Рабочая программа по чтению 4 класс (8вид)
рабочая программа по чтению (4 класс)
Рабочая программа по чтению 4 класс ( 8 вид)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_chteniyu.docx | 39.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждениеСредняя общеобразовательная школа п.Обор
муниципального района им. Лазо
682903, Хабаровский край, район имени Лазо, пос. Обор, ул. Новошкольная, дом 4,
Электронный адрес obor71@mail.ru,рабочий телефон 8(42154)47-4-19
«Рассмотрено» Руководитель ШМО _____/Ситникова Л.В./
Протокол № ____ от ________2020г. | «Согласовано» Зам. директора по УВР ______ /Перевалова О.А. / от________2020г | «Утверждено» Директор МБОУ СОШ п.Обор им. Е.А.Дикопольцева _______/_ Бредгауэр И.С.__/ Приказ № от______2020г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по ЧТЕНИЮ
( на основании ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Учитель Ситникова Лариса Викторовна
Год составления 2020-2021 учебный год
Класс ___4______
Общее количество часов по плану -136часа
Количество часов в неделю – 4
Рабочая программа по чтению и развитию речи составлена на основе учебной «Программы подготовительного и 1 – 4 классов коррекционных образовательных учреждений VIII вида» под редакцией В.В.Воронковой. – М.: Просвещение, 2008.
_________г. Ситникова Л.В.____________
Пояснительная записка.
Рабочая программа по чтению и развитию речи составлена на основе учебной «Программы подготовительного и 1 – 4 классов коррекционных образовательных учреждений VIII вида» под редакцией В.В.Воронковой. – М.: Просвещение, 2008.
Смирнова З. Н., Гусева Г. М. Чтение. 4 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: Просвещение, 2010..
Содержание учебного предмета
Тема «Что такое хорошо…».
Чтение и разбор произведений данной темы раскрывают положительные качества человека и поступки, заслуживающие осуждения; способствуют воспитанию морально-этических, нравственных представлений учащихся.
Тема «Уж небо осенью дышало…».
Чтение и разбор произведений, помещённых в данной теме, способствуют уточнению и расширению знаний учащихся об изменениях природы осенью, о подготовке животных и птиц к зиме. Знакомство с поэтическими произведениями позволяет развивать эстетические представления о красоте русской природы. Через систему художественных описаний и образов подчёркивается необходимость бережного отношения к природе.
Тема «Народные сказки».
Знакомство с произведениями данной темы способствует обогащению знаний учащихся об устном народном творчестве разных народов, об общности сюжетов, о характеристиках персонажей, признаках национальных традиций.
Тема «О труде и трудолюбии».
Чтение и разбор произведений, помещённых в данной теме, способствуют осознанию того, что труд, пусть самый скромный, нужен людям; формируют понятие о том, что учёба является основным видом труда школьников.
Тема «Идёт волшебница зима».
Чтение и разбор произведений данной темы способствуют уточнению, расширению знаний учащихся об изменениях в природе, жизни животных и птиц зимой.
Тема «Произведения русских и зарубежных писателей».
Произведения, включённые в данный раздел, нацелены на дальнейшее углубление литературного образования учащихся. В разделе представлены произведения выдающихся русских и зарубежных писателей, творчество которых является неоценимым вкладом в сокровищницу отечественной и мировой культуры. Изучение данных произведений позволяет сделать заметный шаг в эстетическом, нравственном и речевом развитии.
Тема «Люби всё живое».
Чтение и разбор произведений, помещённых в данной теме, отражают разнообразные и яркие образы живого природного мира; способствуют воспитанию у учащихся любви к животным, чуткого и бережного отношения к ним.
Тема «В стране чудес».
Чтение и разбор произведений данной темы способствуют эмоциональному воспитанию учащихся.
Тема «Весна идёт!».
Чтение и разбор произведений данной темы показывают весеннее обновление природы; способствуют уточнению и расширению знаний учащихся об изменениях в природе, в жизни людей, животных и птиц весной; о важных для людей нашей страны праздниках, отмечаемых весной.
Тема «Лето наступило».
Чтение и разбор произведений по данной теме способствуют уточнению, расширению представлений учащихся о лете как о времени года, об изменениях в природе, в жизни людей, животных и птиц.
Программа составлена в соответствии с учебным планом.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Техника чтения.
Правильное чтение вслух целыми словами. Чтение про себя.
Работа над выразительным чтением: соблюдение пауз между предложениями, логического ударения, необходимой интонации.
Понимание прочитанного.
