Методическая разработка раздела «Устное народное творчество»
консультация по теме
Методическая разработка раздела
«Устное народное творчество»
образовательной программы «Литературное чтение»
УМК «Школа России» 2 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_zashchita.ppt | 2.21 МБ |
poyasnitelnaya_zapisk1.docx | 105.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Чтение – это один из источников мышления и умственного развития» В.А.Сухомлинский
Актуальность курса «Литературное чтение» Курс «Литературное чтение» - один из основных предметов в обучении младших школьников. Важнейшим аспектом курса является формирование навыка чтения и других видов речевой деятельности учащихся. Ведущей целью курса является: погружение младшего школьника в мир художественной литературы, в мир художественных образов, созданных с помощью искусства слова, раскрытие перед учащимися художественных произведений во всей их полноте и многогранности, нравственно-эстетическое преображение читателя-школьника. Существенной особенностью курса «Литературное чтение» является развитие аналитических способностей младших школьников посредством включения учащихся в процесс анализа литературного произведения. Умение анализировать включено авторами ФГОС НОО как метапредметное умение, которое позволит человеку применять его на разных областях и на различных уровнях его жизни. В процессе освоения курса у школьников повышается уровень коммуникативной культуры: формируются умения составлять диалоги, высказывать собственное мнение, строить монолог в соответствии с речевой задачей, работать с различными видами текстов, самостоятельно пользоваться справочным материалом учебника, находить информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях. Учебный курс «Литературное чтение» решает множество задач начального обучения и готовит младшего школьника к успешному обучению в средней школе.
Актуальность раздела «Устное народное творчество» Неисчерпаема сила воспитательного воздействия произведений устного народного творчества на человека, особенно в период его детства. В 1 классе дети знакомятся с народной сказкой, загадками, небылицами, но эти произведения ещё не объединены в раздел. Во 2 классе изучение фольклора продолжается. Ученики знакомятся с новыми жанрами устного народного творчества: песнями, потешками, прибаутками, пословицами и поговорками. Произведения уже объединены в раздел «Устное народное творчество». В 3 классе продолжается знакомство с этими жанрами, но произведения более сложные по структуре. В 4 классе ребята знакомятся с новым жанром фольклора - былиной. Изучение данного раздела продолжается и в средней школе.
Цели раздела: развитие навыка чтения, связной речи, формирование умения понимать особенности художественного текста; активизация творческой деятельности учащихся. Задачи раздела: Образовательные: формировать умения различать тексты разных жанров обучить детей самостоятельному составлению загадок, скороговорок, сказок; познакомить детей с разными жанрами устного народного творчества; Развивающие: развивать выразительную речь учащихся, воображение, память, смекалку, чувство юмора; развивать самостоятельную творческую деятельность учащихся; анализировать и сравнивать сказки со схожим сюжетом; обогащать словарный запас; развивать первичные исследовательские навыки. Воспитательные: воспитывать любовь к русскому фольклору, традициям, обычаям; культуру общения учащихся. воспитание эстетических чувств, доброты, внимания;
Литературное чтение. 2 класс. Учебник в 2 частях. Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий и др. Литературное чтение. 2 класс. Рабочая тетрадь. М.В.Бойкина, Л.А.Виноградская Литературное чтение.2 класс. Методические рекомендации. Н.А.Стефаненко . Электронное сопровождение к учебнику «Литературное чтение», 2 класс В УМК входят:
Психолого – педагогическое обоснование Младший школьный возраст яркая эмоциональность любознательность богатое воображение быстрое переключение с одного вида деятельности на другой
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ РАЗДЕЛА «Устное народное творчество » Личностные результаты: целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий. уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов. чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, гуманистические и демократические ценностные ориентации. начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире. самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе. эстетические потребности, ценности и чувства. этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей. навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. установка на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работа на результат, бережное отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления. освоение способов решения проблем творческого и поискового характера. умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата. освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии. активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач. овладение навыками смыслового чтения текстов; осознанное построение речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и создание текстов в устной и письменной формах. овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей. готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения; а также с уважением воспринимать другие точки зре ния.
