Методическая разработка урока Английская народная сказка "Сказка про трех поросят" Литературное чтение 2 класс УМК «Начальная школа 21 века»
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Мустафина Лилия Александровна

Урок литературного чтения во 2 классе по теме «Английская народная сказка "Сказка про трех поросят"» разработан в соответствии с концепцией федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения. УМК «Начальная школа 21 века».

Урок разработан с использованием системно-деятельностного подхода, развития критического мышления, формирования типа правильной читательской деятельности, проблемно-диалогового обучения. Во время урока происходит становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля, у них исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и необъяснимое беспокойство. Методы и приёмы организации деятельности учеников на данном уроке ориентированы на усиление самостоятельной практической и умственной деятельности, на развитие навыков контроля и самоконтроля, а также познавательной активности детей. Данный урок носит не оценочный, а в большей степени развивающий характер.

Урок построен таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной. Они обращаются к своему опыту и своих одноклассников, при этом вступают в коммуникацию друг с другом, совместно решают поставленные задачи, все включены в учебный процесс.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_uroka_mihaylova_liliya_aleksandrovna.docx34.74 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Высокогорская средняя общеобразовательная школа №2

Высокогорского муниципального района

Республики Татарстан»

Методическая разработка урока

Английская народная сказка "Сказка про трех поросят"

Литературное чтение

2 класс

УМК «Начальная школа 21 века»

Автор:

Михайлова Лилия Александровна, учитель начальных классов

 

Высокая Гора, 2016

Аннотация урока

Урок литературного чтения во 2 классе по теме «Английская народная сказка "Сказка про трех поросят"» разработан в соответствии с концепцией федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения. УМК «Начальная школа 21 века».

Урок разработан с использованием системно-деятельностного подхода, развития критического мышления, формирования типа правильной читательской деятельности, проблемно-диалогового обучения. Во время урока происходит становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля, у них исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и необъяснимое беспокойство. Методы и приёмы организации деятельности учеников на данном уроке ориентированы на усиление самостоятельной практической и умственной деятельности, на развитие навыков контроля и самоконтроля, а также познавательной активности детей. Данный урок носит не оценочный, а в большей степени развивающий характер.

Урок построен таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной. Они обращаются к своему опыту и своих одноклассников, при этом вступают в коммуникацию друг с другом, совместно решают поставленные задачи, все включены в учебный процесс.

Введение

Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании, — это ускорение темпов развития. Считаю, что актуальность выбора данной темы диктуется потребностями практики. Поэтому сегодня важно не просто вооружить ученика фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации. По сути, это и есть главная задача новых образовательных стандартов. Конструктивно выполнить задачи образования XXI века помогает системно - деятельностный подход. Данная технология применима и к урокам литературного чтения в начальной школе.

Раньше основная задача по отношению к ученику на уроках литературного чтения сводилось к формуле «Прочти и перескажи». Теперь необходимо развивать у школьников такие читательские навыки, как поиск, выбор, оценка информации. Эти читательские умения не только оттачивают умы учащихся, но и служат базой для учебной успешности во всех школьных дисциплинах, являются необходимым условием успешного участия в большинстве сфер взрослой жизни.

«Чтение  формирует мыслительные способности.    Если  в   начальной школе    дети мало читали,    мало мыслили, у    них складывалась   структура малодеятельного мозга» - утверждал  В.А.Сухомлинский. Для того чтобы мыслительные способности учеников были развиты, я использую системно-деятельностный подход на уроках литературного чтения, здесь приведен один из разработанных мною уроков.

Основная часть

Технологическая карта урока 

Организационная информация

Предмет

Литературное чтение

Класс

2

Тема

Английская народная сказка "Сказка про трех поросят"

Автор урока

Михайлова Лилия Александровна, учитель начальных классов;

Образовательное учреждение

«Высокогорская СОШ№2»

Тип урока 

Применение знаний и способов действий на уроке

Педагогические задачи урока

Способствовать расширению читательского опыта посредством чтения сказок зарубежных писателей, развитию этнокультурной компетентности; создать условия для обучения выделению национальных особенностей сказок и их героев, подробному и сжатому пересказу.