Выделение главной мысли произведения, осознание последовательности, причинности и смысла читаемого. Деление текста на законченные по смыслу части по данным заглавиям. Придумывание заглавий к основным частям текста, коллективное составление плана. Объяснение выделенных учителем слов и оборотов речи.
Подведение учащихся к выводу из произведения, сравнение прочитанного с опытом детей и ранее прочитанным. Выделение главных действующих лиц, оценка их поступков; выбор в тексте слов, выражений, характеризующих героев, события, картины природы.
Развитие устной речи.
Самостоятельный полный и выборочный пересказ, рассказ по аналогии с прочитанным.
Заучивание наизусть стихотворений, басен.
Примерная тематика.
Чтение произведений устного народного творчества в обработке русских писателей.
Общественно полезные дела школьников.
Чтение рассказов и стихотворений русских и зарубежных классиков о природе, жизни животных, занятиях взрослых и детей в разные времена года.
В практике работы специальной (коррекционной) школы VIII вида используются все типы уроков чтения, известные в методике обучения предмету:
- вводные уроки (вступительные);
- уроки чтения текстов учебника;
- уроки тематического обобщения.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся:
Учащиеся должны уметь:
- читать сознательно, правильно текст целыми словами вслух с соблюдением пауз и с соответствующей интонацией;
- читать «про себя»;
- отвечать на вопросы по прочитанному;
- выделять главных действующих лиц, выражая к ним своё отношение;
- определять главную мысль произведения;
- пересказывать прочитанное полно и выборочно.
Учащиеся должны знать: наизусть 6 – 8 стихотворений и 2 басни.
Организация текущего и промежуточного контроля знаний по чтению и развитию речи.
Проверка навыков чтения проводится на основе повседневных наблюдений за чтением и пониманием прочитанного по учебнику путём специального опроса по чтению, пересказу или комбинированного опроса.
С целью выявления степени усвоения программного материала по чтению и развитию речи провести:
- проверку техники чтения – 3 раза в год (начало, середина и конец учебного года);
При проверке техники чтения подбираются незнакомые, но доступные тексты следующего объёма:
- на начало учебного года – 25 – 30 слов;
- на конец учебного года – 35 – 40 слов.
Тематическое планирование
№ п/п | Название разделов программы. | Количество часов. |
В.Лебедев-Кумач «Здравствуй, школа!». | 1 ч | |
Что такое хорошо… | 16 ч | |
Уж небо осенью дышало… | 17 ч | |
Народные сказки. | 10 ч | |
О труде и трудолюбии. | 11 ч | |
Идёт волшебница зима. | 15 ч | |
Произведения русских и зарубежных писателей. | 9 ч | |
Люби всё живое. | 16 ч | |
В стране чудес. | 9 ч | |
Весна идёт! | 20 ч | |
Лето наступило. | 12 ч | |
Итого | 136часов |
Календарно – тематическое планирование по чтению
№ п/п | Содержание программного материала. | Часы. | Дата проведения | Планируемые результаты учебного предмета | ||||||||||||
план | факт | |||||||||||||||
I четверть.36 ч | ||||||||||||||||
1. | В.Лебедев-Кумач «Здравствуй, школа!». | 1 ч | читать сознательно, правильно текст целыми словами вслух с соблюдением пауз и с соответствующей интонацией; читать «про себя»; отвечать на вопросы по прочитанному; выделять главных действующих лиц, выражая к ним своё отношение; определять главную мысль произведения; пересказывать прочитанное полно и выборочно. | |||||||||||||
I. | Что такое хорошо… | 16 ч | ||||||||||||||
1. | Э. Шим «Брат и младшая сестра». | 1 ч | ||||||||||||||
2. | А.Седугин «Молоток». | 1 ч | ||||||||||||||
3. | Е.Пермяк «Пичугин мост». | 2 ч | ||||||||||||||
4. | В.Голявкин «Был не крайний случай». | 1 ч | ||||||||||||||
5. | И.Дик «Счастливая» ручка». | 2 ч | ||||||||||||||
6. | Л.Давыдычев «Лёлишна из третьего подъезда». «Лёлишна Охлопкова». | 2 ч | ||||||||||||||
7. | Л.Давыдычев «Виктор Мокроусов». | 2 ч | ||||||||||||||
