Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению (ФГОС): кружок «Способный ребёнок» (3 класс)
рабочая программа (3 класс) по теме

Шабалина Елена Витальевна

 

Рабочая программа  по общеинтеллектуальному направлению  в 3 классе составлена на  основе Программы общеобразовательных учреждений с использованием учебника математика М.И. Моро. Издательство «Просвещение»  и дополнительных пособий для учителя:

  • О.А.Холодова «Юным умникам и умницам»
  • Е.В.Языканова «Развивающие задания»

Цель программы заключается в том, чтобы способствовать общему развитию младших школьников, создавать условия для развития у детей познавательных интересов, формировать стремление ребёнка к размышлению и поиску, вызвать у них чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта.

Развитие третьеклассников по общеинтеллектуальному направлению будет осуществляться в трёх направлениях:

1. Формирование учебной деятельности.

2. Развитие познавательных способностей.

3. Коммуникативно-личностное развитие младших школьников.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obshcheintellektualnoe_napravlenie.doc83.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа пгт Свеча

Свечинского района Кировской области

Печать

УТВЕРЖДАЮ:

Директор МОУ СОШ пгт Свеча

_______________С.А. Шабанов

 «___» ________________2013  г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПО ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ

кружок «Способный ребёнок»

(3 класс)

Составители

Шабалина Елена Витальевна

Мочалова Надежда Николаевна

пгт Свеча

2013

Пояснительная записка

Рабочая программа по общеинтеллектуальному направлению в 3 классе составлена на основе Программы общеобразовательных учреждений с использованием учебника математика М.И. Моро. Издательство «Просвещение» и дополнительных пособий для учителя:

  • О.А.Холодова «Юным умникам и умницам»
  • Е.В.Языканова «Развивающие задания»

Цель программы заключается в том, чтобы способствовать общему развитию младших школьников, создавать условия для развития у детей познавательных интересов, формировать стремление ребёнка к размышлению и поиску, вызвать у них чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта.

Развитие третьеклассников по общеинтеллектуальному направлению будет осуществляться в трёх направлениях:

  1. Формирование учебной деятельности.

Направление предполагает создание условий для становления всех компонентов учебной деятельности младшего школьника: положительной мотивации учения, умения принимать учебную задачу, ставить цели собственной деятельности, выполнять учебные действия, контролировать их ход и оценивать результат.

  1. Развитие познавательных способностей.

Работа данного направления нацелена на развитие памяти, внимания, воображения, восприятия младших школьников. Важными компонентами являются развитие различных свойств мышления учащихся как логического, так и творческого. Особое внимание уделяется тренировке психических механизмов школьников и развитию мелкой моторики рук через специальные упражнения для кисти и пальцев, задания на штриховку.

  1. Коммуникативно-личностное развитие младших школьников.

Цель направления заключается в том, чтобы развивать мотивационную, эмоционально-нравственную сферы ученика, формировать его ценностные ориентации через обучение умению вести диалог, сотрудничать с учителем, другими учениками, передавать и получать информацию из различных источников.

Основной формой проведения занятий является кружок. Достоинство кружка:

- достаточный объём, регулярность (1 раз в неделю), систематичность и целенаправленность.

Продолжительность кружка 35-40 минут.

Алгоритм проведения занятия:

  • Разминка  - 3-5 минут (фронтальная работа, цифровой диктант, развивающие игры, кроссворды)

Основой задачей данного этапа является создание у школьников определённого положительного эмоционального фона, без которого эффективное усвоение знаний невозможно. Поэтому в разминку включены достаточно легкие, способные вызвать интерес вопросы, рассчитанные на сообразительность, быстроту реакции, окрашенные немалой долей юмора и поэтому помогающие подготовить ребенка к активной познавательной деятельности, включиться в работу.

  • Мозговая гимнастика – 2 минуты.

Выполнение упражнений для улучшения мозговой деятельности и профилактики нарушений зрения является важной частью занятий по развитию познавательных способностей. Исследования ученых доказывают, что под влиянием физических упражнений улучшаются показатели различных психических процессов, лежащих в основе творческой деятельности: увеличивается объем памяти, повышается устойчивость внимания, ускоряется решение элементарных интеллектуальных задач, убыстряются психомоторные процессы. Чем чаще и больше человек будет уделять время своим глазам, тем дольше он не столкнется с такими заболеваниями, как близорукость и дальнозоркость.

