Проект программы внеурочной деятельности по художественному направлению"Глиняная игрушка" для обучающихся 1-х классов
рабочая программа (1 класс)

Проект программы курса "Глиняная игрушка" разработан в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_glinyanaya_igrushka.doc143 КБ

Предварительный просмотр:

Проект программы внеурочной деятельности

по художественному направлению «Глиняная игрушка»  

в рамках реализации «Концепции развития  системы дополнительного образования детей  в ХМАО – Югры»

для обучающихся 1-х классов

Выполнила:

Ильиных Светлана Александровна

                                                                                                                                                                               (ФИО)

Учитель начальных классов

(должность )

МАОУ «СОШ №3» им. И.И. Рынкового г. Мегион ХМАО-Югра

(место работы )

Пояснительная записка

  Проект программы курса «Глиняная игрушка» разработан в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального образования, «Концепции развития  системы дополнительного образования детей  в ХМАО – Югры» до 2025 года, определяет цель, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательной деятельности при получении начального образования. Ключевые аспекты программы учитывают цели и задачи образовательной программы и программы развития школы. Внеурочная  деятельность, согласно п.13 ФГОС основной образовательной программы начального общего образования, является неотъемлемой частью образовательного процесса. Приказом Минобрнауки России от 22 сентября 2011 г. № 2357 в структуру основной образовательной программы был включен план внеурочной деятельности, являющейся вместе с учебным планом основным организационным механизмом реализации этой программы.

Проект программы составлен в соответствии с нормативно-правовыми документами:

  • Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Указом Президента РФ от 01.06.2012 № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы»;
  • Законом ХМАО-Югры «Об образовании в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре» от 1 июля 2013 г. №68-оз;
  • Стратегией развития образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры до 2020 года;
  • Концепции развития  системы дополнительного образования детей  в Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» до 2020 года;
  • письмом Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования».

Актуальность проблем художественно-эстетической направленности обусловлена современным социальным заказом на образование и задачами художественного образования школьников, которые выдвигаются в концепции модернизации российского образования (Мин. обр. РФ от 29.11.01). В ней подчеркивается важность художественного образования, использования познавательных и воспитательных возможностей предметов художественно-эстетической направленности, формирующих у обучающихся творческие способности, чувство прекрасного, эстетический вкус, нравственность.

Актуальность и педагогическая целесообразность программы «Глиняная игрушка» в сфере художественного творчества школьников обусловлена необходимостью разрешения реальных противоречий, сложившихся в теории и практике воспитания в новых социокультурных условиях, в частности ограниченности стратегии «приобщения к культуре» в условиях экспансии массовой культуры. Происходит постоянная подмена смыслов, низкое выдается за высокое, высокое начинает служить низкому. Чтобы не потеряться в потоке этих трансформаций, от человека требуется постоянное эстетическое самоопределение. Создавая художественные произведения, они прямо выходят в пространство эстетического выбора: высокое или низкое, канон или отрицание канона, прекрасное или безобразное. Пластика – одна из наиболее эмоциональных сфер деятельности ребенка. Работа с глиной в разных техниках расширяет круг возможностей детей, развивает пространственное воображение, конструкторские способности. Открытие в себе индивидуальности поможет ребенку реализовать себя в учебе, творчестве, в общении  с другими.

 Перемены, происходящие в современном обществе нашего региона, требуют совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы.. Поэтому в содержании проекта особое место отводится учету региональных особенностей территории ХМАО-ЮГРЫ. Обучение ведется с учетом регионального компонента строится на основе преемственности поколений, уникальности природной и культурно-исторической среды и региональной системы образования как важнейшего фактора развития территории. Национальные, культурно-исторические особенности ЮГРЫ учитываются при выстраивании учебного материала занятия и планировании учебных творческих заданий. Таким образом, в педагогический процесс включается живая художественная культура региона ЮГРЫ. Особое внимание в проекте уделяется овладению учащимися знаниям в области экологии, истории и культуры ЮГРЫ и воспитанию патриотизма и чувства гражданственности у подрастающего поколения. В проекте разработаны и введены в учебный план интегрированные занятия, организационно-деятельностные игры, образовательные события, проектные задачи по основным темам «Природа, история и культура Югры»; «Красота народного костюма Угорских народов»; «Художники ХМАО-ЮГРЫ»; «Национальный костюм народов ханты»; « Жители Югорского леса». Изучение регионального содержания позволяет приобщить учащихся к культуре родного края, заложить основы любви и уважения к богатой народной культуре, приобщить к уникальным ремеслам, распространенным в Югорском крае.

