Проект программы внеурочной деятельности по художественному направлению"Глиняная игрушка" для обучающихся 1-х классов
рабочая программа (1 класс)
Проект программы курса "Глиняная игрушка" разработан в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_glinyanaya_igrushka.doc | 143 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект программы внеурочной деятельности
по художественному направлению «Глиняная игрушка»
в рамках реализации «Концепции развития системы дополнительного образования детей в ХМАО – Югры»
для обучающихся 1-х классов
Выполнила:
Ильиных Светлана Александровна
(ФИО)
Учитель начальных классов
(должность )
МАОУ «СОШ №3» им. И.И. Рынкового г. Мегион ХМАО-Югра
(место работы )
Пояснительная записка
Проект программы курса «Глиняная игрушка» разработан в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального образования, «Концепции развития системы дополнительного образования детей в ХМАО – Югры» до 2025 года, определяет цель, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательной деятельности при получении начального образования. Ключевые аспекты программы учитывают цели и задачи образовательной программы и программы развития школы. Внеурочная деятельность, согласно п.13 ФГОС основной образовательной программы начального общего образования, является неотъемлемой частью образовательного процесса. Приказом Минобрнауки России от 22 сентября 2011 г. № 2357 в структуру основной образовательной программы был включен план внеурочной деятельности, являющейся вместе с учебным планом основным организационным механизмом реализации этой программы.
Проект программы составлен в соответствии с нормативно-правовыми документами:
- Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Указом Президента РФ от 01.06.2012 № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы»;
- Законом ХМАО-Югры «Об образовании в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре» от 1 июля 2013 г. №68-оз;
- Стратегией развития образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры до 2020 года;
- Концепции развития системы дополнительного образования детей в Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» до 2020 года;
- письмом Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования».
Актуальность проблем художественно-эстетической направленности обусловлена современным социальным заказом на образование и задачами художественного образования школьников, которые выдвигаются в концепции модернизации российского образования (Мин. обр. РФ от 29.11.01). В ней подчеркивается важность художественного образования, использования познавательных и воспитательных возможностей предметов художественно-эстетической направленности, формирующих у обучающихся творческие способности, чувство прекрасного, эстетический вкус, нравственность.
Актуальность и педагогическая целесообразность программы «Глиняная игрушка» в сфере художественного творчества школьников обусловлена необходимостью разрешения реальных противоречий, сложившихся в теории и практике воспитания в новых социокультурных условиях, в частности ограниченности стратегии «приобщения к культуре» в условиях экспансии массовой культуры. Происходит постоянная подмена смыслов, низкое выдается за высокое, высокое начинает служить низкому. Чтобы не потеряться в потоке этих трансформаций, от человека требуется постоянное эстетическое самоопределение. Создавая художественные произведения, они прямо выходят в пространство эстетического выбора: высокое или низкое, канон или отрицание канона, прекрасное или безобразное. Пластика – одна из наиболее эмоциональных сфер деятельности ребенка. Работа с глиной в разных техниках расширяет круг возможностей детей, развивает пространственное воображение, конструкторские способности. Открытие в себе индивидуальности поможет ребенку реализовать себя в учебе, творчестве, в общении с другими.
Перемены, происходящие в современном обществе нашего региона, требуют совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы.. Поэтому в содержании проекта особое место отводится учету региональных особенностей территории ХМАО-ЮГРЫ. Обучение ведется с учетом регионального компонента строится на основе преемственности поколений, уникальности природной и культурно-исторической среды и региональной системы образования как важнейшего фактора развития территории. Национальные, культурно-исторические особенности ЮГРЫ учитываются при выстраивании учебного материала занятия и планировании учебных творческих заданий. Таким образом, в педагогический процесс включается живая художественная культура региона ЮГРЫ. Особое внимание в проекте уделяется овладению учащимися знаниям в области экологии, истории и культуры ЮГРЫ и воспитанию патриотизма и чувства гражданственности у подрастающего поколения. В проекте разработаны и введены в учебный план интегрированные занятия, организационно-деятельностные игры, образовательные события, проектные задачи по основным темам «Природа, история и культура Югры»; «Красота народного костюма Угорских народов»; «Художники ХМАО-ЮГРЫ»; «Национальный костюм народов ханты»; « Жители Югорского леса». Изучение регионального содержания позволяет приобщить учащихся к культуре родного края, заложить основы любви и уважения к богатой народной культуре, приобщить к уникальным ремеслам, распространенным в Югорском крае.
