Методическая разработка программы по внеурочной деятельности "Исторический калейдоскоп"
методическая разработка по окружающему миру (3, 4 класс) по теме
Методическая разработка программы по истории для младших школьников предназначена для проведения в рамках внеурочной деятельности в 3 - 4 классе (два года обучения). Первый год предполагает знакомство учащихся с жизнью Древней Руси: образование государства у восточных славян, приход Рюрика на Русь, 700 лет правления рюриковичей. Второй год обучения - период правления династии Романовых, Страна Советов, Советский Союз, постсоветский период становления нового государства - России.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методическая разработка для начальной школы "Исторический калейдоскоп" | 62.94 КБ |
Предварительный просмотр:
История является одним из ведущих гуманитарных предметов в системе школьного образования, поскольку имеет огромное значение для формирования гражданской позиции человека. Изучение исторических событий связано с необходимостью развития умения переносить исторические знания на решение проблем в современных жизненных ситуациях.
Важно учитывать тенденции, связанные с требованиями ФГОС. Поэтому в основу программы курса для учащихся начальных классов «Исторический калейдоскоп» положены педагогические и дидактические принципы вариативного развивающего обучения, предъявляемые к современному образованию.
А. Личностно-ориентированные принципы: принцип адаптивности, развития и комфортности.
Б. Культурно-ориентированные принципы: принцип создания целостности картины мира; принцип систематичности; принцип опоры на культуру народов России.
В. Деятельностно-ориентированные принципы: принцип обучения самостоятельной деятельности (зона ближайшего развития); принцип формирования потребности знаний об устройстве общества.
Отличительной особенностью программы является объединение курсов истории и
предмета «Окружающий мир» и решает проблему преемственности образования как на уровне содержания, так и на уровне образовательных технологий. При этом курсы двух лет обучения тесно интегрированы между собой; работают на достижение единых целей, обеспечивая преемственность структуры содержания, понятийного аппарата и методики.
Ключевой особенностью курса является формулирование целей изучения дополнительного школьного предмета в виде линии развития личности школьника.
В соответствии с требованиями ФГОС каждый школьный предмет своими целями, задачами и содержанием образования должен способствовать формированию функционально грамотной личности, т.е. человека, который сможет активно пользоваться своими знаниями, постоянно учиться и осваивать их всю жизнь.
Программа курса рассчитана на 2 года обучения (в зависимости от уровня подготовленности учащимися восприятия материала). 1 год – 2/3 класс (с октября по май) – 32 часа. 2 год обучения – 3/4 класс (октябрь – апрель) - 28 часов.
Порядок действия учителя при отборе содержания курса:
- Определение обязательного минимума содержания.
- Отбор материала, в котором раскрывается этот минимум.
- Планирование занятия с использованием современных средств.
- Подбор заданий для дополнительного (самостоятельного) изучения.
- Осмысление формы и качества оценки деятельности.
Ожидаемые результаты изучения курса
Линии развития личности средствами предмета | Требования к предметным результатам | |
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД По | Овладение исторической картиной мира: умение объяснять современный мир, связывая исторические факты и понятия в целостную картину Формирование открытого исторического мышления: умение видеть развитие общественных процессов (определять причины и прогнозировать следствия) |
- формирование основ гражданской, социальной и культурной личности обучающихся - осмысление им опыта российской истории как базовой национальной ценности современного российского общества - культивирование идеи мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур - овладение базовыми историческими знаниями и представлениями о закономерностях развития человеческого общества - приобретение опыта оценки социальных явлений
- формирование важнейших культурно-исторических ориентиров - познание современного общества на основе изучения исторического опыта России и человечества - развитие умений оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого, способностей определять и аргументировать своё отношение к ней - воспитание уважения к историческому наследию народов России; восприятие традиций исторического диалога, сложившихся в Российском государстве. |
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ | Нравственное самоопределение личности: умение оценивать свои и чужие поступки, опираясь на выращенную человечеством систему нравственных ценностей Гражданско - патриотическое самоопределение личности: умение, опираясь на опыт предков, определить свою гражданскую позицию, толерантно взаимодействовать с теми, кто сделал другой выбор. |
Взаимосвязь результатов освоения курса можно системно представить в виде схемы.