Таким образом, актуальность данной программы состоит в обращении к народной культуре, попытке через прикосновение к народным ремеслам, традициям, создать микроклимат добра и взаимопонимания, формировать бережное отношение к труду и творчеству других людей. Глина восприимчива к чувствам и может эффективно помочь отреагировать гнев, агрессию, страх, тревогу, вину, тем самым снижая вероятность проявления их в реальной жизни. Пластичность глины позволяет вносить изменения в работу и «исправлять"" эмоциональное состояние: болтливым детям работа с глиной помогает избавиться от избытка слов, а у малышей с задержкой речевого развития стимулирует словесное выражение своих эмоций.

Курс актуален для данного образовательного учреждения, т. к. школа с 2014 года  работает в режиме экспериментальной площадки по апробации  учебно-методического пособия  «Внеурочная деятельность в школе. Народное искусство и художественное творчество» в условиях ФГОС НОО, ООО  в соответствии с приказом ДО и молодежной политики ХМАО-Югры от 31.03.2014г  №344 «О присвоении статуса экспериментальной площадки по апробации  учебно-методического пособия  «Внеурочная деятельность в школе. Народное искусство и художественное творчество» в условиях ФГОС НОО, ООО». Программа внеурочной деятельности «Глиняная игрушка» направлена на повышение мотивации учащихся к изучению народной культуры. Применение данной программы рассматривается в её непосредственной связи с Программой воспитательной работы школы и способствует реализации цели и задач воспитательной системы школы. Участие ребенка осуществляется на добровольной основе, в соответствии с интересами и склонностями. Фиксация участия осуществляется классным руководителем в карте занятости ребенка, по итогам заполнения которой оценивается включение ребенка во внеурочную деятельность.

Описание места программы в структуре ООП

 Проект программы внеурочной деятельности «Глиняная игрушка» (далее – проект) представляет дополнительный образовательный курс художественной направленности и составлен на основе учебного пособия для внеурочной работы с детьми младшего школьного возраста «Волшебная глина: методика преподавания лепки в детском кружке» Н.Н. Алексахина, 2001г. Содержание программы «Глиняная игрушка» является продолжением изучения смежных предметных областей (изобразительного искусства и технологии) в освоении различных видов и техник  искусства.

Данная программа рассчитана для детей 1класса начального обучения. В  системе начального обучения трудовая деятельность является одним из важных факторов развития ребенка: нравственного, умственного, физического, эстетического. Именно в начальных классах закладываются основы социально активной личности, проявляющей интерес к трудовой деятельности, самостоятельности, уважения к людям труда и другие ценные качества, способствующие усвоению требований жизни и утверждению в ней. Очень важным моментом так же  в 1 классе  является развитие мелкой моторики, что влияет на речевое развитие ребенка, на кинестетические ощущения руки, её тактильных ощущений поверхностной фактуры. Глина восприимчива к чувствам и может эффективно помочь отреагировать гнев, агрессию, страх, тревогу, вину, тем самым снижая вероятность проявления их в реальной жизни. Пластичность глины позволяет вносить изменения в работу и «исправлять"" эмоциональное состояние: болтливым детям работа с глиной помогает избавиться от избытка слов, а у малышей с задержкой речевого развития стимулирует словесное выражение своих эмоций.  Так же большое внимание уделяется творческим заданиям, в ходе выполнения которых у детей формируется творческая и познавательная активность. Значительное место в содержании программы занимают вопросы композиции, цветоведения.

Продолжительность занятий - 2 часа в неделю. Количество детей в группе 16 человек, возможна индивидуальная работа и с маленькими группами.

