Методическая разработка урока Английская народная сказка "Сказка про трех поросят" Литературное чтение 2 класс УМК «Начальная школа 21 века»
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему
Урок литературного чтения во 2 классе по теме «Английская народная сказка "Сказка про трех поросят"» разработан в соответствии с концепцией федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения. УМК «Начальная школа 21 века».
Урок разработан с использованием системно-деятельностного подхода, развития критического мышления, формирования типа правильной читательской деятельности, проблемно-диалогового обучения. Во время урока происходит становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля, у них исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и необъяснимое беспокойство. Методы и приёмы организации деятельности учеников на данном уроке ориентированы на усиление самостоятельной практической и умственной деятельности, на развитие навыков контроля и самоконтроля, а также познавательной активности детей. Данный урок носит не оценочный, а в большей степени развивающий характер.
Урок построен таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной. Они обращаются к своему опыту и своих одноклассников, при этом вступают в коммуникацию друг с другом, совместно решают поставленные задачи, все включены в учебный процесс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_uroka_mihaylova_liliya_aleksandrovna.docx | 34.74 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Высокогорская средняя общеобразовательная школа №2
Высокогорского муниципального района
Республики Татарстан»
Методическая разработка урока
Английская народная сказка "Сказка про трех поросят"
Литературное чтение
2 класс
УМК «Начальная школа 21 века»
Автор:
Михайлова Лилия Александровна, учитель начальных классов
Высокая Гора, 2016
Аннотация урока
Урок литературного чтения во 2 классе по теме «Английская народная сказка "Сказка про трех поросят"» разработан в соответствии с концепцией федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения. УМК «Начальная школа 21 века».
Урок разработан с использованием системно-деятельностного подхода, развития критического мышления, формирования типа правильной читательской деятельности, проблемно-диалогового обучения. Во время урока происходит становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля, у них исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и необъяснимое беспокойство. Методы и приёмы организации деятельности учеников на данном уроке ориентированы на усиление самостоятельной практической и умственной деятельности, на развитие навыков контроля и самоконтроля, а также познавательной активности детей. Данный урок носит не оценочный, а в большей степени развивающий характер.
Урок построен таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной. Они обращаются к своему опыту и своих одноклассников, при этом вступают в коммуникацию друг с другом, совместно решают поставленные задачи, все включены в учебный процесс.
Введение
Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании, — это ускорение темпов развития. Считаю, что актуальность выбора данной темы диктуется потребностями практики. Поэтому сегодня важно не просто вооружить ученика фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации. По сути, это и есть главная задача новых образовательных стандартов. Конструктивно выполнить задачи образования XXI века помогает системно - деятельностный подход. Данная технология применима и к урокам литературного чтения в начальной школе.
Раньше основная задача по отношению к ученику на уроках литературного чтения сводилось к формуле «Прочти и перескажи». Теперь необходимо развивать у школьников такие читательские навыки, как поиск, выбор, оценка информации. Эти читательские умения не только оттачивают умы учащихся, но и служат базой для учебной успешности во всех школьных дисциплинах, являются необходимым условием успешного участия в большинстве сфер взрослой жизни.
«Чтение формирует мыслительные способности. Если в начальной школе дети мало читали, мало мыслили, у них складывалась структура малодеятельного мозга» - утверждал В.А.Сухомлинский. Для того чтобы мыслительные способности учеников были развиты, я использую системно-деятельностный подход на уроках литературного чтения, здесь приведен один из разработанных мною уроков.