Личностными результатами изучения курса являются следующие умения:
- воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину
- формирование уважительного отношения к другому человеку, его мнению, культуре, языку, вере, гражданской позиции
- освоение социальных норм, правил поведения
- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни.
Метапредметными результатами является формирование универсальных учебных действий:
- умение определять цели своей познавательной деятельности
- осознанно выбирать способы решения поставленных задач
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами
- владение основами самоконтроля и самооценки
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность
- владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
Предметными результатами изучения курса являются следующие умения:
Овладение исторической картиной мира:
- Определять по датам век, этапы, место события
- Разделять целое на части. Выявлять главное. Обобщать
- Группировать
- Сравнивать
Формирование исторического мышления:
- Выявлять логическую последовательность событий
- Представлять мотивы поступков людей прошедших эпох
Нравственное самоопределение личности:
При оценке исторических явлений уметь выявлять нравственные ценности
Гражданско-патриотическое самоопределение личности:
- Опираясь на опыт предков, определить свою гражданскую позицию, толерантно взаимодействовать с теми, кто сделал такой же или другой выбор.
Формы и режим занятий
Поскольку не только процесс обучения должен быть интересным для ребенка, но и формы контроля после завершения темы должны способствовать формированию познавательного интереса к предмету и не отталкивать от него, предполагается использовать игровые формы учета результатов обучения: «Своя игра», «Что? Где? Когда? Почему?», «Верю – не верю», «Звездный час», «Умники и умницы», викторины, беседы, практическая работа, экскурсии, наблюдение.
Командные игры не только поддерживают интерес ребят, но и помогают находить ответ на вопрос сообща, слушать и уважать чужое мнение, кратко и ёмко формулировать мысль, не бояться выражать свое мнение, брать на себя ответственность за команду.
Алгоритм обучения детей подготовке продуктивных заданий:
- Осмысление.
- Подбор информации.
- Преобразование информации.
- Осмысление и обоснование решения.
- Рассказ без наводящих вопросов учителя.
Технологии, методики:
- уровневая дифференциация;
- проблемное обучение;
- моделирующая деятельность;
- поисковая деятельность;
- информационно-коммуникационные технологии;
- здоровье сберегающие технологии.
Межпредметные связи:
- с уроками русского языка: запись отдельных выражений, предложений, абзацев из различных текстов;
- с уроками изобразительного искусства: оформление творческих работ, участие в выставках рисунков;
- с уроками технологии: изготовление различных элементов по некоторым темам;
- c уроками окружающего мира.
Формы контроля:
Проведение открытого занятия для родителей и всех желающих. Задания по текущему контролю за освоением программы, представлены в петербургских тетрадях «Чудесный город», «Угадай-ка». Например, «вставь буквы в слова», «узнай по плану, по фрагменту здания», «разгадай кроссворд», «подчеркни в стихотворении слова, которые указывают на памятник», «отгадай ребус», «объясни понятие». Они соответствуют целям, задачам, содержанию курса.
Содержание изучаемого курса
1 год обучения.
- История – наука о прошлом.
- Лента времени.
- Наши древнейшие предки.
- История возникновения вещей.
- Возникновение государства у восточных славян.
- Музей Краеведения. Земля Ижорская.
- Господин «Великий Новгород»
- Образование державы Рюрика.
- Правление князя Олега.
- Княжение Игоря. Княгиня Ольга.
- Владимир – Красное Солнышко.
- Христианская религия.
- Ремёсла на Руси.
- Усобицы на Руси. Ярослав Мудрый.
- Киевское княжество. Владимир Мономах.
- Владимиро - Суздальская земля.
- Московская Русь. Юрий Долгорукий.
- Экскурсия.