Таким образом, актуальность данной программы состоит в обращении к народной культуре, попытке через прикосновение к народным ремеслам, традициям, создать микроклимат добра и взаимопонимания, формировать бережное отношение к труду и творчеству других людей. Глина восприимчива к чувствам и может эффективно помочь отреагировать гнев, агрессию, страх, тревогу, вину, тем самым снижая вероятность проявления их в реальной жизни. Пластичность глины позволяет вносить изменения в работу и «исправлять"" эмоциональное состояние: болтливым детям работа с глиной помогает избавиться от избытка слов, а у малышей с задержкой речевого развития стимулирует словесное выражение своих эмоций.
Курс актуален для данного образовательного учреждения, т. к. школа с 2014 года работает в режиме экспериментальной площадки по апробации учебно-методического пособия «Внеурочная деятельность в школе. Народное искусство и художественное творчество» в условиях ФГОС НОО, ООО в соответствии с приказом ДО и молодежной политики ХМАО-Югры от 31.03.2014г №344 «О присвоении статуса экспериментальной площадки по апробации учебно-методического пособия «Внеурочная деятельность в школе. Народное искусство и художественное творчество» в условиях ФГОС НОО, ООО». Программа внеурочной деятельности «Глиняная игрушка» направлена на повышение мотивации учащихся к изучению народной культуры. Применение данной программы рассматривается в её непосредственной связи с Программой воспитательной работы школы и способствует реализации цели и задач воспитательной системы школы. Участие ребенка осуществляется на добровольной основе, в соответствии с интересами и склонностями. Фиксация участия осуществляется классным руководителем в карте занятости ребенка, по итогам заполнения которой оценивается включение ребенка во внеурочную деятельность.
Описание места программы в структуре ООП
Проект программы внеурочной деятельности «Глиняная игрушка» (далее – проект) представляет дополнительный образовательный курс художественной направленности и составлен на основе учебного пособия для внеурочной работы с детьми младшего школьного возраста «Волшебная глина: методика преподавания лепки в детском кружке» Н.Н. Алексахина, 2001г. Содержание программы «Глиняная игрушка» является продолжением изучения смежных предметных областей (изобразительного искусства и технологии) в освоении различных видов и техник искусства.
Данная программа рассчитана для детей 1класса начального обучения. В системе начального обучения трудовая деятельность является одним из важных факторов развития ребенка: нравственного, умственного, физического, эстетического. Именно в начальных классах закладываются основы социально активной личности, проявляющей интерес к трудовой деятельности, самостоятельности, уважения к людям труда и другие ценные качества, способствующие усвоению требований жизни и утверждению в ней. Очень важным моментом так же в 1 классе является развитие мелкой моторики, что влияет на речевое развитие ребенка, на кинестетические ощущения руки, её тактильных ощущений поверхностной фактуры. Глина восприимчива к чувствам и может эффективно помочь отреагировать гнев, агрессию, страх, тревогу, вину, тем самым снижая вероятность проявления их в реальной жизни. Пластичность глины позволяет вносить изменения в работу и «исправлять"" эмоциональное состояние: болтливым детям работа с глиной помогает избавиться от избытка слов, а у малышей с задержкой речевого развития стимулирует словесное выражение своих эмоций. Так же большое внимание уделяется творческим заданиям, в ходе выполнения которых у детей формируется творческая и познавательная активность. Значительное место в содержании программы занимают вопросы композиции, цветоведения.
Продолжительность занятий - 2 часа в неделю. Количество детей в группе 16 человек, возможна индивидуальная работа и с маленькими группами.
Каждое занятие по лепке строится в зависимости от темы и конкретных задач. Однако во всех занятиях можно структурно выделить 4 части:
- предварительная работа – демонстрация народных игрушек, беседа о народных промыслах;
- программное содержание – объяснение задания, выбор способа лепки, сравнение двух способов в зависимости от задания;
- практическая часть – наблюдение за работой детей с рекомендациями по ходу выполнения задания;
- анализ выполненных работ – итоговая часть занятия, которая осуществляется только после того, как ребёнок закончил своё изделие.
