Статья на тему: "Использование развивающих игр при работе с одарёнными детьми"
статья (1 класс) по теме
" Одарённость человека--- это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе особого внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать всё необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод." В.А.Сухомлинский
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_.docx | 19.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья на тему: «Использование развивающих игр при работе с одарёнными детьми»
«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра --- это
огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается
живительный поток представлений, понятий. Игра--- это искра, зажигающий
огонёк пытливости и любознательности»
(Василий Александрович Сухомлинский)
В настоящее время мы переживаем большие изменения в развитии современного общества. Большое влияние на совершенствование всей системы образования в стране оказывает социальный заказ общества. Говоря о единых образовательных стандартах в новой системе образования, моделью успешного современного человека должна стать творческая, активная личность, способная проявить себя в нестандартных условиях, которая может гибко и самостоятельно использовать приобретённые знания в разнообразных жизненных ситуациях.
Одним из путей решения данной проблемы является создание условий для развития способностей каждого ребёнка. Это может быть и работа с одарёнными детьми, и способными детьми, в отношении которых есть серьёзная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их возможностей.
Одна из основных задач современной школы состоит в том, чтобы помочь учащимся в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал.
Изучение математических способностей школьников и условий их формирования и развития весьма важно для практики школьного обучения, так как математика один из наиболее важных предметов школьного курса. Проблема развития математической одаренности школьников, как и общей одаренности, также не является принципиально новой. Во многих странах наблюдается значительный рост интереса к проблемам математического образования. Это связано с тем, что значение математики в жизни человеческого общества возрастает с каждым днем. Как утверждал величайший философ Платон: «человек, способный к математике изощрен во всех науках».Математические методы и математический стиль мышления проникают всюду. Поэтому перед педагогами стоят задачи выявления талантливых школьников, поддержка тех, кто нашел себя, самообразовываясь в работе с учителем и создание среды для поддержки всех остальных детей. Какого же ребенка считать одарённым? Условно можно выделить следующие категории одаренных детей:
-дети с необыкновенно высокими общими интеллектуальными способностями;
-дети с признаками специальной умственной одаренности в определенной области наук и конкретными академическими способностями;
-дети с высокими творческими (художественными) способностями;
-дети с высокими лидерскими (руководящими) способностями;
-дети, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью мышления и психического склада.
Чем раньше начать развитие способностей, тем выше вероятность их дальнейшего раскрытия и совершенствования.
Основные направления организации работы в развитии математического мышления я считаю использование дидактических игр и логических заданий на уроках математики, проведение математических соревнований, подготовка и проведение олимпиад, исследовательская работа, внеурочная деятельность.
Внеклассная работа составляет неразрывную часть учебно-воспитательного процесса обучения математике, сложного процесса воздействия на сознание и поведения младших школьников, углубление и расширения их знаний и навыков.
Необходимость массовой внеклассной работы по математике с учащимися начальных классов вызвана тем, что наше общество ждет от школы всесторонней подготовки подрастающего поколения в жизни. В проведении внеклассной работы опираюсь на любовь учащихся этого возраста к сказкам и различным интересным, веселым историям. Задачи повышенной трудности, логические задачи и занимательный материал, предлагаемый в учебниках - это собственно упражнения для внеклассных занятий. Часть этих упражнений решается в классе при всех учащихся, так как именно эти упражнения (или им подобные) связывают содержание и формы классных и внеклассных занятий.
Создание игровой атмосферы развивает познавательный интерес и активность учащихся, снимает усталость, позволяет удерживать внимание. Процессы развития мышления младших школьников идут за счёт того, что игры посильны даже не самым сильным ученикам. Чувство абсолютного равенства, создание атмосферы радости, осознание посильности всех заданий позволяет преодолеть застенчивость, что благотворно отражается на учебных результатах. Именно учебная деятельность определяет дальнейшее психическое развитие ребёнка, в ней формируется способность к рефлексии как универсальный способ отношения человека к собственной деятельности. В этом возрасте значительное место занимают различные игры с правилами--- интеллектуальные и подвижные, в которых продолжают развиваться важнейшие качества и способности: речь, произвольность и внутренний план действия. Для того чтобы игра носила развивающий характер и соответствовала психологическим задачам возраста (т.е. способствовала развитию рефлексивной способности ) это должна быть:
--- игра по правилам или с правилами;
--- коллективная, партнёрская игра;
--- в ней должны быть созданы условия для выстраивания каждым играющим своей стратегии;
---в игре должна ставиться цель--- выиграть (соревновательная игра).
В играх младшего школьника может быть использован любой материал: речевой, математический, реальные предметы или знания (викторина). Игрой может стать любой вид деятельности. Это могут быть настольные, режиссёрские, подвижные игры.