- Монголо – татарское иго.
- Период «Золотой Орды».
- Александр Невский.
- Ледовое побоище.
- Дмитрий Донской.
- Куликовская Битва.
- Царь Иван Грозный.
- Покорение Сибири. Ермак.
- Борис Годунов.
- «Смутное» время на Руси.
- Минин и Пожарский.
- Экскурсия в этнографический музей.
- Урок краеведения в музее ДДТиМ.
- Обобщение знаний по истории Древней Руси.
2 год обучения.
- Первые Романовы.
- Детство и юность Петра. Северная война.
- Окно в Европу. Строительство СПб.
- Российская Империя. Пётр Великий.
- Экскурсия.
- Наследие русских царей.
- Екатерина II (Великая).
- Династия Дома Романовых.
- Степан Тимофеевич (Стенька) Разин.
- Крестьянская война. Емельян Пугачёв.
- Отечественная война 1812 г.
- Экскурсия.
- Восстание декабристов.
- Крымская война.
- Первая Мировая война.
- Первая русская революция.
- Конец Российской Империи.
- Экскурсия.
- Октябрьское вооружённое восстание.
- Страна Советов.
- Гражданская война. Образование СССР.
- Личности вождей.
- «Салют, Пионерия!» (Экскурсия в музей Политической истории)
- Великая Отечественная война. Блокада Ленинграда.
- Восстановление хозяйства в послевоенные годы.
- Освоение космоса.
- Война в Афганистане.
- Курс на перестройку. Образование СНГ.
Учебно-тематический план
1 год обучения.
Введение в курс истории (2 ч)
История – наука о прошлом человечества. Исторические источники.
Твои родные и твоя Родина в потоке времени (6 ч)
Родословная человека. Поколения предков. Представление о «ленте времени». Исторический счёт времени. Век (столетие) и эра – точка отсчёта времени. Принятая в современном летоисчислении христианская эра. Первичные представления о христианстве – одной из самых распространённых в мире религий. История моей Родины. Образ многовековой истории России.
Времена Древней Руси. IX – XIII века (8 ч)
Жизнь славянских племён. Создание Древнерусского государства. Киев – столица великих князей Древней Руси. Принятие христианства при князе Владимире Святославовиче.
«Древняя Русь – страна городов». Города – центры культуры Древней Руси. Представление о культуре как обо всех достижениях человечества. Культурное богатство Древней Руси. Храм в жизни древнерусского города. Монастыри. Летописи и рукописные книги. Славянская азбука – кириллица.
Защита русской земли. Набеги степняков-кочевников. Богатырские заставы. Раздробленность русских земель. Борьба с европейскими рыцарями. «Ледовое побоище». Александр Невский.
Разорение и гибель Древней Руси. Монгольское нашествие. Государство Золотая Орда. Русские земли под властью Золотой Орды.
Времена Московского государства. XIV – XVII века (12 ч)
Время создания Московского государства. Куликовская битва. Дмитрий Донской. Сергий Радонежский. Освобождение от ордынского ига. Объединение русских княжеств в Российское государство.
Великий государь Иван III. Московское государство – наследник Древней Руси. Земля и люди Московского государства. Занятия и быт сельских жителей – крестьян. Бояре и дворяне. Города Московского государства. Столица государства – Москва.
Московский Кремль – памятник времён Московского государства. Образ царя Ивана Грозного. Смутное время – угроза распада Московского государства. Народное ополчение Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Освобождение Москвы и спасение Отечества.
Обобщение по темам (экскурсии) (4 ч)
2 год обучения
Повторение и обобщение (1 ч)
Времена Российской империи. XVIII – начало XX века (17 ч)
Преобразование России Петром Великим – первым российским императором. Победа в трудной войне со Швецией. Выход России к морю. Новая столица – Санкт-Петербург. Приобщение России к европейской культуре. Новые символы империи.
Власть и народ Российской империи. Образ Екатерины II. Великий русский полководец А.В. Суворов. Власть императора и чиновников. Представление о крепостном праве.