Предметные результаты : понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций; осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении; понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев; достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, то есть овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий; умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Характеристика раздела «Устное народное творчество» (2 класс) На изучение раздела «Устное народное творчество» во 2 классе отводится 15 часов Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Планирование работы учащихся и учителя по освоению содержания раздела. Устное народное творчество. Малые и большие жанры устного народного творчества. Пословицы и поговорки. Пословицы русского народа. В.Даль – собиратель пословиц русского народа. Сочинение по пословице. Русские народные песни. Образ деревьев в русских народных песнях. Рифма. Выразительное чтение русских песен. Потешки и прибаутки – малые жанры устного народного творчества. Отличия прибаутки от потешки. Слово как средство создания образа. Считалки и небылицы – малые жанры устного народного творчества. Ритм – основа считалки. Сравнение считалки и небылицы. Загадки – малые жанры устного народного творчества. Распределение загадок по тематическим группам. Сказки. Русские народные сказки. «Петушок и бобовое зёрнышко». «У страха глаза велики». «Лиса и тетерев». «Лиса и журавль». «Каша из топора». « Гуси лебеди». Соотнесение смысла пословицы со сказочным текстом. Герои сказок. Характеристика героев сказок на основе представленных качеств характера. Рассказывание сказки по рисункам. Рассказывание сказки по плану. Творческий пересказ: рассказывание сказки от лица её героев. Проверим и оценим свои достижения. Защита проекта «Книжка – малышка».
№ п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Кол-во часов Тема Устное народное творчество. Русские народные песни. Русские народные потешки и прибаутки, загадки. Скороговорки, считалки, небылицы. Пословицы, поговорки. Народные сказки. Ю.Мориц «Сказка по лесу идет…» Сказка «Петушок и бобовое зёрнышко». 1 1 1 1 1 1 1 Тематическое планирование уроков литературного чтения. Раздел «Устное народное творчество» 2 класс.
8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. Сказка «У страха глаза велики». Сказка «Лиса и тетерев». Сказка «Лиса и журавль». Сказка «Каша из топора». Сказка «Гуси – лебеди». КВН «Обожаемые сказки» 1 1 1 1 1 1 2 Проверим себя и оценим свои достижения по разделу . Презентация проекта «Книжка - малышка».
Технологии Проблемное обучение Игровое обучение Здоровьесберегающие
Методы, приёмы и формы обучения словесные методы обучения ( рассказ, объяснение, беседа ); наглядные методы (наблюдение, иллюстрация, демонстрация презентаций); практические методы ( устные и письменные упражнения, самостоятельная работа); активные методы ( исследовательские, метод проблемных ситуаций, ролевые игры, работа в группах, парах). 1) приемы общей (внешней) организации учебной деятельности – приемы слушания, наблюдения, пересказа, самоконтроля, организации учебного общения, организации домашней работы и т.п.; 2) приемы познавательной (внутренней) деятельности – приемы развития внимания, приемы запоминания, приемы словесного описания, объяснения, формулировки вопросов или проблем, приемы рефлексии и др. Формы обучения: Индивидуальная Фронтальная Парная Групповая
контроль и коррекция результатов входной текущий тематический
Мониторинг результатов на начало изучения раздела «Устное народное творчество».
Мониторинг результатов после изучения раздела «Устное народное творчество»
Сводная диаграмма результатов мониторинга по разделу «Устное народное творчество»
Фрагмент разработки конспекта урока «Пословицы и поговорки» Предмет: Литературное чтение УМК: «Школа России» Класс: 2 класс Тип урока : изучение нового материала Цел ь: познакомить учащихся с русским народным творчеством - пословицами, поговорками. Задачи: - Пополнять активный словарный запас учащихся пословицами и поговорками; уточнять значения некоторых из них; - Развивать самостоятельную творческую деятельность; - Воспитывать интерес к русскому языку; чувство гордости за свой язык; Универсальные учебные действия: Коммуникативные УУД Формировать умение взаимодействовать с членами группы, умение договариваться, находить общее решение. Регулятивные УУД Уметь оценивать правильность выполнения действия. Личностные УУД Формировать основы гражданской позиции; умение самостоятельно делать выводы. Нравственно этическая ориентация; эмоционально-положительный настрой на урок.
