Конспект открытого урока по литературному чтению на родном языке в 1 классе "Л.Н. Толстой "Косточка", В.Осеева "Кто наказал его?"
план-конспект урока по чтению (1 класс)
Открытый урок по литературному чтению на родном языке в 1 классе "Л.Н. Толстой "Косточка", В.Осеева "Кто наказал его?"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tolstoy_kostochka_oseeva_kto_nakazal_ego.docx | 32.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок в 1-м классе по литературному чтению на родном языке
Тема: Л. Толстой «Косточка», В. Осеева «Кто наказал его?».
Разработан учителем начальных классов МБОУ ЦО №8
Зотовой Светланой Васильевной
Цели урока:
Предметные:
- совершенствовать навыки чтения;
- обогащать читательский опыт детей;
- учить оценивать поступки героев;
- учить выделять опорные слова в произведении;
- воспитывать интерес к самостоятельному чтению;
- проанализировать рассказ Л. Толстого «Косточка»
- познакомить с рассказом В. Осеевой «Кто наказал его?»
Метапредметные:
- личностные (качественные приращения)
- личностные (нравственно-этическая ориентация)
Личностные:
рефлексия
Познавательные: подбор информации по заданному параметру.
Коммуникативные: воспитание товарищеских отношений.
Регулятивные: прогнозирование (антиципация)
Ход урока:
- Организационный момент
- Прозвенел звонок весёлый,
Мы начать урок готовы
Будем слушать, рассуждать,
И друг другу помогать.
- Речевая разминка
А) Закончи предложение
Шу-шу-шу – я письмо тебе пишу.
Ша-ша-ша – и пишу я не спеша.
Шо-шо-шо – у меня всё хорошо.
Ша-ша-ша – мама нянчит малыша.
Ши-ши-ша – как дела твои пиши.
Б) Назови одним словом.
Пилот, продавец, певец, пекарь, парикмахер ( профессии).
Петух, пингвин, павлин, попугай, перепелка ( птицы).
В) Орфоэпическая зарядка
Поставь правильно ударение
Щавель, портфель, столяр.
Г) Работа со скороговорками по рядам. ( Прочитать, вспомнить и всем рядом произнести)
1 ряд: Мама Милу мылом мыла.
2 ряд: Белые бараны били в барабаны.
3 ряд: Груша гусениц не любит, грушу гусеница губит.
- Проверка домашнего задания
- Что было задано на дом? (прочитать Л.Н. Толстой «Косточка»)
- Это рассказ или сказка? Докажите.
_ Это авторское или литературное произведение?
- Кто автор?
Давайте вспомним о жизни и творчестве Льва Николаевича Толстого с помощью «Древа познания».
На каждом яблоке записан вопрос о жизни нашего автора, если вы готовы ответить на один из вопросов, поднимайте руку, выходите к доске, срывайте яблоко и отвечайте на вопрос.
Где родился? В какой семье родился? Чем известен? Интересный факт из жизни
Лев Николаевич Толстой – земляк, которым гордится вся Тульская область.
- Инсценировка произведения.
- Словарная работа.
В произведении встречаются нам такие слова, как горница, сочла. А что обозначают эти слова.
Горница – большая светлая комната.
Сочла – сосчитала.
- Проверка восприятия произведения.
Учитель задаёт вопросы, дети отвечают: «да» +, «нет» - , в своих сопроводительных листочках.
1. Мама купила яблок?
2. Она хотела угостить детей после обеда?
3. Ваня никогда не ел слив?
4. Он попросил сливы у мамы?
5. Он схватил сливу и съел?
6. Он сразу рассказал о том, что съел сливу?
7. Он выбросил косточку в окошко?
8. Ему стало стыдно?
- Взаимопроверка в парах.
Учитель даёт ключ, дети меняются тетрадями и проверяют. Проверяющий под таблицей карандашом пишет количество правильных ответов.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
- | + | + | - | + | - | + | + |
Итог: Кто не допустил ошибку? Кто одну и т.д.
- Анализ произведения
- Кто главный герой произведения?
Учитель: «Долго ли Ваня готовился взять сливу? Выберите из этой части слова, описывающие его действия»
На доске слова -действия, выбрать те, которые относятся к Ване
никогда не ел | нюхал их | они нравились | очень хотелось съесть | ходил мимо |
Учитель: «О чём вам говорят эти слова?»
Дети: «Хотел, но сомневался»
Учитель: «А что произошло дальше?»
Дети: «Не удержался, схватил и съел»
Учитель: «Хорошо ли он поступил?»
(Ответы детей)
Учитель: «А кто-нибудь это видел?»
Дети: «Нет»
Учитель: «Как же догадался отец?»
Дети: «Ваня покраснел, как рак»
Учитель: «Как в этой ситуации поступил отец?»
