"Использование технологии критического мышления на уроках чтения в начальных классах»
статья (3 класс) на тему
"Использование технологии критического мышления на уроках чтения в начальных классах»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
"Использование технологии критического мышления на уроках чтения в начальных классах» | 171.5 КБ |
master-klass.doc | 171.5 КБ |
Предварительный просмотр:
(1сл)Мастер-класс по теме:
"Использование технологии критического мышления на уроках чтения в начальных классах»
- Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать всех, кто собрался сегодня в этом классе. Мы сегодня вместе с вами проведём(1сл)мастер-класс по теме "Использование технологии критического мышления на уроках чтения в начальных классах»
(2сл) Цель данного мероприятия: осмыслить возможности использования технологии развития критического мышления (ТРКМ) в организации активной и эффективной деятельности в учебном процессе с формированием УУД.
- Познакомиться с технологией развития критического мышления (ТРКМ)
- Приобрести практический опыт использования некоторых приемов ТРКМ
- Наметить пути использования ТРКМ в собственной педагогической деятельности.
Оборудование:
Интерактивная доска, компьютер, мультимедийный проектор, учебник по литературному чтению 3 класс «Подарок»
Эпиграфом к своему выступлению я взяла слова В.Г.Белинского
(3сл) Эпиграф:
Ход мастер-класса
1.Организационный момент.
Выступление хочу начать со слов Д.Кудрявцева
« обучения оценивается не количеством сообщенной информации, а качеством усвоения и развития способностей к обучению и самообразованию».
1 этап: Мотивацией послужили вопросы:
- Почему одни дети учатся с желанием, а другие – приходят в школу по обязанности?
- Почему одни слушают внимательно, а другие – думают на уроке о чём-то постороннем?
- Почему одни выполняют задание быстро, а другие с трудом находят ответ на вопрос?
- Почему одни могут обсудить проблему с одноклассниками, работая в группе, а другие – сидят в стороне и не принимают участия в обсуждении.
А тем более, как научить учащихся самостоятельно находить знания?
- Как научить отделять главное от существенного в тексте или в речи и уметь акцентировать на первом?
- Как развить такие базовые качества личности, как рефлексивность, коммуникативность, креативность, мобильность, самостоятельность?
Ответ нашла, познакомившись с технологией «Критического мышления через чтение и письмо», отсюда я нашла ответы на многие другие вопросы, но самое главная причина это - несформированность универсальных учебных действий. Ведь критически мыслящий человек сам задает себе вопросы и пытается найти ответы на них: Что я знаю? Что я узнал нового? Как изменились мои знания? Что я буду с этим делать?
2 этап: Теоретическая часть
Так что собой представляет эта технология?
(слайды 4,5) Технология «Критическое мышление через чтение и письмо», американская технология, в России она начала развиваться с 1997 года. Она основана на обобщении мирового опыта и на достижениях российской педагогики и психологии (идеи Л. С. Выгодского, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова, Д. Б. Эльконина, Л.В.Занкова).
(Слайд 7) Технология «Развитие критического мышления» - это целостная система, которая развивает продуктивное творческое мышление, формирует интеллектуальные умения, навыки работы с информацией, учит учиться. Это интерактивная технология, то есть учебный процесс организован на основе взаимодействия учащихся друг с другом, с педагогом.
Роль учителя – в основном координирующая. Данную технологию можно использовать на уроках русского языка, литературного чтения, математике, окружающего мира, изобразительного искусства
ТРКМ состоит из трёх этапов
(Слайд 8)
- Первый этап работы в технологии называется стадия вызова - «создание мотива к обучению».
- Второй этап – «осмысление» - содержательная работа , в ходе которой и происходит непосредственная работа ученика с текстом, причем работа, направленная, осмысленная.
- Третий этап – «рефлексия» - размышления. Необходимо, чтобы ученики сами смогли проанализировать, удалось ли им достичь поставленных целей.
Теперь я предлагаю в практической части рассмотреть методы и приёмы, а также формирование УУД на разных этапах урока, работая над конкретным художественным текстом. Таким образом, мы переходим к 3 этапу - практической части.
3 этап. Практическая часть.
Цель: на примере художественного произведения рассмотреть некоторые приёмы работы ТРКМ и формирование УУД на каждом этапе урока. На уроке литературного чтения мы используем некоторые приёмы ТРКМ
(слайд 9)
Приёмы ТРКМ:
- чтение с остановками;
- обращение к личному опыту учащихся;
- прогнозирование по названию;
- кластер;
- синквейн;
- использование «толстых» и «тонких» вопросов.
Формируем УУД:
Познавательные УУД
- развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;
- представлять информацию в виде схем;
- выявлять сущность, особенности объектов;
- умение на основе анализа объектов делать выводы
- умение обобщать и классифицировать по признакам
- умение делать выводы в результате совместной работы
- умение находить ответы на вопросы по иллюстрации
Коммуникативные УУД
1) умение слушать и понимать других;
2) умение строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами;
- умение оформлять свои мысли в устной форме;
- умение работать в паре и в группах
Регулятивные УУД
- развиваем умение высказывать свое предположение на основе работы с текстом;
- умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
- прогнозировать предстоящую работу, (составлять план);
- умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию;
- умение определять цель деятельности на уроке;
- умение осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль
Личностные УУД
- формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
- формируем умение оценивать поступки в соответствии с определенной ситуацией;
- Развиваем умения выказывать свое отношение к героям, выражать свои эмоции
Духовно-нравственное развитие и воспитание:
1) воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые;
2) гражданско-патриотическое воспитание;
3) воспитание трудолюбия, способности к познанию;
4) воспитание здорового образа жизни;
5) экологическое воспитание;
6) эстетическое воспитание.
Итак, вы ученики 3 класса. На примере урока литературного чтения в 3 классе по теме раздела «Уж небо осенью дышало»по рассказу К.Г.Паустовского «Подарок»
Ход урока
- Стадия вызова.
- - Сегодня на уроке мы встретимся с новым автором и новым произведением. Но прежде чем мы перевернём страничку нашей книги, попробуем предположить, о чём расскажет нам автор в своём литературном произведении. Предлагаю отгадать ключевое слово используя синквейн. Внимание на экран.
(Слайд14)
______________(подарок)__
Дорогой, неожиданный
Радует, волнует, восхищает
Деятельность,ведущая к радости
Удовольствие
- Так о ком или о чём мы будем читать на уроке? (О подарке)
Работа в парах или группах. (Составление кластера)
Слово кластер в переводе означает пучок, созвездие. Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы.
- Запишем слова, которые, по вашему мнению, характеризуют понятие
«подарок» (по одному слову от каждой группы) (Кластер)
(слайд15)
радость неожиданность внимательность
- Откройте с. 18 учебника.