Основная часть
Технологическая карта урока
Организационная информация | ||
Предмет | Литературное чтение | |
Класс | 2 | |
Тема | Английская народная сказка "Сказка про трех поросят" | |
Автор урока | Михайлова Лилия Александровна, учитель начальных классов; | |
Образовательное учреждение | «Высокогорская СОШ№2» | |
Тип урока | Применение знаний и способов действий на уроке | |
Педагогические задачи урока | Способствовать расширению читательского опыта посредством чтения сказок зарубежных писателей, развитию этнокультурной компетентности; создать условия для обучения выделению национальных особенностей сказок и их героев, подробному и сжатому пересказу. | |
Планируемые результаты | ||
Предметные: выделяют национальные особенности сказок и их героев; замечают эмоционально-оценочные слова, характеризующие героя, его поступки; определяют отношение к нему окружающих персонажей | Метапредметные: познавательные: осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; осознанно и произвольно строят речевые высказывания; используют знаково-символические средства для решения учебной задачи; овладевают смысловым чтением художественных текстов; выделяют существенную информацию из текстов; регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; адекватно воспринимают оценку; планируют свое действие; оценивают правильность выполнения действия; коммуникативные: высказывают свою точку зрения и уважают мнение собеседника | Личностные: испытывают потребность в систематическом чтении |
Ресурсы: | -Л.А.Ефросинина Учебник для 2 класса, рабочая тетрадь № 2 для 2 класса.- М.: Вентана-Граф. -мультимедийный проектор, презентация; -портреты писателей Братьев Гримм | |
Организация пространства | фронтальная работа, индивидуальная работа, групповая работа. Методы и приемы обучения: проблемный, поисковый, проектная деятельность; беседа, фронтальный опрос, практическая работа, самостоятельная работа. |
Структура урока
№ | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Методический комментарий |
1. | Самоопределение к деятельности. Цель: Создание условия для возникновения потребности включения в деятельность | Проверка готовности к уроку. Эмоциональный настрой. Мы - умные! Мы - дружные! Мы - внимательные! Мы - старательные! Мы - отлично учимся! Все у нас получится! -Что вы ждете от сегодняшнего урока? | Проверка готовности к уроку. Включение в работу. | Мотивационная готовность к учебной деятельности. |
2 | Проверка домашнего задания. 1. Моделирование обложки 2. Краткий пересказ. 3. Цифровой диктант | С произведением каких авторов мы познакомились на прошлом уроке? -Назовите произведение. -Составьте модель обложки. Давайте вспомним план сказки, который мы составили на прошлом уроке. (слайд) 1. Встреча друзей. 2. Ночь в лесу. 3. Друзья выгоняют разбойников из дома. 4. У страха глаза велики. Сейчас, мы проверим, внимательно ли вы прочли сказку. Я буду читать вопросы. Если ответ «да», вы ставите на листочке цифру «1», если «нет» - «0». 1. Сказка «Бременские музыканты» народная? 2. Сказка «Бременские музыканты» авторская? 3. Герои сказки жили в старинном русском городе Бремене? 4. Бремен – немецкий город? 5. Осел, собака, петух – герои сказки «Бременские музыканты»? 6. Герои сказки шли в Бремен послушать музыку? 7. Герои сказки решили стать уличными музыкантами? 8. Герои сказки пострадали от жестокости своих хозяев? Проверяем: 0 1 0 1 1 0 1 1. Кто выполнил задание без ошибок? Кто допустил ошибки, но исправил в ходе проверки? | - Вильгельма и Якоба Грима. - «Бременские музыканты». Выполняют модель обложки Учащиеся пересказывают сказку по плану. (1-2 ученика) На приготовленных листочках записывают ответы. Учащиеся сверяют свои ответы с записью на доске. Если есть ошибки, то исправляют. | Формирование: Регулятивных УУД (формулировать проблему, самостоятельно выделять и формулировать цель, выбирать способы решения проблемы). Коммуникативных УУД– ответы на вопросы. Познавательных УУД - развитие логического мышления, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели; Личностных УУД: действие смыслообразования, развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; |