Учитывая особенности начальной ступени образования проектом программы предусмотрен системно - деятельностный подход, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.
Цель программы: формирование художественно – творческой активности младших школьников и их умений создавать художественные образы на основе приемов и методов лепки глиняной игрушки, повышение мотивации к изучению народной культуры и бережного отношения к труду и творчеству других людей через внедрение системно-деятельностного подхода в учебно-воспитательный процесс.
Задачи:
- В метапредметном направлении: стимулировать интерес обучающихся к художественному творчеству; повышать знания об истории народных художественных керамических промыслов; формировать познавательную культуру; организация оценки детьми выполненной работы по различным критериям
- В предметном направлении: научить ребенка приёмам лепки, трактовке образов глиняной игрушки и умение применять способы объемной лепки из глины.
- В личностном направлении: формировать и развивать у учащихся разносторонний интерес, культуру мышления, самостоятельность, нестандартный подход к решению задач;
- Развивать интеллектуальные и творческие способности, развивать мелкую моторику рук, глазомер, пространственное представление, ассоциативное мышление;
- Приобщить школьников к самостоятельной исследовательской работе.
Проект курса учитывает возрастные особенности младших школьников и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся. С этой целью предусмотрены следующие формы занятий:
- подвижные игры,
- конкурсы и викторины;
- защита авторских проектов и рефератов;
- проектная и исследовательская деятельность;
- творческие дни юных искусствоведов;
- изготовление и конструирование различных моделей;
- экскурсии.
Каждый раздел проекта программы предусматривает использование игровой и практической деятельности. Предполагается активное освоение курса в разнообразной индивидуальной и групповой работе (учебные, познавательные, исследовательские задания, ролевые и дидактические игры, работа над проектами, экскурсии). Включение учащихся в разнообразную деятельность является условием приобретения прочных знаний, преобразования их в убеждения и умения, формирования основ личной ответственности за сохранение богатства русской культуры. Активная исследовательская работа (индивидуальная, парная и групповая) формирует умение использовать различные способы поиска информации (в справочной литературе, с помощью родителей и учителя); аргументированно представлять собственный материал, уважительно выслушивать собеседника и делать выводы.
Проект предусматривает организацию самостоятельной работы.
- самостоятельная работа по образцу;
- творческая самостоятельная работа;
- вариативная самостоятельная работа;
- конструктивная самостоятельная работа.
Предполагается, что такой метод обучения поможет учащимся усвоить знания и приобрести умения решать учебную задачу, проявляя усилия и активность. Самостоятельная работа всегда завершается какими-либо результатами, так как к ним ученик приходит самостоятельно. Ценность и значимость их осознаются острее по сравнению с теми, которые добиваются в совместной деятельности. В результате работы всегда обнаруживается не только уровень знаний, но и самостоятельность школьника, индивидуальный стиль его деятельности, творчество и нестандартный подход.
Система отслеживания и оценивания результатов:
- мониторинг отслеживания личностного роста ребёнка по следующим параметрам: усвоение знаний по базовым темам программы; овладение умениями и навыками, предусмотренными программой; развитие художественного вкуса; формирование коммуникативных качеств, трудолюбия и работоспособности;
- мониторинг образовательных результатов участия учащихся в олимпиадах, конкурсах, которые проводятся в образовательном учреждении и на муниципальном уровне, которые проводятся на базе школы искусств №2 ..;
- «портфолио»;
- праздники и выставки, участие на конкурсах с проектными работами прикладного творчества.
Стимулирование дальнейшей творческой деятельности, поощрение:
- создание мобильных стендов, посвященных победителям и призерам школьных, муниципальных и региональных олимпиад, конференций, конкурсов;
- публичное своевременное поощрение учеников-победителей (линейки, молнии-объявления, вручение грамот, дипломов, ценных подарков);
- вручение благодарственных писем родителям за их заслуги в воспитании одаренных детей на родительских собраниях, линейках, выпускных вечерах.
Способы проверки ожидаемых результатов: два раза в год (результаты 1полугодия и 2 полугодия).