Возможность думать, размышлять в уме, считать «про себя», а не вслух--- это компонент рефлексивной способности человека. Для тренировки действий в уме лучше всего использовать специальные игры, среди которых игры-лабиринты и игры с поворотами. В играх-лабиринтах важно не только найти верный путь, но и «держать в уме» правило выхода из лабиринта. Каждый раз альтернативу выбора следующего хода надо соотносить с правилом. Получается, что глазами «бежать» легко и быстро, но теряется «дорога», а трудно в уме удерживать правило, постоянно при каждом выборе направления возвращаясь к нему.
Игры с поворотами тоже ставят играющего в ситуацию необходимости действовать в уме: мысленно поворачивать предметы, подчинять свои действия определённым правилам, планировать свои действия и их последовательность, т.е. разрабатывать стратегию решения задачи. Наличие образца даёт возможность проконтролировать правильность своих действий в уме. Например, раскрасить кошку по образцу при изменении её положения в пространстве (лёжа на спине, на животе и т.п.).
Партнёрские игры ставят задачу прогнозирования и планирования своих действий в зависимости от действий партнёра. Игра «Палочки» состоит из нечётного количества тонких 10-ти см палочек. Правило игры заключается в том, что достать из кучки палочку для себя, не нарушая исходное взаиморасположение. Для решения игровой задачи ребёнок должен учитывать положение намеченной палочки относительно соседних и её опору на них. Игра развивает умение каждый раз строить свои игровые действия исходя из новых условий задачи. А по логике игры условия каждый раз меняются, и эти изменения зависят от игровых действий партнёра. Умение планировать, прогнозировать, выстраивая выигрышные стратегии, развивается в хорошо знакомых играх , как «Крестики-нолики», «Морской бой», «Шашки», «Шахматы» и др.
Для одаренных детей очень важно, чтобы игры, которые им нравятся, не просто развлекали, но и еще давали возможность получить новые знания и умения. В процессе игры дети могут и сами ставить задачи, продумывать пути их решения и, в конце концов, преодолевают все трудности. Для каждого ребенка это важно, но для одаренного особенно. Задача педагогов состоит в том, чтобы создать условия, при которых любой ребёнок мог продвигаться по пути к собственному совершенству, умел мыслить самостоятельно, нестандартно. Этот путь и будет называться «самосовершенствование ребенка в условиях образовательного процесса». Другими словами, образовательный процесс, выстроенный с помощью целенаправленной педагогической деятельности, должен представлять собой совокупность условий, при которых каждый ребёнок будет осуществлять продвижение (развиваться), открывая и осваивая свой собственный потенциальный дар, т.е. одарённость. Базой для создания таких условий должна стать специально организованная работа, и особая роль здесь отводится развивающим играм и заданиям, предлагаемых ученикам. Работая с талантливыми детьми, мы должны учитывать интересы каждого ребёнка и ориентироваться на личностные характеристики, оказывать помощь в решениях проблем и принимать участие в их судьбе. Одаренность детей может быть установлена и изучена только в процессе обучения и воспитания, в ходе выполнения ребенком той или иной содержательной деятельности. Закончить свое выступление я хочу словами Василия Александровича Сухомлинского: «Одаренность человека — это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе особого внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья по теме "Исследовательская работа с одарёнными детьми в начальной школе"
Хотелось бы поделиться с вами опытом работы с одарёнными детьми нашей школы. В современном российском обществе возрастает потребность в людях неординарно мыслящих, творческих, активных, способных нест...
Работа с одарёнными детьми. Презентация + статья
Мой творческий отчёт по работе с одарёнными детьми. В статье описана внеурочная работа, проводимая в течении 4 лет с детьми, которые обучались по системе Эльконина-Давыдова....
Статья "Информационные технологии в работе с одарёнными детьми
Использование информационных технологий способствует развитию интеллектуально-творческого потенциала одарённых детей, помогает им самореализовываться, способствует приобщению детей к научно- исследова...
статья "Система работы с одарёнными детьми в начальной школе"
В статье представлены основные направления работы с одарёнными детьми (из опыта работы)...
Статья "Организация исследовательской работы с одарёнными детьми в начальной школе"
В данной статье описан опыт работы с одаренными детьми в начальной школе по курсу «Я-исследователь» и программе «Родители - помощники в проектной и исследовательской деятельности обучающихся»....
Система работы с одарёнными детьми в урочной деятельности. Возможности современных УМК в работе с одарёнными детьми.
Сегодня в российском образовании чрезвычайно актуальна проблема выявления, развития и поддержки одарённых детей. Раскрытие и реализация их способностей и талантов важны не только для одарённого ребёнк...
Работа с одарёнными детьми: подходы, методы, перспективы. Трудности в работе с одарёнными детьми. Платформы для дальнейшего развития.
В данной статье рассматриваются современные подходы к работе с одарёнными детьми, а также анализируются существующие методики и перспективы дальнейшего развития этой области педагогики....