Рабочая программа курса "Коррекционно-развивающие занятия" для 3 класса (индивидуальное обучение по СИПР)
рабочая программа (3 класс)
Программно-методический материал включает 6 разделов: «Эмоциональное общение со взрослыми и выполнение элементарной инструкции», «Развитие внимания», «Развитие тактильно - двигательного восприятия», «Развитие мышления», «Развитие речевого общения»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_krz_3_kl._2020-2021.docx | 29.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Мыскаменская школа-интернат»
___________________________________________________________________________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу
«Коррекционно-развивающие занятия»
для Сэротэтто Виктора
(индивидуальное обучение по СИПР)
Автор-составитель: учитель-дефектолог Маркова Л.В.
2020-2021 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса «Коррекционно-развивающие занятия» для обучающегося 3 класса составлена в соответствии с нормативно-правовой базой:
- Закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. года № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 N 1599
"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"; - «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», СанПиН 2.4.2.3286-15 от 10.07.2015 г.;
- Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2), 19.10.2015г.;
- Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2) МКОУ «Мыскаменская школа-интернат»;
- Учебным планом МКОУ «Мыскаменская школа-интернат» на 2019-2020 учебный год.
Коррекционный курс «Коррекционно-развивающие занятия» обеспечивает удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), необходимую коррекцию недостатков в психическом и физическом развитии.
Целью обучения в процессе занятий является:
- Укрепление и охрана здоровья, физическое развитие детей и подростков;
- Формирование и развитие продуктивных видов деятельности, социального поведения, коммуникативных умений;
- Включение обучающихся в домашний, хозяйственный, прикладной труд;
- Расширение социальных контактов с целью формирования навыков социального общежития, адекватного поведения, знаний о себе, о других людях, о макросоциальном окружении;
Первой ступенью познания мира является опыт человека. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от приобретённого опыта детей, т. е. от того, насколько полно ребёнок воспринимает окружающий мир. У детей с ТМНР практический опыт спонтанно не формируется. Чем тяжелее нарушения у ребёнка, тем значительнее роль практического опыта: ощущений и восприятий. Дети с ТМНР наиболее чувствительны к воздействием на сохранные анализаторы, поэтому педагогически продуманный выбор средств и способов взаимодействия будет благоприятствовать их дальнейшему психическому и физическому развитию.
Основные задачи:
Коррекционно-развивающие занятия направлены на коррекцию отдельных сторон психической деятельности и личностной сферы; формирование социально приемлемых форм поведения, сведение к минимуму проявлений деструктивного поведения; крик, агрессии, стереотипии и др.; на реализацию индивидуальных специфических образовательных потребностей обучающихся с умеренной, тяжёлой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР, не охваченных содержанием программ учебных предметов и коррекционных занятий; дополнительную помощь в освоении отдельных действий и представлений, которые оказываются для обучающихся особенно трудными; на развитие индивидуальных способностей обучающихся, их творческого потенциала.
Программно-методический материал включает 6 разделов: «Эмоциональное общение со взрослыми и выполнение элементарной инструкции», «Развитие внимания», «Развитие тактильно - двигательного восприятия», «Развитие мышления», «Развитие речевого общения»
Содержание каждого раздела представлено по принципу от простого к сложному. Сначала проводиться работа, направленная на расширение диапазона воспринимаемых ощущений ребёнка, стимуляцию активности.
Под активностью подразумеваются психические, физические, речевые реакции ребёнка, например: эмоционально – двигательная отзывчивость, концентрация внимания, вокализация. В дальнейшем в ходе обучения формируются предметно-практические действия. Ребёнок не только распознавать свои ощущения, но и перерабатывать полученною информации., что в будущем поможет ему лучше ориентироваться в окружающем мире.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Ожидаемые личностные и предметные результаты:
Физические характеристики персональной идентификации:
- определяет свои внешние данные (цвет глаз, волос, рост и т.д.);
- определяет состояние своего здоровья;
Гендерная идентичность
- определяет свою половую принадлежность (без обоснования);
Возрастная идентификация
- определяет свою возрастную группу (ребенок, подросток, юноша);
- проявляет уважение к людям старшего возраста.