Планируемые результаты

Предметные: выделяют национальные особенности сказок и их героев; замечают эмоционально-оценочные слова, характеризующие героя, его поступки; определяют отношение к нему окружающих персонажей

Метапредметные:

познавательные: осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; осознанно и произвольно строят речевые высказывания; используют знаково-символические средства для решения учебной задачи; овладевают смысловым чтением художественных текстов; выделяют существенную информацию из текстов;

регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; адекватно воспринимают оценку; планируют свое действие; оценивают правильность выполнения действия;

коммуникативные: высказывают свою точку зрения и уважают мнение собеседника

Личностные: испытывают потребность в систематическом чтении

Ресурсы:

-Л.А.Ефросинина Учебник для 2 класса, рабочая тетрадь № 2 для 2 класса.- М.: Вентана-Граф.

 -мультимедийный проектор, презентация;

-портреты писателей Братьев Гримм

Организация пространства

фронтальная работа, индивидуальная работа, групповая работа.

Методы и приемы обучения: проблемный, поисковый, проектная деятельность; беседа, фронтальный опрос, практическая работа, самостоятельная работа.

Структура урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Методический комментарий

1.

Самоопределение к деятельности.

Цель: Создание условия для возникновения потребности включения в деятельность

Проверка готовности к уроку. Эмоциональный настрой.

Мы - умные!

Мы - дружные!

Мы - внимательные!

Мы - старательные!

Мы - отлично учимся!

Все у нас получится!

-Что вы ждете от сегодняшнего урока?

Проверка готовности к уроку. Включение в работу.

Мотивационная готовность  к учебной деятельности.

2

Проверка домашнего задания.

1. Моделирование обложки

2. Краткий пересказ.

3. Цифровой диктант

С произведением каких авторов мы познакомились на прошлом уроке?

-Назовите произведение.

-Составьте модель обложки.

Давайте вспомним план сказки, который мы составили на прошлом уроке.  (слайд) 

1.        Встреча друзей.

2.        Ночь в лесу.

3.        Друзья выгоняют разбойников из дома.

4.        У страха глаза велики.

Сейчас, мы проверим, внимательно ли вы прочли сказку. Я буду читать вопросы. Если ответ «да», вы ставите на листочке цифру «1», если «нет» - «0».

1.  Сказка «Бременские музыканты» народная?

2. Сказка «Бременские музыканты» авторская?

3. Герои сказки жили в старинном русском городе Бремене?

4. Бремен – немецкий город?

5. Осел, собака, петух – герои сказки «Бременские музыканты»?

6. Герои сказки шли в Бремен послушать музыку?

7. Герои сказки решили стать уличными музыкантами?

8. Герои сказки пострадали от жестокости своих хозяев?

Проверяем: 0 1 0 1 1 0 1 1.

Кто выполнил задание без ошибок?

Кто допустил ошибки, но исправил в ходе проверки?

- Вильгельма и Якоба Грима.

- «Бременские музыканты».

Выполняют модель обложки

Учащиеся пересказывают сказку по плану. (1-2 ученика)

На приготовленных листочках записывают ответы.

Учащиеся сверяют свои ответы с записью на доске. Если есть ошибки, то исправляют.

Формирование:

Регулятивных УУД

(формулировать проблему, самостоятельно выделять и формулировать цель,  выбирать способы решения проблемы).

 Коммуникативных УУД– ответы на вопросы. Познавательных УУД - развитие логического мышления,  умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели;

Личностных УУД: действие смыслообразования, развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

3

Актуализация знаний.

Цель: тренировка мыслительных операций, актуализация ЗУН необходимых  для открытия нового.

Сказки каких народов вы знаете?

Мы с вами прочитали много сказок: авторских и народных. Давайте вспомним их.

Сегодня мы прочитаем английскую народную сказку «Три поросенка». Эта сказка написана английским народом.

Вы знаете, откуда появились разные языки?

