Проектно-исследовательская деятельность младших школьников как способ формирования учебных и социальных компетенций
материал по теме
самоанализ на 1 квалификационную категорию
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektno-issledovatelskaya_deyatelnost_mladshih_shkolnikov.zip | 41.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение –
Ордынская Средняя Общеобразовательная Школа №1
Имени Героя Советского Союза А.Д. Гаранина
Самоанализ
Проектно-исследовательская деятельность младших школьников
как способ формирования учебных и социальных компетенций
учителя начальных классов
первой квалификационной категории
Ибрагимовой Ирины Владимировны
Ордынское 2010
Имея опыт работы с младшими школьниками, я знаю, какое бесчисленное количество методов и форм обучения приходило и уходило вместе со временем. Новое время ставит новые задачи, неизбежно требующие поиска новых решений. Несколько лет я работала по традиционной системе, применяя репродуктивные методы обучения. Задания по учебнику предлагались примерно такие: «выполни…», «сделай по образцу…», «повтори…». Для меня на протяжении многих лет привлекательны были нетрадиционные формы обучения и воспитания, позволяющие наиболее полно проявить себя как учителя, выявить и развить индивидуальные способности учащихся.
По УМК «Планета знаний» я работаю третий год. Этот комплект предлагает систему обучения проектной деятельности. Сама система работы ставит ученика в позицию исследователя, где он сам должен добывать знания. Изменились и методы преподавания из репродуктивных они стали проблемными – исследовательскими.
С 2008 года я начала заниматься проектно-исследовательской деятельностью со своими учащимися. Ознакомление и обучение данному виду деятельности осуществляю не только на уроках, но и провожу дополнительные занятия, где учащиеся самостоятельно выбирают темы, подбирают материалы, учатся писать проекты, выступать, доказывать, анализировать, отстаивать свою точку зрения. В процессе обучения учитываю индивидуальные, возрастные особенности детей для целенаправленного формирования всех компонентов исследовательской культуры учащихся: мыслительных умений и навыков; анализ и выделение главного; сравнение, обобщение и систематизация; определение и объяснение понятий; конкретизация, доказательство и опровержение; умений видеть противоречия; умений и навыков работать с книгой и другими источниками информации; умений и навыков, связанных с культурой устной и письменной речи. Контролирую, направляю и помогаю им. Приобщение учащихся к исследовательской деятельности было нацелено не на результат, а на процесс. Главное заинтересовать, вовлечь в атмосферу деятельности, которая позволит раскрыть индивидуальные особенности учащихся и дать им возможность приложить свои знания, принести пользу и публично показать достигнутые результаты. Пусть учащиеся не сделают новых открытий, они повторяют путь ученого; от выдвижения гипотезы до ее доказательства или опровержения.
В основе моей технологии лежат идеи гуманистической педагогики, личностно-ориентированного и деятельностно-ориентированного подходов. Я осуществляю пропедевтическую работу по развитию исследовательских умений.
Содержание обучения проектной деятельности способствует обеспечению:
- Возможности освоения методов исследования и использование их при изучении материалов любых дисциплин;
• возможности применения полученных знаний и умений в реализации собственных интересов, что способствует дальнейшему самоопределению учащихся;
• возможности развития интересов к различным наукам, школьным дисциплинам и процессам познания в целом.
Свою работу по организации проектно - исследовательской деятельности учащихся младших школьников я определила в форме научно-исследовательского общества под названием «Проект и Я».
Основной целью моей работы по данной теме является:
Включение учащихся младшего школьного возраста в самостоятельное решение учебных и социальных задач, и формирование интереса к исследовательской деятельности.
Задачи:
1. Научить учащихся слушать учителя, выделяя в сказанном главное, вести наблюдения, ясно излагать свои мысли, отстаивать точку зрения, делать теоретические выводы и умозаключения, представлять результаты эксперимента в виде схем, таблиц, графиков, работать с дополнительной научной, справочной и энциклопедической литературой, представлять результаты исследования в виде публичного выступления.
2. Формировать у учащихся умения в целеполагании, выдвижения гипотезы, планирования деятельности по заданной теме.
3. Развивать логическое мышление, творческие способности, коммуникативные умения.
4. Формировать у учащихся мотивацию к проведению простейших наблюдений над явлениями и процессами, стимулировать творчество и самостоятельность, потребность в самореализации и самовыражении.
Работу по развитию проектно-исследовательских умений провожу в классе постоянно как в урочной, так и во внеурочной деятельности. Использую материал уроков чтения, русского языка, окружающего мира, математики с целью формирования умений проектно-исследовательской деятельности.
