Рабочая программа по миру природы 4 класс (8вид)
рабочая программа (4 класс)
Рабочая программа по миру природы 4 класс (8вид)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_miru_prirody.docx | 24.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждениеСредняя общеобразовательная школа п.Обор
муниципального района им. Лазо
682903, Хабаровский край, район имени Лазо, пос. Обор, ул. Новошкольная, дом 4,
Электронный адрес obor71@mail.ru,рабочий телефон 8(42154)47-4-19
«Рассмотрено» Руководитель ШМО _____/Ситникова Л.В./
Протокол № ____ от ________2020г. | «Согласовано» Зам. директора по УВР ______ /Перевалова О.А. / от________2020г | «Утверждено» Директор МБОУ СОШ п.Обор им. Е.А.Дикопольцева _______/_ Бредгауэр И.С.__/ Приказ № от______2020г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по МИРУ ПРИРОДЫ И ЧЕЛОВЕКА
( на основании ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Учитель Ситникова Лариса Викторовна
Год составления 2020-2021 учебный год
Класс ___3______
Общее количество часов по плану -34часа
Количество часов в неделю – 1
Рабочая программа по речевой практике составлена на основе: Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы - под ред. В. В. Воронковой - Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации. - М."Владос", 2012 г.
_________г. Ситникова Л.В.____________
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Планирование составлено на основе программы для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией доктора педагогических наук В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1 – 4 классы», издательство «Просвещение» Москва, 2009 год, допущено Министерством образования и науки Российской Федерации, 6-е издание. Программа рассчитана на 32 часов, 1 час в неделю.
Содержание учебного предмета
Сезонные изменения в природе. Погода (ясно, пасмурно, дождь, гроза, ветер). Высота солнца в разное время дня. Признаки лета: солнце сильно греет, жарко, роса, туман, на небе бывают облака и тучи, летний дождь, ливень, град, гроза (молния, гром). Летние работы в деревне. Названия летних месяцев. Признаки осени: дует холодный ветер, часто идут дожди, становится холоднее, листья на деревьях желтеют, опадают, на ветках остаются почки, птицы (грачи, скворцы) собираются в стаи, улетают в теплые края, заморозки. Осенние работы в поле. Названия осенних месяцев. Признаки зимы: снегопады, морозы, метели, в морозную погоду снег скрипит под ногами, красиво сверкает на солнце, зимой солнце поздно восходит, рано заходит, дни короче, ночи длиннее, самый короткий день, самая длинная ночь, замерзли пруды, лед на реке твердый, скользкий, птицам голодно, они прилетают к домам, ищут корм, люди заботятся о птицах. Труд людей. Названия зимних месяцев. Признаки весны: солнце поднимается выше, греет все сильнее, ледоход, разлив, первые проталины, первые травы и цветы, на деревьях и кустарниках набухают почки, распускаются листья и цветки, цветут фруктовые деревья, на улицах и в садах люди сажают деревья и кустарники, в огородах и цветниках сеют семена, появляются насекомые, прилетают птицы. Названия весенних месяцев.
Город, село, деревня. Главная улица города, села. Учреждения города, села, деревни (почта, телеграф, телефонный узел, магазины, рынок, больница, аптека и др.).
Дорожное движение. Правила дорожного движения: правильный переход улицы (все случаи).
Овощи, фрукты, ягоды. Определение и различение.
Орехи. Орех лещины, грецкий орех, кедровый орешек. Различение по внешнему виду, вкусу.
Грибы. Части гриба. Грибы съедобные и несъедобные.
Семена цветковых растений. Сбор и хранение семян. Практические работы по выращиванию цветковых растений из семян (настурция, ноготки, душистый горошек и др.).
Полевые растения. Рожь, кукуруза, овес, другие местные. Части этих растений: корень, стебель (соломина), листья, колос (метелка, початок), зерна. Как используются эти растения. Осенние работы в поле.
Квартира, комната. Столовая, спальня, кухня и др. Назначение.
Мебель. Мебель для столовой, спальни, кухни. Назначение. Уход за мебелью.
Посуда. Называние посуды. Посуда столовая, чайная, кухонная. Уход и хранение.
Одежда. Как мы одеваемся в разное время года: одежда летняя, зимняя, демисезонная. Из чего сшита наша одежда. Уход за одеждой (чистка, сушка, проветривание, хранение).
Обувь. Из чего делают обувь. Обувь кожаная, резиновая, валяная, текстильная. Уход за разными видами обуви.
Комнатные растения. Традесканция, бегония, герань, алоэ (на выбор). Части растений. Практические работы по выращиванию комнатных растений из черенков.
Деревья. Ель, сосна. Распознавание. Части дерева: корень, ствол, ветви, листья, хвоя. Семена в шишках. Ель, сосна — хвойные деревья.
Домашние животные. Лошадь, корова, свинья и др. Особенности внешнего вида. Пища. Уход и содержание. Польза, приносимая людям.
Дикие животные. Лось, олень. Внешний вид, пища, повадки.
Домашние птицы. Гусь, индюк и др. Внешний вид, пища, повадки. Польза, приносимая людям.