Кто автор этого литературного произведения?
(слайд)16 (Константин Паустовский )
- Как называется произведение? («Подарок».)
- Скажите, какой смысл мы вкладываем в это слово?)
(слайд17)- Рассмотрите иллюстрации к произведению на экране, в учебнике. Соответствует ли эти картинки названию произведения и нашей теме?
- Что может произойти в рассказе с таким названием и такими иллюстрациями? (Каждая группа запишет в тетрадь свою версию)
УУД
К. 2) умение строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами;
П. 7) умение находить ответы на вопросы по иллюстрации
П. 1) развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций;
Л. 1) формируем мотивацию к обучению и
целенаправленной познавательной деятельности;
К. 1) умение слушать и понимать других;
5) умение оформлять свои мысли в устной форме;
6) умение работать в паре и в группах
Р. 7) прогнозировать предстоящую работу, (составлять план);
Р. 7) развиваем умение высказывать свое предположение на основе работы с текстом;
Л. 7) Развиваем умения выказывать свое отношение к героям, выражать свои эмоции
1) воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые;
II Стадия осмысления.
- Мы прочитаем текст, делая остановки, и попытаемся понять, какие отношения между героями рассказа хотел показать нам автор? (Дети слушают и следят по учебнику) (читает подготовленный ученик.)
Константин Паустовский
«Подарок»
Каждый раз, когда приближалась осень, начинались разговоры .....до слов журнал «Вокруг света»....
(Слайд)1 остановка
- Кто рассказывает эту историю?
-Где происходили события?
-Чем Ваня любил заниматься?
- Что можно сказать о мальчике по его занятиям?
О чем мы еще можем узнать из рассказа ? Пофантазируем...
от Однажды Ваня.. до снег валит как из мешка»...
Зачем Ваня принес выкопанную березку?
- Почему мальчик покраснел?
- Как отнесся к подарку дедушка Рувим?
- Что случится с березкой дальше?
Пофантазируем...
Читаем на стр 19.
Прижилась ли березка в доме?
-Удалось ли сохранить деду лето в доме?
- Что произойдет дальше, пофантазируем...
первая строчка на стр + со слов»Вчера не было»... до «Знакомый лесничий».
Спасла ли комнатная теплота березку или она опала?
- Какое объяснение этому дает автор?
Читаем со слов «Знакомый лесничий» до «Дед захихикал»
А какое объяснение дает лесник?
Согласен ли с ним дед Митрий? Почему? Что считает самым важным дед Митрий?
А с кем согласны вы? Почему?
-Прежде чем приступить к самостоятельной работе, давайте поработаем над некоторыми словами.
Слова у каждого ученика на листочке: (6сл.) (Слайд)
Товарка - подруга
Не заводись - не начинай спорить, не связывайся
м над словами пометки
( я знаю - v; новое - +; есть вопрос - ?)
- А теперь посмотрите на экран, как те же самые слова нам объясняет толковый словарь.
(СЛАЙД)
Товарка - подруга
Не заводись - не начинай спорить, не связывайся
Пазухи - полость в отдельных частях животного организма в данном случае в области клюва
- Соотнесите правильное значение слов с вашими пометками на листочке. Сделайте вывод для себя, что вы знали, что узнали нового или дополнили свои знания.
Самостоятельное чтение рассказа.
УУД
К. 1) умение слушать и понимать других;
2) умение строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами;
- умение оформлять свои мысли в устной форме;
- умение работать в паре и в группах
П. 1) развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;
- представлять информацию в виде схем;
- выявлять сущность, особенности объектов;
- умение на основе анализа объектов делать выводы
- умение обобщать и классифицировать по признакам
- умение делать выводы в результате совместной работы
Р. 1) развиваем умение высказывать свое предположение на основе работы с текстом;
- умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
- умение определять цель деятельности на уроке
Л. 1) формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
- формируем умение оценивать поступки в соответствии с определенной ситуацией;
3)Развиваем умения выказывать свое отношение к героям, выражать свои эмоции
1) воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые;
3) воспитание трудолюбия, способности к познанию;
6) эстетическое воспитание.
III Рефлексия
- Просмотрите ваши записи в тетрадях. Совпали ли ваши предположения, о чём будет рассказ с таким названием?
- Так о чём прочитанный рассказ?
-Теперь после чтения рассказа и сделанного нами вывода, давайте вернёмся к нашему кластеру и дополним его новыми словами характеризующими понятие дружба. (Заботился, любил, уважал, оберегал)
(Слайд)
Глядя на наш кластер, подумайте и ответьте сами себе, относитесь ли вы так к своим родным?
- Как вы думаете, чем привлек писателя подарок Вани?
-Почему он решил написать о них рассказ?
- Можно ли по этому описанию сказать о том, как относится писатель к людям и природе??
- Мы раньше знакомились с произведениями этого автора?
- А что теперь мы можем рассказать о Константине Паустовском?
УУД
К.2) умение строить речевые высказывания
П. 4)умение на основе анализа объектов делать выводы
Р. развиваем умение высказывать свое предположение на основе работы с текстом;
- умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
П.5)умение обобщать и классифицировать по признакам П.4)умение делать выводы в результате совместной работы |
К. 1) умение слушать и понимать других; 2) умение строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами;
|
Л. формируем мотивацию к обучению;
- формируем умение оценивать поступки в соответствии с определенной ситуацией;
- Развиваем умения выказывать свое отношение к героям, выражать свои эмоции
- умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию;
5)умение осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль
1) воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые;
3) воспитание трудолюбия, способности к познанию;
4) воспитание здорового образа жизни;
6) эстетическое воспитание
-Какие цели мы ставили?
-Достигли мы поставленных целей? Что осталось у меня закрытым?
Стандарты второго поколения разработаны с учетом принятого международным сообществом современного понимания состава и содержания результатов образования выпускников школы. Поэтому требования стандарта ориентированы не только на индивидуальные достижения школьников в когнитивной области в рамках отдельных предметов, но и на результаты освоения межпредметных учебных умений, универсальных учебных действий, а также личностные результаты. Для достижения личностных результатов важным компонентом развития школьников считается формирование критического мышления.
Включение в учебный процесс работы по технологии развития критического мышления дает возможность личностного роста ребенка, развития его индивидуальности.
По поводу определения понятия «критическое мышление» существует большое разнообразие мнений и оценок. Это открытое мышление, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный личный опыт. Критическое мышление – это способ добывать знания, умение анализировать, оценивать, выносить обоснованное суждение, вырабатывать собственное мнение по изучаемой проблеме и умения применять знание как в стандартной, так и нестандартной ситуации. Ведущим направлением деятельности в критическом мышлении становится поиск оптимальных путей решения поставленной задачи с привлечением уже известных знаний умений и навыков, а также поиск недостающего для решения знания и умения.