  • Тренировка психических (познавательных) процессов: памяти, внимания, воображения, мышления – 10 минут

Задания на этапе не только способствуют развитию психических процессов, но и позволяют углублять знания учащихся, разнообразить методы и приёмы познавательной деятельности, выполнять творческие упражнения. Все задания подобраны так, что степень их трудности увеличивается от занятия к занятию.

  • Весёлая переменка – 3 минуты

Динамическая пауза не только развивает двигательную сферу ребёнка, но и способствует развитию умения выполнять несколько различных заданий одновременно.

  • Логически поисковые задания – 10 минут

На этом этапе задания из области математики будут перемежаться с заданиями из русского языка или музыки: ребусами, кроссвордами и так далее. Такое чередование заданий способствует развитию гибкости мышления. Даются задания обучающие детей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить закономерности, строить простейшие предположения, проверять их.

  • Корригирующая гимнастика для глаз – 2 минуты.

 Выполнение корригирующей гимнастики для глаз поможет как повышению остроты зрению, так и снятию зрительного утомления и достижению состояния зрительного комфорта.

  • Нестандартные задачи – 10-15 минут.

Решение таких задач формирует познавательную активность, мыслительные и исследовательские умения, привычку вдумываться в слово. Большинство задач не имеет однозначного решения. Это способствует развитию гибкости, оригинальности и широты мышления, то есть развитию творческих способностей у детей.

  • Графический диктант. 

«Истоки способностей и дарований детей – на кончиках пальцев» - писал В.А. Сухомлинский. Графические диктанты – отличный способ разработки мелких мышц руки ребёнка, интересное и увлекательное занятие, результаты которого скажутся на умении красиво, аккуратно писать и логически мыслить. В процессе работы с графическим диктантом формируются внимания, глазомер, зрительная память, аккуратность, фантазия, развивающаяся внутренняя и внешняя речь, логическое мышление, активизируются творческие способности.

Во время занятий по программе у детей будет проходить становление различных форм самосознание и самоконтроля, у них исчезнет боязнь ошибочных шагов, снизится тревожность и необоснованное беспокойство, учащиеся должны достичь значительных успехов в своём развитии, многому научаться и свои умения будут применять в учебной работе, что и должно привести к успехам.

Ведущая задача учителя поощрять и поддерживать самостоятельность детей в поиске решения, так как «цель обучения ребёнка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя».

Результаты изучения курса:

  • Развитие различных видов памяти, внимания, воображения;
  • Развитие общеучебных умений и навыков (умение самостоятельно работать с книгой в заданном темпе, умение контролировать и оценивать свою работу);
  • Развитие речи при работе над словом, словосочетание, предложением;
  • Усвоение приемов мыслительной деятельности (анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать);
  • Развитие сенсорной сферы (глазомера, мелких мышц кистей рук);
  • Развитие двигательной сферы;
  • Воспитание системы нравственных межличностных отношений (формирование «Я-концепции»)

Календарно-тематическое планирование

кружка «Способный ребёнок»

№ занятия

Тема занятия

Форма занятия

Оборудование

1.

Вводное занятие. Логические цепочки.

Комплексное занятие

тетрадь; демонстрационные карточки

2.

Магические квадраты.

Комплексное занятие

тетрадь; демонстрационные таблицы

3.

Развивай зрительную память.

Тренинг

тетрадь;

карточки

4.

Задачи в стихах.

Комплексное занятие

тетрадь;

демонстрационные таблицы

5.

Развивай внимание.

Тренинг

тетрадь;

6.

Игра «На лесной полянке».

Игра

тетрадь;

демонстрационные таблицы

7.

Математический тренажёр.

Комплексное занятие

тетрадь;

раздаточный материал

8.

Нестандартные задачи.

Комплексное занятие

тетрадь;

демонстрационные таблицы

9.

Головоломки.

Комплексное занятие

тетрадь;

раздаточный материал

10.

