Программа. Родное литературное чтение
рабочая программа (1 класс)
Рабочая программа по Родному Литературному Чтению
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literaturnoe_chtenie_na_rodnom_russkom_yazyke.docx | 46.65 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ПОЛУРЯДИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
СОГЛАСОВАНО на заседании ШМО Протокол от «__»____ №01 ________/Т.В. Высоцкая_/ | СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УВР __________/С.С. Вансович/ «____»_____________ | УТВЕРЖДАЮ: Директор МБОУ Полурядинской СОШ __________/И.В. Макарова/ «__» _____2021 г. пр. №__ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по литературному чтению на родном (русском) языке для 1 класса
(базовый уровень)
учителя Высоцкой Т.В.
1.Пояснительная записка
Рабочая программа по литературному чтению на родном языке для 1 класса начальной школы разработана в соответствии с:
Документы Федерального уровня
- Федеральным Законом от 29 декабря 2012 года, №273-ФЗ (Федеральный закон «Об образовании в РФ»);
- с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного Приказом от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении государственного федерального образовательного стандарта начальное общего образования» Министерства Просвещения Российской Федерации;
- с Примерной основной образовательной программой начальное общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 08.04.2015г. № 1/15, в редакции протокола № 3/15 от 28.10.2015г. федерального учебно-методического объединения по общему образованию(в редакции протокола № 1/20 от 04.02.2020));
- Рабочей программы по литературному чтению на родном языке на уровне начального общего образования, составленной на основе положений к результатам освоения основной образовательной программы, представленной в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования (ФГОС OOO)
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 N 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" (Зарегистрировано в Минюсте России 18.12.2020 N 61573)
- Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22 мая 2020 г. № 15 “Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.3597-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)";
- с приказом Министерства Просвещения Российской Федерации от 20 мая 2020 г. № 254 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность» (в редакции Приказа №766 от 23 декабря 2020 года внесены изменения в федеральный перечень учебников);
- с возможностями учебника по литературному чтению на родном (русском) языке О. М. Александрова, М. И. Кузнецова, В. Ю. Романова линии «Школа России» для 1 класса системы учебников «Просвещение».
Документы уровня образовательной организации:
В соответствии с особенностями основной образовательной программы основного общего образования и образовательными потребностями и запросами обучающихся (см. основную образовательную программу основного общего образования МБОУ Полурядинской СОШ).
Цели и задачи программы
Целью программы является: воспитание ценностного отношения к русской литературе и русскому языку как существенной части родной культуры, включение обучающихся в культурно-языковоепространство своего народа и приобщение к его культурному наследию и современности, к традициям своего народа, осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение русской культуры, формирование читательской компетенции младшего школьника.
Задачи программы:
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества;
- воспитание ценностного отношения к историко-культурному опыту русского народа, введение обучающегося в культурно-языковое пространство своего народа; формирование у младшего школьника интереса к русской литературе как источнику историко-культурных, нравственных, эстетических ценностей;
- формирование представлений об основных нравственно-этических ценностях, значимых для национального русского сознания и отраженных в родной литературе;
- обогащение знаний о художественно-эстетических возможностях русского языка на основе изучения произведений русской литературы;
- формирование потребности в постоянном чтении для развития личности, для речевого самосовершенствования;
- совершенствование читательских умений понимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении;
- развитие всех видов речевой деятельности, приобретение опыта создания устных и письменных высказываний о прочитанном
Информация о количестве часов, на которое рассчитана рабочая программа
Данная рабочая программа по литературному чтению на родном (русском) языке для базового уровня составлена на 17 часов в год в 1 классе из расчета 0,5 ч в неделю при 33-недельной продолжительности учебного года).
Название учебно-методического комплекта
Александрова О.М., Кузнецова М.И. Литературное чтение на родном русском языке 1 класс: учебник для общеобразовательных учреждений – М: Просвещение, 2021
Литература для учителя
Бельчиков Ю.А. Практическая стилистика современного русского языка.
