Программа по внеурочной деятельности "Финансовая грамотность 2 класс"
рабочая программа (2 класс)
"Финансовая грамотность" Рабочая программа курса внеурочной деятельности (общекультурное направление) Возраст обучающихся: 7-10 лет Срок реализации: 1 год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
4.2_finansovaya_gramotnost_2_klass.docx | 38.34 КБ |
Предварительный просмотр:
СОГЛАСОВАНО на заседании научно- методического совета Протокол № 4 «29» августа 2018 г. Руководитель МС ________ / Бурцева Е.В. |
УТВЕРЖДАЮ Директор МАОУ лицея №8 ______________ / Чолокоглы А.О. Приказ № 471 от «31» августа 2018г. |
«Финансовая грамотность»
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
(общекультурное направление)
Возраст обучающихся: 7-10 лет
Срок реализации: 1 год
Составитель:
Киселева Наталья Александровна,
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории.
Томск – 2020
Пояснительная записка
«…надо создавать по-настоящему массовый класс инвесторов. Люди, даже со скромными накоплениями, должны получить возможность приумножать их, вкладывая в различные отрасли национальной экономики».
В.В.Путин
Президент Российской Федерации
«Нужно продолжать общую работу по улучшению финансовой грамотности наших людей, формировать в целом позитивное отношение и к финансовым институтам, и к тем процедурам, которые существуют».
Д.А. Медведев
Премьер-министр Российской федерации.
«Создание эффективной национальной системы финансового просвещения в настоящее время является актуальной стратегической задачей российского общества».
Н.Н. Калинкина
Пояснительная записка
В городской целевой программе развития образования в городе Томск «Финансовая грамотность» говорится о необходимости создания условий и инновационных механизмов развития системы образования как основы формирования человеческого потенциала и социального обновления региона.
Данная программа курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» направлена на обеспечение эффективной организации кругозора в сфере школьного экономического образования.
Программа внеурочной деятельности имеет интеллектуальную направленность, является продолжением учебных программ начального общего образования и направлена на реализацию технологии по формированию универсальных учебных действий.
Целью изучения курса «Финансовая грамотность» являются развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.
Задачи изучения курса:
- усвоение базовых понятий и терминов курса, используемых для описания процессов и явлений, происходящих в финансовой сфере, для интерпретации экономических данных и финансовой информации;
- формирование функциональной финансовой грамотности, позволяющей анализировать проблемы и происходящие изменения в сфере экономики, вырабатывать на этой основе аргументированные суждения, умения оценивать возможные последствия принимаемых решений; развитие навыков принятия самостоятельных экономически обоснованных решений;
- выработка навыков проведения исследований экономических явлений в финансовой сфере: анализ, синтез, обобщение финансово - экономической
Школа, как один из важнейших социальных институтов, должна оказывать помощь учащимся в адаптации к современным экономическим условиям жизни и будущей профессиональной деятельности.
Актуальность программы курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» основывается на требованиях нового стандарта обучения, на интересе, потребностях обучающихся и их родителей и обусловлена тем, что формируемые универсальные учебные действия в будущем станут основой для успешного продолжения обучения в среднем и старшем звене школы.
Возможность выявления этих способностей, знакомства с основами финансовой грамотности, получения практических навыков в области хозяйственной деятельности необходимо предоставить молодежи уже на этапе начального школьного образования. Необходимо так же прививать младшему школьнику важнейшие навыки финансового планирования, объяснять схемы предоставления финансовых услуг. Только в этом случае он будет чувствовать себя уверенно в жизни, где материальное благополучие каждый устраивает себе сам.
Однако отсутствие базовых знаний о правилах грамотного и безопасного предпринимательского, инвестиционного, потребительского поведения, технологии заимствования на финансовом рынке приводит к тому, что ряды разорившихся предпринимателей, обманутых инвесторов и потребителей, ненадежных заемщиков пополняются людьми совсем молодыми.
В настоящее время финансовый сектор в России представляет собой одну из наиболее быстро развивающихся отраслей экономики, поэтому об уровне финансовой грамотности населения судят по тому количеству финансовых услуг, которыми оно пользуется.
