РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по общеинтеллектуальному направлению кружок «Хочу всё знать!» 3 класс
рабочая программа (3 класс) по теме
Рабочая программа для работы по ФГОС во внеурочной деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneurochnaya_deyatelnost_khochu_vsyo_znat_2013-2014_3_klass.docx | 43.58 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное образование Щербиновский район
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 2 муниципального образования
Щербиновский район станица Старощербиновская
УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического совета
от 30 августа 2013 года протокол № 1
Председатель ________ Галкина Г.А.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
по общеинтеллектуальному направлению
образовательная
кружок
«Хочу всё знать!»
1год
8 – 9 лет
Составила Вегера Екатерина Николаевна
- Пояснительная записка
Программа составлена на основе методической литературы, интернет-ресурсов, рекомендаций по оформлению программ внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС НОО от 09.11.2011 № 47-17957/11-14.
В условиях поэтапного введения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО), разработанного в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Концепцией модернизации российского образования до 2010 года, проектом Концепции «Российское образование – 2020» меняются требования к образовательным результатам в начальной школе: целью школьного образования становится формирование у младших школьников универсальных учебных действий средствами учебной и вне учебной деятельности.
Одна из характерных и ярких черт детей – любознательность. Они постоянно задают вопросы и хотят получить на них ответы. И если взрослые не могут или не хотят объяснить детям то, что их интересует, их любознательность пропадает. Поэтому единственный вариант знакомства детей с окружающим миром – получить ответы на вопросы. На многие вопросы призвана дать ответы программа внеурочной деятельности кружка «Хочу все знать!».
Актуальность . Исследовательская работа в начальной школе сейчас особенно актуальна, поскольку именно на этом этапе учебная деятельность является ведущей и определяет развитие главных познавательных особенностей развивающейся личности. В этот период развиваются формы мышления, обеспечивающие в дальнейшем усвоение системы научных знаний, развитие научного, теоретического мышления. В младших классах закладываются предпосылки самостоятельной ориентации не только в учебе, но и в жизни.
В работах В.И. Андреева, В.В.Давыдова, Л.В. Занкова говорится о том, что оригинальность мышления, творчество школьника наиболее успешно развивается в разнообразной учебной деятельности, имеющей исследовательскую направленность.
Практика про ведения с младшими школьниками учебных исследований может рассматриваться как особое направление внеклассной или внешкольной работы, тесно связанное с основным учебным процессом и ориентированное на развитие исследовательской, творческой активности детей.
Цель: создание условий для расширения творческо-интеллектуальных возможностей обучающихся средствами познавательной деятельности.
Задачи:
-Образовательные:
-обучение проведению учебных исследований младших школьников;
- развитие творческой исследовательской активности детей;
Развивающие:
-стимулирование у детей интереса к фундаментальным и прикладным наукам;
-ознакомление с научной картиной мира;
Воспитательные:
- вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс
Отличительная особенность программы в развитии познавательных процессов необходимых в любом возрасте, но оптимальным является младший школьный возраст. Возможность ученика «переносить» учебное умение, сформированное на конкретном материале какого-либо предмета на более широкую область, может быть использована при изучении других предметов. Развитие ученика происходит только в процессе деятельности, причем, чем активнее деятельность, тем быстрее развитие. Поэтому обучение должно строиться с позиций деятельностного подхода.
Сроки реализации программы и возраст воспитанников.
Программа рассчитана на детей 8-9 лет. Срок реализации – 1 год.
Формы и режим занятий.
Режим занятий соответствует санитарно-эпидемиологическим требованиям дополнительного образования и предусматривает на занятиях: динамические паузы, смену видов деятельности, упражнения здоровье сберегающего характера.
Форма организации учебных занятий – групповая. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 академическому часу.