Дядечко Л.П. Словарь крылатых слов и выражений нашего времени.
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета .
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места учащихся;
- рабочее место учителя;
- рабочая доска;
Электронно-образовательные ресурсы
1. проведение видеоконференций посредством Zoom – сервиса.
2. использования информационных образовательных ресурсов:
https://foxford.ru/(Онлайн-школа Фоксфорд);
https://resh.edu.ru/ (Российская электронная школа);
https://www.uchportal.ru/load/46 (Учительский портал)
2.Планируемые результаты курса
Личностные результаты.
У обучающихся будут сформированы:
∙ чувство сопричастности с жизнью своего народа и Родины, осознание этнической принадлежности;
∙ представления об общих нравственных категориях (добре и зле) у разных народов, моральных нормах, нравственных и безнравственных поступках;
∙ ориентация в нравственном содержании как собственных поступков, так и поступков других людей;
∙ регулирование поведения в соответствии с познанными моральными нормами и этическими требованиями;
∙ эмпатия, понимание чувств других людей и сопереживание им, выражающееся в конкретных поступках;
∙ эстетические чувства на основе знакомства с художественной культурой;
∙ познавательная мотивация учения.
У обучающихся могут быть сформированы:
∙ чувство понимания и любви к живой природе, бережное отношение к ней;
∙ устойчивое желание следовать в поведении моральным нормам;
∙ толерантное отношение к представителям разных народов и конфессий.
Метапредметные результаты включают регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия.
Регулятивные
Обучающиеся научатся:
∙ планировать собственные действия и соотносить их с поставленной целью;
∙ учитывать выделенные учителем ориентиры действия при освоении нового художественного текста;
∙ выполнять учебные действия в устной и письменной форме;
∙ вносить коррективы в действие после его завершения, анализа результатов и их оценки.
Обучающиеся получат возможность научиться:
∙ ставить новые задачи для освоения художественного текста в сотрудничестве с учителем;
∙ самостоятельно оценивать правильность выполненных действий как по ходу их выполнения, так и в результате проведенной работы;
∙ планировать собственную читательскую деятельность.
Познавательные
Обучающиеся научатся:
∙ находить нужную информацию, используя словари, помещённые в учебнике (толковый, синонимический, фразеологический);
∙ выделять существенную информацию из текстов разных видов;
∙ сравнивать произведения и их героев, классифицировать произведения по заданным критериям;
∙ устанавливать причинно-следственные связи между поступками героев произведений;
∙ устанавливать аналогии.
Обучающиеся получат возможность научиться:
∙ осуществлять поиск необходимой информации, используя учебные пособия, фонды библиотек и Интернет;
∙ сравнивать и классифицировать жизненные явления, типы литературных произведений, героев, выбирая основания для классификации;
∙ строить логические рассуждения, включающие определение причинно-следственных связей в устной и письменной форме, в процессе анализа литературного произведения и на основании собственного жизненного опыта;
∙ работать с учебной статьёй (выделять узловые мысли, составлять план статьи).
Коммуникативные
Обучающиеся научатся:
∙ работая в группе учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;
∙ аргументировать собственную позицию и координировать её с позицией партнёров при выработке решения;
∙ точно и последовательно передавать партнёру необходимую информацию;
∙ оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль;
∙ владеть диалогической формой речи;
∙ корректно строить речь при решении коммуникативных задач.
Обучающиеся получат возможность научиться:
∙ понимать относительность мнений и подходов к решению поставленной проблемы;
∙ задавать вопросы, необходимые для организации работы в группе.
Предметные результаты.
Обучающиеся научатся:
∙ читать (вслух и про себя) со скоростью, позволяющей осознавать (понимать) смысл прочитанного
∙ читать произведения разных жанров с соблюдением норм литературного произношения, правильным интонированием, использованием логических ударений и темпа речи, выражая таким образом понимание прочитанного;
∙ прогнозировать содержание произведения по его заглавию, иллюстрациям;
∙ находить ключевые слова, определять основную мысль прочитанного, выражать её своими словами;
∙ ориентироваться в справочниках, энциклопедиях, детских периодических журналах;
∙ соотносить поступки героев с нравственными нормами
∙ ориентироваться в научно-популярном и учебном тексте,
∙ использовать полученную информацию.