Финансовая грамотность — необходимое условие жизни в современном мире, поскольку финансовый рынок предоставляет значительно больше возможностей по управлению собственными средствами, чем 5—10 лет назад, и такие понятия как потребительский кредит, ипотека, банковские депозиты все плотнее входят в нашу повседневную жизнь. Однако в настоящий момент времени ни нам, ни нашим детям явно недостаточно тех финансовых знаний, которыми мы располагаем.
При этом нужно учитывать, что сегодняшние учащиеся — это завтрашние активные участники финансового рынка. Поэтому, если мы сегодня воспитаем наших детей финансово грамотными, значит, завтра мы получим добросовестных налогоплательщиков, ответственных заемщиков, грамотных вкладчиков.
Сегодня ребёнок готов учиться самому современному и необходимому. Учиться сам и учить своих родителей. Научив ребёнка азам финансовой грамотности, мы действительно сделаем первый шаг к массовому финансовому образованию.
Ценность программы заключается в том, что систематический курс, построенный на разнообразном - по содержанию и сложности поисковых задач – неучебном материале создает благоприятные возможности для развития личности ребенка.
Курс «Финансовая грамотность» является прикладным курсом, реализующим интересы учащихся 1 – 4 классов (включая детей с ОВЗ) в сфере экономики семьи.
Курс рассчитан на 34 часа в во 2 классах, 1 час в неделю.
Рабочая программа курса «Финансовая грамотность» по формированию универсальных учебных действий в начальной школе составлена на основе
Программы Ю.Н Корлюговой «Финансовая грамотность»: Учебная программа. 2–4 классы общеобразоват. орг. / Ю. Н. Корлюгова. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. — 16 c. (Дополнительное образование: Серия «Учимся разумному финансовому поведению»).
Нормативно - правовой базой для составления программы послужили следующие документы:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
- Методические рекомендации по организации внеурочной деятельности и реализации дополнительных образовательных программ от 14.12.2015г. № 09-3564.
- Методические рекомендации Минобр науки «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ», № 09-1672 от 18.08.2017г.
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования» утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 06.12.2009 № 373;
- Приказ Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060, от 29.12.2014 № 1643 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373» (Зарегистрирован в Минюсте России 02.02.2016 № 40936).
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 № 1576 «О внесении изменений в федеральный Государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 №373»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 г. № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
- Письма Минпросвещения Росси от 05.09.2018 г. № 03-ПГ -МП- 42216 «Об участии учеников муниципальных и государственных школ РФ во внеурочной деятельности»;
- Постановление Главного Государственного санитарного врача Российской Федерации «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 № 189 (зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации 03.03.2011 № 19993);
- Постановление Главного Государственного санитарного врача Российской Федерации «Об утверждении СанПин 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» от 10.07.2015 № 26 (зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации 14.08.2015 № 38528);
- Основная образовательная программа начального общего образования МАОУ лицея № 8 имени Н.Н. Рукавишникова г. Томска;
- План внеурочной деятельности МАОУ лицея № 8 имени Н.Н. Рукавишникова г. Томска;
- Положение о порядке зачета результатов освоения учащимися учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, дополнительных образовательных программ в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
Федеральный государственный стандарт начального общего образования, основанный на деятельностном подходе, как основном способе получения знаний, определил важнейшие задачи образования в начальной школе:
- становление личности выпускника как любознательного, активно и заинтересованно познающего мир;
- формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе;
- воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач;
- личностное развитие, включающее готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию.
Основные содержательные линии курса:
• деньги, их история, виды, функции;
• семейный бюджет
Ресурсное обеспечение элективного курса:
- временное (аудиторная работа/самостоятельная работа);
- технологический ресурс (лекции, семинары, имитационные игры, тестирование, работа в малых группах, работа за компьютером с интерактивными образовательными ресурсами);
- технический ресурс (аудиторный фонд, Интерактивная доска, ПК, учебные материалы Интернета, интерактивные образовательные ресурсы, мультимедиа, DVD плеер с комплектном демонстрационных материалов и фильмов);
- индивидуальный ресурс (тетрадь для записей, ПК для выполнения самостоятельной работы).
1. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Освоение содержания опирается на межпредметные связи с курсами математики, литературы и окружающего мира. Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и включают задачи, практические задания, игры, мини-исследования и проекты. В процессе изучения формируются умения и навыки работы с текстами, таблицами, схемами, а также навыки поиска, анализа и представления информации и публичных выступлений.
Личностные результаты изучения курса «Финансовая грамотность»:
• осознание себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном бюджете;
• овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов;
• развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки: планирование собственного бюджета и сбережений, понимание финансового положения семьи;
• развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях.
Метапредметные результаты изучения курса «Финансовая грамотность»:
Познавательные:
• освоение способов решения проблем творческого и поискового характера: работа над проектами и исследования;
• использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации: поиск информации в Интернете, проведение простых опросов, построение таблиц, схем и диаграмм;
• овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
• овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.
Регулятивные:
• понимание цели своих действий в проектной и исследовательской деятельности;
• составление простых планов с помощью учителя;
- проявление познавательной и творческой инициативы;
• оценка правильности выполнения действий: знакомство с критериями оценивания, самооценка и взаимооценка;
• адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей.
Коммуникативные:
• составление текстов в устной и письменной формах;
• готовность слушать собеседника и вести диалог;
• готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
• излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
• умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
- осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты изучения курса:
• понимание и правильное использование экономических терминов;
• представление о роли денег в семье и обществе;
• умение характеризовать виды и функции денег;
• знание источников доходов и направлений расходов семьи;
• умение рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет;
• определение элементарных проблем в области семейных финансов и путей их решения;
• проведение элементарных финансовых расчётов.
2. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С УКАЗАНИЕМ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ И ВИДОВ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2 класс
Раздел 1. Зачем нужны деньги. Как появились деньги. Деньги в разных странах.
Основные термины и понятия:
Банк - финансовая организация, основной деятельностью которой является хранение денег людей, компаний и выплат им за это определённых денежных сумм (процентов по вкладу). Банки также выдают людям деньги в кредит, на время, и за это банкам платят денежные суммы (проценты по кредиту).
Банкнота (банковский билет) - денежные знаки, выпускаемые в обращение и гарантируемые центральными банками.
Безналичные деньги - деньги на банковских счетах, которые служат для оплаты товаров, услуг или проведения денежных сделок без использования бумажных денег.
Бумажные деньги (банкноты) - деньги, изготовленные из бумаги, в противоположность, например, монетам.
Валюта - денежные знаки конкретного государства (группы государств) как в наличной форме (банкноты, монеты), так и безналичной (банковские счета и банковские вклады). Например, национальной валютой в Российской Федерации является российский рубль, состоящий из 100 копеек.
Вклад - денежный депозит, открытый в банке. Деньги - денежные знаки в виде банкнот и монет.
Денежные знаки - знаки стоимости; замещают в обращении определенное количество драгоценных металлов. В виде денежных знаков выступают монеты из недрагоценных металлов (никеля, меди и др.), а также бумажные деньги или банковские билеты.
Депозит - сумма денег, переданная банку с целью получения дохода. Банк проводит финансовые операции с этими деньгами, а за это вкладчик получает процентный доход. Купюра - банкнота или ценная бумага (в виде документа).
Карманные деньги - деньги, выдаваемые ребенку на мелкие расходы (карманные расходы).
Монета - деньги, изготовленные из драгоценных металлов или металлических сплавов определённой формы (часто диска) и установленного веса.
Наличные деньги - валюта любой из стран в виде банкнот и монет, которые служат для оплаты товаров и услуг. Обменный продукт - любая вещь, которая участвует в обмене на другие вещи. Товар - продукт, произведенный для продажи.
Компетенции (навыки финансово грамотного поведения):
- понимать, «продукт обмена», как обмен результатами своего труда.
- понимать, зачем человеку нужны деньги;
- понимать, почему появились деньги;
- знать, какие бывают деньги;
- знать самые распространённые названия валют;
- уметь делать несложные расчёты с деньгами;
- уметь переводить одни денежные единицы в другие.
Раздел 2. Семейный бюджет. Планирование семейного бюджета. Доходы и расходы семьи.