Предметные УУД Различать малые жанры устного народного творчества; находить созвучные окончания в текстах, уметь анализировать пословицы и поговорки, распределять пословицы по тематическим группам. Познавательные УУД Формировать умение употреблять пословицы и поговорки в обычной речи в нужном контексте; Общеучебные УУД Формирование учебно-познавательных мотивов Формы работы: фронтальная, индивидуальная, в группах Оборудование: у учителя : компьютер, мультимедийный проектор, экран, диск с презентацией. у учащихся : цветные фишки, учебники, толковый словарь. Здоровьесберегающий компонент ( физкультминутки) При построении урока реализуется дидактический принцип: принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей учащихся; Методы и приёмы: словесные: беседа; наглядные: иллюстративный, наблюдение. практические: поисковый метод, групповая работа, рефлексия.
Ход урока 1.Орг момент Прозвенел уже звонок Начинается урок Будем мы сейчас трудиться Новым знаниям учиться. 2.Актуализация знаний У каждой группы листок с шифровкой. 1,2 группа: беде в, друг, познаётся. 3,4 группа: считают, осени, по, цыплят. Учащимся нужно расшифровать свою запись. (Слайд 3) Друг познается в беде. Цыплят по осени считают. -Как вы думаете, а что это такое? (Это пословицы и поговорки) -Значит, о чём мы сегодня будем говорить на уроке? (О пословицах и поговорках) -Молодцы!
Список литературы: Школа России. Программа – М.: Просвещение, 2011 Махмутов, М.И. Современный урок / М.И. Махмутов. - М., 2003. Климанова Л.Ф., Голованова М.В., Горецкий В.Г. Литературное чтение 2 класс, М.: Просвещение,2007 Климанова Л.Ф. Уроки литературного чтения: Методическое пособие к учебнику «Литературное чтение»: 2 класс. – М.: Просвещение, 2005 Н.И.Кравцов. Русское народное поэтическое творчество.- М.: 1991 Далгат У.Б. Литература и фольклор. –М.: 1981 Зуева Т.В. Волшебная сказка. – М.: 1993 Лазутин С.Г. Русские народные песни. – М.: 1987 Мельников М.Н. Русский детский фольклор. – М.:1997 Аникин В.П. К мудрости ступенька. – М.: 1982 С.В.Кутявина. Поурочные разработки по литературному чтению. – М.: 2012
Предварительный просмотр:
- Пояснительная записка
«Чтение – это один из истоков мышления и умственного развития»
В.А.Сухомлинский
I) Курс «Литературное чтение» - один из основных предметов в обучении младших школьников. Важнейшим аспектом курса является формирование навыка чтения и других видов речевой деятельности учащихся. Ведущей целью курса является: погружение младшего школьника в мир художественной литературы, в мир художественных образов, созданных с помощью искусства слова, раскрытие перед учащимися художественных произведений во всей их полноте и многогранности, нравственно-эстетическое преображение читателя-школьника.
Существенной особенностью курса «Литературное чтение» является развитие аналитических способностей младших школьников посредством включения учащихся в процесс анализа литературного произведения. Умение анализировать включено авторами ФГОС НОО как метапредметное умение, которое позволит человеку применять его на разных областях и на различных уровнях его жизни. В процессе освоения курса у школьников повышается уровень коммуникативной культуры: формируются умения составлять диалоги, высказывать собственное мнение, строить монолог в соответствии с речевой задачей, работать с различными видами текстов, самостоятельно пользоваться справочным материалом учебника, находить информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях.
Учебный курс «Литературное чтение» решает множество задач начального обучения и готовит младшего школьника к успешному обучению в средней школе.
II) В данной работе хочу представить раздел «Устное народное творчество» из курса «Литературное чтение» (авт. Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий)
Неисчерпаема сила воспитательного воздействия произведений устного народного творчества на человека, особенно в период его детства.
В 1 классе дети знакомятся с народной сказкой, загадками, небылицами, но эти произведения ещё не объединены в раздел. Во 2 классе изучение фольклора продолжается. Ученики знакомятся с новыми жанрами устного народного творчества: песни, потешки, прибаутки, пословицы и поговорки. Произведения уже объединены в раздел «Устное народное творчество». В 3 классе продолжается знакомство с этими жанрами, но произведения более сложные по структуре. В 4 классе ребята знакомятся с новым жанром фольклора - былиной. Изучение данного раздела продолжается и в средней школе.
