Рабочая программа по чтению 4 класс (8вид)
рабочая программа по чтению (4 класс)

Ситникова Лариса Викторовна

Рабочая программа по чтению 4 класс ( 8 вид)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_chteniyu.docx39.68 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждениеСредняя общеобразовательная школа п.Обор

муниципального района им. Лазо

682903, Хабаровский край, район имени Лазо, пос. Обор, ул. Новошкольная, дом 4,

Электронный адрес obor71@mail.ru,рабочий телефон 8(42154)47-4-19

«Рассмотрено»

Руководитель ШМО

_____/Ситникова Л.В./    

                 

Протокол №  ____          

 от   ________2020г.

«Согласовано»

Зам. директора по УВР  

______  /Перевалова О.А. / 

   от________2020г

«Утверждено»

Директор МБОУ СОШ п.Обор

 им. Е.А.Дикопольцева

_______/_ Бредгауэр И.С.__/  

Приказ №                                          

от______2020г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по   ЧТЕНИЮ

 ( на основании ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Учитель  Ситникова Лариса Викторовна

Год составления 2020-2021 учебный год

Класс ___4______

Общее количество часов по плану -136часа

Количество часов в неделю – 4

     Рабочая программа по чтению и развитию речи составлена на основе учебной «Программы подготовительного и 1 – 4 классов коррекционных образовательных учреждений VIII вида» под редакцией В.В.Воронковой. – М.: Просвещение, 2008.

 _________г.         Ситникова Л.В.____________                              

Пояснительная записка.

     Рабочая программа по чтению и развитию речи составлена на основе учебной «Программы подготовительного и 1 – 4 классов коррекционных образовательных учреждений VIII вида» под редакцией В.В.Воронковой. – М.: Просвещение, 2008.

Смирнова З. Н., Гусева Г. М. Чтение. 4 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: Просвещение, 2010..

Содержание учебного предмета   

Тема «Что такое хорошо…».

      Чтение и разбор произведений данной темы раскрывают положительные качества человека и поступки, заслуживающие осуждения; способствуют воспитанию морально-этических, нравственных представлений учащихся.

Тема «Уж небо осенью дышало…».

     Чтение и разбор произведений, помещённых в данной теме, способствуют уточнению и расширению знаний учащихся об изменениях природы осенью, о подготовке животных и птиц к зиме. Знакомство с поэтическими произведениями позволяет развивать эстетические представления о красоте русской природы. Через систему художественных описаний и образов подчёркивается необходимость бережного отношения к природе.

Тема «Народные сказки».

     Знакомство с произведениями данной темы способствует обогащению знаний учащихся об устном народном творчестве разных народов, об общности сюжетов, о характеристиках персонажей, признаках национальных традиций.

Тема «О труде и трудолюбии».

     Чтение и разбор произведений, помещённых в данной теме, способствуют осознанию того, что труд, пусть самый скромный, нужен людям; формируют понятие о том, что учёба является основным видом труда школьников.

Тема «Идёт волшебница зима».

     Чтение и разбор произведений данной темы способствуют уточнению, расширению знаний учащихся об изменениях в природе, жизни животных и птиц зимой.

Тема «Произведения русских и зарубежных писателей».    

     Произведения, включённые в данный раздел, нацелены на дальнейшее углубление литературного образования учащихся. В разделе представлены произведения выдающихся русских и зарубежных писателей, творчество которых является неоценимым вкладом в сокровищницу отечественной и мировой культуры. Изучение данных произведений позволяет сделать заметный шаг в эстетическом, нравственном и речевом развитии.     

Тема «Люби всё живое».

     Чтение и разбор произведений, помещённых в данной теме, отражают разнообразные и яркие образы живого природного мира; способствуют воспитанию у учащихся любви к животным, чуткого и бережного отношения к ним.

Тема «В стране чудес».

     Чтение и разбор произведений данной темы способствуют эмоциональному воспитанию учащихся.

Тема «Весна идёт!».

      Чтение и разбор произведений данной темы показывают весеннее обновление природы; способствуют уточнению и расширению знаний учащихся об изменениях в природе, в жизни людей, животных и птиц весной; о важных для людей нашей страны праздниках, отмечаемых весной.

