Публикация «Работа с высокомотивированными и одарёнными детьми начальной школы в рамках проектно- исследовательской деятельности: достижения, перспективы»
статья

Галина Иосифовна Ушакова

Статья посвящена вопросам развития детской одарённости

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2020_publ_rabota_s_vysokomotiv_odaryonnymi_detmi.docx25.08 КБ

Предварительный просмотр:

Тема публикации

«Работа с высокомотивированными и одарёнными детьми  начальной школы в рамках проектно- исследовательской деятельности: достижения, перспективы»

учителя начальных классов

МОУ«Гимназия №8» г. Энгельса

Ушаковой  Галины Иосифовны

Начальная школа – это стартовая ступень образования. Старт формирования нового поколения России. Именно здесь закладывается фундамент компетентностной личности. Очень важно, с какими компетенциями выйдет молодое поколение в жизнь.

        Если оттолкнуться от ФГОС общего начального образования, то сегодня наиболее актуально решение следующих задач:

  1. Воспитание активной познавательной личности;
  2. Развитие личности ребенка, его творческих способностей;
  3. Формирование интереса к учению через освоение опыта активных видов учебной деятельности.

       Для реализации этих задач  считаю  необходимым создание научно-исследовательской образовательной модели для высокомотивированных и одарённых детей, которая обеспечит высокое качество образования через становление ключевых компетенций.

По мнению психологов, благоприятным возрастным периодом для включения детей в исследовательскую деятельность является  младший школьный возраст.

За годы многолетней педагогической деятельности сложилась своя  система работы с одарёнными детьми,  создана собственная модель исследовательской деятельности и спроектирован ее результат. Для меня, педагога с многолетним стажем, очень важно научить ребёнка мыслить, творить и не только  распознать интеллектуально- творческий потенциал каждого ребёнка, но и успеть развить его в младшем школьном возрасте. Могу сказать одно, что в специальном развитии нуждается интеллектуально- творческий потенциал всех детей.

В рамках организации внеурочной деятельности (в течение 4 лет) по научно-исследовательскому направлению у обучающихся класса  формируется готовность и способность к саморазвитию, мотивация к обучению и познанию. Программа реализуется в рамках гимназического обучения и основана на элементах развивающего обучения с учётом развития обучающихся класса.  Такое обучение сохраняет индивидуальность каждого ребенка, развивает интерес к предмету, развивает способность выдвигать новые неожиданные идеи, отличающиеся оригинальностью мышления.

       Познакомимся с моделью, которая содержит следующие конструкты:

  • направление исследовательской деятельности – гуманитарное, естественно-математическое, историко-краеведческое, социально-психологическое и страноведческое ;
  • виды исследовательской деятельности -

по количеству участников (индивидуальные, групповые,  

коллективные);

  •       по месту проведения (урочные и внеурочные);

по времени проведения (долговременные и краткосрочные);

  •           форма занятий, позволяющих представить результаты исследований;
  • возможности УМК;
  •           результаты исследовательской деятельности (ИД), которые включают в себя  образовательные продукты и формирование общих учебных действий в рамках ИД

Модель проецирует формирование двух ключевых компетенций:

  1. Исследовательская компетенция – ученик ориентированный на активный поиск информации, имеющий навык самостоятельного движения в информационном пространстве.
  2. Творческая компетенция – ученик – созидатель, творец, а созидательная деятельность, это деятельность, в результате которой появляется что-либо новое и оригинальное.

Считаю, что сформированные ключевые компетенции  рассматриваются,  как ключ к формированию универсального качества  КРЕАТИВНОГО человека  (креативность понимается как способность к творчеству, к нестандартным способам решения задач, способность к открытию нового и созданию уникального продукта).

        Что же мы называем исследовательской деятельностью  учащихся?  ИДУ – образовательная технология, использующая в качестве главного средства учебные исследования.

        Обратимся к опыту работы.

        Рассмотрим наглядно гуманитарное направление исследовательской деятельности.

        Стало традицией в рамках уроков русского языка, литературного чтения, предметных кружков проводить клубные занятия знатоков русского языка «Хочу рассказать о слове». Лучшие работы представляю  на гимназическую конференцию и региональный творческий конкурс знатоков русского языка «Радуга слова». Такая исследовательская работа мобилизует не только знаниевые основы, заложенные в процессе обучения русскому языку, но активизирует навыки самостоятельной деятельности в сфере научного исследования, развивает креативные способности учащихся и навыки презентации своего творчества. Интересны  работы  победителей гимназической конференции: Шевченко Матвея, Козлова Прохора, Казанцевой Даши.

        Инновационные программы и учебники, по которым я работаю- ориентируют учителя на практическое  использование словарей в учебном процессе.

        На протяжении нескольких лет веду продуктивную исследовательскую работу по созданию школьного этимологического словаря. В процессе работы с высокомотивированными и одарёнными детьми  создан единый творческий, не побоюсь сказать, научный коллектив учащихся, работающий над общей проблемой «Этимология слова». Результатом такой деятельности стал широко используемый образовательный продукт  – «Школьный этимолого-орфографический словарь русского языка с иллюстрациями».

Следующее направление исследовательской деятельности– естественно-математическое. Детская экспериментирование заключается в том, что при помощи несложных опытов можно объяснить суть многих явлений и процессов. Метод экспериментирования можно использовать не только для объяснений на уроках окружающего мира явлений живой и неживой природы, но и для формирования умений измерять величину, времени.