Отечественная война 1812 года – угроза существованию России. Бородинская битва. Единство народа перед лицом врага. М.И. Кутузов.
Достижения российской культуры во времена империи. Лучшие произведения русской архитектуры и живописи.
Правление Александра II – время перемен в Российской империи. Отмена крепостного права. Стремительное развитие обновлённой империи.
Времена Советской России и СССР. 1917 – 1991 годы (8 ч)
Жизнь рабочих и крестьян в начале XX века. Николай II. Революция 1917 г. В.И. Ленин и большевики. Гражданская война в России. Распад империи и образование Советского Союза.
Символы СССР: красный флаг, герб. Власть Советов и Коммунистической партии. Попытка строительства справедливого общества. Правление И.В. Сталина.
Вторая мировая и Великая Отечественная война. Победа над фашизмом.
Развитие Советского Союза после Второй мировой войны. Достижения науки и техники в СССР, освоение космоса. Перемены в жизни людей. Необходимость перемен в стране. Преобразование СССР в СНГ.
Современная Россия (2 ч)
Современная Россия – наследница Древней Руси, Московского государства, Российской империи и Советского Союза.
Конституция – основной закон государства. Права и обязанности граждан.
Президент – глава государства, который избирается народом.
Российская Федерация – государство, созданное союзом территорий. Совет Федерации. Россияне – все граждане Российской Федерации.
Достояние российской культуры – библиотеки, музеи, театры. Наша важнейшая задача – сохранение и приумножение культурных богатств России.
Государственные праздники современной России (происхождение и традиции празднования).
Список литературы
- Учебно-методический комплекс Е.В. Дмитриева «Санкт-Петербург», выпуск третий (пособие по истории города с вопросами и заданиями для начальной школы). Санкт-Петербург, Корона принт, 2013 год.
- Горбачевич К.С., Хабло Е.П. Почему так названы? СПб., «Норинт», 1998.
- Санкт-Петербург. Петроград. Ленинград. Энциклопедический справочник/ Гл. ред. Б.Б. Пиотровский. – М., 1992.
- Журнал «Автобус», 1995-2009.
- Стихи о городе М.Басиной, М.Борисовой, Е.Ефимовского, С.Маршака, Н.Поляковой, С.Скаченкова, В.Суслова, О.Тарутина в различных сборниках и изданиях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская педагогическая разработка программы комбинаторного типа "Математический калейдоскоп" (дополнительное образование)
Цель:развитие познавательных способностей и логического мышления детей путем целенаправленного и организованного обучения. Организация работы с одаренными детьми.Задачи:Реализовать в системе зад...
Авторская методическая разработка программы внеурочной деятельности спортивно - оздоровительного направления в соответствии с требованиями ФГОС
Авторская методическая разработка программы внеурочной деятельности спортивно - оздоровительного направления в соответствии с требованиями ФГОС...
Методическая разработка. Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению:«Спортивные игры» (Баскетбол 2 час в неделю).
Методическая разработка. Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению:«Спортивные игры» (Баскетбол 2 час в неделю)....
Методическая разработка. Программа по внеурочной деятельности. История города.
Программа включает в себя пояснительную записку, планируемые результаты, тематическое планирование....
Методическая разработка. Программа по внеурочной деятельности «Азбука Победы». 4 класс
Прошло много десятков лет, как закончилась страшная война. Уходят из жизни защитники родины, их остаётся с каждым годом всё меньше. А жестокая кровопролитная война стала историей. Многочисленные опрос...
Методическая разработка .Программа по внеурочной деятельности для 1 класса Риторика
Прграмма по внеурочной деятельности. Пояснительная записка и формы деятельности....
Методическая разработка по курсу внеурочной деятельности "Занимательная математика" (тема: "Геометрический калейдоскоп")
Технологическая карта занятия по внеурочной деятельности "Занимательная математика" по теме: "Геометрический калейдоскоп". На занятии дети познакомлены со значением слова &quo...