Цели раздела:
- развитие навыка чтения, связной речи, формирование умения понимать особенности художественного текста;
- активизация творческой деятельности учащихся.
Задачи раздела:
Образовательные:
- познакомить детей с разными жанрами устного народного творчества;
- формировать умения различать тексты разных жанров
- обучить детей самостоятельному составлению загадок, скороговорок, сказок;
Развивающие:
- развивать самостоятельную творческую деятельность учащихся;
- развивать выразительную речь учащихся, воображение, память, смекалку, чувство юмора;
- анализировать и сравнивать сказки со схожим сюжетом;
- обогащать словарный запас; развивать первичные исследовательские навыки.
Воспитательные:
- воспитывать любовь к русскому фольклору, традициям, обычаям; культуру общения учащихся.
- воспитание эстетических чувств, доброты, внимания;
III)Материально – техническое обеспечение образовательного процесса представлено следующей книгопечатной продукцией:
- Учебники: Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова и др. «Литературное чтение»
с 1 по 4 класс (в 2-х частях);
- Рабочие тетради: автор М.В. Бойкина, Л.А. Виноградская «Литературное чтение» с 1 по 4 класс. Рабочие тетради ориентированы главным образом на вычленение и тщательную отработку наиболее существенных элементов содержания учебников, обеспечивают фиксацию творческих работ.
- Один из ключевых компонентов, входящих в состав современной информационно-образовательной среды, - учебные электронные издания. Они дополняют и обогащают материал учебников мультимедийными объектами, видеоматериалами, справочной информацией, проверочными тестами разного типа и уровня сложности.
IV)Ожидаемые результаты:
Личностные результаты:
- чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, ценности многонационального российского общества; гуманистические и демократические ценностные ориентации.
- целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов.
- начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
- эстетические потребности, ценности и чувства.этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей.
- навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
- установка на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работа на результат, бережное отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
- умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
- активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач.
- овладение навыками смыслового чтения текстов; осознанное построение речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и создание текстов в устной и письменной формах.
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей.
- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения; а также с уважением воспринимать другие точки зрения.
Предметные результаты :
- понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
- осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении;
- понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
- достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, то есть овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
- умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
V) Характеристика раздела «Устное народное творчество»
На изучение раздела «Устное народное творчество» во 2 классе отводится 15 часов
- Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Планирование работы учащихся и учителя по освоению содержания раздела.
- Устное народное творчество. Малые и большие жанры устного народного творчества. Пословицы и поговорки. Пословицы русского народа. В.Даль – собиратель пословиц русского народа. Сочинение по пословице.
- Русские народные песни. Образ деревьев в русских народных песнях. Рифма. Выразительное чтение русских песен.
- Потешки и прибаутки – малые жанры устного народного творчества. Отличия прибаутки от потешки. Слово как средство создания образа.
- Считалки и небылицы – малые жанры устного народного творчества. Ритм – основа считалки. Сравнение считалки и небылицы.
- Загадки – малые жанры устного народного творчества. Распределение загадок по тематическим группам.
- Сказки. Русские народные сказки. «Петушок и бобовое зёрнышко». «У страха глаза велики». «Лиса и тетерев». «Лиса и журавль». «Каша из топора». « Гуси лебеди». Соотнесение смысла пословицы со сказочным текстом. Герои сказок. Характеристика героев сказок на основе представленных качеств характера. Рассказывание сказки по рисункам. Рассказывание сказки по плану. Творческий пересказ: рассказывание сказки от лица её героев.
Проверим и оценим свои достижения. Защита проекта «Книжка – малышка».
2. Содержание собственного педагогического опыта.