Каждое занятие по лепке строится в зависимости от темы и конкретных задач. Однако во всех занятиях можно структурно выделить 4 части:

  1. предварительная работа – демонстрация народных игрушек, беседа о народных промыслах;
  2. программное содержание – объяснение задания, выбор способа лепки, сравнение двух способов в зависимости от задания;
  3. практическая часть – наблюдение за работой детей с рекомендациями по ходу выполнения задания;
  4. анализ выполненных работ –  итоговая часть занятия, которая осуществляется только после того, как ребёнок закончил своё изделие.        

 Учитывая особенности начальной ступени образования проектом программы предусмотрен системно - деятельностный подход, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.  

Цель программы:  формирование художественно – творческой активности младших школьников и их умений создавать художественные образы на основе приемов и методов лепки глиняной игрушки, повышение мотивации к изучению народной культуры и бережного отношения к труду и творчеству других людей через внедрение системно-деятельностного подхода в учебно-воспитательный процесс.     

        Задачи:

  1. В метапредметном направлении: стимулировать  интерес обучающихся к художественному творчеству; повышать знания об истории народных художественных керамических промыслов; формировать познавательную культуру; организация оценки детьми выполненной работы по различным критериям
  2. В предметном направлении: научить ребенка приёмам лепки, трактовке образов глиняной игрушки и умение применять способы объемной лепки из глины.  
  3. В личностном направлении: формировать и развивать у учащихся разносторонний интерес, культуру мышления, самостоятельность, нестандартный подход к решению задач;
  4. Развивать интеллектуальные и творческие способности, развивать мелкую моторику рук, глазомер, пространственное представление, ассоциативное мышление;
  5. Приобщить школьников к самостоятельной исследовательской работе.

 Проект курса учитывает возрастные особенности младших школьников и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся. С этой целью  предусмотрены следующие формы занятий:

  • подвижные игры,
  • конкурсы и викторины;
  • защита авторских проектов и рефератов;
  • проектная и исследовательская деятельность;
  • творческие дни юных искусствоведов;
  • изготовление и конструирование различных моделей;
  • экскурсии.

          Каждый раздел проекта программы предусматривает использование игровой и практической деятельности. Предполагается активное освоение курса в разнообразной индивидуальной и групповой работе (учебные, познавательные, исследовательские задания, ролевые и дидактические игры, работа над проектами, экскурсии). Включение учащихся в разнообразную деятельность является условием приобретения прочных знаний, преобразования их в убеждения и умения, формирования основ личной ответственности за сохранение богатства русской культуры. Активная исследовательская работа (индивидуальная, парная и групповая) формирует умение использовать различные способы поиска информации (в справочной литературе, с помощью родителей и учителя); аргументированно представлять собственный материал, уважительно выслушивать собеседника и делать выводы.

          Проект предусматривает организацию самостоятельной работы.

- самостоятельная работа по образцу;

- творческая самостоятельная работа;

- вариативная самостоятельная работа;

- конструктивная самостоятельная работа.

         Предполагается, что такой метод обучения поможет учащимся усвоить знания и приобрести умения решать учебную задачу, проявляя усилия и активность. Самостоятельная работа всегда завершается какими-либо результатами, так как к ним ученик приходит самостоятельно. Ценность и значимость их осознаются острее по сравнению с теми, которые добиваются в совместной деятельности. В результате работы всегда обнаруживается не только уровень знаний, но и самостоятельность школьника, индивидуальный стиль его деятельности, творчество и нестандартный подход.

         Система отслеживания и оценивания результатов:

- мониторинг отслеживания личностного роста ребёнка по следующим параметрам: усвоение знаний по базовым темам программы; овладение умениями и навыками, предусмотренными программой; развитие художественного вкуса; формирование коммуникативных качеств, трудолюбия и работоспособности;

- мониторинг образовательных результатов участия учащихся в олимпиадах, конкурсах, которые проводятся в образовательном учреждении и на муниципальном уровне, которые проводятся на базе школы  искусств №2 ..;

- «портфолио»;

- праздники и выставки, участие на конкурсах с проектными работами прикладного творчества.

Стимулирование дальнейшей творческой деятельности, поощрение:

- создание мобильных стендов, посвященных победителям и призерам школьных, муниципальных и региональных олимпиад, конференций, конкурсов;

- публичное своевременное поощрение учеников-победителей (линейки, молнии-объявления, вручение грамот, дипломов, ценных подарков);

- вручение благодарственных писем родителям за их заслуги в воспитании одаренных детей на родительских собраниях, линейках, выпускных вечерах.