Для развития критического мышления необходимо создание и применение специальных методических инструментов. Структура данной технологии стройна и логична, так как ее этапы соответствуют закономерным этапам когнитивной деятельности личности.
Стадия вызова. Пробуждение интереса к предмету
Задачи:
- Актуализировать имеющиеся у учащихся знания и смыслы в связи с изучаемым материалом.
- Пробудить познавательный интерес к изучаемому предмету.
- Помочь учащимся самим определить направление в изучении темы.
Стадия реализации смысла. Осмысление материала во время работы над ним.
Задачи:
- Помочь активно воспринимать изучаемый материал.
- Помочь соотнести старые знания с новыми.
Стадия рефлексии. Обобщение материала, подведение итогов.
- Помочь учащимся самостоятельно обобщить изучаемый материал.
- Помочь учащимся самостоятельно определить направления в дальнейшем изучении материала.
Элементы новизны содержатся в методических приемах, которые ориентируются на создание условий для свободного развития каждой личности. Различных приемов и методик, применяемых на каждой стадии очень много. Я остановлюсь на тех, которые можно успешно применять на уроках в начальной школе, начиная уже с младшего школьного возраста.
«Составление кластера»
Это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Кластер является отражением нелинейной формы мышления.
Последовательность действий проста и логична:
- Посередине чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы.
- Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы (модель «планета и ее спутники»).
- По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием.
В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной темы.
В работе с кластерами необходимо соблюдать следующие правила:
– не бояться записывать все, что приходит на ум. Давать волю воображению и интуиции;
– продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут;
– постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее определенному плану.
Слово «Фишбон» дословно переводится как «рыбная кость». Эта стратегия позволяет учащимся «разбить» общую проблемную тему на ряд причин и аргументов. Визуальное изображение этой стратегии похоже на «рыбную кость» (отсюда и название) или, если эту «кость» расположить вертикально, – на елочку.
Последние статистические данные показывают, что дети не умеют работать с текстовой информацией, не умеют работать с таблицами, графиками. 10% учащихся 9-ых классов имеют скорость чтения на уровне учащихся 4- ых классов.
Существует множество способов графической организации материала. Среди них самыми распространенными являются таблицы. В технологии РКМЧП используются несколько табличных форм. Это концептуальная таблица, сводная таблица, таблица-синтез, таблица ЗХУ. Можно рассматривать данные приемы, как приемы стадии рефлексии, но в большей степени - это стратегии ведения урока в целом.
Концептуальная таблица.
Прием «концептуальная таблица» особенно полезен, когда предполагается сравнение трех и более аспектов или вопросов. Таблица строится так: по горизонтали располагается то, что подлежит сравнению, а по вертикали различные черты и свойства, по которым это сравнение происходит:
- Заполните свой «дневник исследователя»:
Что я знаю о тундре? | Что я узнал нового о тундре? |
Дети заполняют левую колонку. При работе с различными источниками информации, во время пауз и остановок, учащиеся заполняют правую колонку «дневника исследователя», исходя из полученной информации и своих знаний, опыта.
ЗНАЮ | ХОЧУ УЗНАТЬ | УЗНАЛ |
Первые люди жили стаей, затем общинами. Чтобы добыть себе питание люди кочевали. | Где появились первые люди? Как люди заселили нашу Землю? Почему сейчас люди не кочуют? | Ответы на поставленные вопросы учащиеся находят в тексте учебника в течение урока. Если нет ответа на поставленный вопрос –работа продолжается дома. |
Таблица «Что? Где? Когда? Почему?». Это простой и знакомый прием. Таблица заполняется на стадии осмысления по ходу работы с информацией.
Кто? | Что? | Где? | Когда? | Почему? |
|
|
|
|
|
Прием работы с таблицей «Плюс, минус, интересно» формирует навыки анализа и классификации изучаемой информации. Заполняя такую таблицу, учащиеся учатся точно работать с информацией, не искажая её смысла.
Стадия вызова. Игра «Верите ли Вы, что…».
Правила игры:
- У вас на столах лежат листочки, на которых начерчена таблица, как у меня на доске. Цифрами я указала № вопросов.
- Я вам читаю вопросы, которые начинаются со слов «Верите ли Вы, что ...». Вы обсуждаете ответы в группах.
- Если вы верите, то во второй строке поставьте знак «+», если нет, то «-».
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
|
|
|
|
| |||||
|
|
|
|
|
Данные сравнительные таблицы помогают увидеть учащимся не только отличительные признаки объектов, но и позволяют быстрее и прочнее запоминать информацию. Составление сравнительных таблиц можно использовать как на стадии вызова, так и на стадии осмысления. На стадии вызова лучше всего попросить ребят заполнять ее карандашом, так как после работы с текстом у детей могут возникнуть исправления, которые выполняются ручкой. Общее лучше обводить красной ручкой.
Инсерт
Индивидуальная работа, самостоятельное чтение статьи. Учитель обращается с просьбой по ходу чтения статьи делать в тексте пометки:
V- эту информацию знал, знаю, вспомнил;
+ - это новая для меня информация;
? - эта информация мне непонятна, у меня появились вопросы.
Чтение с пометками.
Каждому ученику раздать текст, который он читает, делая на полях пометки.
«Техника постановки вопросов»
Большое значение в технологии развития критического мышления отводится приемам, формирующим умение работать с вопросами. Вопросы – основная движущая сила мышления. Учащихся необходимо обращать к их собственной интеллектуальной энергии. Только ученики, которые задаются вопросами или задают их, по-настоящему думают и стремятся к знаниям. Уровень задаваемых вопросов определяет уровень нашего мышления.
На стадии вызова – вопросы, на которые учащиеся хотели бы получить ответы при изучении темы. На стадии рефлексии – демонстрация понимания пройденного.
«Тонкие вопросы» Кто… Что… Когда… Может… Будет… Было ли… Согласны ли вы… Верно… | «Толстые вопросы» Дайте объяснение почему… Почему вы думаете… Почему вы считаете… В чем разница… Предложите, что будет, если… Можно ли изменить роли так, чтобы сделать их противоположными… Что еще можно использовать вместо данного объекта? |
Чтобы научить детей формулировать различные типы вопросов используется прием «Ромашка вопросов». Для этого нужно заранее познакомить с различными видами вопросов. Учащиеся формулируют вопросы по какой-либо теме и записывают их на соответствующие лепестки ромашки.
Работа ведется над составлением таких типов вопросов:
Простые вопросы – вопросы, отвечая на которые нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определенную информацию.
