Внеурочная деятельность младших школьников как способ ранней социализации.
статья
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_sotsializatsii_shkolnikov.doc | 73 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема социализации школьников, особенно проблемы социализации школьников младших классов, долгое время не находила должного внимания в педагогической науке и практике. Вчера ребенок ковырялся в песочнице, ел и спал, а переступив порог учебного заведения, он уже становится частью социального общества.
Современная жизнь предъявляет большие требования к подрастающему поколению. Успешны в современном мире люди общительные, умеющие наладить контакты с разными людьми, инициативные, творческие, креативные.
Сегодня в России средняя российская семья не способна качественно выполнять свою социализирующую роль. Многие родители работают сутками, многие вахтенным методом в других городах. Очень часто воспитание детей поручают бабушкам или родственникам. Наблюдается резкое падение воспитательных функций семьи. Ускоренный темп современной жизни, недостаточное количество дошкольных учреждений привело к такому печальному факту, как отсутствие должного уровня ранней социализации детей.
Всё чаще в школу приходят дети, которые бояться общения не только со взрослыми, но и со своими сверстниками. Важная роль в оптимизации процессов социальной адаптации детей принадлежит начальной школе, где происходит активное формирование личности. Воспитание и обучение ребенка в младшем школьном возрасте выступает новым шагом вхождения в окружающий мир.
Младший школьный возраст – яркая, неповторимая страница жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, становление связи ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общим людским ценностям. Школьное детство – время первоначального становления личности, формирования, основ самосознания и индивидуальности ребенка.
Результатом ранней социализации является свободное общение со сверстниками и взрослыми. От того, как происходит процесс ранней социализации во многом зависит дальнейшая жизнь человека, поскольку в этот период примерно на 70 % формируется человеческая личность. В школе ребенок узнает на практике, что такое соревнование, успех и неудача, учится преодолевать трудности или привыкает сдаваться перед ними. В школьный период социализации ребенка формируется самооценка, которая во многих случаях остается с ним на всю жизнь.
Приход в школу требует от ребенка овладения системой таких составляющих социальной адаптации: умение приспосабливаться к жизни в новых социальных условиях, осознание новой социальной роли «Я-школьник», понимание нового периода своей жизни, личностная активность в установлении гармоничных связей с социальным окружением, соблюдение определенных правил класса, требует умения нормировано вести, отстаивать собственные мысли, позицию.
Одной из важнейших задач социализации личности младших школьников в условиях реализации ФГОС является воспитание гуманной, творческой личности, формирование бережного отношения к богатствам природы и общества.
Понятие социализации – вхождение человека в общество – регулярно упоминается в важнейших разделах стандарта, во многих ключевых образовательных документах наших дней.
Согласно ФГОС нового поколения успешность современного человека определяют ориентированность на знания и использование новых технологий, активная жизненная позиция, установка на рациональное использование своего времени и проектирование своего будущего, активное финансовое поведение, эффективное социальное сотрудничество, здоровый и безопасный образ жизни.
В основу стандартов положен общественный договор — новый тип взаимоотношений между личностью, семьей, обществом и государством, который в наиболее полной мере реализует права человека и гражданина. Этот тип взаимоотношений основан на принципе взаимного согласия личности, семьи, общества и государства в формировании и реализации политики в области образования.
В социальном опыте младших школьников должны отражаться следующие результаты освоения основной образовательной программы начального образования:
– личностные: становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций, формирование уважительного отношения к иному мнению, овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире, принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
– метапредметные: готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий, способности определять общей цели деятельности и путей ее достижения, договариваться о распределении функций и ролей и осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих, конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.
– результаты, соответствующие задачам Программы духовно- нравственного развития:
– в области формирования социальной культуры: развитие у учащихся навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми при решении общих проблем; укрепление доверия школьников к окружающим, развитие у них доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, способности понимать других людей и сопереживать им; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций и т. д.
Критерии сформированности социального опыта младших школьников. Изменения, происходящие в личности обучающихся, касаются следующих моментов:
– отношений младших школьников с педагогами и родителями, друг с другом;
– морально-психологического климата в ученическом коллективе и соответствующего самочувствия обучающихся;
– самочувствия детей в семье, их удовлетворённость семейными отношениями, своей позицией в семье;
– самочувствия детей в учебном процессе, их удовлетворённости в отношении с учителями;
– дисциплинированности, вежливости, познавательной и учебной активности обучающихся.