Используются следующие формы проверки: анализ, игры-конкурсы, викторины и выставки, портфолио. Методы проверки: наблюдение, тестирование, анкетирование, опрос. Итоговая проверка освоения программы осуществляется в форме итоговой выставки или конкурса.
Обучение по программе «Глиняная игрушка» является безотметочным, но результаты освоения программы определяются по трём уровням: освоение повышенного уровня, освоение базового уровня и не освоение базового уровня.
Современные образовательные технологии, методы и формы организации деятельности.
Проект носит инновационный характер, так как в системе работы используются следующие современные технологии:
- технология деятельностного метода, проектная технология, коммуникативно-мыслительная техника «развитие воображения», коммуникативная рефлексия, технология учебного диалога. В ходе реализации программы используются так же и здоровьесберегающие технологии проблемного обучения (Дж. Дьюи), личностно-ориентированные технологии (И.С. Якиманская), технология дифференцированного обучения (В.В. Фирсов), технология системно-деятельностного подхода. Технология деятельностного метода Л.Г.Петерсон носит интегративный характер, наиболее полно последовательность деятельностных шагов представлена на занятии «открытия нового знания», где ребята осваивают новые способы художественно-творческой деятельности.
- нетрадиционные методы и способы развития творчества детей: кляксография, граттаж, набрызг, рисование отпечатком руки, пальцев, рисование с использованием природного материала, техника «по-сырому», рисование по точкам, рисование листьями, рисование примакиванием, рисование ладошками;
- новые образовательные формы работы: творческая мастерская, образовательное событие, организационно-деятельностная игра, проектная задача, творческая практика, интегрированные занятия, образовательные события,
- кроме того, в наше современное время нельзя обойтись и без включения в учебный процесс средств технической поддержки, а именно: активизация познавательной активности осуществляется благодаря использованию ИКТв учебном процессе (мультимедийные презентации к урокам, интерактивные пособия (ЦОР), различные учебные программы, тренажеры и развивающие, обучающие игры и т.д.).
В основу проекта положены педагогические идеи, ориентированные на формирование общекультурных компетенций обучающихся:
- индивидуализации обучения;
- личностно-ориентированного обучения;
- системно - деятельностного подхода.
Основное содержание программы
Раздел 1. Знакомство с основными способами лепки. Конструктивный способ – лепка изделий из отдельных частей с последующим их соединением. Он наиболее удобен для изготовления сложных по форме изделий, применяется при изготовлении народных игрушек, фигурок животных и человека. Изучение животных Югорского леса. Малые скульптурные формы. Беседа о повадках, пропорциях. Лепка на основе иллюстраций, показа работ детей прошлых лет. Скульптура малой формы. Оправка изделия, сушка, роспись.
Раздел 2. Комбинированный способ – лепка с применением пластического и конструктивного способов. Краткие сведения о дымковской росписи. Изготовление дымковской игрушки. Каргопольская игрушка. Коллективная работа по мотивам сказок. Знакомство с Филимоновским промыслом. История. Особенности лепки. Отличия формы и орнамента (отработка приемов росписи на бумаге). На занятиях проходит знакомство обучающихся с творчеством выдающихся мастеров Гжели, Скопина, Вятки и других центров керамического искусства России, представляется краткий исторический обзор развития керамики в Европе и Азии. Роспись глиняных фигур с национальными костюмами народов ханты.
Раздел 3. Ленточный способ служит для изготовлении посуды (чашки, вазы, кувшина, стакана и т.д.). Изучение способа кругового налепа (спирально - кольцевой налеп), лепки путём выбирания глины стекой из целого куска, а также формовка и литьё. Знакомство с нетрадиционными способами оформления изделий.