В первом классе отдельных занятий, посвященных исследовательской деятельности не провожу. Пропедевтическую работу веду следующими средствами:
- проблемным, частично-поисковым обучением под моим руководством; (приложение 1)
- уроком-исследованием (В начале года постановку проблемы осуществляю сама, а поиск решения осуществляют учащиеся по моим наводящим вопросам; далее ставится проблема, которая по возможности, осуществляется самостоятельно с некоторой помощью с моей стороны; предположение, поиск решений максимально самостоятельно; выводы делаются под моим руководством) (Приложение 2)
- кратковременные исследования, наблюдения с описаниями проводятся под моим руководством. (Плакат «Подкормите птиц зимой»)
В первом классе на уроках включаю задания, направленные на овладение обще логическими умениями (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение)
Со второго класса провожу специальные занятия по проектно-исследовательской деятельности. Наличие занятий позволило мне целенаправленно формировать проектно-исследовательские умения у учащихся. Работу осуществляю поэтапно:
1) знакомлю учащихся с теоретическими понятиями проектно-исследовательской деятельности. (Проблема, идея, тема, цель, сбор информации, защита(презентация проекта)
2) осуществляю коллективные проектные исследования по различным темам. Например, на уроке окружающего мира, я подвожу учащихся к теме проектного исследования «Лекарственные растения на подоконнике». Ставлю цель: организовать поиск сведений, связанных с разными видами лекарственных растений. Учащиеся определяют задачи проектного исследования: найти информацию о лекарственных растениях; выявить отношение сверстников к своему здоровью; собрать информацию о целебных свойствах растений; провести эксперимент целебных свойств алоэ при лечении насморка. (Приложение 3)
3) продолжаю работу по проведению кратковременных исследований в контексте изучения материалов различных дисциплин.
4) на занятиях предлагаю задания, направленные на выявление различных свойств действий предметов, сравнение предметов, логические задачи. Провожу работу по обучению приемам наблюдения и описания. (Приложение 4)
5) на уроках русского языка использую проблемные и поисковые методы, на которых происходит знакомство с терминологией и некоторыми понятиями (исследование, анализ) о методах проектно-исследовательской работы.
6) осуществляю подготовку самостоятельного, долговременного исследования по интересующим учащихся темам. Исследования проводятся под моим руководством, затем с помощью родителей. (Приложение5)
В третьем классе:
1). На теоретических и практических занятиях по проектно-исследовательской деятельности (один раз в неделю). Учащиеся продолжают знакомиться с теорией проектного исследования, структурой, методами проектного исследования. На уроках использую игровые методы: путешествия, сказочный материал.
2). Осуществляю самостоятельное, долговременное исследование. (Учащиеся предлагают проблему, самостоятельно ищут информацию, выделяют главное, формулируют определения, ставят простейшие опыты, наблюдения, доклады, опросы, анкетирование). (Приложение 3)
3). Ход проектных исследования обсуждаем на занятиях, я оказываю консультативную помощь.
В четвертом классе на уроках проектно-исследовательской деятельности обобщаются полученные знания. Учащиеся способны самостоятельно осуществлять проектно-исследовательскую работу по выбранной теме.
1).Существенным дополнением являются уроки компьютерной грамоты, на которых учащиеся учатся оформлять результаты своей проектно-исследовательской деятельности при помощи Microsoft Word (создание таблиц, списков) Microsoft Excel, презентаций Power Point
2).Ищут информацию в сети Интернет.
Этапы освоения способов проектной деятельности школьников
1 класс
Находят решение
проблемы,
делают вывод
по наводящим вопросам
2 класс
Сами определяют задачи,
проводят исследования
по моим вопросам и с помощью
родителей
3 класс
Самостоятельно предлагают проблему,
ищут информацию, с моей помощью выделяют
главное, формулируют определения, ставят простые
опыты, проводят анкетирование, с моей помощью
проводят защиту проекта
4 класс
Самостоятельно выполняют работу по выбранной теме,
ищут информацию в сети Интернет, создают и защищают
презентации
С целью активизации познавательной деятельности учащихся на занятиях по исследовательской деятельности в соответствии с возрастными особенностям детей использую:
- загадки, ребусы, шарады, задачи-шутки, логические задания и задания на развитие творческих способностей; (приложение 6)
- игры-путешествия, связанные с введением в ход урока сказочных героев; (приложение 6)
- связи материала с наглядно-образным игровым материалом;
- игры-исследования, фантастические исследования; (приложение 4)
Способы мотивации
- Помогаю учащимся видеть смысл их творческой исследовательской деятельности, видеть в этом возможность реализации собственных талантов и возможностей, способ саморазвития и самосовершенствования. Формированию мотивации способствуют презентации, выставки, конференции.
2 .Психологический комфорт. Одна из моих задач – поощрение творческих проявлений учащихся, стремления к творческому поиску. Чтобы дети не боялись допустить ошибку, воздерживаюсь от негативных оценок. Моя задача – не подавлять желания, порывы, творческие идеи учащихся, а поддерживать и направлять их. Суждения «Ты сделал неправильно», «Ты делаешь не то (не так)» блокируют желание работать, двигаться дальше. Каждому ученику даю возможность ощутить свои силы, поверить в себя.
3. Личность педагога. Для развития творческих способностей, к которым относятся и исследовательские, стараюсь работать творчески, стремлюсь к созданию творческой, рабочей обстановки и обладаю определенными знаниями и подготовкой для ведения занятий по исследовательской работе.
