Конспект занятия по внеурочной деятельности "Социокультурные истоки" по теме "Деревня"
план-конспект занятия (2 класс)
Занятие по внеурочной деятельности для 2 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_po_vneurochnoy_deyatelnosti_sotsiokulturnye_istoki_nagornaya_l.a.docx | 30.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №6»
Конспект занятия по внеурочной деятельности «Социокультурные истоки»
по теме: «Деревня»
2 класс
Выполнила: Нагорная Л.А.,
учитель начальных классов
г. Мегион, 2021
Тема занятия: Деревня.
Цель занятия: знакомство обучающихся с понятием «деревня», с укладом деревенской жизни, с особенностями труда жителей деревни.
Ожидаемые результаты:
Личностные
-осознавать себя гражданином России, ощущать свою причастность к базовым российским гражданским ценностям, испытывать чувство гордости за свой народ;
-эмоционально «проживать» рассказ учителя, выражать свои эмоции.
Метапредметные результаты.
Регулятивные
-самостоятельно формулировать тему и цели урока.
-составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем.
Познавательные
-извлекать информацию, представленную в разных формах, перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую.
-овладевать логическими действиями, анализа, синтеза, обобщения, построения рассуждений.
Коммуникативные
-выражать свои мысли, строить высказывания в соответствие с задачами коммуникации;
-высказывать и обосновывать свою точку зрения;
-слушать и слышать других, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Ход занятия
1.Организационный момент
-Доброе утро, ребята. Сегодня мы с вами совершим путешествие. Будьте внимательны во время путешествия, доброжелательны и не забывай помогать друг другу.
2. Присоединение.
-Внимательно послушайте песню и определите, куда мы с вами отправимся. (Звучит песня «Деревенька моя»)
3. Сообщение темы и цели занятия
-Кто догадался, где мы сегодня проведём занятие? Тема нашего занятия «Деревня»
-Ребята, а зачем нам необходимо побывать в деревне? Что мы можем там узнать нового?
4. Актуализация знаний
-А кто из вас уже был в деревне?
- А что такое деревня? Назовите лексическое значение слова «деревня».
Дере́вня — небольшое крестьянское селение. Деревней назывался участок земли с одним двором (причем говорилось жить на деревне, а не в деревне), а также незначительная группа дворов с известным количеством пашни, сенокоса и леса. В результате получилось современное значение слова Деревня: небольшое крестьянское поселение без церкви.
Учитель читает стихотворение (на фоне записи инструментальной русской народной мелодии).
Моё село родное,
Мой дом возле реки.
Вода совсем уж рядом,
Течёт, шумит, блестит.
И яркие стрекозы
Над камышом снуют.
Так радует картина,
А на душе – уют!
Видны холмы зеленые.
Деревья там растут,
Лисицы, волки, зайцы –
все обитают тут,
Село моё любимое!
Тебе уж 200 лет!
Но для меня на свете
Чудесней края нет!
-Сколько нежности и любви к родному краю чувствуется в каждой строке этого стихотворения. Красота нашей земли создана не только природой. Природа изменялась трудом человека.
-Деревни строились вдоль рек, на холмах с белыми церквами на их вершинах, с горящими на солнце куполами и разносящимися далеко колокольным звоном. Избы в сёлах никогда не красили и ничем не обшивали. Люди умели ценить удивительную красоту и теплоту дерева, его спокойную силу. Названия поселений отражали географические особенности (Горки, Высоково, Сосново, Рощино, Озерки); назывались по фамилиям старинных семейств или хозяев поместий (Вознесенское, Бушуево) или каких-либо событий (Погорельцово).
-В нашем Ханты-Мансийском округе-Югра тоже много деревень. Какие названия вы знаете?
3.Активная форма работы
- Ребята, вспомните, что вы видели, слышали и чувствовали, когда были в деревне? (Ответы детей).
-Давайте прочитаем текст на с.20-21 (Дети читают «цепочкой»).