8. | А.Гайдар «Тимур и его команда» (отрывки из повести). | 3 ч | ||||||||||||||
9. | В.Осеева «Печенье». | 1 ч | ||||||||||||||
10. | Обобщающий урок по теме «Что такое хорошо…». | 1 ч | ||||||||||||||
Уж небо осенью дышало…17 ч | ||||||||||||||||
1. | А.Толстой «Осень». Наизусть. | 1 ч | читать сознательно, правильно текст целыми словами вслух с соблюдением пауз и с соответствующей интонацией; читать «про себя»; отвечать на вопросы по прочитанному; выделять главных действующих лиц, выражая к ним своё отношение; определять главную мысль произведения; пересказывать прочитанное полно и выборочно. | |||||||||||||
2. | В.Песков «Осенний лес». | 1 ч | ||||||||||||||
3. | А.Твардовский «Лес осенью». Наизусть. Народные приметы. Загадка. | 1 ч | ||||||||||||||
4. | О.Высотская «Осеннее утро». Наизусть. | 1 ч | ||||||||||||||
5. | В.Гаршин «Лягушка-путешественница» (сказка). | 5 ч | ||||||||||||||
6. | И.Крылов «Стрекоза и муравей». Наизусть. | 1 ч | ||||||||||||||
7. | Д.Мамин-Сибиряк «Приёмыш». | 2 ч | ||||||||||||||
8. | Д.Мамин-Сибиряк «Тарас и Соболько». | 1 ч | ||||||||||||||
9. | А.Пушкин «Уж небо осенью дышало…». Наизусть. | 1 ч | ||||||||||||||
10. | Н.Мишутин «Про лягушку-хохотушку». | 2 ч | ||||||||||||||
11. | Обобщающий урок по теме «Уж небо осенью дышало…». | 1 ч | ||||||||||||||
Народные сказки.10 ч | ||||||||||||||||
1. | Русская сказка «Гуси-лебеди». | 2 ч | ||||||||||||||
читать сознательно, правильно текст целыми словами вслух с соблюдением пауз и с соответствующей интонацией; | ||||||||||||||||
1. | Молдавская сказка «Чудесный клад». | 2 ч | ||||||||||||||
2. | Эвенкийская сказка «Росомаха и лисица». | 2 ч | ||||||||||||||
3. | Мансийская сказка «Отчего у зайца длинные уши». | 1 ч | ||||||||||||||
4. | Русская сказка «Лиса и волк». | 2 ч | ||||||||||||||
5. | Обобщающий урок по теме «Народные сказки». | 1 ч | ||||||||||||||
О труде и трудолюбии.11 ч | ||||||||||||||||
1. | К.Ушинский «Два плуга». | 1 ч | читать сознательно, правильно текст целыми словами вслух с соблюдением пауз и с соответствующей интонацией; читать «про себя»; отвечать на вопросы по прочитанному; выделять главных действующих лиц, выражая к ним своё отношение; определять главную мысль произведения; пересказывать прочитанное полно и выборочно. | |||||||||||||
2. | Русская сказка «Самое дорогое». | 2 ч | ||||||||||||||
3. | И.Крылов «Трудолюбивый медведь» (басня). | 1 ч | ||||||||||||||
4. | Нанайская сказка «Айога». | 2 ч | ||||||||||||||
5. | С.Маршак «Лодыри и кот». Наизусть. | 1 ч | ||||||||||||||
6. | И.Крылов «Лебедь, Щука и Рак» (басня). | 1 ч | ||||||||||||||
7. | А.Тетивкин «Школа». | 1 ч | ||||||||||||||
8. | Е.Пермяк «Для чего руки нужны?». | 1 ч | ||||||||||||||
9. | Обобщающий урок по теме «О труде и трудолюбии». | 1 ч | ||||||||||||||
Идёт волшебница зима.15 ч | ||||||||||||||||
1. | И.Никитин «Встреча зимы». Наизусть. | 1 ч | читать сознательно, правильно текст целыми словами вслух с соблюдением пауз и с соответствующей интонацией; читать «про себя»; отвечать на вопросы по прочитанному; | |||||||||||||
2. | И.Соколов-Микитов «Зима в лесу». | 1 ч | ||||||||||||||
3. | И.Антонов «Сад друзей». | 1 ч | ||||||||||||||
4. | И.Суриков «Детство». Наизусть. | 1 ч | ||||||||||||||
5. | Л.Толстой «Филиппок». | 2 ч | ||||||||||||||
6. | Н.Некрасов «Мужичок с ноготок». Наизусть. | 1 ч | ||||||||||||||
7. | Ю.Дмитриев «Для чего нужен снег». Народные приметы. Загадка. | 2 ч | ||||||||||||||
8. | Н.Некрасов «Не ветер бушует…». Наизусть. Загадки. | 1 ч | по прочитанному; выделять главных действующих лиц, выражая к ним своё отношение; определять главную мысль произведения; пересказывать прочитанное полно и выборочно. | |||||||||||||
9. | Н.Носов «Бенгальские огни». | 3 ч | ||||||||||||||
10. | М.Пляцковский «Какая бывает зима» (сказка). | 1 ч | ||||||||||||||
11. | Обобщающий урок по теме «Идёт волшебница зима». | 1 ч | ||||||||||||||