Интерпретационные (уточняющие) вопросы – обычно начинаются со слова «почему?». Они направлены на установление причинно - следственных связей.
Оценочные вопросы – эти вопросы на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов.
Творческие вопросы – если в вопросе есть частица «бы», элементы условности, предположения, прогноза.
На стадии вызова необходимо вызвать интерес к уже имеющимся знаниям по изученной теме, активизировать учащихся. Для этого использовать прием "Верные и неверные высказывания". Ученики обсуждают в группах высказывания. Предположение групп выносятся на доску. |
высказывание | до | после чтения |
1. Глаза позволяют нам видеть мир красочным и объемным. |
|
|
2. Форма глаза напоминает яблоко. |
|
|
3. Глаза в сильные морозы мерзнут. |
|
|
4. Зрачок - это отверстие в глазу. |
|
|
5. В глазу имеется прозрачная линза. |
|
|
6. Изображение рассматриваемого предмета получается на сетчатке перевернутым. |
|
|
7. Полезно смотреть на солнце без защитных очков. |
|
|
На стадии размышления:
1. Ученики возвращаются в прежние группы и по очереди рассказывают свой текст, используя опорный конспект.
Аутотренинг.
2. Защита опорных конспектов. Эксперт рассказывает, остальные ученики добавляют и поправляют, задают вопросы.
3. Возврат к "Верным и неверным высказываниям".
Ученики вновь обсуждают в группах и на основе полученных знаний решают верно или неверно данное высказывание.
«Дерево предсказаний»
Прием «Дерево предсказаний» заимствован у американского учителя Дж. Белланса, работающего с художественным текстом. Этот прием помогает строить предположения по поводу развития сюжетной линии в рассказе, повести.
Правила работы с данным приемом таковы: ствол дерева – тема, ветви – предположения, которые ведутся по двум основным направлениям – «возможно» и «вероятно» (количество «ветвей» не ограничено), и, наконец, «листья» – обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения.
«Синквейн»
Происходит от французского « cing» – пять.
Это стихотворение, состоящее из пяти строк. Используется как способ синтеза материала. Лаконичность формы развивает способность резюмировать информацию, излагать мысль в нескольких значимых словах, емких и кратких выражениях. Правила написания синквейна:
1строка – тема стихотворения, выраженная одним словом, обычно именем существительным
2 строка – описание темы в двух словах, как правило именами прилагательными;
3 строка – описание действия в рамках этой темы тремя словами, обычно глаголами;
4 строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение автора к данной теме;
5 строка – одно слово, синоним к первому, на эмоционально-образном или философско – обобщенном уровне повторяющее суть темы)
синквейн может быть предложен, как индивидуальное самостоятельное задание; для работы в парах; реже как коллективное творчество. Обычно синквейн используется на стадии рефлексии. Как показывает опыт, синквейны могут быть очень полезны в качестве:
- инструмента для синтезирования сложной информации;
- способа оценки понятийного багажа учащихся;
- средства развития творческой выразительности.
Приведу примеры синквейна, написанных учащимися:
Земля
Плодородная, теплая.
Взращивает, кормит, дарует.
Недаром с любовью о ней говорим.
Матушка.
Болото
Травянистое, влаголюбивое.
Фильтрует, лечит, образует.
Природная фабрика торфа.
Влага.
Числительное
Количественное, порядковое
Изменяется, называет, считает
Без них не обойтись
Имена.
Наличие разнообразных методов даёт возможность делать уроки нестандартными, непохожими друг на друга.
Применение технологии «Критическое мышление» на уроках:
– способствует активизации мышления, повышает мотивацию;
– способствует самовыражению учащихся, дает возможность проявить себя, свои творческие способности;
– учит находить пути решения проблемы, сопоставлять свое мнение с другими, с тем, чтобы вынести обоснованное суждение;
– способствует взаимоуважению, поощряет взаимодействия, развивает коммуникативные навыки;
– заставляет учеников задумываться. Навыки критического мышления нужны, чтобы обеспечить понимание между людьми, принимать различные взгляды на мир, способствовать самореализации личности учащихся.
Развитие критического мышления у учащихся можно отследить по следующим показателям:
-рефлексивность (суммирование и систематизация новой информации);
-прагматичность (умение применять полученные знания на практике);
- готовность к планированию;
-гибкость (готовность воспринимать идеи других, анализировать положительные и отрицательные стороны в выступлениях других);
-готовность исправлять свои ошибки, а не оправдывать свои неправильные решения.
Применение приемов технологии РКМЧП (синквейн, заметки на полях, кластер, тонкие и толстые вопросы, чтение с остановкой и др.) позволило повысить интерес учащихся к урокам русского языка, литературного чтения, окружающего мира, повысить уровень речевого развития, умение систематизировать изучаемый материал, устанавливать причинно – следственные связи.
Развитие умения работать с информацией:
Уровень развития | Умение систематизировать материал | Умение устанавливать причинно-следственные связи | ||
3 класс | 4 класс | 3 класс | 4 класс | |
Допустимый | 36,4% | 59,2 % | 40,9% | 68,2% |
Средний | 40,9% | 31,8% | 36,4% | 22,7% |
Низкий | 22,7% | 9 % | 22,7% | 9,1% |
Промежуточный контроль показал возрастание качества успеваемости учащихся, а также формирование навыка самостоятельности, творческой активности. С предлагаемыми контрольными работами (УМК «Гармония») дети справляются без затруднений в более короткие сроки, чем дети других классов, показывает устойчивые результаты (КО – 65 %, успеваемость- 100%).
В результате работы большинство ребят научились пользоваться памятками, слаженно работать в группах и учитывать мнения других как дополнительный источник информации для ответов на вопросы. Избавляясь от подсказок, они помогают друг другу через вопрос. Учащиеся перестали испытывать затруднения при работе с разнообразными источниками информации, научились применять свои знания на практике при выполнении письменных работ. Результативность деятельности проявилась в том, что многие учащиеся в процессе обучения освоили опыт анализа собственной деятельности, научились критически относиться к своим действиям и оценивать поступки людей и свои собственные. Учащиеся стали более организованными, общительными, активными в процессе обучения, что проявляется во время бесед. Дети активно принимают участие во Всероссийских конкурсах, олимпиадах и викторинах; пишут стихи, рассказы, сказки.
Предварительный просмотр:
(1сл)Мастер-класс по теме:
"Использование технологии критического мышления на уроках чтения в начальных классах»
- Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать всех, кто собрался сегодня в этом классе. Мы сегодня вместе с вами проведём(1сл)мастер-класс по теме "Использование технологии критического мышления на уроках чтения в начальных классах»
(2сл) Цель данного мероприятия: осмыслить возможности использования технологии развития критического мышления (ТРКМ) в организации активной и эффективной деятельности в учебном процессе с формированием УУД.