Школа должна готовить детей к жизни. Поэтому развитие творческих способностей учащихся является важнейшей задачей современной школы, и особенно начальной. В связи с этим на уроках использую разные методы, приёмы, формы и средства обучения. Наиболее занимательная форма для детей – собственное литературное творчество. Главный стимул творчества – огромная радость, которую оно даёт детям. Программа литературного чтения в УМК «Школа России» способствует развитию творческих способностей. Учебник «Литературное чтение» построен так, что ребенок выступает не пассивным читателем, а соавтором или соучастником событий. На уроках я предлагаю детям большое количество
заданий для развития креативного мышления, вида:
дополнить
изменить
предположить
придумать
нарисовать
разыграть по ролям
сочинить
Особое внимание на уроках литературного чтения мною уделяется сочинительству, где ученик может «раскрыться», проявить свою индивидуальность. Мои дети сочиняют загадки, скороговорки, особенно им нравится сочинять сказки. Составление сказок влияет на развитие творческих возможностей детей, сближает их с природой, учит любить и беречь её, развивает наблюдательность, воспитывает добрые чувства, оживляет и делает урок более интересным и насыщенным.
Очень интересным видом работы является сочинение по пословице или включение пословиц в сочинение. Сочинения по пословице бывают небольшими. Они проводятся как устно, так и письменно, Устный рассказ по пословице провожу сразу на уроке без предварительной подготовки. Письменные сочинения предварительно обсуждаем. Пословица дается в качестве заголовка к сочинению. Пословица, которая служит заглавием к сочинению, делает рассказ целенаправленным. Учащимся предлагаю для написания сочинений с включением пословиц такие темы: «Наша школа», «Уборка урожая», «Моя Родина», «Дело, труд», «Мама», «Ложь и честность», «Учение». Изучение пословиц обогащает речь учащихся, повышает их грамотность, способствует воспитанию эстетического вкуса.
При изучении раздела «Устное народное творчество» мы не ограничились рамками урока, а продолжили знакомство с фольклором и во внеклассных мероприятиях. Я подготовила и провела КВН по сказкам. Обращалась с просьбой к работникам центральной библиотеки помочь провести мероприятие по фольклору .
Они подготовили викторину на знание произведений устного народного творчества и были рады принять нас. Учащиеся от таких мероприятий получили эмоциональный заряд, были активны, узнали много нового, закрепили уже имевшиеся знания, расширили свой кругозор. Такие мероприятия надолго им запомнятся и помогут добиться поставленных задач при изучении данного раздела.
Для достижения лучшего результата по развитию творческих способностей младших школьников, я провожу работу с родителями (родительские собрания, совместные игры-конкурсы с учащимися, индивидуальные беседы). Родители учатся сами выполнять творческие задания. Иными словами данная работа нацелена как на пополнение запаса знаний, так и на пробуждение и развитие творческих способностей учащихся через игру и совместную деятельность детей и родителей.
Применение творческих заданий на уроках литературного чтения позволили мне сделать следующие выводы. У многих детей появилось положительное отношение к заданиям творческого, проблемно-поискового характера. Они постепенно начали проявлять более высокую степень самостоятельности, научились задавать вопросы и находить на них ответы, размышлять и сопереживать, а также делать анализ прочитанного текста, понимать чужие мысли, заключенные в тексте, представлять картины, нарисованные автором, чувствовать настроение автора. У детей изменилось отношение к собственным ошибкам и затруднениям, возникающим в ходе творческой работы, они стали восприниматься ими более спокойно, возросло умение преодолевать трудности, доводить начатую работу до конца. Они с большим удовольствием сочиняют загадки, скороговорки, потешки, сказки. С увлечением работают над созданием книжек-самоделок.
3.Результативность.
Мониторинг результатов на начало изучения раздела «Устное народное творчество».
Мониторинг результатов после изучения раздела «Устное народное творчество»
Сводная диаграмма результатов мониторинга по разделу «Устное народное творчество»
4. Разработки конспектов уроков, занятий кружка.
Конспект урока во 2-ом классе на тему:
«Пословицы и поговорки. В.И. Даль – собиратель пословиц русского народа »
Предмет: Литературное чтение.
УМК: «Школа России»
Класс: 2 класс
Тип урока: изучение нового материала
Цель: познакомить учащихся с русским народным творчеством - пословицами, поговорками.
Задачи:
- Пополнять активный словарный запас учащихся пословицами и поговорками, уточнять их значения.
- Развивать творческие способности учащихся, чувство ответственности за порученное дело.