Тема «Лето наступило».

      Чтение и разбор произведений по данной теме способствуют уточнению, расширению представлений учащихся о лете как о времени года, об изменениях в природе, в жизни людей, животных и птиц.

Программа составлена в соответствии с учебным планом.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Техника чтения.

     Правильное чтение вслух целыми словами. Чтение про себя.

     Работа над выразительным чтением: соблюдение пауз между предложениями, логического ударения, необходимой интонации.

Понимание прочитанного. 

     Выделение главной мысли произведения, осознание последовательности, причинности и смысла читаемого. Деление текста на законченные по смыслу части по данным заглавиям. Придумывание заглавий к основным частям текста, коллективное составление плана. Объяснение выделенных учителем слов и оборотов речи.

     Подведение учащихся к выводу из произведения, сравнение прочитанного с опытом детей и ранее прочитанным. Выделение главных действующих лиц, оценка их поступков; выбор в тексте слов, выражений, характеризующих героев, события, картины природы.

Развитие устной речи.

     Самостоятельный полный и выборочный пересказ, рассказ по аналогии с прочитанным.

     Заучивание наизусть стихотворений, басен.

Примерная тематика.

     Чтение произведений устного народного творчества в обработке русских писателей.

    Общественно полезные дела школьников.

    Чтение рассказов и стихотворений  русских и зарубежных классиков о природе, жизни животных, занятиях взрослых и детей в разные времена года.

    В практике работы специальной (коррекционной) школы VIII вида используются все типы уроков чтения, известные в методике обучения предмету:

  • вводные уроки (вступительные);
  • уроки чтения текстов учебника;
  • уроки тематического обобщения.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся:

     Учащиеся должны уметь:

  • читать сознательно, правильно текст целыми словами вслух с соблюдением пауз и с соответствующей интонацией;
  • читать «про себя»;
  • отвечать на вопросы по прочитанному;
  • выделять главных действующих лиц, выражая к ним своё отношение;
  • определять главную мысль произведения;
  • пересказывать прочитанное полно и выборочно.

   Учащиеся должны знать: наизусть 6 – 8 стихотворений и 2 басни. 

Организация текущего и промежуточного контроля знаний по чтению и развитию речи.

    Проверка навыков чтения проводится на основе повседневных наблюдений за чтением и пониманием прочитанного по учебнику путём специального опроса по чтению, пересказу или комбинированного опроса.

    С целью выявления степени усвоения программного материала по чтению и развитию речи провести:

  • проверку техники чтения – 3 раза в год (начало, середина и конец учебного года);    

При проверке техники чтения подбираются незнакомые, но доступные тексты следующего объёма:

  • на начало учебного года – 25 – 30 слов;
  • на конец учебного года – 35 – 40 слов.

                                 

Тематическое планирование

п/п

Название разделов программы.

Количество

часов.

В.Лебедев-Кумач «Здравствуй, школа!».

1 ч

Что такое хорошо…

16 ч

Уж небо осенью дышало…

17 ч

Народные сказки.

10 ч

О труде и трудолюбии.

11 ч

Идёт волшебница зима.

15 ч

Произведения русских и зарубежных писателей.

9 ч

Люби всё живое.

16 ч

В стране чудес.

9 ч

Весна идёт!

20 ч

Лето наступило.

12 ч

Итого

136часов

                                                                                       

Календарно – тематическое планирование по чтению

п/п

Содержание программного материала.

Часы.

Дата проведения

Планируемые результаты учебного предмета

план

факт

I четверть.36 ч

1.

В.Лебедев-Кумач «Здравствуй, школа!».

1 ч

читать сознательно, правильно текст целыми словами вслух с соблюдением пауз и с соответствующей интонацией;

читать «про себя»;

отвечать на вопросы по прочитанному;

выделять главных действующих лиц, выражая к ним своё отношение;

определять главную мысль произведения;

пересказывать прочитанное полно и выборочно.

I.

Что такое хорошо…

16 ч

1.

Э. Шим «Брат и младшая сестра».

1 ч

2.

А.Седугин «Молоток».

1 ч

3.

Е.Пермяк «Пичугин мост».

2 ч

4.