Дикие птицы. Гусь, лебедь и др. Внешний вид, места обитания, пища.
Птицы перелетные и зимующие.
Время отлета и прилета разных птиц.
Насекомые вредные и полезные. Бабочки, майский жук, пчела, муравей, муха.
Рыбы. Чем покрыто тело рыбы. Как передвигаются, чем и как питаются рыбы. Уход за рыбами в аквариуме.
Охрана здоровья. Отдых и труд дома. Режим сна. Режим питания.
Повторение пройденного.
Экскурсии, наблюдения и практические работы по темам
Ежедневные наблюдения за погодой. Систематические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Экскурсии на природу для проведения этих наблюдений. Ведение сезонного календаря природы и труда.
Экскурсии по главной улице города, села, деревни, в школьные мастерские, магазины, огород, сад, парк или лес, к цветочной клумбе, в зоопарк, на животноводческую ферму, звероферму, птицеферму (исходя из местных условий).
Практические работы по уходу за одеждой, обувью, за комнатными растениями, по выращиванию цветковых растений из семян.
Планируемые результаты учебного предмета
Курс «Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности (природа)» решает следующие коррекционно-образовательные и воспитательные задачи:
уточняет имеющие у детей представления о живой и неживой природе, даёт новые знания об основных её элементах;
на основе наблюдений и простейших действий расширяет представления о взаимосвязи живой и неживой природы, о формах приспособленности живого мира к условиям внешней среды;
вырабатывает умения наблюдать природные явления, сравнивать их, составлять устные описания, использовать в речи итоги наблюдений и опытных работ;
формирует знания учащихся о природе своего края;
формирует первоначальные сведения о природоохранительной деятельности человека, учит детей бережному отношению к природе.
Программа построена по концентрическому принципу, а также с учётом преемственности планирования на весь курс обучения. Такой принцип позволяет повторять и закреплять полученные знания в течении года, а далее дополнять их новыми сведениями.
Виды и формы организации учебного процесса
Формы работы: урок, фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах и группах, коллективная работа.
Методы обучения: основным методом обучения является беседа. Беседы организуются в процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности на предметных уроках, экскурсиях, во время наблюдений за сезонными изменениями в природе и труде людей, на основе имеющегося опыта, практических работ, демонстрации учебных кинофильмов, диафильмов, предметных и сюжетных картин.
Главным компонентом беседы является речь самих учащихся. Учитель руководит речевой деятельностью детей, активизирует ее, исправляет ошибки, учит сосредоточивать внимание на определенных предметах и явлениях, правильно наблюдать и устанавливать связи, выражать свои впечатления и суждения в словесной форме. При формулировании ответов на вопросы у учащихся закрепляется умение правильно строить предложения; описывая предметы, явления, рассказывая о виденном, они учатся связному высказыванию.
На экскурсиях учащиеся знакомятся с предметами и явлениями в естественной обстановке; на предметных уроках — на основе непосредственных чувственных восприятий. Наблюдая, дети учатся анализировать, находить сходство и различие, делать простейшие выводы и обобщения. Практические работы помогают закреплению полученных знаний и умений. Наблюдения за погодой и сезонными изменениями в природе расширяют представления об окружающем мире, развивают внимание, наблюдательность, чувственное восприятие.
Правильная организация занятий, специфические методы и приемы обучения способствуют развитию речи и мышления учащихся.
Технологии обучения: игровые, здоровьесберегающие; информационно-коммуникационные; проблемно-поисковые; личностно-ориентированные; технологии разноуровнего и дифференцированного обучения, ИКТ.
Личностные:
У обучающихся будут сформированы:
- положительное отношение к школе и учебной деятельности, интерес к учебному материалу;
- представления о гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России;
- представления о ценности и уникальности природного мира, природоохране, здоровьесберегающем поведении;
- этические чувства (стыда, вины, совести) на основе анализа простых ситуаций.
Предметные:
Обучающийся научится:
- осуществлять поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях;
- понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
- обобщать (выделять класс объектов по заданному признаку).
- различать объекты живой и неживой природы, приводить примеры;
- узнавать растения – деревья, кустарники, травы, приводить примеры;
- соблюдать правила экологического поведения в школе, в быту (экономия воды и электроэнергии, раздельный сбор мусора) и природной среде;
- описывать наблюдаемые объекты природы, выделять их существенные признаки.
Контрольные и самостоятельные работы по предмету не предусмотрены.
Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны уметь:
называть и характеризовать предметы и явления, сравнивать и классифицировать, устанавливать общие и отличительные свойства;
участвовать в беседе, отвечать на вопросы, дополнять высказывания товарищей;
связно высказываться по плану, употребляя простые распространенные предложения, правильно используя формы знакомых слов;
ухаживать за одеждой и обувью;
поддерживать порядок в классе, интернате, дома;
соблюдать правила личной гигиены;
соблюдать правила уличного движения.
Учащиеся должны знать:
названия и свойства изученных предметов;
выученные правила дорожного движения.