Обучающиеся получат возможность научиться:
∙ составлять личное мнение о литературном произведении, выражать его на доступном уровне в устной и письменной речи;
∙ высказывать своё суждение об эстетической и нравственной ценности художественного текста;
∙ выражать своё отношение к героям и к авторской позиции в письменной и устной форме
3.Содержание программ
Раздел 1. Мир детства (8ч)
Виды речевой и читательской деятельности
Аудирование (слушание)
Восприятие на слух и понимание художественных произведений, отражающих национально-культурные ценности, богатство русской речи; умения отвечать на вопросы по воспринятому на слух тексту и задавать вопросы по содержанию воспринятого на слух текста.
Чтение
Чтение вслух. Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами вслух (скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения, позволяющим осознать текст). Соблюдение орфоэпических норм чтения. Передача с помощью интонирования смысловых особенностей разных по виду и типу текстов.
Чтение про себя. Осознание при чтении про себя смысла доступных по объему и жанру произведений. Понимание особенностей разных видов чтения.
Чтение произведений устного народного творчества: русский фольклорный текст как источник познания ценностей и традиций народа.
Чтение текстов художественных произведений, отражающих нравственно-этические ценности и идеалы, значимые для национального сознания и сохраняющиеся в культурном пространстве на протяжении многих эпох: любовь к Родине, вера, справедливость, совесть, сострадание и др. Черты русского национального характера: доброта, бескорыстие, трудолюбие, честность, смелость и др. Русские национальные традиции: единение, взаимопомощь, открытость, гостеприимство и др. Семейные ценности: лад, любовь, взаимопонимание, забота, терпение, почитание родителей. Отражение в русской литературе культуры православной семьи. Мир русского детства: взросление, особенность отношений с окружающим миром, взрослыми и сверстниками; осознание себя как носителя и продолжателя русских традиций.
Эмоционально-нравственная оценка поступков героев.
Понимание особенностей русской литературы: раскрытие внутреннего мира героя, его переживаний; обращение к нравственным проблемам. Поэтические представления русского народа о мире природы (солнце, поле, лесе, реке, тумане, ветре, морозе, грозе и др.), отражение этих представлений в фольклоре и их развитие в русской поэзии и прозе. Сопоставление состояния окружающего мира с чувствами и настроением человека.
Чтение информационных текстов: историко-культурный комментарий к произведениям, отдельные факты биографии авторов изучаемых текстов.
Раздел 2. Россия - Родина моя (9 ч)
Говорение (культура речевого общения)
Диалогическая и монологическая речь. Участие в коллективном обсуждении прочитанных текстов, доказательство собственной точки зрения с опорой на текст; высказывания, отражающие специфику русской художественной литературы. Пополнение словарного запаса. Воспроизведение услышанного или прочитанного текста с опорой на ключевые слова, иллюстрации к тексту (подробный, краткий, выборочный пересказ текста).
Соблюдение в учебных ситуациях этикетных форм и устойчивых формул‚ принципов этикетного общения, лежащих в основе национального речевого этикета.
Декламирование (чтение наизусть) стихотворных произведений по выбору учащихся.
Письмо (культура письменной речи)
Создание небольших по объему письменных высказываний по проблемам, поставленным в изучаемых произведениях.
Библиографическая культура
Выбор книг по обсуждаемой проблематике, в том числе с опорой на список произведений для внеклассного чтения, рекомендованных в учебнике. Использование соответствующих возрасту словарей и энциклопедий, содержащих сведения о русской культуре.