3 | Актуализация знаний. Цель: тренировка мыслительных операций, актуализация ЗУН необходимых для открытия нового. | Сказки каких народов вы знаете? Мы с вами прочитали много сказок: авторских и народных. Давайте вспомним их. Сегодня мы прочитаем английскую народную сказку «Три поросенка». Эта сказка написана английским народом. Вы знаете, откуда появились разные языки? Существует древнее сказание о Вавилонской башне: задумали люди возвести башню до небес, но Бог решил помешать им. Люди стали ссориться, так как говорили на разных языках и совсем не понимали друг друга. Грандиозное строительство прекратилось. Башня превратилась в руины, а люди, строившие ее. Рассеялись по всей земле. Так появились языки народов мира. | Английские, норвежские, русские, украинские. «Колосок», «Бременские музыканты» … Пробуют отвечать на заданный вопрос. Прослушивают легенду и рассматривают иллюстрации. | Формирование коммуникативных УУД : формирование умения слушать и понимать других; умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; формирование умения оформлять свои мысли в устной форме; формирование умения работать) |
4. | Постановка учебной задачи Цель: создание проблемной ситуации. | Послушайте загадку. Носик круглый, пятачком, Им в земле удобно рыться, Хвостик маленький, крючком, Вместе туфелек – копытца. (Поросёнок.) - С какой целью поросёнок пришел сегодня к нам в гости? - Сейчас мы это проверим. Откройте учебник на с.61 и прочитайте название произведения. - О чем оно говорит? А теперь откройте учебник на с. 62-64 и внимательно рассмотрите иллюстрации. Как вы думаете, о чем пойдет речь в сказке? Вам интересно. Что же на самом деле произойдет с поросятами и о чем речь в сказке? Узнать мы сможем, прочитав сказку. Я начну читать, а вы внимательно слушайте. | Отгадывают загадку. - Будем читать про поросят. - «Сказка про трех поросят». Мы будем читать сказку про животных. Она называется «Сказка про трех поросят» Рассматривают иллюстрации и строят предположения, о чем эта сказка. Отвечают на вопросы. Ученики слушают чтение учителя. | Отработка регулятивных УУД (планирование, прогнозирование), познавательных(логические – решение проблемы, построение логической цепочки рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование. Формирование регулятивных УУД (формулировать проблему) Коммуникативных – ответы на вопросы. Познавательные УУД - развитие логического мышления |
Физкультминутка | ||||
5 | Работа над темой урока 1.Чтение произведения Цель: включение детей в ситуацию поиска решения учебной задачи. 2. Беседа. 3. Словарная работа. 4. Моделирование обложки 5. Чтение и анализ 1-й части произведения. | Чтение по частям и работа по ним. 1 часть. - Сколько поросят было у свиньи? - Как вы думаете, что произойдет дальше? 2 часть. - Как вы думаете, съест ли волк третьего поросенка? 3 часть - Понравилась ли вам сказка? Порешили – приняли какое-то решение. Струхнул – испугался. Еле ноги унес – с трудом спасся. Ярмарка – регулярно устраиваемый торг с увеселением. Маслобойка – аппарат для приготовления сливочного масла. Опрокинул – свалил. Холм – небольшая возвышенность с пологими склонами. - Определите жанр и тему произведения. - Кто автор сказки? - Назовите заголовок произведения. - Представьте произведение по модели обложки. - А теперь начнем читать. Возьмите в руки простые карандаши и выделите непонятные слова и выражения. - Что вам запомнилось? - Вспомните, какую сказку, очень похожую на эту, мы читали? - В чем отличия? - Обратите внимание на начало сказки. Что вам показалось интересным? - Прочитайте присказку и подумайте, что это: потешка, считалка или небылица? Почему? - Вспомните, кого встретили поросята, когда пошли искать по свету счастья? - Найдите в тексте и прочитайте, что попросил у человека каждый из поросят? - Кто из поросят оказался самым мудрым и почему? -А для чего еще нужен прочный дом? | Внимательно слушают. Беседуют по содержанию каждой части отдельно. Отвечают на вопросы. Высказывают общее мнение по всей сказке. Объясняют значение слов, которые понятны им и выслушивают объяснения учителя при затруднении. Сказка о животных. Народная. «Сказка о трех поросятах» Представляют модель обложки. Читают сильные ученики. Сказку С. Михалкова «Три поросенка». - Имена, герои – животные, сказка – авторская. Есть присказка и зачин. Доказывают свою точку зрения. Человека. Первый – солому, второй – хворост, третий – кирпичи. Третий, потому что его дом оказался самым прочным и надежно защитил его от волка. Чтобы защититься от дождя, сильного ветра. | Формирование познавательных УУД: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; логические: построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез. Коммуникативных УУД: умение выражать свои мысли, использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач. Познавательные УУД: общеучебные: смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; логические: построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез. УУД постановки и решения проблем: самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера. |
