Методическая разработка . Игра-викторина "Русские народные сказки"
методическая разработка (2 класс)
Цели:
Обобщить знания учащихся о сказках, развивать умения узнавать сказки и их героев; развивать творческое воображение, ассоциативную память; воспитывать потребность в чтении книг, воспитывать любовь к устному народному творчеству.
Совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихов, пословиц, сказок.
Задачи:
поддерживать стремление детей активно участвовать в развлечении, используя умения и навыки, приобретенные на занятиях и в самостоятельной деятельности;
создать условия для формирования читательских умений, для обобщения и систематизации знаний о русских народных сказках;
вызывать эмоциональный отклик на музыкальные образы;
побуждать самостоятельно искать выразительные средства (жесты, движения, мимику) для создания художественного образа, проявлять инициативу, воображение, фантазию;
совершенствовать артистические навыки детей;
развитие коммуникативных функций, умения сотрудничать с взрослыми и друг с другом.
Планируемые результаты:
Обобщение знаний детей о сказках, формирование умения узнавать сказки и их героев; воспитывать любовь к устному народному творчеству.
Предварительная работа:
К данной викторине следует прочитать следующие русские народные сказки:
1. «Репка».
2. «Курочка ряба».
3. «Гуси-лебеди».
4. «По щучьему велению»
5. «Снегурочка»
6. «Царевна-лягушка»
7. «Колобок»
8. «Теремок»
9. «Волк и семеро козлят»
10. «Маша и медведь».
11. «Сказка о рыбаке и рыбке».
12. «Волшебное кольцо».
13. «Иван-царевич и серый волк».
14. «Сивка-бурка».
Просмотр мультфильмов, слушание аудиозаписи со сказками, выставка книг по теме, игры-драматизации по сказкам, изготовление атрибутов к викторине.
Оформление:
выставка рисунков по русским народным сказкам, слайды презентации
Оборудование:
телеграммы на карточках, компьютер, мультимедийная система.
Место проведения: групповая комната.
Участвуют 2 команды.
Содержание викторины:
Ведущая: - Ребята, сегодня я приглашаю вас побывать в гостях у сказки.
Много жанров есть на свете:
Басня, повесть и рассказ,
Но с рожденья любят дети
Волшебство и мир прикрас.
И наш маленький народ
В мир волшебный унесет?
Полный смеха, света, краски,
А зовется чудо – сказки!
- Ребята, мы с вами читали много сказок. А сейчас проведем викторину, посмотрим. Кто из вас хорошо знает русские народные сказки.
Для этого нам надо разделиться на две команды: «Колобок» и «Теремок». Воспитатель помогает детям разделиться на команды.
Прошу команды занять свои места. В этой игре есть свои правила, которые нужно соблюдать:
1. Задача игры - выполнить все задания; за каждый правильный ответ, участник получает жетон.
2. В конце викторины определяется победитель, набравший больше всех жетонов.
Воспитатель.
Отправляемся друзья
В чудо сказку – вы и я.
Итак, начинаем.
1 конкурс «Разминка»
- Назовите кличку собаки, которая тянула репку вместе с дедом, бабкой и внучкой? (Жучка)
- Назовите имя девочки, которая гуляя по лесу, заблудилась, зашла в чужой домик, где жила семья медведей? (Машенька).
- У какого животного была ледяная избушка и как называется сказка? (Лиса)
- Что за животное нашло теремок в лесу? (Мышка – норушка)
2. Конкурс «Угадай сказку».
Ведущая: - Ребята, все мы с вами любим сказки, а особенно русские народные. Следующий конкурс нам и покажет, кто из вас лучше всех их знает.
Презентация. Слайды. (Угадывают сказку по картинкам).
3. Конкурс «Телеграммы»
Ведущая:
Кто-то по лесу бродил,
Сумку в елках обронил.
Что лежит в ней? Погляжу
И по секрету вам скажу.
Телеграммы! Целых три!
Только трудно мне понять,
Кто послать их так спешил,
Что даже подписать забыл?
Телеграмма
«Я от дедушки ушел,
Я от бабушки ушел,
Скоро буду я у вас».
(Колобок)
Телеграмма
«Спасите, нас съел серый волк».
(Козлята из сказки «Волк и семеро козлят»)
Телеграмма
«Щуку в речку отпущу да на печи к вам прикачу!»
(Емеля из русской народной сказки «По щучьему веленью».)
Телеграмма
«Через лес, от пня к пеньку, в деревню короб я несу.
С ношей тяжело в пути, мне до вас уж не дойти!».
(Медведь из русской народной сказки «Маша и медведь».)