Круг чтения
Произведения русского устного народного творчества; произведения классиков русской литературы XIX–ХХ вв. и современной отечественной литературы, отражающие национально-культурные ценности и традиции русского народа, особенности его мировосприятия. Основные темы детского чтения: художественные произведения о детстве, о становлении характера, о Родине, о выдающихся представителях русского народа (первооткрывателях, писателях, поэтах, художниках, полководцах), о праздниках, значимых для русской культуры, о детских фантазиях и мечтах.
Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)
Жанровое разнообразие изучаемых произведений: малые и большие фольклорные формы; литературная сказка; рассказ, притча, стихотворение. Прозаическая и поэтическая речь; художественный вымысел; сюжет; тема; герой произведения; портрет; пейзаж; ритм; рифма. Национальное своеобразие сравнений и метафор; их значение в художественной речи.
Творческая деятельность обучающихся (на основе изученных литературных произведений)
Интерпретация литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование; создание собственного устного и письменного текста на основе художественного произведения с учетом коммуникативной задачи (для разных адресатов); с опорой на серию иллюстраций к произведению, на репродукции картин русских художников.
4.Тематическое планирование программы 1 класс
№п/п | Раздел | Количество часов |
1 | Не красна книга письмом, красна умом. С.А.Баруздин «Самое простое дело», Л.В.Куклин «Как я научился читать» Не красна книга письмом, красна умом. С.А.Баруздин «Самое простое дело», Л.В.Куклин «Как я научил-ся читать» М.Ю.Лермонтов «Парус», Т.В.Толстая «Детство Лермонтова» Я взрослею. Без друга в жизни туго. С.Л.Прокофьева«Самый большойдруг», Н.К.Абрамцева «Цветы и зеркало». Не тот прав, кто сильный, а тот, кто честный . Л.Н. Толстой «Лгун», Враль. Русская народная сказка. В.А.Осеева «Почему?» Я фантазирую и мечтаю. Необычное в обычном. А.С.Пушкин «Воротился старик ко старухе», Р.С.Сеф. «Чудо», В.В.Лунин. «Я видел чудо» М.М.Пришвин. «Закат солнца», «Осинкам холодно»,С.А.Иванов «Снежный заповедник» , М.С.Харитонов «Учитель вранья» В.Ф.Тендряков», Весенние перевёртыши» | 8ч |
2 | Что мы Родиной зовём. С чего начинается Родина? В.А.Осеева «Колыбельная песенка», П.А.Синявский «Рисунок» С.А.Махотин «Этот дом со скрипучим крыльцом», Ф.П.Савинов «Родное» В.Ф.Боков «Откуда начинается Россия?», К.Д.Ушинский «Наше Отечество» О родной природе. Одним костром весь мир согреет. А.Н.Толстой «Петушки», С.В.Сахарнов « Мезень» Е.В.Григорьева «Осенью рыжей»,В.М. Катанов «Жар- птица» Выше облака ходячего. И.А.Бунин «Серп луны под тучкой длинной» , В.П. Крапивин. «Сказки Севки Глущенко» Ю.И. Коваль « Поздним вечером ранней весной», С.В.Востоков «Месяц»,Е.В.Липатова «Луна похожа на ежа», Г.М.Кружков «Звёзды» В синем море белые гуси. Я.П.Полонский «По горам две хмурых тучи», Г.В.Сапгир «Тучи» С.В. Востоков «Два яблока», Г.М.Кружков «Зеркала», Д.Шуб «Облачные великаны» | 9ч |
5.Календарно – тематическое планирование уроков по литературному чтению на родном (русском) языке в 1 классе
(По учебнику:Алесандровой О.М., Кузнецовой М.И. Романовой В.Ю.. Литературное чтение на родном (русском) языке 1 класс.
Учебник для общеобразовательных учреждений – М: Просвещение, 2021г.)