«Уверенность в себе»
- осознает, что может, а что ему пока не удается;
«Чувства, желания, взгляды»
- понимает эмоциональные состояния других людей;
- понимает язык эмоций (позы, мимика, жесты и т.д.);
- проявляет собственные чувства;
«Социальные навыки»
- умеет устанавливать и поддерживать контакты;
- умеет кооперироваться и сотрудничать;
- избегает конфликтных ситуаций;
- пользуется жестовыми формами взаимодействия для установления контактов, разрешения конфликтов;
- использует элементарные формы речевого этикета;
- принимает доброжелательные шутки в свой адрес;
- охотно участвует в совместной деятельности (сюжетно-ролевых играх, инсценировках, хоровом пении, танцах и др., в создании совместных панно, рисунков, аппликаций, конструкций и поделок и т. п.);
Мотивационно – личностный блок
- испытывает потребность в новых знаниях (на начальном уровне)
стремится помогать окружающим;
Биологический уровень
- сообщает о дискомфорте, вызванном внешними факторами (температурный режим, освещение и. т.д.)
- сообщает об изменениях в организме (заболевание, ограниченность некоторых функций и т.д.)
Осознает себя в следующих социальных ролях:
- семейно–бытовых;
Развитие мотивов учебной деятельности:
- проявляет мотивацию благополучия (желает заслужить одобрение, получить хорошие отметки);
Ответственность за собственное здоровье, безопасность и жизнь
- осознает, что определенные его действия несут опасность для него;
Ответственность за собственные вещи
- осознает ответственность, связанную с сохранностью его вещей: одежды, игрушек, мебели в собственной комнате;
Экологическая ответственность
- не мусорит на улице;
- не ломает деревья;
Формирование эстетических потребностей, ценностей, чувств:
- воспринимает и наблюдает за окружающими предметами и явлениями, рассматривает или прослушивает произведений искусства;
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками:
принимать и оказывать помощь
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Содержание состоит из следующих разделов: «Зрительное восприятие», «Слуховое восприятие», «Кинестетическое восприятие», «Восприятие запаха», «Предметно-практические действия».
Задачи и направления:
— формирование представлений о себе, осознание общности и различий с другими;
— представления о собственном теле;
— распознание своих ощущений и обогащение сенсорного опыта;
— соотнесение себя со своим именем, своим изображением на фотографии, отражением в зеркале;
— отнесение себя к определенному полу;
— развитие способности осознавать и выражать свои интересы;
— формировать представления о возрастных изменениях;
— формировать адекватное отношение к своим возрастным изменениям;
— формировать умения поддерживать образ жизни, соответствующему возрасту, потребностям и ограничениям здоровья;
— формирование умений определять своё самочувствие (как хорошее, или плохое), локализировать болезненные ощущения и сообщать о них взрослому;
— формировать умения соблюдать режимные моменты (чистка зубов утром, вечером, мытье рук перед едой, после посещения туалета);
— формировать умения решать возникающие жизненные задачи, связанные с удовлетворением первоочередных потребностей;
— формировать умения обслуживать себя;
— формировать умения следить за своим внешним видом;
— формировать представление о своей семье, социальной роли, бытовой и досуговой деятельности;
— формирование положительного отношения ребенка к занятиям;
— развитие собственной активности ребенка;
— формирование устойчивой мотивации к выполнению заданий;
— формирование и развитие целенаправленных действий;
— развитие планирования и контроля деятельности;
— развитие способности применять полученные знания для решения новых аналогичных задач;
— развитие зрительного восприятия;
— развитие зрительного и слухового внимания;
— развитие вербальных и невербальных коммуникативных навыков;
— формирование и развитие реципрокной координации;
— развитие пространственных представлений;
— развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации.