6 | Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Цель: отработка полученных теоретических знаний на практике. | Работа в группах по творческому заданию. 1 группа – Придумайте сказку о трех маленьких волчатах и одном злом поросенке. 2 группа – Придумайте сказку о том, что волк помогал строить поросятам домики. 3 группа – Представьте, что, убегая от волка, поросята встретили Айболита. Как он помог им спастись? | Учащиеся каждой группы работают над своим заданием. После того, как задания выполнены, ученики обсуждают в полголоса свои ответы в группах. Один ответ из каждой группы прослушивается всеми. | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; умение выражать свои мысли. Регулятивные: коррекция; оценка – оценивание качества и уровня усвоения; коррекция. |
7 | Рефлексия деятельности. Цель: Самооценка детьми собственной деятельности. | - Для чего люди придумали эту сказку? О чем она заставляет задуматься? - Какие черты характера будете воспитывать в себе? Продолжи предложения. Своей работой на уроке я… Моё настроение … Урок для меня показался… На уроке я… Материал урока мне был… Домашнее задание: прочитать 2-ю часть «Сказки про трех поросят» | Отвечают на вопросы. Аргументируют свое мнение при ответах на вопросы. Формулируют вывод на основе полученных знаний. Записывают задание на дом, задают вопросы. | Познавательные: общенаучные: оценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные: умение выражать свои мысли. Регулятивные: волевая саморегуляция; оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению. |
Заключение
«Человек достигнет результата, только делая что-то сам...»
Александр Пятигорский
Системно - деятельностный подход в преподавании литературного чтения – это не совокупность образовательных технологий, методов и приемов, это своего рода философия, которая дает возможность учителю стать мастером своего дела, работать на высокий результат, формировать у учеников универсальные учебные действия и готовить их к продолжению образования и к жизни в постоянно изменяющихся условиях.
Ведь в современном мире умение мыслить самостоятельно, опираясь на знания и опыт, ценится гораздо выше, чем владение большим объёмом знаний без умения применять эти знания для решения жизненных проблем.
Сама жизнь требует новой работы с содержанием образования. Сегодняшние первоклашки и второклашки через какие -нибудь 15 лет будут продвигать Россию в ведущие державы. В ситуации усиливающейся конкуренции между государствами будущее будет за теми странами, которые сейчас много вкладывают в образование подрастающего поколения, стремятся сделать из сегодняшних школьников завтрашних лидеров, способных развивать экономику и промышленность, способных вывести свои страны на передовой рубеж развития.
Потому так важно формировать у ребенка, пришедшего в школу, правильную гражданскую активную позицию, учить его искать, думать, творить, делать. Именно на решение этих важных задач и направлена моя деятельность.
На этапе самоопределения учебной деятельности и актуализации знаний создала проблемную ситуацию, которая предполагает наличие разных вариантов решения проблем.
На этапах постановки учебной задачи и открытия нового знания идет поиск, анализ, структурирование информации. Эффективность данного этапа урока достигается за счет работы в группах постоянного и сменного состава, организации проектной деятельности.
На этапе самостоятельной работы в систему использую индивидуальную и парную формы работы, организую индивидуальную ликвидацию пробелов в знаниях обучающихся на основе самоконтроля и взаимоконтроля.
Особого внимания заслуживает этап рефлексии учебной деятельности. На данном этапе применим прием «Продолжи предложение», с помощью которого ученики высказывают свое мнение об уроке.
Преимуществом деятельностного подхода является то, что он органично сочетается с различными современными образовательными технологиями.
