Использование технологии критического мышления для формирования у учащихся начальной школы учебно-познавательных, информационных, коммуникативных компетенций
статья на тему

Статья "Использование технологии критического мышления для формирования у учащихся начальной школы учебно-познавательных, информационных, коммуникативных компетенций"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

Использование технологии критического мышления для формирования у учащихся начальной школы учебно-познавательных, информационных, коммуникативных компетенций

Толченникова Н.Н., Кошик Л.Н., Мязина О.Т., Коротина И.Н.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1 им. З.Я. Лавровского станицы Ленинградской муниципального образования Ленинградский район

В начальной школе закладывается основа формирования учебной деятельности. В соответствии со Стандартом на ступени начального общего образования осуществляется формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности – умение принимать цели, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе. (Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования)

Мир непрестанно меняется, требуя модернизации образования. Изменяются цели образования, принципы отбора содержания, организация образовательного процесса и оценка образовательных результатов. В настоящее время система образования должна работать на опережение. Главной задачей современного образования является подготовка компетентных людей – таких, которые были бы способны применять свои знания в разных, постоянно изменяющихся условиях, людей, способных к самообразованию, к сотрудничеству, к самостоятельному принятию ответственных решений.

Основная идея технологии развития критического мышления - конструирование такого процесса учения, в котором учащиеся совместно с учителем активно работают, сознательно размышляют, соотносят то, что они усвоили, с собственным опытом; работая с информацией разного вида, подтверждают, опровергают или расширяют знания, новые идеи, чувства или мнения об окружающем мире; предлагают и аргументируют возможности решения проблемы.

Технология критического мышления предполагает равные партнерские отношения, как в плане общения, так и в плане конструирования знания, рождающегося в процессе обучения. Работая в режиме технологии критического мышления, учитель перестает быть главным источником информации, и, используя приемы технологии, превращает обучение в совместный и интересный поиск.

Уроки в начальной школе способствуют развитию критического мышления благодаря разнообразному материалу и интерактивным подходам. Технология развития критического мышления через чтение и письмо выделяется среди инновационных педагогических идей удачным сочетанием проблемности и продуктивности обучения с технологичностью урока, эффективными методами и приемами. Используя технологию «Критическое мышление» на уроках литературного чтения, учитель развивает личность ученика, в результате чего происходит формирование коммуникативной компетенции, обеспечивающей комфортные условия для познавательной деятельности и самосовершенствования. Учитель стимулирует интересы ученика, развивает у него желание практически использовать знания по этому предмету, а также учиться, делая тем самым реальным достижение успеха в овладении предметом.

Технология критическое мышление помогает готовить детей нового поколения (в соответствии с новыми стандартами образования), умеющих думать, общаться, слышать и слушать других. Школьникам становится интересно учиться. Знания, полученные в рамках этой технологии, становятся актуальными для них, повышается качество образования и, самое главное, в центре внимания - личность ученика.

Критическое мышление есть мышление самостоятельное. Когда урок строится на принципах критического мышления, каждый ученик формирует свои идеи, оценки и убеждения независимо от остальных. Следовательно, мышление может быть критическим только тогда, когда оно носит индивидуальный характер, т.е. ученики должны иметь достаточно свободы, чтобы думать собственной головой и самостоятельно решать даже самые сложные вопросы.

Критическое мышление есть мышление социальное. Всякая мысль проверяется и оттачивается, когда ею делятся с другими. Когда спорим, читаем, обсуждаем, возражаем и обмениваемся мнениями с другими людьми, то уточняем и углубляем свою собственную позицию, поэтому, работая в русле критического мышления, учитель старается использовать на уроках виды парной и групповой работы, включая проведение дебатов и дискуссий, а также различные виды публикаций письменных работ учащихся, создание макета обложки.

Применение технологии развития критического мышления (ТРКМ) раскрепощает, придает уверенность учащимся. Ученик не боится ошибиться, высказать свое мнение. Учащийся в процессе обучения сам конструирует процесс, исходя из своих возможностей и способностей, реальных и конкретных целей, сам определяет конечный результат. Учение посредством личных открытий – долгий процесс. Учитель даёт учащимся возможность реализовать свои способности, найти себя. 