Физминутка: «Рукавичка».
На охоту вышел дед, зимнею порою (шаг на месте).
Рукавицу потерял, под большой сосною (подним. на носочки и тян. вверх).
Дома стал ее искать (козырек).
Не нашел на месте (пожимаем плечами)
И отправился искать в лес с собакой вместе (шаг на месте).
А в лесу в той рукавичке звери стали дружно жить (рукопожатие).
Мышь, лягушка и лисица, заяц, волк, медведь (изображают животных).
В лес собака прибежала и зверей всех распугала (бег на месте).
Рукавичку подняла, деду в руки подала (наклон и вытянуть руки вперед).
4. Конкурс «Ассоциации»
Ведущая: - Ребята, следующий конкурс тоже на сообразительность.
Ассоциации - это слова, которые вызывают в памяти произведение, в котором они встречались. Попробуйте отгадать сказки по ассоциации со словами:
1. Дед, Жучка, Внучка. (Русская народная сказка «Репка».)
2. Царь, стрела, клубок, Иван-царевич. (Русская народная сказка «Царевна-лягушка».)
3. Лиса, волк, заяц, дед, бабка. (Русская народная сказка «Колобок».)
4. Коза, козлята, волк. (Русская народная сказка «Волк и семеро козлят».)
5. Баба-яга, девочка, мальчик, гуси. (Русская народная сказка «Гуси-лебеди».)
6. Медведь, Машенька, пирожки. (Русская народная сказка «Маша и медведь».)
5. Конкурс «Исправь ошибки» и назови сказку.
Ведущая: - В названиях следующих сказок есть ошибки. Найди их.
«Петушок Ряба» – «Курочка Ряба».
«Даша и медведь» – «Маша и медведь».
«Волк и семеро ягнят» - «Волк и семеро козлят».
«Утки-лебеди» – «Гуси-лебеди».
«По рыбьему велению» – «По щучьему велению».
«Домик» - «Теремок»
«Морковка» - «Репка»
«Кот в туфлях» (сапогах)
«Сестрица Алёнушка и братец Никитушка» (Иванушка)
«Лисичка с кастрюлькой» (со скалочкой)
«Суп из топора» (каша)
«Царевна - Квакушка» (лягушка)
«Иван Царевич и белый волк» (серый)
«Дарьюшкина избушка» (заюшкина)
6. Конкурс «Продолжи сказку»
Ведущая: - Внимательно послушай отрывок из сказки и продолжи её (задание выполняется по командам).
1. Посадил дед репку и говорит:
- Расти, расти, репка, сладкая! Расти, расти, репка, крепкая!
Выросла репка сладкая, крепкая, большая-пребольшая.
Пошел дед репку рвать: тянет-потянет, вытянуть не может.
- А что дальше? (Позвал дед бабку. Бабка за дедку. Дедка за репку —
Тянут-потянут, вытянуть не могут).
2. …Бежит Машенька, несет братца, ног под собой не чует. Оглянулась назад – увидела гусей – лебедей. Что делать?
Побежала она к молочной реке – кисельным берегам.
– А что дальше? («Речка, спрячь нас!» – просит Машенька. Речка посадила её с братцем под крутой бережок, от гусей спрятала.)
3. …Идет медведь между елками, бредет медведь между березками, в овражки спускается, на пригорки поднимается. Шел-шел, устал и говорит:
- Сяду на пенек,
Съем пирожок!
А Машенька из короба….
(«Вижу, вижу! Не садись на пенек. Не ешь пирожок! Неси бабушке. Неси дедушке!»)
5. … Стоит в поле теремок. Бежит мимо мышка–норушка. Увидела теремок, остановилась и спрашивает…
(«Терем–теремок! Кто в тереме живёт? Никто не отзывается»).
6. … Емеля, Емеля, отпусти меня в воду, я тебе сделаю все, что ни пожелаешь.
- Ладно, только покажи сначала, что не обманываешь меня, тогда отпущу. Щука его спрашивает:
- Емеля, Емеля, скажи — чего ты сейчас хочешь?
- Хочу, чтобы ведра сами пошли домой, и вода бы не расплескалась.
Щука ему говорит:
- Запомни мои слова: когда что тебе захочется — скажи только…
(«По щучьему веленью. По-моему, хотенью»).
7. Конкурс «Вопрос-ответ»
1. Брат Аленушки, превратившийся в козленочка. (Иванушка.)
2. В сказках ее часто называют Патрикеевной. (Лиса.)
3. Любимый летательный аппарат Бабы Яги? (Метла и ступа)
4. Родственница Деда Мороза. (Снегурочка.)
5. Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам. (урок).
6. Русская народная сказка, в которой один маленький домик приютил много зверюшек. («Теремок»)
7. В сказках его всегда побеждает добро. (Зло)
8. Кого поймал в проруби Емеля? (Щуку)
9. Кем была в русской народной сказке заколдованная лягушка? (Царевна)
10. Назовите сказку, герой которой «по сусекам скребен». («Колобок»)
11. Кому говорила девочка Маша: «Не садись на пенек, не ешь пирожок!»? (Медведь)
12. В этой сказке птицы налетели, подхватили мальчика и унесли на крыльях. («Гуси-лебеди»)
14. В русских сказках ее называют и Премудрой, и Прекрасной. (Василиса)
16. Назовите одну особенность известной сказочной избушки (Курьи ножки)
Ведущая:
- Подошла к концу наша литературная игра-викторина. Завершая ее, я желаю вам: «Жить-поживать, зла не встречать, здоровыми быть и сказки любить!». До новых встреч со сказкой!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igra-viktorina_russkie_narodnye_skazki_chugaeva_i.v.docx | 19.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»
Задачи образовательных областей:
«Художественно-эстетическое развитие»
Создать условия для обобщения, систематизации и расширения у детей представлений об устном народном творчестве, сказках;
Приобщение детей к народному творчеству;
«Речевое развитие»
Продолжать развивать интерес детей к художественной литературе.
Продолжать совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений, в драматизациях (эмоциональность исполнения, естественность поведения, умение интонацией, жестом, мимикой передать свое отношение к содержанию литературной фразы). Совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихов, пословиц, сказок.
Развивать речевую активность (активизировать и обогащать словарь детей); Формировать правильное звукопроизношение;
Формирование у детей грамматически правильной, чёткой речи.
«Социально-коммуникативное развитие»
Создание благоприятной психологической атмосферы в группе и на занятиях, обогащение эмоционально-чувственной сферы ребёнка;
Развивать умение четко и быстро отвечать на вопросы.
Воспитывать навыки культурного поведения, умение слушать.
Умение действовать сообща.
Развивать любознательность, внимательность и читательскую память;
Развивать партнёрские взаимоотношения в ролевой игре;
Цели:
Обобщить знания учащихся о сказках, развивать умения узнавать сказки и их героев; развивать творческое воображение, ассоциативную память; воспитывать потребность в чтении книг, воспитывать любовь к устному народному творчеству.
Совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихов, пословиц, сказок.
Задачи:
поддерживать стремление детей активно участвовать в развлечении, используя умения и навыки, приобретенные на занятиях и в самостоятельной деятельности;
создать условия для формирования читательских умений, для обобщения и систематизации знаний о русских народных сказках;
вызывать эмоциональный отклик на музыкальные образы;
побуждать самостоятельно искать выразительные средства (жесты, движения, мимику) для создания художественного образа, проявлять инициативу, воображение, фантазию;
совершенствовать артистические навыки детей;
развитие коммуникативных функций, умения сотрудничать с взрослыми и друг с другом.
Планируемые результаты:
Обобщение знаний детей о сказках, формирование умения узнавать сказки и их героев; воспитывать любовь к устному народному творчеству.
Предварительная работа:
К данной викторине следует прочитать следующие русские народные сказки:
1. «Репка».
2. «Курочка ряба».
3. «Гуси-лебеди».
4. «По щучьему велению»
5. «Снегурочка»
6. «Царевна-лягушка»
7. «Колобок»
8. «Теремок»
9. «Волк и семеро козлят»
10. «Маша и медведь».
11. «Сказка о рыбаке и рыбке».
12. «Волшебное кольцо».
13. «Иван-царевич и серый волк».
14. «Сивка-бурка».
Просмотр мультфильмов, слушание аудиозаписи со сказками, выставка книг по теме, игры-драматизации по сказкам, изготовление атрибутов к викторине.
Оформление:
выставка рисунков по русским народным сказкам, слайды презентации
Оборудование:
телеграммы на карточках, компьютер, мультимедийная система.
Место проведения: групповая комната.
Участвуют 2 команды.
Содержание викторины:
Ведущая: - Ребята, сегодня я приглашаю вас побывать в гостях у сказки.
Много жанров есть на свете:
Басня, повесть и рассказ,
Но с рожденья любят дети
Волшебство и мир прикрас.
И наш маленький народ
В мир волшебный унесет?
Полный смеха, света, краски,
А зовется чудо – сказки!