В.Голявкин «Был не крайний случай».

1 ч

5.

И.Дик «Счастливая» ручка».

2 ч

6.

Л.Давыдычев «Лёлишна из третьего подъезда». «Лёлишна Охлопкова».

2 ч

7.

Л.Давыдычев «Виктор Мокроусов».

2 ч

8.

А.Гайдар «Тимур и его команда» (отрывки из повести).

3 ч

9.

В.Осеева «Печенье».

1 ч

10.

Обобщающий урок по теме «Что такое хорошо…».

1 ч

Уж небо осенью дышало…17 ч

1.

А.Толстой «Осень».               Наизусть.

1 ч

читать сознательно, правильно текст целыми словами вслух с соблюдением пауз и с соответствующей интонацией;

читать «про себя»;

отвечать на вопросы по прочитанному;

выделять главных действующих лиц, выражая к ним своё отношение;

определять главную мысль произведения;

пересказывать прочитанное полно и выборочно.

2.

В.Песков «Осенний лес».

1 ч

3.

А.Твардовский «Лес осенью».      Наизусть.

Народные приметы. Загадка.  

1 ч

4.

О.Высотская «Осеннее утро».      Наизусть.

1 ч

5.

В.Гаршин «Лягушка-путешественница» (сказка).

5 ч

6.

И.Крылов «Стрекоза и муравей».   Наизусть.

1 ч

7.

Д.Мамин-Сибиряк «Приёмыш».

2 ч

8.

Д.Мамин-Сибиряк «Тарас и Соболько».

1 ч

9.

А.Пушкин «Уж небо осенью дышало…». Наизусть.

1 ч

10.

Н.Мишутин «Про лягушку-хохотушку».

2 ч

11.

Обобщающий урок по теме «Уж небо осенью дышало…».

1 ч

Народные сказки.10 ч

1.

Русская сказка «Гуси-лебеди».

2 ч

читать сознательно, правильно текст целыми словами вслух с соблюдением пауз и с соответствующей интонацией;

1.

Молдавская сказка «Чудесный клад».

2 ч

2.

Эвенкийская сказка «Росомаха и лисица».

2 ч

3.

Мансийская сказка «Отчего у зайца длинные уши».

1 ч

4.

Русская сказка «Лиса и волк».

2 ч

5.

Обобщающий урок по теме «Народные сказки».

1 ч

О труде и трудолюбии.11 ч

1.

К.Ушинский «Два плуга».

1 ч

читать сознательно, правильно текст целыми словами вслух с соблюдением пауз и с соответствующей интонацией;

читать «про себя»;

отвечать на вопросы по прочитанному;

выделять главных действующих лиц, выражая к ним своё отношение;

определять главную мысль произведения;

пересказывать прочитанное полно и выборочно.

2.

Русская сказка «Самое дорогое».

2 ч

3.

И.Крылов «Трудолюбивый медведь» (басня).

1 ч

4.

Нанайская сказка «Айога».

2 ч

5.

С.Маршак «Лодыри и кот».        Наизусть.

1 ч

6.

И.Крылов «Лебедь, Щука и Рак» (басня).

1 ч

7.

А.Тетивкин «Школа».

1 ч

8.

Е.Пермяк «Для чего руки нужны?».

1 ч

9.

Обобщающий урок по теме «О труде и трудолюбии».

1 ч

Идёт волшебница зима.15 ч

1.

И.Никитин «Встреча зимы».        Наизусть.

1 ч

читать сознательно, правильно текст целыми словами вслух с соблюдением пауз и с соответствующей интонацией;

читать «про себя»;

отвечать на вопросы по прочитанному;

2.

И.Соколов-Микитов «Зима в лесу».

1 ч

3.

И.Антонов «Сад друзей».

1 ч

4.

И.Суриков «Детство».                   Наизусть.

1 ч

5.

Л.Толстой «Филиппок».

2 ч

6.

Н.Некрасов «Мужичок с ноготок».  Наизусть.

1 ч

7.

Ю.Дмитриев «Для чего нужен снег».

Народные приметы. Загадка.

2 ч

8.

Н.Некрасов «Не ветер бушует…».   Наизусть.

Загадки.