На методическом семинаре, проведенном с использованием дистанционных технологий в режиме он-лайн с г. Екатеринбургом «Центр развития образования», познакомились с технологией развития критического мышления. Освоение технологии дало мне понимание, что в основе способности к самообразованию и способности к саморегуляции своей деятельности лежат рефлексивные умения. А использование технологии развития критического мышления в учебно – образовательном процессе обучает рефлексии и способствует формированию учебно - познавательных, информационных и коммуникативных компетенций.

Использование технологии критического мышления позволяет формировать такое мышление, а значит, и формировать умения планировать и оценивать собственную деятельность, принимать взвешенные решения, анализировать различные стороны явлений, работать с информацией. Кроме этого, эта технология, которая способствует развитию коммуникативной компетентности.

Как же строится учебное занятие (технологию развития критического мышления можно использовать не только на уроках, но и на классных часах, на занятиях курсов внеурочной деятельности) в данной технологии?

Для развития критического мышления необходимо создание и применение специальных методических инструментов. Структура технологии критического мышления стройна и логична, так как ее этапы соответствуют закономерным этапам когнитивной деятельности личности. Методологические основы критического мышления включают три стадии, которые должны присутствовать на уроке в процессе познания: вызов (побуждение), осмысление (реализация), рефлексия (размышление).

В уроке, занятии, построенном в соответствии с рассматриваемой технологией, выделяются три стадии (фазы).

Первая стадия (фаза) – вызов. Задачи этой фазы: вызвать интерес у учащихся к теме, заинтересовать каждого ученика в получении новой информации; актуализировать имеющиеся знания, создать ассоциации, предположения, поставить цель деятельности. Причем цель ставит каждый ребенок сам для себя (а не учитель). На стадии вызова целесообразно сочетать индивидуальную и групповую формы работы.

Вторая стадия (фаза) – осмысление. На этой стадии идет работа с текстом. Главными задачами второго этапа являются: соотнесение полученной информации с тем, что школьнику уже известно; последующая систематизация информации. В процессе такой работы школьники учатся ставить вопросы, определять собственную позицию, выполнять различные логические операции. Задача учителя на данном этапе заключается в том, чтобы с помощью ряда методических приемов помочь ученикам отследить сам процесс познания (получения новых знаний) и понимания.

Третья стадия (фаза) – рефлексия. На этой стадии информация анализируется, интерпретируется, творчески перерабатывается. Организация работы школьников на третьем этапе направлена на целостное осмысление и присвоение информации; выработку собственного отношения к изучаемому материалу, собственной позиции; анализ всего процесса изучения материала.

На каждой стадии используются различные приемы, направленные на достижение необходимых задач и получение требуемого результата. Стоит отметить, что многие приемы могут быть применимы на разных стадиях.

Использование в своей педагогической практике технологии критического мышления помогает понять путь познания ученика, а значит, планировать и организовывать образовательный процесс, выбирая эффективные методы и технологии обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Возможности использования технологии критического мышления в начальной школе»

Введение  Все: учителя, школьники, родители выстраивают свой идеал школы. Конечно, этот идеал у нас неодинаков. Но мы уверены, что если собрать все мнения, наверняка получится, что школа, с од...

Использование технологии критического мышления в начальной школе

Использование технологии критического мышления в начальной школе...

Статья по теме : \'\'Использование технологии критического мышления в развитии речи учащихся на уроках литературного чтения \'\' .

В статье помещены этапы работы приёма " чтения с остановками"  , \'\'прогноз "  при работе с короткими текстами на уроке литературноо чтения в начальной школе ....

Использование технологии критического мышления в начальной школе.

Работая с детьми младшего школьного возраста, я старалась  найти такие методы и приёмы работы на уроках литературного чтения, которые бы совершенствовали мыслительные способности учащихся и...

Доклад по самообразованию на тему: Использование технологии критического мышления на уроках в начальной школе

Доклад по самообразованиюна тему: Использование технологии критического  мышления на уроках в начальной школе.(из опыта работы)....

"Использование технологии критического мышления на уроках чтения в начальных классах»

"Использование  технологии критического мышления  на уроках  чтения в начальных классах»...

Статья использование технологии критического мышления в развитии речи учащихся.

Статья использование технологии критического мышления в развитии речи учащихся....