Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению (ФГОС): кружок «Способный ребёнок» (3 класс)
рабочая программа (3 класс) по теме
Рабочая программа по общеинтеллектуальному направлению в 3 классе составлена на основе Программы общеобразовательных учреждений с использованием учебника математика М.И. Моро. Издательство «Просвещение» и дополнительных пособий для учителя:
- О.А.Холодова «Юным умникам и умницам»
- Е.В.Языканова «Развивающие задания»
Цель программы заключается в том, чтобы способствовать общему развитию младших школьников, создавать условия для развития у детей познавательных интересов, формировать стремление ребёнка к размышлению и поиску, вызвать у них чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта.
Развитие третьеклассников по общеинтеллектуальному направлению будет осуществляться в трёх направлениях:
1. Формирование учебной деятельности.
2. Развитие познавательных способностей.
3. Коммуникативно-личностное развитие младших школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obshcheintellektualnoe_napravlenie.doc | 83.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа пгт Свеча
Свечинского района Кировской области
Печать УТВЕРЖДАЮ: Директор МОУ СОШ пгт Свеча _______________С.А. Шабанов «___» ________________2013 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ
кружок «Способный ребёнок»
(3 класс)
Составители
Шабалина Елена Витальевна
Мочалова Надежда Николаевна
пгт Свеча
2013
Пояснительная записка
Рабочая программа по общеинтеллектуальному направлению в 3 классе составлена на основе Программы общеобразовательных учреждений с использованием учебника математика М.И. Моро. Издательство «Просвещение» и дополнительных пособий для учителя:
- О.А.Холодова «Юным умникам и умницам»
- Е.В.Языканова «Развивающие задания»
Цель программы заключается в том, чтобы способствовать общему развитию младших школьников, создавать условия для развития у детей познавательных интересов, формировать стремление ребёнка к размышлению и поиску, вызвать у них чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта.
Развитие третьеклассников по общеинтеллектуальному направлению будет осуществляться в трёх направлениях:
- Формирование учебной деятельности.
Направление предполагает создание условий для становления всех компонентов учебной деятельности младшего школьника: положительной мотивации учения, умения принимать учебную задачу, ставить цели собственной деятельности, выполнять учебные действия, контролировать их ход и оценивать результат.
- Развитие познавательных способностей.
Работа данного направления нацелена на развитие памяти, внимания, воображения, восприятия младших школьников. Важными компонентами являются развитие различных свойств мышления учащихся как логического, так и творческого. Особое внимание уделяется тренировке психических механизмов школьников и развитию мелкой моторики рук через специальные упражнения для кисти и пальцев, задания на штриховку.
- Коммуникативно-личностное развитие младших школьников.
Цель направления заключается в том, чтобы развивать мотивационную, эмоционально-нравственную сферы ученика, формировать его ценностные ориентации через обучение умению вести диалог, сотрудничать с учителем, другими учениками, передавать и получать информацию из различных источников.
Основной формой проведения занятий является кружок. Достоинство кружка:
- достаточный объём, регулярность (1 раз в неделю), систематичность и целенаправленность.
Продолжительность кружка 35-40 минут.
Алгоритм проведения занятия:
- Разминка - 3-5 минут (фронтальная работа, цифровой диктант, развивающие игры, кроссворды)
Основой задачей данного этапа является создание у школьников определённого положительного эмоционального фона, без которого эффективное усвоение знаний невозможно. Поэтому в разминку включены достаточно легкие, способные вызвать интерес вопросы, рассчитанные на сообразительность, быстроту реакции, окрашенные немалой долей юмора и поэтому помогающие подготовить ребенка к активной познавательной деятельности, включиться в работу.
- Мозговая гимнастика – 2 минуты.
Выполнение упражнений для улучшения мозговой деятельности и профилактики нарушений зрения является важной частью занятий по развитию познавательных способностей. Исследования ученых доказывают, что под влиянием физических упражнений улучшаются показатели различных психических процессов, лежащих в основе творческой деятельности: увеличивается объем памяти, повышается устойчивость внимания, ускоряется решение элементарных интеллектуальных задач, убыстряются психомоторные процессы. Чем чаще и больше человек будет уделять время своим глазам, тем дольше он не столкнется с такими заболеваниями, как близорукость и дальнозоркость.