1 ч

по прочитанному;

выделять главных действующих лиц, выражая к ним своё отношение;

определять главную мысль произведения;

пересказывать прочитанное полно и выборочно.

9.

Н.Носов «Бенгальские огни».

3 ч

10.

М.Пляцковский «Какая бывает зима» (сказка).

1 ч

11.

Обобщающий урок по теме «Идёт волшебница зима».

1 ч

Произведения русских и зарубежных писателей.9 ч

1.

А.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».

5 ч

читать сознательно, правильно текст целыми словами вслух с соблюдением пауз и с соответствующей интонацией;

читать «про себя»;

отвечать на вопросы по прочитанному;

2.

Дж. Свифт «Гулливер в стране лилипутов» (отрывок из книги «Путешествия Гулливера»).

2 ч

3.

Братья Гримм «Соломинка, уголёк и боб».

1 ч

4.

Обобщающий урок по теме «Произведения русских и зарубежных писателей».

1 ч

Люби всё живое.16 ч

1.

В.Костылёв «Берёза».

1 ч

отвечать на вопросы по прочитанному;

выделять главных действующих лиц, выражая к ним своё отношение;

определять главную мысль произведения;

пересказывать прочитанное полно и выборочно.

2.

Л.Толстой «Как дядя рассказывал про то, как он ездил верхом».

2 ч

3.

Н.Вагнер «Мальчик и дворовая собака».

2 ч

4.

В.Тарасов «Четвероногий друг».

2 ч

5.

М.Пришвин «Гаечки».

2 ч

6.

М.Горький «Воробьишко» (сказка).

3 ч

7.

А.Барков «Пожарник Карл».

2 ч

8.

Г.Скребицкий «Медвежонок».

1 ч

9.

Обобщающий урок по теме «Люби всё живое».

1 ч

В стране чудес.9 ч

1.

И.Токмакова «В чудной стране».

1 ч

2.

А.Милн «Винни-Пух и все-все-все» (глава из сказки).

3 ч

3.

А.Толстой «Золотой ключик, или приключения Буратино» (главы из повести).

4 ч

4.

Обобщающий урок по теме «В стране чудес».

1 ч

IV четверть.32 ч

Весна идёт!20 ч

1.

Ф.Тютчев «Весенние воды».      Наизусть.

1 ч

читать сознательно, правильно текст целыми словами вслух с соблюдением пауз и с соответствующей интонацией;

читать «про себя»;

отвечать на вопросы по прочитанному;

выделять главных действующих лиц, выражая к ним своё отношение;

определять главную мысль произведения;

пересказывать прочитанное полно и выборочно.

2.

В.Ситников «Утро». Народные приметы.

2 ч

3.

Л.Толстой «Весна».

1 ч

4.

И.Никитин «Полюбуйся: весна наступает…».

Наизусть.

1 ч

5.

А.Платонов «Ещё мама».

5 ч

6.

Н.Саконская «Разговор о маме».

1 ч

7.

Л.Квитко «Бабушкины руки».

1 ч

8.

Е.Кононенко «Резеда».

1 ч

9.

Н.Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы».

2 ч

10.

А.Барков «Яшка».

1 ч

11.

Ф.Тютчев «Весенняя гроза».    Наизусть.

1 ч

12.

В.Орлов «Лесной цветок».

1 ч

13.

Н.Сладков «Медведь и солнце» (сказка).

1 ч

14.

Обобщающий урок по теме «Весна идёт!».

1 ч

Лето наступило.

1.

И.Никитин «Вечер ясен и тих…».

1 ч

читать сознательно, правильно текст целыми словами вслух с соблюдением пауз и с соответствующей интонацией;

читать «про себя»;

отвечать на вопросы по прочитанному;

выделять главных действующих лиц, выражая к ним своё отношение;

определять главную мысль произведения;

пересказывать прочитанное полно и выборочно.

2.

К.Паустовский «Заботливый цветок».

2 ч

3.

Н.Некрасов «Крестьянские дети» (отрывки).

1 ч

4.

Н.Носов «Огородники».

3 ч

5.

И.Антонов «У речки».

1 ч

6.

М.Пришвин «Золотой луг».

Народные приметы.

1 ч

7.