- Познакомиться с технологией развития критического мышления (ТРКМ)
- Приобрести практический опыт использования некоторых приемов ТРКМ
- Наметить пути использования ТРКМ в собственной педагогической деятельности.
Оборудование:
Интерактивная доска, компьютер, мультимедийный проектор, учебник по литературному чтению 3 класс «Подарок»
Эпиграфом к своему выступлению я взяла слова В.Г.Белинского
(3сл) Эпиграф:
Ход мастер-класса
1.Организационный момент.
Выступление хочу начать со слов Д.Кудрявцева
« обучения оценивается не количеством сообщенной информации, а качеством усвоения и развития способностей к обучению и самообразованию».
1 этап: Мотивацией послужили вопросы:
- Почему одни дети учатся с желанием, а другие – приходят в школу по обязанности?
- Почему одни слушают внимательно, а другие – думают на уроке о чём-то постороннем?
- Почему одни выполняют задание быстро, а другие с трудом находят ответ на вопрос?
- Почему одни могут обсудить проблему с одноклассниками, работая в группе, а другие – сидят в стороне и не принимают участия в обсуждении.
А тем более, как научить учащихся самостоятельно находить знания?
- Как научить отделять главное от существенного в тексте или в речи и уметь акцентировать на первом?
- Как развить такие базовые качества личности, как рефлексивность, коммуникативность, креативность, мобильность, самостоятельность?
Ответ нашла, познакомившись с технологией «Критического мышления через чтение и письмо», отсюда я нашла ответы на многие другие вопросы, но самое главная причина это - несформированность универсальных учебных действий. Ведь критически мыслящий человек сам задает себе вопросы и пытается найти ответы на них: Что я знаю? Что я узнал нового? Как изменились мои знания? Что я буду с этим делать?
2 этап: Теоретическая часть
Так что собой представляет эта технология?
(слайды 4,5) Технология «Критическое мышление через чтение и письмо», американская технология, в России она начала развиваться с 1997 года. Она основана на обобщении мирового опыта и на достижениях российской педагогики и психологии (идеи Л. С. Выгодского, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова, Д. Б. Эльконина, Л.В.Занкова).
(Слайд 7) Технология «Развитие критического мышления» - это целостная система, которая развивает продуктивное творческое мышление, формирует интеллектуальные умения, навыки работы с информацией, учит учиться. Это интерактивная технология, то есть учебный процесс организован на основе взаимодействия учащихся друг с другом, с педагогом.
Роль учителя – в основном координирующая. Данную технологию можно использовать на уроках русского языка, литературного чтения, математике, окружающего мира, изобразительного искусства
ТРКМ состоит из трёх этапов
(Слайд 8)
- Первый этап работы в технологии называется стадия вызова - «создание мотива к обучению».
- Второй этап – «осмысление» - содержательная работа , в ходе которой и происходит непосредственная работа ученика с текстом, причем работа, направленная, осмысленная.
- Третий этап – «рефлексия» - размышления. Необходимо, чтобы ученики сами смогли проанализировать, удалось ли им достичь поставленных целей.
Теперь я предлагаю в практической части рассмотреть методы и приёмы, а также формирование УУД на разных этапах урока, работая над конкретным художественным текстом. Таким образом, мы переходим к 3 этапу - практической части.
3 этап. Практическая часть.
Цель: на примере художественного произведения рассмотреть некоторые приёмы работы ТРКМ и формирование УУД на каждом этапе урока. На уроке литературного чтения мы используем некоторые приёмы ТРКМ
(слайд 9)
Приёмы ТРКМ:
- чтение с остановками;
- обращение к личному опыту учащихся;
- прогнозирование по названию;
- кластер;
- синквейн;
- использование «толстых» и «тонких» вопросов.
Формируем УУД:
Познавательные УУД
- развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;
- представлять информацию в виде схем;
- выявлять сущность, особенности объектов;
- умение на основе анализа объектов делать выводы
- умение обобщать и классифицировать по признакам
- умение делать выводы в результате совместной работы
- умение находить ответы на вопросы по иллюстрации
Коммуникативные УУД
1) умение слушать и понимать других;
2) умение строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами;
- умение оформлять свои мысли в устной форме;
- умение работать в паре и в группах
Регулятивные УУД
- развиваем умение высказывать свое предположение на основе работы с текстом;
- умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
- прогнозировать предстоящую работу, (составлять план);
- умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию;
- умение определять цель деятельности на уроке;
- умение осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль
Личностные УУД
- формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
- формируем умение оценивать поступки в соответствии с определенной ситуацией;
- Развиваем умения выказывать свое отношение к героям, выражать свои эмоции
Духовно-нравственное развитие и воспитание:
1) воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые;
2) гражданско-патриотическое воспитание;
3) воспитание трудолюбия, способности к познанию;
4) воспитание здорового образа жизни;
5) экологическое воспитание;
6) эстетическое воспитание.
Итак, вы ученики 3 класса. На примере урока литературного чтения в 3 классе по теме раздела «Уж небо осенью дышало»по рассказу К.Г.Паустовского «Подарок»
Ход урока
- Стадия вызова.
- - Сегодня на уроке мы встретимся с новым автором и новым произведением. Но прежде чем мы перевернём страничку нашей книги, попробуем предположить, о чём расскажет нам автор в своём литературном произведении. Предлагаю отгадать ключевое слово используя синквейн. Внимание на экран.
(Слайд14)
______________(подарок)__
Дорогой, неожиданный
Радует, волнует, восхищает
Деятельность,ведущая к радости
Удовольствие
- Так о ком или о чём мы будем читать на уроке? (О подарке)
Работа в парах или группах. (Составление кластера)
Слово кластер в переводе означает пучок, созвездие. Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы.
- Запишем слова, которые, по вашему мнению, характеризуют понятие
«подарок» (по одному слову от каждой группы) (Кластер)
(слайд15)
радость неожиданность внимательность
- Откройте с. 18 учебника.
Кто автор этого литературного произведения?
(слайд)16 (Константин Паустовский )
- Как называется произведение? («Подарок».)
- Скажите, какой смысл мы вкладываем в это слово?)
(слайд17)- Рассмотрите иллюстрации к произведению на экране, в учебнике. Соответствует ли эти картинки названию произведения и нашей теме?