Раздел 4. Подготовка тематически индивидуальных и коллективных выставок. Сувениры, подарки. Сюжетные композиции
Тематическое планирование занятий
№ | Тема | Число | Примечания |
1. | Вводное занятие Правила техники безопасности. | 1ч. | |
Раздел 1. Способы лепки. Конструктивный способ | |||
2. | Конструктивный способ. | 2ч. | |
3. | Лепка животных. Домашние животные. | 2ч. | |
4. | Лепка животных. Дикие животные. | 2ч. | |
5. | Лепка животных. Сказочные животные. | 2ч. | |
6. | Животные Югорского леса | 2ч. | |
7. | Пробная роспись на бумаге. | 2ч. | |
8. | Роспись цветами. | 2ч. | |
9. | Изготовление и роспись бумажных и тонкокартонных конструкций животных. | 2ч. | |
10. | Оправка. Покрытие водоэмульсионной краской. | 2ч. | |
11. | Роспись игрушек. | 2ч. | |
Раздел 2. Комбинированный способ | |||
12. | Фигура барыни. | 2ч. | |
13. | Мужская фигура. | 2ч. | |
14. | Дети. | 2ч. | |
15. | Лепка девочки с котёнком или с собачкой. | 2ч. | |
16. | Любимые сказочные герои. | 2ч. | |
17. | Народные костюмы Угорских народов | 2ч. | |
18. | Изготовление и роспись бумажных конструкций. Краткие сведения о дымковской росписи. | 2ч. | |
19. | Изготовление дымковской игрушки. | 2ч. | |
Покрытие водоэмульсионной краской. | 1ч. | ||
20. | Роспись глиняных фигур с национальными костюмами народов ханты. | 3ч. | |
Раздел 3. Ленточный способ | |||
21. | Изготовление посуды. Кувшины. | 2ч. | |
22. | Чашки, стаканы. | 2ч. | |
23. | Сушка. Оправка. Покрытие водоэмульсионной краской. | 2ч. | |
24. | Пятигорский промысел | 2ч. | |
25. | Изготовление и роспись бумажных тонкокартонных конструкций. Краткие сведения о гжельской росписи. | 2ч. | |
26. | Роспись глиняных изделий. | 2ч. | |
Раздел 4. Подготовка индивидуальных выставок и работа над проектами. | |||
27. | Филимоновская игрушка. | 1ч. | |
28. | Дымковские игрушки. | 2ч. | |
29. | Сказочные птицы. | 1ч. | |
30. | «Деревенская ярмарка». | 1ч. | |
31. | Глиняные фигуры в народных костюмах Угорских народов и в национальных костюмах народов ханты; | 2ч. | |
32. | « Животные Югорского леса». | 2ч. | |
33. | Гжельская роспись | 1ч. | |
34. | Работа над проектами | 4ч. | |
Всего: | 66ч. |
Данная программа предусматривает сотрудничество с социальными партнерами: Школа искусств №2 им В.Кузьмина, ДОУ «Росинка», и ДОУ «Родничок», краеведческий музей г.Мегион и т.д.
Цель данного сотрудничества – ознакомление с творчеством народных промыслов, расширение знаний о Природе, истории и культуре Югры; знакомство с красотой народного костюма Угорских народов», с художниками ХМАО-ЮГРЫ, с национальными костюмами народов ханты» и «жителями Югорского леса».
Формы проведения – экскурсии на данные объекты, проведение занятий с приглашением на них специалистов организаций.
Предполагаемые результаты освоения проекта программы:
Личностными результатами изучения данного курса являются:
- воспитание социально-активной личности, проявляющей интерес к трудовой деятельности, самостоятельности, уважения к людям труда и другие ценные качества, способствующие усвоению требований жизни и утверждению в ней;
- формирование бережного отношения к труду и творчеству других людей, обращение к народной культуре, попытке через прикосновение к народным ремеслам, традициям, создание микроклимата добра и взаимопонимания;
- развитие любознательности, сообразительности креативности, воображения, целеустремлённости, творческого подхода - качеств весьма важных в художественной деятельности;
- изменение эмоционального состояния: болтливым детям работа с глиной помогает избавиться от избытка слов, а у детей с задержкой речевого развития стимулирует словесное выражение своих эмоций;
- приобщение школьников к самостоятельной исследовательской и проектной деятельности;
- воспитание интереса к народным промыслам, развитие чувств прекрасного и эстетического воспитания младших школьников.
