Эссе "Учить и учиться"
материал
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Карасинская основная общеобразовательная школа им. Шарафутдинова Зиннура Талгатовича»
Эссе конкурсанта профессионального конкурса «Учитель года- 2022 »
на тему: «Учить и учиться»
учитель начальных классов
Муртазина Ольга Николаевна
Любой, кто перестает учиться, стареет, и не важно, сколько ему лет: двадцать или восемьдесят. Любой, кто продолжает учиться, остается молодым. Самая великая вещь в жизни - это сохранять свой разум молодым.
Генри Форд
Пройдя долгий путь профессионального развития, и анализируя этот опыт, неожиданно для себя я открываю, что большая часть этого пути основывается на взаимодействии с детьми. Почти всю свою жизнь я посвящаю образованию себя и детей, я учусь и учу вот уже 25 лет. Я не представляю, кем бы я могла быть, если не учителем. Не просто учителем, а учителем начальных классов.
С чего же все начиналось? О том, что я буду работать с детьми, было известно еще с детства. Как бы это банально не звучало, я очень любила играть в школу со своими игрушками, так же со своими подружками и сестрой. Я всегда была в роли учителя.
Вот я выросла. Детство прошло. Я стала учителем!
Чтобы стать учителем-мастером своего дела, надо много работать над собой, самосовершенствоваться. Я, конечно же, сразу этого не понимала, ведь я была еще молода. Шли годы и я все больше начинала понимать, что быть учителем – значит быть человеком творческим, индивидуальным, с богатым внутренним миром и неистощимой жизненной энергией. Учитель должен "идти в ногу со временем": использовать в своей работе инновации, различные методы и приёмы, должен в совершенстве владеть преподаваемым материалом. Без этого не добиться успеха в своем деле.
Мне бы очень не хотелось, чтобы мои уроки были похожи на те, которые описывал
Всеволод Троицкий в своем стихотворении:
Все уроки, как люди, и похожи, и разны,
Если к ним приглядеться с различных сторон.
Есть уроки, как светлый и радостный праздник!
Есть другие – как страшный, мучительный сон.
Стараюсь приложить все усилия, чтобы мои уроки были, как светлый праздник. Когда готовлюсь к уроку, ставлю перед собой цель: уроки должны быть увлекательными, познавательными и доступными. Естественно путь познания труден. Нужно приложить немалые усилия, чтобы добиться определенных успехов, поэтому на уроках стараюсь создавать проблемные, поисково-исследовательские ситуации с целью включения учащихся в творческий поиск решения поставленных задач.
Великий педагог Василий Александрович Сухомлинский описывал процесс обучения как «радостный труд», а потому делал акцент на слово учителя, художественный стиль изложения и акцент на формирование мировоззрения учащихся, предлагал сочинять сказки вместе с детьми. Мы с моими учениками сочиняем не только сказки, но и стихи. Недавно мои обучащиеся принимали участие в республиканском конкурсе «Краски осени», в номинации стихи об осени заняли 1 место. Радости не было предела!
В одном из писем Сухомлинский писал: «Я показываю, как воспитать Счастливого Человека, как достичь того, чтобы в нашем обществе не было ни одной человеческой личности с пустой душой... не может быть счастливым человек, если у него нет ничего святого за душой, если он ни во что не верит. Первая святыня, которую, по моему мнению, нужно утверждать в душе ребенка, – это вера в человека, можно сказать, благоговение, удивление перед человеком, перед его стойкостью, богатством. Отсюда – сердечная чуткость, деликатность, чуткость к человеку. Отсюда – уважение к самому себе». Создатель оригинальной педагогической системы, где ребенок был, есть и остается высшей ценностью. И именно личность ребенка должна быть тем ориентиром, на который направлены все процессы образования и воспитания.
"В каждом учителе должна сиять и никогда не угасать маленькая искорка ребенка", - писал создатель педагогической системы. Как же он был прав! Я всегда в себе ощущала ту искорку, о которой писал великий педагог. Я часто удивляюсь, насколько я понимаю детей, а они понимают меня. Мои дети всегда делятся со мной самым сокровенным, потому что они мне доверяют, доверяют не только дети, но и родители. «Мои» родители мне и друзья, и помощники. Ведь в школе существует невидимая связь, но в то же время очень ощутимая: «Учитель – Ребёнок - Родитель». Если одно звено этой цепи нарушено, находится в стороне, то полного результата добиться не получится. Ведь и родитель, и учитель заинтересованы в успехе ребёнка. Значит надо наладить тесную связь.
Двери моего класса всегда открыты для «моих» родителей. Они присутствуют на уроках, участвуют в классных мероприятиях. Ценность этого опыта состоит, прежде всего, в том, что я, пробуждая умственные силы и способности учеников, помогаю родителям постигнуть тайны учебного и воспитательного процесса, мы вместе работаем над этим.