Произведения русских и зарубежных писателей.9 ч | ||||||||||||||||
1. | А.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». | 5 ч | читать сознательно, правильно текст целыми словами вслух с соблюдением пауз и с соответствующей интонацией; читать «про себя»; отвечать на вопросы по прочитанному; | |||||||||||||
2. | Дж. Свифт «Гулливер в стране лилипутов» (отрывок из книги «Путешествия Гулливера»). | 2 ч | ||||||||||||||
3. | Братья Гримм «Соломинка, уголёк и боб». | 1 ч | ||||||||||||||
4. | Обобщающий урок по теме «Произведения русских и зарубежных писателей». | 1 ч | ||||||||||||||
Люби всё живое.16 ч | ||||||||||||||||
1. | В.Костылёв «Берёза». | 1 ч | отвечать на вопросы по прочитанному; выделять главных действующих лиц, выражая к ним своё отношение; определять главную мысль произведения; пересказывать прочитанное полно и выборочно. | |||||||||||||
2. | Л.Толстой «Как дядя рассказывал про то, как он ездил верхом». | 2 ч | ||||||||||||||
3. | Н.Вагнер «Мальчик и дворовая собака». | 2 ч | ||||||||||||||
4. | В.Тарасов «Четвероногий друг». | 2 ч | ||||||||||||||
5. | М.Пришвин «Гаечки». | 2 ч | ||||||||||||||
6. | М.Горький «Воробьишко» (сказка). | 3 ч | ||||||||||||||
7. | А.Барков «Пожарник Карл». | 2 ч | ||||||||||||||
8. | Г.Скребицкий «Медвежонок». | 1 ч | ||||||||||||||
9. | Обобщающий урок по теме «Люби всё живое». | 1 ч | ||||||||||||||
В стране чудес.9 ч | ||||||||||||||||
1. | И.Токмакова «В чудной стране». | 1 ч | ||||||||||||||
2. | А.Милн «Винни-Пух и все-все-все» (глава из сказки). | 3 ч | ||||||||||||||
3. | А.Толстой «Золотой ключик, или приключения Буратино» (главы из повести). | 4 ч | ||||||||||||||
4. | Обобщающий урок по теме «В стране чудес». | 1 ч | ||||||||||||||
IV четверть.32 ч | ||||||||||||||||
Весна идёт!20 ч | ||||||||||||||||
1. | Ф.Тютчев «Весенние воды». Наизусть. | 1 ч | читать сознательно, правильно текст целыми словами вслух с соблюдением пауз и с соответствующей интонацией; читать «про себя»; отвечать на вопросы по прочитанному; выделять главных действующих лиц, выражая к ним своё отношение; определять главную мысль произведения; пересказывать прочитанное полно и выборочно. | |||||||||||||
2. | В.Ситников «Утро». Народные приметы. | 2 ч | ||||||||||||||
3. | Л.Толстой «Весна». | 1 ч | ||||||||||||||
4. | И.Никитин «Полюбуйся: весна наступает…». Наизусть. | 1 ч | ||||||||||||||
5. | А.Платонов «Ещё мама». | 5 ч | ||||||||||||||
6. | Н.Саконская «Разговор о маме». | 1 ч | ||||||||||||||
7. | Л.Квитко «Бабушкины руки». | 1 ч | ||||||||||||||
8. | Е.Кононенко «Резеда». | 1 ч | ||||||||||||||
9. | Н.Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы». | 2 ч | ||||||||||||||
10. | А.Барков «Яшка». | 1 ч | ||||||||||||||
11. | Ф.Тютчев «Весенняя гроза». Наизусть. | 1 ч | ||||||||||||||
12. | В.Орлов «Лесной цветок». | 1 ч | ||||||||||||||
13. | Н.Сладков «Медведь и солнце» (сказка). | 1 ч | ||||||||||||||
14. | Обобщающий урок по теме «Весна идёт!». | 1 ч | ||||||||||||||
Лето наступило. | ||||||||||||||||
1. | И.Никитин «Вечер ясен и тих…». | 1 ч | читать сознательно, правильно текст целыми словами вслух с соблюдением пауз и с соответствующей интонацией; читать «про себя»; отвечать на вопросы по прочитанному; выделять главных действующих лиц, выражая к ним своё отношение; определять главную мысль произведения; пересказывать прочитанное полно и выборочно. | |||||||||||||
2. | К.Паустовский «Заботливый цветок». | 2 ч | ||||||||||||||
3. | Н.Некрасов «Крестьянские дети» (отрывки). | 1 ч | ||||||||||||||
4. | Н.Носов «Огородники». | 3 ч | ||||||||||||||
5. | И.Антонов «У речки». | 1 ч | ||||||||||||||
6. | М.Пришвин «Золотой луг». Народные приметы. | 1 ч | ||||||||||||||
7. | В.Драгунский «Третье место в стиле баттерфляй». | 1 ч | ||||||||||||||
8. | М.Бородицкая «Последний день учения». | 1 ч | ||||||||||||||
9. | Обобщающий урок по теме «Лето наступило». | 1 ч |
Список учебно-наглядных пособий:
1. Грамзаписи.
