Индивидуальный образовательный маршрут обучающегося начальных классов
методическая разработка
Использование индивидуального образовательного маршрута — специально разработанной программы (совместно с обучающимся и его родителями) дает школьнику возможность обучаться по индивидуальной образовательной траектории. При реализации индивидуального образовательного маршрута обучающийся осваивает учебное содержание на оптимальном для него уровне, выбирает пути, способы, методы постановки и достижения цели. При этом решается проблема занятости детей во внеурочное время, организуется целесообразная деятельность ребенка по саморазвитию и самосовершенствованию, происходит углубление знаний по предметам, развивается познавательная активность и коммуникативные навыки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shutova_sp_individualnyy_obrazovatelnyy_marshrut_obuchayushchegosya_nachalnyh_klassov.docx | 22.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Индивидуальный образовательный маршрут обучающегося начальных классов
Традиционные формы и методы обучения, ведущие младшего школьника по обобщенному единому для всех образовательному пути, не развивают в нем стремления к самореализации. При максимальном учете индивидуальных особенностей обучающегося, для формирования комплекса умений его самосовершенствования одним из способов решения проблемы является разработка ИОМ. Данная практика направлена на возможность удовлетворения образовательных потребностей высокомотивированных обучающихся.
Цель разработки ИОМ: создание условий для планомерного формирования и развития у обучающихся интеллектуальных и практических знаний, умений, творческих способностей, развитие умения самостоятельно их приобретать и использовать для саморазвития. Задачи, на решение которых направлен ИОМ: повысить уровень учебной мотивации, создать условия, обеспечивающие обучающемуся выбор содержания в соответствии со способностями и интересами; формировать умения применять теоретические знания на практике.
Одна из главных задач начальной школы - формирование и развитие образованной, творческой, компетентной личности, способной жить в динамично развивающейся среде, готовой к самореализации как в своих собственных интересах, так и в интересах общества. Одной из базовых компетентностей обучающегося является учебно-познавательная компетенция, включающая в себя компетенции ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности (в общеучебной деятельности, во внеурочной деятельности по предметам, в общественной активности ребёнка). При этом каждый обучающийся получает возможность для формирования индивидуальной образовательной траектории через построение индивидуального образовательного маршрута (Приложение 1) — специально разработанной программы (совместно с обучающимся и его родителями), где учитель оказывает обучающемуся всестороннюю помощь в самоопределении и успешной самореализации. Чтобы обеспечить потребности обучающихся в саморазвитии, требуется создание особых условий, чему предшествуют такие этапы организационной работы:
1 этап – диагностический. Изучение способностей, интересов, интеллектуальных возможностей обучающихся. Эти данные можно получить в ходе диагностирования. Для получения достоверных данных рекомендуется использовать несколько диагностик. Если диагностику проводят психологи, социальные педагоги или другие специалисты – обязательно прописываются рекомендации. Рекомендуемые диагностики:
- Карпова Г.А. «Учебная мотивация»
- Климов Е.А. «Карта интересов»
- Опросник Г. Айзенка «Личностные особенности (для младших школьников)»
- Дж.Морено «Социометрия» и т.д.
2 этап. Определение функциональных возможностей обучающегося. На данном этапе проводится анализ общеучебных умений ученика, его успеваемости, участие и результативность в олимпиадах, конкурсах, акциях, конференциях различного уровня, оговариваются возможные технологии, методы, формы и приемы работы.
3 этап. Разработка индивидуального образовательного маршрута. На данном этапе работы планируется содержание деятельности обучающегося с выбором форм, методов, способов обучения, которые будут способствовать развитию познавательных интересов ребёнка, его самореализации. Их выбор зависит от потребностей, возможностей и интересов ребенка, родительских ожиданий, предметно – пространственной среды школы и т.д. Обязательно оговаривается планируемый результат.
4 этап. Оценка и самооценка успехов обучающегося. Это этап очень важен. Нужно заранее договориться с обучающимся о периодичности анализа результатов продвижения по маршруту, определения того, что получилось достичь, а чего нет. При необходимости, проводится корректировка маршрута.
К разработанному ИОМ прикладывается лист достижений обучающегося по предмету за предыдущие учебные годы.
При реализации индивидуального образовательного маршрута обучающийся осваивает учебное содержание на оптимальном для него уровне, выбирает пути, способы, методы постановки и достижения цели. При этом решается проблема занятости детей во внеурочное время, организуется целесообразная деятельность ребенка по саморазвитию и самосовершенствованию, происходит углубление знаний по предметам, развивается познавательная активность и коммуникативные навыки.
В методике реализации данного маршрута используются различные формы учебной деятельности. Основная форма – индивидуальные и групповые занятия, где применяются такие методы обучения:
- Беседа
- Работа с графическим материалом и символами.
- Работа в группе
- Оформление результатов работы и ее анализ.
- Ситуация успеха.
- Интерактивные методы.