Существует древнее сказание о Вавилонской башне: задумали люди возвести башню до небес, но Бог решил помешать им. Люди стали ссориться, так как говорили на разных языках и совсем не понимали друг друга. Грандиозное строительство прекратилось. Башня превратилась в руины, а люди, строившие ее. Рассеялись по всей земле. Так появились языки народов мира.

Английские, норвежские, русские, украинские. «Колосок», «Бременские музыканты» …

Пробуют отвечать на заданный вопрос.

Прослушивают легенду и рассматривают иллюстрации.

Формирование коммуникативных УУД : формирование умения слушать и понимать других; умения строить

речевое высказывание в соответствии с поставленными  задачами; формирование умения оформлять свои мысли в устной форме; формирование умения работать)

4.

Постановка учебной задачи

Цель: создание проблемной ситуации.

        Послушайте загадку.

Носик круглый, пятачком,

Им в земле удобно рыться,

Хвостик маленький, крючком,

Вместе туфелек – копытца. (Поросёнок.)

- С какой целью поросёнок пришел сегодня к нам в гости?

- Сейчас мы это проверим. Откройте учебник на с.61 и прочитайте название произведения.

- О чем оно говорит?

А теперь откройте учебник на с. 62-64 и внимательно рассмотрите иллюстрации. Как вы думаете, о чем пойдет речь в сказке? Вам интересно. Что же на самом деле произойдет с поросятами и о чем речь в сказке? Узнать мы сможем, прочитав сказку.

Я начну читать, а вы внимательно слушайте.

Отгадывают загадку.

- Будем читать про поросят.

- «Сказка про трех поросят».

Мы будем читать сказку про животных. Она называется «Сказка про трех поросят»

Рассматривают иллюстрации и строят предположения, о чем эта сказка.

Отвечают на вопросы.

Ученики слушают чтение учителя.

Отработка регулятивных УУД

(планирование, прогнозирование), познавательных(логические – решение проблемы, построение логической цепочки рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование.

Формирование регулятивных УУД

(формулировать проблему)

 Коммуникативных – ответы на вопросы. Познавательные УУД - развитие логического мышления

Физкультминутка

5

Работа над темой урока

1.Чтение произведения

Цель: включение детей в ситуацию поиска решения учебной задачи.

2. Беседа.

3. Словарная работа.

4. Моделирование обложки

5. Чтение и анализ 1-й части произведения.

Чтение по частям и работа по ним.

1 часть.

- Сколько поросят было у свиньи?

- Как вы думаете, что произойдет дальше?

2 часть.

- Как вы думаете, съест ли волк третьего поросенка?

3 часть

- Понравилась ли вам сказка?

Порешили – приняли какое-то решение.

Струхнул – испугался.

Еле ноги унес – с трудом спасся.

Ярмарка – регулярно устраиваемый торг с увеселением.

Маслобойка – аппарат для приготовления сливочного масла.

Опрокинул – свалил.

Холм – небольшая возвышенность с пологими склонами.

- Определите жанр и тему произведения.

- Кто автор сказки?

- Назовите заголовок произведения.

- Представьте произведение по модели обложки.

- А теперь начнем читать. Возьмите в руки простые карандаши и выделите непонятные слова и выражения.

- Что вам запомнилось?

- Вспомните, какую сказку, очень похожую на эту, мы читали?

- В чем отличия?

- Обратите внимание на начало сказки. Что вам показалось интересным?

- Прочитайте присказку и подумайте, что это: потешка, считалка или небылица? Почему?

- Вспомните, кого встретили поросята, когда пошли искать по свету счастья?

- Найдите в тексте и прочитайте, что попросил у человека каждый из поросят?

- Кто из поросят оказался самым мудрым и почему?

-А для чего еще нужен прочный дом?

Внимательно слушают.

Беседуют по содержанию каждой части отдельно. Отвечают на вопросы.

Высказывают общее мнение по всей сказке.

Объясняют значение слов, которые понятны им и выслушивают объяснения учителя при затруднении.

Сказка о животных.

Народная.

«Сказка о трех поросятах»

Представляют модель обложки.

Читают сильные ученики.

Сказку С. Михалкова «Три поросенка».

- Имена, герои – животные, сказка – авторская.

Есть присказка и зачин.

