ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СЛОВАРЕЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
статья

          Одним из основных показателей умственного и речевого развития школьника служит богатство его словарного запаса, умение правильно, связно и эмоционально выражать свои мысли. Чем богаче активный словарный запас учащегося, тем содержательнее и красочнее его устная и письменная речь. Чтобы добиться свободного владения языком, необходимо в ходе обучения обогатить словарный запас, в том числе путем эффективного использования лингвистических словарей на уроках русского языка.                                                                                        

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СЛОВАРЕЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

          Одним из основных показателей умственного и речевого развития школьника служит богатство его словарного запаса, умение правильно, связно и эмоционально выражать свои мысли. Чем богаче активный словарный запас учащегося, тем содержательнее и красочнее его устная и письменная речь. Чтобы добиться свободного владения языком, необходимо в ходе обучения обогатить словарный запас, в том числе путем эффективного использования лингвистических словарей на уроках русского языка.                                                                                        

        В новом федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования особое место отводится формированию системы универсальных учебных действий. ФГОС НОО устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования. Это требования к личностным, предметным и метапредметным результатам.                          

        При использовании словарей на уроках русского языка достигаются следующие метапредметные результаты:                                                                                                             -овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему;                                   -умение вести самостоятельный поиск информации;                                                                        -свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;                                                                                                                    - умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств .

        Существует огромное количество видов словарей. На уроках русского языка используются лишь некоторые из них, это зависит от учебной программы и инициативы учителя. Толковые словари занимают 21первую позицию по частоте использования, это – первый словарь, с которым знакомят учеников. Орфографические, орфоэпические и словари синонимов, антонимов и паронимов используются не во всех программах, часто они вводятся в скрытой форме.

        В работе по обогащению словарного запаса учащихся огромную роль играет развитие у них интереса к овладению словом, к пополнению своего личного запаса слов. Отсутствие у детей интереса к незнакомым словам, невнимание к ним является одной из причин, препятствующей обогащению их словарного запаса.

      Работа по обогащению словарного запаса учащихся опирается на следующие учебно-языковые грамматические умения:                                                                                                               - определение состава слова;                                                                                                                   - установление исходной единицы производного слова;                                                                      - подбор однокоренных слов;                                                                                                                    -определение значения группы слов;                                                                                                   - установление связи слов в словосочетании;                                                                                     -группировка слов по каким-либо лексико-семантическим значениям и т.д.

       Школьный орфографический словарь - необходимый инструмент для работы на каждом уроке русского языка. Хорошее знание алфавита, быстрота психической реакции, сноровка, любознательность учащихся - подспорье в этой работе.

         К.Д. Ушинский писал, что «дитя, которое не привыкло вникать в смысл слова, темно понимает или вовсе не понимает его настоящего значения ... всегда будет страдать от этого коренного недостатка при изучении всякого другого предмета». Работа со словом, теснейшим образом связанная со словарем, способствует повышению не только языковой культуры учащихся, но и их общей культуры.    

         Включив новое слово в контекст, то есть, составив с ним словосочетание или предложение, ученик не завершает этим освоение слова. Подбор синонимов, антонимов, выбор для выражения своей мысли более точного слова, соответствующего стилю высказывания, творческие задания — это тоже работа со словарем.

       Словарная работа, ограниченная тесными временными рамками, требует выхода на внеурочный уровень. Очень актуальна работа со словарями на кружках, факультативах, а также при подготовке к олимпиадам по русскому языку.

      Важно помнить, что тщательно спланированная и хорошо организованная словарная работа помогает обогащать словарный запас учащихся, вырабатывать орфографическую грамотность, развивать речь школьников, а в целом способствует повышению языковой культуры, формированию у ребенка внимания, уважения и любви к родному языку.

      Правильно организованная словарная работа позволит развить навыки работы учащихся со словарями и справочной литературой, сформировать у школьников умения осуществлять информационную 25 переработку словарного текста, извлекать необходимую информацию, добывать знания самостоятельно. Хорошо поставленная словарная работа обеспечивает умственное и речевое развитие детей, служит средством идейного и нравственного воспитания учащихся, а создание системы упражнений на основе аналитической работы со словом, предполагающей возможность выбора, проявления индивидуальных исследовательских и творческих способностей школьников.

Список использованных источников :

      1. Баранов, М. Т. Словарная работа в школе. / М. Т. Баранов // Педагогическая энциклопедия, т. 3. М., 2008.

           2. Баранов М.Т. О работе с толковыми словарями на уроках русского языка в IV-VIII классах //РЯШ. - 1969. - № 6. - с. 38-42.

            3. Боброва, Т. А., Протченко, И. Ф. Словари русского языка / Т. А. Боброва, И. Ф. Протченко // Русский язык в школе. 2008. № 2.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Орфографические словари на уроках русского языка в начальной школе

Начальная школа – самоценный, принципиально новый этап в жизни ребенка: он начинает систематическое обучение в образовательном учреждении, расширяется сфера его взаимодействия с окружающим миром, изме...

Обратный словарь на уроках русского языка в начальной школе

Данный материал содержит презентацию о применении обратного словаря на уроках русского языка в начальной школе....

Использование алгоритмов на уроках русского языка в начальной школе

Использование алгоритмов на уроках руссого языка ведет к прочному усвоению знаний и развитию орфографической зоркрсти...

Использование алгоритмов на уроках русского языка в начальной школе (презентация)

Алгоритм не самоцель, а способ получить прочные знания. В презентации представлены различные алгоритмы для развития грамотного письма...

Использование ИКТ на уроках русского языка в начальной школе .

В статье рассказывается об использовании ИКТ на уроках русского языка в начальной школе....

Словари на уроках русского языка в начальной школе

          В начальной школе программой по русскому языку предусмотрено изучение слов, правописание которых правилами не проверяются, их нужно запомнить. Считаю главной ...