         Перейдем к историко-краеведческому направлению. Развитию интереса к истории родины, формирования патриотического отношения к своей малой родине, изучению семейной истории, воспитанию любви к родителям, близким способствует творческие проектно-исследовательские работы. Для итоговой оценки метапредметных результатов выпускников начальной школы гимназии в прошлом учебном году  проводился практико-ориентированный коллективный проект с элементами поисковой деятельности, целью которого стала проверка сформированности познавательных,  коммуникативных и регулятивных универсальных действий. В  рамках технологии системно- деятельностного подхода проходила подготовка и защита групповых  проектов  «Культурное наследие России. Наши  знаменитые земляки». Эта тема прозвучала  в историческом контексте изучения родного края, Саратовской губернии. Ребята пришли к  общему  выводу: таланты знаменитых земляков  составляют истинную гордость Саратовской земли.

          Результатом информационного  проекта  4а класса по теме «Культурное наследие России. Наши знаменитые земляки» стал образовательный продукт в форме презентаций «Творческое наследие А.Г. Шнитке, Л.А. Кассиля, А.А. Мыльникова». Были  оформлены стенгазеты  по данной тематике,  содержательные презентации для  распространения среди  обучающихся  начальных  классов  гимназии,   разнообразные плакаты по следующим тематикам: «Художники-земляки», «Герои ХХ века, прославившие  Саратовскую  область», «Спортсмены-земляки» и «Музыканты-земляки». Изучая  жизнь и творчество  знаменитых  земляков, прославивших родной  край, ребята  испытывали  чувство гордости, патриотизма, желание  сохранить и приумножить культурное  наследие Саратовской  земли.  Выпускники начальной школы  смогли самостоятельно сформулировать цель и задачи своей деятельности, распределить роли внутри группы, осуществить самоконтроль и взаимоконтроль в группах, направляли друг друга, сумели представить результаты своей деятельности в виде красочных плакатов, высказывать свое мнение, защитить презентацию, ответить на вопросы одноклассников и гостей по данной теме.

В ходе самостоятельной групповой деятельности дети показали хороший уровень знаний по многим предметам и одновременно расширили кругозор по окружающему  миру (раздел краеведение), литературе, русскому языку, информатике, тем самым,  подтверждая способность самостоятельно находить необходимую информацию в тексте учебника, в Интернете и умения применять их в новой ситуации.

      Социально-психологическое направление ИД позволяет ребятам под руководством психолога и педагогов вести волонтерское движение, представлять на конференции исследовательские проекты. Членами НОУ был отмечен исследовательский проект учащихся «Как справляться с немогучками».  Это мотивирует детей к самопознанию, познанию других людей, пробуждает интерес к внутреннему миру человека, учит принимать во внимание чувства другого человека в конфликтной ситуации, обеспечивает появления у ребят потребности в саморазвитии. В ходе ИД ребята не только участвуют в ролевых играх, но и сами их придумывают.

                Нужно ли заниматься исследовательской деятельностью в начальной школе?  Несомненно. Анализ работы по данному направлению подтверждает  активное участие  моих  обучающихся в  олимпиадах, марафонах, конференциях, конкурсах   и  смотрах  знаний  различного  уровня. Отмечу, что проектно-исследовательская деятельность выходит за рамки образовательной программы. На протяжении 20 лет в гимназии работает НОУ  обучающихся. Интересные исследовательские проекты имеют право представлять и  обучающиеся начальных классов. Учащиеся  моего класса защищают не только индивидуальные, но и  коллективные  исследовательские проекты.

        Реализуемая мною  программа  «Введение в научно-исследовательскую работу» позволяет ребятам творчески развиваться по интересам и в индивидуальном темпе, а психологический комфорт даёт  шанс каждому открыть себя как индивидуальность, как личность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование у младших школьников интеллектуальных способностей и исследовательских умений и навыков в рамках реализации ФГОС второго поколения во внеурочной и урочной деятельности. Формы организации проектно-исследовательской деятельности учащихся.»

В концепции Федеральных государственных стандартов 2 поколения определено понимание основного результата образования как индивидуального прогресса в основных сферах личностного развития, достиг...

Работа над проектно-исследовательской деятельностью школьников, как одно из направлений поддержки и развития одарённости детей младшего школьного возраста

Проектная деятельность в начальной школе Подготовила: Голяева Людмила Николаевна, учитель начальных классов 1.Актуальность проектаОдной из приоритетных задач современной школы является...

Развитие интеллектуальной одарённости обучающихся 1 класса через проектно-исследовательскую деятельность во внеурочное время

Проектная деятельность – это выполнение какой-либо творческой работы совместно либо индивидуально.  В процессе выполнения проектно-исследовательских работ у детей формируется позитивная самооценк...

Взаимосвязь интеллектуального развития и творческих способностей младших школьников в рамках проектно-исследовательской деятельности

В статье изложены особенности взаимосвязи интеллектуального развития и творческих способностей младших школьников в рамках проектно-исследовательской деятельности...

Статья "Проектно-исследовательская деятельность младших школьников в рамках работы школы полного дня"

Статья рассматривает специфику организации проектно-исследовательской работы с учащимися прогимназии № 698 г. Санкт-Петербурга, функционирующего в режиме школы полного дня. Статья раскрывает основные ...

«Работа с высокомотивированными начальной школы в рамках проектно- исследовательской деятельности»

В рамках организации внеурочной деятельности (в течение 4 лет) по научно-исследовательскому направлению у обучающихся класса формируется готовность и способность к саморазвитию, мотивация к обучению и...

Исследовательская работа: «Проектно-исследовательская деятельность младших школьников в рамках внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС: опыт организации»

Проблема использования свободного времени подрастающего поколения в целях всестороннего развития и воспитания всегда была насущной для общества. Воспитание и развитие детей происходят в любой момент...