- Воспитывать интерес к русскому языку, чувство гордости за свой язык.
Универсальные учебные действия:
Коммуникативные УУД
- Уметь оформлять свои мысли в устной форме
- Формировать умение взаимодействовать с членами группы, умение договариваться, находить общее решение.
Регулятивные УУД
- Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки
Личностные УУД
- Нравственно-этическая ориентация
- Эмоционально-положительный настрой на урок.
Познавательные УУД.
- Формировать умение употреблять пословицы и поговорки в обычной речи, в нужном контексте.
Предметные УУД.
- Различать малые жанры устного народного творчества; находить созвучные окончания в текстах, уметь анализировать пословицы и поговорки, распределять пословицы по тематическим группам.
Общеучебные УУД
- Формирование учебно-познавательных мотивов
Здоровьесберегающий компонент (физкультминутки)
При построении урока реализуются дидактические принципы
- принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей учащихся;
- принцип связи теории с жизнью.
Методы и приёмы:
словесные: беседа;
наглядные: иллюстративный, наблюдение,.
практические: групповая работа, рефлексия.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, в группе.
Оборудование:
у учителя: компьютер, мультимедийный проектор, экран, диск с презентацией,
у учащихся: цветные фишки, учебники, карточки с шифровкой, толковый словарь.
Ход урока
1.Орг момент
Прозвенел уже звонок
Начинается урок
Будем мы сейчас трудиться
Новым знаниям учиться.
- Ребята, у нас урок литературного чтения. И мне нужны сегодня ваши умные головы и добрые сердца.
- Ребята, какие бы советы вы могли бы дать свои товарищам перед началом урока?
(Чтобы на уроке у них все получилось, урок был удачным, было хорошее настроение.)
- Ребята, сегодня вы будете работать группами и постоянно оценивать работу своей группы. Для оценки работы вы будете использовать следующие цвета (слайд)
Красный –справились
Зеленый – требуется помощь.
Синий – не справились.
2.Формулирование темы урока, постановка цели.
У каждой группы листок с шифровкой.
1,2 группа: беде, в, друг, познается.
3,4 группа: считают, осени, по,цыплят.
Учащимся нужно расшифровать свою запись.(слайд)
Дети расшифровывают.
- Как вы думаете, а что это такое?( это пословицы и поговорки)
-Значит, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?(самооценка работы группы)
3.Работа по теме. Актуализация знаний.
-Пословицы и поговорки это мудрость народная. Они относятся к устному народному творчеству.
_Ребята, а вы сможете объяснить, что такое пословица и что такое поговорка?
-Давайте обратимся за помощью к толковому словарю.
1 и 2 группа находит объяснение понятия – пословица.
3 и 4 группа- объяснение понятия – поговорка.
(слайд)
Пословица – малая форма народного поэтического творчества, облаченная в краткое, ритмизованное изречение, несущее обобщенную мысль, вывод, иносказание с дидактическим уклоном.
Поговорка – словосочетание, оборот речи, отражающий какое-либо явление жизни. Часто имеет юмористический характер.
Рассказ учителя о В.И. Дале. (слайд)
Самооценка работы группы.
Работа с пословицами.
Пословицы и поговорки возникли в древности. Не всегда мы можем объяснить их происхождение. Вот две истории о происхождении пословиц и поговорок:
(слайд)
- Видит око, да зуб неймет - так говорят про ситуацию, когда кто – либо что –то видит(наблюдает), но не может с этим ничего поделать, Дословно – видит, но попробовать на вкус не может.
- Про ленивого человека говорят: работает спустя рукава, а про трудолюбивого – работает засучив рукава. Какое отношение к работе имеют рукава? Оказывается, в старину одежду носили с длинными рукавами - так люди защищались от холода. Для работы рукава приходилось поднимать, засучивать.
- Работа по учебнику.
- Что сказано о пословице и поговорке в учебнике? Страница 26-27 учебника.
Пословица – мудрость народная. Поговорка – цветочки, пословица – ягодки.
-Ребята, о чем могут быть пословицы и поговорки? (О дружбе, о Родине, о родителях…)
- Задача каждой группы найти пословицу для каждой темы, которую я назову.
1 тема: найдите и объясните смысл пословиц о дружбе.