- Ребята, мы с вами читали много сказок. А сейчас проведем викторину, посмотрим. Кто из вас хорошо знает русские народные сказки.
Для этого нам надо разделиться на две команды: «Колобок» и «Теремок». Воспитатель помогает детям разделиться на команды.
Прошу команды занять свои места. В этой игре есть свои правила, которые нужно соблюдать:
1. Задача игры - выполнить все задания; за каждый правильный ответ, участник получает жетон.
2. В конце викторины определяется победитель, набравший больше всех жетонов.
Воспитатель.
Отправляемся друзья
В чудо сказку – вы и я.
Итак, начинаем.
1 конкурс «Разминка»
- Назовите кличку собаки, которая тянула репку вместе с дедом, бабкой и внучкой? (Жучка)
- Назовите имя девочки, которая гуляя по лесу, заблудилась, зашла в чужой домик, где жила семья медведей? (Машенька).
- У какого животного была ледяная избушка и как называется сказка? (Лиса)
- Что за животное нашло теремок в лесу? (Мышка – норушка)
2. Конкурс «Угадай сказку».
Ведущая: - Ребята, все мы с вами любим сказки, а особенно русские народные. Следующий конкурс нам и покажет, кто из вас лучше всех их знает.
Презентация. Слайды. (Угадывают сказку по картинкам).
3. Конкурс «Телеграммы»
Ведущая:
Кто-то по лесу бродил,
Сумку в елках обронил.
Что лежит в ней? Погляжу
И по секрету вам скажу.
Телеграммы! Целых три!
Только трудно мне понять,
Кто послать их так спешил,
Что даже подписать забыл?
Телеграмма
«Я от дедушки ушел,
Я от бабушки ушел,
Скоро буду я у вас».
(Колобок)
Телеграмма
«Спасите, нас съел серый волк».
(Козлята из сказки «Волк и семеро козлят»)
Телеграмма
«Щуку в речку отпущу да на печи к вам прикачу!»
(Емеля из русской народной сказки «По щучьему веленью».)
Телеграмма
«Через лес, от пня к пеньку, в деревню короб я несу.
С ношей тяжело в пути, мне до вас уж не дойти!».
(Медведь из русской народной сказки «Маша и медведь».)
Физминутка: «Рукавичка».
На охоту вышел дед, зимнею порою (шаг на месте).
Рукавицу потерял, под большой сосною (подним. на носочки и тян. вверх).
Дома стал ее искать (козырек).
Не нашел на месте (пожимаем плечами)
И отправился искать в лес с собакой вместе (шаг на месте).
А в лесу в той рукавичке звери стали дружно жить (рукопожатие).
Мышь, лягушка и лисица, заяц, волк, медведь (изображают животных).
В лес собака прибежала и зверей всех распугала (бег на месте).
Рукавичку подняла, деду в руки подала (наклон и вытянуть руки вперед).
4. Конкурс «Ассоциации»
Ведущая: - Ребята, следующий конкурс тоже на сообразительность.
Ассоциации - это слова, которые вызывают в памяти произведение, в котором они встречались. Попробуйте отгадать сказки по ассоциации со словами:
1. Дед, Жучка, Внучка. (Русская народная сказка «Репка».)
2. Царь, стрела, клубок, Иван-царевич. (Русская народная сказка «Царевна-лягушка».)
3. Лиса, волк, заяц, дед, бабка. (Русская народная сказка «Колобок».)
4. Коза, козлята, волк. (Русская народная сказка «Волк и семеро козлят».)
5. Баба-яга, девочка, мальчик, гуси. (Русская народная сказка «Гуси-лебеди».)
6. Медведь, Машенька, пирожки. (Русская народная сказка «Маша и медведь».)
5. Конкурс «Исправь ошибки» и назови сказку.
Ведущая: - В названиях следующих сказок есть ошибки. Найди их.
«Петушок Ряба» – «Курочка Ряба».
«Даша и медведь» – «Маша и медведь».
«Волк и семеро ягнят» - «Волк и семеро козлят».
«Утки-лебеди» – «Гуси-лебеди».
«По рыбьему велению» – «По щучьему велению».
«Домик» - «Теремок»
«Морковка» - «Репка»
«Кот в туфлях» (сапогах)
«Сестрица Алёнушка и братец Никитушка» (Иванушка)
«Лисичка с кастрюлькой» (со скалочкой)
«Суп из топора» (каша)
«Царевна - Квакушка» (лягушка)
«Иван Царевич и белый волк» (серый)
«Дарьюшкина избушка» (заюшкина)
6. Конкурс «Продолжи сказку»
Ведущая: - Внимательно послушай отрывок из сказки и продолжи её (задание выполняется по командам).