Способы проверки ожидаемых результатов: два раза в год (результаты 1полугодия и 2 полугодия).

             Используются следующие формы проверки: анализ, игры-конкурсы,  викторины и выставки, портфолио. Методы проверки: наблюдение, тестирование, анкетирование, опрос. Итоговая проверка освоения программы осуществляется в форме итоговой выставки или конкурса.

Обучение по программе «Глиняная игрушка» является безотметочным, но результаты освоения программы определяются по трём уровням: освоение повышенного уровня, освоение базового уровня и не освоение базового уровня.

Современные  образовательные технологии, методы и формы организации деятельности.

Проект носит инновационный характер, так как в системе работы используются следующие современные технологии:

- технология деятельностного метода, проектная технология, коммуникативно-мыслительная техника «развитие воображения», коммуникативная рефлексия, технология учебного диалога. В ходе реализации программы используются так же и  здоровьесберегающие технологии проблемного обучения (Дж. Дьюи), личностно-ориентированные технологии (И.С. Якиманская), технология дифференцированного обучения (В.В. Фирсов), технология системно-деятельностного подхода. Технология деятельностного метода Л.Г.Петерсон носит интегративный характер, наиболее полно последовательность деятельностных шагов представлена на занятии «открытия нового знания», где ребята осваивают новые способы художественно-творческой деятельности.

- нетрадиционные методы и способы развития творчества детей: кляксография, граттаж,  набрызг,  рисование отпечатком руки, пальцев, рисование с использованием природного материала, техника «по-сырому», рисование по точкам, рисование листьями, рисование примакиванием, рисование ладошками;

- новые образовательные формы работы: творческая мастерская, образовательное событие, организационно-деятельностная игра, проектная задача, творческая практика, интегрированные занятия, образовательные события,

- кроме того, в наше современное время нельзя обойтись и без включения в учебный процесс средств технической поддержки, а именно: активизация познавательной активности осуществляется благодаря использованию ИКТв учебном процессе (мультимедийные презентации к урокам, интерактивные пособия (ЦОР), различные учебные программы, тренажеры и развивающие, обучающие игры и т.д.).

В основу проекта положены педагогические идеи, ориентированные на формирование общекультурных компетенций обучающихся:

- индивидуализации обучения;

- личностно-ориентированного обучения;

- системно - деятельностного подхода.

Основное содержание программы

      Раздел 1. Знакомство с основными способами лепки. Конструктивный  способ  – лепка изделий из отдельных частей с последующим их соединением. Он наиболее удобен для изготовления сложных по форме изделий, применяется при изготовлении народных игрушек, фигурок животных и человека. Изучение  животных Югорского леса. Малые  скульптурные формы. Беседа  о повадках, пропорциях. Лепка  на основе иллюстраций, показа работ детей  прошлых лет. Скульптура малой формы. Оправка изделия, сушка,  роспись.

      Раздел 2. Комбинированный способ – лепка с применением пластического и конструктивного способов. Краткие сведения о дымковской росписи.  Изготовление дымковской игрушки. Каргопольская  игрушка. Коллективная работа по мотивам сказок. Знакомство с Филимоновским промыслом. История. Особенности лепки. Отличия формы и орнамента (отработка приемов росписи на бумаге). На занятиях проходит знакомство обучающихся с творчеством выдающихся мастеров Гжели, Скопина, Вятки и других центров керамического  искусства России, представляется краткий исторический обзор развития керамики в Европе и Азии. Роспись глиняных фигур с национальными костюмами народов ханты.

      Раздел 3. Ленточный способ служит для изготовлении посуды (чашки, вазы, кувшина, стакана и т.д.). Изучение способа кругового налепа (спирально - кольцевой налеп), лепки путём выбирания глины стекой из целого куска, а также формовка и литьё. Знакомство  с нетрадиционными способами оформления изделий.

      Раздел 4. Подготовка тематически индивидуальных и коллективных выставок. Сувениры, подарки. Сюжетные композиции

Тематическое планирование занятий

 

                                    Тема

 Число

Примечания

1.

Вводное занятие    Правила техники безопасности.  

1ч.

Раздел 1. Способы лепки. Конструктивный способ

2.

