во-первых, ребенок испытывает затруднение, из которого ему самому не выбраться без помощи и руководства взрослого. Во-вторых, когда он заканчивает работу, то хочет что-то еще раз просмотреть или проверить.

          В обеспечении руководства выполнением домашней работы ведущая роль родителей консультативная. Если они участвуют в выполнении домашней работы, то ослабляют ее воздействие, но еще более важно, что дети попадают в зависимость от них, в то время как домашние работы должны развивать самостоятельность.

          Если родители чувствуют, что ребенок просит помощи, лишь потому, что хочет внимания или чего-нибудь еще, они должны не колебаться, а сказать: «Я уверен, что ты можешь сам понять это».

          Родители могут установить лимит времени на выполнение домашней работы. Иногда сверхсознательный ученик, который хочет вернуть учителю хорошо выполненную работу, может тратить на нее неприемлемо большое время. Также ученик, который затрудняется в решении задачи или тратит на нее слишком много времени, может запаздывать со сдачей работы. Ученик сам решает, когда начать работу, но родитель должен подсказать, если медлить уже нельзя. Должно существовать предельное время, скажем, 7.30 вечера каждый день, когда выполнение проекта или задания необходимо отложить. Это кратчайший путь к прекращению каждодневного нескончаемого марафона.

         Когда вы работаете с ребенком над домашней работой, поддерживайте спокойную, без стрессов атмосферу, чтобы выстраивать позитивное отношение к домашней работе и одновременно обеспечивать мир в семье.

          В заключение хотелось бы напомнить, что для создания благополучного настроя ребенка на учебу не рекомендуется:

• будить ребенка в последний момент перед уходом в школу, объясняя это себе и другим большой любовью к нему.

•  кормить ребенка перед школой и после нее сухой пищей: бутербродами, объясняя это себе и другим, что ребенку такая еда нравится;

• требовать от ребенка только отличных и хороших результатов в школе, если он к ним не готов;

• сразу после школьных уроков выполнять домашние задания;

• лишать детей игр на свежем воздухе из-за плохих отметок в школе;

• заставлять ребенка спать днем после уроков и лишать его этого права;

• кричать на ребенка вообще и во время выполнения домашних заданий в частности;

• заставлять многократно переписывать в тетрадь из черновика;

• не делать оздоровительных пауз во время выполнения домашних заданий;

• ждать папу и маму, чтобы начать выполнять уроки;

• сидеть у телевизора и за компьютером более 40-45 минут в день;

• смотреть перед сном страшные фильмы и играть в шумные игры;

• ругать ребенка перед сном;

• не проявлять двигательную активность в свободное от уроков время;

•  разговаривать с ребенком о его школьных проблемах зло и назидательно;

• не прощать ошибки и неудачи ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение на родительском собрании "Домашние задания школьников и отношения семьи и школы"

Цели домашних заданий, типы домашних заданий. Обязанности учеников, родителей и учителя. Рекомендации СанПин. Советы родителям...

Родительское собрание "Домашнее задание, его роль и назначение"

Работа с родителями. Родительское собрание "Домашнее задание, его роль и назначение" 2 класс...

Презентация к родительскому собранию "Домашнее задание, его роль и назначение"

Презентация к родительскому собранию "Домашнее задание, его роль и назначение" 2 класс...

Родительское собрание "Домашнее задание"

Родительское собрание "Домашнее задание"...

Выступление на общешкольном родительском собрании "Домашние задания. Как избежать взаимный стресс".

     Как считают психологи, абсолютному большинству детей на первых порах взрослый просто необходим! Без его присутствия им еще трудно организовывать свою работу. Оставаясь с зад...

03. Родительское собрание «Домашнее задание в начальной школе. Как научить ребёнка самостоятельности»

Ссылка на главную: https://nsportal.ru/tatyana-mihaylovna-chernyshyovaДомашняя работа служит интересам взаимодействия семьи и школы. Когда школа и дом вместе несут ответственность за учебные резу...

Родительское собрание «Домашнее задание в начальной школе. Как научить ребёнка самостоятельности»

Домашняя работа служит интересам взаимодействия семьи и школы. Когда школа и дом вместе несут ответственность за учебные результаты ребенка, сотрудничество между ними крайне сильно влияет на образоват...