Обратный словарь на уроках русского языка в начальной школе
презентация к уроку по русскому языку по теме
Данный материал содержит презентацию о применении обратного словаря на уроках русского языка в начальной школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obratrnyy_slovar_na_urokakh_russkogo_yazyka_v_nachalnoy_shkole.ppt | 121.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель: показать использование обратного словаря на уроках русского языка для решения грамматических и орфографических задач.
Задачи: - дать определение термину «обратный словарь»; рассказать о возможностях использования обратного словаря на уроках русского языка в начальной школе; - показать работу с обратным словарём на уроках русского языка в начальной школе.
Обратный словарь – это словарь, в котором слова отсортированы в алфавитном порядке с учётом обратного чтения, т.е. не по начальным, а по конечным буквам. Для удобства поиска выравнивание списка слов в таком словаре идет не по левому, а по правому краю. (Материал из Википедии — свободной энциклопедии)
Список обратных словарей: Обратный словарь русского языка. Бильфельдт Г. Берлин, 1958 Греве Р., Крёше Г. Обратный словарь русского языка / Под ред. М. Фасмера. Висбаден, 1958 -1959. Обратный словарь русского языка / Науч. конс. А. А. Зализняк, Р. В. Бахтурина, Е. М. Сморгунова. М., 1974. Кудрявцева Л. А. Обратный деривационный словарь русских новообразований. Киев, 1993. обратный словарь под редакцией М. Фасмера в шести выпусках (1957—1959). В 1974 г. в Москве издан «Обратный словарь русского языка», содержащий около 125 000 слов.
Расположение слов в обратном словаре Обратный словарь подчиняется алфавитному принципу расположения слов, но это алфавитный порядок не по началу, а по концу слов. Так, слова: ЗАПИСКА, РЕДИСКА, МИСКА, КИСКА необходимо искать на букву А. , в обратном словаре (где все слова выровнены не по левому, а по правому краю) все эти слова находятся в таком порядке: Ре д иска К иска М иска За п иска
В ситуации, когда во всех словах ряда три буквы от конца одинаковые, стоит обратить внимание на 4-ю букву от конца. Именно по пятой букве слова будут выстроены в алфавитном порядке: ход з а ход о б ход в ход по д ход В этой группе слов нужно обратить внимание на 4ю букву от конца в каждом слове — вы обнаружите алфавитный ряд: а, б, в, д.
Чем полезен обратный словарь для преподавателя русского языка: - Обратный словарь, выстраивая слова по концу слова, группирует их по грамматическим признакам; - Обратный словарь позволяет учителю быстро подобрать примеры для заданий и упражнений, слова для словарного диктанта по любой орфографической проблеме.
Использование Обратного словаря на уроках русского языка. Освоения орфограммы парные звонкие и глухие согласные на конце и в середине слова . Пример задания: -Открой Обратный словарь на букву А. - Найди слова, оканчивающиеся на -дка. - Как ты думаешь, в чем трудность написания этих слов? - Выпиши 10 любых слов не подряд. Пяти из них дай проверку: будка — будочка. - Найди чуть дальше слова на -тка. Выпиши 10 слов, для пяти из них напиши проверку: утка — уточка . -Составь из слов, основа которых оканчивается на -дка и -тка, диктант.
Определении написания слов мужского и женского рода с шипящими на конце . Пример задания: -Открой Обратный словарь на букву -Ч. - Есть ли среди слов-названий предметов, ОСНОВА которых оканчивается на - Ч, слова женского рода? Слова среднего рода? - Какого рода все эти слова? -Выпиши пять любых слов. - Открой Обратный словарь на букву -Ь: найди слова (названия предметов, ОСНОВА которых оканчивается на - ЧЬ. - Выпиши пять любых слов. - Какого рода ВСЕ эти слова? Какой вывод ты можешь сделать о работе Ь: а) Ь обозначает мягкость конечного согласного; б) Ь показывает, что все слова(названия предметов — женского рода.
Определения рода существительных и выяснения родового набора окончаний . Пример задания: - Миша считает, что только слова женского рода могут оканчиваться на -а. - Открой Обратный словарь на букву -А. - Найди слова, оканчивающиеся на -шка. - Нет ли среди них слов мужского рода? -Маша обнаружила 9 таких слов: парнишка, сынишка, братишка, зайчишка и т. д. - А ты?