Разделы, содержание | Коррекционная работа | Практическая работа |
Формирование эмоционального контакта со взрослыми | Формирование эмоционального контакта со взрослыми. | Игры: «Иди ко мне», «Возьми шарик», «Догонялки», «Пришёл Петрушка», «Иди ко мне – бегите ко мне», «Возьми, положи, брось», «Возьми, кати». |
Развитие внимания | Формирование внимания. | Дидактические игры «Ку-ку» «Найди свою игрушку» «Найди своё место» «Мишка спрятался» «Мишка спрятался» «Куда девался мяч?» |
Выполнение подражательных движений взрослого | Развивать эмоциональный контакт взрослого и ребёнка, учить выполнять подражательные движения взрослого. | Игры «Прятки» «Делай как я» |
Развитие мелкой моторики, зрительного и слухового внимания | Развитие мелкой моторики, формирование тактильных ощущений, ручной умелости. | Игры с мелкими предметами. (бусины, мелкие игрушки, фасоль, разнообразные крупы, прищепки и т.п.) |
Развитие подражания | Развивать эмоциональный контакт, учить выполнять подражательные движения взрослого. | Игра «Зеркало» |
Усвоение действий по образцу | Усвоение действий по образцу, развивать мелкие движения рук, знакомить со свойствами пластилина. | «Отрывание и соединение бумаги и пластилина» Лепка «Сделай целое» |
Развитие координации движений, пространственной ориентировки, концентрации внимания | Развитие координации движений, концентрации внимания. | Нанизывания на шнур к Игра «Баррикадо»рупные и мелкие бусы. Игра «Переложи игрушку» |
Развитие зрительных, слуховых осязательных восприятий, координация работы анализаторов | Формировать умения распознавать и сравнивать формы и цвет различных предметов. Развитие зрительных, осязательных восприятий, координация работы анализаторов. | Группировка по образцу плоскостных форм. Круг, квадрат, треугольник. Подбор друг к другу разнородных предметов, одинаковых по величине. |
Развитие мышления | Развитие пространственных ориентировок, ручной умелости, развитие наглядного мышления. Сравнение предметов по величине Развитие движения кистей рук и пальцев | Умения определять предмета путём наложения и приложения ять величину Игра «Гуси» Игра «Зайчик» |
Календарно-тематическое планирование
по учебному предмету «Коррекционно-развивающие занятия»»
№ п/п | Дата проведения | Корректи ровка | Тема занятия |
Зрительное восприятие. «Посмотри на меня». | |||
Зрительное восприятие. «Чего не стало?». | |||
Зрительное восприятие. «Поставь игрушки на своё место». | |||
Зрительное восприятие. «Куда полетела бабочка?». | |||
Зрительное восприятие. «Куда поехала машина?». | |||
Зрительное восприятие. «Чья тень?». | |||
Зрительное восприятие. «Чья тень?». | |||
Зрительное восприятие. «Машинка». «Мишка». | |||
Зрительное восприятие. «Кукла». «Бабочка». | |||
Зрительное восприятие. «Зелёная травка». «Желтое солнышко». | |||
Зрительное восприятие. «Манипуляция больших и маленьких предметов». | |||
«Надевание колец на стержень». | |||
«Разбери пирамидку». | |||
«Чей звук?» (различение звукоподражаний «АВ-АВ».«МЯУ-МЯУ»). | |||
«На чем играет Петрушка?». | |||
«Как говорят животные?». | |||
Предметно - практическая деятельность. «Рвём бумагу и складываем в коробочку». | |||
Предметно - практическая деятельность. «Смешай краски». | |||
Предметно - практическая деятельность. «Мыльные пузыри». | |||
Предметно - практическая деятельность. «Пересыпь горох». | |||
Предметно - практическая деятельность. «Открой баночку, заполни её фасолью». | |||
Предметно - практическая деятельность. «Заведи машинку». | |||
Мелкая моторика. Попадание в цель. | |||
Мелкая моторика. Вырезание фигур. | |||
Мелкая моторика. Расслабление и напряжение мышц разных частей тела по показу и инструкции | |||
