Использование технологии развития критического мышления в работе с одарёнными детьми в начальной школе
статья

Е.В.Ермакова

В настоящее время всё более приоритетной  становится работа с одарёнными детьми особенно в начальной школе. Это связано с задачами сохранения и развития интеллектуального потенциала страны и её духовного возрождения. Эта тенденция совпала с мировой, о чём свидетельствует постановление Совета Европы: «Ни одна страна не может позволить себе роскошь расточать таланты, а отсутствие своевременного выявления интеллектуального и другого потенциала иначе как расточением человеческих ресурсов названо быть не может…»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа «Созвездие Вента»

Использование технологии

развития критического мышления

в работе с одарёнными детьми

в начальной школе

                                                         Выполнила: учитель

начальных классов                                                                      

                                                                                 Ермакова Е.В.                                                

2020

В настоящее время всё более приоритетной  становится работа с одарёнными детьми особенно в начальной школе. Это связано с задачами сохранения и развития интеллектуального потенциала страны и её духовного возрождения. Эта тенденция совпала с мировой, о чём свидетельствует постановление Совета Европы: «Ни одна страна не может позволить себе роскошь расточать таланты, а отсутствие своевременного выявления интеллектуального и другого потенциала иначе как расточением человеческих ресурсов названо быть не может…»

          Модернизация российской системы образования, требования к уровню подготовки выпускников школы в условиях компетентностного подхода, научно-технический прогресс и быстро меняющиеся условия общественной жизни, предъявляемые человеку новые требования, выполнить которые под силу только творческой, способной гибко реагировать на смену обстоятельств, личности, обусловило необходимость формирования и развития интеллектуального и духовного потенциала нации. Политика государства в области образования определила особую важность проблематики одарённости в федеральной целевой программе «Дети России». Разработанная отечественными учёными «Рабочая концепция одарённости», многочисленные конкурсы, олимпиады, выставки детских работ свидетельствуют о пристальном внимании общества к достижениям детей и подростков. В «Концепции…» сделан важный вывод о том, что «проблема выявления одаренных детей и подростков должна быть переформулирована как проблема создания условий для интеллектуального и личностного роста детей в общеобразовательных школах и учреждениях дополнительного образования, с тем чтобы выявить как можно больше детей с признаками одаренности и обеспечить им благоприятные условия для совершенствования присущих им видов одаренности». Важность и актуальность решения проблемы выявления и развития одаренных и высокоинтеллектуальных детей сегодня нельзя переоценить.

Как следует из исследований С.М.Платоновой, одарённость – это дар природы, но это и тяжёлое испытание, постоянный труд. Без помощи извне,  без поддержки талант может не развиться. Есть определённые факторы, влияющие на проявление и развитие талантливости:

биологические;

физические;

семейные;

социальные, к которым относятся семья, школа, сверстники – всё, что входит в  понятие «ближайшее окружение».

           Принципы и методы стандартной школы не всегда для этого подходят, т.к. направлены на обучение « средних» школьников. Возникает вопрос: «Что же нужно делать?»

Очень важно применять общедидактические пути совершенствования обучения:

-рациональный отбор учебного материала;

-обеспечение логической преемственности нового и старого материала.

            Важнейшим звеном в образовательном процессе является программное обеспечение. Программы для одарённых детей должны по всем характеристикам отличаться от обычных программ. Здесь подразумевается увеличенный объём осваемого материала и более высокий темп учебно-познавательной деятельности. По словам К.Мейкера, программа для одарённых детей в начальной школе должна:

-быть ускоренной, усовершенствованной и усложнённой;

-качественно превосходить обычный курс обучения;

-корректироваться самими учениками;

-способствовать развитию мышления.

         В мировой педагогической науке и практике сложилось несколько стратегических линий разработки содержания учебной деятельности одарённых детей. В условиях, когда за точку отсчёта принимается содержание образования их «ординарных» сверстников, можно вычленить два основных подхода к решению этой проблемы – один базируется на измерении количественных, другой – качественных характеристик. К количественным характеристикам содержания образования относятся в первую очередь объём и темп; к качественным – соотношение различных направлений моделирования содержания, характер его подачи и т.д.

Стратегии, опирающиеся на количественные изменения

  1. Стратегия ускорения. Стратегия ускорения предполагает увеличение темпа прохождения материала. В качестве ориентира здесь служит традиционный для существующей культурно-образовательной традиции темп обучения. К идее ускорения педагогов привело понимание одарённости не столько как качественной психической организации личности ребёнка, сколько представление о детской одарённости как об опережении сверстников по темпам развития.