(11 ч, 0,5 ч в неделю)
№п/п | № в разделе | Дата проведения | Тема занятия | |||
План | Факт | |||||
Раздел Мир детства (8ч) | ||||||
1 | 1 | Не красна книга письмом, красна умом. С.А.Баруздин «Самое простое дело», Л.В.Куклин «Как я научил-ся читать» | ||||
2 | 2 | Не красна книга письмом, красна умом. С.А.Баруздин «Самое простое дело», Л.В.Куклин «Как я научил-ся читать» | ||||
3 | 3 | М.Ю.Лермонтов «Парус», Т.В.Толстая «Детство Лермонтова» | ||||
4 | 4 | Я взрослею. Без друга в жизни туго. С.Л.Прокофьева«Самый большойдруг», Н.К.Абрамцева «Цветы и зеркало» | ||||
5 | 5 | Не тот прав, кто сильный, а тот, кто честный . Л.Н. Толстой «Лгун», Враль. Русская народная сказка. | ||||
6 | 6 | В.А.Осеева «Почему?» | ||||
7 | 7 | Я фантазирую и мечтаю. Необычное в обычном. А.С.Пушкин «Воротился старик ко старухе», Р.С.Сеф. «Чудо», В.В.Лунин. «Я видел чудо» | ||||
8 | 8 | М.М.Пришвин. «Закат солнца», «Осинкам холодно»,С.А.Иванов «Снежный заповедник» , М.С.Харитонов «Учитель вранья» В.Ф.Тендряков», Весенние перевёртыши» | ||||
Раздел Россия - Родина моя (9ч) | ||||||
9 | 1 | Что мы Родиной зовём. С чего начинается Родина? В.А.Осеева «Колыбельная песенка», П.А.Синявский «Рисунок» . | ||||
10 | 2 | С.А.Махотин «Этот дом со скрипучим крыльцом», Ф.П.Савинов «Родное» | ||||
11 | 3 | В.Ф.Боков «Откуда начинается Россия?», К.Д.Ушинский «Наше Отечество» | ||||
12 | 4 | О родной природе. Одним костром весь мир согреет. А.Н.Толстой «Петушки», С.В.Сахарнов « Мезень» | ||||
13 | 5 | Е.В.Григорьева «Осенью рыжей»,В.М. Катанов «Жар- птица» | ||||
14 | 6 | Выше облака ходячего. И.А.Бунин «Серп луны под тучкой длинной» , В.П. Крапивин. «Сказки Севки Глущенко» | ||||
15 | 7 | Ю.И. Коваль « Поздним вечером ранней весной», С.В.Востоков «Месяц», Е.В.Липатова «Луна похожа на ежа», Г.М.Кружков «Звёзды» | ||||
16 | 8 | В синем море белые гуси. Я.П.Полонский «По горам две хмурых тучи», Г.В.Сапгир «Тучи» | ||||
17 | 9 | С.В. Востоков «Два яблока», Г.М.Кружков «Зеркала», Д.Шуб «Облачные великаны» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ НА РОДНОМ (КРЫМСКОТАТАРСКОМ) ЯЗЫКЕ 1 класс
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ НА РОДНОМ (КРЫМСКОТАТАРСКОМ) ЯЗЫКЕ 1 класс (2 часа в неделю)...
Рабочая программа по родному литературному чтению
УМК Саха оскуолата...
Рабочая программа по литературному чтению на родном языке 1 класс
Рабочая программа по литературному чтению на родном языке 1 класс...
Рабочая программа по литературному чтению на родном языке 3 класс
Рабочая программа по литературному чтению на родном языке 3 класс...
Рабочая программа по литературному чтению по УМК "Школа России" и по чтению на родном языке ( русский).
Рабочая программа по литературному чтению для начальных классов и по чтению на родном языке (русский) по УМК "Школа России"...
Рабочая программа по литературному чтению на родном (русском) языке для учащихся 3 класса по программе "Школа России"
Содержание: Стр. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Литературное чтение на родном языке»3- 5Содержание учебного предмета5Тематическое планирование5-7...
Рабочие программы по литературному чтению и литературному чтению на родном языке
Календарно-тематическое планирование разработано на основе примерной рабочей программы основной общеобразовательной программы начального общего образования...