Доказывают свою точку зрения.

Человека.

Первый – солому, второй – хворост, третий – кирпичи.

Третий, потому что его дом оказался самым прочным и надежно защитил его от волка.

Чтобы защититься от дождя, сильного ветра.

Формирование познавательных УУД: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;

логические: построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез.

Коммуникативных УУД:

умение выражать свои мысли, использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.

Познавательные УУД: общеучебные: смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;

логические: построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез.

УУД постановки и решения проблем: самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера.

6

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цель: отработка полученных теоретических знаний на практике.

Работа в группах по творческому заданию.

1 группа – Придумайте сказку о трех маленьких волчатах и одном злом поросенке.

2 группа – Придумайте сказку о том, что волк помогал строить поросятам домики.

3 группа – Представьте, что, убегая от волка, поросята встретили Айболита. Как он помог им спастись?

Учащиеся каждой группы работают над своим заданием.

После того, как задания выполнены, ученики обсуждают в полголоса свои ответы в группах. Один ответ из каждой группы прослушивается всеми.

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; умение выражать свои мысли.

Регулятивные: коррекция; оценка – оценивание качества и уровня усвоения; коррекция.

7

Рефлексия деятельности.

Цель: Самооценка детьми собственной деятельности.

- Для чего люди придумали эту сказку? О чем она заставляет задуматься?

- Какие черты характера будете воспитывать в себе?

Продолжи предложения.

Своей работой на уроке я…

Моё настроение …

Урок для меня показался…

На уроке я…

Материал урока мне был…

Домашнее задание: прочитать 2-ю часть «Сказки про трех поросят»

Отвечают на вопросы.

Аргументируют свое мнение при

ответах на вопросы. Формулируют вывод на основе полученных знаний.

Записывают задание на дом, задают вопросы.

Познавательные:

общенаучные:

оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

Регулятивные: волевая саморегуляция; оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению.

        

Заключение

«Человек достигнет результата, только делая что-то сам...» 
              Александр Пятигорский

Системно - деятельностный подход в преподавании литературного чтения – это не совокупность образовательных технологий, методов и приемов, это своего рода философия, которая дает возможность учителю стать  мастером своего дела, работать на высокий результат, формировать у учеников универсальные учебные действия и готовить их к продолжению образования и к жизни в постоянно изменяющихся условиях.

 Ведь в современном мире умение мыслить самостоятельно, опираясь на знания и опыт, ценится гораздо выше, чем владение большим объёмом знаний без умения применять эти знания для решения жизненных проблем.
Сама жизнь требует новой работы с содержанием образования. Сегодняшние первоклашки и второклашки через какие -нибудь 15 лет будут продвигать Россию в ведущие державы. В ситуации усиливающейся конкуренции между государствами будущее будет за теми странами, которые сейчас много вкладывают в образование подрастающего поколения, стремятся сделать из сегодняшних школьников завтрашних лидеров, способных развивать экономику и промышленность, способных вывести свои страны на передовой рубеж развития.

 Потому так важно формировать у ребенка, пришедшего в школу, правильную гражданскую активную позицию, учить его искать, думать, творить, делать. Именно на решение этих важных задач и направлена моя деятельность.

На этапе самоопределения   учебной деятельности и актуализации знаний создала проблемную ситуацию, которая предполагает наличие разных вариантов решения проблем.

На этапах постановки учебной задачи и открытия нового знания идет поиск, анализ, структурирование информации. Эффективность данного этапа урока достигается за счет работы в группах постоянного и сменного состава, организации проектной деятельности.

На этапе самостоятельной работы в систему использую индивидуальную и парную формы работы, организую индивидуальную ликвидацию пробелов в знаниях обучающихся на основе самоконтроля и взаимоконтроля.

Особого внимания заслуживает этап рефлексии учебной деятельности. На данном этапе применим прием «Продолжи предложение», с помощью которого ученики высказывают свое мнение об уроке.

 Преимуществом деятельностного подхода является то, что он органично сочетается с различными современными образовательными технологиями.