Дети: «Он придумал рассказ о косточке, который помог невольно Ване сознаться»
Учитель: «Как вы думаете, Ваня испугался?»
Дети: «Да, он побледнел»
Учитель: «Почему все засмеялись, а Ваня заплакал?»
(Ответы детей)
Учитель: «Успел ли Ваня насладиться вкусом сливы?»
Учитель: «Представьте, что у рассказа нет заголовка. Как бы вы озаглавили текст ?»
Учитель: «Вы смеётесь над Ваней или вам его жалко?»
Учитель: «Почему автор назвал рассказ «Косточка», а не «Слива»?
Дети: «Именно косточка помогла Ване избавиться от чувства вины»
- Работа в путеводных листочках .
Выберите и поставьте галочку рядом с той пословицей, которая подходит к произведению.
Друг познается в беде.
Ложь человека не красит.
-Как бы вы поступили на месте Вани?
-Чему учит нас автор с помощью этого рассказа?
- Физминутка.
«Этот пальчик в лес пошел»
Работа над развитием двух полушарий головного мозга «Косточка- слива».
- Прогнозирование
На доске название произведения «Кто наказал его?»
Как вы думаете о чем будет произведение?
- Давайте прочитаем, как зовут автора произведения.
Предлагаю с ней поближе познакомиться и посмотреть небольшое видео о ней.
Просмотр.
- Где родилась Валентина Осеева? Кем хотела стать? В чем нашла своё призвание? О ком ее рассказы?
- Знакомство с новой темой.
Переверните ваши листочки. Перед вами произведение Осеевой «Кто наказал его?» Сейчас мы проверим, чьи догадки были ближе всего к оригиналу произведения.
«Жужжащее чтение» рассказа.
Я обидел товарища. Я толкнул прохожего. Я ударил собаку. Я нагрубил сестре. Все ушли от меня. Я остался один и горько заплакал.
— Кто наказал его? — спросила соседка.
— Он сам наказал себя, — ответила мама.
Чтение цепочкой.
Работа в группах.
- Назовите действия мальчика в рассказе. Продемонстрируйте?
- Работа с веточками дерева: опишите героя, чем понравился рассказ или чем не понравился, как бы я поступил на месте героя.
- Собери из частей пословицу к данному произведению.
Жизнь дана на добрые дела
Чему учит этот рассказ?
Этот рассказ учит тому, что нельзя поступать плохо с окружающими.
- Итог урока
- Сегодня на уроке мы с вами проанализировали 2 произведения двух разных авторов, которые учат нас быть терпеливыми, иметь силу воли, быть честными и делать добро.
14. Рефлексия
Ребята, у вас у каждого на парте лежит 3 яблока. Нужно выбрать одно и выйти прикрепить к нашему дереву. После урока:
Красное яблоко: могу поделиться знаниями с окружающими.
Желтое яблоко: я буду следовать тем знаниям, которые приобрел на уроке.
Зеленое яблоко: я бы хотел расширить знания по теме
15.Домашнее задание: читать рассказ Осеевой, начертить обложку к рассказу в тетрадке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по литературному чтение на родном языке в 4 классе.
Тыва тоолдар делегейинче аян-чорук.Тайылбыр методу, болуктеп ажылдаары, класс-биле ниити ажыл....
"Урок цифрового контента". Открытый урок по литературному чтению на родном (русском) языке по теме: "Сказки А.С. Пушкина. Краткий пересказ".
Урок закрепления знаний и формирование умений и навыков....
Конспект внеурочного занятия по литературному чтению на родном языке (2 класс)
Конспект внеурочного занятия по литературному чтению на родном языке по теме: "В.В.Бианки «Сова" (2 класс)...
Конспект урока по литературному чтению на родном языке «К.Г. Паустовский “Тёплый хлеб”» (4 класс, УМК "ПНШ")
Цели деятельности учителя: формирование литературной компетентности в процессе изучения сказки «Тёплый хлеб»; ознакомление учащихся с биографией К.Г. Паустовского.Планируемые результатыПре...
Конспект урока по литературному чтению на родном языке (русском) Тема. М. В. Водопьянов. «Полярный лётчик»
Цели: сознание ценности изучения жизни замечательных людей своего Отечества,- познакомить с жизнью летчика-полярника, писателя М.В.Водопьянова;- способствовать развитию эмоциональной сферы, образного ...
Конспект открытого урока по литературному чтению на татарском языке
Конспект урока по литературному чтению на татарском языке. Знакомство с творчеством татарского писателя Гарифа Галиева и его произведением "Когда меняются месяцы"...
Открытый урок по литературному чтению на родном (татарском) языке 3 класс
Тема: Роберт Миңнуллин - балалар шагыйре....