- Тренировка психических (познавательных) процессов: памяти, внимания, воображения, мышления – 10 минут
Задания на этапе не только способствуют развитию психических процессов, но и позволяют углублять знания учащихся, разнообразить методы и приёмы познавательной деятельности, выполнять творческие упражнения. Все задания подобраны так, что степень их трудности увеличивается от занятия к занятию.
- Весёлая переменка – 3 минуты
Динамическая пауза не только развивает двигательную сферу ребёнка, но и способствует развитию умения выполнять несколько различных заданий одновременно.
- Логически поисковые задания – 10 минут
На этом этапе задания из области математики будут перемежаться с заданиями из русского языка или музыки: ребусами, кроссвордами и так далее. Такое чередование заданий способствует развитию гибкости мышления. Даются задания обучающие детей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить закономерности, строить простейшие предположения, проверять их.
- Корригирующая гимнастика для глаз – 2 минуты.
Выполнение корригирующей гимнастики для глаз поможет как повышению остроты зрению, так и снятию зрительного утомления и достижению состояния зрительного комфорта.
- Нестандартные задачи – 10-15 минут.
Решение таких задач формирует познавательную активность, мыслительные и исследовательские умения, привычку вдумываться в слово. Большинство задач не имеет однозначного решения. Это способствует развитию гибкости, оригинальности и широты мышления, то есть развитию творческих способностей у детей.
- Графический диктант.
«Истоки способностей и дарований детей – на кончиках пальцев» - писал В.А. Сухомлинский. Графические диктанты – отличный способ разработки мелких мышц руки ребёнка, интересное и увлекательное занятие, результаты которого скажутся на умении красиво, аккуратно писать и логически мыслить. В процессе работы с графическим диктантом формируются внимания, глазомер, зрительная память, аккуратность, фантазия, развивающаяся внутренняя и внешняя речь, логическое мышление, активизируются творческие способности.
Во время занятий по программе у детей будет проходить становление различных форм самосознание и самоконтроля, у них исчезнет боязнь ошибочных шагов, снизится тревожность и необоснованное беспокойство, учащиеся должны достичь значительных успехов в своём развитии, многому научаться и свои умения будут применять в учебной работе, что и должно привести к успехам.
Ведущая задача учителя поощрять и поддерживать самостоятельность детей в поиске решения, так как «цель обучения ребёнка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя».
Результаты изучения курса:
- Развитие различных видов памяти, внимания, воображения;
- Развитие общеучебных умений и навыков (умение самостоятельно работать с книгой в заданном темпе, умение контролировать и оценивать свою работу);
- Развитие речи при работе над словом, словосочетание, предложением;
- Усвоение приемов мыслительной деятельности (анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать);
- Развитие сенсорной сферы (глазомера, мелких мышц кистей рук);
- Развитие двигательной сферы;
- Воспитание системы нравственных межличностных отношений (формирование «Я-концепции»)
Календарно-тематическое планирование
кружка «Способный ребёнок»
№ занятия | Тема занятия | Форма занятия | Оборудование |
1. | Вводное занятие. Логические цепочки. | Комплексное занятие | тетрадь; демонстрационные карточки |
2. | Магические квадраты. | Комплексное занятие | тетрадь; демонстрационные таблицы |
3. | Развивай зрительную память. | Тренинг | тетрадь; карточки |
4. | Задачи в стихах. | Комплексное занятие | тетрадь; демонстрационные таблицы |
5. | Развивай внимание. | Тренинг | тетрадь; |
6. | Игра «На лесной полянке». | Игра | тетрадь; демонстрационные таблицы |
7. | Математический тренажёр. | Комплексное занятие | тетрадь; раздаточный материал |
8. | Нестандартные задачи. | Комплексное занятие | тетрадь; демонстрационные таблицы |
9. | Головоломки. | Комплексное занятие | тетрадь; раздаточный материал |
10. | Задачи повышенной сложности. | Комплексное занятие | тетрадь; демонстрационные таблицы |
11. | Блиц - турнир по решению задач. | Конкурс | тетрадь; демонстрационные таблицы |