- Что может произойти в рассказе с таким названием и такими иллюстрациями? (Каждая группа запишет в тетрадь свою версию)
УУД
К. 2) умение строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами;
П. 7) умение находить ответы на вопросы по иллюстрации
П. 1) развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций;
Л. 1) формируем мотивацию к обучению и
целенаправленной познавательной деятельности;
К. 1) умение слушать и понимать других;
5) умение оформлять свои мысли в устной форме;
6) умение работать в паре и в группах
Р. 7) прогнозировать предстоящую работу, (составлять план);
Р. 7) развиваем умение высказывать свое предположение на основе работы с текстом;
Л. 7) Развиваем умения выказывать свое отношение к героям, выражать свои эмоции
1) воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые;
II Стадия осмысления.
- Мы прочитаем текст, делая остановки, и попытаемся понять, какие отношения между героями рассказа хотел показать нам автор? (Дети слушают и следят по учебнику) (читает подготовленный ученик.)
Константин Паустовский
«Подарок»
Каждый раз, когда приближалась осень, начинались разговоры .....до слов журнал «Вокруг света»....
(Слайд)1 остановка
- Кто рассказывает эту историю?
-Где происходили события?
-Чем Ваня любил заниматься?
- Что можно сказать о мальчике по его занятиям?
О чем мы еще можем узнать из рассказа ? Пофантазируем...
от Однажды Ваня.. до снег валит как из мешка»...
Зачем Ваня принес выкопанную березку?
- Почему мальчик покраснел?
- Как отнесся к подарку дедушка Рувим?
- Что случится с березкой дальше?
Пофантазируем...
Читаем на стр 19.
Прижилась ли березка в доме?
-Удалось ли сохранить деду лето в доме?
- Что произойдет дальше, пофантазируем...
первая строчка на стр + со слов»Вчера не было»... до «Знакомый лесничий».
Спасла ли комнатная теплота березку или она опала?
- Какое объяснение этому дает автор?
Читаем со слов «Знакомый лесничий» до «Дед захихикал»
А какое объяснение дает лесник?
Согласен ли с ним дед Митрий? Почему? Что считает самым важным дед Митрий?
А с кем согласны вы? Почему?
-Прежде чем приступить к самостоятельной работе, давайте поработаем над некоторыми словами.
Слова у каждого ученика на листочке: (6сл.) (Слайд)
Товарка - подруга
Не заводись - не начинай спорить, не связывайся
м над словами пометки
( я знаю - v; новое - +; есть вопрос - ?)
- А теперь посмотрите на экран, как те же самые слова нам объясняет толковый словарь.
(СЛАЙД)
Товарка - подруга
Не заводись - не начинай спорить, не связывайся
Пазухи - полость в отдельных частях животного организма в данном случае в области клюва
- Соотнесите правильное значение слов с вашими пометками на листочке. Сделайте вывод для себя, что вы знали, что узнали нового или дополнили свои знания.
Самостоятельное чтение рассказа.
УУД
К. 1) умение слушать и понимать других;
2) умение строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами;
- умение оформлять свои мысли в устной форме;
- умение работать в паре и в группах
П. 1) развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;
- представлять информацию в виде схем;
- выявлять сущность, особенности объектов;
- умение на основе анализа объектов делать выводы
- умение обобщать и классифицировать по признакам
- умение делать выводы в результате совместной работы
Р. 1) развиваем умение высказывать свое предположение на основе работы с текстом;
- умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
- умение определять цель деятельности на уроке
Л. 1) формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
- формируем умение оценивать поступки в соответствии с определенной ситуацией;
3)Развиваем умения выказывать свое отношение к героям, выражать свои эмоции
1) воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые;
3) воспитание трудолюбия, способности к познанию;
6) эстетическое воспитание.
III Рефлексия
- Просмотрите ваши записи в тетрадях. Совпали ли ваши предположения, о чём будет рассказ с таким названием?
- Так о чём прочитанный рассказ?
-Теперь после чтения рассказа и сделанного нами вывода, давайте вернёмся к нашему кластеру и дополним его новыми словами характеризующими понятие дружба. (Заботился, любил, уважал, оберегал)
(Слайд)
Глядя на наш кластер, подумайте и ответьте сами себе, относитесь ли вы так к своим родным?
- Как вы думаете, чем привлек писателя подарок Вани?
-Почему он решил написать о них рассказ?
- Можно ли по этому описанию сказать о том, как относится писатель к людям и природе??
- Мы раньше знакомились с произведениями этого автора?
- А что теперь мы можем рассказать о Константине Паустовском?
УУД
К.2) умение строить речевые высказывания
П. 4)умение на основе анализа объектов делать выводы
Р. развиваем умение высказывать свое предположение на основе работы с текстом;
- умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
П.5)умение обобщать и классифицировать по признакам П.4)умение делать выводы в результате совместной работы |
К. 1) умение слушать и понимать других; 2) умение строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами;
|
Л. формируем мотивацию к обучению;
- формируем умение оценивать поступки в соответствии с определенной ситуацией;
- Развиваем умения выказывать свое отношение к героям, выражать свои эмоции
- умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию;
5)умение осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль
1) воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые;
3) воспитание трудолюбия, способности к познанию;
4) воспитание здорового образа жизни;
6) эстетическое воспитание
-Какие цели мы ставили?
-Достигли мы поставленных целей? Что осталось у меня закрытым?
Стандарты второго поколения разработаны с учетом принятого международным сообществом современного понимания состава и содержания результатов образования выпускников школы. Поэтому требования стандарта ориентированы не только на индивидуальные достижения школьников в когнитивной области в рамках отдельных предметов, но и на результаты освоения межпредметных учебных умений, универсальных учебных действий, а также личностные результаты. Для достижения личностных результатов важным компонентом развития школьников считается формирование критического мышления.
Включение в учебный процесс работы по технологии развития критического мышления дает возможность личностного роста ребенка, развития его индивидуальности.
По поводу определения понятия «критическое мышление» существует большое разнообразие мнений и оценок. Это открытое мышление, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный личный опыт. Критическое мышление – это способ добывать знания, умение анализировать, оценивать, выносить обоснованное суждение, вырабатывать собственное мнение по изучаемой проблеме и умения применять знание как в стандартной, так и нестандартной ситуации. Ведущим направлением деятельности в критическом мышлении становится поиск оптимальных путей решения поставленной задачи с привлечением уже известных знаний умений и навыков, а также поиск недостающего для решения знания и умения.
Для развития критического мышления необходимо создание и применение специальных методических инструментов. Структура данной технологии стройна и логична, так как ее этапы соответствуют закономерным этапам когнитивной деятельности личности.
Стадия вызова. Пробуждение интереса к предмету
Задачи:
- Актуализировать имеющиеся у учащихся знания и смыслы в связи с изучаемым материалом.
- Пробудить познавательный интерес к изучаемому предмету.
- Помочь учащимся самим определить направление в изучении темы.
Стадия реализации смысла. Осмысление материала во время работы над ним.