2 тема: найдите и объясните смысл пословиц о трудолюбии.
3 тема: найдите и объясните смысл пословиц о временах года.
(Самооценка работы группы)
4.Физкультминутка. (слайд)
5. Продолжение работы по теме урока.
-Как вы думаете, ребята, пословицы и поговорки есть только у русского народа?
Соотнесение пословиц народов мира.(слайд)
-За все берется, но не все удается. (русс.)
-В любом деле нужно умение (удм.)
-Кто рано встает, тому бог подает. (русс.)
-Ранняя пташка ловит червяка. (англ.)
-Терпенье и труд, все перетрут. (русс.)
-Терпеливый нашел и вбил гвоздь в камень. ( татар.)
6.Закрепление изученного.
(Слайд) Соотнесение пословиц русского народа и ненецкого.
Русские:
- Волков бояться - в лес не ходить.
- Любишь кататься, люби и саночки возить.
- Лодырь сам ляжет и коня положит.
Ненецкие:
- Волка бояться – и от белки бежать.
- Чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть.
- Коли пастуху дремать, так и оленей не видать.
(Самооценка работы группы).
Игра «Пословица или поговорка»
- Я буду читать предложения, а вы должны определить, что это – пословица или поговорка.
1. Глаза бояться, а руки делают.(пос.)
2. Хлеб всему голова.(пог.)
3. Семь пятниц на неделе.(пог.)
4. У ленивой пряхи и для себя нет рубахи. (пос.)
5. У Федорки всегда отговорки. (пог.)
6. Сам пропадай, а товарища выручай. ( пос.)
Самооценка работы группы.
7.Рефлексия.
-Итак, о чем мы сегодня говорили?
-Какую цель ставили? Достигли цели?
-Для чего нужны пословицы и поговорки?
-А кто из вас работал «спустя рукава»?
Оцените свою деятельность на уроке.
Спасибо за урок!
Список литературы:
- Школа России. Программа – М.: Просвещение, 2011
- Махмутов, М.И. Современный урок / М.И. Махмутов. - М., 2003.
- Климанова Л.Ф., Голованова М.В., Горецкий В.Г. Литературное чтение 2 класс, М.: Просвещение,2007
- Климанова Л.Ф. Уроки литературного чтения: Методическое пособие к учебнику «Литературное чтение»: 2 класс. – М.: Просвещение, 2005
- Н.И.Кравцов. Русское народное поэтическое творчество.- М.: 1991
- Далгат У.Б. Литература и фольклор. –М.: 1981
- Зуева Т.В. Волшебная сказка. – М.: 1993
- Лазутин С.Г. Русские народные песни. – М.: 1987
- Мельников М.Н. Русский детский фольклор. – М.:1997
- Аникин В.П. К мудрости ступенька. – М.: 1982
- С.В.Кутявина. Поурочные разработки по литературному чтению. – М.: 2012
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка "Изучение устного народного творчества в программах дополнительного образования детей"
Сценарная разработка в помощь классному руководютель начальной школы....
НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Организация уроков коллективного творчества как средство развития художественно-творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства»
НМР состоит из 2 основных глав:ГЛАВА 1 ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ И КОЛЛЕКТИВНАЯ ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХГЛАВА 2 ОПИСАНИЕ СИСТЕМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ П...
Методическая разработка урока по чтению. Творчество А.С. Пушкина.
Изучение творчества А.С. Пушкина...
Методическая разработка урока литературного чтения "Обобщение по разделу устное народное творчество", 3 класс Ермилова Н.Н., учитель начальных классов
Мероприятие проведено в День "Юбилея Панаевской школы-интерната". Приглашены родители-выпускники школы для совместной работы на уроке с учащимися. Урок проведён в дружеской обстановке....
Методическая разработка урока Английская народная сказка "Сказка про трех поросят" Литературное чтение 2 класс УМК «Начальная школа 21 века»
Урок литературного чтения во 2 классе по теме «Английская народная сказка "Сказка про трех поросят"» разработан в соответствии с концепцией федеральных государственных образовате...
Методическая разработка ко Дню Народного единства
Игровая программа для учеников 1-2 класса, выполненная учениками 3-4 класса....