         Многие педагоги склоняются к мысли, что одарённые дети, обучаясь, теряют зря время.

         Исследователи одарённости Никитины определили, что в мозгу человека с годами происходит процесс, названный ими НУВЭРС: необратимое угасание возможностей эффективного развития способностей, т.е. с возрастом, какой бы ребёнок одарённый не был, его возможности угаснут, если вовремя не обратить внимания на темпы его развития. Вот почему важно, чтобы условия опережали развитие. Это даст наибольший эффект в развитии, которое будет своевременным, а не ранним.

          Исследования, проведённые во многих странах, свидетельствуют о том, что ускорение позволяет ребёнку оптимизировать темп собственного обучения, что благоприятно сказывается на общем творческом развитии.

          Возможны два варианта ускорения обучения:

-более быстрый темп изучения материала всем классом одновременно;

-перескакивание одарённого ребёнка через класс в школе.

2. Стратегия интенсификации. Данная стратегия предполагает увеличение объёма или сложности обучения. Она, в определённом смысле, является альтернативой стратегии ускорения.

Стратегии, опирающиеся на качественные изменения

1. Стратегия «индивидуализации» обучения. Индивидуализация обучения является одним из основных вариантов качественного изменения содержания образования одарённых. Невозможность воспитания и обучения на общем образовательном конвейере всё более осознаётся и заставляет искать новые образовательные модели, отвечающие данной задаче.

2. Стратегия «Обучение мышлению». Таким словосочетанием обычно обозначается популярное в современной педагогике направление работы по целенаправленному развитию интеллектуально-творческих способностей ребёнка. Оно рассматривается как составляющая диагностики и коррекции индивидуально-творческих способностей. Специальные учебные курсы называются по-разному. Были разработаны специальные программы для домашнего обучения развитию творческого мышления.

3. Стратегия «Социальная компетенция».

Часто одарённый ребёнок, опережая сверстников по уровню развития мышления, отстаёт от них (либо находится на среднем уровне) в психосоциальном развитии. С целью преодоления этих проблем создаются программы специальных интегрированных курсов, направленных на развитие эмоциональной сферы, коррекцию межличностных отношений в коллективе, самопознание.

      Многие специалисты в области обучения одарённых детей считают, что обсуждение социальных проблем для детей особенно важно. Как показали исследования, проведённые Е.Л.Фокиной, такие занятия помогают ребёнку верно оценивать и совершенствовать свой образ жизни, стиль поведения, характер общения, что положительно сказывается на самооценке ребёнка, на межличностных отношениях со сверстниками и взрослыми, активно содействует пониманию детьми самих себя, познанию своих способностей.

4. Стратегия «исследовательское обучение». Главная задача здесь – активизировать обучение, придав ему исследовательский, творческий характер, следовательно, передать учащемуся инициативу в организации познавательной деятельности. Самостоятельная исследовательская практика детей всегда рассматривалась как важный фактор развития творческих способностей.

5. Стратегия проблематизации. В данном виде качественного изменения предполагается ориентация на постановку перед детьми учебной проблемы. В зарубежной литературе это рассматривается как основная часть « исследовательского» обучения.

       Содержание образования, смоделированного по данной стратегии, предполагает изложение учебного материала таким образом, чтобы дети могли выявить проблему, найти способы решения и решить её. Для этого нужно обучать видеть проблему, но в процессе обучения это не самоцель, а лишь одно из средств. Для того чтобы процесс обучения выполнил свою обучающую функцию, нужно, чтобы проблема содержала в себе определённый познавательный заряд, а возможно это лишь тогда, когда эта программа прежде проработана учителем, т.е. программа учебной деятельности представляет собой стройный логический ряд, включающий в себя комплекс последовательно решаемых проблем.

6. Стратегия вовлечения в творчество. В данном виде изменения затрагивают технологию обучения и направлены на вовлечение учащихся в продуктивную творческую деятельность. Для этой цели используются игровые технологии, коллективные творческие дела познавательного характера, творческие проекты, творческие конкурсы и т.д.

        Так же развитие одарённости зависит от умения педагога работать с такими детьми. Роль учителя предполагает углублённое изучение знаний о себе и о других, ибо обучение – это процесс передачи другим частички себя. В настоящее время при конкурсном отборе учителей для работы с одарёнными детьми реализуется «пятилепестковый» индикатор профессиональных умений, который включает:

-умение работать по экспериментальному плану;

-умение стимулировать способности учащихся;

-умение строить обучение в соответствии с результатами диагностики ребёнка;

-умение модифицировать программы;

-умение консультировать родителей.