Или: - Миша сказал, что только у слов мужского рода бывают нулевые окончания. - Открой Обратный словарь на букву Ь. -Отыщи слова, оканчивающиеся на -ль. -Ты соглашаешься с тем, что у всех этих слов нулевое окончание? -Просмотри их. Есть ли среди них слова женского рода? Дети обнаруживают слова: ШАЛЬ, СТАЛЬ и т. д. - Посмотри также слова, основа которых оканчивается на -нь. Дети обнаруживают: ТЕНЬ, ТКАНЬ, ЛЕНЬ, СИРЕНЬ и т. д. - Какого они рода: только ли мужского? К какому выводу ты придешь? Ты соглашаешься с мнением Миши?
Чередование звуков в корнях слов, которое мы видим на письме. Пример задания : - В корне слова могут чередоваться и другие звуки! Например, [х] / [ш]. Давайте понаблюдаем как чередуются , [х] / [ш]. звуки. -Открой обратный словарь на букву – х. - Среди слов с основой на – х найди такие, от которых можно образовать другие слова с уменьшительно –ласкательным значением: смех – смешок. - Работают сначала устно, затем письменно в тетрадях: запах – запашок смех – смешок орех – орешек стих – стишок горох – горошек слух – слушок петух – петушок пастух - пастушок
Обращение к Обратному словарю каждый год обучения русскому языку (во 2-м, в 3-м и 4-м классах) меняет и расширяет его состав: сохраняя общий принцип расположения материала, словарь включает только те слова и блоки слов, которые позволяют решать конкретные грамматические и орфографические задачи.
Вывод: Таким образом , обратный словарь оказывает большую помощь учителю, так как в него включены те слова и блоки слов, которые позволяют решать конкретные грамматические задачи.
Список ли тературы: Программа четырехлетней начальной школы: Проект «Перспективная начальная школа», Р.Г. Чуракова, М.Л. Каленчук, Н.А. Чуракова и др.; сост. Р.Г. Чуракова. – М: Академкнига/учебник 2006 Русский язык: 2 кл.: Учебник: в 3ч./М.Л. Каленчук, Н.А. Чуракова, Т.А. Байкова. – М.: Академкнига/ Учебник, 2011. Русский язык: 3 кл.: Учебник: в 3ч./М.Л. Каленчук, Н.А. Чуракова, Т.А. Байкова. – М.: Академкнига/ Учебник, 2011. Русский язык: 4 кл.: Учебник: в 3ч./М.Л. Каленчук, Н.А. Чуракова, Т.А. Байкова. – М.: Академкнига/ Учебник, 2011. http://ru.wikipedia.org/wiki
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Орфографические словари на уроках русского языка в начальной школе
Начальная школа – самоценный, принципиально новый этап в жизни ребенка: он начинает систематическое обучение в образовательном учреждении, расширяется сфера его взаимодействия с окружающим миром, изме...
Обобщение опыта учителя начальных классов по теме: Система изучения слов с непроверяемыми написаниями на уроках русского языка в начальной школе.
Ведущая педагогическая идея опыта: показать возможности использования педагогических приёмов, облегчающих запоминание слов с непроверяемыми написаниями в начальной школе, для обогащения словарного зап...
"Технология проблемно-диалогического обучения на уроках русского языка в начальной школе": выступление на МО учителей начальной школы
"Технология проблемно-диалогического обучения на уроках русского языка в начальной школе": выступление на МО учителей начальной школы...
Словари на уроках русского языка в начальной школе
В начальной школе программой по русскому языку предусмотрено изучение слов, правописание которых правилами не проверяются, их нужно запомнить. Считаю главной ...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СЛОВАРЕЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Одним из основных показателей умственного и речевого развития школьника служит богатство его словарного запаса, умение правильно, связно и эмоционально выражать свои...
«Формирование познавательных УУД с использованием обратного словаря на уроках русского языка в 4 классе»
Методическая статья...
Технологическая карта урока русского языка, УМК "Начальная Школа XXI", 2 класс, тема: "Слово в толковом словаре и тексте"
Цель урока: формирование у обучающихся представлений о способах толкования слов в толковых словарях, умение работать со словарной статьёй в толковом словаре.Задачи урока:Дидактические: 1)дать представ...