Задачи повышенной сложности.

Комплексное занятие

тетрадь;

демонстрационные таблицы

11.

Блиц - турнир по решению задач.

Конкурс

тетрадь;

демонстрационные таблицы

12.

Тренируй логическое мышление.

Тренинг

тетрадь;

демонстрационные таблицы

13.

Задания олимпиадного характера.

Комплексное занятие

тетрадь;

карточки

14.

Игра «Сто к одному».

Игра

тетрадь;

демонстрационные таблицы

15.

Логические задачи.

Комплексное занятие

тетрадь;

демонстрационные таблицы

16.

Проведи аналогию. Развивай логическое мышление.

Комплексное занятие

тетрадь;

демонстрационные таблицы

17.

Математический КВН. Развивай быстроту реакции.

Комплексное занятие

тетрадь;

раздаточный материал

18.

Тренажёр «Табличное умножение».

Комплексное занятие

тетрадь;

раздаточный материал; ИКТ

19.

Игры с таблицей умножения.

Игра

тетрадь;

раздаточный материал

20.

Решение нестандартных задач.

Комплексное занятие

тетрадь;

раздаточный материал

21.

Логические задания.

Комплексное занятие

тетрадь;

карточки

22.

Составление пропорций.

Комплексное занятие

тетрадь;

карточки

23.

Волшебные превращения цифр.

Комплексное занятие

тетрадь;

раздаточный материал

24.

Математическая игра.

Игра

тетрадь;

раздаточный материал

25.

В царстве смекалки.

Игра

тетрадь;

раздаточный материал

26.

Задачи повышенной сложности.

Комплексное занятие

тетрадь;

раздаточный материал

27.

Развивай ассоциативное мышление.

Тренинг

тетрадь;

раздаточный материал

28.

Игры с таблицей умножения.

Игра

тетрадь;

демонстрационные таблицы; ИКТ

29.

Блиц – турнир по решению задач.

Турнир

раздаточный материал

30.

Игра «Кто хочет стать миллионером?»

Игра

тетрадь;

карточки

31.

Решение нестандартных задач.

Комплексное занятие

тетрадь;

раздаточный материал

32.

В гостях у Винни Пуха.

Игра

тетрадь;

раздаточный материал

33.

Математические игры с Колобком.

Конкурс эрудитов

раздаточный материал

34.

Подведение итогов.

Комплексное занятие

Список литературы:

  1. Винокурова Н.К. Развитие творческих способностей учащихся. – М: Образовательный центр «Педагогический поиск», 1999
  2. Цукерман Г.А. Что развивает и чего не развивает учебная деятельность младших школьников/ Вопросы психологии. – 1998. - №5. – с.68-81
  3. Тигранова Л.И., Никольская И.Л. Гимнастика для ума. Книга для учащихся начальных классов. – М: Экзамен, 2008
  4. Холодова О. Юным умника и умницам.
  5. Языканова Е.В. Развивающие задания (тесты, игры, упражнения). – М: Экзамен, 2012
  6. Ситникова А.М. Олимпиадные задания 2-4 класс;
  7. Семёнова Т.В. Пособие «Занимательная математика»;
  8. Князева Л.А. Учебное пособие «В царстве смекалки».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ кружок «Служу Отечеству пером»

Рабочая программа по внеурочной деятельности предназначена для учителей начальной школы (пояснительная записка, учебно-тематический план, содержание программы, тематическое планирование, список литера...

Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Юный исследователь» кружок

     Курс «Юный  исследователь» редназначен для обучающихся в начальной школе, интересующихся исследовательской деятельностью, и направлен на формирование у учащи...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по общеинтеллектуальному направлению кружок «Информатика - заниматика» 2 года

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  по общеинтеллектуальному   направлению кружок  «Информатика - заниматика»  2 года  (1-2 класс)...

Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению Геометрия и конструирование. 1 класс

Данная программа составлена на основе модернизированной программы развивающего курса «Математика и конструирование» А. В. Белошистовой.      Целью современной школы явля...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Удивительный мир слов» 1-4 классы

Рабочая программа по  внеурочной деятельности  «Удивительный мир слов» для 1-4 классов разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начальн...