          По мнению самих учителей, с одарёнными детьми должны работать те, кто умеет профессионально стимулировать, активизировать процессы осмысленного учения. Таким образом, определяется задача подготовки учителя для работы с одарёнными детьми. Исследователи утверждают, что учителя, получившие специальную подготовку, значительно отличаются от традиционно подготовленных учителей. Они в большей мере ориентируются на свою и ученическую творческую деятельность, поощряют поисковую деятельность, ученики отмечают особо эмоционально благоприятную атмосферу взаимодействия со сверстниками и педагогами.

Использование технологии критического мышления через чтение и письмо для развития творческого потенциала обучающихся начальных классов на основе изучения раздела «Лексика и фразеология».

          Долгое время педагоги обсуждали важность фактического знания в сравнении с практическим и схематическим знаниями. Те, кто предполагают, что фактическое знание является самым важным, уверены, что обучение, построенное соответствующим образом, готовит учащихся к тому, чтобы стать настоящими гражданами общества.

          Те, кто наиболее критически подходит к схематическим знаниям и практическому опыту, полагают, что одних только знаний недостаточно. Они считают, что знания тогда ценны, когда они полезны, когда они понятны в схематических терминах и могут быть применены практически, творчески и критически.

           Критическое мышление – это здоровое сомнение в чём-то. Перед нами стоит задача – работать на конечный результат, учить детей, чтобы ребёнок умел найти главное. “Каждый получает ровно столько, сколько вкладывает сам”.

           В изменяющемся мире для учащихся необходимо уметь анализировать информацию и решать, что является главным, уметь выразить своё отношение к новым идеям и знаниям, давать понятие чему-то новому, отвергать неуместную и ненужную информацию.

         Ценность данной технологии в том, что она учит слушать и слышать, развивает речь, даёт возможность общения, активизирует мыслительную деятельность, познавательный интерес, побуждает детей к действию, поэтому работают все. Уходит страх, повышается ответственность ученика за свой ответ, учитель и учащиеся вместе участвуют в добывании знаний.

           Основы методики критического мышления включают три стадии, три этапа урока: вызов, осмысление, размышление.

           Первая стадия – вызов (побуждение), когда определяется тема урока, происходит актуализация имеющихся знаний по теме, выясняется, что дети уже знают об этом или думают, что знают, что хотят узнать или что нужно узнать и для чего это нужно знать. С этой целью используются разные приемы обучения (например, составление кластера или ассоциации), в котором наглядно видна связь ключевого слова темы урока с другими понятиями или явлениями. Роль учителя на этом этапе невелика, дети должны чувствовать себя комфортно.

          На этой стадии используется прием “мозгового штурма”, который активизирует внимание всех учеников (и слабых, и сильных). У детей появляется интерес к предмету разговора. На стадии вызова у учащихся есть возможность, используя свои предыдущие знания, строить прогнозы, самостоятельно определять цели познавательной деятельности на данном уроке.

          Вторая стадия – осмысление (поиск ответов), поиск ответов на вопросы, поставленные в начале урока. Ребенок больше работает самостоятельно, в парах или группах. Если что-то непонятно, то он может обратиться за помощью к учителю. Это этап познания, где учащиеся получают возможность познакомиться с новой информацией, идеями или понятиями, связать их с уже имеющимися знаниями, активно отслеживая своё понимание.

          Третья стадия – размышление (рефлексия) – позволяет выяснить, насколько ребенок понял тему. Должны задаваться как закрытые (выражающие одно мнение), так и открытые (выражающие несколько мнений) вопросы. Ответы должны быть по возможности полными и расширенными. Учащиеся осмысливают все то, что они изучали на уроке, выражают мысли и понятия через информацию, которую они получили. Эта стадия реализуется также с помощью различных приемов (стратегий): групповой дискуссии, написания мини-сочинения или эссе, пятистишия, кластера, дискуссионной карты, авторского стула. Происходит целостное осмысление, обобщение и усвоение полученной информации, выработка собственного отношения к изучаемому материалу, выявление еще непознанного.

          Важно отметить, что данная структура урока является как процессом обучения, так и изучением процесса познания самими учащимися.

          Эти три стадии могут плавно переходить одна в другую, но они должны присутствовать на каждом уроке, так как это позволяет увидеть сложный мыслительный процесс, который начинается с информации, а заканчивается ее осмыслением, принятием решения.