Основные термины и понятия:
Банковская карта - электронное средство платежа, удостоверение доступа к счёту в банке. Семейный (личный) бюджет - роспись доходов и расходов семьи (человека), составляемая на конкретный период (месяц, год и др.).
Годовой процент по вкладам - вознаграждение, которое можно получить за размещение своих денег во вклад (в банке). Исчисление вознаграждения проводится в пересчёте на полный календарный год (365/366 дней).
Доходы семьи - деньги, материальные средства, ценности, которые получают члены семьи. Доходы могут поступать от предприятия, на котором работают члены семьи, от предпринимательства и так далее.
Заработная плата (зарплата) - вознаграждение за труд человека (выполненную работу, оказанную услугу и т.п.), а также различные доплаты. Коммунальные услуги - обеспечение доступа к водным или энергоресурсам (холодная и горячая вода, электричество, отопление и т.д.).
Кредит - предоставление денег на условиях платности, срочности, возвратности.
Пенсия - ежемесячное денежное пособие, выплачиваемое лицам, которые: достигли пенсионного возраста, имеют инвалидность или потеряли кормильца.
Потребительская корзина - минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, который необходим для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности.
Продуктовая корзина - минимальный набор продуктов питания (хлеб, овощи, фрукты, молоко, масло, крупы, яйца и др.), который необходим человеку на один месяц.
Прожиточный минимум - минимальные затраты, которые необходимо человеку на один месяц. Включают: стоимость потребительской корзины, обязательные платежи и сборы.
Расходы семьи - затраты, которые идут на удовлетворение потребностей семьи. В частности, это могут быть обязательные расходы на питание, жилье, транспорт, медицинское обслуживание, одежду.
Стипендия - пособие, выплачиваемое студентам (учащимся колледжей, институтов, университетов и т.п.) в период обучения с учётом их успеваемости.
Стабильный доход - постоянный, устойчивый, неизменяющийся.
Компетенции (навыки финансово грамотного поведения):
- понимать, что такое семейный бюджет;
- уметь делать несложные расчёты семейного бюджета;
- знать, как планировать семейный бюджет;
- знать, что такое доходы и расходы семьи;
- понимать, как пользоваться безналичными деньгами;
- понимать из каких компонентов формируется потребительская корзина.
Раздел 3. Личные денежные средства. Товары и покупки.
Основные термины и понятия:
Потребности - нужда или недостаток в чем-либо, необходимом для поддержания жизнедеятельности организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом; внутренний побудитель активности.
Товарообмен - обмен одного товара на другой, без посредства денег. Торговля между двумя районами или странами, как способ обмена товарами между ними.
Покупатель – человек (физическое лицо) или организация (юридическое лицо), покупает что-либо, то есть целенаправленно приобретает в обмен на деньги или другие ценности.
Продавец - человек или организация, которая продаёт что-либо (товар, услугу и так далее). Продавец за соответствующее вознаграждение передаёт покупателю товар или услугу. Профессия, специальность.
Номинал - стоимость, установленная специальной организацией, обычно обозначается на деньгах и ценных бумагах. Оклад - основная часть заработной платы без учёта различных доплат.
Ценная бумага - документ, удостоверяющий право на имущество, пользование которым или передача которого возможно только при его предъявлении.
Компетенции (навыки финансово грамотного поведения):
- понимать, что означает термин «личные денежные средства»;
- знать, как правильно планировать покупку;
- понимать, какая покупка считается выгодной, а какая - нет;
- знать, что такое карманные деньги;
- уметь правильно расходовать карманные деньги.
Раздел 4. Опасности финансового рынка (финансовый обман).
Основные термины и понятия:
Должностное лицо - представитель власти, который руководит коллективом, планирует работу, организовывает труд подчиненных, подбирает кадры, принимает важные решения, действует в соответствии с принятыми законами.
Заёмщик - физическое или юридическое лицо - сторона договора займа, которому выдан заем (возмездно/безвозмездно) и которое обязано его вернуть в установленный срок на согласованных в договоре займа условиях.
Займ (заём) - обязательство, договор, согласно которому одна сторона предоставляет деньги или товары (возмездно/безвозмездно), а вторая сторона (заемщик) обязуется возвратить в определённый срок.