Используя на уроках системно - деятельностный подход, тем самым решила следующие задачи:

 -  помогаю эффективному накоплению каждым учеником собственного личного опыта;

 -  развиваю творческие способности;

 - предлагаю дифференцированные учебные задания и формы работы, поощряю к самостоятельному поиску путей решения поставленных проблем;

- осуществляю личностно-ориентированную направленность;

- помогаю ученику самостоятельно планировать свою деятельность;

- побуждаю детей к самооценке, анализу и исправлению ошибок.

Литературное чтение в начальной школе специфично: ученик должен освоить чтение как речевую и в то же время как читательскую деятельность, а поэтому необходимо параллельно работать над навыками чтения (речевой деятельностью) и осознанным восприятием литературного произведения, детской книги.

Список литературы

  1. Ефросинина Л.А. Литературное чтение: 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в двух частях. – М.: Вентана-Граф, 2012.
  2. Ефросинина Л.А. Литературное чтение. Словарь-справочник «Книгочей». 1-4 классы. Электронное учебное пособие на CD. – М.: Вентана-Граф, 2012.
  3. Ефросинина Л.А. Литературное чтение. 2 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений. –  М.: Вентана-Граф, 2012.
  4. Ефросинина Л.А. Литературное чтение: 2 класс: методика обучения. – М.: Вентана-Граф, 2013.  
  5. Ефросинина Л.А.. Литературное чтение в начальной школе : оценка достижения планируемых результатов обучения : контрольные работы, тесты, литературные диктанты, тексты для проверки навыков чтения, диагностические задания. 1 часть. – М.: Вентана-Граф, 2013.  
  6. Поурочное планирование. Технологические карты уроков. Литературное чтение. Автор-составитель А.А.Бондаренко. – Волгоград: Учитель, 2016.

Приложение

1. Карточки для ответов.

Ф.И. ученика _____________________

1

2

3

4

5

6

7

8

2. Задания по группам:

1 группа –

2 группа –

3 группа –

Придумайте сказку о трех маленьких волчатах и одном злом поросенке.

Придумайте сказку о том, что волк помогал строить поросятам домики.

Представьте, что, убегая от волка, поросята встретили Айболита. Как он помог им спастись?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока математики по теме "Оси симметрии фигуры" 1 класс программа "Начальная школа XXI века".

В материале содержатся интересные виды работ с интерактивной доской.  Урок проводится в игровой форме, что так увлекает учеников 1 класса. На уроке используется работа с раздаточным материалом, ч...

Методическая разработка урока английского языка в 3 классе на тему "Урок в зеленой школе" УМК Биболетовой М.З.

Материал представляет конспект урока № 3 в 3 классе по УМК Биболетовой М.З. Урок содержит   ролевую игру с участием ученика 6 класса....

Методическая разработка урока английского языка по теме «Одежда» в 3 классе.

Совершенствовать и расширять знания пройденного материала, развивать коммуникативную компетенцию учащихся.Обобщить и закрепить речевой и языковой материал по теме «Одежда»....

Методическая разработка. Урок математики "Деление двузначного числа на однозначное" 3 класс по программе "Школа России"

Конспект урока математики для 3 класса по теме "Деление двузначного числа на однозначное" с описанием универсальных Учебных Действий по всем разделам урока...

Методическая разработка урока Правописание суффиксов -ёнок-, -онок-. Русский язык 2 класс УМК «Начальная школа 21 века»

Цель урока: познакомить с правописанием суффиксов -ёнок-, -онок- и образованием  новых  слов  с помощью суффиксов.Задачи:- создавать условия для формирования учебных компетенций: универ...

Учебно-методическая разработка урока английского языка с использованием ИКТ. в 4 классе на тему "Веселые животные"

Урок направлен на создание условий для достижения учащимися личностных метапредметных и предметных результатов в ходе изучения темы «At the Zoo». в 4 классе по  УМК: Н.И.Бык...

Конспект урока английского языка "What’s for breakfast?" (3 класс, Перспективная начальная школа)

КОНСПЕКТ УРОКА ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУТема урока: «What’s for breakfast?»Цели деятельности учителя: Формирование лексического навыка по теме «еда», формирование произно...