Технологии обучения: здоровьесбергающие; проектные; исследовательская деятельность; ИКТ; технология дифференцированного обучения.
Оценочные средства:
- Портфолио.
- Лист достижений.
- Самооценка.
Измерители результативности практики:
- Мониторинг предметных и метапредметных результатов обучающегося.
- Анализ результативности участия обучающегося в олимпиадах, конкурсах. конференциях различного уровня.
- Анализ удовлетворенности обучающегося, родителей результатами, полученными в результате реализации ИОМ.
Для разработки индивидуального образовательного маршрута обучающегося недостаточно только определения способностей ребёнка. В этом вопросе важна заинтересованность самого обучающегося и его родителей. Посильное участие в совместной деятельности родителей по реализации ИОМ, интерес к результатам работы ребёнка по индивидуальному образовательному маршруту, моральная поддержка и помощь в работе, создание ситуации успеха – вот те обязательные моменты, которые, зачастую, родители упускают. Перед началом работы над ИОМ нужно обязательно провести беседу с родителями, познакомить с Положением об индивидуальном образовательном маршруте, оговорить все важные моменты. В ходе реализации ИОМ также следует держать тесную связь с родителями с целью анализа ожидаемых и полученных результатов, проведения необходимой корректировки. Индивидуальный образовательный маршрут должен учитывать особенности обучения и развития конкретного ребенка в определенный период времени. Нельзя один и тот же ИОМ применить к разным детям. Так же следует учитывать то, что сущность ИОМ состоит в том, что он отражает изменения, которые проходят в развитии и обучении ребенка, в корректировке педагогического процесса.
Учитель начальных классов
МБОУ «Агинская СОШ №1»
Саянского района, Красноярского края
Шутова Светлана Петровна
Приложение 1
Индивидуальный образовательный маршрут
ФИО ______________________________________
Предмет ___________________________________
Срок реализации ___________________________
Учитель : __________________________________
Этап 1 – Диагностический.
№ | Используемая методика | Сроки | Краткое описание результата | Рекомендации |
1 | ||||
2 | ||||
3 |
Этап 2. Карта определения функциональных возможностей обучающегося
Виды деятельности | Временные периоды (1, 2, 3, 4 четверти или месяц и т.д.) | ||||
Участие обучающегося во Всероссийских интернет- олимпиадах и конкурсах | |||||
Анализ участия обучающегося в школьном этапе ВОШ по предмету | |||||
Результаты пробных ВПР, промежуточной аттестации по предмету, других мониторинговых процедур | |||||
Обсуждение плана работы, Подбор и согласование образовательных технологий для работы с обучающимся по предмету | |||||
Этап 3. Разработка индивидуального образовательного маршрута
Период | Тема | Основное содержание | Темы, задания для самостоятельной работы | Планируемый результат | Полученный результат | Выводы по усвоению темы |
Этап 4. Оценка и самооценка успехов обучающегося
Самооценка
«Что я хотел?» | «Что я сделал для достижения цели?» | «Чему научился?» | «Что необходимо сделать ещё?» |
Оценка педагога, комментарии, рекомендации
Период | Содержание |
Итоговая оценка | Комментарии |
Мониторинг качества выполнения ИОМ
Прохождение основной учебной программы по предмету | Освоение навыков самостоятельной деятельности по предмету | |
Результативность | ||
Проблемные аспекты |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальный образовательный маршрут учителя начальных классов
Тема самообразования: «Проектная деятельность как средство повышения познавательной активности и школьной мотивации в процессе обучения и воспитания младших школьников»...
Индивидуальный образовательный маршрут ученика начальных классов.
Методическая копилка. Работа с детьми ОВЗ в начальной школе....
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ ОБУЧАЮЩЕЙСЯ 4 КЛАССА СТРЕЛЬЧЕНКО КАРИНА 2020-2023 УЧЕБНЫЙ ГОД
Проблема работы с одарёнными детьми чрезвычайно актуальна для современного российского общества.Современная школа в условиях быстро меняющегося мира должна наряду с созданием целостной системы универс...
«Проектирование индивидуального образовательного маршрута обучающегося начальной школы»
Построение ИОМ обучающегося и создание необходимых условий для индивидуализации образовательного процесса для разных и равных детей в начальной школе....
Индивидуальный образовательный маршрут учителя начальных классов
Индивидуальный образовательный маршрут профессионального развития педагога.Тема самообразования: "Исследовательская и проектная деятельность в начальных классах"...
Работа с одарёнными детьми. Индивидуальный образовательный маршрут обучающегося 3 класса
Цель разработки индивидуального маршрута:-развивать интеллектуальные и творческие способности ученика 3 класса; обеспечить формирование и реализацию потребностей ученика в саморазвитии.Задачи разработ...
Индивидуальный образовательный маршрут обучающегося 1 класса
Индивидуальный образовательный маршрут составлен для работы с обучающимся на основании рекомендаций медико педагогического консилиума...