В.Драгунский «Третье место в стиле баттерфляй».

1 ч

8.

М.Бородицкая «Последний день учения».

1 ч

9.

Обобщающий урок по теме «Лето наступило».

1 ч

Список  учебно-наглядных пособий:

 1. Грамзаписи.

 2. Гербарий растений.

 3. Детские книги.

 4. Диафильмы.

 5. Дидактический материал в картинках «Времена года в городе, в деревне, в природе».

 6. Открытки.

 7. Портреты писателей.

 8. Предметные и сюжетные картинки.

 9. Репродукции картин художников.

10. Учебник.

11. Фотографии.

Список грамзаписей, используемых на уроках чтения и развития речи:

 

 1. В. Гаршин «Лягушка-путешественница» (компакт-диск).

 2. М. Горький «Воробьишко».

 3. И. Крылов «Лебедь, Щука и Рак».

 4. И. Никитин «Полюбуйся, весна наступает…».

 5. В. Осеева «Печенье».

 6. А. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».

 7. А. Твардовский «Осень».

 8. Л. Толстой «Филиппок».

 9. Нанайская сказка «Айога».

                                     

Список диафильмов, используемых на уроках чтения и развития речи:

  1. И. Крылов «Стрекоза и Муравей».
  1. Н. Некрасов «Мужичок с ноготок».
  1. Дж. Свифт «Гулливер в стране лилипутов».
  1. Русская сказка «Лиса и волк».
  1. «Славная осень!» (обобщающий урок по теме).
  1. «Что такое хорошо» (обобщающий урок по теме).

Список учебно-методической литературы:

для учащихся:

  1. Смирнова З. Н., Гусева Г. М. Чтение. 4 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: Просвещение, 2010.
  1. К. Козырева О.А., Кутакова К.А. Читай! Размышляй! Пиши!: карт.-задания по русскому языку, чтению и развитию речи. 1,2,3,4 кл. – М.: Гуманитар. Изд. Центр Владос, 2005.

Для учителя:

1. Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку во вспомогательной школе: Учеб. Пособие для студентов дефектол. Фак. Пед. Институтов. – М.: Просвещение, 1994.

2.  Гнездилов М.Ф. Методика русского языка во вспомогательной школе. – М.: Просвещение, 1965.

3. Лалаева Р.И. Устранение нарушения чтения у учащихся вспомогательной школы. – М.: Просвещение, 1978.

4. Петрова В.Г. Развитие речи учащихся вспомогательной школы. – М.: Просвещение, 1977.

5. Программы подготовительного и 1-4 классов коррекционных образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой. – М.: Просвещение, 2008.

6. Психологический анализ дифференцированного подхода при обучении умственно отсталых школьников / Под. Ред. В.Г.Петровой и др. – М.: 1988 (статьи И.В.Беляковой, В.В.Воронковой и В.Г.Петровой, Н.К.Сорокиной, В.А.Сумароковой).

7. Смирнова З.Н. Обучение чтению // Обучение учащихся I- IV классов вспомогательной школы. –                                М.: Просвещение,1982.

8. Сумарокова В.А. Оптимизация усвоения учебного материала с учётом развития памяти умственно отсталых школьников. – М.: Просвещение, 1986.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по чтению (4 класс) на тему: "Рабочая программа по чтению 4 коррекционный класс (8 вида).

Библиографический список     Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII...

Рабочая программа по чтению (3 класс) на тему: "Рабочая программа по чтению 3 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Литературное чтение» • Программы курса «Литературное чтение» под редакцией Климановой Л.Ф., Виноградской Л.А., Горецкого В.Г. М., «Просвещение», 2018 год;

Курс «Литературное чтение» ставит следующие цели:-целенаправленное формирование коммуникативно-речевых умений и навыка чтения как общеучебного умения;   приобщение ребенка к лите...

Рабочая программа по: чтению. Класс: 3

Рабочая программа по: чтению. Класс: 3...

Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению

Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению...

Рабочая программа по Чтению на родном языке. Рабочая программа Родной русский язык 3 класс УМК Школа России

Рабочая программа по Чтению на родном языке. Рабочая программа Родной русский язык 3 класс УМК Школа России...