Одним из способов реализации воспитательной составляющей ФГОС – интеграция общего и дополнительного образования через организацию внеурочной деятельности.
Внеурочная деятельность школьников объединяет все виды деятельности школьников, в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.
Большие возможности для социализации обучающихся имеют занятия внеурочной деятельности по таким направлениям:
- спортивно-оздоровительное;
- духовно-нравственное;
- социальное;
- общеинтеллектуальное;
- Общекультурное.
В нашей школе социальные ресурсы деятельности младших школьников заложены в программы внеурочной работы обучающихся начальных классов.
Занятия внеурочной деятельности помогают развивать художественный вкус и логику, способствуют формированию пространственного воображения.
Стремление к творчеству характерно для начальной школы. Начальная школа -это мир детства, надежд, где почва для творческой деятельности, наиболее благоприятна и где не угасает одухотворяющий поиск разума и добра. Внеурочные занятия не только развивают фантазию, но и дают ребенку множество практических навыков, помогают общаться, заводить друзей. Умение что-нибудь сделать самому позволяет ребенку чувствовать себя увереннее, избавляет от ощущения беспомощности в окружающем его мире взрослых. А ведь вера в себя, уверенность в своих силах - необходимое условие для того, чтобы ребенок был по-настоящему счастлив, условие для успешной социализации. Занятия внеурочной деятельности облегчает адаптацию малышей в новых социальных условиях, помогает им адекватно воспринимать себя и других людей, овладеть конструктивными формами поведения и основами коммуникабельности в обществе.
Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трем уровням.
Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.
Достижение трех уровней результатов внеурочной деятельности увеличивает вероятность появления эффектов воспитания и социализации детей. У учеников могут быть сформированы коммуникативная, этическая, социальная, гражданская компетентности и социокультурная идентичность.
При организации внеурочной деятельности младших школьников педагоги нашей школы учитывают, что, поступив в первый класс, дети особенно восприимчивы к новому социальному знанию, стремятся понять новую для них школьную реальность. Во втором и третьем классе, как правило, набирает силу процесс развития детского коллектива, резко активизируется межличностное взаимодействие младших школьников друг с другом, что создает благоприятную ситуацию для достижения во внеурочной деятельности школьников второго уровня результатов. Последовательное восхождение от результатов первого к результатам второго уровня на протяжении трех лет обучения в школе создает у младшего школьника к четвертому классу реальную возможность выхода в пространство общественного действия (то есть достижение третьего уровня результатов). Такой выход для ученика начальной школы педагоги нашего коллектива стараются оформить как выход в дружественную среду. Свойственные современной социальной ситуации конфликтность и неопределенность наш педагогический коллектив в известной степени ограничивает.
С целью сохранения и укрепления здоровья младших школьников, создания наиболее благоприятных условий для формирования у обучающихся отношения к здоровому образу жизни ведутся занятия по программе «Подвижные игры».
Известно, что активная двигательная деятельность игрового характера и вызываемые ею положительные эмоции усиливают все физиологические процессы в организме, улучшают работу всех органов и систем.
Возникающие в игре неожиданные ситуации приучают детей целесообразно использовать приобретенные двигательные навыки. В подвижных играх создаются наиболее благоприятные условия для развития физических качеств. Увлеченные сюжетом игры, дети могут выполнять с интересом и притом много раз одни и те же движения, не замечая усталости. А это приводит к развитию выносливости. Во время игры дети действуют в соответствии с правилами, которые обязательны для всех участников. Правила регулируют поведение играющих и способствуют выработке взаимопомощи, коллективизма, честности, дисциплинированности. Вместе с тем необходимость выполнять правила, а также преодолевать препятствия, неизбежные в игре, содействует воспитанию волевых качеств — выдержки, смелости, решительности, умения справляться с отрицательными эмоциями. В подвижных играх ребенку приходится самому решать, как действовать, чтобы достигнуть цели. Быстрая и порой неожиданная смена условий заставляет искать все новые и новые пути решения возникающих задач. Все это способствует развитию самостоятельности, активности, инициативы, творчества, сообразительности. Игры помогают ребенку расширять и углублять свои представления об окружающей действительности. Выполняя различные роли, изображая разнообразные действия, дети практически используют свои знания о повадках животных, птиц, насекомых, о явлениях природы, о средствах передвижения, о современной технике. В процессе игр создаются возможности для развития речи, упражнения в счете и т.д. Народные подвижные игры являются традиционными на занятиях внеурочной деятельностью. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве; желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений; проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе. Особенность подвижных игр – их соревновательный, творческий, коллективный характер. В народных играх много юмора, шуток, задора; движения точны и образны; часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами заманчивыми и любимыми младшими школьниками считалками, жеребьёвками, потешками. Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший неповторимый игровой фольклор.