Задачи:
- Помочь активно воспринимать изучаемый материал.
- Помочь соотнести старые знания с новыми.
Стадия рефлексии. Обобщение материала, подведение итогов.
- Помочь учащимся самостоятельно обобщить изучаемый материал.
- Помочь учащимся самостоятельно определить направления в дальнейшем изучении материала.
Элементы новизны содержатся в методических приемах, которые ориентируются на создание условий для свободного развития каждой личности. Различных приемов и методик, применяемых на каждой стадии очень много. Я остановлюсь на тех, которые можно успешно применять на уроках в начальной школе, начиная уже с младшего школьного возраста.
«Составление кластера»
Это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Кластер является отражением нелинейной формы мышления.
Последовательность действий проста и логична:
- Посередине чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы.
- Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы (модель «планета и ее спутники»).
- По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием.
В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной темы.
В работе с кластерами необходимо соблюдать следующие правила:
– не бояться записывать все, что приходит на ум. Давать волю воображению и интуиции;
– продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут;
– постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее определенному плану.
Слово «Фишбон» дословно переводится как «рыбная кость». Эта стратегия позволяет учащимся «разбить» общую проблемную тему на ряд причин и аргументов. Визуальное изображение этой стратегии похоже на «рыбную кость» (отсюда и название) или, если эту «кость» расположить вертикально, – на елочку.
Последние статистические данные показывают, что дети не умеют работать с текстовой информацией, не умеют работать с таблицами, графиками. 10% учащихся 9-ых классов имеют скорость чтения на уровне учащихся 4- ых классов.
Существует множество способов графической организации материала. Среди них самыми распространенными являются таблицы. В технологии РКМЧП используются несколько табличных форм. Это концептуальная таблица, сводная таблица, таблица-синтез, таблица ЗХУ. Можно рассматривать данные приемы, как приемы стадии рефлексии, но в большей степени - это стратегии ведения урока в целом.
Концептуальная таблица.
Прием «концептуальная таблица» особенно полезен, когда предполагается сравнение трех и более аспектов или вопросов. Таблица строится так: по горизонтали располагается то, что подлежит сравнению, а по вертикали различные черты и свойства, по которым это сравнение происходит:
- Заполните свой «дневник исследователя»:
Что я знаю о тундре? | Что я узнал нового о тундре? |
Дети заполняют левую колонку. При работе с различными источниками информации, во время пауз и остановок, учащиеся заполняют правую колонку «дневника исследователя», исходя из полученной информации и своих знаний, опыта.
ЗНАЮ | ХОЧУ УЗНАТЬ | УЗНАЛ |
Первые люди жили стаей, затем общинами. Чтобы добыть себе питание люди кочевали. | Где появились первые люди? Как люди заселили нашу Землю? Почему сейчас люди не кочуют? | Ответы на поставленные вопросы учащиеся находят в тексте учебника в течение урока. Если нет ответа на поставленный вопрос –работа продолжается дома. |
Таблица «Что? Где? Когда? Почему?». Это простой и знакомый прием. Таблица заполняется на стадии осмысления по ходу работы с информацией.
Кто? | Что? | Где? | Когда? | Почему? |
|
|
|
|
|
Прием работы с таблицей «Плюс, минус, интересно» формирует навыки анализа и классификации изучаемой информации. Заполняя такую таблицу, учащиеся учатся точно работать с информацией, не искажая её смысла.
Стадия вызова. Игра «Верите ли Вы, что…».
Правила игры:
- У вас на столах лежат листочки, на которых начерчена таблица, как у меня на доске. Цифрами я указала № вопросов.
- Я вам читаю вопросы, которые начинаются со слов «Верите ли Вы, что ...». Вы обсуждаете ответы в группах.
- Если вы верите, то во второй строке поставьте знак «+», если нет, то «-».
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
|
|
|
|
| |||||
|
|
|
|
|
Данные сравнительные таблицы помогают увидеть учащимся не только отличительные признаки объектов, но и позволяют быстрее и прочнее запоминать информацию. Составление сравнительных таблиц можно использовать как на стадии вызова, так и на стадии осмысления. На стадии вызова лучше всего попросить ребят заполнять ее карандашом, так как после работы с текстом у детей могут возникнуть исправления, которые выполняются ручкой. Общее лучше обводить красной ручкой.
Инсерт
Индивидуальная работа, самостоятельное чтение статьи. Учитель обращается с просьбой по ходу чтения статьи делать в тексте пометки:
V- эту информацию знал, знаю, вспомнил;
+ - это новая для меня информация;
? - эта информация мне непонятна, у меня появились вопросы.
Чтение с пометками.
Каждому ученику раздать текст, который он читает, делая на полях пометки.
«Техника постановки вопросов»
Большое значение в технологии развития критического мышления отводится приемам, формирующим умение работать с вопросами. Вопросы – основная движущая сила мышления. Учащихся необходимо обращать к их собственной интеллектуальной энергии. Только ученики, которые задаются вопросами или задают их, по-настоящему думают и стремятся к знаниям. Уровень задаваемых вопросов определяет уровень нашего мышления.
На стадии вызова – вопросы, на которые учащиеся хотели бы получить ответы при изучении темы. На стадии рефлексии – демонстрация понимания пройденного.
«Тонкие вопросы» Кто… Что… Когда… Может… Будет… Было ли… Согласны ли вы… Верно… | «Толстые вопросы» Дайте объяснение почему… Почему вы думаете… Почему вы считаете… В чем разница… Предложите, что будет, если… Можно ли изменить роли так, чтобы сделать их противоположными… Что еще можно использовать вместо данного объекта? |
Чтобы научить детей формулировать различные типы вопросов используется прием «Ромашка вопросов». Для этого нужно заранее познакомить с различными видами вопросов. Учащиеся формулируют вопросы по какой-либо теме и записывают их на соответствующие лепестки ромашки.
Работа ведется над составлением таких типов вопросов:
Простые вопросы – вопросы, отвечая на которые нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определенную информацию.
Интерпретационные (уточняющие) вопросы – обычно начинаются со слова «почему?». Они направлены на установление причинно - следственных связей.
Оценочные вопросы – эти вопросы на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов.
Творческие вопросы – если в вопросе есть частица «бы», элементы условности, предположения, прогноза.