Микрофинансовая организация - некредитная финансовая организация, деятельность которой заключается в выдаче краткосрочных займов юридическим и физическим лицам на небольшую сумму.
Налог - обязательный, индивидуальный платеж, взимаемый органами государственной власти.
Физическое лицо - гражданин, имеющий права и несущий обязанности.
Финансовая пирамида - постоянное привлечение в компанию денежных средств новых участников: доход первым участникам пирамиды выплачивается за счёт средств последующих. Обязательства лица, организовавшего пирамиду, перед всеми участниками являются заведомо невыполнимыми и его деятельность расценивается как мошенничество.
Юридическое лицо - зарегистрированная в установленном законом порядке организация (компания).
Компетенции (навыки финансово грамотного поведения):
- понимать, какие опасности существуют на финансовом рынке;
- знать, что такое финансовый обман;
- представлять, как устроена финансовая пирамида;
- понимать, что грамотного человека сложнее обмануть;
- уметь выполнять простейшие действия с процентами.
Раздел 5. Финансовые цели и планы.
Основные термины и понятия:
Вклад (депозит) - сумма денег, переданная человеком или организацией в банк с целью получения дохода. Банк проводит разные финансовые операции с этими деньгами, а за это вкладчик получает процентный доход.
Процент - сотая часть чего бы то ни было; обозначается знаком «%».
Процентная ставка по вкладу - процент вознаграждения от суммы вклада, которое банк обязуется выплатить вкладчику, как правило, отнесённый к годовому сроку.
Процентная ставка по кредиту - процент, который составляет плата за пользование кредитом от суммы кредита за конкретный период (год, месяц, день).
Капитал - все имущество, имеющееся у физического или юридического лица в денежном или товарном эквиваленте.
Стартовый капитал - первоначальные накопления необходимые для открытия собственного дела, фирмы, предприятия.
Финансовые цели - материальные или денежные цели (крупные приобретения или траты, рост капитала человека), для достижения которых человек прикладывает определенные усилия.
Финансовый план - документ, в котором указаны все поступления и расходы денежных средств компании на определенный период в будущем.
Компетенции (навыки финансово грамотного поведения):
- знать, что такое финансовые цели и планы;
- знать, что такое стартовый капитал;
- понимать, как двигаться к достижению поставленных финансовых целей;
- знать, что такое благотворительность;
- уметь делать расчёты накоплений;
- уметь «читать» таблицы и делать правильные расчёты, используя данные таблиц.
Раздел 6. Защита от мошенничества.
Основные термины и понятия:
Мошенничество - хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путем обмана или злоупотребления доверием.
Менеджер - руководитель (начальник, управляющий) компании, основной задачей которого является управление сотрудниками и ресурсами компании.
Тариф абонентской платы - обязательная ежемесячная оплата за пользование предоставленными услугами.
Компетенции (навыки финансово грамотного поведения):
- понимать, что такое мошенничество;
- знать различные приёмы защиты от СМС-мошенничества;
- понимать, как правильно делать покупки через интернет магазины;
- понимать достоинства и недостатки современных мобильных устройств;
- уметь делать простейшие расчёты убытков, которые может приносить неправильное пользование мобильным устройством.