Положительный эффект реализации программ:
- информированность обучающихся о здоровом образе жизни;
- профилактика простудных заболеваний, малоподвижности детей;
- целостный, социально ориентированный взгляд на мир;
- ориентация на успех в учебной деятельности и понимание его причин;
- способность к самооценке на основе критерия успешной деятельности;
- активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
- проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
- освоение моральных норм помощи тем, кто в ней нуждается, готовности принять на себя ответственность;
- развитие мотивации достижения и готовности к преодолению трудностей на основе конструктивных стратегий совладания и умения мобилизовать свои личностные и физические ресурсы стрессоустойчивости;
- освоение правил здорового и безопасного образа жизни.
В содержании занятий учитываются пожелания обучающихся и их родителей.
В ходе занятий внеурочной деятельности «Художественное творчество: станем волшебниками» дети могут научиться множеству увлекательных и полезных вещей: работе с бумагой и вышивке, шитью и изготовлению поделок из природного материала, работе по дереву и лепке из пластилина, могут научиться рисовать или шить мягкие игрушки, попробовать себя в различных ролях (конструктора, технолога и т.д.)
Делая что-либо своими руками, дети развивают внимание и память, приучаются к аккуратности, настойчивости и терпению, учатся общаться, выражают свои эмоции, то есть происходит их социализация в обществе.
Программа внеурочной деятельности обучающихся «Школа «Лесовичка»» включает в себя сведения из различных областей знаний. Основные цели данной программы - формирование у младших школьников представления о социокультурной картине родного края, развитие способностей коммуникативного взаимодействия. Реализация программы предполагает использование различных форм и методов учебной деятельности. Положительным эффектом являются знания обучающихся о своей «малой родине», о своей семье, о природе Ленинградской области.
Своеобразие работы по программе «Школа «Лесовичка»» заключается в практической значимости занятий. Программа построена таким образом, что учащиеся более 1/3 знаний материала получают в практической деятельности. У детей формируется правильное отношение к природе, человеку, а это строится на элементарных экологических, то есть знаниях о растениях, животных и их взаимосвязях друг с другом и окружающей средой, их приспособленности к ней, знаниях о человеке как части природы и его роли в природе. А уж на основе этих знаний вырабатываются отношения к окружающему миру и эти отношения должны быть сознательными. Человек с низким уровнем экологической культуры, с примитивным мышлением не может осознать подстерегающую его опасность.
Формы, методы и средства работы разнообразны. Учащиеся через наблюдения знакомятся с явлениями природы и общественной жизни. Предусмотрено чтение художественной литературы, использование моделей, компьютерных технологий, наглядных пособий, просмотр видеоматериалов. Экскурсии, проведение экологических праздников («День птиц», «День русского леса», «Праздник осени»), организация и проведение экологических акций («Живи, Земля!», «Поможем птицам!», «Чистый двор»), игровые моменты, экологические сказки, создание экологических проектов, поделок из природных материалов, веселые физкультминутки, поэтические странички, инсценировки - всё это позволяет сделать занятия интересными, увлекательными и полезными для детей. Темы, составляющие содержание программы, сгруппированы в блоки, которые располагаются в зависимости от сезона для более успешного проведения экскурсий и практических занятий.
Для проверки успешности реализации программы используются следующие методики и формы: анкетирование, тесты: «Знаешь ли ты природу?», «Умеешь ли ты охранять природу?», наблюдение, защита проектов на тему: «Птичья столовая», «Календарь природы», «Моё животное», «Лесная аптека», недели экологии, традиционные экологические праздники: ярмарка «Золотая осень», «Прилетайте, птицы!», «День Земли» и другие.