1. Посадил дед репку и говорит:
- Расти, расти, репка, сладкая! Расти, расти, репка, крепкая!
Выросла репка сладкая, крепкая, большая-пребольшая.
Пошел дед репку рвать: тянет-потянет, вытянуть не может.
- А что дальше? (Позвал дед бабку. Бабка за дедку. Дедка за репку —
Тянут-потянут, вытянуть не могут).
2. …Бежит Машенька, несет братца, ног под собой не чует. Оглянулась назад – увидела гусей – лебедей. Что делать?
Побежала она к молочной реке – кисельным берегам.
– А что дальше? («Речка, спрячь нас!» – просит Машенька. Речка посадила её с братцем под крутой бережок, от гусей спрятала.)
3. …Идет медведь между елками, бредет медведь между березками, в овражки спускается, на пригорки поднимается. Шел-шел, устал и говорит:
- Сяду на пенек,
Съем пирожок!
А Машенька из короба….
(«Вижу, вижу! Не садись на пенек. Не ешь пирожок! Неси бабушке. Неси дедушке!»)
5. … Стоит в поле теремок. Бежит мимо мышка–норушка. Увидела теремок, остановилась и спрашивает…
(«Терем–теремок! Кто в тереме живёт? Никто не отзывается»).
6. … Емеля, Емеля, отпусти меня в воду, я тебе сделаю все, что ни пожелаешь.
- Ладно, только покажи сначала, что не обманываешь меня, тогда отпущу. Щука его спрашивает:
- Емеля, Емеля, скажи — чего ты сейчас хочешь?
- Хочу, чтобы ведра сами пошли домой, и вода бы не расплескалась.
Щука ему говорит:
- Запомни мои слова: когда что тебе захочется — скажи только…
(«По щучьему веленью. По-моему, хотенью»).
7. Конкурс «Вопрос-ответ»
1. Брат Аленушки, превратившийся в козленочка. (Иванушка.)
2. В сказках ее часто называют Патрикеевной. (Лиса.)
3. Любимый летательный аппарат Бабы Яги? (Метла и ступа)
4. Родственница Деда Мороза. (Снегурочка.)
5. Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам. (урок).
6. Русская народная сказка, в которой один маленький домик приютил много зверюшек. («Теремок»)
7. В сказках его всегда побеждает добро. (Зло)
8. Кого поймал в проруби Емеля? (Щуку)
9. Кем была в русской народной сказке заколдованная лягушка? (Царевна)
10. Назовите сказку, герой которой «по сусекам скребен». («Колобок»)
11. Кому говорила девочка Маша: «Не садись на пенек, не ешь пирожок!»? (Медведь)
12. В этой сказке птицы налетели, подхватили мальчика и унесли на крыльях. («Гуси-лебеди»)
14. В русских сказках ее называют и Премудрой, и Прекрасной. (Василиса)
16. Назовите одну особенность известной сказочной избушки (Курьи ножки)
Ведущая:
- Подошла к концу наша литературная игра-викторина. Завершая ее, я желаю вам: «Жить-поживать, зла не встречать, здоровыми быть и сказки любить!». До новых встреч со сказкой!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методическая разработка "В гостях у сказки"
Презентация "В гостях у сказки"...
Методическая разработка внеклассного мероприятия "Экологическая сказка"
Внеклассное занятие для учащихся 3 - 5 классов. В занимательной форме дети, благодаря своим знаниям, восстанавливают лес после пожара....
Методическая разработка "Изучение устного народного творчества в программах дополнительного образования детей"
Сценарная разработка в помощь классному руководютель начальной школы....
Методическая разработка урока "Особенности авторской сказки. А.С. Пушкин "Сказка о рыбаке и рыбке"
Данный урок проводиться в системе уроков 4-ой главы по теме: «Идем по неведомым следам…». Урок составлен в соответствии с дидактическими принципами системы развивающего обучения Л.В. Занкова, а ...
Методическая разработка раздела «Устное народное творчество»
Методическая разработка раздела «Устное народное творчество» образовательной программы «Литературное чтение» УМК «Школа России» 2 класс...
Методическая разработка урока Английская народная сказка "Сказка про трех поросят" Литературное чтение 2 класс УМК «Начальная школа 21 века»
Урок литературного чтения во 2 классе по теме «Английская народная сказка "Сказка про трех поросят"» разработан в соответствии с концепцией федеральных государственных образовате...
Методическая разработка ко Дню Народного единства
Игровая программа для учеников 1-2 класса, выполненная учениками 3-4 класса....