Тактильная чувствительность «Чудесный мешочек». | |||
Тактильная чувствительность. «Угадай на ощупь, из чего сделан предмет». | |||
Сенсорное развитие. Игра «Найди пару». | |||
Сенсорное развитие. Игра «Узнай фигуру». | |||
Сенсорное развитие. Рисуем на крупе. | |||
Слуховое восприятие. Игра «Угадай, кто сказал» | |||
Слуховое восприятие. Игра «Соедини правильно». | |||
Предметно - практическая деятельность. «Поделки из пластилина» | |||
Предметно – практическая деятельность. Игра «Колобки, колбаски». | |||
Мелкая моторика: шнуровка. | |||
Мелкая моторика: шнуровка. | |||
Мелкая моторика: собирание бус. | |||
Мелкая моторика: снятие мышечных зажимов. | |||
Сенсорное развитие. Игра «Волшебные лепестки». | |||
Сенсорное развитие. Игра «Когда это бывает?» | |||
Слуховое восприятие. Игра «Жмурки с колокольчиком». | |||
Слуховое восприятие. Игра «Телефончик». | |||
Графомоторные навыки: раскрашивание, разлиновка. | |||
Графомоторные навыки: раскрашивание, разлиновка. | |||
Графомоторные навыки: рисование по клеточкам. | |||
Графомоторные навыки: рисование по клеточкам. | |||
Тактильная чувствительность: собирание матрешки, пирамидки. | |||
Тактильная чувствительность: собирание матрешки, пирамидки. | |||
Сенсорное развитие. Игра «Найди предмет такой же формы». | |||
Восприятие запаха: Игра «Что приготовил повар на обед?» | |||
Восприятие запаха: Игра «Овощи, фрукты». | |||
Кинестетическое развитие. Игра «Весёлые прыжки». | |||
Кинестетическое развитие: Игра «Попрыгунчики». | |||
Пространственная ориентация: ориентировка в линейном ряду. | |||
Пространственная ориентация: ориентировка в линейном ряду. | |||
Пространственная ориентация: ориентировка на словесное обозначение пространственного расположения предметов. | |||
Пространственная ориентация: ориентировка на словесное обозначение пространственного расположения предметов. | |||
Пространственная ориентация: составление целого из частей. | |||
Пространственная ориентация: составление целого из частей. | |||
Кинестетическое развитие. Игры с мягкими мячами. | |||
Графомоторные навыки: дорисовывание изображений. | |||
Сенсорное развитие. Игра «Катится – не катится». | |||
Графомоторные навыки: штриховка, обведение по контуру. | |||
Графомоторные навыки: графический диктант. | |||
Слуховое восприятие. Игра «Хлопни на слово». | |||
Слуховое восприятие. Игра «Хлопни на слово». | |||
Тактильная чувствительность: Игра «Потерянные в рисе». | |||
Восприятие запаха: Игра «Кто больше угадает». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по математике, 4 класс(индивидуальное обучение)
Рабочая программа по математике, 4 класс(индивидуальное обучение)...
Рабочая программа по математике (4 класс, индивидуальное обучение).
Рабочая программа включает в себя пояснительную записку и календарно-тематическое планирование. УМК "Школа 21 века". Программа предназначена для индивидуального обучения на дому....
Рабочая программа русский язык 5 класс (индивидуальное обучение)
Рабочая программа русский язык 5 класс индивидуальное обучение...
Рабочая программа по Искусству 9 класс, индивидуальное обучение.
Программа разработанна для индивидуального обучения учеников 9 класса....
Рабочая программа по математике 2 класс индивидуальное обучение
Основными целями начального обучения математике являются:- математическое развитие младших школьников;- формирование системы начальных математических знаний;- воспитание интереса к математике, к умств...
Рабочая программа по алгебре 7 класс (индивидуальное обучение)
Рабочая программа по алгебре 7 класс (индивидуальное обучение)...
Рабочая программа по геометрии 7 класс (индивидуальное обучение)
Рабочая программа по геометрии 7 класс (индивидуальное обучение)...