Конструктивный способ.

2ч.

3.

Лепка животных. Домашние животные.

2ч.

4.

Лепка животных. Дикие животные.

2ч.

5.

Лепка животных. Сказочные животные.

2ч.

6.

Животные Югорского леса

2ч.

7.

Пробная роспись на бумаге.

2ч.

8.

Роспись цветами.

2ч.

9.

Изготовление и роспись бумажных и тонкокартонных конструкций животных.

2ч.

10.

Оправка. Покрытие водоэмульсионной краской.

2ч.

11.

Роспись игрушек.

2ч.

Раздел 2. Комбинированный способ

12.

Фигура барыни.

2ч.

13.

Мужская фигура.

2ч.

14.

Дети.

2ч.

15.

Лепка девочки с котёнком или с собачкой.

2ч.

16.

Любимые сказочные герои.

2ч.

17.

Народные костюмы Угорских народов

2ч.

18.

Изготовление и роспись бумажных конструкций.

Краткие сведения о дымковской росписи.                      

2ч.

19.

Изготовление дымковской игрушки.

2ч.

Покрытие водоэмульсионной краской.

1ч.

20.

Роспись глиняных фигур с национальными костюмами народов ханты.

3ч.

Раздел 3. Ленточный способ

21.

Изготовление посуды. Кувшины.

2ч.

22.

Чашки, стаканы.

2ч.

23.

Сушка. Оправка. Покрытие водоэмульсионной краской.

2ч.

24.

Пятигорский  промысел

2ч.

25.

Изготовление и роспись бумажных тонкокартонных конструкций. Краткие сведения о гжельской росписи.

2ч.

26.

Роспись глиняных изделий.

2ч.

Раздел 4. Подготовка индивидуальных выставок и работа над проектами.

27.

Филимоновская игрушка.

1ч.

28.

Дымковские игрушки.

2ч.

29.

Сказочные птицы.

1ч.

30.

«Деревенская ярмарка».

1ч.

31.

 Глиняные фигуры в  народных костюмах Угорских народов и в национальных костюмах народов ханты;

2ч.

32.

« Животные Югорского леса».

2ч.

33.

Гжельская  роспись

1ч.

34.

Работа над проектами

4ч.

Всего:

66ч.

 

 Данная программа предусматривает сотрудничество с социальными партнерами: Школа искусств №2 им В.Кузьмина, ДОУ «Росинка», и ДОУ «Родничок», краеведческий музей г.Мегион и т.д.

Цель данного сотрудничества – ознакомление с творчеством  народных промыслов, расширение знаний о  Природе, истории и культуре Югры; знакомство  с красотой народного костюма Угорских народов», с художниками ХМАО-ЮГРЫ, с национальными костюмами народов ханты» и «жителями Югорского леса».

 Формы проведения – экскурсии на данные объекты, проведение занятий с приглашением на них специалистов организаций.

Предполагаемые результаты освоения проекта программы: 

Личностными результатами изучения данного курса являются:

  • воспитание социально-активной личности, проявляющей интерес к трудовой деятельности, самостоятельности, уважения к людям труда и другие ценные качества, способствующие усвоению требований жизни и утверждению в ней;
  • формирование бережного отношения к труду и творчеству других людей, обращение к народной культуре, попытке через прикосновение к народным ремеслам, традициям, создание микроклимата добра и взаимопонимания;
  • развитие любознательности, сообразительности креативности, воображения, целеустремлённости, творческого подхода - качеств весьма важных в художественной деятельности;
  • изменение эмоционального состояния: болтливым детям работа с глиной помогает избавиться от избытка слов, а у детей с задержкой речевого развития стимулирует словесное выражение своих эмоций;
  • приобщение школьников к самостоятельной исследовательской и проектной деятельности;
  • воспитание интереса к народным промыслам, развитие чувств прекрасного и эстетического воспитания младших школьников.