Календарно-тематическое планирование по миру природы и человека
№ | Кол-во часов | Тема | Планируемые результаты учебного предмета | Дата проведения | ||
план | факт | |||||
1 | Как ты провёл лето? | тек | Курс «Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности (природа)» решает следующие коррекционно-образовательные и воспитательные задачи: точняет имеющие у детей представления о живой и неживой природе, даёт новые знания об основных её элементах; на основе наблюдений и простейших действий расширяет представления о взаимосвязи живой и неживой природы, о формах приспособленности живого мира к условиям внешней среды; вырабатывает умения наблюдать природные явления, сравнивать их, составлять устные описания, использовать в речи итоги наблюдений и опытных работ; формирует знания учащихся о природе своего края; формирует первоначальные сведения о природоохранительной деятельности человека, учит детей бережному отношению к природе. Программа построена по концентрическому принципу, а также с учётом преемственности планирования на весь курс обучения. Такой принцип позволяет повторять и закреплять полученные знания в течении года, а далее дополнять их новыми сведениями. Личностные: У обучающихся будут сформированы: - положительное отношение к школе и учебной деятельности, интерес к учебному материалу; - представления о гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России; - представления о ценности и уникальности природного мира, природоохране, здоровьесберегающем поведении; - этические чувства (стыда, вины, совести) на основе анализа простых ситуаций. Предметные: Обучающийся научится: - осуществлять поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях; - понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; - обобщать (выделять класс объектов по заданному признаку). - различать объекты живой и неживой природы, приводить примеры; - узнавать растения – деревья, кустарники, травы, приводить примеры; - соблюдать правила экологического поведения в школе, в быту (экономия воды и электроэнергии, раздельный сбор мусора) и природной среде; - описывать наблюдаемые объекты природы, выделять их существенные признаки.
| |||
1 | Труд людей в разное время года | тек | ||||
1 | Начало осени. Сбор урожая. Овощи, фрукты, ягоды.(определение и различение) | тек | ||||
1 | Грибы. Части гриба. Грибы съедобные и несъедобные. | пр | ||||
1 | Сезонные работы в саду, в огороде, в поле в осеннее время года. | |||||
1 | Почва. Состав почвы ( песок, глина, камни) | пр | ||||
1 | Лекарственные растения ( календула, зверобой) | ио | ||||
1 | Полезные растения (рожь, пшеница, овёс, кукуруза). Строение растений поля. | фо | ||||
1 | Полевые растения и их использование. Уход человека за растениями поля, их значение в жизни человека | ио | ||||
1 | Город. село, деревня | ио | ||||
1 | Город. село, деревня | эк | ||||
1 | Правила дорожного движения | фо | ||||
1 | Растения осенью и их плоды | тек | ||||
1 | Деревья, кустарники, травы. | тек | ||||
1 | Разнообразие животных в природе | тек | ||||
1 | Режим дня школьника. Отдых и труд школьника | тек | ||||
1 | Мебель | ио | ||||
1 | Посуда | тек | ||||
1 | Охрана здоровья зимой | пр | ||||
1 | Охрана здоровья зимой | тек | ||||
1 | Растения зимой | тек | ||||
1 | Формирование представлений о явлениях в неживой природе | тек | ||||
1 | Домашние и дикие животные | пр | ||||
1 | Домашние животные – корова, лошадь, овца | тек | ||||
1 | Дикие животные: лось, олень внешний вид. Пища , повадки. | фо | ||||
1 | Домашние птицы: гусь, индюк, утка | тек | ||||
1 | Дикие птицы. Зимующие и перелетные птицы. Птицы в русских сказках | фо | ||||
1 | Насекомые вредные и полезные. Бабочка, майский жук, пчела, муравей, муха | тек | ||||
1 | Рыбы | тек | ||||
1 | Земноводные | тек | ||||
1 | Человек – часть природы | тек | ||||
1 | Здоровье человека | тек | ||||
1 | Итоги за четверть | пр | ||||
1 | Итог за год | пр |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная рабочая программа по математике 4 класс (8вида)
Адаптированная рабочая программа по математике для 4 класса составлена на основе "Программы специальных (коррекционных)" общеобразовательных учреждений 8вида под редакцией В.В.Воронков...
Рабочая программа по миру природы и человека для учащихся 4 класса с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями).
laquo;Мир природы и человека» базируется на знакомых детям объектах и явлениях окружающего мира. Актуальность заключается в формировании естествоведческих знаний, пропедевтическим этапом развит...
Рабочая программа по миру природы и человека для учащихся 3 класса с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями).
laquo;Мир природы и человека» базируется на знакомых детям объектах и явлениях окружающего мира. Актуальность заключается в формировании естествоведческих знаний, пропедевтическим этапом развит...
Рабочая программа по ОППТ 4 класс (8вид)
Рабочая программа по ОППТ 4 класс (8 вид)...
Рабочая программа по музыке 4 класс (8вид)
Рабочая программа по музыке 4 класс (8 вид)...
Рабочая программа по рисованию 4 класс (8вид)
Рабочая программа по рисованию 4 класс (8 вид)...
Рабочая программа по чтению 4 класс (8вид)
Рабочая программа по чтению 4 класс ( 8 вид)...