В результате реализации программы «Школа «Лесовичка»» у детей формируется ценностная картина мира, воспитывается экологическое сознание – бережное отношение к окружающему миру природы, но, главное, что в процессе правильно организованного экологического образования у детей формируется стойкий интерес к природе. Научились ухаживать за комнатными растениями и домашними животными; подкармливать птиц в кормушках.
Дети являются постоянными участниками акций «Покормите птиц зимой!», «День Земли», принимают активное участие в выставках, например, «Осенний калейдоскоп».
Формированию художественной культуры, развитию в ребёнке природных задатков, творческого потенциала, а также воспитанию интереса к декоративно-прикладному искусству служит программа Внеурочной деятельности «Волшебный карандаш» Задачи программы: приобщение обучающихся к народному искусству и художественному творчеству, формированию художественно-образного мышления, навыков работы с различными материалами и инструментами.
Содержание проектной деятельности направлено на развитие личности и создание основ творческого потенциала обучающегося. Примеры проектов: «Природа и фантазия», «Праздник Осени», «Транспорт», «Моя малая Родина», «Школа», «Дорога глазами детей», «Сказочные герои», «Как хорошо уметь считать!», «Новогодний карнавал», «Мартовский кот» и др.
Эффективно и успешно процесс социализации личности ребенка проходит, по нашему мнению, на уроках занятиях курса внеурочной деятельности «Моя Читалия», так как одной из ключевых задач программы внеурочной деятельности является формирование нравственного сознания и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведений. С учетом особенностей художественной литературы, ее нравственной сущности, влияния на становление личности маленького читателя решение этой задачи приобретает особое значение. В процессе работы с художественным произведением младший школьник осваивает основные нравственно-этические ценности взаимодействия с окружающим миром, получает навык анализа положительных и отрицательных действий героев, событий. Понимание значения эмоциональной окрашенности всех сюжетных линий произведения способствует воспитанию адекватного эмоционального состояния как предпосылки собственного поведения в жизни. Содержание и построение занятий позволяет решать задачи социализации в полном объеме: реализуется через удачный подбор авторских произведений и произведений устного народного творчества. Читая и думая над содержанием произведений, дети выходят на первоначальные представления о таких нравственных понятиях, как долг, взаимопомощь, сострадание, забота. На занятиях организована работа так, чтобы, дети могли сопереживать испытывать сильное эмоциональное воздействие при работе с художественными текстами: волновались, радовались и огорчались, постигая нравственные уроки произведений.
Систематические занятия внеурочной деятельностью увеличивают эффект воспитания и социализации младших школьников. У обучающихся формируются коммуникативная, этическая, социальная, гражданская компетентности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектно-исследовательская деятельность младших школьников как способ формирования учебных и социальных компетенций
самоанализ на 1 квалификационную категорию...
Роль внеурочной деятельности младшего школьника в развитии познавательного интереса и успешной социализации личности
Из опыта работы по внеурочной деятельности учителя начальных классов высшей категории МОАУ СОШ №4 г. Шимановска Орловой Веры Васильевны. В докладе представлен опыт работы по внеурочной деятельно...
Доклад «Условия формирования социальной и личностной культуры младших школьников (военно-патриотическое направление внеурочной деятельности младших школьников)»
Доклад «Условия формирования социальной и личностной культуры младших школьников (военно-патриотическое направление внеурочной деятельности младших школьников)»...
« Внеурочная деятельность младших школьников как условие социализации личности »
Прежде, мы сами должны четко знать и понимать, что мы хотим и можем дать ребенку для его безболезненного вхождения во взрослую жизнь, какими качествами личности он должен для этого обладать....
"Внеурочная деятельность младших школьников как способ ранней социализации".
В соответствии с ФГОС НОО осуществляется:• становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся.• усвоение универсальных учебных действий: личностных, м...
Презентация "Внеурочная деятельность младших школьников как способ ранней социализации".
В соответствии с ФГОС НОО осуществляется:• становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся.• усвоение универсальных учебных действий: личностных, м...
Прослушивание музыкальных произведений как способ активизации учебной деятельности и расслабления во время внеурочной деятельности младших школьников
Во многих школах начального образования после уроков детям организованы дополнительные занятия и пребывание в группах продленного дня. После отдыха и обеда де...