4. Учет возрастных особенностей. Так как речь идет об учащихся младшего возраста, вопрос об учете их психологических особенностей очень важен. Исследование должно быть посильным, интересным и полезным.
-от простого к сложному,
-от игровых к проектам социально-значимым.
Итак, я выделяю четыре блока умений необходимых при организации проектной деятельности:
1. Умение организовать свою работу (организация рабочего места, планирование работы)
2. Умения и значения исследовательского характера (выбор темы исследования, целеполагание как этап деятельности, умение выстроить структуру исследования, методы исследования, общечеловеческие методы, поиск информации ).
3. Умения работать с информацией (виды информации, источники информации, научный текст, термин, понятие, смысловые части текста: абзацы, главы, параграфы, умение выделить главное, краткое изложение, цитата, ссылка, план определения, формулирование определения, вывод, формулирование вывода, логика изложения, конспект, приемы конспектирования, условные знаки, доказательство: аргументы, факты, вступление и заключение).
4. Умения представить результат своей работы (формы представления результатов, формы научных собраний, требований докладу, речи докладчика).
Результаты своей работы я отслеживаю на:
- конференциях, на которых учащиеся представляют краткий доклад о проделанной работе и отвечают на вопросы аудитории;
- презентациях, на которых ярко, красочно и привлекательно представляются достижения учеников;
- выступлениях, как правило перед своими одноклассниками, учащихся параллельных классов, заинтересованных данной темой;
- выставке достижений, которая проводится в основном для родителей и может быть посвящена определенной теме, дисциплине;
-через оценку уровня сформированности учебных и социальных компетенций.
Проектная деятельность способствует формированию ключевых компетентностей учащихся, подготовки их к реальным условиям жизнедеятельности. Выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир.
Девизом этой деятельности могут служить слова выдающегося немецкого драматурга и философа Г.Э. Лессинга: «Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради бога, размышляйте, и хотя и криво, да сами».
Результаты:
- Успеваемость
- . Сформированность учебных и социальных компетенций
1 класс % | 2 класс % | 3 класс % | 4 класс (в перспективе)% | |
Умеют извлекать главное | - | 20 | 70 | 100 |
Самостоятельно получают информацию | 2 | 64 | 98 | 100 |
уметь сотрудничать и работать в группе | 5 | 70 | 82 | 100 |
умеют организовывать свою работу | 5 | 50 | 78 | 100 |
умеют использовать новые технологии информации и коммуникации | - | 2 | 50 | 90 |
анализируют и отбирают необходимую информацию, преобразовывают ее и сохраняют | - | 15 | 55 | 100 |
Результаты отслеживала при выполнении контрольных работ с такими заданиями:
1.Слушание и выделение главного; выполнение схем, таблиц, графиков.
2. Умение ставить цели, выдвигать гипотезы.
3. Умение логически мыслить, проводить простейшие наблюдения.
3. Повышение мотивации:
к учению
1) создавала ситуации успеха, через выполнение заданий посильных для всех учащихся, изучение нового материала с опорой на старые знания;
2) положительный эмоциональный настрой, через создание на уроке доброжелательной атмосферы доверия и сотрудничества, яркую и эмоциональную речь;
3) рефлексия, через оценку собственной деятельности и деятельности других, оценку результата деятельности, вопросы, требующие многовариантных ответов (например, "почему было трудно?", "что открыли, узнали на уроке?" и т.д.);
4) занимательность, необычное начало урока, через использование музыкальных фрагментов, игровые и соревновательные формы, юмористические минутки.
к проектной деятельности (%)
1 класс | 2 класс | 3 класс | |
С удовольствием выполняют | |||
Затрудняются | |||
Не хотят |
4. Участие в конкурсах, олимпиадах
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Исследовательская деятельность младших школьников как условие формирования учебно-познавательной компетентности»
Статья об организации исследовательской работы в начальной школе, которая просто необходима в современном образовательном пространстве....
«ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ»
Перемены в организации образовательного пространства требуют поиска инновационных методов и форм обучения. Ведущее место среди таких методов принадлежит сегодня методу проектов.Метод проектов -г...
Проектно-исследовательская деятельность младших школьников как способ развития их практического интеллекта.
Школьное образование выполняет своё назначение, когда способствует развитию у учащихся жизненно важных для них способностей. Каждому человеку в своей жизни приходится ставить и прилагать усилия,...
Проектно-исследовательская деятельность младших школьников как основа формирования ключевых компетенций учащихся
В настоящее время во всех сферах общественной жизни востребованы люди адаптированные, творческие, активные, мобильные, инициативные, т.е. самостоятельные, познающие, умеющие жить среди людей....
Контрольно-оценочная деятельность младших школьников как основа формирования учебной самостоятельности на уроках русского языка - выступление на ГМО
Последнее время мы часто говорим, что нашему российскому обществу нужны образованные люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможны...
Проектно-исследовательская деятельность младших школьников как способ развития их практического интеллекта
Школьное образование выполняет своё назначение, когда способствует развитию у учащихся жизненно важных для них способностей. Каждому человеку в своей жизни приходится ставить и прилагать усилия,...