Используя на уроках системно - деятельностный подход, тем самым решила следующие задачи:
- помогаю эффективному накоплению каждым учеником собственного личного опыта;
- развиваю творческие способности;
- предлагаю дифференцированные учебные задания и формы работы, поощряю к самостоятельному поиску путей решения поставленных проблем;
- осуществляю личностно-ориентированную направленность;
- помогаю ученику самостоятельно планировать свою деятельность;
- побуждаю детей к самооценке, анализу и исправлению ошибок.
Литературное чтение в начальной школе специфично: ученик должен освоить чтение как речевую и в то же время как читательскую деятельность, а поэтому необходимо параллельно работать над навыками чтения (речевой деятельностью) и осознанным восприятием литературного произведения, детской книги.
Список литературы
- Ефросинина Л.А. Литературное чтение: 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в двух частях. – М.: Вентана-Граф, 2012.
- Ефросинина Л.А. Литературное чтение. Словарь-справочник «Книгочей». 1-4 классы. Электронное учебное пособие на CD. – М.: Вентана-Граф, 2012.
- Ефросинина Л.А. Литературное чтение. 2 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2012.
- Ефросинина Л.А. Литературное чтение: 2 класс: методика обучения. – М.: Вентана-Граф, 2013.
- Ефросинина Л.А.. Литературное чтение в начальной школе : оценка достижения планируемых результатов обучения : контрольные работы, тесты, литературные диктанты, тексты для проверки навыков чтения, диагностические задания. 1 часть. – М.: Вентана-Граф, 2013.
- Поурочное планирование. Технологические карты уроков. Литературное чтение. Автор-составитель А.А.Бондаренко. – Волгоград: Учитель, 2016.
Приложение
1. Карточки для ответов.
Ф.И. ученика _____________________ | |||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
2. Задания по группам:
1 группа – | 2 группа – | 3 группа – |
Придумайте сказку о трех маленьких волчатах и одном злом поросенке. | Придумайте сказку о том, что волк помогал строить поросятам домики. | Представьте, что, убегая от волка, поросята встретили Айболита. Как он помог им спастись? |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока математики по теме "Оси симметрии фигуры" 1 класс программа "Начальная школа XXI века".
В материале содержатся интересные виды работ с интерактивной доской. Урок проводится в игровой форме, что так увлекает учеников 1 класса. На уроке используется работа с раздаточным материалом, ч...
Методическая разработка урока английского языка в 3 классе на тему "Урок в зеленой школе" УМК Биболетовой М.З.
Материал представляет конспект урока № 3 в 3 классе по УМК Биболетовой М.З. Урок содержит ролевую игру с участием ученика 6 класса....
Методическая разработка урока английского языка по теме «Одежда» в 3 классе.
Совершенствовать и расширять знания пройденного материала, развивать коммуникативную компетенцию учащихся.Обобщить и закрепить речевой и языковой материал по теме «Одежда»....
Методическая разработка. Урок математики "Деление двузначного числа на однозначное" 3 класс по программе "Школа России"
Конспект урока математики для 3 класса по теме "Деление двузначного числа на однозначное" с описанием универсальных Учебных Действий по всем разделам урока...
Методическая разработка урока Правописание суффиксов -ёнок-, -онок-. Русский язык 2 класс УМК «Начальная школа 21 века»
Цель урока: познакомить с правописанием суффиксов -ёнок-, -онок- и образованием новых слов с помощью суффиксов.Задачи:- создавать условия для формирования учебных компетенций: универ...
Учебно-методическая разработка урока английского языка с использованием ИКТ. в 4 классе на тему "Веселые животные"
Урок направлен на создание условий для достижения учащимися личностных метапредметных и предметных результатов в ходе изучения темы «At the Zoo». в 4 классе по УМК: Н.И.Бык...
Конспект урока английского языка "What’s for breakfast?" (3 класс, Перспективная начальная школа)
КОНСПЕКТ УРОКА ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУТема урока: «What’s for breakfast?»Цели деятельности учителя: Формирование лексического навыка по теме «еда», формирование произно...