- Что нового узнали о деревне?
- Почему деревню называют «кормилицей»? Чем занимаются люди в деревне?
-В деревне живут земледельцы, хлеборобы, животноводы. Это давние и почётные занятия людей. Они разводят скот, пашут землю и выращивают хлеб.
Говорят, что хлеб – всему - голова!
- Как вы понимаете эту пословицу? (Ответы детей)
- А сейчас, ребята, поработаем в парах. Я даю вам карточки, где написаны разные виды деятельности. Ваша задача выбрать только те, которые относятся к деревенским и описать одно из них.
ЖИВОТНОВОДСТВО УБОРКА УРОЖАЯ ПРОИЗВОДСТВО ОДЕЖДЫ И ОБУВИ
ЛЕСОЗАГОТОВКА АВТОМОБИЛЕСТРОЕНИЕ САДОВОДСТВО
(Обучающиеся работают в парах и высказывают своё мнение)
-А еще деревни славятся своими плотниками. Издавна мастера-плотники украшали Русь теремами и деревянными храмами, избами и мельницами, колодцами. И хотя из-за пожаров мало сохранилось построек, но и они дают представление о прекрасных теремах и палатах. Бывает изба-богатырь – широкий, могучий дом, а другая изба высокая, скаты её крыши напоминают по форме лесную ель. А можно встретить избушку-бабушку с одним окошком или двумя окнами, уютно устроившуюся среди высоких деревьев.
-Посмотрим, как выглядела русская изба изнутри. Дом состоял из жилой и хозяйственной частей. В хозяйственной части находились мастерские, кладовые. Зимой здесь хранили сено. Внизу стоял скот. Жилая часть — это в основном четырехугольная бревенчатая изба с русской печкой. Большое место в доме играла печь. Она и грела, и кормила, и лечила; на ней спали старики, в ней мылись, если не было бани. Русская печь первоначально топилась по- черному, т. е. дым выходил через окна и двери. В жилой части располагались сени и клеть. В клети хранили запасы, а летом жили и спали. За печью находился чулан, или бабий кут, здесь на полках хранилась глиняная, плетеная, деревянная и реже стеклянная посуда (крупники, чугунки, горшки, миски). Здесь женщины стряпали и ели. У окна, близ стола, на зиму ставили ткацкий стан. Центральное место в избе занимал красный угол с образами и столом. На почетной лавке сажали родителей, гостей, а на свадьбу — молодых. Мебели почти не было: лавки и сундуки. На стенах висели полки. Перегородок в доме не было. На пол стелили половики, сотканные из толстых нитей, на окна вешали полотенца.
- Ребята сейчас вы будете работать в парах. Возьмите листы с изображением деревенского дома.
-Что вы заметили? Правильно дом пустой.
-Прошу вас дорисовать предметы в доме в соответствии с моим рассказом. (Дети воссоздают картину дома, опираясь на рассказ учителя).
-Каждый в семье знал свою работу, место для отдыха и место в доме. Дети с 7 лет приобщались к труду и помогали взрослым.
-В деревне все знают друг друга в лицо и по имени. При встрече здороваются даже с незнакомыми людьми. Для решения общих дел идут на деревенский сход.
- А что такое деревенский сход?
- Какие проблемы там решаются?
- Сельские сходы в зимнее время обычно проходили в съезжей избе или «въезжих» домах, которые снимало общество. В летнюю пору мирской сход собирался возле дома старосты или на сельской площади. Сельский сход созывался по мере необходимости, но не реже двух раз в год: весной перед началом полевых работ и поздней осенью для учёта казенных и мирских повинностей.
Ведению деревенского схода подлежали:
-Выборы сельского старосты и других должностных лиц (если они имелись).
-Все дела, относящиеся к общинному пользованию мирской землёй: передел земель, выделение земель в частную собственность, определение правил пользования общими землями, продажа и покупка обществом земли и т. д.