- Тематический план программы (34 часа)
№ п\п | Тема | Кол-во времени | Всего | |
аудиторные | внеаудиторные | |||
l. | Одежда | 6 | 7 | 13 |
1 | Одежда наших предков | 1 | 1 | |
2 | Откуда взялся фартук | 1 | 1 | |
3 | Зачем нужны пуговицы | 1 | 1 | |
4 | Откуда взялись шапки | 1 | 1 | |
5 | Кто придумал обувь? Секреты башмаков | 1 | 1 | |
6 | История русского сарафана | 1 | 1 | |
7 | Чем украшают одежду | 1 | 1 | |
8 | С каких пор применяют носовые платки | 1 | 1 | |
9 | Юбки и брюки | 1 | 1 | |
10 | Когда впервые стали использовать тутового шелкопряда | 1 | 1 | |
11 | Домик для пальчиков. Варежки | 1 | 1 | |
12 | Что такое «мода» | 1 | 1 | |
13 | Итоговое занятие по теме «Одежда» | 1 | 1 | |
ll. | Праздник | 11 | 10 | 21 |
1 | Первые украшения | 1 | 1 | |
2 | Новогодние игрушки | 1 | 1 | |
3 | Почему на Пасху красят яйца | 1 | 1 | |
4 | История воздушных шариков | 1 | 1 | |
5 | История фейерверков | 1 | 1 | |
6 | Широкая масленица | 1 | 1 | |
7 | 1 | 1 | ||
8 | Приглашаем к столу | 1 | 1 | |
9 | А раньше было так… | 1 | 1 | |
10 | Бал-маскарад | 1 | 1 | |
11 | Рождественские частушки | 1 | 1 | |
12 | Ярмарка | 1 | 1 | |
13 | «Не красна изба углами» | 1 | 1 | |
14 | Вкусные украшения | 1 | 1 | |
15 | Мишура | 1 | 1 | |
16 | Толковый словарь маркиза Этикета | 1 | 1 | |
17 | Приглашение гостей | 1 | 1 | |
18 | Семейные праздники | 1 | 1 | |
19 | Вечеринка | 1 | 1 | |
20 | Конкурс Золушек и Рыцарей | 1 | 1 | 1 1 |
21 | ||||
итого | 16 | 17 | 34 |
- Содержание программы
№ п\п | Раздел/Тема | Аудиторные, внеаудиторные | Характеристика деятельности учащихся | Количество часов | Дата | |
I.Одежда 13ч | ||||||
1 | Одежда наших предков | Русский народный костюм | Составление кроссворда «Одежда предков» | 1 | 4/9 | |
2 | Откуда взялся фартук | Материалы информационного справочника | Моделирование и вырезание фартука из бумаги | 1 | 11/9 | |
3 | Зачем нужны пуговицы | Беседа о видах пуговиц | Пришивание пуговицы | 1 | 18/9 | |
4 | Откуда взялись шапки | Историческая справка | Приемы вязания (крючком) | 1 | 25/9 | |
5 | Кто придумал обувь? Секреты башмаков | Историческая справка Беседа о профессии сапожника | Рисование туфель (дизайн) | 1 | 2/10 | |
6 | История русского сарафана | Презентация «Русский наряд в изображении художников» | Рисование и вырезание сарафана для куклы | 1 | 9/10 | |
7 | Чем украшают одежду | Изготовление аксессуаров | 1 | 16/10 | ||
8 | С каких пор применяют носовые платки | Информация из дополнительной литературы | Изготовление носового платка из ткани | 1 | 23/10 | |
9 | Юбки и брюки | История появления | Пошив брюк (или юбки) для куклы | 1 | 30/10 | |
10 | Когда впервые стали использовать тутового шелкопряда | Информация из дополнительной литературы | Плетение из ниток | 1 | 13/11 | |
11 | Домик для пальчиков. Варежки | История появления варежек | Варежка-прихватка. Мини-проект | 1 | 20/11 | |
12 | Что такое «мода» | Экскурсия в ателье мод | 1 | 27/11 | ||
13 | Итоговое занятие по теме «Одежда» | Заполнение листа самооценки Выставка работ | 1 | 4/12 | ||
II.Праздник 21ч | ||||||
1 | Первые украшения | Украшение как деталь костюма | Бусы из бумаги | 1 | 11/12 | |
2 | Новогодние игрушки | Откуда пришла традиция украшения елки | Проект. «Сохраним елочку» | 1 | 18/12 | |
3 | Почему на Пасху красят яйца | Беседа о православном празднике | Роспись яйца | 1 | 25/12 | |