Метапредметными результатами являются:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- умения преодолевать трудности при выполнении разнообразных заданий творческого и эвристического характера;
- формирование познавательной активности и культуры, организация оценки детьми выполненной работы по различным критериям;
- умение планировать и лепить игрушку последовательно, работать аккуратно;
- умение давать эстетическую оценку к художественным произведениям;
- умение работать по своему эскизу и оформлять помещение предметами декоративно-прикладного искусства;
- использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, передачи и интерпретации информации в ходе работы с проектами;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации;
- применение полученных знаний и представлений о лепке для выполнения учебных и художественно-практических задач, действовать самостоятельно при разрешении проблемно-творческих ситуаций;
- развитие мелкой моторики, что влияет на речевое развитие ребенка, на кинестетические ощущения руки, её тактильных ощущений поверхностной фактуры.
Предметными результатами являются:
- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
- владение технологией лепки простейших изделий из глины, обучение приёмам лепки, трактовке образов глиняной игрушки и умение применять способы объемной лепки из глины; развитие художественного конструирования глиняной игрушки;
- развивать представления о народных промыслах глиняной игрушки, уметь отличать различные игрушки (Филимоновские, дымковские и т.д.);
- умение делать эскизы, самостоятельно разрабатывать элементарные сюжетные композиции, умение самостоятельно соблюдают технологию изготовления изделий из глины по программе;
- умение различными способами лепить различные игрушки, при этом учитывать различие в форме и пропорции фигуры туловища
- владение технологией заготовки и хранения глины; технологией самостоятельного изготовления изделий из глины, сюжетных композиции, технологией декоративной отделки керамики
Литература
- А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.\ под ред. А.Г. Асмолова. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя. М.: Просвещение, 2012
- Н.Н.Алексахин. Волшебная глина. Методика преподавания лепки в детском кружке. Москва. изд-во «АГАР», 2001
- И.Я. Богуславская «Русская глиняная игрушка» - Л. Искусство, 1995.
- И.Я. Богуславская. «Дымковская игрушка» - Л.: Художник РСФСР, 1988.
- Н.С. Боголюбов «Лепка на занятиях в школьном кружке» - М.: Просвещение, 2009.
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (Образовательная система «Школа 2100»). Проект
- Логинова В.М., Скальский Ю.П. «Эта звонкая сказка – Гжель» -М.: Сварог, 1994.
- Б.М. Неменский. Изобразительное искусство и художественный труд. Программа для средних общеобразовательных учебных заведений. 1-9 классы. М.: Школьная книга, 2014.
- Ц.Лариш., Сам себе гончар. Обучение детей приемам лепки., изд-во «Урал Л.Т.Д.».,2004
- Т.Я. Шпикалова, Г.А Поровская Возвращение к истокам. Народное искусство и детское творчество: учебно-методическое пособие. – М., 2000.
- Г. Чаянова, Соленое тесто. Для начинающих., Москва., изд-во «Дрофа. Плюс».,2005
Интернет-ресурсы
- http://4stupeni.ru/stady — клуб учителей начальной школы. 4 ступени.
- http://puzzle-ru.blogspot.com — головоломки, загадки, задачи и задачи
__________________ _________________________________
подпись расшифровка подписи
« _____» ____________________20___г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению. Кружок "Декоративно - прикладное искусство". 1 класс.
Программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению "Декоративно - прикладное искусство" для 1 класса разработана на основе примерной программы художественно - эстетического направл...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по общеинтеллектуальному направлению кружок «Хочу всё знать!» 3 класс
Рабочая программа для работы по ФГОС во внеурочной деятельности...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по социальному направлению кружок «Моя первая экология» 3 класс
Рабочая программа по социальному направлению для работы во внеурочной деятельности....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по социальному направлению кружок «Моя первая экология» 3 класс
Рабочая программа по социальному направлению для работы во внеурочной деятельности....
Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению (ФГОС): кружок «Способный ребёнок» (3 класс)
Рабочая программа по общеинтеллектуальному направлению в 3 классе составлена на основе Программы общеобразовательных учреждений с использованием учебника математика М.И. Моро. ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБЩЕКУЛЬТУРНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ «Творческая мастерская» для 1-4 классов
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБЩЕКУЛЬТУРНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ «Творческая мастерская» для 1-4 классов...
Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению «Самопознание» для обучающихся 1-4 классов
Рабочая программа внеурочной деятельностипо социальному направлению«Самопознание»для обучающихся 1-4 классов...