На стадии вызова необходимо вызвать интерес к уже имеющимся знаниям по изученной теме, активизировать учащихся. Для этого использовать прием "Верные и неверные высказывания". Ученики обсуждают в группах высказывания. Предположение групп выносятся на доску. |
высказывание | до | после чтения |
1. Глаза позволяют нам видеть мир красочным и объемным. |
|
|
2. Форма глаза напоминает яблоко. |
|
|
3. Глаза в сильные морозы мерзнут. |
|
|
4. Зрачок - это отверстие в глазу. |
|
|
5. В глазу имеется прозрачная линза. |
|
|
6. Изображение рассматриваемого предмета получается на сетчатке перевернутым. |
|
|
7. Полезно смотреть на солнце без защитных очков. |
|
|
На стадии размышления:
1. Ученики возвращаются в прежние группы и по очереди рассказывают свой текст, используя опорный конспект.
Аутотренинг.
2. Защита опорных конспектов. Эксперт рассказывает, остальные ученики добавляют и поправляют, задают вопросы.
3. Возврат к "Верным и неверным высказываниям".
Ученики вновь обсуждают в группах и на основе полученных знаний решают верно или неверно данное высказывание.
«Дерево предсказаний»
Прием «Дерево предсказаний» заимствован у американского учителя Дж. Белланса, работающего с художественным текстом. Этот прием помогает строить предположения по поводу развития сюжетной линии в рассказе, повести.
Правила работы с данным приемом таковы: ствол дерева – тема, ветви – предположения, которые ведутся по двум основным направлениям – «возможно» и «вероятно» (количество «ветвей» не ограничено), и, наконец, «листья» – обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения.
«Синквейн»
Происходит от французского « cing» – пять.
Это стихотворение, состоящее из пяти строк. Используется как способ синтеза материала. Лаконичность формы развивает способность резюмировать информацию, излагать мысль в нескольких значимых словах, емких и кратких выражениях. Правила написания синквейна:
1строка – тема стихотворения, выраженная одним словом, обычно именем существительным
2 строка – описание темы в двух словах, как правило именами прилагательными;
3 строка – описание действия в рамках этой темы тремя словами, обычно глаголами;
4 строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение автора к данной теме;
5 строка – одно слово, синоним к первому, на эмоционально-образном или философско – обобщенном уровне повторяющее суть темы)
синквейн может быть предложен, как индивидуальное самостоятельное задание; для работы в парах; реже как коллективное творчество. Обычно синквейн используется на стадии рефлексии. Как показывает опыт, синквейны могут быть очень полезны в качестве:
- инструмента для синтезирования сложной информации;
- способа оценки понятийного багажа учащихся;
- средства развития творческой выразительности.
Приведу примеры синквейна, написанных учащимися:
Земля
Плодородная, теплая.
Взращивает, кормит, дарует.
Недаром с любовью о ней говорим.
Матушка.
Болото
Травянистое, влаголюбивое.
Фильтрует, лечит, образует.
Природная фабрика торфа.
Влага.
Числительное
Количественное, порядковое
Изменяется, называет, считает
Без них не обойтись
Имена.
Наличие разнообразных методов даёт возможность делать уроки нестандартными, непохожими друг на друга.
Применение технологии «Критическое мышление» на уроках:
– способствует активизации мышления, повышает мотивацию;
– способствует самовыражению учащихся, дает возможность проявить себя, свои творческие способности;
– учит находить пути решения проблемы, сопоставлять свое мнение с другими, с тем, чтобы вынести обоснованное суждение;
– способствует взаимоуважению, поощряет взаимодействия, развивает коммуникативные навыки;
– заставляет учеников задумываться. Навыки критического мышления нужны, чтобы обеспечить понимание между людьми, принимать различные взгляды на мир, способствовать самореализации личности учащихся.
Развитие критического мышления у учащихся можно отследить по следующим показателям:
-рефлексивность (суммирование и систематизация новой информации);
-прагматичность (умение применять полученные знания на практике);
- готовность к планированию;
-гибкость (готовность воспринимать идеи других, анализировать положительные и отрицательные стороны в выступлениях других);
-готовность исправлять свои ошибки, а не оправдывать свои неправильные решения.
Применение приемов технологии РКМЧП (синквейн, заметки на полях, кластер, тонкие и толстые вопросы, чтение с остановкой и др.) позволило повысить интерес учащихся к урокам русского языка, литературного чтения, окружающего мира, повысить уровень речевого развития, умение систематизировать изучаемый материал, устанавливать причинно – следственные связи.
Развитие умения работать с информацией:
Уровень развития | Умение систематизировать материал | Умение устанавливать причинно-следственные связи | ||
3 класс | 4 класс | 3 класс | 4 класс | |
Допустимый | 36,4% | 59,2 % | 40,9% | 68,2% |
Средний | 40,9% | 31,8% | 36,4% | 22,7% |
Низкий | 22,7% | 9 % | 22,7% | 9,1% |
Промежуточный контроль показал возрастание качества успеваемости учащихся, а также формирование навыка самостоятельности, творческой активности. С предлагаемыми контрольными работами (УМК «Гармония») дети справляются без затруднений в более короткие сроки, чем дети других классов, показывает устойчивые результаты (КО – 65 %, успеваемость- 100%).
В результате работы большинство ребят научились пользоваться памятками, слаженно работать в группах и учитывать мнения других как дополнительный источник информации для ответов на вопросы. Избавляясь от подсказок, они помогают друг другу через вопрос. Учащиеся перестали испытывать затруднения при работе с разнообразными источниками информации, научились применять свои знания на практике при выполнении письменных работ. Результативность деятельности проявилась в том, что многие учащиеся в процессе обучения освоили опыт анализа собственной деятельности, научились критически относиться к своим действиям и оценивать поступки людей и свои собственные. Учащиеся стали более организованными, общительными, активными в процессе обучения, что проявляется во время бесед. Дети активно принимают участие во Всероссийских конкурсах, олимпиадах и викторинах; пишут стихи, рассказы, сказки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Освоение способов мышления деятельности учащимися начальных классов»
Глобальные изменения в информационной, коммуникационной, профессиональной и других сферах современного общества требуют корректировки содержательных, методических, технологических аспектов образования...
Формирование основ критического мышления у обучающихся начальной школы
Формирование основ критического мышления у обучающихся начальной школы...
Развитие мышления у учащихся начальных классов через дидактическую игру
Игра стимулирует познавательную активность учащихся, вызывая у них положительные эмоции в процессе учебной деятельности. Помня слова А. С. Макаренко о том, что «хорошая игра похожа на хорошую работу»,...
Формирование основ критического мышления у учащихся начальных классов.
Эта статья была написана для выступления на городском семинаре. Актуальность применения ТРКМ, и краткое освещение некоторых приемов и методов, которые можно использовать в начальной школе. Также...
Развитие логического мышления у учащихся начальных классов с использованием технологии развития критического мышления
Итоговая работа по модулю инвариантной части курсов повышения квалификации ИОЧ «Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования»...
«Приёмы технологии развития критического мышления, используемые в начальной школе».
Презентация предназначена для учителей начальной школы....