4 | История воздушных шариков | Информация из дополнительной литературы | Разрисовывание воздушных шариков или на воздушных шариках | 1 | 15/1 | |
5 | История фейерверков | Презентация «фейерверк» | Аппликация «Салют» | 1 | 22/1 | |
6 | Широкая масленица | История появления праздника | Изготовление сувенира из подручных материалов. Мини-проект | 1 | 29/1 | |
7 | Сюжетная игра «Чаепитие с блинами» | 1 | 5/2 | |||
8 | Приглашаем к столу | Сервировка праздничного стола | 1 | 12/2 | ||
9 | А раньше было так… | Информация из дополнительной литературы | 1 | 19/2 | ||
10 | Бал-маскарад | Раскрытие понятия «бал» | Изготовление маски | 1 | 26/2 | |
11 | Рождественские частушки | Разучивание (сочинение) и исполнение частушек. конкурс | 1 | 5/3 | ||
12 | Ярмарка | Ярмарка как традиция русского народа | Поделки из разных материалов | 1 | 12/3 | |
13 | «Не красна изба углами» | Составление рецептов пирогов (работа в группах) | 1 | 19/3 | ||
14 | Вкусные украшения | Как украшали елку в старину | Украшения для елки из конфет и фруктов. Выставка | 1 | 2/4 | |
15 | Мишура | Поделки из мишуры (фольги) | 1 | 9/4 | ||
16 | Толковый словарь маркиза Этикета | Правила этикета | Оформление приглашения | 1 | 16/4 | |
17 | Приглашение гостей | Конкурсы для мам и пап | 1 | 23/4 | ||
18 | Семейные праздники | Составление календаря семейных праздников (работа с родителями) | 1 | 30/4 | ||
19 | Вечеринка | Конкурсная программа | 1 | 7/5 | ||
20 | Конкурс Золушек и Рыцарей | Правила этикета | Составление конкурсных заданий (работа в группах) | 1 | 14/5 | |
21 | 1 | 21/5 | ||||
Проведение конкурса Итоговый тест |
4. Предполагаемые результаты реализации программы
К концу обучения школьники должны знать и уметь:
ЗУН | Универсальные учебные действия |
Одежда Обучающиеся должны знать: Происхождение некоторых предметов одежды. Историю их создания. Назначение профессии сапожника и модельера. Обучающиеся должны уметь: Характеризовать особенности русского костюма. Создать простейшую модель русского костюма. Наблюдать объекты . Характеризовать их особенности. Группировать (классифицировать) по отличительным признакам. Составлять презентацию. | Познавательные УУД
Коммуникативные УУД
Регулятивные УУД
|
Праздник Обучающиеся должны знать: Название и историю появления праздников и обычаев. Обучающиеся должны уметь: Соблюдать основные правила этикета, применять их на практике. Изготовить соответствующее украшение и подарок к празднику. Извлекать необходимую информацию из дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников). Проводить работу в группе. |
5. Формы контроля, подведения итогов реализации программы.
Наиболее плодотворным фактором в оценочной работе итогов обучения является выставка творческих работ воспитанников. Выставки работ проводятся несколько раз в год по различным темам, она оказывает неоценимое значение в эстетическом становлении личности ребёнка, требует большой организационной работы и позволяет детям обмениваться опытом, сравнивать свои работы с другими, наглядно видеть преимущество и ошибки, получать возможность выработать навык анализа для дальнейшей реализации в творчестве.
Творческие работы представляются в виде:
- Поделок из природного материала, бумаги, нетрадиционного материала;
- Отчётов по наблюдению за природными объектами;
- Оформленных исследовательских работ;
- Стихотворений;
- Книг-раскладушек и т.д.