Метапредметными результатами являются:

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
  • умения преодолевать трудности при выполнении разнообразных заданий творческого и эвристического характера;
  • формирование познавательной активности и  культуры, организация оценки детьми выполненной работы по различным критериям;
  • умение планировать и лепить игрушку последовательно, работать аккуратно;
  • умение давать эстетическую оценку к художественным произведениям;
  • умение работать по своему эскизу и оформлять помещение предметами декоративно-прикладного искусства;
  • использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, передачи и интерпретации информации в ходе работы с проектами;
  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации;
  • применение полученных знаний и представлений о лепке для выполнения учебных и художественно-практических задач, действовать самостоятельно при разрешении проблемно-творческих ситуаций;
  • развитие мелкой моторики, что влияет на речевое развитие ребенка, на кинестетические ощущения руки, её тактильных ощущений поверхностной фактуры.

Предметными результатами являются:

  • овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
  • владение технологией лепки простейших изделий из глины, обучение приёмам лепки, трактовке образов глиняной игрушки и умение применять способы объемной лепки из глины; развитие художественного конструирования глиняной игрушки;
  • развивать представления о народных промыслах глиняной игрушки, уметь отличать различные  игрушки (Филимоновские, дымковские и т.д.);
  • умение делать эскизы, самостоятельно разрабатывать элементарные сюжетные композиции, умение самостоятельно соблюдают технологию изготовления изделий из глины по программе;
  • умение различными способами лепить различные игрушки, при этом учитывать различие в форме и пропорции фигуры туловища
  • владение технологией заготовки и хранения глины; технологией самостоятельного изготовления изделий из глины, сюжетных композиции, технологией  декоративной отделки керамики

Литература

  1. А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.\ под ред. А.Г. Асмолова. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя. М.: Просвещение, 2012
  2. Н.Н.Алексахин. Волшебная глина. Методика преподавания лепки в детском кружке. Москва. изд-во «АГАР», 2001
  3. И.Я. Богуславская «Русская глиняная игрушка» - Л. Искусство, 1995.
  4. И.Я. Богуславская. «Дымковская игрушка» - Л.: Художник РСФСР, 1988.
  5. Н.С. Боголюбов «Лепка на занятиях  в школьном кружке» - М.: Просвещение, 2009.
  6. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (Образовательная система «Школа 2100»). Проект
  7. Логинова В.М., Скальский Ю.П. «Эта звонкая сказка – Гжель»  -М.: Сварог, 1994.
  8. Б.М. Неменский. Изобразительное искусство и художественный труд. Программа для средних общеобразовательных учебных заведений. 1-9 классы. М.: Школьная книга, 2014.
  9. Ц.Лариш., Сам себе гончар. Обучение детей приемам лепки., изд-во «Урал Л.Т.Д.».,2004
  10. Т.Я. Шпикалова, Г.А Поровская Возвращение к истокам. Народное искусство и детское творчество: учебно-методическое пособие. – М., 2000.
  11. Г. Чаянова, Соленое тесто. Для начинающих., Москва., изд-во «Дрофа. Плюс».,2005

Интернет-ресурсы

  1. http://4stupeni.ru/stady — клуб учителей начальной школы. 4 ступени.
  2. http://puzzle-ru.blogspot.com — головоломки, загадки, задачи и задачи

__________________                                                           _________________________________

      подпись                                                          расшифровка подписи        

                                                                           « _____» ____________________20___г.      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению. Кружок "Декоративно - прикладное искусство". 1 класс.

Программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению "Декоративно - прикладное искусство" для 1 класса  разработана на основе примерной программы художественно - эстетического направл...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по социальному направлению кружок «Моя первая экология» 3 класс

Рабочая программа по социальному направлению для работы во внеурочной деятельности....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по социальному направлению кружок «Моя первая экология» 3 класс

Рабочая программа по социальному направлению для работы во внеурочной деятельности....

Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению (ФГОС): кружок «Способный ребёнок» (3 класс)

Рабочая программа  по общеинтеллектуальному направлению  в 3 классе составлена на  основе Программы общеобразовательных учреждений с использованием учебника математика М.И. Моро. ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБЩЕКУЛЬТУРНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ «Творческая мастерская» для 1-4 классов

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  ПО ОБЩЕКУЛЬТУРНОМУ  НАПРАВЛЕНИЮ «Творческая мастерская» для 1-4 классов...

Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению «Самопознание» для обучающихся 1-4 классов

Рабочая программа внеурочной деятельностипо социальному  направлению«Самопознание»для обучающихся 1-4 классов...