-Исключение из крестьянских обществ тех, чье пребывание угрожает местному благосостоянию и безопасности (практически высылка, требовало утверждения губернским присутствием);
-Увольнение из общества и прием новых членов.
-Разрешение семейных разделов.
-Управление общественными продовольственными капиталами и хлебными запасами.
5. Физминутка
-Я вам буду называть слова, а вы будете хлопать, если слово относится к дерене и топать, если не относится.
Трамвай, дом, корабль, ресторан, скот, сенокос, ферма, компьютер, телевидение, мода, Москва, вилы, комбайн, урожай, трактор, корова, доярка, завод, парковка, изба, гармонь.
-В деревне люди доброжелательные, уважают друг друга. Здесь горе и радость на виду. Самым распространенным в старину обычаем было помогать тем людям, у которых случилась беда.
Люди говорили: « Бедного обижать – себе добра не желать».
-Что означает эта пословица?
Много русский народ придумал пословиц и поговорок.
Вот и сейчас мы будем работать с пословицами.
Работать будете в группах. Откройте тетрадь на с. 16 и выполните задание 2.
-Найдите, какие черты общения людей отразились в этих пословицах?
6. Духовное запечатление. Рефлексия.
(прослушивается аудиозапись «Утро в деревне»)
-Что вы увидели в деревне?
-Что вы услышали в деревне?
-Ребята как вы думаете, какая же деревня дороже всех для человека?
-Какими впечатлениями от занятия вы поделитесь со своими родными?
- Возможно, большинство из вас будут городскими жителями, но мне бы хотелось, чтобы вы не забывали, что большинство городов начиналось с деревни. Деревня это наше родное.
Оцените свою работу сегодня на занятии, возьмите домик, который я для вас приготовила:
-дом большого размера – я доволен своей работой на уроке,
- дом среднего размера – на уроке я работал неплохо,
-дом маленького размера – на уроке мне было трудно.
Давайте наклеим эти дома на ватман и посмотрим, какая деревня у нас получится.
-Я тоже приклею свой большой дом, потому что довольна вашей работой на занятии.
-Спасибо за работу.Занятие окончено.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия кружка внеурочной деятельности "Геометрия вокруг нас". Тема занятия "Конструирование мебели для куклы на основе куба и параллелепипеда"
На материале кружка "Геометрия вокруг нас" мы выстраиваем метапредметное обучение во неурочной деятельности.Цель: Обучение умению работать в команде.Задачи: Предметные: Отработать понятия «куб», «пара...
Конспект занятия по внеурочной деятельности «Математика и конструирование» Тема занятия «Весёлая геометрия»
Мною предоставлен конспект занятия по внеурочной деятельности в 1 классе, разработанный в соответствии с новыми требованиями ФГОС....
Конспект занятия по внеурочной деятельности "Умники и умницы" . Занятие 14
Разработка занятия по РПС " Умники и умницы" для 1 класса....
Конспект занятия по внеурочной деятельности «Праздники, традиции и ремесла народов России» Тема занятия «О названии Балашихи (мельница Балаша)»
Согласно легенде, ранее на месте плотины у хлопкопрядильной фабрики жил- был купец по имени Балаш. (Он) Балаш собирал лечебные травы и помогал всем и людям и зверям. У купца бы...
план-конспект занятия по внеурочной деятельности, художественно-эстетическое направление вокально-хоровой кружок «Аккорд» Тема занятия: Музыкальный инструмент – деревянная ложка
Тема занятия: Музыкальный инструмент – деревянная ложкаТип урока: Урок «открытия» нового знанияДеятельностная цель: научить простейшим элементам игры на деревянных ложках.Образовател...
Конспект занятия по внеурочной деятельности. Занятие № 4 "Шахматные фигуры".
Повторение шахматных понятий (горизонталь, вертикаль, диагональ, центр), белые и чёрные поля, знакомство с шахматными фигурами....