12. | Тренируй логическое мышление. | Тренинг | тетрадь; демонстрационные таблицы |
13. | Задания олимпиадного характера. | Комплексное занятие | тетрадь; карточки |
14. | Игра «Сто к одному». | Игра | тетрадь; демонстрационные таблицы |
15. | Логические задачи. | Комплексное занятие | тетрадь; демонстрационные таблицы |
16. | Проведи аналогию. Развивай логическое мышление. | Комплексное занятие | тетрадь; демонстрационные таблицы |
17. | Математический КВН. Развивай быстроту реакции. | Комплексное занятие | тетрадь; раздаточный материал |
18. | Тренажёр «Табличное умножение». | Комплексное занятие | тетрадь; раздаточный материал; ИКТ |
19. | Игры с таблицей умножения. | Игра | тетрадь; раздаточный материал |
20. | Решение нестандартных задач. | Комплексное занятие | тетрадь; раздаточный материал |
21. | Логические задания. | Комплексное занятие | тетрадь; карточки |
22. | Составление пропорций. | Комплексное занятие | тетрадь; карточки |
23. | Волшебные превращения цифр. | Комплексное занятие | тетрадь; раздаточный материал |
24. | Математическая игра. | Игра | тетрадь; раздаточный материал |
25. | В царстве смекалки. | Игра | тетрадь; раздаточный материал |
26. | Задачи повышенной сложности. | Комплексное занятие | тетрадь; раздаточный материал |
27. | Развивай ассоциативное мышление. | Тренинг | тетрадь; раздаточный материал |
28. | Игры с таблицей умножения. | Игра | тетрадь; демонстрационные таблицы; ИКТ |
29. | Блиц – турнир по решению задач. | Турнир | раздаточный материал |
30. | Игра «Кто хочет стать миллионером?» | Игра | тетрадь; карточки |
31. | Решение нестандартных задач. | Комплексное занятие | тетрадь; раздаточный материал |
32. | В гостях у Винни Пуха. | Игра | тетрадь; раздаточный материал |
33. | Математические игры с Колобком. | Конкурс эрудитов | раздаточный материал |
34. | Подведение итогов. | Комплексное занятие |
Список литературы:
- Винокурова Н.К. Развитие творческих способностей учащихся. – М: Образовательный центр «Педагогический поиск», 1999
- Цукерман Г.А. Что развивает и чего не развивает учебная деятельность младших школьников/ Вопросы психологии. – 1998. - №5. – с.68-81
- Тигранова Л.И., Никольская И.Л. Гимнастика для ума. Книга для учащихся начальных классов. – М: Экзамен, 2008
- Холодова О. Юным умника и умницам.
- Языканова Е.В. Развивающие задания (тесты, игры, упражнения). – М: Экзамен, 2012
- Ситникова А.М. Олимпиадные задания 2-4 класс;
- Семёнова Т.В. Пособие «Занимательная математика»;
- Князева Л.А. Учебное пособие «В царстве смекалки».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ кружок «Служу Отечеству пером»
Рабочая программа по внеурочной деятельности предназначена для учителей начальной школы (пояснительная записка, учебно-тематический план, содержание программы, тематическое планирование, список литера...
Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Юный исследователь» кружок
Курс «Юный исследователь» редназначен для обучающихся в начальной школе, интересующихся исследовательской деятельностью, и направлен на формирование у учащи...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по общеинтеллектуальному направлению кружок «Хочу всё знать!» 3 класс
Рабочая программа для работы по ФГОС во внеурочной деятельности...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по общеинтеллектуальному направлению кружок «Информатика - заниматика» 2 года
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по общеинтеллектуальному направлению кружок «Информатика - заниматика» 2 года (1-2 класс)...
Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению Геометрия и конструирование. 1 класс
Данная программа составлена на основе модернизированной программы развивающего курса «Математика и конструирование» А. В. Белошистовой. Целью современной школы явля...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ Логика 3 класс
Внеурочная деятельность...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Удивительный мир слов» 1-4 классы
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Удивительный мир слов» для 1-4 классов разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начальн...