3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
2 класс
№ п/п | Темы занятий | Всего часов | Компетенции | |
теория | практика | |||
Раздел 1. Зачем нужны деньги. Как появились деньги. Деньги в разны х странах ( 7 ч ) | ||||
1. | Что такое деньги и откуда они взялись | 0,5 | 0,5 | - Понимать, «продукт обмена», как обмен результатами своего труда; - понимать, зачем человеку нужны деньги; - понимать, почему появились деньги; - знать, какие бывают деньги; - знать самые распространённые названия валют; - уметь делать несложные расчёты с деньгами; - уметь переводить одни денежные единицы в другие. |
2. | «Нарисуй свои символы денег» Творческая работа | 0,5 | 0,5 | |
3. | «Перевод древних денег в современные». Решение практических задач | 0,5 | 0,5 | |
4. | Богатство и деньги. Богатство и счастье. | 1 | ||
5. | Виды денег: монеты, купюры. Кто распределяет деньги в семье. Доходы и расходы. Практическая работа | 1 | ||
6. | Зачем нужны деньги. Как появились деньги. Решение практических задач. | 0,5 | 0,5 | |
7. | Современные деньги России. Монеты и банкноты. | 0,5 | 0,5 | |
Раздел 2. Семейный бюджет. Планирование семейного бюджета. Доходы и расходы семьи ( 6ч) | ||||
8. | Понятие семейного бюджета. Доходы и расходы. Планирование семейного бюджета. | 1 | - Понимать, что такое семейный бюджет; - уметь делать несложные расчёты семейного бюджета; - знать, как планировать семейный бюджет; - знать, что такое доходы и расходы семьи; - понимать, как пользоваться безналичными деньгами; - понимать из каких компонентов формируется потребительская корзина. | |
9. | Понятие убытков. Соотношение затрат и полученных результатов. | 1 | ||
10. | Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи. Решение задач. | 0,5 | 0,5 | |
11. | Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи. Решение практических задач. | 0,5 | 0,5 | |
12. | Семейный бюджет. Планирование семейного бюджета. Решение практических задач. | 0,5 | 0,5 | |
13. | Семейный бюджет. Планирование семейного бюджета. Решение практических задач. | 0,5 | 0,5 | |
Раздел 3. Личные денежные средства. Товары и покупки ( 8 ч ) | ||||
14. | Труд и работа. Разделение труда. | 1 | - Понимать, что означает термин «личные денежные средства»; - знать, как правильно планировать покупку; - понимать, какая покупка считается выгодной, а какая - нет; - знать, что такое карманные деньги; - уметь правильно расходовать карманные деньги. | |
15. | «Продукт обмена» Обмен результатами своего труда. Моделирующее упражнение(Задачник Банк России ) | 0,5 | 0,5 | |
16. | Первоначальное понятие о потребностях. | 1 | ||
17. | Товары и продукты, товарообмен. | 1 | ||
18. | Понятие о покупателе и продавце. Процесс купли-продажи. Решение задач. | 0,5 | 0,5 | |
19. | Понятие о покупателе и продавце. Различные формы организации торговли: магазин, рынок, ярмарка, лавка, ларек, киоск, супермаркет, минимаркет и т.д. Решение задач. | 0,5 | 0,5 | |
20. | Личные денежные средства. Решение практических задач. | 0,5 | 0,5 | |
21. | Личные денежные средства. Решение практических задач | 0,5 | 0,5 | |
Раздел 4. Опасности финансового рынка (финансовый обман) ( 2ч ) | ||||
22. | Договор. Условия договора. Последствия неисполнения договора. (Задачник Банк России) | 0,5 | 0,5 | - Понимать, какие опасности существуют на финансовом рынке; - знать, что такое финансовый обман; - представлять, как устроена финансовая пирамида; - понимать, что грамотного человека сложнее обмануть; - уметь выполнять простейшие действия с процентами. |
23. | Долговые обязательства. Сущность кредита. (Задачник Банк России) | 0,5 | 0,5 | |
Раздел 5. Финансовые цели и планы ( 4ч ) | ||||
24. | Соотношение желаний, потребностей и возможностей, понятие о вложениях. Выгода. | 1 | - Знать, что такое финансовые цели и планы; - знать, что такое стартовый капитал; - понимать, как двигаться к достижению поставленных финансовых целей; - знать, что такое благотворительность; - уметь делать расчёты накоплений; - уметь «читать» таблицы и делать правильные расчёты, используя данные таблиц. | |
25. | Как делать сбережения. Куда и как откладывать деньги. | 1 | ||
26. | Самое первое представление о банке. Сбережения - накопления. Понятие о вложениях. Ролевая игра | 0,5 | 0,5 | |
27. | Самое первое представление о банке. Сбережения - накопления. Формы накопления денег. Ролевая игра | 0,5 | 0,5 | |
Раздел 6. Защита от мошенничества ( 5ч ) | ||||
28. | Покупки через интернет магазины. СМС-мошенничество. | 1 | - Понимать, что такое мошенничество; - знать различные приёмы защиты от СМС-мошенничества; - понимать, как правильно делать покупки через интернет магазины; - понимать достоинства и недостатки современных мобильных устройств; - уметь делать простейшие расчёты убытков, которые может приносить неправильное пользование мобильным устройством. | |
29. | Работа с текстовыми задачами. Решение текстовых задач арифметическим способом. (Задачник Банк России) | 1 | ||
30. | Работа с информацией. Фиксирование, анализ полученной информации. (Задачник Банк России) | 0,5 | 0,5 | |
31. | Работа с информацией. Чтение диаграммы. (Задачник Банк России) | 0,5 | 0,5 | |
32. | Итоговое занятие. Викторина по пройденному материалу. | 1 | ||
33-34 | Резервные занятия (2ч) | 2 |
ПРИЛОЖЕНИЕ
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
Литература:
- Методические рекомендации к сборнику математических задач «Основы финансовой грамотности» в трех томах, Том 1 (для обучающихся 1-4 классов), М.: 2019г.