За все мои 25 лет работы в школе, я всегда чувствовала свою ответственность за своих учеников, кем они станут, чего добьются в жизни, будут ли полезны обществу. Ведь я в ответе за то, чему я их учу. Среди моих выпускников есть и врачи, и учителя, и директора школ, и пожарные. Это значит, что я свою миссию выполняю неплохо. И с каждым годом все больше стараюсь создавать благоприятный микроклимат в классе, комфортное психологическое самочувствие обучающихся, снижение конфликтных ситуаций на уроках, на переменах и во время воспитательной деятельности.
На современном этапе изменилась не только сумма знаний, необходимых современному человеку, еще перемены произошли в способах изучения нового.
В связи с модернизацией образовательной системы - предлагаются: иное содержание, подходы, поведение, педагогический менталитет.
Неизбежно возникают вопросы: “чему учить?”, “зачем учить?”, “как учить?”, но, вместе с тем, появляется еще один: “Как учить результативно?”, поэтому учить только традиционными методами нельзя.
Вот и приходится постоянно искать эффективные методы обучения. Мне хотелось чего - то нового, интересного. Начиная с этого учебного года, я выбрала новые технологии - это кейс технологии.
Кейс технологии объединяют в себе одновременно и ролевые игры, и метод проектов, и ситуативный анализ.
Принцип технологии состоит в том, что в начале обучения, составляется индивидуальный план, каждый обучающийся получает так называемый кейс, содержащий пакет учебных карт, правил, рекомендаций по изучению учебного материала, контрольные вопросы для самопроверки, тесты, творческие и практические задания. Изучая материал, обучающийся может запрашивать помощь у учителя.
Результатом работы кейс – технологии в начальной школе являются работы учащихся в виде презентаций.
Виды заданий для кейсов различны: пересказ, планирование и проектирование, творческое задание, разные исследования – изучение различных явлений, открытий, фактов на основе уникальных он-лайн источников, оценка.
Кейс технологии помогают повысить интерес учащихся к изучаемому предмету, развивает у школьников такие качества, как социальная активность, коммуникабельность, умение слушать и грамотно излагать свои мысли. Перед учителем стоит задача – научить детей как индивидуально, так и в составе группы: анализировать информацию, сортировать ее для решения заданной задачи,
выявлять ключевые проблемы, выбирать оптимальное решение и формировать программы действий и т.п.
Кроме того, дети: получают коммуникативные навыки, развивают презентационные умения, формируют интерактивные умения, позволяющие эффективно взаимодействовать и принимать коллективные решения, учатся учиться, самостоятельно отыскивая необходимые знания для решения ситуационной проблемы.
На сегодняшний день данные технологии широко используются в средних школах, а в начальной школе делаются первые попытки.
Но хочется отметить, что технологии обучения на примере конкретной ситуации позволяет сформировать у детей 7-10 лет высокую мотивацию к учёбе.
Особенностью технологии обучения является работа в малых группах, то она позволяет развивать такие личностные качества младшего школьника, как способность к сотрудничеству, чувство лидерства и ответственности за решение группы, и даже можно говорить о начальных стадиях формирования основ деловой этики.
Хотя данная технология в новинку и для меня, и для моих учеников, но мы справимся. Учитель должен быть всегда в поиске, учиться сам, чтобы учить других. Это подтверждают слова древнекитайского филосова Конфуция: "Учитель и ученик растут вместе", а для этого надо учить и учиться.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по математике во 2-м классе (по учебному пособию «Учись учиться» Л.Г.Петерсон)
УРОК ОБЩЕМЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ.ТЕМА: ЧТО ТАКОЕ « УМЕТЬ УЧИТЬСЯ?»Уметь учиться – это значит уметь выполнять и рефлектировать деятельность учения, или учебную деятельность. П...
Программа опытно-экспериментальной работы по теме « Формирование универсальных логических действий учащихся начальных классов как одного из элементов экологического стиля мышления средствами УМК «Экология учебной деятельности» («Учусь учиться»)».
В последние десятилетия современное общество предъявляет новые требования к результатам образования. Обучение понимается как процесс подготовки обучаю...
Формирование универсальных учебных действий.Памятки "Учись учиться"
Работая над методической темой"Формирование общеучебных умений и навыков младших школьников как средство развития компетенции в образовании",я составила для учеников памятки "Учись учиться",которые по...
Программа внеурочной деятельности "Учись учиться"
Программа внеурочной деятельности "Учись учиться" составлениа для учащихся 1-2 классов. Нацелина на развитие произвольных форм внимания, памяти, мышления, способствует развитию навыков учебной деятель...
Классный час "Учись учиться".
Классный час с целью привития уважения к любому виду труда и воспитанию стремления детей к самосовершенствованию и саморазвитию....
Учусь учиться
Модифицированная программа Дзятковской "Учусь учиться" 0-1 + 11 занятий по курсу...
«Я учусь учиться!» Формирование учебной деятельности у школьников с дизорфографией. Занятие№1 "Я хочу учиться!"
[[{"type":"media","view_mode":"media_preview","fid":"19593882","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"180","width":"180"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_preview","fid":"1959388...