Обучение критическому мышлению – нелёгкая задача. Нет какого-то перечня шагов, которые ведут к критическому мышлению. Но существуют определённые условия и подходы, способствующие развитию критического мышления:

-учащиеся должны располагать временем и возможностью практики в критическом мышлении;

-ученики должны поощряться в ходе учебного процесса;

-должны быть приняты разнообразные идеи и мнения;

-в классе должна быть создана атмосфера, в которой нет насмешек, иронии над чьим-либо мнением;

-учитель должен верить в способности каждого ученика.

Учащиеся, мыслящие критически, вовлеченные в активный процесс систематической работы, думающие о своих знаниях, способны утвердить себя и правильно осознать себя в окружающем их мире.

Сделать учеников партнерами в процессе оценивания – значит дать им понять, что означает хорошая работа. А этого, в свою очередь, можно достигнуть установлением точных критериев оценки. В классе, где проводится развитие критического мышления, учителям часто предлагается ставить не просто фактические отметки за работу и деятельность (т.е., они не должны просто посчитать количество “правильных” ответов на вопросы, чтобы поставить данную отметку). В таких случаях полезным будет подход к оценке, называемой “рубрика”, точное утверждение того, какая выполненная работа заслуживает высокой оценки, средней оценки и низкой оценки. В данной технологии существуют, кроме рубрики, и другие стратегии оценивания критического мышления: самооценка, самоанализ в группе, образец работы, оценочный портфель.

           Можно отметить следующие преимущества технологии “Развитие критического мышления через чтение и письмо”:

У учеников повышается интерес к самому процессу обучения;

Появляется возможность для учащихся добывать знания практически самостоятельно, что, в свою очередь, способствует формированию критического мышления у учеников, дает возможность преподавателю наблюдать за процессом обучения и анализировать его;

В конце каждого занятия виден практический результат, т.е. насколько учеником понят и усвоен материал.

            Есть замечательное изречение Сократа: “Голова ребенка — не сосуд, который нужно заполнить, это факел, который нужно зажечь”. На мой взгляд, технология развития критического мышления помогает достичь поставленной перед нами обществом цели, способствует реализации данного изречения.

         Рассмотрим этапы урока по теме «Исконно русские и заимствованные слова».

         Учащимся предлагается выполнить следующие задания:

-расскажите, что вы знаете об исконно русских и заимствованных словах;

(выяснение того, что дети знают или думают, что знают;

Идёт определение учащимися цели урока;

-прочитайте текст с теоретическими сведениями, разделяя его на абзацы (самостоятельная работа);

-выяснение степени понимания нового материала с помощью вопросов: объясните, почему в языке исчезают одни и возникают другие слова, назовите основные пути обогащения словарного состава языка; назовите способы словообразования;

          Так  же строятся уроки изучения фразеологизмов.

          Используются упражнения разного вида на разных этапах урока: репродуктивные, репродуктивно-продуктивные, продуктивные. Пример продуктивного упражнения- предлагается на основе проведённого наблюдения составить небольшой текст, отвечая на вопрос: «Почему в современном русском языке появляются заимствованные слова?»

          Таким образом, технология критического мышления позволяет овладевать всеми видами речевой деятельности, основами культуры устной и письменной речи, развивать творческие способности детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с одарёнными детьми в школе

Доклад на МО о работе с одарёнными детьми в школе...

Проект педагогического эксперимента по теме: «Развитие критического мышления на интегрированных уроках в начальной школе с использованием ИКТ».

1.2. «Инновационность» технологии критического мышления.     Одним из инновационных методов, позволяющих добиться позитивных результатов в формировании мыслительной деятельно...

Организация исследовательской работы с одарёнными детьми начальной школы

Организация исследовательской работы с одарёнными детьми начальной школы-это педагогическое исследование...

Использование технологии критического мышления для формирования у учащихся начальной школы учебно-познавательных, информационных, коммуникативных компетенций

Статья "Использование технологии критического мышления для формирования у учащихся начальной школы учебно-познавательных, информационных, коммуникативных компетенций"...

"Использование технологии критического мышления на уроках чтения в начальных классах»

"Использование  технологии критического мышления  на уроках  чтения в начальных классах»...

Статья на тему: "Использование развивающих игр при работе с одарёнными детьми"

" Одарённость человека--- это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе особого внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать всё необходимое, чтобы он выр...