- Сборник математических задач «Основы финансовой грамотности» в трех томах, Том 1 (для обучающихся 1-4 классов), М.: 2019 г.
- Антипова М.В. Метод кейсов: Методическое пособие. — Мариинско-Посадский филиал ФГБУ ВПО «МарГТУ», 2011
- Горяев А.,Чумаченко В. Финансовая грамота для школьников. — Российская экономическая школа, 2010.
- Гловели Г.Д. Финансовая грамотность: Материалы для учащихся (4 класс). — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
- Зачем нужны страховые компании и страховые услуги? / Авторский коллектив под руководством Н.Н. Думной. — М.: Интеллект- Центр, 2010.
- Как вести семейный бюджет: учеб. пособие / Н.Н. Думная, О.А. Рябова, О.В. Карамова; под ред. Н.Н. Думной. — М.: Интеллект- Центр, 2010.
- Карасев Д. Менялы. История банковского дела. Мир денег, март — апрель 2002
- Карелина Г.Д. Интерактивный метод мозаика в образовательном процессе
- Прутченков А.С. Кейс-метод в преподавании экономики в школе
- Федин С.Н. Финансовая грамотность: Материалы для учащихся (2–3 класс). — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
Интернет-источники
1. Cайт журнала «Семейный бюджет» http://www.7budget.ru;
2. Журнал «Работа и зарплата» — http://zarplata-i-rabota.ru/zhurnalrabota-i-zarplata;
3. Портал «Профориентир» «Мир профессий» – http://www.clskuntsevo.ru/portal_proforientir/mir_professii_news_prof.php;
4. Сайт «Все о пособиях» — http://subsidii.net/
5. http://mpfmargtu. ucoz.ru/metod/metodicheskoe_posobie-1.pdf
6. www.nes.ru и www.azbukafinansov.ru
7. http://www.rifams.
8. http://www.mirdeneg.com/rus/mworld/archives/ magazine/article/204/.
9. http://festival.1september.ru/articles/537420
10. http://www.hse.ru/data/2011/04/22/1210966029/22_2007_2.pdf/
Оборудование
1. Компьютер
2. Проектор
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс. "Оригами и развитие ребенка"
Разработана полная рабочая программа для 1 класса по курсу "Оригами и развитие ребенка" с убований ФГОС...
Программа по внеурочной деятельности, 1 класс, "Финансовая грамотность".
Направление: социально-культурное....
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Грамотный читатель. Обучение смысловому чтению" в 1 классе.
Курс внеурочной деятельности «Грамотный читатель. Обучение смысловому чтению» реализуется с 1 по 4 класс, рассчитан на 135 часов всего, в первом классе 33 часа в год, 1 час в неделю.Рабоча...
Программа по внеурочной деятельности "Грамотный читатель" для 4 класса
Программа предназначена для проведения занятий по факультативному курсу "Грамотный читатель. Обучение смысловому чтению". Основной задачей курса является формирование читательской само...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Грамотный читатель".
Цель курса: формирование у учащихся полноценного устойчивого навыка смыслового чтения текстов различных видов, жанров и стилей....
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Грамотный читатель" 4 класс
Программа составлена с учётом возрастных и психологических особенностей детей младшего школьного возраста. Срок реализации - 1 год, 34 часа.Содержит разделы: "Результаты освоения курса внеурочной...