2. Гербарий растений.
3. Детские книги.
4. Диафильмы.
5. Дидактический материал в картинках «Времена года в городе, в деревне, в природе».
6. Открытки.
7. Портреты писателей.
8. Предметные и сюжетные картинки.
9. Репродукции картин художников.
10. Учебник.
11. Фотографии.
Список грамзаписей, используемых на уроках чтения и развития речи:
1. В. Гаршин «Лягушка-путешественница» (компакт-диск).
2. М. Горький «Воробьишко».
3. И. Крылов «Лебедь, Щука и Рак».
4. И. Никитин «Полюбуйся, весна наступает…».
5. В. Осеева «Печенье».
6. А. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».
7. А. Твардовский «Осень».
8. Л. Толстой «Филиппок».
9. Нанайская сказка «Айога».
Список диафильмов, используемых на уроках чтения и развития речи:
- И. Крылов «Стрекоза и Муравей».
- Н. Некрасов «Мужичок с ноготок».
- Дж. Свифт «Гулливер в стране лилипутов».
- Русская сказка «Лиса и волк».
- «Славная осень!» (обобщающий урок по теме).
- «Что такое хорошо» (обобщающий урок по теме).
Список учебно-методической литературы:
для учащихся:
- Смирнова З. Н., Гусева Г. М. Чтение. 4 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: Просвещение, 2010.
- К. Козырева О.А., Кутакова К.А. Читай! Размышляй! Пиши!: карт.-задания по русскому языку, чтению и развитию речи. 1,2,3,4 кл. – М.: Гуманитар. Изд. Центр Владос, 2005.
Для учителя:
1. Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку во вспомогательной школе: Учеб. Пособие для студентов дефектол. Фак. Пед. Институтов. – М.: Просвещение, 1994.
2. Гнездилов М.Ф. Методика русского языка во вспомогательной школе. – М.: Просвещение, 1965.
3. Лалаева Р.И. Устранение нарушения чтения у учащихся вспомогательной школы. – М.: Просвещение, 1978.
4. Петрова В.Г. Развитие речи учащихся вспомогательной школы. – М.: Просвещение, 1977.
5. Программы подготовительного и 1-4 классов коррекционных образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой. – М.: Просвещение, 2008.
6. Психологический анализ дифференцированного подхода при обучении умственно отсталых школьников / Под. Ред. В.Г.Петровой и др. – М.: 1988 (статьи И.В.Беляковой, В.В.Воронковой и В.Г.Петровой, Н.К.Сорокиной, В.А.Сумароковой).
7. Смирнова З.Н. Обучение чтению // Обучение учащихся I- IV классов вспомогательной школы. – М.: Просвещение,1982.
8. Сумарокова В.А. Оптимизация усвоения учебного материала с учётом развития памяти умственно отсталых школьников. – М.: Просвещение, 1986.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по чтению 3 класс, составлена на основе авторской программы Л.Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой «Литературное чтение»
Рабочая программа соответствует ФГОС...
Рабочая программа по чтению (4 класс) на тему: "Рабочая программа по чтению 4 коррекционный класс (8 вида).
Библиографический список Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII...
Рабочая программа по чтению (3 класс) на тему: "Рабочая программа по чтению 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Литературное чтение» • Программы курса «Литературное чтение» под редакцией Климановой Л.Ф., Виноградской Л.А., Горецкого В.Г. М., «Просвещение», 2018 год;
Курс «Литературное чтение» ставит следующие цели:-целенаправленное формирование коммуникативно-речевых умений и навыка чтения как общеучебного умения; приобщение ребенка к лите...
Рабочая программа по: чтению. Класс: 3
Рабочая программа по: чтению. Класс: 3...
Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению
Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению...
Рабочая программа по Чтению на родном языке. Рабочая программа Родной русский язык 3 класс УМК Школа России
Рабочая программа по Чтению на родном языке. Рабочая программа Родной русский язык 3 класс УМК Школа России...