Лучшие творческие работы ребят принимают участие в выставках, конференциях, конкурсах и т.д. различного уровня.
6.Методические рекомендации.
При организации образовательного процесса все педагогические технологии, приёмы, методы работы способствуют, продвижению пути ребёнка к саморазвитию. Педагогу отводиться роль человека создающего благоприятные условия для самостоятельного и осмысленного обучения ребят, активизирующий и стимулирующий любознательность и познавательные мотивы. Всё деятельность ребёнка на занятиях можно рассматривать как цепочку органически проникающих друг в друга видов деятельности – репродуктивный и творческий. Сначала ребёнок усваивает опыт и лишь, затем, отталкиваясь от этого, начинает действовать, проявляя своё творчество. Обучение основывается на поэтапном усложнении заданий. Каждый этап предполагает ряд заданий и упражнений, требующих закрепление знаний, умений, навыков. В этом большую помощь оказывают включаемые в процесс обучения инструкционные и технологические карты. Для того, что бы обучение проходило более эффективно необходимо не только самому педагогу ставить конкретные цели занятий, а учить детей самим ставить правильные цели для выполнения того или иного задания, что является одним из важных дидактических условий на современном этапе. Для выполнения дидактических условий занятия осуществляется организация и подготовка детей к выполнению заданий. Для этого дети обеспечиваются необходимыми материалами и инструментами; каждый ребёнок привлекается к самостоятельному выполнению задания; определяется примерное время для выполнения задания; анализируются результаты труда каждого ребёнка. Большое значение в экологическом воспитании имеют экскурсии в природу. Общение с природой пробуждает у детей чувство прекрасного, развивает эстетическое восприятие мира.
7. мМтериально-техническое обеспечение программы
1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя [Текст] / [ А.Г.Асмолов, Г.В. Бумеранская, И.А. Володарская и др.]: под ред. А.Г. Асмолова.- М.: Просвещение, 2008.- 151 с.
2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] - М.: Просвещение, 2011. 25 с.
3. Примерная основная образовательная программа начального общего образования [Текст] / сост.Е.С.Савинов.- М.: Просвещение, 2010. 204 с.
4. Тисленкова И.А. Нравственное воспитание: для организаторов воспитательной работы и классных руководителей [Текст] / И.А.Тисленкова. - М.: Просвещение, 2008. 108 с.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] - М.: Просвещение, 2009. 41 с.
6. Черемисина, В.Г. Духовно- нравственное воспитание детей младшего школьного возраста [Текст] / сост. В.Г.Черемисина. - Кемерово: КРИПКиПРО, 2010. - 14- 36 с.
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания методического объединения учителей начальных классов МБОУ СОШ № 2 от 27 августа 2013 года № 1 ___________ _________ подпись руководителя МО Ф.И.О. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ____________ ___________ подпись Ф.И.О. 29 августа2013 года |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению Геометрия и конструирование. 1 класс
Данная программа составлена на основе модернизированной программы развивающего курса «Математика и конструирование» А. В. Белошистовой. Целью современной школы явля...
Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению (ФГОС): кружок «Способный ребёнок» (3 класс)
Рабочая программа по общеинтеллектуальному направлению в 3 классе составлена на основе Программы общеобразовательных учреждений с использованием учебника математика М.И. Моро. ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ Логика 3 класс
Внеурочная деятельность...
Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению Путешествие в компьютерию. 2 класс
Данная рабочая программа является первым звеном в цепи непрерывного курса обучения информатике и информационным технологиям....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «В мире книг» 3 класс
Программа внеурочной деятельности «В мире книг» предназначена для работы с детьми 3 класса; способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и ра...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ КУРС «КОНСУЛЬТАНТ» 3 КЛАСС
Данная программа составлена на основе авторской программы «Учись учиться», модернизированной программы развивающего курса.Курс «Развивающих занятий» нацелен на формирование у у...
Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению в 1-4 классах «Эрудит»
Программа «Эрудит» реализует общеинтеллектуальное направление во внеурочной деятельности в 1-4 классах в соответствии с тр...